Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
33

л/Л

Наименовании исходных данных

дли оценки деловых качеств

1

о

Прочитал в периоде, за который’ проводится оценка, лекций, докладов,* провел бесед, сделал сообщений и ин­ формаций по данной специальности^ (час.)

34Средний коэффициент СБТ в перио­ де, за который производится оценка

35Имел случаев опоздании на работу, раннего окончания работы, удлинения обеденного перерыва и других наруше­

нии режима рабочего дня в периоде, за который производится оценка (слу­ чаев)

Имел случаев прогулов в периоде, за который производится оценка (слу­ чаев)

37Отработал дней в периоде, за кото­ рый производится оценка (дней)

38Непроизводительные затраты рабо­ чего времени по вине аттестуемого в периоде, за который производится оценка (час.)

39Число конфликтных ситуаций, воз­ никших по вине аттестуемого в перио­ де, за который производится оценка (случаев)

40Число сотрудников в коллективе низового подразделения, где работает аттестуемый (человек)

41Продолжительность пребывания ат­ тестуемого на выборной общественной работе в период работы на предприя­ тии (месяцев)

42Продолжительность пребывания ат­ тестуемого членом общественных ор­ ганизаций (НТО, ВОИР, смотровые комиссии, Совет молодых специалис­ тов, общественный отдел кадров, об­ щественное бюро экономического ана­ лиза и т. п.) в период работы на пред­ приятии (месяцев)

43Продолжительность выполнения ат­ тестуемым периодических обществен­

ных поручений в период работы на предприятии (в месяцах)

3

SJ

Кто

представляет

= о

эти данные

 

 

S

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

Отдел

 

технической

 

 

учебы

 

 

 

 

Руководители

под­

 

 

разделений

 

 

 

Отдел

кадров

 

 

 

Отдел

кадров

 

 

 

Бухгалтерия

 

 

 

Руководители

под­

 

 

разделений

 

 

 

Руководители

под­

 

 

разделений

 

 

 

Отдел кадров

 

 

 

Общественные

ор­

 

 

ганизации

 

 

 

Данные

учета

об­

 

 

щественных

ор­

 

 

ганизаций

 

 

 

Данные

учета

об­

 

 

щественных

ор­

 

 

ганизаций

 

126


 

"

"

L

 

 

 

2

С

Наименования исходных данных

й> 5

3

тз

с

для оценки деловых качеств

я

S

£

 

 

 

 

1

2

 

3

44Число собраний, совещаний, заседа­ нии, воскресников, субботников и дру­ гих общественных мероприятий, в ко­ торых должен был участвовать аттесту­ емый, в периоде, за который произ­ водится оценка (общественных меро­ приятий)

45Число неявок на собрания, заседа­ ния, воскресники, субботники и дру­ гие общественные мероприятия, в ко­ торых должен был участвовать работ­ ник, в периоде, за который произво­ дится оценка (неявок)

46Коэффициент общей деловой оценки аттестуемого по итогам предыдущей оценки (Ко-д-о)

Дополнительные сведения для оценки руководящих работников

47Группа, к которой относится руко­ водимое подразделение по сложности выполняемых работ

48Общее число подчиненных на момент

оценки (человек)

49Число непосредственно подчиненных подразделений на момент оценки (для мастеров и руководителей групп, бю­ ро, секторов—число, профессий, под­ чиненных работников) (подразделений)

50Средний коэффициент НОТ в руко­ водимом подразделении в периоде, за который производится оценка (к-т)

51Средний коэффициент выполнения заданий руководимым подразделением по основным технико-экономическим показателям в периоде, за который

производится оценка (к-т)

52 Коэффициент общей деловой сценки аттестуемого руководителя по итогам предыдущей оценки (К о - о )

Кто представляет эти данные

4

Данные учета об­ щественных орга­ низаций

Данные учета об­ щественных ор-" ганизаций

Отдел кадров

ОТнЗ

ОТиЗ

ОТиЗ

ОТиЗ

ПО

Отдел кадров

результате заполнение расширенной личной карточки работников значительно облегчается и упрощается.

Необходимость более глубокой информации о кад­ рах требует увеличения объема и содержания не только

127


личных карточек работающих на предприятиях, но и документации поступающих па работу. Сейчас оценка соответствия или несоответствия поступающего той должности, на которую он претендует, производится на основе формальных данных личного листка по учету кадров, биографических сведений, результатов собесе­ дования с кандидатом руководителя соответствующего подразделения и отзыва (часто конфиденциального) от­ дела кадров с предыдущего места работы. Все эти ис­

точники явно недостаточны.

наряду

Поэтому представляется целесообразным

с заполнением п предъявлением общепринятых

доку­

ментов требовать от кандидата заполнения специальной анкеты по самооценке его деловых качеств. Метод са­ мооценки здесь вполне приемлем, так как претендент на должность может допустить лишь сравнительно незна­ чительные погрешности. В то же время проверка запол­

ненной анкеты и выявление в ней ошибок

(например,

неправильных сведении, математических

ошибок

и

т. д.) дадут больше информации о поступающем,

чем

любые собеседования с ним. Как указывают Ф. Д. Ром­ ма п К. П. Уржинский, для оценки соответствия качеств работника требованиям специальности надо знать ценность претендента. Речь идет о том, чтобы от­ дел кадров постоянно имел в виду такие признаки, по­

стоянно изучал их для улучшения

использования

кадров.

(в виде проб­

В настоящее время такие испытания

ных работ или испытательных сроков) устанавливают­ ся почти для всех категорий служащих. Проверить че­ ловека на практической работе, убедиться, на что он способен, посмотреть, каковы реальные результаты его деятельности, и только после этого допускать к испол­ нительно-распорядительному труду соответствующего масштаба — так учил В. И. Ленин работать с кадра­ ми [2; 44; 365—370].

Анкета для самооценки деловых качеств поступаю­ щих на работу несложная. Она построена на принципах коэффициентной оценки и позволяет с достаточной сте­ пенью достоверности установить уровень деловых ка­ честв кандидата. По данным наблюдений, на ее запол­ нение и необходимые расчеты работник средней квали­ фикации затрачивает не более 1 часа.

128


5.2. Порядок проведения оценки работников

Имея необходимую информацию о кадрах, можно приступить к третьему этану процедуры оценки — соб­ ственно оценке, т. е. непосредственному определению деловых качеств работников. Причем процедура оценки основывается или на применении ручного труда, или па использовании механических (автоматических) средств. В настоящее время на предприятиях и в организациях наиболее распространена процедура оценки с примене­ нием ручного труда.

Однако ручной способ оценки деловых качеств ра­ ботников, естественно, весьма трудоемок, требует боль­ ших затрат времени и сил.

Выход может быть найден в механизации процеду­ ры оценки с помощью средств вычислительной техни­ ки. Определенный опыт в этом направлении накоплен иа ряде передовых предприятий Ленинграда, Москвы, Риги и других городов, а также за рубежом. Прежде всего вычислительная техника применяется для накоп­ ления, хранения и поиска информации о кадрах. В дан­ ном случае процесс накопления и получения необходи­ мых сведений практически неограничен. И самое глав­ ное — резко повышается оперативность процедуры оценки. Большинство предприятий и организаций, зани­ мающихся совершенствованием методов подбора и рас­ становки кадров, пошло именно по этому пути. Инфор­ мация о кадрах перфорируется, заносится в машинные накопители и выдается ЭВМ по мере надобности в от­ печатанном виде.

Подобные системы (они называются АСУ «Кадры») уже несколько лет функционируют иа ряде предприятий радиопромышленности СССР. В Ленинградском ГОИ имени Вавилова автоматизированная подсистема учета кадров действует с 1970 г. Первичными носителями ин­ формации служат личная карточка по типовой форме

Т-2, учетные карточки специалиста,

научного работни­

ка и т. д. ЭВМ печатает выходные

табуляграммы по

образованию, возрасту, полу, национальности и т. д., по отдельным подразделениям, специальностям, отрас­ лям и т. п. В настоящее время создаются большие

автоматизированные системы

обработки

информации

о кадрах и их распределении

в масштабах

Москвы и

5 — 2 8

1 2 9


Ленинграда. При этом объем информации увеличивает­ ся за счет сведении об условиях труда работников, о на­ личии у предприятии жилья, детских дошкольных уч­ реждений и т. и.

Однако перечисленные системы не решают еще сами по себе проблему оптимизации процедуры оценки ра­ ботников. Дело в том, что они лишь обеспечивают для нее необходимую информацию. При этом сама оценка производится традиционными методами и может быть весьма субъективной. Стал необходимым переход к но­ вым системам оценки кадров. Их задача заключается в механизации расчетов показателен оценки. Разработ­ ка и внедрение таких систем потребовали отказа от традиционных методов оценки и перехода к научным, количественным методам.

Определенная работа по созданию таких систем про­ ведена в 1970—1971 гг. в объединении Нотснаб (г. Ри­ га), где для расчета уровней деловых качеств работни­ ков была применена ЭВМ «Напри-2». В Методике оцен­ ки деловых и морально-политических качеств руководи­ телей и специалистов социалистического производства, изданной Ленинградским университетом в 1971 г., пред­ ложен алгоритм расчета и анализа па ЭВМ результатов оценки качеств работников, полученных по балльному методу оценки. Как указывает один из авторов методи­ ки П. С. Емшин, применение механизации только для суммирования балльных оценок и подведения итогов сокращает процедуру оценки одного работника до 25— 30 мин., т. е. почти в 2 раза.

Следующий шаг сделан учеными Новосибирска, ко­ торые разработали и апробировали так называемый ав­ томат общественного мнения (АОМ), применение кото­ рого позволило снизить затраты времени на обработку информации и выдачу результатов с 20 мин. до 2 мин., а количество возможных исследований возросло с 2 до 40 в год.

Однако автомат общественного мнения регистрирует только субъективные суждения окружающих о сотруд­ нике, оценивающих главным образом его личные каче­ ства. Он пока что не способен охватить объективные факторы оценки. Поэтому, признавая своевременность его появления, необходимо учитывать его несовершен­ ство.

130