Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
В практике проектирования новых устройств СЦБ на станциях имеются случаи, когда требуется устраи вать изолирующие рельсовые стыки в месте расположе ния переходных стыков, примыкающих к стрелочным переводам.
В таких случаях при невозможности переноса изоли рующих стыков в другое место необходимо предусмат ривать в проектах замену рельсов, примыкающих к стрелочным переводам, рельсами, соответствующими типу стрелочного перевода, и перенос переходного стыка на расстояние, равное длине одного рельса.
§ 13. Размещение устройств СЦБ и электрической тяги
Важное значение для безопасности движения поез дов и безопасности работающих имеет правильное раз мещение устройств и сооружений автоматической бло кировки и электрической тяги относительно оси пути. Основные размеры и расстояния до этих сооружений от оси пути и от уровня головки рельсов определены Го сударственным стандартом 9238—73 «Габариты прибли жения строений и подвижного состава железных до рог».
Установленные этим стандартом габаритные нормы применяются при строительстве новых железных дорог, сооружений, устройств и постройке подвижного состава, а также при постройке вторых путей, смягчении профи ля и электрификации линий, при работах по реконструк ции пути, сооружений, устройств и модернизации по движного состава.
Для сооружений, устройств и подвижного состава, построенных до 1 января 1960 г., допускаются отступ ления от ГОСТа 9238—73, устанавливаемые Министер ством путей сообщения.
Основные габаритные размеры для устройств элек трификации указаны в § 117—120 Правил технической эксплуатации.
«Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть не ниже 6250 мм на станциях и 5750 мм на перегонах.
В исключительных случаях на существующих линиях это расстояние в пределах искусственных сооружений,
62
расположенных на путях станций, на которых не пред усматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах, с разрешения МПС может быть уменьшено до 5675 мм при электрификации линий на переменном токе и до 5550 мм при электрификации на постоянном токе.
Высота подвески контактного провода не должна превышать 6800 мм» (§ 117).
«В пределах искусственных сооружений расстояние от токонесущих элементов токоприемника и частей кон тактной сети, находящихся под напряжением, до зазем ленных частей сооружений и подвижного состава долж но быть не менее 200 мм на линиях, электрифицирован ных на постоянном токе, и не менее 350 мм на линиях, электрифицированных на переменном токе. В исключи тельных случаях на существующих искусственных'соо ружениях эти расстояния с разрешения МПС могут быть уменьшены соответственно до 150 и 300 мм» (§ 118).
«Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор контактной сети на перегонах и станциях должно быть не менее 3100 мм.
Опоры в выемках должны устанавливаться вне пре делов кюветов.
В особо сильно снегозаносимых выемках (кроме скальных) и на выходах из них (на длине 100 м) рас стояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор контактной сети должно быть не менее 5700 мм. Пере чень таких мест определяется начальником дороги.
На существующих электрифицированных линиях, а также в особо трудных условиях на вновь электрифици руемых линиях расстояние от оси пути до внутреннего края опор допускается не менее 2450 мм — на станциях и 2750 мм — на перегонах.
Все указанные размеры даны для прямых участков пути. На кривых участках эти расстояния должны уве личиваться в соответствии с габаритным уширением, установленным для опор контактной сети.
Взаимное расположение опор контактной сети и по стоянных сигналов, а также сигнальных знаков должно
обеспечивать хорошую видимость |
сигналов и знаков» |
|
(§ |
П9). |
|
ти |
Наименьшие расстояния от проводов контактной се |
|
при пересечении и сближении с |
различными соору- |
63
Т а б л и ц а 6
Допускаемые зазоры между сооружениями и контактным проводом, токонесущими элементами токоприемника локомотива
и подвижным составом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормальное напряжение в кон |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тактной сети относительно |
||
|
Зазоры (см. рис. |
44) |
|
|
|
земли, кВ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,5-4 |
6-12 |
25 |
А \ — вертикальный |
|
воздушный |
за |
|
|
|
||||||
|
зор |
между |
|
габаритом |
по |
|
|
|
||||
|
движного |
состава |
и |
наиниз- |
|
|
|
|||||
|
шим |
положением |
контактного |
|
|
|
||||||
|
провода: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для перегонов и путей на стан |
|
|
|
||||||||
|
циях, на которых не преду |
|
|
|
||||||||
|
сматривается |
стоянка |
подвиж |
|
|
|
||||||
|
ного |
состава: |
|
|
|
|
|
|
450 |
450 |
450 |
|
|
нормальный ............................. |
|||||||||||
|
минимальный |
|
допускаемый |
250 |
300 |
375 |
||||||
|
нормальный |
|
для |
остальных |
950 |
950 |
950 |
|||||
|
путей |
на станциях . |
зазор |
|||||||||
Л2 — вертикальный |
воздушный |
|
|
|
||||||||
|
между токонесущими |
частями |
|
|
|
|||||||
|
контактной подвески и зазем |
|
|
|
||||||||
|
ленными |
частями |
|
искусствен |
|
|
|
|||||
|
ных сооружений: |
|
|
|
|
200 |
250 |
350 |
||||
|
нормальный . |
допускаемый |
||||||||||
|
минимальный |
150 |
200 |
300 |
||||||||
а |
— боковой |
воздушный |
зазор ме |
|
|
|
||||||
|
жду |
деталями |
токоприемника, |
|
|
|
||||||
|
находящимися |
под |
напряже |
|
|
|
||||||
|
нием, и |
заземленными частя |
|
|
|
|||||||
|
ми |
искусственных |
|
сооруже |
|
|
|
|||||
|
ний: |
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
220 |
250 |
|
нормальный ............................. |
|||||||||||
|
минимальный |
допускаемый |
150 |
180 |
200 |
|||||||
б |
— высота пространства по |
верти |
|
|
|
|||||||
|
кали, необходимого для разме |
|
|
|
||||||||
|
щения |
токонесущих |
|
частей |
|
|
|
|||||
|
контактной подвески: |
|
|
|
|
|
||||||
|
без несущего троса: |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
нормальная............................ |
150 |
150 |
150 |
|||||||
|
с |
минимальная |
допускаемая |
100 |
100 |
100 |
||||||
|
несущим |
тросом: |
|
|
|
300 |
|
|||||
|
|
нормальная |
|
. . . . |
300 |
300 |
||||||
|
|
минимальная |
допускаемая |
250 |
250 |
250 |
П р и м е ч а н и я : 1. Во избежание не вызываемых необходи мостью переделок существующих сооружений и устройств при пере устройстве их под электротягу, углы, образующиеся при построении
64
линии верхнего очертания габарита приближения строений следует
округлять с обеспечением воздушных зазоров а |
и А 2. |
2. Во всех случаях, когда это не связано |
с большими эконо |
мическими нецелесообразными затратами или длительными переры вами движения, переустройство существующих сооружений под электрическую тягу следует производить с соблюдением нормаль ных воздушных зазоров, приведенных в таблице для напряжения в
контактном проводе |
25 кВ |
или другого |
максимально возможного |
на рассматриваемой |
линии |
в перспективе, |
если применение на ней |
напряжения 26 кВ исключено. |
|
||
3. Нормы, приведенные |
в таблице для минимально допускае |
мых воздушных зазоров, могут при соответствующем обосновании применяться только в исключительных случаях на существующих искусственных сооружениях с разрешения Министерства или ведом ства, в ведении которого находятся железнодорожные пути.
4. На внутренних путях промышленных предприятий в отдель ных случаях под капитальными искусственными сооружениями, ог раничивающими габарит, высота подвески контактного провода по разрешению Министерства или ведомства, утверждающего проект, может быть понижена с учетом конструкции и размеров фактиче ски обращающихся по этим путям типов подвижного состава.
5. При применении на путях промпредприятий напряжения в контактной сети менее 1,5 кВ высота подвески контактного провода и величина воздушных зазоров между токонесущими частями кон тактной сети и заземленными частями искусственных сооружений устанавливаются проектом и утверждаются Министерством или ве домством, в ведении которого находятся соответствующие пути.
жениями, а также с поверхностью земли и кроной де ревьев приведены в Правилах содержания контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержден ных Министерством путей сообщения.
Расстояние от проводов воздушных линий СЦБ и связи до земли в соответствии с § 102 ПТЭ при макси
мальной стреле |
провеса должно быть не менее 2,5 м |
•на перегонах; 3,0 |
м на станциях; 5,5 м на переездах (на |
существующих линиях до их переустройства разрешает ся сохранить расстояние 4,5 м) и не менее 7,5 м до уровня верха головки рельса при пересечениях воздуш ными низковольтными линиями железнодорожных путей.
На рис. 44 и в табл. 6 приведены нормальные и ми нимально-допускаемые зазоры между искусственными и другими сооружениями, переустраиваемыми под элек трическую тягу, и контактным проводом и токонесущи ми элементами токоприемника.
Необходимо иметь в виду, что для напольных уст ройств СЦБ на станциях и индукторов локомотивной сигнализации установлены исключения, касающиеся
5 - 4 5 |
65 |
о
- о - |
граница приближения строений и устройств; |
_______ |
габарит подвижного состава; |
ЧЧЧЧЧЧЧЧ |
контур, соответствующий положениям токопри- |
емника при его смещениях по высоте и в сто |
|
|
роны |
Рис. 44. Минимальные допускаемые зазоры между сооруже ниями и устройствами, переустраиваемыми под электрическую тягу, и контактным проводом, токоприемником и подвижным составом
расстояний до них по вертикали относительно головки рельса. Эти расстояния определяются проектами ука занных устройств, утвержденными Министерством путей сообщения.
§ 14. Заземление металлических частей сооружений железнодорожного пути, опор контактной сети и других устройств
На электрифицированных линиях рельсовые нити ис пользуются для пропуска обратного тока от локомотива до тяговой подстанции.
Так как рельсовые нити не имеют полной изоляции от земли, часть тягового тока ответвляется из рельсов и проходит по земле. Пути ответвляющихся токов чрез вычайно разнообразны, вследствие чего эти токи полу чили название б л у ж д а ю щ и х .
Таким образом, на железнодорожном транспорте ис точником блуждающих токов является рельсовый путь, ибо контактная сеть надежно изолирована от земли и
66
почти не допускает утечки тока через изоляторы. С рель сового же пути утечка тягового тока весьма значительна и различна для участков, электрифицированных на по стоянном и переменном токе.
п |
Блуждающие токи протекают не только по земле, но |
|
по металлическим частям сооружений, находящимся |
||
в |
грунте: |
трубам, фундаментам, оболочкам кабелей |
и т. д. Там, |
где блуждающий ток выходит из подземно |
го сооружения, происходит электрохимический процесс (электролиз), приводящий к коррозии сооружений.
Чем больше величина блуждающего тока, тем вред нее его воздействие на различные сооружения. Следо вательно, нужно принимать меры, направленные на сни жение той части тока, которая может уходить из рель сов в землю, и на уменьшение электрического сопротив ления самих рельсовых сетей (цепей).
Для снижения величины блуждающего тока необхо димо стремиться к увеличению переходного сопротив ления между рельсами и балластом. Это достигается применением щебеночного балласта, деревянных шпал, пропитанных масляными антисептиками с высокими изо ляционными свойствами, и железобетонных шпал с кон струкцией рельсового скрепления, обеспечивающей на дежную изоляцию рельсов от шпал.
Между подошвой рельса, а также якорями клиновых противоугонов и балластом в соответствии с Правила
ми |
защиты |
подземных |
металлических сооружений от |
|||
коррозии |
должен |
быть |
всегда |
воздушный промежуток |
||
не |
менее |
30 |
мм. |
Категорически |
запрещается касание |
рельсов какими-либо подземными металлическими соо ружениями. В местах примыкания к электрифицирован ным железным дорогам других железнодорожных пу тей, не переведенных на электрическую тягу, устраива ют изолирующие рельсовые стыки.
Для отсасывающих проводов, по которым обратный тяговый ток поступает от путевых рельсов к шинам тя говой подстанции, применяются изолированные кабели. На участках, не оборудованных автоблокировкой или оборудованных с применением однониточных цепей СЦБ, отсасывающие провода присоединяют к электротяговым рельсам (рис. 45) всех путей. Там же, где при меняют двухниточные цепи СЦБ, отсасывающие прово
да подключают к выводам |
средних точек дроссель- |
5* |
«7 |
Рис. 45. Присоединение отсасывающих проводов к тяговым рель сам:
|
1 — костыли; |
2 — наконечник; |
3 — отсасывающий |
провод |
|
||
П р и м е ч а н и я . |
1. |
Прокладка |
проводов — в деревянном коробе в |
||||
земле. |
Отверстия под наконечники сверлить диаметром 22 |
мм, края |
отвер |
||||
2. |
|||||||
стий округлить напильником. |
|
|
|
|
|||
3. |
Минимальное расстояние между наконечником и костылем в горизон |
||||||
тальной плоскости должно |
быть |
не менее 50 мм. |
(просвет |
30 мм). |
|||
4. |
Не допускается |
касание |
проводом |
подошвы рельса |
трансформаторов (см. рис. 4), причем перемычки дрос сель-трансформаторов соседних путей связывают между собой поперечным соединителем.
На линиях, электрифицированных на переменном токе, коррозия от блуждающих токов невелика, что объясняется родом тока, а также его небольшой вели чиной при высоком напряжении.
Все сооружения и устройства, могущие оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции или каса ния их оборванными проводами, заземляют для обеспе чения безопасности обслуживающего персонала и дру гих лиц, а также для повышения надежности защиты контактной сети от токов короткого замыкания.
Заземлению подлежат все металлические конструк ции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, крыши зданий и сооружений, гидроколонки л т. п.), расположенные на расстоянии менее 5 м от ча стей контактной сети, находящихся под напряжением, а также металлические опоры контактной сети, линий электропередач напряжением 6—35 кВ и линий про дольного энергоснабжения на железобетонных опорах и железобетонных или неметаллических искусственных сооружениях, а также хомуты оттяжек на железобетон-
68