Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
тых странах, например, в США уже сейчас доля автомо бильного транспорта в общем грузообороте всех видов транспорта находится на прогнозируемом для нашей страны уровне.
Происходящее перераспределение перевозок между различными видами транспорта является свидетельством того, что в нашей стране сложилась многогранная и мощ ная транспортная система, в которой железнодорожный транспорт, сохраняющий за собой первое место, гармо нично дополняется другими видами транспорта, опти мальное использование которых способствует как сниже нию транспортных издержек, так и ускорению и качест венному выполнению требуемых перевозок.
Особенно большую роль играет, а в дальнейшем еще более возрастет роль трубопроводного транспорта. Уси ленное строительство в последние годы позволило дове сти протяженность магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов до 37,4 тыс. км и увеличить их длину по сравнению с 1965 г. на 33%, протяженность газопро водов доведена до 67,5 тыс. км, при этом за десятилетие (с 1961 по 1971 г.) она увеличилась более чем в 3 раза.
Доставка больших количеств нефти и газа по трубам, несмотря на высокую стоимость прокладки трубопрово дов значительной протяженности и диаметра, выгоднее, чем транспортировка на других видах транспорта. По подсчетам Б. Й. Шафиркина [2], если стоимость перевоз ки каждых 10 ткм нефти по железной дороге принять за 100%, то на морском транспорте она составит 50%, на речном — 40%, а на трубопроводном — всего 35%.
При одинаковых капиталовложениях на тонна-кило метр перевозки расход металла на прокладку трубопро водного транспорта в 2 раза меньше, чем железнодорож ного, вследствие того, что нефтепровод можно проложить по более короткому направлению, чем железную дорогу.
К преимуществам нефтепроводного транспорта сле дует отнести также высокую герметизацию, значительно снижающую потери продукции при транспортировании, высокую степень автоматизации всего транспортного про цесса, обеспечивающую большую производительность труда и, следовательно, сокращение потребности в рабо чей силе. Трубопроводы, по которым можно будет транс
портировать различные грузы, |
позволят в значительной |
|
степени решить транспортные прпблрмц-будущ^го. Воль- |
||
2—2804 |
17 |
Гос. публичная |
научно-техническая |
библиотека СССР
СКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
шая экономия может быть обеспечена при транспорти ровке грузов по трубам на большие расстояния с исполь зованием воздуха под низким давлением. По таким тру бам грузы, а со временем и пассажиры, будут перево зиться в специальных капсулах, двигающихся по рель сам. С улучшением топливно-энергетического баланса и расширением сети трубопроводов на этот вид транспорта будет приходиться значительный объем перевозок в на шей стране.
Автомобильный транспорт будет играть все более воз растающую роль в перспективе в транспортной системе страны, так как уже сейчас подавляющая часть перево зок грузов выполняется именно этим видом транспорта
(табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Перевозка грузов отдельными видами транспорта общего пользования1, млн. т
|
|
|
|
В том числе |
|
|
|
Годы |
Все ви |
железно |
мор |
|
трубо |
автомо |
воз |
ды транс |
|
||||||
|
порта |
дорож |
ской |
речной провод |
биль |
душный |
|
|
|
ный |
|
|
ный* |
ный** |
|
1913 |
|
|
|
|
|
|
|
в границах |
|
|
|
|
|
|
|
СССР до 17 |
189,4 |
132,4 |
13,9 |
32,7 |
0,4 |
|
|
сентября 1939 г. |
10,0 |
|
|||||
В современных |
218,2 |
157,6 |
15,1 |
35,1 |
0,4 |
10 |
_ |
границах СССР |
|||||||
1940 |
1563.46 |
592,6 |
31,2 |
73,1 |
7,9 |
858,6 |
0,06 |
1945 |
877,96 |
395,2 |
20,2 |
36,9 |
5,6 |
420,0 |
0,07 |
1950 |
2834,46 |
834,3 |
33,7 |
91,8 |
15,3 |
1859,2 |
0,16 |
1955 |
5242,16 |
1267,0 |
53,7 |
139,5 |
51,7 |
3730,0 |
0,26 |
I960 |
10794,4 |
1884,9 |
75,9 |
210,3 |
129,9 |
8492,7 |
0,70 |
1965 |
13777,9 |
2415,3 |
119,3 |
269,4 |
225,7 |
10746,0 |
1.2 |
1970 |
18380,2 |
2896,0 |
161,9 |
357,8 |
339,9 |
14622,8 |
1,8 |
1971 |
19715,0 |
3048,8 |
170,9 |
380,7 |
352,6 |
15760,0 |
2,0 |
1 Рассчитана по стат. сборнику «Транспорт и связь СССР». М., «Статис тика», 1972, стр. 21.
*Перекачка нефти и газа.
**Включая автомобильный транспорт всех ведомств и организаций, а также колхозов.
Как видно из таблицы, начиная с 40-х годов в пере возках грузов преимущество имеет автомобильный транс порт, а в по^едние годы его доля составляет около
18
80% перевозимых грузов всеми Видами транспорта страны.
Основными преимуществами, обеспечившими бурный рост перевозок народнохозяйственных грузов автомо бильным транспортом, являются его большая гибкость, маневренность и подвижность, универсальность, т. е. возможность транспортировки грузов почти из любых глубинных грузообразующих и грузопоглощающих пунк тов при сравнительно низких транспортных издержках. Все это обеспечило превращение автомобильного транс порта, в особенности в послевоенные годы, в одну из главных отраслей народного хозяйства страны, без ус пешного развития которого невозможно нормальное функционирование экономики страны.
Уже в 1970 г. по числу работающих и транспортным издержкам автомобильный транспорт превысил более чем в 2 раза все другие виды транспорта. И в дальней шем в условиях возрастающих объемов перевозок потре буется увеличение парка автомобилей, и неизбежен рост транспортных издержек и численности персонала, заня того на автомобильном транспорте. Для предотвращения нежелательного роста транспортных издержек и числен ности работающих необходимо улучшить структуру пар ка грузовых автомобилей за счет внедрения автомобилей большой грузоподъемности и автопоездов на массовых перевозках крупнопартионных грузов и автомобилей ма лой грузоподъемности для перевозки малых партий гру зов. Отсюда основными направлениями развития автомо бильного транспорта в перспективе следует считать его коренную реконструкцию, расширение за счет широкого строительства благоустроенной автодорожной сети, даль нейшее использование моральных и материальных сти мулов в соответствии с новой системой планирования и экономического стимулирования, совершенствование перевозочного процесса, создание крупных автотранс портных объединений за счет концентрации подвижного состава и ускоренного развития их материально-техни ческой базы, преимущественное развитие автомобиль ного транспорта общего пользования, расширение и дальнейшее совершенствование междугородных и меж дународных перевозок, специализация и координирование перевозок с другими видами транспорта.
Быстрыми темпами развивается и морской транспорт
19
СССР, при этом особенно значителен рост международ ных перевозок. Только в течение последних 30 лет грузо оборот морского транспорта вырос почти в 30 раз, а пе ревозки грузов почти в 6 раз. Суммарный тоннаж мор ского флота в тоннах дедвейта с 4 млн. т в 1960 г. вырос до 12,1 млн. т в 1970 г. и достигнет по плану в 1975 г. 16,5 млн. т, или 406% к уровню 1960 г.
Мощный торговый флот нашей страны один из самых быстрорастущих в мире по составу судов (около 80% су дов имеют возраст до 10 лет) и один из наиболее произ водительных по выработке на тонну грузоподъемности, а также крупный экспортер услуг для увеличения валют ных поступлений. При общем росте грузооборота всех видов транспорта в 3,9 раза за период 1950—1965 гг. грузооборот морского флота в заграничном плавании возрос более чем в 20 раз.
По грузообороту морской транспорт СССР находится на втором месте в стране, а по тоннажу вышел на шестое место в мире, переместившись с двенадцатого, которое занимал в 1959 г.
В последние годы осуществляется значительное со вершенствование структуры морского флота за счет уве личения доли судов, предназначенных для перевозки на валочных и насыпных грузов, специализированных судов
для контейнерных, контрейлерных, |
пакетных, наливных |
и других видов грузов. Построено |
большое количество |
автомобильных и железнодорожных паромов, экономич ных и комфортабельных пассажирских лайнеров. Резко изменился качественный состав морского флота: удель ный вес судов с дизельным и паротурбинными установка ми находится на уровне 90%, в то время как в 1955 г. более половины флота составляли суда с поршневыми двигателями.
Основными преимуществами морского транспорта, обеспечившими его бурный рост, являются: практически неограниченная пропускная способность пути, низкий уровень удельных капиталовложений на организацию перевозки, расхода топлива и затрат энергии, эффек тивное соотношение веса и грузоподъемности перевозоч ных средств (0,4 т на тонну перевозимого груза против 0,7—0,8 т на железнодорожном и 1,8 т на автомобильном транспорте).
Все эти достоинства морского транспорта обусловли
20
вают его рост и в последующие годы для выполнения стоящих перед народным хозяйством страны задач.
Рост перевозок на речном транспорте постоянно со провождается его реконструкцией и созданием глубоко
водных путей, |
которые позволили |
включить |
в единую |
|
систему все |
судоходные реки |
европейской |
части |
|
СССР. |
протяженности эксплуатировавшихся в |
|||
Из общей |
||||
1970 г. внутренних водных судоходных путей |
сообщения |
|||
54% составляли пути с гарантийными глубинами, |
при |
этом освещаемой и светоотражаемой обстановкой обслу живалось 83,8 тыс. км речных путей.
Важные изменения произошли в последние десятиле тия в составе речного флота страны. Возрос удельный вес судов с дизельными силовыми установками, заверше на в основном замена деревянных несамоходных судов металлическими, с увеличением их мощности в 2,7 раза и грузоподъемности в 7,7 раза; значительно увеличены скорости движения судов.
Создание новых скоростных судов на подводных крыльях, которые достойно представляют советский реч ной флот на международной арене, позволило резко по высить скорости перевозки грузов и значительно снизить скорости их доставки. Работы, проводимые по созданию принципиально новых типов судов на воздушной подуш ке, позволят использовать для судоходства малые реки и заболоченные пространства, и круглогодично — бескрай ние просторы Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера и Северо-Востока страны.
Особо перспективными являются принципиально но вые типы судов — смешанного «река—море», катамара ны. Получат дальнейшее развитие работы по расшире нию единой глубоководной системы как в европейской, так и в азиатской части нашей страны; будут реконструи рованы действующие и построены новые речные порты, оснащенные высокопроизводительными перегрузочными машинами с автоматизированным управлением. Речной флот пополнится судами новых типов, крупнотоннажны ми грузовыми теплоходами, мощными толкачами, быст роходными пассажирскими теплоходами и комфорта бельными экскурсионно-туристическими судами.
Главной задачей речного транспорта на перспективу следует признать перевозки грузов в районах, не имею
21
щих достаточно развитых сухопутных путей сообщения, в особенности в восточных районах страны, обслужива ние предприятий, расположенных на судоходных реках, развитие смешанных железнодорожных — водных пере возок.
Самый молодой вид транспорта — воздушный — на чал практически развиваться в нашей стране с 1937 г. Хотя по удельному весу воздушный транспорт и занимает незначительное место в общем грузообороте и перевоз ках грузов всеми видами транспорта, однако особый ха рактер и ценность перевозимых грузов, резкое сокраще ние сроков доставки грузов делают воздушный транспорт во многих случаях незаменимым.
Воздушный транспорт СССР, уступая по абсолютным размерам грузооборота авиатранспорту США, занял пер вое место в мире по протяженности воздушных трасс в стране. Аэрофлот СССР является ведущей авиакомпа нией мира, самолеты и вертолеты которой отвечают высоким требованиям к безопасности полетов, уровню комфорта, экономичности применения.
Протяженность воздушных линий в пределах терри тории СССР в 1971 г. составила 596 тыс. км, из них авиа линий союзного значения 254 тыс. км. Протяженность международных воздушных линий составила 224,6 тыс. км, при этом наша страна связана с 64 странами мира и вы полняет до 30% мировых авиаперевозок.
Создание нового поколения самолетов и вертолетов, строительство новых и реконструкция действующих аэро портов позволяют Аэрофлоту СССР ежегодно перевозить до 87 млн. пассажиров и оказывать существенную по мощь сельскому хозяйству в обработке свыше 900 млн. га пашен, лугов и лесов, внося свой вклад в подъем сельчСкохозяйственного производства. Охрана лесов от пожа ров с помощью авиации проводится на площади, превы шающей 700 млн. га. Самолеты гражданской авиации оказывают существенную помощь в обслуживании пред приятий и организаций газовой и нефтедобывающей про мышленности, геологии, организаций по строительству трубопроводов, линии электропередач в труднодоступных районах страны, в метеорологии, рыбной промышленно сти и т. д.
Гиганты воздушного транспорта, самолеты АН-22, ИЛ-62, ТУ-144, вертолеты МИ-2, МИ-8, КА-26, создан
22
ные в последние годы советскими конструкторами, откры вают перед воздушным транспортом широкие перспек тивы в осуществлении перевозок пассажиров и грузов.
Значительно возрастут перевозки пассажиров авиа транспортом в перспективе: так, согласно данным, приве денным па конференции в Лондоне в 1973 г. под девизом «Аэродром восьмидесятых годов», было констатировано, что в 1980 г. путешествовать самолетом будут 300 млн. человек, а через 10 лет число пассажиров возрастет еще на полмиллиарда. В начале 80-х годов появятся самоле ты на 750 мест, а еще лет через 5 — летающие гиганты, оборудованные кинотеатрами, барами, залами для тан цев и т. п., которые будут перевозить сразу 1000 пасса жиров и более.
Такой воздушный «тысячник» будет забирать 675 т груза. Возрастание пассажировместимости самолетов будет в перспективе сопровождаться и коренными изме нениями в транспортной авиации. Следует ожидать даль нейшего значительного увеличения грузоподъемности транспортных самолетов, что позволит более широко и эффективно использовать их в различных отраслях на родного хозяйства.
Возрастание пассажировместимости и грузоподъем ности потребует решения вопросов дальнейшего совер
шенствования конструкции |
используемых |
самолетов |
не |
||
только по увеличению их |
мощности, |
но и по созданию |
|||
максимально безопасных условий для |
полетов, |
вызовет |
|||
значительные изменения в структуре |
наземной |
службы |
|||
по управлению полетами и потребует |
строительства но |
||||
вых более совершенных аэропортов. |
|
в целом |
по |
||
Развитие различных видов транспорта |
стране и по районам должно соответствовать сферам эко номически эффективного их применения с обеспечением распределения перевозок с учетом наиболее целесообраз ного использования транспорта. При этом имеется в виду рациональное размещение транспортных узлов и уст ройств разных видов транспорта в узле, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, развитие складского хозяйства, увязку подвижного состава по гру зоподъемности, широкое применение контейнеров и т. д. и обеспечение распределения перевозок между соответ ствующими видами транспорта, исходя из общего крите рия минимизации приведенных затрат на перевозку.
23