Файл: Барыкин, К. К. h = 533. (О московской телебашне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жен зеленым массивом парка имени Ф. Э. Дзержин­ ского и другими массивами зелени... Весь комплекс будет смотреться на фоне и в окружении зелени, со­ стоящей из 200— 300-летних дубов. Это придаст свое­ образие архитектурной композиции комплекса в об­ щей застройке Москвы».

Именно так — в общей застройке. Ансамбль го­ рода, района или микрорайона легко разрушить, но его можно и подчеркнуть, сделав точные, соответст­ вующие времени и характеру этого ансамбля ак­ центы.

С такими мерками и должны были подойти к за­ даче архитекторы Останкинского колосса. Прежде всего речь шла о собственном совершенстве башни, о ее архитектурном «я». Несмотря на стройность «иг­ лы», монолитный цоколь, безусловно, утяжелял ее облик, делал башню неуловимыми на первый взгляд деталями непривлекательной, холодной.

Эскиз телебашни был выполнен за три дня — над ним работали конструктор Н. В. Никитин, архи­ текторы Л. П. Баталов и Д. И. Бурдин. Вскоре после этого авторы сделали макет — в масштабе 1:200. Это был первый миниатюрный макет башни. Та, что в Ос­ танкине— ее увеличенная в 200 раз «копия». А расхо­ дящиеся сейчас в тысячах экземпляров сувениры — уже «третье поколение» останкинских башен.

Первоначальный проект был «о четыре ноги».

— Чтобы не спотыкалась? — шутливо спраши­ вали те, кто видел эти первоначальные наброски. Четыре массивные, многотонные опоры не лишали башню стройности, но все же оставляли внешне тя­ желоватой. Архитекторы и конструктор не были удовлетворены.

46

Эскиз за эскизом рассматривались варианты. Ар­ хитекторы не щадили сил и времени. Они работали над проектом, помня, что башня будет доминиро­ вать над всеми городскими постройками, что она бу­ дет видна отовсюду. Чтобы посмотреть башню, ста­ нут приезжать и к самому ее подножию — общее впечатление не должно быть разрушено вблизи. Це­ лостность восприятия ставилась как одна из основ­ ных задач. Архитекторы искали стилевое и эмоцио­ нальное единство.

Нельзя было не считаться с тем, что рядом рас­ полагается изумительная постройка прежних вре­ мен— Шереметьевский дворец, жемчужина русского зодчества X V III века. Еще один памятник мастерства русских архитекторов — Троицкая церковь, творение XVII века. Как совместить разностилье, как преж­ ними постройками — выдающимися архитектурными памятниками — подчеркнуть не только современ­ ность башни, но и ее оригинальность, ее архитектур­ ную незаурядность? В те дни архитекторов нередко можно было видеть в районе будущей стройки.

Окончательный, понравившийся всем проект, учитывавший массу предварительных (иногда ка­ завшихся окончательными!) вариантов, привел к башне, имеющей десять «ног». Такое решение позво­ лило сделать каждую из опор не только надежной, но и внешне легкой, даже элегантной, словно только для того и созданной, чтобы обрамлять высокие, гос­ теприимные арки, в которые ежедневно будет вли­ ваться поток посетителей, через которые пойдут те, кто работает на башне,— а она дала работу сотням специалистов. Иногда кажется, что своды арок чем-то неуловимо похожим перекликаются с арками кремлевских башен.

47


В дальнейшем возникли и другие изменения пер­ воначального замысла. Наверху, в буквальном смыс­ ле слова в поднебесье, начинаясь на отметке 325 мет­ ров, там, где поначалу предполагалась только обзор­ ная площадка, стал вырисовываться широкий ци­ линдр-бочка. Здание высотой более чем 30 метров, вознесенное в облака.

За его пока глухими, не разработанными ни кон­ структорами, ни архитекторами стенами решили со­ орудить ресторан, обзорные площадки.

Такая возможность появилась еще и потому, что в процессе сооружения башни убедились в надежно­ сти, в прочности пустотелого конического бетонного стебля, имеющего такое развитое, прочное основа­ ние, каким стал опирающийся на фундамент «шлем».

В атмосфере творческого соревнования, делового подъема, какого-то особого энтузиазма, характерного для всех создателей башни, архитекторы искали и находили наилучшие решения, не обходили внима­ нием самые малые проблемы. Уйму выдумки и мас­ терства вложили в оформление ресторанных залов. Три этажа, три зала: золотой, серебряный, бронзо­ вый. Лестницы, мебель, стойка бара — все несло пе­ чать хорошего вкуса и продуманности: алюминиевые рейки потолков, металлические прокладки, ковры из чистой шерсти (пожарные допускали только негорю­ чие материалы), мрамор стен от черного в прозелень до розового: как северное сияние.

Телевизионной аппаратуре, сложнейшим прибо­ рам, инженерным службам отводилось место внизу и в стволе, а также внутри стальной шахты-стакана (диаметром 8 метров), который, как грифель в каран­ даше, пронизывал несколько первых десятков мет­ ров бетонной высоты. Здесь должны были находить-

48


Крупнейшие телебашни планеты Земля:

1 —

Московская,

2 — в

Берлине, 3 — в Токио,

4 — в Ленинграде, 5 — в Па­

риже,

6 — в Мюнхене, 7 — в

Дрездене,

8 — в

Ш тутгарте,

9 — в Белграде, 10 — в Сиэттле, 11 — в Каире,

12 — в Лон­

доне, 13 — Шаболовская в Москве.

 

 

ся электросиловые кабели, трубы водопровода и канализации, системы связи, металлические лестни­ цы. После того как «начинка» была смонтирована, оказалось, что еще есть где протянуть дополнитель­ ные коммуникации, если придется расширять радио­ технические, телевизионные службы. Все это преду­ сматривал Г1ПР — проект производства работ, вто­ рой главный проект, без которого первый проект — конструкции башни — не мог быть осуществлен. ППР конкретно и деловито перечислял, какими дол­ жны быть и как сооружать смотровые площадки, ресторанные этажи, лестницы, цокольный этаж, хол­ лы, вестибюль, лекционный зал (ему отведено место в подножии сооружения), входы в башню.

Конечно, на архитектуру влияло и сугубо прак­ тическое, функциональное назначение помещений. С учетом этого башня была разделена на четыре зоны. Тем сложнее архитектурная задача.

А архитекторы и художники словно специально искали трудности и усложняли ее еще более, чтобы с максимальной выразительностью отделать все по­ мещения, куда ступает нога человека.

Лифтовый холл отделен от улицы высоким вит­ ражом. Мрамор и гранит с металлическими проклад­ ками-штрихами. Локальность и выразительность, простота. Обязательно простота, чтобы не рассеи­ вать внимание посетителя, не отвлекать от того, что ему предстоит увидеть, попав в верхние «отсеки».

Смотровая площадка на высоте 337 метров — все­ го лишь один из этажей вознесенного ввысь круглого десятиэтажного здания, бережно обнявшего башню.

С большим вниманием архитекторы подошли к ре­ шению производственных интерьеров, к помещени­ ям, где стоит технологическое оборудование.

4

К. Барыкин

49


Пространство с 19-метровой отметки до высоты 32,2 метра отводилось основным аппаратным стан­ ции. На одном из этажей — главный зал телевизион­ ных передатчиков. Он кругл, как огромный бублик. Вот в таком-то непривычном для архитекторов объ­ еме пришлось решать и технические, и эстетические задачи. Зал-кольцо имеет окна — тоже круглые, «плошки» — диаметром 4,5 метра каждая. У архи­ текторов закон — каждая композиция должна иметь свой центр, он нередко несет основную зрительную нагрузку, помогает ориентироваться в том или ином организованном пространстве. Но центр кольца что пресловутая дырка от бублика... Решение все же было найдено. Основой его стало стилевое единство, создающее спокойную, деловую обстановку, внося­ щее в мир технологических панелей и инженерных приспособлений особую организованность. В немалой мере этому способствует оригинальное освещение главного зала: люминесцентные лампы находятся за люмивентом — красивой волнистой пленкой-свето- рассеивателем.

Один из видных зодчих современности сказал од­ нажды, что архитектура — способность нашего созна­ ния закреплять в материальных формах чувство эпохи. Индустриальной эпохи, скажем мы сейчас, имея в виду, что именно индустрия является градо­ образующим фактором. И все большее значение име­ ет архитектурное осмысление промышленных зда­ ний, лабораторий, конструкторских бюро: внешнее и внутреннее убранство их.

Московская телевизионная башня стала вопло­ щением единства конструкции и ее внешнего и внут­ реннего обрамления, единства инженерного и архи­

50

тектурного начал, которое еще более подчеркнуло необычный, уникальный характер сооружения.

Стиль башни в Останкине — стиль нашего време­ ни, в какой-то мере его характеристика, так как ныне заметно стремление к зданиям и сооружениям, все более уходящим в небо. Целый ряд проблем строи­ тельства сейчас нельзя решить, не имея высотных сооружений.

Добавим к сказанному, что объемно-планировоч­ ные решения башни и телецентра позволили точно и органично вписать эти сооружения в ансамбль района.


Кое-что о фундаменте и о струнах

«На устройство подошвы и поддела ни трудов, ни иждивения жалеть не должно»,— на стройке нередко повторяли фразу, заимствованную из давнего наставления зодчим.

— На фундамент ни труда, ни материалов не жалеть,— говорили и создатели проекта башни.

...Механика грунтов, теория фундаментов — очень сложные науки. Казалось бы, все-то в них ве­ домо,— строят ведь уже многие тысячи лет. За это время можно бы изучить дело. Но нередко так бы­ вает, что в самом известном и таится неведомое. Тем более это верно, если речь идет о стыковке двух на­ чал— когда современное, инженерное, рукотворное вступает во взаимодействие с природным, сущест­ вующим многие тысячелетия. Классические, устояв­ шиеся представления могут и не быть единственно верными. И нередко при определении выбранного под устройство фундамента места трудно категорически сказать: это безусловно хорошее, а вот то, соседнее, плохое. Опасное! Ну, если не опасное, то ненадежное. В этом смысле фундамент можно сравнить с харак­ тером человека: ненадежный человек легко превра-п щается в опасного...

На каждом новом участке, выбранном под фун­ дамент, подстилающие грунты своеобразны, их труд­

52

но сравнивать с теми, что уже освоены. Зависят они от химического состава, от расположения, от состоя­ ния в прошлом и настоящем, от того, какими они ста­ нут в будущем. Каждый раз требуется большая ис­ следовательская работа для выявления физических характеристик грунтов. В данном случае это было необходимо втройне, потому что дело касалось не­ бывалого сооружения. На фундамент должна была опираться конструкция колоссального веса — около 55 тысяч тонн. Кольцеобразный десятиугольник под башней предполагался 60-метрового диаметра. Зная две цифры — 55 тысяч тонн и 60 метров, нетруд­ но было высчитать, с какой силой станет давить на расположенные ниже грунты все зто сооружение.

О человеке, строящем на песке, обычно говорят, как о занятом несерьезным, пустым делом. А в Ос­ танкине, на выбранном участке под слоем суглинков, были супеси, глина и песок. Много песка. И не просто песка, а насыщенного водой,— стало быть, еще менее надежного? Опасного, если следовать при­ нятой формуле, да и всем предыдущим представле­ ниям о фундаментах...

Просчитав различные варианты фундаментов, конструктор башни остановился на железобетонной плите.

Фундамент начали сооружать в 1960 году. Работа шла споро. Разровняли площадки, вырыли котлован и уже были готовы приступить к укладке бетона. Ос­ тановились на бетоне той же марки, что и для самой башни. Слой бетона, защищающий металлоконструк­ ции, решили делать 8-сантиметровым, с большим, создающим уверенность запасом. Снаружи весь монолит предложили залить слоем битума, который

53