Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным фактором повышения эффективности работы транспорта является совершенствование эксплуатации различных его видов как составных частей единой транс­ портной системы, что требует обеспечения рациональной специализации каждого вида транспорта в сочетании с другими видами и совершенствования перевозочного процесса.

Для сокращения приведенных затрат на перевозку грузов большое значение имеет среднее расстояние пере­ возки. Согласно расчетам, произведенным в ИКТП при Госплане СССР, при росте физического веса суммарной продукции всех отраслей производства в СССР с 1913 по 1970 г. в 13,5 раза, среднее расстояние перевозки за тот же период каждой произведенной тонны от места произ­ водства до пункта потребления по всем путям сообщения увеличилось более чем в 2 раза, примерно с 300 до 620 км. Увеличение средней дальности ездки является результа­ том значительного расширения территории грузообмена в результате освоения новых глубинных районов и разви­ тия многих ранее экономически отсталых отдаленных районов, а также углубления общественно-территориаль­ ного разделения труда, специализации экономических районов и центров, разработки новых природных бо­ гатств и т. д.

Для достижения наибольшей экономичности при осу­ ществлении перевозок и снижения транспортных издер­ жек важное значение также имеет рациональное рас­ пределение перевозок между различными видами транс­ порта.

Имеются различные методики распределения грузо­ вых и пассажирских перевозок. Так, ИКТП при Госплане

СССР при разработке методики распределения грузовых перевозок между разными видами транспорта руковод­ ствовался сочетанием следующих условий: родом пере­ возимого груза (в частности, его ценности и подвержен­ ности порче), дальностью перевозок, мощности грузо­ потока, веса грузоотправления, скорости доставки грузов «от дверей до дверей» (в тех случаях, когда это экономи­ чески значимо) и др. При распределении пассажирских перевозок между видами транспорта учитывается не только экономическая эффективность разных средств пассажирского транспорта для выполнения тех или дру­ гих категорий перевозок, но и условия, непосредственно

24

влияющие на выбор транспортных средств пассажира­ ми, — прежде всего стоимость перевозок в сопоставлении со сроком доставки к месту назначения, удобством по­ ездки.

Необходимо отметить, что независимо от применяе­ мых методик и приемов распределения грузовых перево­ зок между видами транспорта, независимо от сфер про­ изводства, в которых применяется транспорт, должно быть обеспечено выполнение главного требования — ми­ нимизация приведенных транспортных затрат на едини­ цу стоимости перевозимой продукции, т. е. получение мак­ симальной транспортной продукции с каждой единицы грузоподъемности подвижного состава.

Большое народнохозяйственное значение транспорта предопределило и вложение колоссальных капиталовло­ жений в транспортную систему страны. Только в период с 1946 по 1970 г. на развитие транспорта (не считая го­ родского и грузового необщего пользования) было на­ правлено свыше 60 млрд, руб., что составляет более 9% всех вложений в народное хозяйство СССР. Общий объем капиталовложений в транспорт в послевоенные годы пре­ высил 10% всех вложений в народное хозяйство страны.

В настоящее время доля транспортных вложений имеет тенденцию абсолютного роста. Для обеспечения намеченных партией и правительством высоких темпов гармоничного развития всех районов и в первую очередь освоение новых территорий, в особенности в восточной части страны, необходимы усиление кооперации и спе­ циализации, создание высокоэффективной единой транс­ портной системы, которая должна стать по-настоящему единым производственным организмом с оптимальным распределением перевозок между всеми видами транс­ порта, координация их работы и максимальное исполь­ зование преимуществ каждого вида транспорта в сфере его применения.

§ 2. СНИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК - ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Намеченный значительный рост объема перевозок грузов выдвигает в качестве одной из важнейших народ­ нохозяйственных задач снижение транспортных издер­ жек за счет рационализации перевозок, с целью получе­

25


ния оптимальных планов перевозок и оптимальных схем грузопотоков. Дальнейшее совершенствование формиро­ вания единой транспортной системы, реконструкция и модернизация ее технической базы с внедрением про­ грессивной технологии призвано обеспечить неуклонное снижение удельных транспортных издержек. Это, в свою очередь, будет способствовать более рациональному раз­ мещению различных отраслей народного хозяйства на­ шей страны, так как транспортные издержки занимают значительное место в стоимости производимой и реали­ зуемой продукции.

Пространственная разобщенность пунктов производ­ ства и потребления продукции в условиях нашей страны, располагающей огромной территорией, обусловливает необходимость совершенствования транспортно-экономи­ ческих связей как важной составной части общей пробле­ мы оптимального размещения производительных сил. При рациональном размещении производства, обеспечиваю­ щем наиболее целесообразные транспортно-экономиче­ ские связи в стране, транспортные издержки народного хозяйства будут оптимальными, а суммарная стоимость продукта с учетом издержек изготовления и транспорти­ ровки — минимальной.

Например, учет не только производственных, но и транспортных издержек позволил установить, что топлив­ ный дефицит европейской части страны целесообразно покрывать за счет ресурсов топлива в восточных райо­ нах; лесопиление и лесопереработку правильнее прибли­ жать к районам вывозки леса; нефтепереработку и муко­ молье следует концентрировать в районах потребления и т. д., поэтому при принятии решений о размещении но­ вых предприятий и реконструкции действующих необхо­ димо, прежде всего, руководствоваться обеспечением наиболее эффективного их расположения с учетом транс­ портного фактора. Одним из компонентов этого фактора является использование в ряде случаев экономических преимуществ перевозки грузов в устойчивых порожних направлениях, что до сих пор при размещении производ­ ства учитывается далеко не в полной мере.

Объем выполняемой транспортной работы будет яс­ ным, если иметь в виду, что в каждый момент времени на транспорте страны находится до 25—30 млн. т грузов на сумму 45—55 млрдруб.

26

Ежегодные транспортною издержки, включая стои­ мость погрузочно-разгрузочных работ, составляют гро­ мадную сумму — 50 млрд, руб., или 12—13% в себестои­ мости продукции, а для некоторых категорий массовых грузов достигают 55—60%. При этом затраты только на автоперевозки превышают более половины всех транс­ портных издержек в стране.

Так, например, доля транспортных издержек в себестоимости некоторых важнейших видов продукции составляет: в черной металлургии 25—30%, в производ­ стве цемента — 30—35%, других строительных материа­ лов — 20—40%, серной кислоты — 25—35%, в целлюлоз­ но-бумажной — 15—20%, в мясной промышленности —

5-18% [3].

Повышение эффективности использования транспорта имеет большое значение, так как снижение транспорт­ ных издержек хотя бы на 1 процент позволит получить экономический эффект, оцениваемый в 500 млн. руб. в год.

Поэтому вопросы оптимизации автомобильных пере­ возок приобретают важнейшее значение для повышения эффективности общественного производства, так как в перспективе намечается значительное возрастание объе­ мов перевозок грузов, обусловленное ускоренными тем­ пами развития народного хозяйства.

Стоимость каждой тонны производимой продукции увеличивается, согласно подсчетам, при транспортирова­ нии в среднем более чем на 10 руб. Снижение транспорт­ ных издержек представляет собой один из важнейших резервов роста эффективности общественного производ­

ства.

Высокая стоимость перевозок всегда ограничивает концентрацию производства, т. е. реализацию преиму­ ществ крупного производства. Чем ниже доля транспорт­ ных издержек в стоимости продукции на месте потреб­ ления, тем больше при прочих равных условиях оптимальные размеры предприятий, возможности их спе­ циализации, уровень концентрации производства.

Однако было бы ошибочно считать, что снижение транспортных издержек является самоцелью. Бывают си­ туации, в которых для народного хозяйства экономичнее пойти на некоторое повышение транспортных расходов, если при этом значительно сокращаются производствен-

27


ные издержки (например, при создании крупных специа­ лизированных комплексов, снабжающих своей продук­ цией обширную по размерам территорию). Несмотря на это, в целом по стране безусловно темпы роста транс­ портных издержек должны значительно отставать от темпов прироста производства и только при этом будет обеспечено эффективное использование всех видов транс­ порта.

Необходимо отметить, что, к сожалению, зачастую этому последнему фактору на практике не уделяется должного внимания, что наносит большой материальный ущерб народному хозяйству страны.

В большинстве случаев руководители, хозяйственни­ ки, особенно на крупных предприятиях, первостепенное внимание уделяют обеспечению выполнения установлен­ ных основных технико-экономических показателей, за ко­ торые они несут непосредственную ответственность, со­ вершенно не интересуясь постоянным возрастанием транс­ портных издержек. Такая недооценка транспортного фактора приводит к возрастанию себестоимости выпус­ каемой предприятиями продукции, к нехватке транспорт­ ных средств и тем самым сдерживает своевременную до­ ставку сырья и материалов.

Эффективное использование транспортных средств в народном хозяйстве страны требует достижения опти­ мального размера транспортной работы, определяемой по минимуму только суммарных приведенных транспорт­ ных затрат, основными элементами которых являются эксплуатационные расходы и потребные на освоение пе­ ревозок капитальные вложения и оборотные средства на грузы в пути, зависящие от скорости доставки грузов. На уровень удельных эксплуатационных затрат, характери­ зующих себестоимость перевозок, наибольшее влияние оказывают амортизационные отчисления и заработная плата, при этом доля этих двух факторов, в зависимости от видов транспорта, составляет от 50 до 65% полной се­ бестоимости перевозок.

Следовательно, для сокращения удельных эксплуата­ ционных затрат, в первую очередь, необходимо обеспе­ чить снижение амортизационных отчислений и заработ­ ной платы. Учитывая, что амортизационные отчисления не имеют значительных колебаний в автотранспортных предприятиях, основным направлением снижения удель­

28

ных эксплуатационных затрат следует считать снижение в себестоимости перевозок удельного веса заработной платы. Этот фактор приобретает важное значение еще и по той причине, что во исполнение решений XXIV съезда КПСС в текущей пятилетке будут приняты необходимые меры для значительного повышения заработной платы во всех сферах народного хозяйства страны.

Вследствие этого, относительное снижение расходов на заработную плату может быть достигнуто только бла­ годаря росту производительности труда на перевозках, при этом темпы роста производительности труда должны опережать темпы прироста заработной платы. Повыше­ ние производительности труда на транспорте — это его техническая реконструкция, внедрение комплексной авто­ матизации и механизации трудовых процессов и совер­ шенствование организации труда.

Снижение транспортных издержек как результат вы­ сокой производительности труда работников транспорта означает высвобождение больших людских и материаль­ ных ресурсов для использования их в других отраслях народного хозяйства страны.

Последний фактор будет иметь большое значение в перспективе для снижения дефицита в трудовых ресур­ сах. Так, согласно подсчетам, произведенным ИКТП при Госплане СССР, в целом по стране общее количество за­ нятых в транспортном процессе рабочих и служащих (включая транспорт необщего пользования и погрузочноразгрузочные работы) достигло 14 млн. человек и увели­ чивается ежегодно на 2%. в то время, как трудовые ре­ сурсы страны растут немногим более чем на 1% в год.

Поэтому требуется более рациональное использова­ ние трудовых ресурсов путем существенного увеличения объема производства на каждую единицу трудовых и ма­ териальных ресурсов.

Как известно, в Директивах XXIV съезда КПСС воп­ росу повышения производительности труда в промыш­ ленности и других отраслях народного хозяйства страны придается первостепенное значение. Намеченное повы­ шение производительности труда в промышленности на 87—90% должно обеспечить полностью прирост продук­ ции за пятилетие.

Аналогичное положение складывается и на транс­ порте. Так, запланированный на девятую пятилетку при­

29



рост грузооборота железнодорожного транспорта на 22% должен быть полностью получен за счет роста про­ изводительности труда, прирост грузооборота автомо­ бильного транспорта на 60% должен быть достигнут на 80—85% также за счет повышения производительности труда. Таким образом, снижение транспортных издержек народного хозяйства возможно прежде всего в результа­ те повышения производительности труда. Выявление и реализация факторов повышения производительности труда на транспорте является одной из главных задач, стоящих перед народным хозяйством страны.

Для относительного снижения амортизационных от­ числений необходимо улучшить эффективность использо­ вания введенных на транспорте основных фондов и обес­ печить освоение в короткий срок и эффективное исполь­ зование вводимых в действие основных фондов. Среди многочисленных факторов, обеспечивающих улучшение эффективности использования основных фондов на транс­ порте, решающее значение имеют такие, как экономичное использование транспортных средств, снижение непроиз­ водительных простоев подвижного состава, рост произво­ дительности труда, строгий режим экономии, совершен­ ствование структуры основных фондов, приведение в действие моральных и материальных стимулов, разра­ ботка оптимальных методик по исчислению сроков амор­ тизации различных видов транспорта.

Кроме рассмотренных, существенное влияние на себе­ стоимость перевозок оказывает большое количество раз­ нообразных факторов — объем, структура, расстояние и территориальное размещение перевозок.

Другой показатель, характеризующий эффективность перевозок, —■величина капитальных вложений, приходя­ щихся на единицу грузооборота, которая учитывает за­ траты на создание постоянных устройств (железнодо­ рожных путей, станций, автотранспортных предприятий, речных и морских портов и аэродромов) и на приобрете­ ние подвижного состава. Удельные капиталовложения существенно зависят от объема и структуры перевозок, территориального размещения транспортного пред­

приятия.

Величина оборотных средств определяется сроками доставки грузов, при этом средняя цена одной тонны про­ дукции, находящейся в транспортировке, имеет тенден­

30

цию к росту из-за повышений доли продукции МаШиМН строения, увеличения концентрации руд и т. д. Скорость доставки грузов составляет в настоящее время на желез­ нодорожном транспорте 10—12 км/час, автомобильном — около 15 км/час., речном — 6—8 и на нефтепроводном — 4—6 км/час. Достигнутые сроки доставки грузов весьма далеки ог возможных; так, на железнодорожном транс­ порте они составляют 7о технической скорости вслед­ ствие больших сверхнормативных простоев под погрузоч­ но-разгрузочными операциями на промежуточных и тех­ нических станциях; на автомобильном транспорте про­ стои под погрузочно-разгрузочными работами находятся на уровне 30—50% от времени пребывания автомобилей в наряде; большие простои допускаются на речном транс­ порте, где простои флота в пунктах отправления и наз­ начения составляют по буксирному флоту около 30% эксплуатационного времени, а по несамоходному флоту—

45—65%.

Проблема эффективного использования времени на­ хождения транспортных средств в работе, эффективного использования всех видов транспорта, минимизации транспортных издержек в целом по стране является чрез­ вычайно важным из-за значительных сверхнормативных простоев, вследствие чего народное хозяйство страны несет громадные потери, исчисляемые в миллиардах руб­ лей. Снижение сверхнормативных простоев транспортных средств, кроме того, позволило бы не только сократить транспортные издержки, но и высвободить большие сум­ мы капиталовложений, направляемых на строительство новых железнодорожных путей, станций, автотранспорт­ ных предприятий, речных и морских портов, аэродромов и т. п. и на приобретение подвижного состава. Эти сред­ ства могли бы быть направлены в другие сферы народно­ го хозяйства, где в них ощущается недостаток, т. е. была бы повышена эффективность использования транспорт­ ных средств и ускорено развитие других отраслей народ­ ного хозяйства, что, в свою очередь, способствовало бы повышению эффективности общественного производ­ ства-

Необходимо отметить, что сокращение транспортных издержек возможно лишь при комплексном рассмотре­ нии всей перевозки того или иного груза, так как мини­ мизация транспортных расходов для одной конкретной

31