Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
л/Л |
Наименовании исходных данных |
дли оценки деловых качеств |
|
1 |
о |
Прочитал в периоде, за который’ проводится оценка, лекций, докладов,* провел бесед, сделал сообщений и ин формаций по данной специальности^ (час.)
34Средний коэффициент СБТ в перио де, за который производится оценка
35Имел случаев опоздании на работу, раннего окончания работы, удлинения обеденного перерыва и других наруше
нии режима рабочего дня в периоде, за который производится оценка (слу чаев)
Имел случаев прогулов в периоде, за который производится оценка (слу чаев)
37Отработал дней в периоде, за кото рый производится оценка (дней)
38Непроизводительные затраты рабо чего времени по вине аттестуемого в периоде, за который производится оценка (час.)
39Число конфликтных ситуаций, воз никших по вине аттестуемого в перио де, за который производится оценка (случаев)
40Число сотрудников в коллективе низового подразделения, где работает аттестуемый (человек)
41Продолжительность пребывания ат тестуемого на выборной общественной работе в период работы на предприя тии (месяцев)
42Продолжительность пребывания ат тестуемого членом общественных ор ганизаций (НТО, ВОИР, смотровые комиссии, Совет молодых специалис тов, общественный отдел кадров, об щественное бюро экономического ана лиза и т. п.) в период работы на пред приятии (месяцев)
43Продолжительность выполнения ат тестуемым периодических обществен
ных поручений в период работы на предприятии (в месяцах)
3 |
SJ |
Кто |
представляет |
||
— |
|||||
= о |
эти данные |
|
|||
|
S |
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
Отдел |
|
технической |
|
|
|
учебы |
|
|
|
|
|
Руководители |
под |
||
|
|
разделений |
|
||
|
|
Отдел |
кадров |
|
|
|
|
Отдел |
кадров |
|
|
|
|
Бухгалтерия |
|
||
|
|
Руководители |
под |
||
|
|
разделений |
|
||
|
|
Руководители |
под |
||
|
|
разделений |
|
||
|
|
Отдел кадров |
|
||
|
|
Общественные |
ор |
||
|
|
ганизации |
|
||
|
|
Данные |
учета |
об |
|
|
|
щественных |
ор |
||
|
|
ганизаций |
|
||
|
|
Данные |
учета |
об |
|
|
|
щественных |
ор |
||
|
|
ганизаций |
|
126
|
" |
" |
L |
|
|
|
2 |
С |
Наименования исходных данных |
й> 5 |
|
3 |
тз |
||
с |
для оценки деловых качеств |
я |
S |
£ |
|
||
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
44Число собраний, совещаний, заседа нии, воскресников, субботников и дру гих общественных мероприятий, в ко торых должен был участвовать аттесту емый, в периоде, за который произ водится оценка (общественных меро приятий)
45Число неявок на собрания, заседа ния, воскресники, субботники и дру гие общественные мероприятия, в ко торых должен был участвовать работ ник, в периоде, за который произво дится оценка (неявок)
46Коэффициент общей деловой оценки аттестуемого по итогам предыдущей оценки (Ко-д-о)
Дополнительные сведения для оценки руководящих работников
47Группа, к которой относится руко водимое подразделение по сложности выполняемых работ
48Общее число подчиненных на момент
оценки (человек)
49Число непосредственно подчиненных подразделений на момент оценки (для мастеров и руководителей групп, бю ро, секторов—число, профессий, под чиненных работников) (подразделений)
50Средний коэффициент НОТ в руко водимом подразделении в периоде, за который производится оценка (к-т)
51Средний коэффициент выполнения заданий руководимым подразделением по основным технико-экономическим показателям в периоде, за который
производится оценка (к-т)
52 Коэффициент общей деловой сценки аттестуемого руководителя по итогам предыдущей оценки (К о -д - о -р )
Кто представляет эти данные
4
Данные учета об щественных орга низаций
Данные учета об щественных ор-" ганизаций
Отдел кадров
ОТнЗ
ОТиЗ
ОТиЗ
ОТиЗ
ПО
Отдел кадров
результате заполнение расширенной личной карточки работников значительно облегчается и упрощается.
Необходимость более глубокой информации о кад рах требует увеличения объема и содержания не только
127
личных карточек работающих на предприятиях, но и документации поступающих па работу. Сейчас оценка соответствия или несоответствия поступающего той должности, на которую он претендует, производится на основе формальных данных личного листка по учету кадров, биографических сведений, результатов собесе дования с кандидатом руководителя соответствующего подразделения и отзыва (часто конфиденциального) от дела кадров с предыдущего места работы. Все эти ис
точники явно недостаточны. |
наряду |
Поэтому представляется целесообразным |
|
с заполнением п предъявлением общепринятых |
доку |
ментов требовать от кандидата заполнения специальной анкеты по самооценке его деловых качеств. Метод са мооценки здесь вполне приемлем, так как претендент на должность может допустить лишь сравнительно незна чительные погрешности. В то же время проверка запол
ненной анкеты и выявление в ней ошибок |
(например, |
|
неправильных сведении, математических |
ошибок |
и |
т. д.) дадут больше информации о поступающем, |
чем |
любые собеседования с ним. Как указывают Ф. Д. Ром ма п К. П. Уржинский, для оценки соответствия качеств работника требованиям специальности надо знать ценность претендента. Речь идет о том, чтобы от дел кадров постоянно имел в виду такие признаки, по
стоянно изучал их для улучшения |
использования |
кадров. |
(в виде проб |
В настоящее время такие испытания |
ных работ или испытательных сроков) устанавливают ся почти для всех категорий служащих. Проверить че ловека на практической работе, убедиться, на что он способен, посмотреть, каковы реальные результаты его деятельности, и только после этого допускать к испол нительно-распорядительному труду соответствующего масштаба — так учил В. И. Ленин работать с кадра ми [2; 44; 365—370].
Анкета для самооценки деловых качеств поступаю щих на работу несложная. Она построена на принципах коэффициентной оценки и позволяет с достаточной сте пенью достоверности установить уровень деловых ка честв кандидата. По данным наблюдений, на ее запол нение и необходимые расчеты работник средней квали фикации затрачивает не более 1 часа.
128
5.2. Порядок проведения оценки работников
Имея необходимую информацию о кадрах, можно приступить к третьему этану процедуры оценки — соб ственно оценке, т. е. непосредственному определению деловых качеств работников. Причем процедура оценки основывается или на применении ручного труда, или па использовании механических (автоматических) средств. В настоящее время на предприятиях и в организациях наиболее распространена процедура оценки с примене нием ручного труда.
Однако ручной способ оценки деловых качеств ра ботников, естественно, весьма трудоемок, требует боль ших затрат времени и сил.
Выход может быть найден в механизации процеду ры оценки с помощью средств вычислительной техни ки. Определенный опыт в этом направлении накоплен иа ряде передовых предприятий Ленинграда, Москвы, Риги и других городов, а также за рубежом. Прежде всего вычислительная техника применяется для накоп ления, хранения и поиска информации о кадрах. В дан ном случае процесс накопления и получения необходи мых сведений практически неограничен. И самое глав ное — резко повышается оперативность процедуры оценки. Большинство предприятий и организаций, зани мающихся совершенствованием методов подбора и рас становки кадров, пошло именно по этому пути. Инфор мация о кадрах перфорируется, заносится в машинные накопители и выдается ЭВМ по мере надобности в от печатанном виде.
Подобные системы (они называются АСУ «Кадры») уже несколько лет функционируют иа ряде предприятий радиопромышленности СССР. В Ленинградском ГОИ имени Вавилова автоматизированная подсистема учета кадров действует с 1970 г. Первичными носителями ин формации служат личная карточка по типовой форме
Т-2, учетные карточки специалиста, |
научного работни |
ка и т. д. ЭВМ печатает выходные |
табуляграммы по |
образованию, возрасту, полу, национальности и т. д., по отдельным подразделениям, специальностям, отрас лям и т. п. В настоящее время создаются большие
автоматизированные системы |
обработки |
информации |
о кадрах и их распределении |
в масштабах |
Москвы и |
5 — 2 8 |
1 2 9 |
Ленинграда. При этом объем информации увеличивает ся за счет сведении об условиях труда работников, о на личии у предприятии жилья, детских дошкольных уч реждений и т. и.
Однако перечисленные системы не решают еще сами по себе проблему оптимизации процедуры оценки ра ботников. Дело в том, что они лишь обеспечивают для нее необходимую информацию. При этом сама оценка производится традиционными методами и может быть весьма субъективной. Стал необходимым переход к но вым системам оценки кадров. Их задача заключается в механизации расчетов показателен оценки. Разработ ка и внедрение таких систем потребовали отказа от традиционных методов оценки и перехода к научным, количественным методам.
Определенная работа по созданию таких систем про ведена в 1970—1971 гг. в объединении Нотснаб (г. Ри га), где для расчета уровней деловых качеств работни ков была применена ЭВМ «Напри-2». В Методике оцен ки деловых и морально-политических качеств руководи телей и специалистов социалистического производства, изданной Ленинградским университетом в 1971 г., пред ложен алгоритм расчета и анализа па ЭВМ результатов оценки качеств работников, полученных по балльному методу оценки. Как указывает один из авторов методи ки П. С. Емшин, применение механизации только для суммирования балльных оценок и подведения итогов сокращает процедуру оценки одного работника до 25— 30 мин., т. е. почти в 2 раза.
Следующий шаг сделан учеными Новосибирска, ко торые разработали и апробировали так называемый ав томат общественного мнения (АОМ), применение кото рого позволило снизить затраты времени на обработку информации и выдачу результатов с 20 мин. до 2 мин., а количество возможных исследований возросло с 2 до 40 в год.
Однако автомат общественного мнения регистрирует только субъективные суждения окружающих о сотруд нике, оценивающих главным образом его личные каче ства. Он пока что не способен охватить объективные факторы оценки. Поэтому, признавая своевременность его появления, необходимо учитывать его несовершен ство.
130