ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
жен зеленым массивом парка имени Ф. Э. Дзержин ского и другими массивами зелени... Весь комплекс будет смотреться на фоне и в окружении зелени, со стоящей из 200— 300-летних дубов. Это придаст свое образие архитектурной композиции комплекса в об щей застройке Москвы».
Именно так — в общей застройке. Ансамбль го рода, района или микрорайона легко разрушить, но его можно и подчеркнуть, сделав точные, соответст вующие времени и характеру этого ансамбля ак центы.
С такими мерками и должны были подойти к за даче архитекторы Останкинского колосса. Прежде всего речь шла о собственном совершенстве башни, о ее архитектурном «я». Несмотря на стройность «иг лы», монолитный цоколь, безусловно, утяжелял ее облик, делал башню неуловимыми на первый взгляд деталями непривлекательной, холодной.
Эскиз телебашни был выполнен за три дня — над ним работали конструктор Н. В. Никитин, архи текторы Л. П. Баталов и Д. И. Бурдин. Вскоре после этого авторы сделали макет — в масштабе 1:200. Это был первый миниатюрный макет башни. Та, что в Ос танкине— ее увеличенная в 200 раз «копия». А расхо дящиеся сейчас в тысячах экземпляров сувениры — уже «третье поколение» останкинских башен.
Первоначальный проект был «о четыре ноги».
— Чтобы не спотыкалась? — шутливо спраши вали те, кто видел эти первоначальные наброски. Четыре массивные, многотонные опоры не лишали башню стройности, но все же оставляли внешне тя желоватой. Архитекторы и конструктор не были удовлетворены.
46
Эскиз за эскизом рассматривались варианты. Ар хитекторы не щадили сил и времени. Они работали над проектом, помня, что башня будет доминиро вать над всеми городскими постройками, что она бу дет видна отовсюду. Чтобы посмотреть башню, ста нут приезжать и к самому ее подножию — общее впечатление не должно быть разрушено вблизи. Це лостность восприятия ставилась как одна из основ ных задач. Архитекторы искали стилевое и эмоцио нальное единство.
Нельзя было не считаться с тем, что рядом рас полагается изумительная постройка прежних вре мен— Шереметьевский дворец, жемчужина русского зодчества X V III века. Еще один памятник мастерства русских архитекторов — Троицкая церковь, творение XVII века. Как совместить разностилье, как преж ними постройками — выдающимися архитектурными памятниками — подчеркнуть не только современ ность башни, но и ее оригинальность, ее архитектур ную незаурядность? В те дни архитекторов нередко можно было видеть в районе будущей стройки.
Окончательный, понравившийся всем проект, учитывавший массу предварительных (иногда ка завшихся окончательными!) вариантов, привел к башне, имеющей десять «ног». Такое решение позво лило сделать каждую из опор не только надежной, но и внешне легкой, даже элегантной, словно только для того и созданной, чтобы обрамлять высокие, гос теприимные арки, в которые ежедневно будет вли ваться поток посетителей, через которые пойдут те, кто работает на башне,— а она дала работу сотням специалистов. Иногда кажется, что своды арок чем-то неуловимо похожим перекликаются с арками кремлевских башен.
47
В дальнейшем возникли и другие изменения пер воначального замысла. Наверху, в буквальном смыс ле слова в поднебесье, начинаясь на отметке 325 мет ров, там, где поначалу предполагалась только обзор ная площадка, стал вырисовываться широкий ци линдр-бочка. Здание высотой более чем 30 метров, вознесенное в облака.
За его пока глухими, не разработанными ни кон структорами, ни архитекторами стенами решили со орудить ресторан, обзорные площадки.
Такая возможность появилась еще и потому, что в процессе сооружения башни убедились в надежно сти, в прочности пустотелого конического бетонного стебля, имеющего такое развитое, прочное основа ние, каким стал опирающийся на фундамент «шлем».
В атмосфере творческого соревнования, делового подъема, какого-то особого энтузиазма, характерного для всех создателей башни, архитекторы искали и находили наилучшие решения, не обходили внима нием самые малые проблемы. Уйму выдумки и мас терства вложили в оформление ресторанных залов. Три этажа, три зала: золотой, серебряный, бронзо вый. Лестницы, мебель, стойка бара — все несло пе чать хорошего вкуса и продуманности: алюминиевые рейки потолков, металлические прокладки, ковры из чистой шерсти (пожарные допускали только негорю чие материалы), мрамор стен от черного в прозелень до розового: как северное сияние.
Телевизионной аппаратуре, сложнейшим прибо рам, инженерным службам отводилось место внизу и в стволе, а также внутри стальной шахты-стакана (диаметром 8 метров), который, как грифель в каран даше, пронизывал несколько первых десятков мет ров бетонной высоты. Здесь должны были находить-
48
Крупнейшие телебашни планеты Земля: |
1 — |
Московская, |
||
2 — в |
Берлине, 3 — в Токио, |
4 — в Ленинграде, 5 — в Па |
||
риже, |
6 — в Мюнхене, 7 — в |
Дрездене, |
8 — в |
Ш тутгарте, |
9 — в Белграде, 10 — в Сиэттле, 11 — в Каире, |
12 — в Лон |
|||
доне, 13 — Шаболовская в Москве. |
|
|
ся электросиловые кабели, трубы водопровода и канализации, системы связи, металлические лестни цы. После того как «начинка» была смонтирована, оказалось, что еще есть где протянуть дополнитель ные коммуникации, если придется расширять радио технические, телевизионные службы. Все это преду сматривал Г1ПР — проект производства работ, вто рой главный проект, без которого первый проект — конструкции башни — не мог быть осуществлен. ППР конкретно и деловито перечислял, какими дол жны быть и как сооружать смотровые площадки, ресторанные этажи, лестницы, цокольный этаж, хол лы, вестибюль, лекционный зал (ему отведено место в подножии сооружения), входы в башню.
Конечно, на архитектуру влияло и сугубо прак тическое, функциональное назначение помещений. С учетом этого башня была разделена на четыре зоны. Тем сложнее архитектурная задача.
А архитекторы и художники словно специально искали трудности и усложняли ее еще более, чтобы с максимальной выразительностью отделать все по мещения, куда ступает нога человека.
Лифтовый холл отделен от улицы высоким вит ражом. Мрамор и гранит с металлическими проклад ками-штрихами. Локальность и выразительность, простота. Обязательно простота, чтобы не рассеи вать внимание посетителя, не отвлекать от того, что ему предстоит увидеть, попав в верхние «отсеки».
Смотровая площадка на высоте 337 метров — все го лишь один из этажей вознесенного ввысь круглого десятиэтажного здания, бережно обнявшего башню.
С большим вниманием архитекторы подошли к ре шению производственных интерьеров, к помещени ям, где стоит технологическое оборудование.
4 |
К. Барыкин |
49 |
Пространство с 19-метровой отметки до высоты 32,2 метра отводилось основным аппаратным стан ции. На одном из этажей — главный зал телевизион ных передатчиков. Он кругл, как огромный бублик. Вот в таком-то непривычном для архитекторов объ еме пришлось решать и технические, и эстетические задачи. Зал-кольцо имеет окна — тоже круглые, «плошки» — диаметром 4,5 метра каждая. У архи текторов закон — каждая композиция должна иметь свой центр, он нередко несет основную зрительную нагрузку, помогает ориентироваться в том или ином организованном пространстве. Но центр кольца что пресловутая дырка от бублика... Решение все же было найдено. Основой его стало стилевое единство, создающее спокойную, деловую обстановку, внося щее в мир технологических панелей и инженерных приспособлений особую организованность. В немалой мере этому способствует оригинальное освещение главного зала: люминесцентные лампы находятся за люмивентом — красивой волнистой пленкой-свето- рассеивателем.
Один из видных зодчих современности сказал од нажды, что архитектура — способность нашего созна ния закреплять в материальных формах чувство эпохи. Индустриальной эпохи, скажем мы сейчас, имея в виду, что именно индустрия является градо образующим фактором. И все большее значение име ет архитектурное осмысление промышленных зда ний, лабораторий, конструкторских бюро: внешнее и внутреннее убранство их.
Московская телевизионная башня стала вопло щением единства конструкции и ее внешнего и внут реннего обрамления, единства инженерного и архи
50
тектурного начал, которое еще более подчеркнуло необычный, уникальный характер сооружения.
Стиль башни в Останкине — стиль нашего време ни, в какой-то мере его характеристика, так как ныне заметно стремление к зданиям и сооружениям, все более уходящим в небо. Целый ряд проблем строи тельства сейчас нельзя решить, не имея высотных сооружений.
Добавим к сказанному, что объемно-планировоч ные решения башни и телецентра позволили точно и органично вписать эти сооружения в ансамбль района.
Кое-что о фундаменте и о струнах
«На устройство подошвы и поддела ни трудов, ни иждивения жалеть не должно»,— на стройке нередко повторяли фразу, заимствованную из давнего наставления зодчим.
— На фундамент ни труда, ни материалов не жалеть,— говорили и создатели проекта башни.
...Механика грунтов, теория фундаментов — очень сложные науки. Казалось бы, все-то в них ве домо,— строят ведь уже многие тысячи лет. За это время можно бы изучить дело. Но нередко так бы вает, что в самом известном и таится неведомое. Тем более это верно, если речь идет о стыковке двух на чал— когда современное, инженерное, рукотворное вступает во взаимодействие с природным, сущест вующим многие тысячелетия. Классические, устояв шиеся представления могут и не быть единственно верными. И нередко при определении выбранного под устройство фундамента места трудно категорически сказать: это безусловно хорошее, а вот то, соседнее, плохое. Опасное! Ну, если не опасное, то ненадежное. В этом смысле фундамент можно сравнить с харак тером человека: ненадежный человек легко превра-п щается в опасного...
На каждом новом участке, выбранном под фун дамент, подстилающие грунты своеобразны, их труд
52
но сравнивать с теми, что уже освоены. Зависят они от химического состава, от расположения, от состоя ния в прошлом и настоящем, от того, какими они ста нут в будущем. Каждый раз требуется большая ис следовательская работа для выявления физических характеристик грунтов. В данном случае это было необходимо втройне, потому что дело касалось не бывалого сооружения. На фундамент должна была опираться конструкция колоссального веса — около 55 тысяч тонн. Кольцеобразный десятиугольник под башней предполагался 60-метрового диаметра. Зная две цифры — 55 тысяч тонн и 60 метров, нетруд но было высчитать, с какой силой станет давить на расположенные ниже грунты все зто сооружение.
О человеке, строящем на песке, обычно говорят, как о занятом несерьезным, пустым делом. А в Ос танкине, на выбранном участке под слоем суглинков, были супеси, глина и песок. Много песка. И не просто песка, а насыщенного водой,— стало быть, еще менее надежного? Опасного, если следовать при нятой формуле, да и всем предыдущим представле ниям о фундаментах...
Просчитав различные варианты фундаментов, конструктор башни остановился на железобетонной плите.
Фундамент начали сооружать в 1960 году. Работа шла споро. Разровняли площадки, вырыли котлован и уже были готовы приступить к укладке бетона. Ос тановились на бетоне той же марки, что и для самой башни. Слой бетона, защищающий металлоконструк ции, решили делать 8-сантиметровым, с большим, создающим уверенность запасом. Снаружи весь монолит предложили залить слоем битума, который
53