Файл: Шаповаленко, О. Г. Резервы снижения накладных расходов в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
шенная механическая обработка металлов является «по тенциально» устаревшей и менее выгодной по сравнению с обработкой давлением или точным литьем. Практика ■подтверждает это. Например, на Ижевском машиност роительном заводе много труда было вложено в осущест вление перевода на автоматический цикл процесса изго товления одной из самых трудоемких деталей мотоцик л а —’Шлицевого валика. Эти усилия увенчались успехом, и изготовление шлицевого валика .стало производиться на автоматической линии. Однако оказалось, что этот шли цевой валик можно изготовлять из стального фасонного профиля, что быстрее и дешевле. Таким образом, огром ная работа, проведенная на заводе по внедрению ав томатизированного способа изготовления названной де тали, была направлена на создание менее эффективного метода производства.
Важной мерой повышения эффективности исполь зования производственных мощностей предприятий яв ляется четкая, продуманная во всех деталях подготов ка производства, слаженность в обслуживании обору дования.
Для обеспечения наиболее эффективной -работы обо рудования в современных комплексно-механизированных и автоматизированных производствах особо важное значение приобретает глубокое знание рабочими-станоч- никами конструкции машин и оборудования, умение пра вильно их эксплуатировать, высокая культура обслужи вания. Поэтому участие рабочих-станочников в ремонте дает возможность им более детально ознакомиться со всеми особенностями устройства своего станка, изучить причины повреждений, преждевременного износа и выхо да из строя отдельных узлов и деталей. Рабочие-станоч ники, выполняя наладочные работы и мелкий ремонт, поддерживают станок в рабочем состоянии без помощи
80
слесарей-ремонтников — все это позволяет уменьшить численность вспомогательных рабочих, снижает про стои, связанные с ремонтом оборудования.
Совмещение нескольких функций одним рабочим от крывает возможности для перехода на самообслуживание машин и механизмов и дает немалый экономический эф фект. Так, на Минском заводе автоматических линий в результате перехода на самообслуживание отпала необ ходимость в содержании 136 рабочих-наладчиков и 73 слесарей-ремонтников, получена экономия в 175,4 ты сячи рублей.
В моторных и автоматно-револьверных цехах Челя бинского тракторного завода в результате выполнения рабочими-станочниками текущего ремонта оборудования и .подналадки, производительность их труда возросла на 35—40 процентов, а потери рабочего времени из-за ожидания дежурных слесарей и наладчиков сократились в полтора-два раза.
Лучшее освоение техники рабочими-станочниками и переход на самообслуживание оборудования на Минском подшипниковом заводе позволили высвободить 26 че ловек из числа вспомогательных рабочих-наладчиков. Пе реход на самообслуживание оборудования позволяет получить экономию на каждом станке 65 рублей в год.
Опыт передовых предприятий показывает, что сов мещение профессий рабочих позволило бы высвободить по всей стране около 30 процентов общей численнос ти наладчиков, слесарей, ремонтников, дежурных элект ромонтеров и получить значительную экономию в расхо дах по обслуживанию оборудования.
Одним из резервов снижения себестоимости промыш ленной продукции является сокращение затрат на ремонт
машин, механизмов и оборудования. На ремонтных рабо тах в нашей стране занято более 2,5 миллиона человек.
81
свыше 800 тысяч металлорежущих станков, ежегодно рас ходуется на эти цели около 10 миллиардов рублей. Для того чтобы сократить эти затраты, в стране многое дела ется для повышения качества, надежности и долговечно-,, сти выпускаемых машин, с тем чтобы ликвидировать ка питальные ремонты за весь срок их службы и резко сни зить количество средних ремонтов.
Внастоящее время трудоемкость, стоимость ремонта
итехнического обслуживания машин и оборудования за
весь срок их службы намного превышают трудоемкость
изатраты на изготовление новых.
Втракторной промышленности создалось такое поло жение, что на изготовление запасных частей к тракторам
иремонт их потребляется в четыре раза больше произ водственных мощностей, чем на выпуск новых тракторов. Трудоемкость ремонта многих строительных и дорожных машин примерно в 15 раз выше, чем изготовление новых,
астоимость работ в пять раз больше стоимости новых машин.
Огромная экономия трудовых, материальных и денеж ных ресурсов может быть достигнута в промышленности
и других отраслях народного хозяйства за счет ликви дации капитальных и резкого сокращения средних ре монтов станков и оборудования благодаря повышению их долговечности.
Источником затрат на проведение капитального ре монта являются амортизационные отчисления, которые включаются в состав накладных расходов и значительно повышают себестоимость продукции как прошлый труд, переносящий свою стоимость на вновь изготовленную продукцию.
В промышленности за 1970 год из общей суммы амортизации, предназначенной на капитальный ремонт, 3,2 миллиарда рублей (46%) приходилось на активную
82
часть основных фондов (передаточные устройства маши ны, оборудование, измерительные и регулирующие при боры, транспортные средства). Таким образом, увеличе ние выпуска машин и оборудования, не требующих ка питальных ремонтов за весь срок их эксплуатации, позво лит высвободить огромную сумму амортизации, использу емой в настоящее время на проведение ремонтов. Для достижения этой цели необходимо повысить в 4—б раз ресурс времени работы сравнительно небольшого количе ства деталей, выход из строя которых влечет за собой необходимость капитального ремонта машин. Износо стойкость несопрягаемых деталей также должна быть по вышена, но их замена может осуществляться главным об разом при текущем и среднем ремонте.
Повышение износостойкости и увеличение ресурса времени работы наиболее ответственных деталей машин обеспечивается применением новейших методов упроче ния, благодаря чему поверхностная твердость деталей увеличивается до 2 тысяч килограммов на квадратный миллиметр; использованием различных легкосъемных де талей типа колец, втулок и другими конструктивными мероприятиями, а также добавлением современных при садок к смазочным маслам.
В снижении стоимости ремонтов важное значение име ет нивелирование сроков службы деталей путем повыше ния ресурса времени некоторых из них. Сейчас в связи с большим различием в сроках службы отдельных дета лей современных машин при проведении их ремонтов замена изношенных деталей сопровождается одновремен ной заменой большого количества и мало изношенных де талей, но сопряженных с первыми. Так, по многим ти пам машин и оборудования 60—80 процентов деталей, заменяемыхпри ремонте, имеют износ всего на 20—30 процентов от нормального, то есть при эксплуата-
83
дии используется лишь четвертая—пятая часть ресурса времени работы таких деталей.
Для повышения долговечности и износостойкости ма шин конструкторы при проектировании новых машин, оборудования и другой техники стремятся к тому, чтобы создаваемые ими машины были бы просты в ремонте. Этому может способствовать унификация узлов и дета
лей.
Отсутствие унификации ведет к усложнению техники ремонта и повышению его трудоемкости. Например, для замены изношенного подшипника или муфты на пря дильной машине ВН-ЗОО-ИЗ требуется снимать с нее ос настку весом в полтонны. Вся подготовительная рабо та выполняется целой бригадой слесарей в течение де сяти дней, тогда как продолжительность самой операции по замене муфты составляет всего 30 минут. Таким об разом, очевидно, что конструкция этой прядильной ма шины далеко несовершенна с точки зрения ее ремонтотюдатливости, поскольку конструктивная компоновка от дельных узлов и деталей машины не обеспечивает макси мально быстрого процесса разборки и сборки.
Выпуск машин и оборудования, не требующих капи тальных ремонтов в течение всего срока их службы, нуж дающихся в меньшем количестве средних и текущих ре монтов, позволит значительно сократить простои. Таким образом, будет увеличено время работы оборудования и машин без дополнительных* производственных площадей, оборудования и рабочих, обеспечено увеличение выпуска продукции.
Еще одним резервом сокращения расходов на ремонт является ликвидация распыленности ремонтной службы, кустарщины в производстве деталей и узлов. Оснаще ние предприятий новой, более сложной техникой ведет к тому, что ремонтировать ее силами предприятий стано
84
вится все труднее. Целесообразность и экономическая эф фективность централизованного ремонта машин й обору дования подтверждается практикой работы существую щих специализированных ремонтных предприятий. На пример, крупная специализированная организация «Черноморремтрест» выполняет ремонт производственных объектов и оборудования многих предприятий. В ре зультате централизации в этом тресте ремонта электро двигателей мощностью пять киловатт себестоимость ра бот снизилась с 22 до 14 рублей, или почти на 36 про центов, а производительность труда возросла более чем в три раза.
Специализация самих ремонтных предприятий на вы полнении работ по ограниченной номенклатуре машин создает благоприятные возможности для перехода на бо лее совершенную технологию ремонта, улучшает его ка чество, облегчает снабжение запасными частями и мате риалами и в конечном счете ведет к снижению себестои мости ремонта..
Так, Алапаевские мастерские принимали в ремонт тракторы, автомобили шести марок и еще мотовозы. Билимбаевские мастерские-—пять марок тракторов и ав томобилей. После проведенных работ по специализации этих мастерских в номенклатуре каждой из них соста вили одну-две марки машин, что позволило увеличить количество ремонтируемых машин и сократить за траты.
Специализация мастерских привела к снижению себе стоимости ремонта тракторов 80-сильных на 693 рубля, или на 26 процентов, тракторов марок ТД-40 и КТ-12 — на 363 рубля, или на 20 процентов, автомобилей ЗИ Л -150
иЗИЛ-582 — на 18 рублей.
Вто же время на специализированных ремонтных предприятиях имеются неиспользованные возможности
85
дальнейшего совершенствования ремонта и расширения круга оказываемых промышленным предприятиям услуг по техническому обслуживанию, среднему и текущему ре монтам оборудования. Могут быть созданы обменные фонды для немедленной замены оборудования и машин, поступающих в ремонт, что позволит быстро воспол нять выбывающее оборудование и тем самым не снижать объем выпуска продукции.
В настоящее время мощности специализированных ре монтных предприятий еще недостаточны и лишь частично удовлетворяют потребности народного хозяйства.
Поэтому многие промышленные предприятия прово дят ремонт машин и оборудования своими силами. В организации этой работы имеются серьезные недостатки, вследствие чего оборудование и машины во многих слу чаях длительное время находятся в состоянии ремонта, качество не всегда удовлетворяет техническим требова ниям. На этих работах занято много рабочих и расходу ются излишние средства.
Это объясняется распыленностью ремонта по раз личным цехам и службам предприятий, низким уровнем механизации ремонтных работ, плохим качеством изго товляемых собственными силами запасных частей и дета лей. Значительно улучшить этот участок работы позво ляет централизация на предприятиях ремонта оборудо вания в одной службе. Централизованная система орга низации ремонта машин и оборудования на промышлен ных предприятиях наряду с улучшением качества ведет к сокращению трудоемкости и себестоимости всех видов ремонтных работ.
Переход на централизованную систему ремонта оборудования позволил Уральскому турбомоторному за воду при проведении капитального ремонта снизить тру довые затраты на 5 процентов и себестоимость на 7 про
86
центов, на работах по среднему ремонту соответствен но на 5 и 6,2, на малом ремонте — на 8,3 и 7,4 процента. На этом заводе организация централизованного ремонта оборудования позволяет не содержать в каждом цехе ме ханика и мастеров. Теперь группу цехов обслуживает один механик, а в некоторых случаях мастер. Уменьши лось и количество рабочих, занятых ремонтом. В резуль тате централизации ремонтов на Уральском турбомоторном заводе получена экономия в сумме 140 тысяч рублей.
Между тем еще на многих промышленных предпри ятиях существует децентрализованная система проведе ния ремонта оборудования, непосредственно в цехе, без выделения для этих работ обособленных площадок. Сторонники этой системы утверждают, что организация и проведение ремонта непосредственно в цехе значи тельно проще. Такое мнение является несостоятельным, так как вся эта система ремонта ведет к диспециализа ции, кустарщине, увеличению численности обслуживаю щего персонала, сдерживанию технического прогресса.
Более рациональной системой является ремонт оборудования цеховыми ремонтными базами, что резко сокращает время на проведение планового ремонта обо рудования против времени на выполнение той же работы непосредственно в цехе.
Так, на участке больших прессов Минского трактор ного завода организована ремонтная база, для чего на этом участке была высвобождена площадь в 120 квад ратных метров. На этой ремонтной базе работает в две смены бригада, состоящая из 19 человек. На площадку рембазы узлы и детали доставляются при помощи кра на. Там их разбирают, промывают, тщательно осматри вают, ремонтируют и собирают. В цехе вокруг прессов теперь нет разбросанных узлов, деталей, инструмента, предназначенных для ремонта. На ремонтной же площад
87