Файл: Шаповаленко, О. Г. Резервы снижения накладных расходов в промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шенная механическая обработка металлов является «по­ тенциально» устаревшей и менее выгодной по сравнению с обработкой давлением или точным литьем. Практика ■подтверждает это. Например, на Ижевском машиност­ роительном заводе много труда было вложено в осущест­ вление перевода на автоматический цикл процесса изго­ товления одной из самых трудоемких деталей мотоцик­ л а —’Шлицевого валика. Эти усилия увенчались успехом, и изготовление шлицевого валика .стало производиться на автоматической линии. Однако оказалось, что этот шли­ цевой валик можно изготовлять из стального фасонного профиля, что быстрее и дешевле. Таким образом, огром­ ная работа, проведенная на заводе по внедрению ав­ томатизированного способа изготовления названной де­ тали, была направлена на создание менее эффективного метода производства.

Важной мерой повышения эффективности исполь­ зования производственных мощностей предприятий яв­ ляется четкая, продуманная во всех деталях подготов­ ка производства, слаженность в обслуживании обору­ дования.

Для обеспечения наиболее эффективной -работы обо­ рудования в современных комплексно-механизированных и автоматизированных производствах особо важное значение приобретает глубокое знание рабочими-станоч- никами конструкции машин и оборудования, умение пра­ вильно их эксплуатировать, высокая культура обслужи­ вания. Поэтому участие рабочих-станочников в ремонте дает возможность им более детально ознакомиться со всеми особенностями устройства своего станка, изучить причины повреждений, преждевременного износа и выхо­ да из строя отдельных узлов и деталей. Рабочие-станоч­ ники, выполняя наладочные работы и мелкий ремонт, поддерживают станок в рабочем состоянии без помощи

80

слесарей-ремонтников — все это позволяет уменьшить численность вспомогательных рабочих, снижает про­ стои, связанные с ремонтом оборудования.

Совмещение нескольких функций одним рабочим от­ крывает возможности для перехода на самообслуживание машин и механизмов и дает немалый экономический эф­ фект. Так, на Минском заводе автоматических линий в результате перехода на самообслуживание отпала необ­ ходимость в содержании 136 рабочих-наладчиков и 73 слесарей-ремонтников, получена экономия в 175,4 ты­ сячи рублей.

В моторных и автоматно-револьверных цехах Челя­ бинского тракторного завода в результате выполнения рабочими-станочниками текущего ремонта оборудования и .подналадки, производительность их труда возросла на 35—40 процентов, а потери рабочего времени из-за ожидания дежурных слесарей и наладчиков сократились в полтора-два раза.

Лучшее освоение техники рабочими-станочниками и переход на самообслуживание оборудования на Минском подшипниковом заводе позволили высвободить 26 че­ ловек из числа вспомогательных рабочих-наладчиков. Пе­ реход на самообслуживание оборудования позволяет получить экономию на каждом станке 65 рублей в год.

Опыт передовых предприятий показывает, что сов­ мещение профессий рабочих позволило бы высвободить по всей стране около 30 процентов общей численнос­ ти наладчиков, слесарей, ремонтников, дежурных элект­ ромонтеров и получить значительную экономию в расхо­ дах по обслуживанию оборудования.

Одним из резервов снижения себестоимости промыш­ ленной продукции является сокращение затрат на ремонт

машин, механизмов и оборудования. На ремонтных рабо­ тах в нашей стране занято более 2,5 миллиона человек.

81


свыше 800 тысяч металлорежущих станков, ежегодно рас­ ходуется на эти цели около 10 миллиардов рублей. Для того чтобы сократить эти затраты, в стране многое дела­ ется для повышения качества, надежности и долговечно-,, сти выпускаемых машин, с тем чтобы ликвидировать ка­ питальные ремонты за весь срок их службы и резко сни­ зить количество средних ремонтов.

Внастоящее время трудоемкость, стоимость ремонта

итехнического обслуживания машин и оборудования за

весь срок их службы намного превышают трудоемкость

изатраты на изготовление новых.

Втракторной промышленности создалось такое поло­ жение, что на изготовление запасных частей к тракторам

иремонт их потребляется в четыре раза больше произ­ водственных мощностей, чем на выпуск новых тракторов. Трудоемкость ремонта многих строительных и дорожных машин примерно в 15 раз выше, чем изготовление новых,

астоимость работ в пять раз больше стоимости новых машин.

Огромная экономия трудовых, материальных и денеж­ ных ресурсов может быть достигнута в промышленности

и других отраслях народного хозяйства за счет ликви­ дации капитальных и резкого сокращения средних ре­ монтов станков и оборудования благодаря повышению их долговечности.

Источником затрат на проведение капитального ре­ монта являются амортизационные отчисления, которые включаются в состав накладных расходов и значительно повышают себестоимость продукции как прошлый труд, переносящий свою стоимость на вновь изготовленную продукцию.

В промышленности за 1970 год из общей суммы амортизации, предназначенной на капитальный ремонт, 3,2 миллиарда рублей (46%) приходилось на активную

82

часть основных фондов (передаточные устройства маши­ ны, оборудование, измерительные и регулирующие при­ боры, транспортные средства). Таким образом, увеличе­ ние выпуска машин и оборудования, не требующих ка­ питальных ремонтов за весь срок их эксплуатации, позво­ лит высвободить огромную сумму амортизации, использу­ емой в настоящее время на проведение ремонтов. Для достижения этой цели необходимо повысить в 4—б раз ресурс времени работы сравнительно небольшого количе­ ства деталей, выход из строя которых влечет за собой необходимость капитального ремонта машин. Износо­ стойкость несопрягаемых деталей также должна быть по­ вышена, но их замена может осуществляться главным об­ разом при текущем и среднем ремонте.

Повышение износостойкости и увеличение ресурса времени работы наиболее ответственных деталей машин обеспечивается применением новейших методов упроче­ ния, благодаря чему поверхностная твердость деталей увеличивается до 2 тысяч килограммов на квадратный миллиметр; использованием различных легкосъемных де­ талей типа колец, втулок и другими конструктивными мероприятиями, а также добавлением современных при­ садок к смазочным маслам.

В снижении стоимости ремонтов важное значение име­ ет нивелирование сроков службы деталей путем повыше­ ния ресурса времени некоторых из них. Сейчас в связи с большим различием в сроках службы отдельных дета­ лей современных машин при проведении их ремонтов замена изношенных деталей сопровождается одновремен­ ной заменой большого количества и мало изношенных де­ талей, но сопряженных с первыми. Так, по многим ти­ пам машин и оборудования 60—80 процентов деталей, заменяемыхпри ремонте, имеют износ всего на 20—30 процентов от нормального, то есть при эксплуата-

83


дии используется лишь четвертая—пятая часть ресурса времени работы таких деталей.

Для повышения долговечности и износостойкости ма­ шин конструкторы при проектировании новых машин, оборудования и другой техники стремятся к тому, чтобы создаваемые ими машины были бы просты в ремонте. Этому может способствовать унификация узлов и дета­

лей.

Отсутствие унификации ведет к усложнению техники ремонта и повышению его трудоемкости. Например, для замены изношенного подшипника или муфты на пря­ дильной машине ВН-ЗОО-ИЗ требуется снимать с нее ос­ настку весом в полтонны. Вся подготовительная рабо­ та выполняется целой бригадой слесарей в течение де­ сяти дней, тогда как продолжительность самой операции по замене муфты составляет всего 30 минут. Таким об­ разом, очевидно, что конструкция этой прядильной ма­ шины далеко несовершенна с точки зрения ее ремонтотюдатливости, поскольку конструктивная компоновка от­ дельных узлов и деталей машины не обеспечивает макси­ мально быстрого процесса разборки и сборки.

Выпуск машин и оборудования, не требующих капи­ тальных ремонтов в течение всего срока их службы, нуж­ дающихся в меньшем количестве средних и текущих ре­ монтов, позволит значительно сократить простои. Таким образом, будет увеличено время работы оборудования и машин без дополнительных* производственных площадей, оборудования и рабочих, обеспечено увеличение выпуска продукции.

Еще одним резервом сокращения расходов на ремонт является ликвидация распыленности ремонтной службы, кустарщины в производстве деталей и узлов. Оснаще­ ние предприятий новой, более сложной техникой ведет к тому, что ремонтировать ее силами предприятий стано­

84

вится все труднее. Целесообразность и экономическая эф­ фективность централизованного ремонта машин й обору­ дования подтверждается практикой работы существую­ щих специализированных ремонтных предприятий. На­ пример, крупная специализированная организация «Черноморремтрест» выполняет ремонт производственных объектов и оборудования многих предприятий. В ре­ зультате централизации в этом тресте ремонта электро­ двигателей мощностью пять киловатт себестоимость ра­ бот снизилась с 22 до 14 рублей, или почти на 36 про­ центов, а производительность труда возросла более чем в три раза.

Специализация самих ремонтных предприятий на вы­ полнении работ по ограниченной номенклатуре машин создает благоприятные возможности для перехода на бо­ лее совершенную технологию ремонта, улучшает его ка­ чество, облегчает снабжение запасными частями и мате­ риалами и в конечном счете ведет к снижению себестои­ мости ремонта..

Так, Алапаевские мастерские принимали в ремонт тракторы, автомобили шести марок и еще мотовозы. Билимбаевские мастерские-—пять марок тракторов и ав­ томобилей. После проведенных работ по специализации этих мастерских в номенклатуре каждой из них соста­ вили одну-две марки машин, что позволило увеличить количество ремонтируемых машин и сократить за­ траты.

Специализация мастерских привела к снижению себе­ стоимости ремонта тракторов 80-сильных на 693 рубля, или на 26 процентов, тракторов марок ТД-40 и КТ-12 — на 363 рубля, или на 20 процентов, автомобилей ЗИ Л -150

иЗИЛ-582 — на 18 рублей.

Вто же время на специализированных ремонтных предприятиях имеются неиспользованные возможности

85


дальнейшего совершенствования ремонта и расширения круга оказываемых промышленным предприятиям услуг по техническому обслуживанию, среднему и текущему ре­ монтам оборудования. Могут быть созданы обменные фонды для немедленной замены оборудования и машин, поступающих в ремонт, что позволит быстро воспол­ нять выбывающее оборудование и тем самым не снижать объем выпуска продукции.

В настоящее время мощности специализированных ре­ монтных предприятий еще недостаточны и лишь частично удовлетворяют потребности народного хозяйства.

Поэтому многие промышленные предприятия прово­ дят ремонт машин и оборудования своими силами. В организации этой работы имеются серьезные недостатки, вследствие чего оборудование и машины во многих слу­ чаях длительное время находятся в состоянии ремонта, качество не всегда удовлетворяет техническим требова­ ниям. На этих работах занято много рабочих и расходу­ ются излишние средства.

Это объясняется распыленностью ремонта по раз­ личным цехам и службам предприятий, низким уровнем механизации ремонтных работ, плохим качеством изго­ товляемых собственными силами запасных частей и дета­ лей. Значительно улучшить этот участок работы позво­ ляет централизация на предприятиях ремонта оборудо­ вания в одной службе. Централизованная система орга­ низации ремонта машин и оборудования на промышлен­ ных предприятиях наряду с улучшением качества ведет к сокращению трудоемкости и себестоимости всех видов ремонтных работ.

Переход на централизованную систему ремонта оборудования позволил Уральскому турбомоторному за­ воду при проведении капитального ремонта снизить тру­ довые затраты на 5 процентов и себестоимость на 7 про­

86

центов, на работах по среднему ремонту соответствен­ но на 5 и 6,2, на малом ремонте — на 8,3 и 7,4 процента. На этом заводе организация централизованного ремонта оборудования позволяет не содержать в каждом цехе ме­ ханика и мастеров. Теперь группу цехов обслуживает один механик, а в некоторых случаях мастер. Уменьши­ лось и количество рабочих, занятых ремонтом. В резуль­ тате централизации ремонтов на Уральском турбомоторном заводе получена экономия в сумме 140 тысяч рублей.

Между тем еще на многих промышленных предпри­ ятиях существует децентрализованная система проведе­ ния ремонта оборудования, непосредственно в цехе, без выделения для этих работ обособленных площадок. Сторонники этой системы утверждают, что организация и проведение ремонта непосредственно в цехе значи­ тельно проще. Такое мнение является несостоятельным, так как вся эта система ремонта ведет к диспециализа­ ции, кустарщине, увеличению численности обслуживаю­ щего персонала, сдерживанию технического прогресса.

Более рациональной системой является ремонт оборудования цеховыми ремонтными базами, что резко сокращает время на проведение планового ремонта обо­ рудования против времени на выполнение той же работы непосредственно в цехе.

Так, на участке больших прессов Минского трактор­ ного завода организована ремонтная база, для чего на этом участке была высвобождена площадь в 120 квад­ ратных метров. На этой ремонтной базе работает в две смены бригада, состоящая из 19 человек. На площадку рембазы узлы и детали доставляются при помощи кра­ на. Там их разбирают, промывают, тщательно осматри­ вают, ремонтируют и собирают. В цехе вокруг прессов теперь нет разбросанных узлов, деталей, инструмента, предназначенных для ремонта. На ремонтной же площад­

87