Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тых странах, например, в США уже сейчас доля автомо­ бильного транспорта в общем грузообороте всех видов транспорта находится на прогнозируемом для нашей страны уровне.

Происходящее перераспределение перевозок между различными видами транспорта является свидетельством того, что в нашей стране сложилась многогранная и мощ­ ная транспортная система, в которой железнодорожный транспорт, сохраняющий за собой первое место, гармо­ нично дополняется другими видами транспорта, опти­ мальное использование которых способствует как сниже­ нию транспортных издержек, так и ускорению и качест­ венному выполнению требуемых перевозок.

Особенно большую роль играет, а в дальнейшем еще более возрастет роль трубопроводного транспорта. Уси­ ленное строительство в последние годы позволило дове­ сти протяженность магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов до 37,4 тыс. км и увеличить их длину по сравнению с 1965 г. на 33%, протяженность газопро­ водов доведена до 67,5 тыс. км, при этом за десятилетие (с 1961 по 1971 г.) она увеличилась более чем в 3 раза.

Доставка больших количеств нефти и газа по трубам, несмотря на высокую стоимость прокладки трубопрово­ дов значительной протяженности и диаметра, выгоднее, чем транспортировка на других видах транспорта. По подсчетам Б. Й. Шафиркина [2], если стоимость перевоз­ ки каждых 10 ткм нефти по железной дороге принять за 100%, то на морском транспорте она составит 50%, на речном — 40%, а на трубопроводном — всего 35%.

При одинаковых капиталовложениях на тонна-кило­ метр перевозки расход металла на прокладку трубопро­ водного транспорта в 2 раза меньше, чем железнодорож­ ного, вследствие того, что нефтепровод можно проложить по более короткому направлению, чем железную дорогу.

К преимуществам нефтепроводного транспорта сле­ дует отнести также высокую герметизацию, значительно снижающую потери продукции при транспортировании, высокую степень автоматизации всего транспортного про­ цесса, обеспечивающую большую производительность труда и, следовательно, сокращение потребности в рабо­ чей силе. Трубопроводы, по которым можно будет транс­

портировать различные грузы,

позволят в значительной

степени решить транспортные прпблрмц-будущ^го. Воль-

2—2804

17

Гос. публичная

научно-техническая

библиотека СССР

СКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА


шая экономия может быть обеспечена при транспорти­ ровке грузов по трубам на большие расстояния с исполь­ зованием воздуха под низким давлением. По таким тру­ бам грузы, а со временем и пассажиры, будут перево­ зиться в специальных капсулах, двигающихся по рель­ сам. С улучшением топливно-энергетического баланса и расширением сети трубопроводов на этот вид транспорта будет приходиться значительный объем перевозок в на­ шей стране.

Автомобильный транспорт будет играть все более воз­ растающую роль в перспективе в транспортной системе страны, так как уже сейчас подавляющая часть перево­ зок грузов выполняется именно этим видом транспорта

(табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Перевозка грузов отдельными видами транспорта общего пользования1, млн. т

 

 

 

 

В том числе

 

 

Годы

Все ви­

железно­

мор­

 

трубо­

автомо­

воз­

ды транс­

 

 

порта

дорож­

ской

речной провод­

биль­

душный

 

 

ный

 

 

ный*

ный**

 

1913

 

 

 

 

 

 

 

в границах

 

 

 

 

 

 

 

СССР до 17

189,4

132,4

13,9

32,7

0,4

 

 

сентября 1939 г.

10,0

 

В современных

218,2

157,6

15,1

35,1

0,4

10

_

границах СССР

1940

1563.46

592,6

31,2

73,1

7,9

858,6

0,06

1945

877,96

395,2

20,2

36,9

5,6

420,0

0,07

1950

2834,46

834,3

33,7

91,8

15,3

1859,2

0,16

1955

5242,16

1267,0

53,7

139,5

51,7

3730,0

0,26

I960

10794,4

1884,9

75,9

210,3

129,9

8492,7

0,70

1965

13777,9

2415,3

119,3

269,4

225,7

10746,0

1.2

1970

18380,2

2896,0

161,9

357,8

339,9

14622,8

1,8

1971

19715,0

3048,8

170,9

380,7

352,6

15760,0

2,0

1 Рассчитана по стат. сборнику «Транспорт и связь СССР». М., «Статис­ тика», 1972, стр. 21.

*Перекачка нефти и газа.

**Включая автомобильный транспорт всех ведомств и организаций, а также колхозов.

Как видно из таблицы, начиная с 40-х годов в пере­ возках грузов преимущество имеет автомобильный транс­ порт, а в по^едние годы его доля составляет около

18


80% перевозимых грузов всеми Видами транспорта страны.

Основными преимуществами, обеспечившими бурный рост перевозок народнохозяйственных грузов автомо­ бильным транспортом, являются его большая гибкость, маневренность и подвижность, универсальность, т. е. возможность транспортировки грузов почти из любых глубинных грузообразующих и грузопоглощающих пунк­ тов при сравнительно низких транспортных издержках. Все это обеспечило превращение автомобильного транс­ порта, в особенности в послевоенные годы, в одну из главных отраслей народного хозяйства страны, без ус­ пешного развития которого невозможно нормальное функционирование экономики страны.

Уже в 1970 г. по числу работающих и транспортным издержкам автомобильный транспорт превысил более чем в 2 раза все другие виды транспорта. И в дальней­ шем в условиях возрастающих объемов перевозок потре­ буется увеличение парка автомобилей, и неизбежен рост транспортных издержек и численности персонала, заня­ того на автомобильном транспорте. Для предотвращения нежелательного роста транспортных издержек и числен­ ности работающих необходимо улучшить структуру пар­ ка грузовых автомобилей за счет внедрения автомобилей большой грузоподъемности и автопоездов на массовых перевозках крупнопартионных грузов и автомобилей ма­ лой грузоподъемности для перевозки малых партий гру­ зов. Отсюда основными направлениями развития автомо­ бильного транспорта в перспективе следует считать его коренную реконструкцию, расширение за счет широкого строительства благоустроенной автодорожной сети, даль­ нейшее использование моральных и материальных сти­ мулов в соответствии с новой системой планирования и экономического стимулирования, совершенствование перевозочного процесса, создание крупных автотранс­ портных объединений за счет концентрации подвижного состава и ускоренного развития их материально-техни­ ческой базы, преимущественное развитие автомобиль­ ного транспорта общего пользования, расширение и дальнейшее совершенствование междугородных и меж­ дународных перевозок, специализация и координирование перевозок с другими видами транспорта.

Быстрыми темпами развивается и морской транспорт

19


СССР, при этом особенно значителен рост международ­ ных перевозок. Только в течение последних 30 лет грузо­ оборот морского транспорта вырос почти в 30 раз, а пе­ ревозки грузов почти в 6 раз. Суммарный тоннаж мор­ ского флота в тоннах дедвейта с 4 млн. т в 1960 г. вырос до 12,1 млн. т в 1970 г. и достигнет по плану в 1975 г. 16,5 млн. т, или 406% к уровню 1960 г.

Мощный торговый флот нашей страны один из самых быстрорастущих в мире по составу судов (около 80% су­ дов имеют возраст до 10 лет) и один из наиболее произ­ водительных по выработке на тонну грузоподъемности, а также крупный экспортер услуг для увеличения валют­ ных поступлений. При общем росте грузооборота всех видов транспорта в 3,9 раза за период 1950—1965 гг. грузооборот морского флота в заграничном плавании возрос более чем в 20 раз.

По грузообороту морской транспорт СССР находится на втором месте в стране, а по тоннажу вышел на шестое место в мире, переместившись с двенадцатого, которое занимал в 1959 г.

В последние годы осуществляется значительное со­ вершенствование структуры морского флота за счет уве­ личения доли судов, предназначенных для перевозки на­ валочных и насыпных грузов, специализированных судов

для контейнерных, контрейлерных,

пакетных, наливных

и других видов грузов. Построено

большое количество

автомобильных и железнодорожных паромов, экономич­ ных и комфортабельных пассажирских лайнеров. Резко изменился качественный состав морского флота: удель­ ный вес судов с дизельным и паротурбинными установка­ ми находится на уровне 90%, в то время как в 1955 г. более половины флота составляли суда с поршневыми двигателями.

Основными преимуществами морского транспорта, обеспечившими его бурный рост, являются: практически неограниченная пропускная способность пути, низкий уровень удельных капиталовложений на организацию перевозки, расхода топлива и затрат энергии, эффек­ тивное соотношение веса и грузоподъемности перевозоч­ ных средств (0,4 т на тонну перевозимого груза против 0,7—0,8 т на железнодорожном и 1,8 т на автомобильном транспорте).

Все эти достоинства морского транспорта обусловли­

20

вают его рост и в последующие годы для выполнения стоящих перед народным хозяйством страны задач.

Рост перевозок на речном транспорте постоянно со­ провождается его реконструкцией и созданием глубоко­

водных путей,

которые позволили

включить

в единую

систему все

судоходные реки

европейской

части

СССР.

протяженности эксплуатировавшихся в

Из общей

1970 г. внутренних водных судоходных путей

сообщения

54% составляли пути с гарантийными глубинами,

при

этом освещаемой и светоотражаемой обстановкой обслу­ живалось 83,8 тыс. км речных путей.

Важные изменения произошли в последние десятиле­ тия в составе речного флота страны. Возрос удельный вес судов с дизельными силовыми установками, заверше­ на в основном замена деревянных несамоходных судов металлическими, с увеличением их мощности в 2,7 раза и грузоподъемности в 7,7 раза; значительно увеличены скорости движения судов.

Создание новых скоростных судов на подводных крыльях, которые достойно представляют советский реч­ ной флот на международной арене, позволило резко по­ высить скорости перевозки грузов и значительно снизить скорости их доставки. Работы, проводимые по созданию принципиально новых типов судов на воздушной подуш­ ке, позволят использовать для судоходства малые реки и заболоченные пространства, и круглогодично — бескрай­ ние просторы Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера и Северо-Востока страны.

Особо перспективными являются принципиально но­ вые типы судов — смешанного «река—море», катамара­ ны. Получат дальнейшее развитие работы по расшире­ нию единой глубоководной системы как в европейской, так и в азиатской части нашей страны; будут реконструи­ рованы действующие и построены новые речные порты, оснащенные высокопроизводительными перегрузочными машинами с автоматизированным управлением. Речной флот пополнится судами новых типов, крупнотоннажны­ ми грузовыми теплоходами, мощными толкачами, быст­ роходными пассажирскими теплоходами и комфорта­ бельными экскурсионно-туристическими судами.

Главной задачей речного транспорта на перспективу следует признать перевозки грузов в районах, не имею­

21


щих достаточно развитых сухопутных путей сообщения, в особенности в восточных районах страны, обслужива­ ние предприятий, расположенных на судоходных реках, развитие смешанных железнодорожных — водных пере­ возок.

Самый молодой вид транспорта — воздушный — на­ чал практически развиваться в нашей стране с 1937 г. Хотя по удельному весу воздушный транспорт и занимает незначительное место в общем грузообороте и перевоз­ ках грузов всеми видами транспорта, однако особый ха­ рактер и ценность перевозимых грузов, резкое сокраще­ ние сроков доставки грузов делают воздушный транспорт во многих случаях незаменимым.

Воздушный транспорт СССР, уступая по абсолютным размерам грузооборота авиатранспорту США, занял пер­ вое место в мире по протяженности воздушных трасс в стране. Аэрофлот СССР является ведущей авиакомпа­ нией мира, самолеты и вертолеты которой отвечают высоким требованиям к безопасности полетов, уровню комфорта, экономичности применения.

Протяженность воздушных линий в пределах терри­ тории СССР в 1971 г. составила 596 тыс. км, из них авиа­ линий союзного значения 254 тыс. км. Протяженность международных воздушных линий составила 224,6 тыс. км, при этом наша страна связана с 64 странами мира и вы­ полняет до 30% мировых авиаперевозок.

Создание нового поколения самолетов и вертолетов, строительство новых и реконструкция действующих аэро­ портов позволяют Аэрофлоту СССР ежегодно перевозить до 87 млн. пассажиров и оказывать существенную по­ мощь сельскому хозяйству в обработке свыше 900 млн. га пашен, лугов и лесов, внося свой вклад в подъем сельчСкохозяйственного производства. Охрана лесов от пожа­ ров с помощью авиации проводится на площади, превы­ шающей 700 млн. га. Самолеты гражданской авиации оказывают существенную помощь в обслуживании пред­ приятий и организаций газовой и нефтедобывающей про­ мышленности, геологии, организаций по строительству трубопроводов, линии электропередач в труднодоступных районах страны, в метеорологии, рыбной промышленно­ сти и т. д.

Гиганты воздушного транспорта, самолеты АН-22, ИЛ-62, ТУ-144, вертолеты МИ-2, МИ-8, КА-26, создан­

22

ные в последние годы советскими конструкторами, откры­ вают перед воздушным транспортом широкие перспек­ тивы в осуществлении перевозок пассажиров и грузов.

Значительно возрастут перевозки пассажиров авиа­ транспортом в перспективе: так, согласно данным, приве­ денным па конференции в Лондоне в 1973 г. под девизом «Аэродром восьмидесятых годов», было констатировано, что в 1980 г. путешествовать самолетом будут 300 млн. человек, а через 10 лет число пассажиров возрастет еще на полмиллиарда. В начале 80-х годов появятся самоле­ ты на 750 мест, а еще лет через 5 — летающие гиганты, оборудованные кинотеатрами, барами, залами для тан­ цев и т. п., которые будут перевозить сразу 1000 пасса­ жиров и более.

Такой воздушный «тысячник» будет забирать 675 т груза. Возрастание пассажировместимости самолетов будет в перспективе сопровождаться и коренными изме­ нениями в транспортной авиации. Следует ожидать даль­ нейшего значительного увеличения грузоподъемности транспортных самолетов, что позволит более широко и эффективно использовать их в различных отраслях на­ родного хозяйства.

Возрастание пассажировместимости и грузоподъем­ ности потребует решения вопросов дальнейшего совер­

шенствования конструкции

используемых

самолетов

не

только по увеличению их

мощности,

но и по созданию

максимально безопасных условий для

полетов,

вызовет

значительные изменения в структуре

наземной

службы

по управлению полетами и потребует

строительства но­

вых более совершенных аэропортов.

 

в целом

по

Развитие различных видов транспорта

стране и по районам должно соответствовать сферам эко­ номически эффективного их применения с обеспечением распределения перевозок с учетом наиболее целесообраз­ ного использования транспорта. При этом имеется в виду рациональное размещение транспортных узлов и уст­ ройств разных видов транспорта в узле, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, развитие складского хозяйства, увязку подвижного состава по гру­ зоподъемности, широкое применение контейнеров и т. д. и обеспечение распределения перевозок между соответ­ ствующими видами транспорта, исходя из общего крите­ рия минимизации приведенных затрат на перевозку.

23