Файл: Барыкин, К. К. h = 533. (О московской телебашне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тоже можно объяснить то, что сегодня башня как новенькая.

Только крепче стала,— утверждают строители

идоказывают это лабораторными анализами бетона. Служба башни ведет за ним ежедневные наблюдения. Взятые в свое время кубики бетона— 15 на 15 сан­ тиметров каждый — продолжают подвергаться испы­ таниям, от которых иной материал состарился бы, ослаб. Бетон же по-прежнему демонстрирует свою

надежность. Однако для того, чтобы бетон стал таким надежным, его пришлось готовить тщательнейшим образом.

Цемент для бетона решили брать без каких-либо минеральных добавок. Поставщиком цемента стал Белгородский завод. А особый, пластифицированный цемент давал волковысский завод «Победа». Песок шел с Татаровского месторождения, гранитный ще­ бень— из Крессовского карьера. На протяжении все­ го строительства тщательно следили за тем, чтобы сырье было совершенно одинаковым, чтобы образцы из первых партий не отличались от того, что посту­ пало на стройплощадку, расположившуюся уже в поднебесье, в конце строительства.

Осуществлялся строгий контроль за тем, чтобы технические характеристики всех материалов были абсолютно точными. Каждую партию клинкера, каждый мешок цемента подвергали строжайшей про­ верке, проводили технологические испытания, раз­ личные анализы. Щебень имел высокую проч­ ность— около 1200 граммов на один кубический сан­ тиметр. Строго отобранный, размером от 20 до 60 миллиметров, щебень поступал на асфальтобетон­ ный завод № 2 Главмосстроя, где его дробили на ку­ сочки в 5— 15 миллиметров и 15— 22 миллиметра.

38

На всех этапах подготовки сырья каждый, кто занимался этим делом, помнил, что башня будет ра­ ботать в тяжелых условиях. Ствол ее вверху может подвергаться обледенению. Подушка льда, утверж­ дали метеорологи, нарастает так же, как на мачте попавшего в ураган судна. Но на башню не подни­ мешься сколоть лед. И будет он всей своей тяжестью давить на нее. В том районе, где строилась башня, относительная влажность воздуха зимой бывает до 90— 100 процентов. Учитывая это, бетонную массу го­ товили абсолютно однородной — такой, чтобы потом, через многие годы, башня не требовала особого ре­ монта. Прочность бетона с течением времени возрас­ тает. Через 28 суток после нормального твердения и электрообогрева прочность бетона, из которого строи­ лась Останкинская башня, соответствовала проект­ ной марке. Позднейшие анализы показали, что бетон не только прочнеет, но и становится более упругим и более стойким к атмосферным влияниям.

«Для Останкинского великана был разработан особый бетон. Прежде чем окончательно остановить свой выбор, строители забраковали 25 партий цемен­ та, пока не получили цемент необходимого качест­ ва»,— писали позже.

Цемент тоже имеет свою историю. Состав цемен­ та, который употребляют и ныне, описал каменщик из города Лидса Джозеф Аспдин. В 1824 году он получил патент на способ изготовления такого це­ мента. Цемент представлял из себя сероватый поро­ шок, похожий на размолотый камень. Добывался он в близлежащем местечке — Портленде. Может, по­ этому название «портлендский» и укрепилось за хо­ рошим цементом?

39



Но это не все. Вот что сообщила недавно газета «Социалистическая индустрия»: «Обнаруженные в последнее время советскими учеными архивные до­ кументы рассказывают.

Как строительный материал цемент употреблялся еще в начале X VIII века, но он был очень и очень не­ совершенен. А в 1813 году при строительстве различ­ ных сооружений и при восстановлении разрушенной пожаром 1812 года Москвы (особенно Кремля) стал впервые использоваться совершенно новый, так на­ зываемый силикатный цемент. Его создателем был русский человек — Егор Герасимович Челиев.

Кто же он такой? Е. Г. Челиев — уроженец Сара­ товской губернии. В 1787 году шестнадцати лет, по­ лучив образование, он поступил на службу сначала уездным землемером, потом стряпчим Саратовской губернии, межевым землемером.

С 1801 года Челиев живет в Москве, где в течение нескольких лет работает начальником мастерских военно-рабочей бригады по восстановлению камен­ ных строений в столице. Именно в эти годы Егор Ге­ расимович и создает цемент.

Позже, в 1825 году, Челиев выпустил книгу под названием «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель, или цемент...», в кото­ рой обобщил способы изготовления и применения своего цемента. При этом он указывал, что книга на­ писана им «по опыту произведенных в натуре строе­ ний»».

Цемент в качестве вяжущего вещества стал при­ меняться для приготовления бетона, строительного материала, известного еще древним римлянам. В прошлом веке парижанин Жозеф Монье делал из бетона большие корыта и выращивал в них тюльпа­

40

ны и розы. Но очень часто эти длинные ящики трес­ кались, ломались. Монье искал, как сделать, чтобы бетон служил дольше. Однажды ему попались под руку несколько железных прутьев. После недолгих раздумий он сунул их в сырую бетонную массу. Че­ рез несколько дней, когда бетон полностью затвер­ дел, ящики оказались значительно прочнее обычных. Теперь Монье стал все свои бетонные изделия арми­ ровать тонкой железной проволокой. С именем Монье связывают изобретение железобетона — мате­ риала, который в наше время играет такую большую роль во всех видах строительства.

Из железобетона стали делать мосты и перекры­ тия, возводить стены. В 1861 году русский артилле­ рийский офицер А. В. Гадохный испытал обручи для бетона. Из бетона даже пытались строить самолеты. Правда, это был уже не прежний бетон, это был предварительно напряженный бетон. Одно из от­ личий напряженных конструкций — их легкость, стройность. На протяжении долгих десятилетий мы привыкли видеть в камнеобразных материалах мас­ сивность, а ее-то и нет в большинстве напряженных конструкций. Они оставляют впечатление легкости. И при этом обладают запасом редкой прочности: го­ ворят же о бетоне —•«чугунной крепости» материал.

Кроме того, бетон послушен, ему нетрудно при­ дать необходимую форму, подчас сложную. Пьетро Луиджи Нерви, архитектор, построивший Малый римский спортивный зал, писал: «Бетон — это «жи­ вое существо», приспосабливающееся к любой фор­ ме, отвечающее любому требованию, выносящее лю­ бую нагрузку».

Еще одно свидетельство авторитета. Виднейший архитектор нашего времени Ле Карбюзье, после того

41


как в XX веке появились конструкции целиком из железобетона, сказал: «До этого нововведения, совер­ шившего коренной переворот в истории... строитель­ ства, строители возводили обычно дома не свыше 6 этажей. Настоящее время не знает больше ограни­ чений...» Это стало возможным благодаря железобе­ тону, который «отменил» их. Убедительным приме­ ром тому служит сооружение московской телебашни в Останкине.

«Железобетон Останкинской башни,— писал один из специальных журналов,— тяжелый монолитный железобетон, очень густо армированный металлом. Точный инженерный расчет позволил получить ма­ териал очень прочный и одновременно очень гиб­ кий, хорошо противостоящий сильным ветровым на­ грузкам. Можно смело утверждать, что это сооруже­ ние— более рациональное и более долговечное, чем подобные сооружения из металла, не защищенные от коррозии силикатным камнем.

Хорошее качество поверхности естественного конструктивного бетона не оставляет места для мыс­ ли о какой-то другой отделке. Текстура бетона убе­ дительно выглядит на поверхности конструкции опор...»

Почему с такой обстоятельностью мы говорим здесь о бетоне? К высотным сооружениям типа башен человек стремился давно, но не мог воздвигнуть их без бетона. Постройками типа Никитинской башни начался штурм высоты, присущей образу и харак­ теру мышления нашего времени.

Кроме того, использование бетона и железобетона обеспечивает выполнение важнейшей задачи — раз­ вернуть массовое строительство жилых и производ­ ственных зданий.

42

Башня в Останкине — одно из выдающихся совре­ менных архитектурных сооружений. «Это уникаль­ ное сооружение достопримечательно не только сво­ ими техническими показателями, но и - демонстра­ цией возможностей железобетона в архитектуре будущего» — говорится об этом в одной специальной работе, посвященной железобетону.

Давайте подумаем над формулой «из сегодня — в завтра». Свойство выдающихся творений — в лю­ бой области человеческой деятельности — таково, что они не бывают однозначны. Узкая «направлен­ ность» железобетона в Останкинском колоссе еще раз подчеркнула это, обнаружив в то же время но­ вые свойства у, казалось бы, «старого» материала. В этой строительной конструкции результаты вче­ рашних и сегодняшних исследований в области изу­ чения и использования железобетона переплелись воедино с завтрашними, чтобы показать неисчерпае­ мость познанного, чтобы вдохновить пытливых кон­ структоров на поиски в направлениях, о которых мы, может, ныне и не догадываемся.

— Бетон, шагнувший ввысь,— заметили венгер­ ские специалисты по строительству после посеще­ ния и осмотра телебашни.

Высокую оценку башне дал академик М. В. Кел­ дыш. Он писал: «...коллектив сотрудников под руко­ водством Н. В. Никитина разработал проект самой высокой в мире Останкинской телевизионной башни, не имеющей аналогов в мировой практике. Это уда­ лось осуществить благодаря принципиально новой идее, положенной в основу проекта. Железобетон­ ный ствол башни обжимается продольными сталь­ ными канатами, что почти полностью исключает растягивающие напряжения и тем самым создает

43


большую жесткость всей конструкции. Проект полу­ чил удачное архитектурное решение».

Казалось бы, стоит ли особо говорить об архитек­ турном решении башни? Разве оно не продиктовано самой конструкцией? Да и вообще — при чем здесь архитектура?.. Ведь построен не дворец телевидения, а телевизионная башня. Попытаемся все же немного сказать и о том, какова роль архитектуры в этом со­ оружении.

Прежде всего, если архитектура — застывшая музыка, то облик московской телебашни — очень со­ временная симфония. Не набор случайных звуков, а слаженный, гармоничный строй.

По первоначальному проекту предполагалось по­ строить башню высотой 500 метров. Уже на этапе самых первых, пока в общем-то приблизительных расчетов конструктор обратился к помощи архитек­ тора. Было очевидно, что архитектуре придется идти во след конструкции, но тем сложнее и ответственнее была работа архитектора. Ему предстояло облагоро­ дить облик сооружения, придать оригинальность его деталям. И сделать так, чтобы гармоничность конст­ рукции не нарушилась. Один из черновых вариантов предусматривал коническую часть почти монолит­ ной, целой; в башню ведь можно попасть и по не­ большой подземной галерее. (Кстати, идея подзем­ ного тоннеля не отпала. Вход в технические поме­ щения может быть осуществлен как с улицы, так и по подземному переходу.) Однако от такого предло­ жения очень быстро отказались. Оно было лишь штрихом, проходным вариантом. Посмотрели архи­ текторы, конструкторы, инженеры.

— Некрасиво,— был приговор.

Но должна ли быть башня красивой? Ведь это в

44

общем-то утилитарное, техническое сооружение для нужд радио и телевидения. Однако сейчас даже про­ мышленная, сугубо функциональная архитектура не чурается общих законов гармонии и красоты, стара­ ется создавать современного вида фасады, крыши, стремится к привлекательности интерьеров. Объяс­ нить все это просто. Человек становится все более избирательным, все более «привередливым». Он об­ ходит непривлекательную постройку. Психологи убедительно доказали, что внутренний вид произ­ водственных помещений оказывает непосредствен­ ное влияние на производительность труда, на его качество; видит ли человек вокруг себя гармоничные или уродливые сооружения,— это сказывается на формировании его сознания. Поэтому, когда самые первые варианты архитектурного оформления баш­ ни были показаны в Министерстве связи, в Гос­ строе и в исполкоме Моссовета, они рассматривались и обсуждались не менее заинтересованно, чем техни­ ческая, специальная сторона дела.

Московские архитекторы и конструкторы по­ мнили о том, что башня появляется не в одиночест­ ве. Рядом уже шло сооружение здания телецентра — огромной коробки из стекла, стали и бетона. Да и стройка велась не на пустыре. Журнал «Строитель­ ство и архитектура» писал тогда: «Выбранный для строительства Общесоюзного телецентра участок на севере столицы (в Дзержинском районе) примыкает к южной границе Выставки достижений народного хозяйства и располагается на внешней стороне бу­ дущей широкой магистрали 4-го Паркового кольца. Это место как нельзя более подходит для создания большого архитектурного ансамбля, каким явится телецентр. На обширном пространстве участок окру­

45