Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
ротяги, |
его |
дополняют |
|||
|
|
|
|
|
|
|
внешним |
источником |
||||
|
|
|
|
|
|
|
тока—щелочным акку |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
мулятором |
|
напряже |
|||
|
|
|
|
|
|
|
нием 1,2 В, емкостью |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
20 |
А-ч (как указано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
на рис. 50). |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
ро |
Конструкторское бю |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Главного |
управле |
||||
|
|
|
|
|
|
|
ния сигнализации |
и |
||||
|
|
|
|
|
|
|
связи |
МПС |
совместно |
|||
|
|
|
|
|
|
|
с |
электротехническими |
||||
|
|
X |
А |
|
|
мастерскими |
Октябрь |
|||||
|
|
г |
' |
? / • |
|
ской |
дороги |
разрабо |
||||
|
|
1 |
г -М т " S |
|
|
тали |
универсальный |
|||||
Г |
R12 |
|
|
|
|
|
измеритель |
|
электриче |
|||
|
|
|
|
|
|
ского |
сопротивления |
|||||
|
|
|
|
* '6 |
|
7 |
стыков ИЭСС-Im, |
ко |
||||
Стык 9 |
|
Рельс |
8 |
торый |
в |
|
настоящее |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
время |
|
выпускается |
|||
Рис. 52. Электрическая схема стыко- |
указанными мастерски |
|||||||||||
измерителя ИЭСС-1м: |
|
ми. Прибор ИЭСС-Im |
||||||||||
/ — резисторы моста |
(R l —R l l ); |
2 — пере |
может |
быть |
применен |
|||||||
ключатель |
моста |
сопротивления; |
3 — галь |
на участках |
с электро |
|||||||
ванометр; |
4 — штепсельная |
розетка; 5 — |
||||||||||
диод; 6 —кнопка; |
|
7, |
8, 9, |
10, // — рельсо |
тягой |
постоянного |
и |
|||||
вые контакты; 12 — аккумуляторная бата |
||||||||||||
рея; 13 — шунт |
|
гальванометра |
(R12) |
переменного |
тока, |
а |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
также |
на |
участках, |
не |
оборудованных электрической тягой. На участках посто янного тягового тока прибор ИЭСС-1м так же, как и прибор ЦНИИ-56, питается обратным тяговым током, идущим по рельсам; на участках же переменного тока и без электротяги прибор получает питание от установ ленной на нем аккумуляторной батареи типа КНГК.
Прибор, принципиальная схема которого приведена на рис. 52, включает измерительную горизонтальную складную штангу с пятью рельсовыми контактами, вер тикальную стойку и смонтированные на ней батарею аккумуляторов и измерительный блок.
Измерительный блок, заключенный в металлический корпус, состоит из гальванометра 3 типа М-273 со шка лой 20-0-20, резисторов моста сопротивления R l —R l t , шунта и переключателя пределов 2, размещенного сна ружи корпуса.
90
Прибор собран на неполной схеме моста сопротивле ния; полная схема образуется после установки прибора на рельс. В одну из диагоналей моста включен гальва нометр 3, два плеча моста составляют переменные со противления R1—R11: один — отрезок сплошного рельса
длиной |
1 м и один — отрезок двух |
рельсов длиной |
20 см, |
включающих рельсовый зазор. |
Сопротивление |
стыка, измеренное в метрах целого рельса, отсчитыва ется по шкале переключателя после того, как мост урав новешен, что фиксируется нулевым или близким к нулю показанием индикатора (гальванометра).
Порядок пользования прибором следующий.
Для измерения сопротивления прибор устанавливают на рельсе так, чтобы надпись «стык» на горизонтальной штанге располагалась над стыковым зазором и прове ряют напряжение и ток аккумуляторов. Если при нажа том среднем рельсовом контакте 9 стрелка гальваномет ра 3 отклоняется на 2—3 деления, то это означает, что стык имеет сопротивление более 9 м целого рельса. В этом случае во избежание повреждения гальваномет ра кнопку 6 нажимать нельзя; если же стрелка гальва нометра практически не отклоняется, то можно нажи мать на кнопку, после чего стрелка получит отклонение. Затем переключатель следует установить в такое поло жение, чтобы стрелка гальванометра оказалась на ну левой отметке или близко к ней, при этом берется от
счет сопротивления стыка по |
шкале переключателя |
в метрах целого рельса. |
измерения необходимо |
После окончания каждого |
•очищать рельсовые контакты от загрязнения. При систе матическом пользовании прибором следует периодиче ски, примерно, раз в неделю, производить подзарядку аккумуляторов. Прибор может работать при температу ре воздуха от +50° до —30° С, масса прибора 5,37 кг, точность измерения ±'25%.
Сопротивление стыков на участках, электрифициро ванных на постоянном токе, можно измерять также по методу двух милливольтметров.
При измерениях по методу двух милливольтметров необходимы два прибора типа М7102, собранные в схему по рис. 53. Прибор m Vl включен на пределе 20 мВ или
60 |
мВ, или 200 мВ; прибор m V 2— на пределе 20 мВ или |
60 |
мВ. |
91
и, |
иг |
|
На |
электрифициро |
||||
ванных участках дорог |
||||||||
|
|
постоянного тока |
изме |
|||||
|
|
рения |
могут |
|
прово |
|||
|
|
диться |
с использовани |
|||||
|
|
ем тягового тока в рель |
||||||
|
|
сах; на электрофициро- |
||||||
|
|
ванных |
участках |
до |
||||
|
|
рог |
переменного |
|
тока |
|||
Рис. 53. Схема измерения сопротивле |
и на неэлектрифициро- |
|||||||
ванных |
участках |
схе |
||||||
ния стыка по методу двух милли |
||||||||
|
вольтметров: |
ма |
дополняется |
цепью |
||||
mVI и mV2 — милливольтметры; А — источ |
внешнего источника то |
|||||||
ник |
питания; Р — выключатель |
ка |
(щелочной |
аккуму |
||||
Если |
|
лятор |
1,2 В, |
20 |
А-ч). |
|||
при измерениях на участках постоянного |
или |
переменного тока показания приборов, взятые в милли вольтах, U\ и U2оказываются одинаковыми, или U\ мень ше и%, то это означает, что сопротивление стыка нахо
дится в пределах нормы; |
если |
же |
показание прибора |
на сгыке Ut больше, чем |
показание |
прибора на рельсе |
|
Uг, то стык имеет завышенное по отношению к допусти |
|||
мой норме сопротивление. |
при |
использовании милли |
|
В случае обнаружения |
вольтметров стыков с увеличенным сопротивлением по сравнению с нормальным на каждом таком стыке сле
дует производить три — пять |
измерений с целью боль |
шей точности. |
|
Приближенно сопротивление рельсовых нитей всего |
|
блок-участка измеряют по |
схеме, изображенной на |
рис. 54. Для этого релейный конец замыкают накоротко в кабельной стойке, а на питающем конце измеряют си лу тока и напряжение; при этом в цепи устанавливают, пользуясь реостатом, ток величиной 0,5—Ч,0 А. Записав одновременно показания приборов, можно подсчитать сопротивление рельсовой цепи г в Ом/км:
где Ц„ —-напряжение в начале рельсовой цепи, В;
/н— ток в начале рельсовой цепи, А;
i/— длина рельсовой цепи, км (по одной рельсо
вой нити).
Рис. 54. Схема измерения со
противления |
рельсовых |
нитей |
блок-участка: |
гг* |
|
V — вольтметр; |
А — амперметр: |
|
ПР — лутевое реле |
|
Следует при этом иметь в виду, что при сыром бал ласте в длинных рельсовых цепях точность результатов-, такого измерения уменьшается.
§ 20. Содержание изолирующих рельсовых стыков
Изолирующие рельсовые стыки являются важнейшим устройством рельсовой цепи. Условия его работы более сложные, чем обычного рельсового стыка, так как, поми мо прочного соединения концов рельсов, он должен обеспечивать также и надежную электрическую изоля цию соединяемых рельсов друг от друга.
'В случае повреждения изоляции стыков, например, соприкасания концов рельсов, две смежные рельсовые цепи электрически соединяются между собой и в путе вое реле одной рельсовой цепи попадает ток от источ ника питания другой рельсовой цепи.
При достаточной величине этого тока может оказать ся, что путевое реле при занятости своего участка под вижным составом останется возбужденным и не отпус тит якоря, а на светофоре вместо запрещающего огня будет продолжать гореть разрешающий.
Вертикальные и горизонтальные смещения рельсовой нити в зоне стыка под проходящими поездами в зави симости от его состояния на 10—50% больше, чем в ча стях целого рельса. В зоне стыка вертикальные силы могут достигать 25—30 тс, а максимальные удельные давления на коротком участке накладок под принимаю щими концами рельсов превышают 1500 кгс/см2. Такие ударные нагрузки ни один из применяющихся в настоя щее время изолирующих материалов не может воспри нимать длительное время упруго, без получения оста точных деформаций. Однако при современной конструк ции изолирующих рельсовых стыков все же можно обес-
93
печать надежную и устойчивую их |
работу в течение |
||
сравнительно |
длительного |
времени. |
Это подтверждает |
опыт работы |
передовых |
околотков |
и дистанций пути, |
которые хорошо усвоили методы правильного их уст ройства и содержания.
Первым и необходимым условием хорошей работы изолирующих стыков является правильная сборка сты ка с установкой и закреплением всех деталей, поэтому при сборке руководствуются утвержденным проектом. Подходы к изолирующему стыку на протяжении трех — пяти звеньев в каждую сторону надежно закрепляют от угона, стыковые для изолирующих стыков и предетыковые деревянные шпалы выбирают одинаковых размеров, обязательно типа I и тщательно их подбивают. При сборке стыка для сохранения деталей из изоляционных материалов на металлических деталях зачищают все острые ребра, заусенцы, наплывы. Ржавчину и окалину с рельсов, накладок и болтов удаляют, для продления срока службы боковых и торцовых прокладок снимают фаску размером 1—'2 мм по контуру концов рельсов. После оборки изолирующего стыка через два-три дня подтягивают стыковые болты вторично, а затем регу лярно по мере необходимости до тех пор, пока все опор
ные поверхности деталей не |
приработаются друг к |
.другу. |
стыка придерживаются |
При оборке изолирующего |
такой последовательности:
1) зачищают острые углы рельсовых концов, накла док и стопорных планок с устройством фаски по конту ру торцов рельсов, удаляют неровности на опорных по верхностях;
2)вставляют торцовые прокладки в стыковой зазор;
3)устанавливают нижние и боковые прокладки в
пазухи накладок с каждой стороны рельса и легко уда ряют попеременно по обеим накладкам в сторону рель са до тех пор, пока накладки не встанут на свои места; 4) устанавливают боковые изолирующие и металли ческие планки, а также изолирующие втулки под голов ки болтов, а после заведения болтов — те же детали с другого конца болта (с противоположной стороны
рельса); б) после установки на место всех деталей закрепля
ют стык поочередным завинчиванием гаек, при этом
94
одновременно постукивают по нижним полкам накладок
н головкам болтов, чтобы все |
детали |
стыка |
правильно |
|
и без перекосов заняли свои места. |
|
|
|
|
Хорошая работа изолирующих стыков во многом за |
||||
висит от систематического надзора и ухода |
за |
ними. |
||
В случае обнаружения угона |
(что определяют по изме |
|||
нению величины стыкового |
зазора) |
принимают |
меры |
к его устранению и предупреждению. Угон пути на уча стке изолирующих стыков опасен тем, что приводит к повреждению изолирующих деталей, а затем к соедине нию (контактированию) рельсовых концов. Обходчики пути и искусственных сооружений, бригадиры пути и дорожные мастера следят за тем, чтобы у изолирующих стыков не скапливалась металлическая пыль от тормоз ных колодок. Удаляют ее метелкой или волосяной щет кой. Для отвода воды от стыков поверхность балластной призмы тщательно планируют, в необходимых случаях устраивают продольные или поперечные водоотводы.
Опыт эксплуатации изолирующих деталей показы вает, что наиболее нагруженными являются боковые прокладки, которые повреждаются под головкой рельса. Предотвращению этого повреждения способствует хоро шая подбивка стыковых и предстыковых шпал. Дорож ные мастера, бригадиры пути и обходчики пути и ис кусственных сооружений проверяют состояние изолиру ющих стыков не только осмотром, но и наблюдением за их работой непосредственно под поездами; в последнем случае многие неисправности выявляются легче.
Запасные детали изолирующих стыков хранят в су хом месте, что предотвращает коррозию металлических деталей и коробление изолирующих прокладок. Для предохранения от вредного воздействия влаги фибровые детали окрашивают быстросохнущим изолирующим ла ком или краской, которые обладают гидроизоляционны ми свойствами. Торцы боковых фибровых прокладок при установке в стык также покрывают гидроизоляцион ным составом, например битумным лаком.
Исправность изоляции в стыках проверяют различ ными методами. На рис. 56 показан один из способов проверки изоляции на участках с электрической тягой. Для этого вольтметр со шкалой присоединяют к рель сам по обе стороны стыка. Если стык исправен, то вольт метр покажет небольшое напряжение, создаваемое ис-
95-