Файл: Шахвердов, В. Г. Силовая установка самолета АН-24 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 ситвльно золотника прежнее положение, т. е. переместится вниз

на то же расстояние, на какое опустится золотник

156

регулято­

ра.

 

 

 

Второй особенностью регулятора является наличие

термоком­

пенсатора 168, который при изменении температуры

масла от 40,

до 85° соответственно изменяет затяжку пружины -159,

упругость

которой уменьшается при нагреве. При этом указанный

диапазон

от 40 до 85° соответствует

интервалу допустимых

температур

мосла на входе в двигатель

(40-90°).

 

 

Рис. 15. Схема устройства и работы термокомпенсатора:

R - внешний вид; б - положение деталей термокоыпенсатора ^ нагретом состоянии; в - положение деталей зермокомпенсатора до нагревания; I - прокладки;-2 - шайба регулиро­ вочная; 3 - ^vnop териокомпенсатора; 4 - биметаллические пл^ткни; Ь - четыре пластины в активном положении; В - поверхности пластин из стали

39

Конструктивно термокомпенсатор (рио. 15) выполнен в виде на­ бора биметаллических пластинок (сталь-инвар), опирающихся на

пружину 159 (ом. рис. 10) регулятора. При увеличении темпера­

 

туры масла пакет пластинок удлиняется, увеличивая натяжение

 

пружины 159; а при понижении температуры масла компенсатор

;

уменьшит затяжку пружины. 159.

i

Сверху в терыоконпеноатор упирается ВИНЕ 145, иопольауеыэй

 

для регулирования оборотов ротора двигателя. Ввинчивая винт,

 

увеличивают равновесные обороты^ вывинчивая, уменьшают. В обо­ их случаях диапазон изменения оборотов составляет 40-45 об/мин.

П р и у с т а н о в и в ш е м с я р е ж и м е работы двигателя нейтральное положение золотника 156 определяется ра­ венством приведенных центробенных сил грузиков сипам упруго­ сти настроечной пружины 159 однореиимного регулятора. При этом управляющее устройство сервомотора 213 - золотник 156 п буква 15? - установятся в такое положение, при котором букса овазга буртиком перекроет, как говорилось ранее, канал, соединяющийся через проточку золотника 181 о каналом большого шага.

Такш обраяоы, поступления и слива каола HS ЯОЛОСТЕ А втузяи винта (за исключением утечки) не будет» Лопасти винта под дейотвиен поперечных центробежных сил и давления масла, запол­ няющего полость Б из каслоцагиотрали двигатели, стремятся по­ вернуться в сторону уменьшения шага» а наело, закрытое з поло­ сти А втулки винта, удерживает их от поворота, вследствие чего установочный угон остается неизменный.

Наело, подаваемое насосом 160 регулятора, пройдя через фильтр 175, будев пропускаться буксой 157 дня кошткеацин уте­

чек НИ полости А большого

шага (для поддержания здесь давления

16-22

scT/ou2 , необходимого

для удержания винта на потребной у г ­

ле t p

t а избыток масла будет

сливаться чщт редукцкоашй кла­

пан 172 регулятора на в о д

в

насос 160.

Нас-тройка редукционного клапана 172 изменяется при увеличе­ нии угла так, чтобы давление масла в полости А увеличива­ лось от 16 кГ/ск2 в начале процесса до 70 кГ/см2 при увеличении установочного угла лопастей. Для этого в пружинную полость кла­ пана 172 из канала большого шага поступает масло, силой давле­ ния которого производится перенастройка клапана.


40

Итак, воли по какой-либо причине скорость вращения ротора двигателя увеличится или уменьшится, FCB восстановит скорость вращения до заданной автоматически.

П р и

у в е л и ч е н и и

с к о р о с т и

в р а щ е ­

н и я

ротора двигателя воостановление заданного

числа обо-!

ротов происходит вследствие увеличения угла

установки ло­

пастей.

 

 

 

В этом олучае центробежный

измеритель (ЧЭ, 158) реагирует

на возрастание окорости вращения ротора двигателя. Этот сиг­ нал преобразуется в увеличенные (при возросшей скорости вра­ щения ротора) приведенные центробежные силы грузиков 158,под дейотвием которых золотник 156 перемещается вверх. Это движе­ ние повторит букоа 157.

, Наело от фильтра 175 по каналу 228 поотупает к буко'е 157 через ее проточки и по каналу 229 к золотнику 181 через его проточку в канал большого шага; отсюда через клапан гидравли­ ческого фиксатора шага 167 - в полость А. Полость Б в данный момент заполнена маслом, которое поступает в нее из канала ма­ лого шага, соединенного о насломагистралью двигателя.

Так как давление в полости А и площадь поршня о этой отороны больше, чем в полости Б, поршень 213 переместится вправо, увеличивая шаг винта. Масло из полости.Б черев канал малого шага к проточки золотника 176 будет внтеонятьоя на вход в ре­ гулятор (к маолонасооу 160).

Поворот лопастей винта в сторону большого шага будет проис­ ходить до тех пор, пока скорость вращения ротора двигателя не уменьшится до заданной. При этом уменьшится центробежная оила грузиков 158 и под действием пружины 159 эолотник 156 и букса 157 переместятся вниз в первоначальное положени. Средний бур­ тик буяоы К 7 перекроет доступ маслу в канал большого шага. Подача масла на увеличение шага прекратится и винт будет про­ должать работу на заданном равновесном режиме.

П р п

у и е а ь га е н и и о к о р о с э и

в р а щ е ­

н и я

ротора двигателя система срабатывает в

обратном

по­

рядке -

на уменьиопва угпа <^ „ В этой олучае уменьшится

цен­

тробежная сила грузиков 158. Под действием пружины 159. золот»


41 ник 156 переместится вниз. 5укса 157 соединит канал большого

шага и через него

полость А втулки винта со сливом

маола

в

картер двигателя.

Давление в полости А уменьшится,

и лопасти

под действием поперечных моментов центробежных сил и давления

масла, поступающего

в полость Б втулки винта из масломагистра-

ли двигателя,

будут

переходить в сторону малого шага.

Поршень

213, двигаясь

влево,

будет вытеснять масло из полости

А через

клапан фиксатора шага 167 по каналу большого шага, проточке золотника 181, каналу 229 (через верхнюю проточку буксы 157) - на слив в картер двигателя.

С увеличением скорости вращения центробежная сила грузиков увеличится и они, преодолевая усилие пружины 159, переместят золотник 156 в нейтральное положение. Число оборотов двигате­

ля вернется

к

установленному.

 

 

В диапазоне

от 0,2 номинала до максимального

угол <j> изме­

няется так,

чтобы сохранить установленное число

оборотов

ftji^k

во всем диапазоне при изменении положения РУД и условий полета.

В связи с возможность» возникновения, большой отрицательной тяги в системе автоматического регулирования предусмотрены до­ полнительные устройства для фиксации шага: гидравлический, ме­ ханический и центробежный фиксаторы шага. Они работают,как пра­ вило, автоматически, но предусмотрено также ручное управление некоторыми из них.

Снижение' самолета сопровождается перестановкой ГУД на умень­ шение подачи топлива. При этом уменьшается мощность двигателя. Регулятор скорости вращения, стремясь поддержать заданное чис­ ло оборотов переставляет лопасти винта на меньшие установочные углы. Это приводит к уиеншепв» углов атаки лопастей и вызывает возможность возникновения отрицательной тягк на предпосадочных скоростях полета.

Для предупреждения этого явления и для улучшения приемисто­ сти, что облегчает (в случае необходимости) уход на второй круг, предусмотрен гидравлический упор» Постановка на гидравлический упор происходит автоматически при уменьшении установочного угль

лопастей до 19°. В момент, когда угол

 

и 19° полость Д плун­

жера. 166 фиксатора

шага через выточку

золотника 169 благодаря

'совмещении каналов

165 и 164 сообщится с

полостью слива В.


42

Давление под плунжером Кб уменьшится и плунжер под дей­ ствием пружины переместится вправо до упора. Клапан 167 фик­ сатора шага под действием пружины закроет выход маслу,остав­

шемуся в полости А

цилиндра винта, я тем самым воздушный

винт зафиксируется на гидравлическом упоре.

 

|

Переход лопастей на установочные углы меньше 19° возможен .

при снятии винта с

упора, т . е . при открытии

клапана 167

гид­

равлического

фиксатора

шага (ГфШ) и сообщения

полости А

со

оливом.

 

 

 

 

 

Для этого

необходимо

выключателем 192 снятия с упора

по­

дать питание на электромагнитный золотник 173 снятия о упора. Он переместится вниз и соединит канал 174 о каналом 230 за маслофильтром 175 регулятора.

Под действием давления масла золотник 176 вывода из флюге­ ра и золотник 177 снятия о упора опустится вниз.

При опущенном золотнике 177 канал фиксатора шага соединит­ ся со сливом, вследствие чего давление в канале фиксатора ша­ га упадет и на золотник 169 о правой стороны будет действовать только сила пружины.

При опущенном золотнике 176 наоло, поступающее под высоким давлением от фильтра, поступит в канал малого шага. Ив канала малого шага масло пройдет в полость 5 цилиндра винта и одно­ временно в полость Е. Золотник 169 переместится вправо и про­ пустит масло ив полости Е в полость Д.

Под дейотвием масла плунжер 166 фиксатора шага вместе о

клапаном 167 переместится влево и ооединит полость А о кана­

лом большого вага. При снятии винта с упора обороты двигате­

ля меньше / 2 ^ ^ (винт тяжёл)

и букса

157 под действием пружи­

ны 159 будет сообщать канал

большого

вага со сливом. Поэтому

под действием центробежных оил лопастей и давления масла в полости Б поршень 213 воздушного винта, смещаясь влево, пе­ реставит лопасти на меньшие углы.

При описании постановки лопастей воздушного винта на угол промежуточного упора указывалось, что для этой цели необходи­ мо обеспечить падение давления масла в полооти Д, *шя замыкав ния объема А, который использовался как гидроупор.


Очевидно также, что замыкание полости А будет происходить каждый раз при падении давления масла в полости Д ниже нормы. В таких случаях будет происходить автоматическое фиксирование лопастей винта на том угле, который они имели до падения дав­ ления масла. Падение давления может произойти, например, при поломке привода регулятора или в результате прекращения пода­ чи масла к насооу, когда падает одновременно давление во всех каналах винта. ''

Таким образом, клапан 167 фиксатора шага, кроме установки винта на промекуточный упор, автоматически предотвращает умень­ шение шага в отмеченных случаях. Действительно, если бы клапан 167 отсутствовал, то при падении давления уменьшилось бы уси­ лив, о каким масло воздействует на оервопоршень 213 со сторо­ ны полости А, и под действием моментов центробежных сил про­ изошло бы уменьшение шага винта, что недопустимо из-за возник­ новения при этом отрицательной тяги.

Во всех случаях падения давления масла в канале фиксатора шага, кроме ГФШ, срабатывает механический фикоатор шага МФШ.

Гидравлический фиксатор шага не в полной мере обеспечивает фиксацию воздушного винта из-sa недостаточной герметизации по­ лости А большого шага. Это происходит потому, что при закрытом клапане 167 неизбежны утечки масла через кольцевое резиновое

уплотнение

поршня 213. При больших утечках, с течением

време­

ни, под действием момента

центробежных сил и давления

масла

в полости Б малого шага лопасти воздушного винта будут

перехо­

дить на меньшие установочные углы. Для предотвращения

этого в

конструкции

втулки воздушного винта имеется механический фик­

сатор

шага,

удерживающий

при падении давления в канале" р к с а -

тора

шага лопасти винта на рабочих промежуточных углах

8*50°.'

•йри перемещении плунжера 166 вправо полость Г соединится черев канал 168, проточку золотника плунжера 166 и канал 182 о полостью слива В. Давление масла в полости Г понизится,муф­ та 170 под действием пружин переместится вправо и своими тор­ цевыми шлицами войдет в зацепление с торцевыми шлицами пово­

ротной втулки 171. При совмещении торцевых шлиц вращение втул-