Файл: Шахвердов, В. Г. Силовая установка самолета АН-24 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
38 ситвльно золотника прежнее положение, т. е. переместится вниз
на то же расстояние, на какое опустится золотник |
156 |
регулято |
|
ра. |
|
|
|
Второй особенностью регулятора является наличие |
термоком |
||
пенсатора 168, который при изменении температуры |
масла от 40, |
||
до 85° соответственно изменяет затяжку пружины -159, |
упругость |
||
которой уменьшается при нагреве. При этом указанный |
диапазон |
||
от 40 до 85° соответствует |
интервалу допустимых |
температур |
|
мосла на входе в двигатель |
(40-90°). |
|
|
Рис. 15. Схема устройства и работы термокомпенсатора:
R - внешний вид; б - положение деталей термокоыпенсатора ^ нагретом состоянии; в - положение деталей зермокомпенсатора до нагревания; I - прокладки;-2 - шайба регулиро вочная; 3 - ^vnop териокомпенсатора; 4 - биметаллические пл^ткни; Ь - четыре пластины в активном положении; В - поверхности пластин из стали
39
Конструктивно термокомпенсатор (рио. 15) выполнен в виде на бора биметаллических пластинок (сталь-инвар), опирающихся на
пружину 159 (ом. рис. 10) регулятора. При увеличении темпера |
|
туры масла пакет пластинок удлиняется, увеличивая натяжение |
|
пружины 159; а при понижении температуры масла компенсатор |
; |
уменьшит затяжку пружины. 159. |
i |
Сверху в терыоконпеноатор упирается ВИНЕ 145, иопольауеыэй |
|
для регулирования оборотов ротора двигателя. Ввинчивая винт, |
|
увеличивают равновесные обороты^ вывинчивая, уменьшают. В обо их случаях диапазон изменения оборотов составляет 40-45 об/мин.
П р и у с т а н о в и в ш е м с я р е ж и м е работы двигателя нейтральное положение золотника 156 определяется ра венством приведенных центробенных сил грузиков сипам упруго сти настроечной пружины 159 однореиимного регулятора. При этом управляющее устройство сервомотора 213 - золотник 156 п буква 15? - установятся в такое положение, при котором букса овазга буртиком перекроет, как говорилось ранее, канал, соединяющийся через проточку золотника 181 о каналом большого шага.
Такш обраяоы, поступления и слива каола HS ЯОЛОСТЕ А втузяи винта (за исключением утечки) не будет» Лопасти винта под дейотвиен поперечных центробежных сил и давления масла, запол няющего полость Б из каслоцагиотрали двигатели, стремятся по вернуться в сторону уменьшения шага» а наело, закрытое з поло сти А втулки винта, удерживает их от поворота, вследствие чего установочный угон остается неизменный.
Наело, подаваемое насосом 160 регулятора, пройдя через фильтр 175, будев пропускаться буксой 157 дня кошткеацин уте
чек НИ полости А большого |
шага (для поддержания здесь давления |
||
16-22 |
scT/ou2 , необходимого |
для удержания винта на потребной у г |
|
ле t p |
t а избыток масла будет |
сливаться чщт редукцкоашй кла |
|
пан 172 регулятора на в о д |
в |
насос 160. |
Нас-тройка редукционного клапана 172 изменяется при увеличе нии угла так, чтобы давление масла в полости А увеличива лось от 16 кГ/ск2 в начале процесса до 70 кГ/см2 при увеличении установочного угла лопастей. Для этого в пружинную полость кла пана 172 из канала большого шага поступает масло, силой давле ния которого производится перенастройка клапана.
40
Итак, воли по какой-либо причине скорость вращения ротора двигателя увеличится или уменьшится, FCB восстановит скорость вращения до заданной автоматически.
П р и |
у в е л и ч е н и и |
с к о р о с т и |
в р а щ е |
н и я |
ротора двигателя воостановление заданного |
числа обо-! |
|
ротов происходит вследствие увеличения угла |
установки ло |
||
пастей. |
|
|
|
В этом олучае центробежный |
измеритель (ЧЭ, 158) реагирует |
на возрастание окорости вращения ротора двигателя. Этот сиг нал преобразуется в увеличенные (при возросшей скорости вра щения ротора) приведенные центробежные силы грузиков 158,под дейотвием которых золотник 156 перемещается вверх. Это движе ние повторит букоа 157.
, Наело от фильтра 175 по каналу 228 поотупает к буко'е 157 через ее проточки и по каналу 229 к золотнику 181 через его проточку в канал большого шага; отсюда через клапан гидравли ческого фиксатора шага 167 - в полость А. Полость Б в данный момент заполнена маслом, которое поступает в нее из канала ма лого шага, соединенного о насломагистралью двигателя.
Так как давление в полости А и площадь поршня о этой отороны больше, чем в полости Б, поршень 213 переместится вправо, увеличивая шаг винта. Масло из полости.Б черев канал малого шага к проточки золотника 176 будет внтеонятьоя на вход в ре гулятор (к маолонасооу 160).
Поворот лопастей винта в сторону большого шага будет проис ходить до тех пор, пока скорость вращения ротора двигателя не уменьшится до заданной. При этом уменьшится центробежная оила грузиков 158 и под действием пружины 159 эолотник 156 и букса 157 переместятся вниз в первоначальное положени. Средний бур тик буяоы К 7 перекроет доступ маслу в канал большого шага. Подача масла на увеличение шага прекратится и винт будет про должать работу на заданном равновесном режиме.
П р п |
у и е а ь га е н и и о к о р о с э и |
в р а щ е |
|
н и я |
ротора двигателя система срабатывает в |
обратном |
по |
рядке - |
на уменьиопва угпа <^ „ В этой олучае уменьшится |
цен |
тробежная сила грузиков 158. Под действием пружины 159. золот»
41 ник 156 переместится вниз. 5укса 157 соединит канал большого
шага и через него |
полость А втулки винта со сливом |
маола |
в |
картер двигателя. |
Давление в полости А уменьшится, |
и лопасти |
под действием поперечных моментов центробежных сил и давления
масла, поступающего |
в полость Б втулки винта из масломагистра- |
||
ли двигателя, |
будут |
переходить в сторону малого шага. |
Поршень |
213, двигаясь |
влево, |
будет вытеснять масло из полости |
А через |
клапан фиксатора шага 167 по каналу большого шага, проточке золотника 181, каналу 229 (через верхнюю проточку буксы 157) - на слив в картер двигателя.
С увеличением скорости вращения центробежная сила грузиков увеличится и они, преодолевая усилие пружины 159, переместят золотник 156 в нейтральное положение. Число оборотов двигате
ля вернется |
к |
установленному. |
|
|
В диапазоне |
от 0,2 номинала до максимального |
угол <j> изме |
||
няется так, |
чтобы сохранить установленное число |
оборотов |
ftji^k |
во всем диапазоне при изменении положения РУД и условий полета.
В связи с возможность» возникновения, большой отрицательной тяги в системе автоматического регулирования предусмотрены до полнительные устройства для фиксации шага: гидравлический, ме ханический и центробежный фиксаторы шага. Они работают,как пра вило, автоматически, но предусмотрено также ручное управление некоторыми из них.
Снижение' самолета сопровождается перестановкой ГУД на умень шение подачи топлива. При этом уменьшается мощность двигателя. Регулятор скорости вращения, стремясь поддержать заданное чис ло оборотов переставляет лопасти винта на меньшие установочные углы. Это приводит к уиеншепв» углов атаки лопастей и вызывает возможность возникновения отрицательной тягк на предпосадочных скоростях полета.
Для предупреждения этого явления и для улучшения приемисто сти, что облегчает (в случае необходимости) уход на второй круг, предусмотрен гидравлический упор» Постановка на гидравлический упор происходит автоматически при уменьшении установочного угль
лопастей до 19°. В момент, когда угол |
|
и 19° полость Д плун |
|
жера. 166 фиксатора |
шага через выточку |
золотника 169 благодаря |
|
'совмещении каналов |
165 и 164 сообщится с |
полостью слива В. |
42
Давление под плунжером Кб уменьшится и плунжер под дей ствием пружины переместится вправо до упора. Клапан 167 фик сатора шага под действием пружины закроет выход маслу,остав
шемуся в полости А |
цилиндра винта, я тем самым воздушный |
||||
винт зафиксируется на гидравлическом упоре. |
|
| |
|||
Переход лопастей на установочные углы меньше 19° возможен . |
|||||
при снятии винта с |
упора, т . е . при открытии |
клапана 167 |
гид |
||
равлического |
фиксатора |
шага (ГфШ) и сообщения |
полости А |
со |
|
оливом. |
|
|
|
|
|
Для этого |
необходимо |
выключателем 192 снятия с упора |
по |
дать питание на электромагнитный золотник 173 снятия о упора. Он переместится вниз и соединит канал 174 о каналом 230 за маслофильтром 175 регулятора.
Под действием давления масла золотник 176 вывода из флюге ра и золотник 177 снятия о упора опустится вниз.
При опущенном золотнике 177 канал фиксатора шага соединит ся со сливом, вследствие чего давление в канале фиксатора ша га упадет и на золотник 169 о правой стороны будет действовать только сила пружины.
При опущенном золотнике 176 наоло, поступающее под высоким давлением от фильтра, поступит в канал малого шага. Ив канала малого шага масло пройдет в полость 5 цилиндра винта и одно временно в полость Е. Золотник 169 переместится вправо и про пустит масло ив полости Е в полость Д.
Под дейотвием масла плунжер 166 фиксатора шага вместе о
клапаном 167 переместится влево и ооединит полость А о кана |
||
лом большого вага. При снятии винта с упора обороты двигате |
||
ля меньше / 2 ^ ^ (винт тяжёл) |
и букса |
157 под действием пружи |
ны 159 будет сообщать канал |
большого |
вага со сливом. Поэтому |
под действием центробежных оил лопастей и давления масла в полости Б поршень 213 воздушного винта, смещаясь влево, пе реставит лопасти на меньшие углы.
При описании постановки лопастей воздушного винта на угол промежуточного упора указывалось, что для этой цели необходи мо обеспечить падение давления масла в полооти Д, *шя замыкав ния объема А, который использовался как гидроупор.
Очевидно также, что замыкание полости А будет происходить каждый раз при падении давления масла в полости Д ниже нормы. В таких случаях будет происходить автоматическое фиксирование лопастей винта на том угле, который они имели до падения дав ления масла. Падение давления может произойти, например, при поломке привода регулятора или в результате прекращения пода чи масла к насооу, когда падает одновременно давление во всех каналах винта. ''
Таким образом, клапан 167 фиксатора шага, кроме установки винта на промекуточный упор, автоматически предотвращает умень шение шага в отмеченных случаях. Действительно, если бы клапан 167 отсутствовал, то при падении давления уменьшилось бы уси лив, о каким масло воздействует на оервопоршень 213 со сторо ны полости А, и под действием моментов центробежных сил про изошло бы уменьшение шага винта, что недопустимо из-за возник новения при этом отрицательной тяги.
Во всех случаях падения давления масла в канале фиксатора шага, кроме ГФШ, срабатывает механический фикоатор шага МФШ.
Гидравлический фиксатор шага не в полной мере обеспечивает фиксацию воздушного винта из-sa недостаточной герметизации по лости А большого шага. Это происходит потому, что при закрытом клапане 167 неизбежны утечки масла через кольцевое резиновое
уплотнение |
поршня 213. При больших утечках, с течением |
време |
||
ни, под действием момента |
центробежных сил и давления |
масла |
||
в полости Б малого шага лопасти воздушного винта будут |
перехо |
|||
дить на меньшие установочные углы. Для предотвращения |
этого в |
|||
конструкции |
втулки воздушного винта имеется механический фик |
|||
сатор |
шага, |
удерживающий |
при падении давления в канале" р к с а - |
|
тора |
шага лопасти винта на рабочих промежуточных углах |
8*50°.' |
•йри перемещении плунжера 166 вправо полость Г соединится черев канал 168, проточку золотника плунжера 166 и канал 182 о полостью слива В. Давление масла в полости Г понизится,муф та 170 под действием пружин переместится вправо и своими тор цевыми шлицами войдет в зацепление с торцевыми шлицами пово
ротной втулки 171. При совмещении торцевых шлиц вращение втул-