Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
3
Факторы деловой оценки работников в сфере управления производством
Конкретизация требований, предъявляемых к работникам н выраженных в критериях оцен ки, вызывает необходимость установить оп ределенное количество факторов и достаточно четкое их наименование. Однако на практике н в большей части специальной литературы факторы деловой оценки зачастую носят об щий характер. Например, говоря о профес сиональной компетентности работника, опре деляют ее как «уровень знаний», «производ ственный опыт», «кругозор»; говоря о творческой активности, называют ее «способ ностью проявлять инициативу»,«способностью выдвигать идеи»; рассматривая полноту, опе ративность и качество выполнения должност ных обязанностей, указывают па «усердие», «трудолюбие», «честное отношение к труду», «добросовестность» и т. д.
Отсутствие четкости и конкретности в фак торах оценки приводит к тому, что на прак тике разные руководители при оценке одина ковых качеств своих подчиненных подходят с разных, а иногда и с прямо противоположных позиций. В результате работники зачастую не знают, что именно им следует развивать и улучшать. С приходом нового руководителя или при перемене места работы в них начинают ценить совсем иные качества, чем раньше. Это замедляет процесс адаптации,
49
сказывается на качестве груда и его производитель ности. Характерны в этом отношении различия в мне ниях исполнителей о качествах, ценимых в них руково дителями. Работники системы управления материальнотехническим снабжением, опрошенные в ходе специаль ных обследований, считают, что исполнительность ценят
всреднем 28% руководителей, аккуратность и четкость
вработе— 18, оперативность выполнения работ — 16, деловитость— 15, дисциплинированность — 11, техни ческую грамотность, самостоятельность, знание дела и эрудицию — от 4 до 6%, инициативность — 3, принци пиальность и честность — 3, молчаливость — 3, беспре
кословность — 6% и т. д.
Совершенно ясно, что без четких факторов деловой оценки можно прийти к путанице, неразберихе, нервоз ной обстановке, конфликтным ситуациям и, в конечном счете, к снижению общих результатов деятельности коллектива.
Отсутствие единого перечня факторов деловой оцен ки работников в определенной степени объясняется тем, что набор факторов зависит от набора критериев оцен ки, а он на разных этапах развития общества меняется как по количеству критериев, так и по их содержанию.
В то же время на определенных этапах развития факторы деловой оценки той или иной категории работ ников, так же как и критерии, в принципе едины и мо гут быть регламентированы. Правда, в ряде разработок, например кафедры психологии ЛГУ имени А. А. Жда нова, делаются попытки дифференцировать набор фак торов оценки внутри каждой группы управленческого персонала соответственно занимаемым должностям (техник, инженер, старший инженер и т. д.). Однако вряд ли они дадут желаемый результат, так как нару шается один из основных принципов деловой оценки —• единство требований оценки для данной категории ра ботников.
Вместе с тем разница в количестве критериев оцен ки в зависимости от разных категорий (групп) управ ленческого персонала и той или мной задачи оценки влечет соответствующие различия и в общих наборах факторов оценки для каждой из таких групп в целом. Эти различия в количестве факторов не противоречат основным принципам оценки, поскольку затрагивают не
50
Однородный персонал, а разные категории работников. Например, при оценке руководителей применяются до полнительные факторы, не требуемые для оценки тех нических исполнителей и специалистов.
Установление факторов оценки отнюдь не означает, что всем им в обязательном порядке должны соответ ствовать качества работников. Работник может и не иметь того или иного качества (т. е. не соответствовать отдельным факторам оценки) или иметь его не в полном объеме.
Факторы тем и отличаются от критериев, что пред ставляют собой не обязательные требования к работ нику, а лишь указания, что нужно иметь ему, чтобы отвечать этим требованиям.
Факторы оценки работников делятся на две большие группы: основные факторы и учитываемые факторы. Ос новными называются факторы, без которых расшифров ка содержания критерия оценки невозможна. Учитывае мые факторы дополняют, помогают глубже раскрыть это содержание. Например, профессиональная компе тентность работника конкретизируется прежде всего уровнем образования (знаний), стажем работы, ростом знаний в системе повышения квалификации и др. (ос новные факторы). Но при оценке компетентности всегда учитываются и такие дополнительные моменты, как об щая эрудиция работника, способность его четко изла гать свои мысли письменно и устно, сложность и трудо емкость работ, которые практически может выполнять работник и т. д. (учитываемые факторы).
Учитываемые факторы, в свою очередь, тоже делят ся на две группы. Большая их часть, как видно из при веденного примера, дополняет содержание каждого кри терия. Определенная же часть (например, возраст, состояние здоровья) выступает самостоятельно, состав ляя ядро соответствующего критерия деловой оценки. Таким образом, эта группа факторов имеет двойствен ный характер.
Поскольку состав факторов деловой оценки зависит от перечня критериев оценки, их, очевидно, можно рас сматривать в том же порядке, что и критерии: сначала остановиться на факторах оценки специалистов и техни ческих исполнителей, используемых одновременно и для оценки профессиональных качеств руководителей, затем
51
Перейти к факторам организаторской деятельности ру ководителей. В связи с двойственным характером учи тываемых факторов их необходимо рассмотреть особо,
3.1.Основные факторы оценки специалистов
итехнических исполнителей
Первый из критериев оценки работников управле ния — идейно-политические качества —- конкретизирует ся с различных позиций. Например, Б. Д. Лебпн и М. Н. Перфильев относят к этому критерию (они называют его — политическая зрелость) принадлежность к Ком мунистической партии, партийный стаж, наличие специ ального политического ооразования, уровень обществен ной активности. Ф. Ф. Аунапу указывает на общий политический кругозор, умение разъяснять политику партии и правительства массам трудящихся. А. А. Го дунов и П. С. Емшпн считают, что к этому критерию (они называют его — партийность) должны относиться коммунистическая убежденность, чувство личной ответ ственности за порученное дело, честность и добросо вестность, способность подчинять личные интересы об щественным, способность воспитывать работников в ду хе идей марксизма-ленинизма, чуткое и внимательное отношение к людям, стремление поддерживать передо вое, принципиальность, умение прислушиваться к кри
тике, быть самокритичным, морально-политическая ус тойчивость.
Часть этих факторов характеризует идейно-полити ческие качества лишь относительно и входит, как мы это увидим, в состав других критериев деловой оценки. Партийность же в наших условиях как активное спо собствование быстрейшему решению основных задач со циалистического общества — созданию материальнотехнической базы коммунизма, воспитанию человека коммунистического общества является одним из факто
ров, характеризующих идейно-политические качества человека.
Таким образом, вопрос о расшифровке идейно-поли тических качеств достаточно сложен и не может быть решен без тщательного и глубокого их анализа, хотя в некоторых работах высказывается мнение, что разногла
52
сий в толковании понятий политических и моральных качеств нет. Оптимальный набор факторов оценки этих качеств, очевидно, можно составить путем обобщения и анализа последних работ по данному вопросу. Такой ана лиз нами проведен (кроме некоторых рассматривавших ся ранее работ, см. также [22, 33, 43]). Он показал, что к наиболее часто повторяющимся факторам, характери зующим идейно-политические качества работников, от носятся: 1) политическая зрелость, 2) идейная убежден ность, 3) глубокое понимание основных задач и целен нашего общества и активное способствование их быст рейшему решению и осуществлению, 4) способность подчинять личные и ведомственные интересы обществен ным и активная общественная деятельность, 5) общий политический кругозор п активное стремление к его расширению.
Что касается фактора партийности, то следует ука зать, что он отражает в концентрированном виде все другие идейно-политические качества работников. Чле нами партии являются лучшие представители рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, и сам факт пребывания в рядах партии достаточно ярко ха рактеризует идейный и политический уровень человека. Партии принадлежит руководящая и направляющая роль в построении в нашей стране коммунистического общества. Партия воздействует на процесс управления производством через механизм подбора и расстановки кадров в различных органах и на различных ступенях управления. Отсюда вытекает, что при прочих равных условиях предпочтение отдается членам КПСС.
Но это отнюдь не означает, что одного членства в партии достаточно для оценки идейно-политических ка честв работника. Поэтому этот фактор относится к чис лу учитываемых при оценке идейно-политических ка честв. «Когда критерий «политического доверия» в про шлом нередко основывался лишь на хорошей анкете, он ни к чему хорошему не приводил, — пишет И. В. Пара монов (40), — вульгарная трактовка принципа «поли тического доверия» подрывала доверие к беспартийным специалистам».
В значительной степени перечисленные факторы за креплены в моральном кодексе строителя коммунизма, определенном Программой КПСС. Такие нравственные
53
принципы, как преданность делу коммунизма, любовь ii социалистической Родине, добросовестный труд на бла го общества, высокое сознание общественного долга, коллективизм, практически полностью совпадают с при веденным нами перечнем, характеризующим идейно-по литические качества человека. Перечень этот отражен
пв постановлении ЦК КПСС «Об участим руководящих
иинженерно-технических работников Череповецкого металлургического завода в идейно-политическом воспи тании членов коллектива» [5, 10, 522—527].
Нет полного единодушия и в характеристике второго критерия деловой оценки — профессиональной компе тентности работников управления. Различные авторы к числу наиболее употребляемых факторов в данном слу чае относят: 1) уровень специального образования,
2)продолжительность (опыт) работы по специальности,
3)продолжительность (опыт) работы в данной или ана логичной должности, 4) повышение общих п специаль ных знаний в системе'повышения квалификации. Необ ходимо отметить, что никто из авторов не указывает на такой важный фактор компетентности, как стаж работы на данном предприятии. Между тем он отражает уро вень знаний работником особенностей конкретного про изводства. Потому он должен быть отнесен к факторам указанной группы.
Мы особо подчеркиваем, что речь здесь должна идти об образовании и стаже работы именно по специально сти. Дело в том, что на практике значительная часть служащих в сфере управления работает не по той спе циальности, которую получили в вузе или техникуме. Причем это явление характерно для многих отраслей народного хозяйства и имеет тенденцию к нарастанию. Его негативный характер очевиден. Учебные заведения затрачивают на подготовку специалистов большие сред ства, а они при перемене человеком профиля работы оказываются истраченными напрасно. Более того, при обретение работником другой специальности снова тре бует значительных средств. Отсюда следует, что кон кретная специальность работника сама является от дельным фактором его оценки, особенно при распреде лении «по горизонтали».
Наконец, говоря о профессиональной компетентности специалистов и технических исполнителей, нельзя не
54
учитывать и периодическое повышение ими квалифика ции по специальности. В условиях научно-технической революции, ускоренного технического прогресса теоре тическая подготовка, полученная в вузе или техникуме, быстро устаревает. Поэтому очень важное значение при обретает периодическое обновление знаний. Причем не путем самообразования, которое, как правило, не.может осуществляться систематически, а через институты по вышения квалификации, специальные курсы и т. д.
Рассмотренные факторы оценки профессиональной компетентности, конечно, характерны лишь для работ ников управленческого труда и не вполне применимы для рабочих. Для рабочих, как указывают Л. С. Бляхман, Б. Г. Сочилнн, О. И. Шкаратан, например, стаж работы на данном предприятии не оказывает существен ного влияния на уровень их квалификации. Однако предлагаемый нами перечень факторов оценки профес сиональной компетентности весьма близок к модели квалификации, рассмотренной перечисленными автора ми. В эту квалификацию входит продолжительность обучения по профессии (у нас продолжительность повы шения квалификации), общее образование (у нас уро вень образования), трудовой стаж в промышленности (учтен нами). В перечень следовало бы добавить и та кой фактор, как сложность и трудоемкость работ, кото рые может выполнять работник. О необходимости его учета как фактора, характеризующего в определенной степени уровень квалификации работника, пишут Е. И. Капустин [29], Э. А. Лутохина [34], М. А. Иванова и И. А. Самарина [27] и другие авторы. В принципе со глашаясь с ними, считаем нужным, однако, указать, что этот фактор не может быть в данном случае отнесен к основным. Ведь градации сложности и трудоемкости уп равленческого труда являются сегодня весьма относи тельными и трудно измеримыми в силу отсутствия на большинство управленческих работ технически обосно ванных норм и показателей сложности. Вследствие этого сложность и трудоемкость работ должны рассматри ваться как фактор, учитываемый в зависимости от кон кретных условий того или иного производства.
Факторы, характеризующие профессиональную ком петентность, как правило, учитываются с начала дея тельности работников, а именно: с момента работы по
55
специальности, в данной или аналогичной должности и т. д., поскольку они являются относительно постоянными.
Третий критерий деловой оценки — психологическая совместимость в коллективе — выражается главным об разом степенью конфликтности, т. е. возникновением по вине работника конфликтных ситуации в коллективе. В результате обследовании, проведенных объединением Нотснаб, 34% руководителей разных уровней и 43% исполнителен признают наличие конфликтов в аппарате управления. При этом 12% работников считают причи ной конфликтов разницу взглядов и характеров, 5% — недоброжелательность отношений, 8% — невыдержан ность и необъективность коллег, 4% — резкость и не тактичность окружающих, 3% — нетерпимость людей к критике, 2% — проблему поколений. И только 9% работников объясняют возникновение конфликтов чисто производственными причинами: плохими условиями тру да, большой загрузкой, консервативностью руководства.
Обращает на себя внимание разница в числе руко водителей и подчиненных, признающих наличие конф ликтов. Она означает, что о наличии ряда конфликтов руководители вообще не информированы.
Учет конфликтности следует производить за опреде ленный период деятельности работника. Дело в том, что этот фактор является переменным, т. е. изменяемым в разные отрезки времени. Он изменяется в силу различ ных обстоятельств, например адаптации работника в данном коллективе, перемен в составе самого коллекти ва, в условиях труда и т. д.
Поскольку содержание четвертого критерия оценки работников — учитываемых факторов — будет рассмот рено ^особо, перейдем к факторам, характеризующим
пятый критерий оценки — творческую активность работ ников.
В зависимости от личных свойств и особенностей творческая инициатива проявляется в нескольких на правлениях, каждое из которых может служить соот ветствующим фактором оценки. Это, во-первых, изобре тательская и рационализаторская активность, выражаю щаяся в разработке и внедрении авторских заявок и рационализаторских предложений (в том числе и по рационализации собственного труда), конструкторских разработок (если они не входят в основную работу),
56
а также предложений по различным конкурсам И смот рам резервов производства. Во-вторых, это научная и методическая активность, заключающаяся в разработке и внедрении научно-исследовательских тем, норматив ных и методических материалов. В-третьих, это внедре ние передового опыта, заимствованного со стороны. В-четвертых, публицистическая активность, прояв ляющаяся в публикации книг, монографий, брошюр, статей в журналах и газетах (в том числе многотираж ных и стенных)-, переведенных статей и патентного ма териала, если, конечно, все это имеет определенное отношение к основной деятельности работника. В-пятых, лекционная активность — передача своего опыта в рам ках техучебы на предприятии, а также выступления с информациями, докладами, сообщениями как на своем предприятии, так и вне его. К этому виду активности часто относят выступления на собраниях и совещаниях. На наш взгляд, в первом случае это скорее проявление общественной активности, а во втором — проявление рационализаторской активности. В-шестых, элементы творчества в повседневной работе, т. е. творческое отно шение к исполнению должностных обязанностей и пору ченных работ. Последний фактор очень важен. Он за трагивает непосредственную деятельность управленчес кого персонала, которая особо нуждается в творческом к ней отношении.
Для полной характеристики творческой активности, естественно, необходима совокупность всех перечислен ных факторов. Однако на практике работники проявля ют только один или два из них. Дело здесь в индивиду альных особенностях и склонностях людей. Но часто бывает и так, что администрация не поддерживает творческую инициативу работников. Например, по дан ным Нотснаба, в среднем 17% вносимых работниками предложений по улучшению производства не одобряется их руководителями, 7% — остается без внимания, 12% предложений не приводили к каким-либо изменени ям. Все это, конечно, не стимулирует творческую актив ность.
Степень творчества нельзя охарактеризовать доста точно полно, если не принимать во внимание такие до полнительные факторы, как различная значимость изо бретений, рацпредложений, предложений по конкурсам
57