Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Важным фактором повышения эффективности работы транспорта является совершенствование эксплуатации различных его видов как составных частей единой транс портной системы, что требует обеспечения рациональной специализации каждого вида транспорта в сочетании с другими видами и совершенствования перевозочного процесса.
Для сокращения приведенных затрат на перевозку грузов большое значение имеет среднее расстояние пере возки. Согласно расчетам, произведенным в ИКТП при Госплане СССР, при росте физического веса суммарной продукции всех отраслей производства в СССР с 1913 по 1970 г. в 13,5 раза, среднее расстояние перевозки за тот же период каждой произведенной тонны от места произ водства до пункта потребления по всем путям сообщения увеличилось более чем в 2 раза, примерно с 300 до 620 км. Увеличение средней дальности ездки является результа том значительного расширения территории грузообмена в результате освоения новых глубинных районов и разви тия многих ранее экономически отсталых отдаленных районов, а также углубления общественно-территориаль ного разделения труда, специализации экономических районов и центров, разработки новых природных бо гатств и т. д.
Для достижения наибольшей экономичности при осу ществлении перевозок и снижения транспортных издер жек важное значение также имеет рациональное рас пределение перевозок между различными видами транс порта.
Имеются различные методики распределения грузо вых и пассажирских перевозок. Так, ИКТП при Госплане
СССР при разработке методики распределения грузовых перевозок между разными видами транспорта руковод ствовался сочетанием следующих условий: родом пере возимого груза (в частности, его ценности и подвержен ности порче), дальностью перевозок, мощности грузо потока, веса грузоотправления, скорости доставки грузов «от дверей до дверей» (в тех случаях, когда это экономи чески значимо) и др. При распределении пассажирских перевозок между видами транспорта учитывается не только экономическая эффективность разных средств пассажирского транспорта для выполнения тех или дру гих категорий перевозок, но и условия, непосредственно
24
влияющие на выбор транспортных средств пассажира ми, — прежде всего стоимость перевозок в сопоставлении со сроком доставки к месту назначения, удобством по ездки.
Необходимо отметить, что независимо от применяе мых методик и приемов распределения грузовых перево зок между видами транспорта, независимо от сфер про изводства, в которых применяется транспорт, должно быть обеспечено выполнение главного требования — ми нимизация приведенных транспортных затрат на едини цу стоимости перевозимой продукции, т. е. получение мак симальной транспортной продукции с каждой единицы грузоподъемности подвижного состава.
Большое народнохозяйственное значение транспорта предопределило и вложение колоссальных капиталовло жений в транспортную систему страны. Только в период с 1946 по 1970 г. на развитие транспорта (не считая го родского и грузового необщего пользования) было на правлено свыше 60 млрд, руб., что составляет более 9% всех вложений в народное хозяйство СССР. Общий объем капиталовложений в транспорт в послевоенные годы пре высил 10% всех вложений в народное хозяйство страны.
В настоящее время доля транспортных вложений имеет тенденцию абсолютного роста. Для обеспечения намеченных партией и правительством высоких темпов гармоничного развития всех районов и в первую очередь освоение новых территорий, в особенности в восточной части страны, необходимы усиление кооперации и спе циализации, создание высокоэффективной единой транс портной системы, которая должна стать по-настоящему единым производственным организмом с оптимальным распределением перевозок между всеми видами транс порта, координация их работы и максимальное исполь зование преимуществ каждого вида транспорта в сфере его применения.
§ 2. СНИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК - ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Намеченный значительный рост объема перевозок грузов выдвигает в качестве одной из важнейших народ нохозяйственных задач снижение транспортных издер жек за счет рационализации перевозок, с целью получе
25
ния оптимальных планов перевозок и оптимальных схем грузопотоков. Дальнейшее совершенствование формиро вания единой транспортной системы, реконструкция и модернизация ее технической базы с внедрением про грессивной технологии призвано обеспечить неуклонное снижение удельных транспортных издержек. Это, в свою очередь, будет способствовать более рациональному раз мещению различных отраслей народного хозяйства на шей страны, так как транспортные издержки занимают значительное место в стоимости производимой и реали зуемой продукции.
Пространственная разобщенность пунктов производ ства и потребления продукции в условиях нашей страны, располагающей огромной территорией, обусловливает необходимость совершенствования транспортно-экономи ческих связей как важной составной части общей пробле мы оптимального размещения производительных сил. При рациональном размещении производства, обеспечиваю щем наиболее целесообразные транспортно-экономиче ские связи в стране, транспортные издержки народного хозяйства будут оптимальными, а суммарная стоимость продукта с учетом издержек изготовления и транспорти ровки — минимальной.
Например, учет не только производственных, но и транспортных издержек позволил установить, что топлив ный дефицит европейской части страны целесообразно покрывать за счет ресурсов топлива в восточных райо нах; лесопиление и лесопереработку правильнее прибли жать к районам вывозки леса; нефтепереработку и муко молье следует концентрировать в районах потребления и т. д., поэтому при принятии решений о размещении но вых предприятий и реконструкции действующих необхо димо, прежде всего, руководствоваться обеспечением наиболее эффективного их расположения с учетом транс портного фактора. Одним из компонентов этого фактора является использование в ряде случаев экономических преимуществ перевозки грузов в устойчивых порожних направлениях, что до сих пор при размещении производ ства учитывается далеко не в полной мере.
Объем выполняемой транспортной работы будет яс ным, если иметь в виду, что в каждый момент времени на транспорте страны находится до 25—30 млн. т грузов на сумму 45—55 млрдруб.
26
Ежегодные транспортною издержки, включая стои мость погрузочно-разгрузочных работ, составляют гро мадную сумму — 50 млрд, руб., или 12—13% в себестои мости продукции, а для некоторых категорий массовых грузов достигают 55—60%. При этом затраты только на автоперевозки превышают более половины всех транс портных издержек в стране.
Так, например, доля транспортных издержек в себестоимости некоторых важнейших видов продукции составляет: в черной металлургии 25—30%, в производ стве цемента — 30—35%, других строительных материа лов — 20—40%, серной кислоты — 25—35%, в целлюлоз но-бумажной — 15—20%, в мясной промышленности —
5-18% [3].
Повышение эффективности использования транспорта имеет большое значение, так как снижение транспорт ных издержек хотя бы на 1 процент позволит получить экономический эффект, оцениваемый в 500 млн. руб. в год.
Поэтому вопросы оптимизации автомобильных пере возок приобретают важнейшее значение для повышения эффективности общественного производства, так как в перспективе намечается значительное возрастание объе мов перевозок грузов, обусловленное ускоренными тем пами развития народного хозяйства.
Стоимость каждой тонны производимой продукции увеличивается, согласно подсчетам, при транспортирова нии в среднем более чем на 10 руб. Снижение транспорт ных издержек представляет собой один из важнейших резервов роста эффективности общественного производ
ства.
Высокая стоимость перевозок всегда ограничивает концентрацию производства, т. е. реализацию преиму ществ крупного производства. Чем ниже доля транспорт ных издержек в стоимости продукции на месте потреб ления, тем больше при прочих равных условиях оптимальные размеры предприятий, возможности их спе циализации, уровень концентрации производства.
Однако было бы ошибочно считать, что снижение транспортных издержек является самоцелью. Бывают си туации, в которых для народного хозяйства экономичнее пойти на некоторое повышение транспортных расходов, если при этом значительно сокращаются производствен-
27
ные издержки (например, при создании крупных специа лизированных комплексов, снабжающих своей продук цией обширную по размерам территорию). Несмотря на это, в целом по стране безусловно темпы роста транс портных издержек должны значительно отставать от темпов прироста производства и только при этом будет обеспечено эффективное использование всех видов транс порта.
Необходимо отметить, что, к сожалению, зачастую этому последнему фактору на практике не уделяется должного внимания, что наносит большой материальный ущерб народному хозяйству страны.
В большинстве случаев руководители, хозяйственни ки, особенно на крупных предприятиях, первостепенное внимание уделяют обеспечению выполнения установлен ных основных технико-экономических показателей, за ко торые они несут непосредственную ответственность, со вершенно не интересуясь постоянным возрастанием транс портных издержек. Такая недооценка транспортного фактора приводит к возрастанию себестоимости выпус каемой предприятиями продукции, к нехватке транспорт ных средств и тем самым сдерживает своевременную до ставку сырья и материалов.
Эффективное использование транспортных средств в народном хозяйстве страны требует достижения опти мального размера транспортной работы, определяемой по минимуму только суммарных приведенных транспорт ных затрат, основными элементами которых являются эксплуатационные расходы и потребные на освоение пе ревозок капитальные вложения и оборотные средства на грузы в пути, зависящие от скорости доставки грузов. На уровень удельных эксплуатационных затрат, характери зующих себестоимость перевозок, наибольшее влияние оказывают амортизационные отчисления и заработная плата, при этом доля этих двух факторов, в зависимости от видов транспорта, составляет от 50 до 65% полной се бестоимости перевозок.
Следовательно, для сокращения удельных эксплуата ционных затрат, в первую очередь, необходимо обеспе чить снижение амортизационных отчислений и заработ ной платы. Учитывая, что амортизационные отчисления не имеют значительных колебаний в автотранспортных предприятиях, основным направлением снижения удель
28
ных эксплуатационных затрат следует считать снижение в себестоимости перевозок удельного веса заработной платы. Этот фактор приобретает важное значение еще и по той причине, что во исполнение решений XXIV съезда КПСС в текущей пятилетке будут приняты необходимые меры для значительного повышения заработной платы во всех сферах народного хозяйства страны.
Вследствие этого, относительное снижение расходов на заработную плату может быть достигнуто только бла годаря росту производительности труда на перевозках, при этом темпы роста производительности труда должны опережать темпы прироста заработной платы. Повыше ние производительности труда на транспорте — это его техническая реконструкция, внедрение комплексной авто матизации и механизации трудовых процессов и совер шенствование организации труда.
Снижение транспортных издержек как результат вы сокой производительности труда работников транспорта означает высвобождение больших людских и материаль ных ресурсов для использования их в других отраслях народного хозяйства страны.
Последний фактор будет иметь большое значение в перспективе для снижения дефицита в трудовых ресур сах. Так, согласно подсчетам, произведенным ИКТП при Госплане СССР, в целом по стране общее количество за нятых в транспортном процессе рабочих и служащих (включая транспорт необщего пользования и погрузочноразгрузочные работы) достигло 14 млн. человек и увели чивается ежегодно на 2%. в то время, как трудовые ре сурсы страны растут немногим более чем на 1% в год.
Поэтому требуется более рациональное использова ние трудовых ресурсов путем существенного увеличения объема производства на каждую единицу трудовых и ма териальных ресурсов.
Как известно, в Директивах XXIV съезда КПСС воп росу повышения производительности труда в промыш ленности и других отраслях народного хозяйства страны придается первостепенное значение. Намеченное повы шение производительности труда в промышленности на 87—90% должно обеспечить полностью прирост продук ции за пятилетие.
Аналогичное положение складывается и на транс порте. Так, запланированный на девятую пятилетку при
29
рост грузооборота железнодорожного транспорта на 22% должен быть полностью получен за счет роста про изводительности труда, прирост грузооборота автомо бильного транспорта на 60% должен быть достигнут на 80—85% также за счет повышения производительности труда. Таким образом, снижение транспортных издержек народного хозяйства возможно прежде всего в результа те повышения производительности труда. Выявление и реализация факторов повышения производительности труда на транспорте является одной из главных задач, стоящих перед народным хозяйством страны.
Для относительного снижения амортизационных от числений необходимо улучшить эффективность использо вания введенных на транспорте основных фондов и обес печить освоение в короткий срок и эффективное исполь зование вводимых в действие основных фондов. Среди многочисленных факторов, обеспечивающих улучшение эффективности использования основных фондов на транс порте, решающее значение имеют такие, как экономичное использование транспортных средств, снижение непроиз водительных простоев подвижного состава, рост произво дительности труда, строгий режим экономии, совершен ствование структуры основных фондов, приведение в действие моральных и материальных стимулов, разра ботка оптимальных методик по исчислению сроков амор тизации различных видов транспорта.
Кроме рассмотренных, существенное влияние на себе стоимость перевозок оказывает большое количество раз нообразных факторов — объем, структура, расстояние и территориальное размещение перевозок.
Другой показатель, характеризующий эффективность перевозок, —■величина капитальных вложений, приходя щихся на единицу грузооборота, которая учитывает за траты на создание постоянных устройств (железнодо рожных путей, станций, автотранспортных предприятий, речных и морских портов и аэродромов) и на приобрете ние подвижного состава. Удельные капиталовложения существенно зависят от объема и структуры перевозок, территориального размещения транспортного пред
приятия.
Величина оборотных средств определяется сроками доставки грузов, при этом средняя цена одной тонны про дукции, находящейся в транспортировке, имеет тенден
30
цию к росту из-за повышений доли продукции МаШиМН строения, увеличения концентрации руд и т. д. Скорость доставки грузов составляет в настоящее время на желез нодорожном транспорте 10—12 км/час, автомобильном — около 15 км/час., речном — 6—8 и на нефтепроводном — 4—6 км/час. Достигнутые сроки доставки грузов весьма далеки ог возможных; так, на железнодорожном транс порте они составляют 7о технической скорости вслед ствие больших сверхнормативных простоев под погрузоч но-разгрузочными операциями на промежуточных и тех нических станциях; на автомобильном транспорте про стои под погрузочно-разгрузочными работами находятся на уровне 30—50% от времени пребывания автомобилей в наряде; большие простои допускаются на речном транс порте, где простои флота в пунктах отправления и наз начения составляют по буксирному флоту около 30% эксплуатационного времени, а по несамоходному флоту—
45—65%.
Проблема эффективного использования времени на хождения транспортных средств в работе, эффективного использования всех видов транспорта, минимизации транспортных издержек в целом по стране является чрез вычайно важным из-за значительных сверхнормативных простоев, вследствие чего народное хозяйство страны несет громадные потери, исчисляемые в миллиардах руб лей. Снижение сверхнормативных простоев транспортных средств, кроме того, позволило бы не только сократить транспортные издержки, но и высвободить большие сум мы капиталовложений, направляемых на строительство новых железнодорожных путей, станций, автотранспорт ных предприятий, речных и морских портов, аэродромов и т. п. и на приобретение подвижного состава. Эти сред ства могли бы быть направлены в другие сферы народно го хозяйства, где в них ощущается недостаток, т. е. была бы повышена эффективность использования транспорт ных средств и ускорено развитие других отраслей народ ного хозяйства, что, в свою очередь, способствовало бы повышению эффективности общественного производ ства-
Необходимо отметить, что сокращение транспортных издержек возможно лишь при комплексном рассмотре нии всей перевозки того или иного груза, так как мини мизация транспортных расходов для одной конкретной
31