Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шпалах основную часть сопротивления изоляции созда­

ют изолирующие

элементы

промежуточных

скрепле­

ний — изоляционные

втулки

на закладных

болтах и

резиновые прокладки под подкладками (при скреплении КБ) или под пружинными клеммами и подошвой рельса (при скреплении Ж Б).

Рельсовые цепи на железобетонных шпалах со скреп­ лениями КБ и ЖБ при хорошем их содержании рабо­ тают устойчиво вследствие надежной электрической изо­ ляции их от шпал.

На ранее выпускавшихся железобетонных шпалах с шурупным прикреплением подкладок к шпалам изо­ лирующими деталями являются деревянные прокладки под подкладками и деревянные втулки. При таком скреплении (К-й) рельсовые цепи имеют меньшее элек­ трическое сопротивление изоляции, чем на шпалах со скреплениями КБ или ЖБ.

При содержании рельсовых цепей на участках с же­ лезобетонными шпалами главным является постоянное наблюдение за наличием и исправностью изоляции не только в изолирующих стыках, но и в промежуточных скреплениях, и своевременная замена изолирующих де­ талей.

Балластный слой содержат так же, как и при дере­ вянных шпалах, уделяя особое внимание отводу воды от железобетонных шпал. Эти меры уменьшают утечку тока из одной рельсовой нити в другую.

При содержании рельсовых цепей на железобетон­ ных шпалах со скреплением КБ, кроме того, следят за правильным взаимным положением клемм и пружинных шайб на закладных болтах. При взаимном смещении из-за наличия люфтов навстречу друг другу жестких клемм и пружинных шайб закладных болтов, одно­ временно по обеим рельсовым нитям одной шпалы, за­ зор между указанными деталями рельсовых скреплений становится слишком мал (см. рис. ЭО), загрязняется пылью, а в отдельных случаях происходит взаимное ка­ сание деталей, что может привести к шунтированию рельсовой цепи через арматуру железобетонной шпалы. С целью увеличения указанного выше зазора намечен выпуск более узких клемм с меньшим размером с внут­ ренней стороны.

7*—46

101

§ 22. Измерение сопротивления изоляции рельсовых цепей

Удельное сопротивление изоляции между рельсовы­ ми нитями имеет очень важное значение для обеспече­ ния устойчивой работы рельсовых цепей автоблокиров­ ки. Точно измерить сопротивление изоляции всего блокучастка можно только с отключением питания цепи, т. е. с перерывом работы автоблокировки, что вызывает нарушение нормальной эксплуатационной работы. По­ этому до последнего времени сопротивление изоляции блок-участка оценивалось электромеханиками на осно­ вании собственного опыта, без отключения питания. Приближенно сопротивление изоляции в зависимости от влажности балласта и температуры его оценивали по

следующей

шкале:

при мокром

балласте 1 Ом-км,

влажном — 2

Ом • км,

сухом или

слабо

промерзшем —

50 Ом • км и сильно промерзшем — 50—

100 Ом • км.

Для более точной

оценки сопротивления изоляции

без нарушения работы автоблокировки конструкторское бюро Главного управления сигнализации и связи созда­ ло измерительный прибор ИСБ-1, с помощью которого удельное сопротивление изоляции определяется с доста­ точной точностью для практических целей.

Прибор ИСБ-1, принципиальная схема которого при­

ведена

на

рис. 56, состоит из эталонного резистора

Ra

 

 

 

 

 

 

(1 и 10 Ом-км), переменного ка­

 

 

 

 

 

 

либрованного резистора RK, с по­

 

 

 

 

 

 

мощью которого

устанавливают

 

 

 

 

 

 

напряжение,

соответствующее

 

 

 

 

 

 

полному отклонению стрелки ин­

 

 

 

 

 

 

дикатора

V со шкалой в

едини­

 

 

 

 

 

 

цах Ома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генератор прибора Г питает­

 

 

 

 

 

 

ся от комплекта

сухих

батарей

 

 

 

 

 

 

(на рисунке не показаны) напря­

Рис.

56.

Принципиальная

жением 12 В, имеет кнопку Кн,

схема прибора ИСБ-1:

предназначенную

для включения

Г — генератор

 

прибора;

прибора на калибровку

или

на

Як— переменный

калибро­

ванный

резистор;

V — инди­

измерение.

При

переключении

катор;

Я9— эталонный

ре­

кнопки в положение 1 выход ге­

зистор;

Кн — кнопка

пере­

ключения в положение

/ и

нератора нагружается на эталон­

2; а

и б — точки

подключе­

ное сопротивление /?0, а при из­

ния

прибора

к

головкам

 

 

рельсов

 

 

мерении сопротивления балласта

102


кнопку переключают в положение 2; в последнем слу­ чае к генератору Г в качестве нагрузки подключается рельсовая цепь. Точки а и б являются местами подклю­ чения прибора к головкам рельсов через имеющиеся у прибора прижимные контакты.

Питание прибора включается только в момент изме­ рений. Имеющийся в схеме прибора фильтр не пропу­ скает в измерительную цепь ток от источника рельсовой цепи и обратный тяговый ток. Перед измерением про­ изводят калибровку прибора в зависимости от предпо­

лагаемого

удельного сопротивления балласта (на 1 или

10 Ом-км

в зависимости

от влажности, температуры

и других факторов, влияющих на сопротивление).

По показаниям шкалы индикатора V и с помощью

таблицы,

помещенной на

лицевой стороне измеритель­

ной панели прибора, определяют удельное сопротивле­ ние балласта на ограниченном участке протяжением 250—300 м. Для получения более точных результатов рекомендуется устанавливать прибор на расстоянии не менее 100—>150 м от изолирующих стыков.

Порядок пользования прибором следующий. Сначала в установленном на шпале приборе с помощью кнопки зключают питание, после чего тумблер эталонного рези­ стора Ra переводят в положение 10 Ом-км. Затем при­ жимают к рельсам контакты прибора. Поворотом ручки «Калибр» стрелка индикатора устанавливается на мак­ симальное показание 200 мкА, нажимается кнопка «Измер» и берется отсчет по шкале индикатора, который затем по градуированной таблице переводится в сопро­ тивление изоляции участка. Если показание индикатора будет менее 30 мкА, тумблер эталонного резистора пе­ реводится в положение 1 Ом • км и все действия повто­ ряются. После измерения сначала отключают питание, а затем рельсовые контакты.

Принцип действия прибора ИСБ-1 состоит в том, что рельсовая линия длиной 150—200 м для тока сравни­ тельно высокой частоты (порядка 5000 Гц) при удель­ ном сопротивлении балласта 1—5 Ом-км является очень длинной, практически почти бесконечной. Имеется зависимость между удельным волновым сопротивлением (равным входному сопротивлению) рельсовой цепи для переменного тока, так называемым километрическим со­ противлением рельсов, которое для каждой частоты то­

7**

юз


ка из опытов заранее известно, и удельным сопротивле­ нием балласта. Используя эту зависимость и измеряя с помощью пропускания тока частотой 5000 Гц волно­ вое сопротивление рельсовой нити, определяют электри­ ческое сопротивление балласта на участке протяжением 200—500 м. Чтобы определить среднее значение сопро­ тивления балласта по всей цепи, производят измерения в нескольких местах блок-участка через 200—300 м и подсчитывают усредненное удельное сопротивление бал­ ласта по следующей формуле:

 

 

 

rcp— -j

п

Т

'

 

 

 

j

 

 

 

+

+ ■■•

+

 

 

 

 

г л

г а

г п

 

где

 

п

— число измерений;

 

 

_ L ,

_ L ,

••• , —

— удельная

проводимость

балласта при каждом

Г1

Г2

г п

измерении.

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку измеренное в каждом случае сопротивле­ ние балласта относится к ограниченному отрезку участ­ ка, то сравнением нескольких измерений выявляют уча­ сток пути с пониженным сопротивлением, а затем при­ нимают меры к устранению причин пониженной изо­

ляции.

Приборы ИСБ-il изготовляются дорожными электро­ техническими мастерскими Октябрьской дороги.

§ 23. Влияние неравномерной остаточной намагниченности рельсов с объемной закалкой

на работу автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН)

В настоящее время выпускаются рельсы, термически обработанные объемной закалкой в масле. Эти рельсы имеют повышенную износостойкость и прочность. Одна­ ко, вследствие погрузки на заводе таких рельсов крана­ ми с магнитными захватами, имеющими разнородные магнитные полюсы, и наличия у рельсов, прошедших объемную закалку, особых магнитных свойств (высокая коэрцитивная сила) такие рельсы имеют способность некоторое время сохранять состояние намагниченности.

104


В местах расположения магнитных захватов оста­ точное магнитное поле направлено перпендикулярно по­ верхности катания головки рельса, силовые линии в ме­ стах нахождения северного полюса магнитного захвата входят в поверхность рельса, а в местах нахождения южного полюса выходят из поверхности рельса. При пе­ ресечении этих силовых линий поля во время движения поезда приемные катушки АЛСН индуктируют электро­ движущую силу переменного направления, что в неко­ торых случаях вносит помехи в приемник АЛСН.

Признаками вредного влияния остаточной неравно­ мерной намагниченности служит появление сбоев в ра­ боте устройств АЛОН в местах выгрузки и раскладки внутри колеи рельсов с объемной закалкой, а также на­ рушение работы устройств АЛСН после укладки рель­ сов с объемной закалкой в путь на участках с электри­ ческой тягой переменного тока и сбоев при высокой ско­ рости движения локомотива на участках с тепловозной, паровой и электрической тягой постоянного и пере­ менного тока.

Неравномерно намагниченные рельсы в пути можно выявить измерением напряженности магнитного поля вблизи поверхности катания головки рельсов, при этом у неравномерно намагниченных рельсов с объемной за­ калкой напряженность изменяет знак, достигая в от­ дельных местах 20—32 Э, в то время как у рельсов без термической обработки остаточная напряженность не превышает 3—4 Э.

Точное измерение напряженности магнитного поля производится специальными приборами, которыми ди­ станции пути не снабжены, поэтому для обнаружения неравномерной намагниченности рельсов пользуются обычными магнитными компасами. Магнитный компас крепят на штангу из немагнитного материала, что поз­ воляет проверяющему без наклона перемещать компас вдоль головки рельса справа или слева от нее на рас­ стоянии 1—б см.

Выявляют рельсы с неравномерной намагниченно­ стью электромеханик СЦБ совместно с дорожным ма­ стером.

При проверке рельсов, не прошедших объемной за­ калки, или закаленных, но с равномерно распределен­ ной остаточной намагниченностью, один из концов стрел­

105

ки компаса притянут к головке рельса и не меняет по­ ложения при передвижении вдоль рельса, в то время как у неравномерно намагниченных рельсов стрелка компаса изменяет свое положение относительно рельса. Это и указывает на то, что такие рельсы могут приво­ дить к сбоям в работе устройств АЛСН.

В случаях выявления неравномерной остаточной на­ магниченности в рельсах действие устройств АЛСН на участке не выключается, но показаниями локомотивного светофора на этих перегонах машинист не руководству­ ется впредь до проведения соответствующей магнитной обработки рельсов.

До устранения неравномерной намагниченности, влия­ ющей на работу АЛСН, всем поездам выдаются пре­ дупреждения о нарушении работы устройств АЛСН на данном участке.

Для устранения неравномерной намагниченности рельсов, лежащих в пути, их обрабатывают с помощью вагона-дефектоскопа. С этой целью существующий ком­ плект электромагнитов вагона-дефектоскопа опускают вниз и закрепляют с зазором 10 мм от головки рельса, после чего вагон-дефектоскоп с возбужденными катуш­ ками электромагнитов при скорости 15 км/ч дважды проходит по обрабатываемому участку. При большей скорости количество проходов соответственно увеличи­ вают, ибо эффект обработки при увеличении скорости снижается.

В случае двойного прохода при первом заезде ка­ тушки электромагнитов питают током не менее 18 А (40 500 Ав), при втором заезде изменяют полярность электромагнитов и ток снижают до 9 А (20 250 Ав).

Врезультате магнитной обработки достигается при­ близительно равномерная напряженность внешнего по­ ля по всей длине рельсов, равная 4—5 Э, не приводя­ щая к сбоям в работе АЛСН.

Внастоящее время еще нет механизированных средств магнитной обработки рельсовых плетей, выгру­ женных внутрь колеи, поэтому рекомендуется плети из объемнозакаленных рельсов выгружать накануне их укладки в путь взамен инвентарных рельсов и не до­ пускать длительного нахождения таких плетей внутри

колеи.

106


§ 24. Содержание централизованных стрелок

Стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, требуют тщательного содержания, осо­ бенно в части соблюдения установленных технических норм, а также сроков осмотра и ремонта.

На основе обобщения длительного опыта эксплуата­ ции централизованных стрелок разработан перечень признаков механических неисправностей стрелок с ука­ занием возможных причин их появления и способов устранения (табл. 8).

Поврежденные детали электрической изоляции на стрелочном переводе выявляют при совместном осмотре дорожный мастер (или бригадир) и электромеханик СЦБ с помощью легких ударов молоточка по остряку, тягам, соединительным полосам с одновременным под­ ключением вольтметра к противоположным рамным рельсам. В случае ненадежной изоляции в момент удара стрелка вольтметра отклоняется.

Дефектные детали электрической изоляции в серьгозых болтах заменяют (после ограждения работ уста­ новленным порядком) в присутствии механика СЦБ по­ очередно, сначала на одном остряке, а затем — на дру­ гом. Во время замены изоляции на одном остряке про­ тивоположный остряк, прижатый к рамному рельсу, за­ крепляют скобой или зашивают костылями. Изолирую­ щие детали до установки на место предварительно про­ веряют с замером их размеров.

Например, прокладки для серьги по контуру долж­ ны на 5 мм выступать за пределы колодок и накладок серьги, в противном случае не исключена возможность случайного перекрытия зазора между серьгой и остря­ ком стружкой, металлической пылью и другими засори­ телями. Изолирующие детали связных полос и кресто­ винных распорок меняют без ограждения места работы сигналами остановки. Изолирующие детали в стыке стрелочного перевода заменяют таким же порядком, как и в пути (см. § 20).

Шаг остряка регулируют в присутствии электроме­ ханика СЦБ. Перед началом работы проверяют соответ­ ствие стрелочных тяг чертежным размерам и номеру гарнитуры. Если имеются отдельные отступления от про­ ектных размеров, то эти отступления устраняют до на-

107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

Неисправности

стрелочных переводов и способы их устранения

Признаки неисправности

Возможные причины

Способы устранения

неисправности

 

неисправностей

 

При

закладке

между

Уширение

колеи

у

Проверить

ширину

остряком

и

 

рам­

начала

остряков

 

колеи

и

привести

ным рельсом

 

шаб­

 

 

 

 

 

 

ее к норме

 

 

лона

 

толщиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

мм

стрелка

за­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мыкается

 

 

 

Увеличенный

 

против

Заменить валики

ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормы люфт

в бол­

бочих

тяг

валика­

 

 

 

 

 

 

товых

 

соединениях

ми

с

увеличенным

 

 

 

 

 

 

рабочих

тяг

 

 

диаметром

 

 

 

 

 

 

 

 

Неправильная

 

регу­

Отрегулировать

(из­

 

 

 

 

 

 

лировка

тяг

 

 

 

менить длину) ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бочих

тяг

горячим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способом;

устано­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вить

 

дополнитель­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ную

 

прокладку в

Шаблон,

 

заложен­

Наплыв

 

(накат)

на

серьге

остряка

 

 

 

Снять

наплыв

 

ный между

остря­

рабочей грани

го­

 

 

 

 

 

ком

и

рамным

ловки

рамного

ре­

 

 

 

 

 

рельсом,

во

время

льса

в

средней

его

 

 

 

 

 

перевода

стрелки

части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

удаляется

 

легко,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но стрелка до кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ца

не

переводится

Просадка

остряка

в

Подбить

брусья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искривление

 

остряка

Выправить остряк

 

 

 

 

 

 

Упорные

болты упи­

Правильно

устано­

 

 

 

 

 

 

раются

в

подошву

вить

упорные

бол­

 

 

 

 

 

 

остряка

 

 

 

ты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствует зазор в Увеличить зазор в

 

 

 

 

 

 

корне остряка

 

корне

остряка

раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гонкой

 

 

 

 

 

 

 

 

Напрессовка

 

балла­

Очистить

корневое

 

 

 

 

 

 

ста

или

снега

в

крепление

 

 

 

 

 

 

 

 

корневом

 

крепле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии (при накладоч-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ном креплении)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Износ

втулок

корне­

Заменить изношенные

 

 

 

 

 

 

вого

крепления

 

втулки

 

 

108