Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
количество и качество сделанных анализов, количество обработанной информации, сохранность складируемых материалов и т. д.
Что касается критериев организации труда, произ водства и управления в руководимых коллективах, то анализ различных работ показывает, что в этом важном вопросе единогласия нет. Например, А. А. Годунов и П. С. Емшпн относят к таким критериям подбор и эф фективное использование работников, учебу и воспита
ние подчиненных, сплоченность коллектива и |
т. д. |
В квалификационном справочнике должностей |
служа |
щих организаторские качества руководителей определя ются следующими требованиями: обеспечение государ ственных интересов и трудовой дисциплины, воспитание
п организация людей, требовательность к себе и подчи ненным.
Вообще в большинстве работ, посвященных вопросам управления, под организаторскими качествами понима ются не конкретные показатели или результаты работы, а такие абстрактные понятия, как «умение руководить», «способность организовать людей» и т. д. Характерными
в |
этом случае являются, |
например, определения |
Ф. |
Ф. Аунапу, относящего |
к оценке организаторских |
качеств «хорошие организаторские способности, умение понимать людей, подбирать и расставлять кадры, руко водить большим коллективом работников, налаживать дружную совместную работу людей» [9].
Такой подход представляется нам не совсем целесо образным. Ведь здесь учитываются не столько достиг нутые результаты, сколько потенциальные способности человека, которые к тому же оцениваются разными людьми с разных точек зрения. Естественно, что «хоро шие» организаторские способности работника с точки зрения одного субъекта оценки в силу чисто психологи ческих причин могут оказаться «плохими» с точки зрения другого субъекта оценки. Поэтому приведенные определения являются не более чем факторами, учиты ваемыми при деловой оценке руководителей, но никак не критериями оценки.
Б. Д. Лебин и М. Н. Перфильев пишут, что «это наиболее сложная сторона организационного аспекта оценки, ибо некоторые из качеств на первый взгляд трудно поддаются четкому определению — обладает ли
36
ими данный работник, и если обладает, то в какой сте пени» [32].
Практика показывает, что главным при оценке орга низаторских качеств руководителя должен быть не личный фактор, а конкретный, строго замеренный в виде определенной числовой величины, уровень организации труда, производства и управления, достигнутый подчи ненным ему коллективом. Отсюда следует, что в качест ве критериев оценки этого уровня организации следует брать (помимо конечных результатов по технико-эконо мическим показателям) основные направления организа ции труда, производства и управления на предприятиях, обоснованные в разработках НИИ труда Госкомтруда
СССР. К ним прежде всего относятся: 1) разделение и специализация труда в руководимом коллективе; 2) ис пользование рабочего времени; 3) нормирование труда; 4) квалификация работников; 5) использование их ква лификации; 6) полнота, оперативность и качество выпол нения управленческих работ; 7) система и методы работы; 8) материальное и моральное стимулирование; 9) организация рабочих Mejc-т; 10) условия труда; 11) ме ханизация труда; 12) совершенствование методов социа листического соревнования; 13) использование основных фондов и др.
Конечно, не все из этих направлений характерны для подразделений управленческого аппарата. Например, использование основных фондов вряд ли целесообразно учитывать при оценке уровня организации труда управ
ленческих |
звеньев. |
Поэтому |
перечень |
критериев для |
оценки руководителей этих |
подразделений несколько |
|||
сокращен. |
В него |
входят: 1) |
разделение |
и специализа |
ция труда; 2) организация рабочих мест; 3) использова ние рабочего времени; 4) условия труда; 5) квалифика ция работников; 6) использование квалификации; 7) полнота, оперативность и качество выполнения функ циональных обязанностей; 8) система и методы работы; 9) материальное и моральное стимулирование.
Очевидно, что перечисленные критерии оценки уровня организации труда, производства и управления в прин ципе должны быть едиными для руководителей всех уровней. Однако значение того или иного отдельного направления и их совокупности при оценке руководите лей возрастает прямо пропорционально их должностно-
37
лгу уровню. Поскольку степень организации труда, производства ч управления, так же как и выполнение установленных планом показателен, отражает отношение руководителей к своей работе, можно утверждать, что критерии оценки организаторских качеств принадлежат к тому блоку, который характеризует отношение работ ника к труду.
Анализ управленческой литературы подтверждает назревшую необходимость и целесообразность перехода к оценке руководителей не по наличию у них тех пли иных потенциальных организаторских качеств, а по конкретному проявлению этих качеств, т. е. по результа ту организаторской деятельности. Например, Ф. Т. Селюков к качествам, необходимым для руководителя, относит способность обеспечить производство оборудо ванием, а также хорошо налаженным снабжением, сбы том. С. Е. Каменицер к таким качествам причисляет способность создать условия труда, организовать и ме ханизировать труд аппарата. Г. Завалей считает, что критерием оценки руководителей является уровень организации труда в руководимых ими коллективах. А. П. Ручьев пишет по этому же поводу, что «подготов ленность руководителя, мера его ответственности про веряется состоянием дела, тем, как вверенные ему предприятие, участок работы выполняют плановые зада ния, как соблюдается государственная дисциплина,, состоянием трудовой дисциплины и моральным состоя нием коллектива» [47].
Актуальность такого подхода может быть подтверж дена результатами обследовании уровня организации управленческого труда, проведенных объединением Нотснаб. Например, средний уровень шумов в служеб ных помещениях, по данным этих обследований, дости гал 80 дб при норме 55 дб; средний уровень освещенно сти помещений составлял 15—30 лк при норме 70 лк, средняя температура в помещениях колебалась в преде лах 23—25°С при норме 18—20°С п т. д. Разве это не говорит о необходимости оценивать руководителей хотя бы с точки зрения того, как они обеспечивают нормаль ные условия работы подчиненных?
В. И. Ленин указывал в статье «Очередные задачи Советской власти», что необходимо «распознавать на стоящих организаторов... людей, соединяющих предан-
38
кость социализму с уменьем без Шума (п вопреки суматохе и шуму) налаживать крепкую и дружную сов местную работу большого количества людей в рамках советской организации» [2; 36; 193]. К сожалению, на практике не везде еще поняли необходимость такого подхода к оценке организаторских качеств руководите ля, полагая, что достаточно выполнения запланирован ных показателей, чтобы объективно судить о его досто инствах. Отсюда еще имеющаяся в ряде случаев «штур мовщина» в конце отчетных периодов, когда отдельные руководители стремятся «доказать» свои якобы хорошие «административные способности».
Уровень организации труда, производства и управле ния (или, как его часто называют, уровень НОТ) — синтетический показатель. Он отражает (при достовер ном его измерении) не только достигнутые результаты, но и, что более важно, имеющиеся резервы повышения производительности труда. Рассматривая работу Волго градского обкома КПСС по подбору, расстановке и воспитанию руководящих кадров в промышленности, ЦК КПСС указал, что руководящие кадры должны обладать «высоким знанием... принципов научной орга низации труда... правильно применять на практике мо ральные и материальные стимулы, постоянно внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, вырабатывать новые навыки в руководстве порученным делом. В центре внимания... должны находиться также вопросы рационального использования труда инженеров и техников... создания специалистам необходимых усло вий для плодотворной работы за счет внедрения в управ ление предприятиями средств автоматизации и оргтех ники».
В отличие от оценки профессиональных качеств ру ководителей (т. е. оценки их как специалистов) перечень критериев оценки их организаторских качеств при изме нении задач оценки остается практически тем же. И при подборе руководящих кадров, и при стимулировании их труда, и в других случаях обязательно учитываются уровень и стабильность выполнения заданий подчинен ными подразделениями, уровень организации труда и управления в этих подразделениях. Другое дело, что качества руководителя как специалиста при этом прини маются во внимание не всегда, а лишь тогда, когда
39
решается вопрос об их перемещении нлИ направлении на переподготовку. Такой порядок целесообразен, посколь ку он исходит из принципа прямой материальной заинте ресованности руководителей в конечных результатах работы подчиненных коллективов. В Методических осно вах количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятии в настоящее время закреплена также и возможность дополнительно материально поощрить работников, прежде всего руко водителей, за достижение высокого организационного уровня на предприятиях и в их подразделениях.
2.3- Значимость отдельных критериев в общей оценке работников управления
Определение системы критериев оценки работников нельзя считать законченным, если не установлена зна чимость каждого из критериев в общей совокупности требований, предъявляемых к руководителям, специали стам и техническим исполнителям. Этот вопрос сложен п слабо разработан. Он затрагивается только в отдель ных трудах, посвященных деловой оценке. Основной вывод, к которому приходят авторы, сводится к тому, что значение отдельных критериев в общей деловой оценке руководителей должно различаться в зависимо сти от конкретных условий работы на предприятиях и характера управленческой деятельности.
С первым из этих положений, очевидно, следует согласиться, так как условия производства действитель но в определенной степени диктуют ту или иную значи мость критериев. Например, различной может быть значимость критерия творческой! активности при оценке работников в проектно-конструкторской организации п на промышленном предприятии. Однако нельзя признать полностью правильным вывод о зависимости значений критериев от характера управленческой деятельности. Ведь характер управленческой деятельности может быть двояким. С одной стороны, это разные направления управленческой деятельности, отражаемые в работе различных служб управленческого аппарата. С другой стороны, это различный уровень должностей работников на иерархической лестнице.
40
В первом случае значимость отдельных критериев оценки работников действительно может различаться. Данный вариант близок приведенному примеру с оцен кой творческой активности конструкторов и производст венников. Во втором случае значение критериев оценки раоотников (специалистов и технических исполнителей) должно быть единым. Иначе пришлось бы предъявлять разный уровень требований в отношении трудовой дис циплины, полноты, оперативности и качества выполнения должностных обязанностей и порученных работ, психо логической совместимости и т. п., например к технику и инженеру, инженеру и начальнику бюро, начальнику бюро и начальнику отдела и т. д. Другое дело, что на всех этих уровнях фактические деловые и другие факто ры оценки работников в той или иной степени отлича ются от нормы, и поэтому можно ставить вопрос о сте пени их соответствия основному критерию оценки.
Различие в уровнях управления, т. е. в уровнях ру ководящей работы, требует установления различий не в значимости отдельных критериев, а в значимости групп критериев для оценки. Мы уже говорили, что, чем выше уровень занимаемой должности, тем больше значимость для народного хозяйства организаторских качеств работ ника и тем меньше — его личностных качеств как спе циалиста. Так, при оценке мастера или начальника участка значение, скажем, их качеств как специалистов примерно равно значению организаторских качеств. При оценке же директора предпочтение отдается скорее способности организовать производство, труд на пред приятии и обеспечить выполнение плановых показате лен работы, нежели его профессиональным качествам.
Таким образом, речь может идти, во-первых, о зна чимостях основных критериев оценки, единых для специалистов и технических исполнителей, и, во-вторых, о значимости групп критериев при оценке организатор
ских и профессиональных качеств руководителей разных уровней управления.
Анализ удельных весов критериев оценки специали стов и технических исполнителей, рассматриваемых в некоторых исследованиях, показывает, что наибольшее значение в большинстве из них придается профессио нальной компетентности (в среднем 17,8%), психологи ческой совместимости (в среднем 18,7%), полноте,
41