Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
понижающей число оборотов, вместо тихоходных двигателей без
передачи. При атом используются |
зубчатые, ременные, цепные |
|
и другие передачи в зависимости |
от особенностей режима |
ра |
боты и конструкции машины. Однако необходимо отметить, |
что |
|
наибольшей нагрузочной способностью обладают зубчатые |
пере |
дачи. Это хорошо видно на рисЛ 1, где даны сравнительные га бариты передач при одинаковой мощности и передаточном числе.
Как видно, плоскоременная передача имеет наименьшую нагрузоч
ную способность, |
чем и объясняются |
ее наибольшие габариты. |
|
Л Е К Ц И Я |
3 7 |
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧА |
(ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ). ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. |
|
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЗАЦЕПЛЕНИЯ. |
|
Зубчатой передачей называется механизм, передающий движе ние от одного вала к другому посредством сопряженных зубчатых колес (рис.4 0 ,а ) . Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, а большее - колесом. Термин "зубчатое колесо" от носится в нуяных случаях к обоим колесам. Вращение ведущего зубчатого колеса (обычно шестерни) преобразуется во вращение ведомого зубчатого колеса путем нажатия зубьев первого из них на зубья второго. При этом изменяется угловая скорость с сож-
ранением произвольного постоянного передаточного числа.
Зубчатые передачи относятся к группе трехзвенных механиз мов, имеющих две низшие и одну высшую кинематические пары.
Два подвижных звена такого механизма выполнены в виде зубча тых колес. Неподвижное звеностойка. На каждом из зубчатых колес равномерно расположены совершенно одинаковые зубья.
Обычным является применение зубчатой передачи в качестве промежуточного механизма, связывающего двигатель и рабочую
185
машину. В большинстве таких примеров зубчатая передача, на
зываемая редуктором, используется для понижения угловой ско
рости вала двигателя до уровня угловой скорости вала рабочей машины. Более редко зубчатый механизм, называемый мультипли
катором, используется для повышения угловой скорости. Зуб
чатые передачи выполняются не только в виде пары сцепляющих
ся колес, но и в более сложных сочетаниях, образующих много
ступенчатые зубчатые передачи (на рис.40,6 представлена трех ступенчатая передача, состоящая из трех пар цилиндрических зубчатых колес).
Зубчатые |
передачи применяются |
как в приборах, так |
и |
в |
большинстве |
машин, соответственно |
для передачи мощностей |
от |
весьма малых до 70000 квт и выше, с диаметром колес от долей
миллиметра до 12 м и более. В металлорежущих станках нагрузка
на зубец достигает 20 тонн. Современная техника изготовления зубчатых колес находится на высоком уровне. Так, например,
зубчатая передача, изготовленная по высокому классу точности
(ГОСТ 1643-56 предусматривает 12 разных степеней точности),
при мощности порядка тысяч киловатт, работает с к .п .д . не
ниже 0,99 и при большой окружной скорости не производит почти никакого шума. Для такой передачи допускается по стандарту
лишь "совсем слабый ровный шум характера шипения без толчков
и музыкального тона". Естественно, изготовление таких передач довольно дорого и не во всех случаях экономически оправдано.
Поэтому многие передачи, особенно для работы |
при низких |
(до |
||
2-3 м/сек) |
окружных скоростях, изготовляют с |
небольшой |
точ |
|
ностью, по стандарту они не должны производить лишь |
резкого |
|||
стука. |
|
|
|
|
Зубчатые передачи в зависимости от взаимного расположения |
||||
валов могут |
быть: I) с параллельными осями валов, где |
пере- |
186
дача осуществляется цилиндрическими колесами (рис.40,6) с
прямыми (первая ступень), косыми (вторая ступень) и шеврон
ными зубьями (третья ступень); 2) с пересекающимися
осями валов, где передача осуществляется коническими колеса ми (рис .4 0 ,в ): прямозубыми, косоаубыми и д р .; 3) с перекрещи вающимися осями валов, где передача осуществляется винтовыми зубчатыми колесами. Со всеми этими видами передач необходи
мо ознакомиться по лекционным плакатам, иллюстрациям учебни ков и по моделям в учебной лаборатории.
Наибольшее распространение имеют цилиндрические передачи,
так как они проще в изготовлении и монтаже. Цилиндрические и
конические прямозубые передачи применяют обычно при неболь ших (до 3 м/сек) и средних (от 3 до 15 м/сек) окружных ско ростях. Цилиндрические и конические косозубые передачи при
меняют в ответственных случаях пр^средних и высоких (свыше
15 м/сек, иногда до 150 м/сек) скоростях. Шевронные пере
дачи обычно применяют при больших нагрузках и особо тяжелых условиях работы, при средних и высоких окружных скоростях.
Основные преимущества зубчатых передач: применение |
в |
|
весьма широком диапазоне нагрузок |
и скоростей; высокая |
на |
грузочная способность и как следствие малые габариты; |
боль |
|
шая долговечность и надежность работы; выоокий к .п .д .; |
|
|
постоянство передаточного числа |
или изменение его по |
зара |
нее заданному закону. Недостатки: сравнительная сложность изготовления; необходимость высокой культура производства
для среднескоростных и быстроходных передач; шум при боль
ших скоростях, особенно при неточном изготовлении; ограни ченность передаточного числа одной ступени (обычно не более
С = 10).
187
Отмеченные недостатки не снижают существенного преимущест
ва зубчатых передач перед всеми другими. Вследствие |
этого |
зубчатые передачи имеют самое широкое распространение |
во |
всех отраслях машиностроения и приборостроения. |
|
Основной закон зацепления. Для непрерывной передачи вра
щения каждая следующая пара зубьев должна прийти в соприкос
новение прежде, чем предыдущая пара выйдет из зацепления.
Возможность одновременного зацепления двух пар зубьев следу
ет |
из |
того, |
что |
все |
зубья спрофилированы одинаковым образом |
и |
при |
этом |
так, |
что |
обеспечивают постоянное значение пере |
даточного числа. Для того, чтобы передаточное число зубчатой
передачи было постоянным, необходимо, чтобы профили зубьев
имели определенную форму.
Определим, каким требованиям должны удовлетворять касаю
щиеся профили пары зубьев, чтобы в течение всего времени их
контакта передаточное число зубчатой передачи было постоян
ным. |
|
|
|
Пусть |
даны два зуба |
(р и сЛ 2 ,а ), касающиеся друг |
друга в |
точке М: |
зуб ведущего |
колеса I (шестерни) с центром |
вращения |
0^ и зуб ведомого колеса 2 |
о центром вращения Og. Межцентро- |
||||
вое расстояние А |
постоянное. |
Зуб колеса |
I , вращающегося |
с |
|
угловой скоростью |
и>± , |
оказывает в точке М силовое воз |
|||
действие на зуб колеса 2 , |
в |
результате |
чего это колесе |
вра |
|
щается с угловой |
скоростью |
|
U)<i . Точка касания М, называемая |
||
точкой зацепления, или контакта, принадлежит одновременно |
|||||
обоим зубьям. Поэтому окружные скорости |
точки М при движе |
||||
нии ее относительно центров Oj- и Og будут: |
|
||||
У1 = |
|
) |
V2 = ш2. |
• |
|
Проведем через точку Ы общую для обоих профилей нормаль /V/V
188
189
и касатулъную ТТ. Разложим Vy и |
на составляющие К , « |
Vn2 п0 направлению нормали и составляющие V t^ и V£2 по |
направлению касательной. Из подобия треугольников О[AM и Мае
имеем |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
V n , - v < |
% |
= |
. |
|
|
|
а на |
основании подобия |
треугольников 02ВМ и Мв^ |
следует,что |
|||||
|
|
^ 2 |
= V? |
, |
|
|
|
|
где |
и |
- длины перпендикуляров О^А |
и 02В на |
общую |
нор |
|||
маль |
NN из |
центров вращения 0^ и 02 . |
|
|
|
|||
Очевидно, что в реальных |
условиях работы зубчатой переда |
|||||||
чи при непрерывном |
контакте |
пары зубьев, |
когда ведомый |
зуб |
колеса 2 получает все время движение от нажатия на него зубаГ
колеса |
I , |
скорости Vby и |
Va>2 должны быть |
равны. Если |
|||
то |
зуб |
колеса I |
врежется |
в зуб |
колеса 2 ; |
если же |
|
то |
ведомый |
зуб |
опередит |
ведущий |
зуб, то-есть нарушится ус |
ловие их непрерывного контакта, что невозможно. Поэтому не
пременно должно быть Y n 1 = Vn^ или Wi =t *)zPi y откуда
= ~Ру — I ~ c o n s t .
Из подобия треугольников О^-АР и 02ВР:
?г |
°2 Р____ |
|
|
Pi |
° i p |
|
|
следовательно |
|
|
|
|
U>у |
А . |
Ог Р |
|
|
= c o n stJ |
|
|
LOz ' f i |
OiP |
|
т .е . точка Р пересечения нормали WA7 с линией центров |
|||
0j 02 , называемая |
полюсом зацепления, должна занимать |
190
постоянное положение на линии центров 0^. 0^ |
. Отсюда |
вытека |
|
ет определенное требование к профилям зубьев |
зубчатых |
колес |
|
с постоянным передаточным числом, которое формулируется |
как |
||
основной закон зацепления: для получения постоянного |
|
пере |
|
даточного числа зубчатой передачи профили зубьев обоих |
ко |
||
лес должны очерчиваться такими кривыми, чтобы общая |
нормаль |
к ним в любой точке касания проходила через полюс зацепле
ния, который делит линию центров колес на отрезки, |
обратно |
|||||
пропорциональные угловым скоростям. |
|
|
|
|||
|
Л Е К Ц И Я |
3 8 |
|
|
||
СВЕДЕНИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ. |
||||||
МАТЕРИАЛЫ КОЛЕС И ВИДЫ ИХ РАЗРУШЕНИЯ. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ. |
|
|||||
Обозначим (рис.42,а) отрезки OjP |
и OgP через \ |
к \ |
и |
|||
представим их радиусами окружностей, имеющих постоянное |
ка |
|||||
сание в точке Р. В этом случае можно написать: |
|
|
||||
Вытекающее отсюда |
равенство |
|
|
окружных скоростей |
||
свидетельствует о |
том, что при вращении зацепленных зубчатых |
|||||
колес окружности радиусов |
и г? |
|
перекатываются |
друг |
по |
другу без скольжения. Эти окружности называются начальными
(рис.4 2 ,а , в ) . |
|
|
Профили соприкасающихся зубьев называют сопряженными, |
ес |
|
ли они отвечают требованиям основного закона зацепления. |
В |
|
относительном движении колес сопряженные профили |
зубьев |
являются взаимно огибающими кривыми. Из всего многообразия возможных сопряженных профилей наиболее распространены эволь-
вентные, так как они имеют преимущества: удобство изготовления