Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
кой энергии в механическую энергию рабочих органов.
Машины-орудия, получая от двигателей энергию в той иди
иной форме, |
совершают |
полезную работу. |
Так, |
транс портирую- |
|
цие машины-орудия перемещают в пространстве |
твердые |
тела |
|||
(различные |
погрузчики, |
подъемные краны |
и д р .), жидкие |
тела |
(насосы), газообразные тела (установки пневматического тран
спорта-воздуходувки, вентиляторы |
и д р .). |
Трансформирующие |
||
машины-орудия производят изменение размеров, формы, |
вида |
|||
обрабатываемых тел |
(например, станки, мельницы, тестодели- |
|||
тели, тестомесилки |
и д р .). |
|
|
|
Машины-приводы или передачи |
служат |
для передачи |
энер |
гии или движения от машин двигателей к машинам орудиям (это
редукторы, плоскоременные, клиноременные, цепные передачи и
т . д . ).
Машины-орудия и машины-приводы называют механизмами в
тех случаях, когда они не преобразуют вида энергии, а слу |
||
жат только для преобразования и переноса движения. |
||
Все механизмы состоят из отдельных деталей. |
|
|
Одна |
деталь или совокупность неподвижно |
соединенных |
между собой |
деталей называется звеном. Из звеньев можно соб |
рать механизм, соединяя одно звено с другим таким образом,
чтобы все их относительные перемещения, кроме |
|
некоторых |
|
необходимых, были невозможны. Совокупность двух соседних |
|||
соприкасающихся звеньев, имеющих определенное |
относительное |
||
движение, называют кинематической парой. Звено, закон |
дви |
||
жения которого задан, называется начальным звеном, |
и |
оно |
|
может быть ведущим или ведомым. Ведущее звено |
то, |
которому |
|
сообщается движение, преобразуемое механизмом |
в заданное |
||
движение ведомых звеньев. Ведомые звенья те, |
которые |
полу- |
ПО
чают движение от ведущего звена. Поэтому иногда ведущее зве
но называют движущим, а ведомое - рабочим.
При кинематическом исследовании механизма считают, что
все его неподвижные детали образуют одно неподвижное звено,
называемое стойкой. Часто стойка совпадает с корпусом меха низма, жестко связанным с фундаментом.
Соединение звеньев последовательно или разветвленно с помощью кинематических пар, называют кинематической цепью.
Если кинематическая цепь служит для преобразования движе
ния одного или нескольких звеньев в целесообразные движения
других звеньев, то она называется механизмом. |
Это второе |
||
определение |
механизма. |
|
|
На рис. |
22 представлены двигатель внутреннего сгорания |
||
и его |
схема. |
Этот механизм состоит из четырех |
звеньев: зве |
но I, |
совершающее вращательное движение, называется криво |
||
шипом; |
звено |
2 , совершающее сложное движение в |
плоскости, |
называется шатуном; звено 3, совершающее прямолинейное возв ратно-поступательное движение, называется ползуном.Наконец,
звено Ф, неподвижное (это и опора кривошипа и цилиндр, в ко тором движется поршень), называется стойкой. Поскольку в двигателе внутреннего сгорания движущая сила приложена к поршню, последний следует считать ведущим звеном, и опреде лять движение остальных звеньев в зависимости от движения поршня 3.
Кинематические пары. Свойства кинематической пары за висят от поверхностей, которыми звенья соприкасаются при их относительном движении. На рис.23 а, показана вращательная кинематическая пара, называемая шарниром, где соприкасающие-
III
IT2
'ся звенья I и 2 имеют только одно относительное движение -
вращательное. В поступательной кинематической паре (23, б)
звенья I и 2 имеют только поступательное относительное дви жение. На рис. 23 в ,г ,д показаны: вращательно-поступатель ная, винтовая и шаровая кинематические пары.
Кинематические пары классифицируют по трем признакам.
1. По характеру соприкосновения звеньев различают низ шие и высшие кинематические пары. В низших парах соединяе
мые звенья |
соприкасаются поверхностями конечных размеров. В |
||||
высших парах соединяемые звенья соприкасаются |
в |
точке |
или |
||
по линии |
(например, шарик на плоскости, колесо |
и |
рельс |
и |
|
д р .). Общее |
число видов низших кинематических |
пар невелико, |
|||
на рис. |
23 |
представлены главные из них. |
|
|
|
2. |
По характеру относительного движения звеньев разли |
чают плоские (рис. 23, а, б ), колесо и рельс и др. и прост
ранственные (рис. 23 |
в, г, |
д и др .) кинематические пары. |
||||||
3. По числу налагаемых |
на относительное движение усло |
|||||||
вий связи |
установлено |
пять |
классов кинематических |
пар, |
ис |
|||
ходя из пространственного движения звеньев ( |
Л , |
у , i |
, |
|||||
Ч5-* , |
*fy |
> f z |
)• |
Класс |
паРы определяют |
числом условий |
||
связи, |
налагаемых парой на |
относительное движение |
звеньев |
(рис. 24).
ИЗ
|
|
Чи.С/10 |
Число сте |
|
|
|
|
<и |
налага пеней. сво- |
|
|
|
|
|
§?$ |
емых |
Относитейоды |
П |
р и |
м е р ы |
<3 |
условий |
|||||
|
CS |
сЬязи |
лоного дби |
|
|
|
|
* |
|
зр ен и я |
|
|
|
о |
ГО |
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
Р одно |
пять |
ш л п п т |
/ щ , |
Шар ж д у М у . |
|
------ (• T-j-------- ня парал лель- |
||||||
|
|
|
|
71П)/П}П>1/П |
ЙХ и и "лоскот» |
|
Ж |
Р |
|
четыре |
77777/, 7 7 7 7 7 7 . |
Шар 6 цилиндри- |
|
д в а |
|
____ческой трубе |
||||
|
|
E 5 7Z |
||||
|
|
|
|
7 2 |
|
/// |
тр и |
три |
Шаровой |
f i |
|
|
ихарнир |
|
|
|
Круглый стер |
IV р |
|
|
жень 8 цилим- |
оеггнре |
два |
Т __дрической тру- |
|
S! ое (цилиндри |
|||
|
|
|
ческая пара) |
|
|
одна |
Поступатель |
я |
пять |
ная пара |
Р и с . 2 .Р
Г [л
Л Е К Ц И Я 2 6 . СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА ПЛОСКИХ ШАРНИР НЫХ .МЕХАНИЗМОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОС КИХ .МЕХАНИЗМОВ ПО Л.В.АССУШ.
Кинематические пары, образующие звенья замкнутой кине матической цепи, ограничивают не только движении звеньев по
отношению друг к другу, но и движения их относительно |
за |
|
данной системы координат. Систему координат |
обычно связывают |
|
с одним из звеньев, как правило, со стойкой. |
Движение |
каждо |
го из подвижных звеньев кинематической цепи относительно |
||
стойки будет абсолютным движением. |
|
|
Кинематическая цепь называется замкнутой, если |
послед |
нее звено образует кинематическую пару с первым (рис.35, б ).
Если последнее звено не образует кинематической пары с пер
вым звеном, то такая кинематическая цепь |
называется |
откры |
||||
той (рис. |
2 5 ,а ). |
В подавляющем |
большинстве |
в технике |
ис |
|
пользуются замкнутые цепи. |
|
|
|
|
||
Замкнутая кинематическая |
цепь имеет |
определенное число |
||||
степеней |
свободы |
W и степенью подвижности |
W , |
которые |
зависят от числа звеньев и кинематических пар при условии,
что имеется одно неподвижно закрепленное звено (стойка).
Предположим, что имеется |
п |
не связанных друг с дру |
|||
гом звеньев (рис. 26а ). |
Тогда в |
плоском |
движении все они |
||
будут иметь Зп |
степеней |
свободы. Соединяя два звена, напри |
|||
мер I и 2 , 2 и |
3, 3 и <(, |
получая таким образом пары враще |
|||
ния (шарниры), отнимаем у них две степени свободы (пара V |
|||||
класса в плоском движении |
налагает две связи). Если число |
||||
кинематических |
пар V класса, |
соединяющих звенья в замкнутую |
цепь, оудет р^, то у цепи относительно неподвижной системы-
координат останется число степеней свободы Зп-2р^. Закреп-
115
ляп одно из звеньвв неподвижно с системой координат
(рис. 2 6 ,6 ), отнимаем у цепи еще три степени свободы и тог
да число степеней свободы кинематической цепи относительно системы координат, связанной с одним из звеньев, называемое
степенью подвижности кинематической цепи, будет
W = 3 n - 2 p 5 - 3 .
Это формула называется структурной формулой плоских шар
нирных механизмов и она впервые получена академиком П.Л.Че
бышевым в 1369 г. Формула П.Л.Чебышева связывает число звень
ев и число пар кинематической цепи с числом степеней ее под вижности и является основой учения о структуре и классифика ции кинематических цепей и механизмов, развитого Л.Е.Асауром,
Артоболевским и др.
Кинематическая пара 1У класса в плоском движении нала гает на относительное движение звеньев одну связь, и если в
плоской кинематической цепи, кроме пар У класса, имеются плоские пары 1У класса, то обозначая их число через р^ полу
чим структурную формулу |
плоских механизмов в следующем виде: |
||
|
W = Зп - 2р5 - р4 - 3 |
|
|
Если степень |
подвижности |
W = 0 , то кинематическая |
цепь |
вырождается |
в неподвижную жесткую стержневую систему, |
назы |
ваемую фермой. Если кинематическая цепь имеет степень под вижности W = I , что чаще всего встречается в практике машиностроения, то такая цепь называется цепью принужденно го движения.
Встречаются также кинематические цепи со степенью под
116
вижности W = 2 и больше.
Для того, что замкнутая кинематическая цепь являлась
механизмом, ее звенья должны обладать вполне определенный целесообразным движением относительно стойки. Поэтому, ес
ли |
W' |
= |
i , |
необходимо |
задать |
движение одному звену; ес |
||||
ли |
W |
= |
2 , |
необходимо |
задать |
движение двум звеньям и т.д . |
||||
Например, как видно из |
кинематической схемы механизма с |
|||||||||
W |
= 1 |
(рис. 2 7 ,а ), |
движение |
|
всех звеньев |
относительно |
||||
стойки определяется только одним параметром - |
углом ^ . |
|||||||||
Закон движения начального |
звена |
|
I описан одним уравнением: |
|||||||
|
|
|
|
' f , |
= |
f , |
(<=) |
|
||
На рис. |
27,6 |
показан |
механизм с |
W = 2, в |
этом случае |
движение всей цепи относительно стойки определяется двумя параметрами:
Ул- = f * (О .
Если один из этих параметров не будет задан, то движения звеньев 2 и 3 будут неопределенными. Следовательно, число начальных звеньев в механизме должно быть равно числу сте пеней подвижности кинематической цепи относительно стойки.
Анализируя изложенное выше, можно дать третье определе ние механизму: механизм есть замкнутая кинематическая цепь,
в которой при обращении одного из звеньев в стойку, задан ному движению одного или нескольких звеньев соответствует определенное движение каждого из остальных звеньев.
Л.В.Ассур предложил структурную классификацию плоских шарнирных (включающих только пары У класса) механизмов с одной степенью подвижности. Структурная формула для этого
117