Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой энергии в механическую энергию рабочих органов.

Машины-орудия, получая от двигателей энергию в той иди

иной форме,

совершают

полезную работу.

Так,

транс портирую-

цие машины-орудия перемещают в пространстве

твердые

тела

(различные

погрузчики,

подъемные краны

и д р .), жидкие

тела

(насосы), газообразные тела (установки пневматического тран­

спорта-воздуходувки, вентиляторы

и д р .).

Трансформирующие

машины-орудия производят изменение размеров, формы,

вида

обрабатываемых тел

(например, станки, мельницы, тестодели-

тели, тестомесилки

и д р .).

 

 

 

Машины-приводы или передачи

служат

для передачи

энер­

гии или движения от машин двигателей к машинам орудиям (это

редукторы, плоскоременные, клиноременные, цепные передачи и

т . д . ).

Машины-орудия и машины-приводы называют механизмами в

тех случаях, когда они не преобразуют вида энергии, а слу­

жат только для преобразования и переноса движения.

Все механизмы состоят из отдельных деталей.

 

Одна

деталь или совокупность неподвижно

соединенных

между собой

деталей называется звеном. Из звеньев можно соб­

рать механизм, соединяя одно звено с другим таким образом,

чтобы все их относительные перемещения, кроме

 

некоторых

необходимых, были невозможны. Совокупность двух соседних

соприкасающихся звеньев, имеющих определенное

относительное

движение, называют кинематической парой. Звено, закон

дви­

жения которого задан, называется начальным звеном,

и

оно

может быть ведущим или ведомым. Ведущее звено

то,

которому

сообщается движение, преобразуемое механизмом

в заданное

движение ведомых звеньев. Ведомые звенья те,

которые

полу-

ПО


чают движение от ведущего звена. Поэтому иногда ведущее зве­

но называют движущим, а ведомое - рабочим.

При кинематическом исследовании механизма считают, что

все его неподвижные детали образуют одно неподвижное звено,

называемое стойкой. Часто стойка совпадает с корпусом меха­ низма, жестко связанным с фундаментом.

Соединение звеньев последовательно или разветвленно с помощью кинематических пар, называют кинематической цепью.

Если кинематическая цепь служит для преобразования движе­

ния одного или нескольких звеньев в целесообразные движения

других звеньев, то она называется механизмом.

Это второе

определение

механизма.

 

На рис.

22 представлены двигатель внутреннего сгорания

и его

схема.

Этот механизм состоит из четырех

звеньев: зве­

но I,

совершающее вращательное движение, называется криво­

шипом;

звено

2 , совершающее сложное движение в

плоскости,

называется шатуном; звено 3, совершающее прямолинейное возв­ ратно-поступательное движение, называется ползуном.Наконец,

звено Ф, неподвижное (это и опора кривошипа и цилиндр, в ко­ тором движется поршень), называется стойкой. Поскольку в двигателе внутреннего сгорания движущая сила приложена к поршню, последний следует считать ведущим звеном, и опреде­ лять движение остальных звеньев в зависимости от движения поршня 3.

Кинематические пары. Свойства кинематической пары за­ висят от поверхностей, которыми звенья соприкасаются при их относительном движении. На рис.23 а, показана вращательная кинематическая пара, называемая шарниром, где соприкасающие-

III

IT2

'ся звенья I и 2 имеют только одно относительное движение -

вращательное. В поступательной кинематической паре (23, б)

звенья I и 2 имеют только поступательное относительное дви­ жение. На рис. 23 в ,г ,д показаны: вращательно-поступатель­ ная, винтовая и шаровая кинематические пары.

Кинематические пары классифицируют по трем признакам.

1. По характеру соприкосновения звеньев различают низ­ шие и высшие кинематические пары. В низших парах соединяе­

мые звенья

соприкасаются поверхностями конечных размеров. В

высших парах соединяемые звенья соприкасаются

в

точке

или

по линии

(например, шарик на плоскости, колесо

и

рельс

и

д р .). Общее

число видов низших кинематических

пар невелико,

на рис.

23

представлены главные из них.

 

 

 

2.

По характеру относительного движения звеньев разли­

чают плоские (рис. 23, а, б ), колесо и рельс и др. и прост­

ранственные (рис. 23

в, г,

д и др .) кинематические пары.

3. По числу налагаемых

на относительное движение усло­

вий связи

установлено

пять

классов кинематических

пар,

ис­

ходя из пространственного движения звеньев (

Л ,

у , i

,

Ч5-* ,

*fy

> f z

)•

Класс

паРы определяют

числом условий

связи,

налагаемых парой на

относительное движение

звеньев

(рис. 24).

ИЗ


 

 

Чи.С/10

Число сте­

 

 

 

 

налага­ пеней. сво-

 

 

 

 

§?$

емых

Относитейоды

П

р и

м е р ы

<3

условий

 

CS

сЬязи

лоного дби

 

 

 

 

*

 

зр ен и я

 

 

 

о

ГО

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

Р одно

пять

ш л п п т

/ щ ,

Шар ж д у М у .

------ (• T-j-------- ня парал лель-

 

 

 

 

71П)/П}П>1/П

ЙХ и и "лоскот»

Ж

Р

 

четыре

77777/, 7 7 7 7 7 7 .

Шар 6 цилиндри-

д в а

 

____ческой трубе

 

 

E 5 7Z

 

 

 

 

7 2

 

///

тр и

три

Шаровой

f i

 

 

ихарнир

 

 

 

Круглый стер­

IV р

 

 

жень 8 цилим-

оеггнре

два

Т __дрической тру-

S! ое (цилиндри­

 

 

 

ческая пара)

 

 

одна

Поступатель­

я

пять

ная пара

Р и с . 2 .Р

Г [л


Л Е К Ц И Я 2 6 . СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА ПЛОСКИХ ШАРНИР­ НЫХ .МЕХАНИЗМОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОС­ КИХ .МЕХАНИЗМОВ ПО Л.В.АССУШ.

Кинематические пары, образующие звенья замкнутой кине­ матической цепи, ограничивают не только движении звеньев по

отношению друг к другу, но и движения их относительно

за ­

данной системы координат. Систему координат

обычно связывают

с одним из звеньев, как правило, со стойкой.

Движение

каждо­

го из подвижных звеньев кинематической цепи относительно

стойки будет абсолютным движением.

 

 

Кинематическая цепь называется замкнутой, если

послед­

нее звено образует кинематическую пару с первым (рис.35, б ).

Если последнее звено не образует кинематической пары с пер­

вым звеном, то такая кинематическая цепь

называется

откры­

той (рис.

2 5 ,а ).

В подавляющем

большинстве

в технике

ис­

пользуются замкнутые цепи.

 

 

 

 

Замкнутая кинематическая

цепь имеет

определенное число

степеней

свободы

W и степенью подвижности

W ,

которые

зависят от числа звеньев и кинематических пар при условии,

что имеется одно неподвижно закрепленное звено (стойка).

Предположим, что имеется

п

не связанных друг с дру­

гом звеньев (рис. 26а ).

Тогда в

плоском

движении все они

будут иметь Зп

степеней

свободы. Соединяя два звена, напри­

мер I и 2 , 2 и

3, 3 и <(,

получая таким образом пары враще­

ния (шарниры), отнимаем у них две степени свободы (пара V

класса в плоском движении

налагает две связи). Если число

кинематических

пар V класса,

соединяющих звенья в замкнутую

цепь, оудет р^, то у цепи относительно неподвижной системы-

координат останется число степеней свободы Зп-2р^. Закреп-

115


ляп одно из звеньвв неподвижно с системой координат

(рис. 2 6 ,6 ), отнимаем у цепи еще три степени свободы и тог­

да число степеней свободы кинематической цепи относительно системы координат, связанной с одним из звеньев, называемое

степенью подвижности кинематической цепи, будет

W = 3 n - 2 p 5 - 3 .

Это формула называется структурной формулой плоских шар­

нирных механизмов и она впервые получена академиком П.Л.Че­

бышевым в 1369 г. Формула П.Л.Чебышева связывает число звень­

ев и число пар кинематической цепи с числом степеней ее под­ вижности и является основой учения о структуре и классифика­ ции кинематических цепей и механизмов, развитого Л.Е.Асауром,

Артоболевским и др.

Кинематическая пара 1У класса в плоском движении нала­ гает на относительное движение звеньев одну связь, и если в

плоской кинематической цепи, кроме пар У класса, имеются плоские пары 1У класса, то обозначая их число через р^ полу­

чим структурную формулу

плоских механизмов в следующем виде:

 

W = Зп - 2р5 - р4 - 3

 

Если степень

подвижности

W = 0 , то кинематическая

цепь

вырождается

в неподвижную жесткую стержневую систему,

назы­

ваемую фермой. Если кинематическая цепь имеет степень под­ вижности W = I , что чаще всего встречается в практике машиностроения, то такая цепь называется цепью принужденно­ го движения.

Встречаются также кинематические цепи со степенью под­

116

вижности W = 2 и больше.

Для того, что замкнутая кинематическая цепь являлась

механизмом, ее звенья должны обладать вполне определенный целесообразным движением относительно стойки. Поэтому, ес­

ли

W'

=

i ,

необходимо

задать

движение одному звену; ес­

ли

W

=

2 ,

необходимо

задать

движение двум звеньям и т.д .

Например, как видно из

кинематической схемы механизма с

W

= 1

(рис. 2 7 ,а ),

движение

 

всех звеньев

относительно

стойки определяется только одним параметром -

углом ^ .

Закон движения начального

звена

 

I описан одним уравнением:

 

 

 

 

' f ,

=

f ,

(<=)

 

На рис.

27,6

показан

механизм с

W = 2, в

этом случае

движение всей цепи относительно стойки определяется двумя параметрами:

Ул- = f * (О .

Если один из этих параметров не будет задан, то движения звеньев 2 и 3 будут неопределенными. Следовательно, число начальных звеньев в механизме должно быть равно числу сте­ пеней подвижности кинематической цепи относительно стойки.

Анализируя изложенное выше, можно дать третье определе­ ние механизму: механизм есть замкнутая кинематическая цепь,

в которой при обращении одного из звеньев в стойку, задан­ ному движению одного или нескольких звеньев соответствует определенное движение каждого из остальных звеньев.

Л.В.Ассур предложил структурную классификацию плоских шарнирных (включающих только пары У класса) механизмов с одной степенью подвижности. Структурная формула для этого

117