Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Посадку шпонки в паз втулки выбирают в зависимости от х а -'
рактера соединения. При неподвижном соединении назначают посадку из группы переходных. При необходимости осевого пере мещения втулки по валу посадку шпонки в паз втулки делают
подвижной. При проектировании шпоночного соединения |
ширину |
и высоту шпонок принимают по стандарту в зависимости |
от |
диаметра вала. Длину шпонки принимают в зависимости от длины втулки и согласовывают со стандартом. Достаточность принятых размеров шпонки проверяет расчетом ее на прочность. Следова тельно, расчет призматической шпонки ведут как проверочный по формулам:
на |
смятие |
Q CM = ^ г у - ^ [<3 СМ] |
, |
||
на |
срез |
|
|
; |
|
|
|
|
|
|
|
где М - передаваемый вращающий момент, d |
- диаметр вала, |
||||
g |
, h |
и вр - |
соответственно ширина, |
высота |
и рабочая |
|
длина |
шпонки. |
|
|
|
|
Соединение |
на сегментной шпонке отличается |
от соедине |
ния на призматической только по форме шпонки и по способу
фрезерования паза (дисковой фрезой). |
|
|
Недостатком шпоночных соединений, |
особенно при их под |
|
вижности, является сравнительно высокое |
поверхностное |
на |
пряжение и поэтому относительно невысокая работоспособность.
Этого недостатка нет у шлицевого соединения (прямобочного,
эвольвентного или треугольного). Прямобочное шлицевое соеди нение (рис.38,6) наиболее распространено. Шлицевые соедине ния расчитывают на смятие по формуле:
СЗсм |
2 М |
[б с п ] |
|
dc 2 h t у |
9 |
||
|
~~ |
|
179
где |
расчетное напряжение смятия на рабочих поверх |
|||
ностях зубьев, М - передаваемый момент, |
d c |
- |
средний диаметр, |
|
h |
- высота поверхности контакта зубьев; |
£ |
- |
длина поверхнос |
ти контакта, у - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.
Клиновые соединения в зависимости от способа сборки раз
деляют на напряженные и ненапряженные. На рис.39,а показано
напряженное клиновое соединение, в котором соединяемые де
тали 2 и 3 прижимаются друг к другу третьей детальюклином
I (который забивают в отверстие). Расчет прочности клина зак
лючается в его проверке на изгиб. Крепежные клинья обычно из
готовляют из стали С тЛ , Ст.5, 35, А0,А5.
Штифтовые соединения применяют в основном для точной ус
тановки соединяемых деталей машин. На рис.39,6 показано исполь зование штифта для фиксирования положения крышки редуктора относительно его корпуса. Реже штифты применяют для скрепле ния деталей машин, передающих небольшие нагрузки. Из перечис ленных соединений клиновые и штифтовые соединения являются на именее распространенными.
Л Е К Ц И Я 3 6
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕДАЧАХ. ОКРУЖНАЯ СКОРОСТЬ. ОКРУЖНАЯ СИЛА. ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО. КПД.
Передачами называют устройства, используемые для переда чи энергии на расстояние. Это могут быть механические, пневма тические или гидравлические передачи. В настоящем курсе рас сматриваются только механические передачи вращательного дви жения. Другие виды механических передач, а также пневматичес кие и гидравлические передачи (приводы) изучают в специальных курсах, например "Электропривод", "Гидропривод".
180
Механические передачи - это механизмы для передачи энергии от двигателя к рабочим органам машины. Часто в од ной машине для привода рабочих органов (или различных ме ханизмов) одновременно используются как механические пере дачи, так и различные типы приводов. Механические передачи по способу передачи движения от ведущего звена к ведомому разделяют на:
1) передачи зацеплением: с непосредственным контактом
(зубчатые и червячные) или с гибкой связью (цепные, зубчато-
ременные) ;
2) передачи трением: с непосредственным касанием (фрик ционные) или с гибкой связью (ременные).
Из теоретической механики известно (раздел о двух частных
случаях движения материальной точки, движение круговое), что
линейная скорость V точек |
вращающегося тела, отстоящих оть |
||||
оси вращения на расстоянии В. , |
определяется по формуле: |
||||
|
|
Y = u j R |
ю "Э |
9Г п 3) |
|
|
|
|
= |
60 |
|
где 7> ап ., |
У в м/сек, ^ |
и |
п - угловая скорость соответ |
||
ственно |
в |
рад/оек и в об/мин. |
Эту скорость принято называть |
||
о к р у ж н о й |
скоростью. |
|
|
|
|
Силу, |
вызывающую вращение |
тела к направленную по каоа- |
тельной к его поверхности (перпендикулярно к радиусу и к оси
вращения), |
называют |
окружной оилой и в передачах обозначают |
||
Р (рис .4 0 ,а ) . |
Связь |
между этой силой, окружной скоростью V и |
||
мощностью |
N |
выражается |
так: |
|
|
N (вт) |
= Р(н) |
. у (м /оек). |
|
Окружная сила |
связана с передаваемым моментом М так: |
|||
|
|
Р |
|
f |
Р и с .3 9 .
Ц епная с четырехряднои\
цельно '■
ллоскоременная
Р и с . 4/
р
= Е
ш
Х \ ч \ \
X /J
4:=»
J |
i f |
U.;n,;LU.(но nepSonSa/HfJ jif^nevfiou ступени)
^ __ tSl'injjUJz[набто - |
||
_ . |
. |
рот)' |
Cj) *2.(Ьъорои csnyneJm J
-4Ц-.«&
jn сдунет
УhoчетВемт, t
1 Вапу)г
ОдноступенчапоА
Зу<Гуатояпередача
182
Принято условно обозначать для ведущего и ведомого звень
ев (зубчатых колес, шкивов, звездочек |
и т .п .) |
передачи соот |
|||||
ветственно |
передаваемые |
мощности |
N± |
и |
, |
передаваемые |
|
моменты Mj |
и М2 , угловые скорости |
Щ или |
Л ^ и |
или |
|||
Пг . |
|
|
|
|
|
|
|
Известный из физики коэффициент полезного действия |
в |
||||||
соответствии с принятым обозначением будет: |
|
|
|
||||
|
п - |
J t l . |
|
|
|
|
|
|
< ~ |
Ы-, |
|
|
|
|
|
Передаваемый момент Ы, например, ведущего звена, связан |
с |
||||||
мощностью и угловой скоростью п или |
зависимостями: |
|
|||||
М1(кГ.см) * 97400 |
N l ( квт) |
|
Mj- ( h . m )= |
<Vi (вт) |
|
||
П^(об/мин) |
|
(рад/сек) |
|||||
|
|
|
|
|
Отношение угловой скорости ведущего звена к угловой скорости ведомого звена передачи называется передаточным числом и обо
значается так:
Пт
I = |
W , По |
|
Отношение угловой скорости одного звена к угловой скорости
другого звена передачи (вне зависимооти от того, которое из
них ведущее) называется передаточным отношением (обозначает
ся той же буквой, |
но с |
индексом): |
|
п 2 |
||
Ц -2 |
|
/Ту |
• |
|
и>% |
|
и>г |
Пг |
(-2-1 ~ LU-f |
П1 |
|||
Из предыдущих формул следует, |
что |
для передачи вращательного |
||||
движения передаточное число |
|
|
|
|||
|
• _UXj _ J U |
Mi |
|
|||
|
1 |
ш г |
п г |
|
|
|
Коэффициент полезного действия |
1р |
и передаточное число |
механического привода, состоящего из нескольких последова тельно соединенных передач вращательного движения, опредр-
183
ляют следующим образом. Предположим, что механический при
вод состоит из К передач (на рис.40 из трех зубчатых |
пере |
|||||
дач, от вала I к валу |
2 , от вала |
2 к валу 3, от |
вала |
3 к |
ва |
|
лу 4 ). Следовательно, |
чиоло всех |
валов |
передач |
равно |
К + |
I . |
Если ведущим будет |
вал I -й, ведомым |
К + I -й, |
то |
|
|
Общий коэффициент полезного действия привода получим, перем ножая коэффициенты полезного действия всех передач привода:
|
|
/\f%A/s ■■ ■ |
Nk-h |
1 о 5 щ |
% ? 2 " ? к |
N , А/г ■ . ■ N K ~ N l |
Передаточные числа отдельных передач привода равны:
UJl |
/ |
L2 -_ |
1-02. |
lsK = |
W k |
L1~ ю 2 |
"2 |
U>3 > ’ ' ' |
|
U>K+, |
Передаточное число привода, состоящего из нескольких передач,
получим, перемножая передаточные числа всех передач привода:
LoSiq — L-j L2 - |
UJ-r |
L.Oz • • • |
ЬОк |
W -f |
=■ |
|
|
U J k + I |
|
|
0 О 2. |
^ 3 • • • |
4 0 * * . / |
С помощью передачи производят согласование режима работы дви гателя с режимом работы исполнительного механизма (рабочего органа). Так; нунна вполне определенная скорость рабочего ор
гана тестомесильной |
машины при перемешивании теста, |
или оп- |
ределенная‘ скорость |
транспортирования на конвейере, |
или, на |
конец, нужна определенная скорость вращения шпинделя станка,
скорость |
механизма продольной и |
поперечной подачи суппорта |
и |
||
т .д . Почему же нельзя |
сразу от |
двигателя |
передать работу |
на |
|
рабочий |
орган машины? |
Именно потому, что |
вес и стоимость |
|
электродвигателя при одинаковой мощности понижаются с увели
чением |
его быстроходности; оказывается экономически целесооб |
|
разным |
применение быстроходных |
электродвигателей с передачей, |