Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Результатом механизации расчетов показателей оценки являются таблицы с оценкой каждого работни ка, выдаваемые с АЦПУ ЭВМ непосредственно на бу мажную ленту. Однако механизированный способ оцен ки еще не решает всех ее проблем. Он ограничивается лишь подсчетом суммы уже установленных экспертами мест (при классификации по порядку), баллов (при балльном методе) или групповых и сводного коэффици ентов деловой оценки (при коэффициентном методе). Это связано с ограниченными возможностями как са мого механизированного способа, так и используемых машин, невозможностью применить здесь оптимизацию расчетов, увязать итоговую оценку с соответствующим уровнем должностей, заработной платы, стимулирова нием и т. д. Иными словами, рассмотренные системы еще не обеспечивают оптимизацию выводов по оценке, т. е. не оптимизируют ее конечный результат.
Попытки дать теоретическое описание комплексной системы, позволяющей автоматизировать всю процеду ру оценки, подбора и расстановки работников (от вы полнения всех необходимых расчетов и до выдачи со ответствующих рекомендаций), в известной мере пред приняты для ИТР и служащих Ю. Н. Сластихиным, И. А. Киреевым [49] и для рабочих — Л. С. Бляхманом, Б. Г. Сочилиным, О. И. Шкаратаном [16]. Попыт ка же практически решить эту проблему для работни ков, занятых в сфере управления производством, опи сание которой дается ниже, является в определенной степени новой.
Созданная на одном из предприятий г. Риги автома тизированная система деловой оценки (АСДО) предпо лагает обеспечение всех целей деловой оценки, т. е. подбор и расстановку кадров, оплату их труда, стиму лирование и санкционирование, установление необходи мости переподготовки и повышения квалификации. Сис тема основывается на рассмотренных в предыдущих главах критериях и факторах оценки работников при социализме и исходит из коэффициентного метода оцен ки сотрудников аппарата управления. По специальным шкалам ЭВМ выдает оценки по уровням деловых ка честв, устанавливает уровни должностей, которым со
ответствуют качества |
оцениваемых работников, их воз- |
. ножную заработную |
плату, а также конкретные виды |
о * |
131 |
стимулирования за результаты труда в анализируемом периоде их деятельности, если таковое предусмотрено. Программа оценки разработана применительно к ЭВМ «Минск-22». Она предусматривает выдачу результатов с АЦПУ на бумажной лепте в двух экземплярах. Один экземпляр вручается оцениваемым, а второй — хранит ся в отделе кадров.
Как выглядит первая часть оценки работников по
системе АСДО |
(подбор |
и расстановка по |
«вертикали», |
||||||||
оплата труда, моральное стимулирование), видно |
из |
||||||||||
табл. 9. |
Таблица |
показывает, |
что |
результаты |
расчета, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
||
О б р а зец |
п ечат и |
р е зу л ь т а т о в |
р а с ч е т а дело вы х |
к а ч ест в р а б о т н и к о в |
|||||||
п о си ст ем е А С Д О |
( п е р в а я |
ч а ст ь: |
п о д б о р |
и |
р а сст а н о вк а |
к а д р о в |
|||||
по «в ер т и к а л и », о п л а т а т р у д а , |
м о р а л ь н о е с т и м у л и р о в а н и е ) |
|
|||||||||
Анализируемый п е р и о д ....................................... |
|
|
|
12 мес. |
1971 |
г. |
|
||||
Фамилия, имя, отчество |
................................... |
|
Разумовский Л. |
Н. |
|
||||||
Подразделение (т абельный н о м е р ) .................. |
|
|
32 |
97 |
|
1,00 |
|||||
Идейно-политические качества........................... |
|
|
|
высокие |
|
||||||
Профессиональная |
компетентность .................. |
|
|
достаточная |
|
0,65 |
|||||
Творческая активность |
........................................ |
|
|
|
посредственная |
0,16 |
|||||
Полнота, оперативность, качество выполняе |
|
|
|
|
0,95 |
||||||
мых р а б о т ................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
хорошие |
|||
Трудовая дисциплинированность |
.............................. |
|
|
|
высокая |
1,00 |
|||||
Психологическая совместимость в коллективе |
|
высокая |
|
1,00 |
|||||||
Общественная активность........................................... |
|
|
|
|
высокая |
1,00 |
|||||
Итого уровень личных деловых качеств—К 0 я о |
|
|
|
|
0,68 |
||||||
Уровень НОТ в подчиненном подразделении |
|
высокий |
|
0,97 |
|||||||
Выполнение задании подчиненным подразде |
|
|
хорошее |
|
|||||||
лением |
......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
||
Общая деловая оценка руководителя—К 0 д 0 |
|
|
|
|
0,87 |
||||||
Должность, занимаемая на момент оценки |
начальник бюро |
|
|||||||||
Группа должностей по |
результатам оценки |
нам. отделов, це |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
хов и их замести |
|
|||
Может ли быть включен |
в резерв на выдви |
|
тели |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
жение |
.......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
может |
|
|
Получаемая зарплата...................................................... |
|
|
|
|
|
|
140 |
|
|||
Зарплата, |
которую может |
получать но зани |
|
|
|
|
|
||||
маемой д о л ж н о ст и ...................................................... |
|
|
|
|
|
|
160 |
|
|||
Вид морального стимулирования за рост де |
|
|
|
|
|
||||||
лового уровня ..................................................... |
|
|
|
|
|
|
вынесение |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
благодарности |
|
несмотря па достаточно большую подробность и точ ность, не носят альтернативного характера, а являют ся скорее информационными. И это правильно, посколь
132
ку последнее слово должно всегда оставаться за чело веком, за субъектом оценки.
Важной стороной процедуры оценки является ее регулярность. Оценка должна производиться систе матически независимо от поставленных перед нею задач.
Чтобы оперативно следить за уровнем деловых ка честв работников и не допускать его снижения, оценку этих качеств целесообразно производить за сравнитель но короткие, хотя, конечно, и разные, промежутки вре мени. Каждая из задач деловой оценки требует своей оптимальной периодичности, которая в значительной мере зависит от числа факторов оценки, принимаемых во внимание при решении данной задачи.
Наиболее короткая периодичность нужна для реше ния вопросов стимулирования и санкционирования дея тельности управленческого персонала. Они затрагива ют в основном относительно переменные факторы оценки, характеризующие повседневное отношение ра ботника к своему труду. Такие факторы требуют мак симально оперативного учета. Это и предопределяет максимально короткую периодичность оценки труда ра ботников.
Некоторые хозяйственники оптимальным периодом для оценки деятельности работников считают месяц. Однако мы не можем согласиться с подобным мнением, так как периодичность должна быть тесно увязана с действующими системами планирования, отчетности и материального стимулирования. А таковые в большинст ве случаев исходят из квартальной периодичности, по скольку месячная периодичность не является объектив-, ной, не учитывает, например, сезонность и другие внеш ние факторы, влияющие на деятельность людей. Вот почему в качестве оптимального периода оценки при решении задачи стимулирования и санкционирования деятельности работников следует, очевидно, принять квартал.
Другая периодичность нужна при решении задач подбора и расстановки кадров, их переподготовки и повышения квалификации. Здесь квартальная перио дичность явно недостаточна, так как она не позволяет объективно учесть относительно постоянные факторы оценки. Деловые качества, характеризуемые этими фак
133
торами, требуют продолжительного времени для |
свое |
го проявления. |
явля |
■ Поскольку та или иная периодичность оценки |
ется обязательным условием ее действенности, она не должна быть чрезмерно затянутой. В действующих в настоящее время положениях об аттестациях работни ков предусмотрена определенная регулярность аттеста ций. Однако установленные сроки нх проведения (3— 5 лет) явно не способствуют действенному контролю за уровнем деловых качеств. Зарубежный опыт свидетель ствует, что относительно короткий период аттестации (около полугодия) обеспечивает большую эффектив ность ее результатов.
Наконец, последний важный вопрос процедуры оцен ки — вопрос аттестационных комиссий пли субъекта оценки. Одним из основных принципов процедуры оцен ки в нашей стране является ее демократизм. Отсюда следует, что в работе аттестационных комиссий должны
обязательно участвовать представители |
общественных |
||
организаций: |
партийной, |
профсоюзной, |
комсомоль |
ской, а также |
желательно |
— общественного отдела |
кадров предприятий и организаций. Участие этих пред ставителей предупредит руководителей от возможных ошибок как при установлении оценок по факторам, требующим объективного суждения, так и при опреде
лении |
результатов оценки. |
«В |
оценке людей, — писал В. И. Ленин— в отри |
цательном отношении к «примазавшимся», к «закомиссарившимся», к «обюрократившимся» указания беспар тийной пролетарской массы. . . в высшей степени ценны. Трудящаяся масса с величайшей чуткостью улавливает различие между честными п преданными коммунистами и такими, которые внушают отвращение человеку...» [2; 44; 123].
, Кроме представителей общественности и непосред ственных руководителей аттестуемого, в состав аттеста ционных комиссий на предприятиях и в организациях должны входить работники отдела кадров и работники отдела труда и заработной платы. На эти службы сле дует возложить прямую ответственность за регуляр ность проведения оценки работников, соблюдение прин ципов, процедуры оценки. В конкретизации ответствен ности — залог общего успеха деловой оценки, ’
134
5.3. Результаты оценки работников
Результатом оценки являются выводы о возможнос ти принятия работников па должность, о соответствии их занимаемым должностям, о необходимости их пере мещения, уровне оплаты труда, стимулировании, нало жении санкций, необходимости переподготовки или по вышения квалификации. Количественные показатели оценки позволяют установить определенные параметры для решения всех этих вопросов, а именно: 1) уровень занимаемых должностей и оплаты труда всегда дол жен соответствовать уровню показателей деловой оцен ки работников, 2) при стимулировании должен учиты ваться рост делового уровня работников, 3) снижение показателей оценки всегда должно служить сигналом о необходимости повышения квалификации, или пере подготовки работников, или (в определенных случаях) наложения на них санкций.
По мере роста показателей оценки работников мо жет ставиться вопрос о продвижении их в должности, повышении размера их должностных окладов, уста новлении персональных надбавок к должностным окла дам. Соответственно, часть работников с низким уров нем деловых качеств может понижаться в должности до следующей аттестации. Никакой политики, — ука зывал В. И. Ленин, — нельзя провести, не выражая ее в назначении и перемещении работников, в распределе нии партийных сил.
Подбор и расстановка кадров не личное дело руко водителей. Это, как говорил В. И. Ленин, — важнейшее партийное и государственное дело, которое следует вести на научной основе, планомерно, системати чески, отбирая наилучших работников для всех об ластей партийной, советской и хозяйственной деятель ности.
Своевременное продвижение кадров имеет исключи тельно важное значение не только для укомплектова ния всех участков управления производством, но и для удовлетворенности управленческого персонала своим трудом, а соответственно, и улучшения ими своей ра боты. Если нет роста, то возникает ощущение неудов летворенности, появляется застой, косность, а то и по пятное движение. Не упустить того момента, когда че
135
ловек «созрел» для нового, большего дела, важно в пер вую очередь в интересах общества.
Но личные впечатления работников отделов кадров, как и многих хозяйственных руководителей, не всегда могут служить гарантией точного определения момента «созревания», а соответственно, и правильного распре деления работников по должностям. Применение коли чественных методов оценки дает возможность устано вить нормативные показатели оценки по каждому уровню должностей.
Переход к четким показателям оценки способствует и рациональной организации систем оплаты труда, ма териального и морального стимулирования работников. Уровень должностных окладов, а также процент премий к ним можно устанавливать в зависимости от роста деловых качеств работника. Особенно это касается руко водителей, при оценке которых учитываются уровень выполнения плановых заданий и уровень организации труда в подчиненных им коллективах. Принципы тако го премирования уже заложены в Методических осно вах количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятии, где предус мотрено повышение премиальных надбавок за рост уровня НОТ.
Поскольку нормативные показатели степени соответ ствия работников занимаемым должностям должны иметь минимальный и максимальный пределы, т. е. ко лебаться в пределах «от» и «до», появится возмож ность привязать к ним «вилки» должностных окладов.
Иными словами, необходимо, чтобы каждому уровню должностей соответствовал определенный нормативный уровень деловых качеств работников, выраженный в виде каких-то количественных показателей и ограни ченный минимальным и максимальным пределами, т. е. «вилкам» уровней качеств должны соответствовать «вилки» должностных окладов. Только такой подход может обеспечить объективную основу для подбора, расстановки и оплаты труда работников, занятых в сфе ре управления производством.
Квалификационная модель руководителя, предло женная в .сборнике «Организация управления», должна быть, на наш взгляд, дополнена моделью оптимального продвижения по службе. Эта модель должна показать
136
оптимальный путь формирования руководителя соот ветствующего ранга — ступени его продвижения по службе, формы и методы подготовки и повышения ква лификации, последовательность формирования требу емых качеств.
Материальное стимулирование труда в условиях применения коэффициентного метода оценки может учитывать следующие примерные размеры премиаль ных надбавок (в зависимости от уровня деловых ка честв работников):
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
Уровни деловых качеств работников, |
Примерный размер |
премиальных |
|
выраженные в виде коэффициентов |
выплат к должностным окладам |
||
|
П % |
|
|
0 ,2 5 - 0 ,3 4 |
0,20 |
|
|
0 ,35—0,44 |
0,30 |
|
|
0 ,4 5 - 0 ,5 4 |
0,40 |
|
|
0 ,5 5 - 0 ,6 4 |
0,50 |
|
|
0 ,7 5 —0,84 |
0,60 |
|
|
0,85 и выше |
0,70 |
|
|
Увеличенный размер премий для работников с |
по |
||
вышенными показателями |
деловых качеств |
(свыше |
|
0,55) при этом может быть установлен за счет |
полного |
лишения премий работников с более низкими показа телями деловых качеств (до 0,25) и некоторого сниже ния размеров премий для работников со средними по казателями деловых качеств. Кстати сказать, на целе сообразность введения такого порядка указывалось еще в решениях IX съезда партии. В резолюции съезда «Об очередных задачах хозяйственного строительства» было записано: «Индивидуальный учет производитель ности труда и индивидуальное премирование должны быть в соответственных формах применены к админи стративно-техническому персоналу. Лучшие админи страторы, инженеры, техники должны быть поставлены в более благоприятные условия для полного примене ния своих сил в интересах социалистического хозяйст ва» [5].
К формам морального стимулирования относятся: вынесение работникам благодарности, награждение их Почетными грамотами, почетными знаками и памятны ми подарками, присвоение им звания «Лучший по про-
137