Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
шпалах основную часть сопротивления изоляции созда
ют изолирующие |
элементы |
промежуточных |
скрепле |
ний — изоляционные |
втулки |
на закладных |
болтах и |
резиновые прокладки под подкладками (при скреплении КБ) или под пружинными клеммами и подошвой рельса (при скреплении Ж Б).
Рельсовые цепи на железобетонных шпалах со скреп лениями КБ и ЖБ при хорошем их содержании рабо тают устойчиво вследствие надежной электрической изо ляции их от шпал.
На ранее выпускавшихся железобетонных шпалах с шурупным прикреплением подкладок к шпалам изо лирующими деталями являются деревянные прокладки под подкладками и деревянные втулки. При таком скреплении (К-й) рельсовые цепи имеют меньшее элек трическое сопротивление изоляции, чем на шпалах со скреплениями КБ или ЖБ.
При содержании рельсовых цепей на участках с же лезобетонными шпалами главным является постоянное наблюдение за наличием и исправностью изоляции не только в изолирующих стыках, но и в промежуточных скреплениях, и своевременная замена изолирующих де талей.
Балластный слой содержат так же, как и при дере вянных шпалах, уделяя особое внимание отводу воды от железобетонных шпал. Эти меры уменьшают утечку тока из одной рельсовой нити в другую.
При содержании рельсовых цепей на железобетон ных шпалах со скреплением КБ, кроме того, следят за правильным взаимным положением клемм и пружинных шайб на закладных болтах. При взаимном смещении из-за наличия люфтов навстречу друг другу жестких клемм и пружинных шайб закладных болтов, одно временно по обеим рельсовым нитям одной шпалы, за зор между указанными деталями рельсовых скреплений становится слишком мал (см. рис. ЭО), загрязняется пылью, а в отдельных случаях происходит взаимное ка сание деталей, что может привести к шунтированию рельсовой цепи через арматуру железобетонной шпалы. С целью увеличения указанного выше зазора намечен выпуск более узких клемм с меньшим размером с внут ренней стороны.
7*—46 |
101 |
§ 22. Измерение сопротивления изоляции рельсовых цепей
Удельное сопротивление изоляции между рельсовы ми нитями имеет очень важное значение для обеспече ния устойчивой работы рельсовых цепей автоблокиров ки. Точно измерить сопротивление изоляции всего блокучастка можно только с отключением питания цепи, т. е. с перерывом работы автоблокировки, что вызывает нарушение нормальной эксплуатационной работы. По этому до последнего времени сопротивление изоляции блок-участка оценивалось электромеханиками на осно вании собственного опыта, без отключения питания. Приближенно сопротивление изоляции в зависимости от влажности балласта и температуры его оценивали по
следующей |
шкале: |
при мокром |
балласте 1 Ом-км, |
|
влажном — 2 |
Ом • км, |
сухом или |
слабо |
промерзшем — |
50 Ом • км и сильно промерзшем — 50— |
100 Ом • км. |
|||
Для более точной |
оценки сопротивления изоляции |
без нарушения работы автоблокировки конструкторское бюро Главного управления сигнализации и связи созда ло измерительный прибор ИСБ-1, с помощью которого удельное сопротивление изоляции определяется с доста точной точностью для практических целей.
Прибор ИСБ-1, принципиальная схема которого при
ведена |
на |
рис. 56, состоит из эталонного резистора |
Ra |
|||||||
|
|
|
|
|
|
(1 и 10 Ом-км), переменного ка |
||||
|
|
|
|
|
|
либрованного резистора RK, с по |
||||
|
|
|
|
|
|
мощью которого |
устанавливают |
|||
|
|
|
|
|
|
напряжение, |
соответствующее |
|||
|
|
|
|
|
|
полному отклонению стрелки ин |
||||
|
|
|
|
|
|
дикатора |
V со шкалой в |
едини |
||
|
|
|
|
|
|
цах Ома. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генератор прибора Г питает |
||||
|
|
|
|
|
|
ся от комплекта |
сухих |
батарей |
||
|
|
|
|
|
|
(на рисунке не показаны) напря |
||||
Рис. |
56. |
Принципиальная |
жением 12 В, имеет кнопку Кн, |
|||||||
схема прибора ИСБ-1: |
предназначенную |
для включения |
||||||||
Г — генератор |
|
прибора; |
прибора на калибровку |
или |
на |
|||||
Як— переменный |
калибро |
|||||||||
ванный |
резистор; |
V — инди |
измерение. |
При |
переключении |
|||||
катор; |
Я9— эталонный |
ре |
кнопки в положение 1 выход ге |
|||||||
зистор; |
Кн — кнопка |
пере |
||||||||
ключения в положение |
/ и |
нератора нагружается на эталон |
||||||||
2; а |
и б — точки |
подключе |
ное сопротивление /?0, а при из |
|||||||
ния |
прибора |
к |
головкам |
|||||||
|
|
рельсов |
|
|
мерении сопротивления балласта |
102
кнопку переключают в положение 2; в последнем слу чае к генератору Г в качестве нагрузки подключается рельсовая цепь. Точки а и б являются местами подклю чения прибора к головкам рельсов через имеющиеся у прибора прижимные контакты.
Питание прибора включается только в момент изме рений. Имеющийся в схеме прибора фильтр не пропу скает в измерительную цепь ток от источника рельсовой цепи и обратный тяговый ток. Перед измерением про изводят калибровку прибора в зависимости от предпо
лагаемого |
удельного сопротивления балласта (на 1 или |
|
10 Ом-км |
в зависимости |
от влажности, температуры |
и других факторов, влияющих на сопротивление). |
||
По показаниям шкалы индикатора V и с помощью |
||
таблицы, |
помещенной на |
лицевой стороне измеритель |
ной панели прибора, определяют удельное сопротивле ние балласта на ограниченном участке протяжением 250—300 м. Для получения более точных результатов рекомендуется устанавливать прибор на расстоянии не менее 100—>150 м от изолирующих стыков.
Порядок пользования прибором следующий. Сначала в установленном на шпале приборе с помощью кнопки зключают питание, после чего тумблер эталонного рези стора Ra переводят в положение 10 Ом-км. Затем при жимают к рельсам контакты прибора. Поворотом ручки «Калибр» стрелка индикатора устанавливается на мак симальное показание 200 мкА, нажимается кнопка «Измер» и берется отсчет по шкале индикатора, который затем по градуированной таблице переводится в сопро тивление изоляции участка. Если показание индикатора будет менее 30 мкА, тумблер эталонного резистора пе реводится в положение 1 Ом • км и все действия повто ряются. После измерения сначала отключают питание, а затем рельсовые контакты.
Принцип действия прибора ИСБ-1 состоит в том, что рельсовая линия длиной 150—200 м для тока сравни тельно высокой частоты (порядка 5000 Гц) при удель ном сопротивлении балласта 1—5 Ом-км является очень длинной, практически почти бесконечной. Имеется зависимость между удельным волновым сопротивлением (равным входному сопротивлению) рельсовой цепи для переменного тока, так называемым километрическим со противлением рельсов, которое для каждой частоты то
7** |
юз |
ка из опытов заранее известно, и удельным сопротивле нием балласта. Используя эту зависимость и измеряя с помощью пропускания тока частотой 5000 Гц волно вое сопротивление рельсовой нити, определяют электри ческое сопротивление балласта на участке протяжением 200—500 м. Чтобы определить среднее значение сопро тивления балласта по всей цепи, производят измерения в нескольких местах блок-участка через 200—300 м и подсчитывают усредненное удельное сопротивление бал ласта по следующей формуле:
|
|
|
rcp— -j |
п |
Т |
' |
|
|
|
j |
|||
|
|
|
+ |
+ ■■• |
+ |
|
|
|
|
г л |
г а |
г п |
|
где |
|
п |
— число измерений; |
|
|
|
_ L , |
_ L , |
••• , — |
— удельная |
проводимость |
балласта при каждом |
|
Г1 |
Г2 |
г п |
измерении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Поскольку измеренное в каждом случае сопротивле ние балласта относится к ограниченному отрезку участ ка, то сравнением нескольких измерений выявляют уча сток пути с пониженным сопротивлением, а затем при нимают меры к устранению причин пониженной изо
ляции.
Приборы ИСБ-il изготовляются дорожными электро техническими мастерскими Октябрьской дороги.
§ 23. Влияние неравномерной остаточной намагниченности рельсов с объемной закалкой
на работу автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН)
В настоящее время выпускаются рельсы, термически обработанные объемной закалкой в масле. Эти рельсы имеют повышенную износостойкость и прочность. Одна ко, вследствие погрузки на заводе таких рельсов крана ми с магнитными захватами, имеющими разнородные магнитные полюсы, и наличия у рельсов, прошедших объемную закалку, особых магнитных свойств (высокая коэрцитивная сила) такие рельсы имеют способность некоторое время сохранять состояние намагниченности.
104
В местах расположения магнитных захватов оста точное магнитное поле направлено перпендикулярно по верхности катания головки рельса, силовые линии в ме стах нахождения северного полюса магнитного захвата входят в поверхность рельса, а в местах нахождения южного полюса выходят из поверхности рельса. При пе ресечении этих силовых линий поля во время движения поезда приемные катушки АЛСН индуктируют электро движущую силу переменного направления, что в неко торых случаях вносит помехи в приемник АЛСН.
Признаками вредного влияния остаточной неравно мерной намагниченности служит появление сбоев в ра боте устройств АЛОН в местах выгрузки и раскладки внутри колеи рельсов с объемной закалкой, а также на рушение работы устройств АЛСН после укладки рель сов с объемной закалкой в путь на участках с электри ческой тягой переменного тока и сбоев при высокой ско рости движения локомотива на участках с тепловозной, паровой и электрической тягой постоянного и пере менного тока.
Неравномерно намагниченные рельсы в пути можно выявить измерением напряженности магнитного поля вблизи поверхности катания головки рельсов, при этом у неравномерно намагниченных рельсов с объемной за калкой напряженность изменяет знак, достигая в от дельных местах 20—32 Э, в то время как у рельсов без термической обработки остаточная напряженность не превышает 3—4 Э.
Точное измерение напряженности магнитного поля производится специальными приборами, которыми ди станции пути не снабжены, поэтому для обнаружения неравномерной намагниченности рельсов пользуются обычными магнитными компасами. Магнитный компас крепят на штангу из немагнитного материала, что поз воляет проверяющему без наклона перемещать компас вдоль головки рельса справа или слева от нее на рас стоянии 1—б см.
Выявляют рельсы с неравномерной намагниченно стью электромеханик СЦБ совместно с дорожным ма стером.
При проверке рельсов, не прошедших объемной за калки, или закаленных, но с равномерно распределен ной остаточной намагниченностью, один из концов стрел
105
ки компаса притянут к головке рельса и не меняет по ложения при передвижении вдоль рельса, в то время как у неравномерно намагниченных рельсов стрелка компаса изменяет свое положение относительно рельса. Это и указывает на то, что такие рельсы могут приво дить к сбоям в работе устройств АЛСН.
В случаях выявления неравномерной остаточной на магниченности в рельсах действие устройств АЛСН на участке не выключается, но показаниями локомотивного светофора на этих перегонах машинист не руководству ется впредь до проведения соответствующей магнитной обработки рельсов.
До устранения неравномерной намагниченности, влия ющей на работу АЛСН, всем поездам выдаются пре дупреждения о нарушении работы устройств АЛСН на данном участке.
Для устранения неравномерной намагниченности рельсов, лежащих в пути, их обрабатывают с помощью вагона-дефектоскопа. С этой целью существующий ком плект электромагнитов вагона-дефектоскопа опускают вниз и закрепляют с зазором 10 мм от головки рельса, после чего вагон-дефектоскоп с возбужденными катуш ками электромагнитов при скорости 15 км/ч дважды проходит по обрабатываемому участку. При большей скорости количество проходов соответственно увеличи вают, ибо эффект обработки при увеличении скорости снижается.
В случае двойного прохода при первом заезде ка тушки электромагнитов питают током не менее 18 А (40 500 Ав), при втором заезде изменяют полярность электромагнитов и ток снижают до 9 А (20 250 Ав).
Врезультате магнитной обработки достигается при близительно равномерная напряженность внешнего по ля по всей длине рельсов, равная 4—5 Э, не приводя щая к сбоям в работе АЛСН.
Внастоящее время еще нет механизированных средств магнитной обработки рельсовых плетей, выгру женных внутрь колеи, поэтому рекомендуется плети из объемнозакаленных рельсов выгружать накануне их укладки в путь взамен инвентарных рельсов и не до пускать длительного нахождения таких плетей внутри
колеи.
106
§ 24. Содержание централизованных стрелок
Стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, требуют тщательного содержания, осо бенно в части соблюдения установленных технических норм, а также сроков осмотра и ремонта.
На основе обобщения длительного опыта эксплуата ции централизованных стрелок разработан перечень признаков механических неисправностей стрелок с ука занием возможных причин их появления и способов устранения (табл. 8).
Поврежденные детали электрической изоляции на стрелочном переводе выявляют при совместном осмотре дорожный мастер (или бригадир) и электромеханик СЦБ с помощью легких ударов молоточка по остряку, тягам, соединительным полосам с одновременным под ключением вольтметра к противоположным рамным рельсам. В случае ненадежной изоляции в момент удара стрелка вольтметра отклоняется.
Дефектные детали электрической изоляции в серьгозых болтах заменяют (после ограждения работ уста новленным порядком) в присутствии механика СЦБ по очередно, сначала на одном остряке, а затем — на дру гом. Во время замены изоляции на одном остряке про тивоположный остряк, прижатый к рамному рельсу, за крепляют скобой или зашивают костылями. Изолирую щие детали до установки на место предварительно про веряют с замером их размеров.
Например, прокладки для серьги по контуру долж ны на 5 мм выступать за пределы колодок и накладок серьги, в противном случае не исключена возможность случайного перекрытия зазора между серьгой и остря ком стружкой, металлической пылью и другими засори телями. Изолирующие детали связных полос и кресто винных распорок меняют без ограждения места работы сигналами остановки. Изолирующие детали в стыке стрелочного перевода заменяют таким же порядком, как и в пути (см. § 20).
Шаг остряка регулируют в присутствии электроме ханика СЦБ. Перед началом работы проверяют соответ ствие стрелочных тяг чертежным размерам и номеру гарнитуры. Если имеются отдельные отступления от про ектных размеров, то эти отступления устраняют до на-
107
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|||
Неисправности |
стрелочных переводов и способы их устранения |
|||||||||||||||
Признаки неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
||||||||||||||
неисправности |
|
неисправностей |
|
|||||||||||||
При |
закладке |
между |
Уширение |
колеи |
у |
Проверить |
ширину |
|||||||||
остряком |
и |
|
рам |
начала |
остряков |
|
колеи |
и |
привести |
|||||||
ным рельсом |
|
шаб |
|
|
|
|
|
|
ее к норме |
|
|
|||||
лона |
|
толщиной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
мм |
стрелка |
за |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
мыкается |
|
|
|
Увеличенный |
|
против |
Заменить валики |
ра |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
нормы люфт |
в бол |
бочих |
тяг |
валика |
||||||
|
|
|
|
|
|
товых |
|
соединениях |
ми |
с |
увеличенным |
|||||
|
|
|
|
|
|
рабочих |
тяг |
|
|
диаметром |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Неправильная |
|
регу |
Отрегулировать |
(из |
||||||
|
|
|
|
|
|
лировка |
тяг |
|
|
|
менить длину) ра |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бочих |
тяг |
горячим |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
способом; |
устано |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вить |
|
дополнитель |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ную |
|
прокладку в |
||
Шаблон, |
|
заложен |
Наплыв |
|
(накат) |
на |
серьге |
остряка |
|
|||||||
|
|
Снять |
наплыв |
|
||||||||||||
ный между |
остря |
рабочей грани |
го |
|
|
|
|
|
||||||||
ком |
и |
рамным |
ловки |
рамного |
ре |
|
|
|
|
|
||||||
рельсом, |
во |
время |
льса |
в |
средней |
его |
|
|
|
|
|
|||||
перевода |
стрелки |
части |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
удаляется |
|
легко, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
но стрелка до кон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ца |
не |
переводится |
Просадка |
остряка |
в |
Подбить |
брусья |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
корне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Искривление |
|
остряка |
Выправить остряк |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Упорные |
болты упи |
Правильно |
устано |
|||||||
|
|
|
|
|
|
раются |
в |
подошву |
вить |
упорные |
бол |
|||||
|
|
|
|
|
|
остряка |
|
|
|
ты |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Отсутствует зазор в Увеличить зазор в |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
корне остряка |
|
корне |
остряка |
раз |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гонкой |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Напрессовка |
|
балла |
Очистить |
корневое |
||||||
|
|
|
|
|
|
ста |
или |
снега |
в |
крепление |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
корневом |
|
крепле |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
нии (при накладоч- |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
ном креплении) |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Износ |
втулок |
корне |
Заменить изношенные |
|||||||
|
|
|
|
|
|
вого |
крепления |
|
втулки |
|
|
108