Файл: Ткачук, С. С. Совершенствование кредитования и расчетов снабженческо-сбытовых организаций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
пиков, должны обеспечить потребность в постоянных минимальных запасах товарно-материальных ценностей (в том числе и товаров) и расходы будущих лет. Потреб ности, связанные с финансированием ценностей в пути, а также вызванные образованием сезонных запасов мате риальных ценностей, обусловленных ходом производства и обращения товаров, могут удовлетворяться с помощью краткосрочного кредита.
В постановлении предусматривалось формирование оборотных средств преимущественно за счет двух источ ников: собственных оборотных средств и кредитов Гос банка, т. е. заемных средств.
Собственные оборотные средства — это средства, выделенные снабженческо-сбытовой организации для финансирования ее хозяйственной деятельности и за крепленные за ней в уставном фонде. К собственным оборотным средствам приравниваются и такие ресурсы, которые не принадлежат данному хозоргану, но постоян но находятся в его обороте и принимают форму устойчи вых пассивов.
Наличие собственных и приравненных к ним оборот ных средств в соответствии с действительной потреб ностью — необходимая предпосылка обеспечения опе ративной самостоятельности снабженческо-сбытовой организации, внедрения п укрепления полного хозяйст венного расчета. Это особенно важно в современных ус ловиях хозяйствования, когда на новые условия плани рования и экономического стимулирования переводятся н снабженческо-сбытовые организации.
Размер собственных оборотных средств непосредст венно связан с их нормированием. В процессе нормиро вания определяется необходимый размер средств, аван сируемых в оборотные фонды и товарные запасы. При проведении в жизнь закона об оборотных средствах снабженческо-сбытовые организации полностью наделя
25
лись собственными оборотными средствами на создание нормируемой части оборотных средств, так как по ряду своих операций, как правило, не должны были накапли вать сезонные и сверхнормативные запасы товаров снабжения.
Вследствие почти полного отсутствия сезонных и дру гих сверхнормативных остатков и затрат снабженческосбытовые организации длительное время проводили свои операции преимущественно за счет собственных оборот ных средств. Ссуды банка привлекались только для по крытия потребностей в оборотных средствах, вызванных осуществлением расчетов.
Вопрос о предоставлении кредита снабженческо-сбы товым организациям на формирование товарных запасов был решен в 1939 г. Организации снабжения и сбыта переводились на кредитование по товарообороту па условиях долевого участия собственных оборотных средств и кредита банка в образовании товарных запа сов.
При переводе на кредитование по товарообороту часть собственных оборотных средств, соответствующая долевому участию кредита Госбанка в формировании нормативного запаса товаров, изымается и замещается кредитом. На сумму изъятых средств уменьшается уставный фонд организации в части ее оборотных средств. В дальнейшем при изменении нормативов товарных за пасов дополнительное наделение или изъятие собствен ных оборотных средств осуществляется только в отноше нии долевого участия снабженческо-сбытовой организа ции собственными средствами в покрытии товарных запасов.
До введения кредитования по обороту с долевым участием норматив оборотных средств был в то же время нормативом собственных оборотных средств. В настоящее время эти понятия далеко не равнозначны.
26
Для организаций, переведенных на кредитование по то варообороту, норматив собственных оборотных средств является лишь частью общего норматива.
Важным источником формирования оборотных средств выступают заемные средства, получаемые снаб женческо-сбытовыми организациями в форме кратко срочного кредита Госбанка по товарообороту и на дру гие цели. Эти средства предоставляются в распоряжение хозорганов для временного использования, причем про должительность пользования определяется в момент выдачи их банком. Привлечение кредита в хозяйствен ный оборот снабженческо-сбытовых организаций — весь ма распространенное явление. По сумме и удельному весу заемные средства выступают основным источником формирования оборотных средств снабженческо-сбыто вых организаций.
Однако собственные и заемные средства не исчерпы вают всех источников формирования оборотных средств снабженческо-сбытовых организаций. Такими источни ками являются также кредиторская задолженность и другие суммы, временно используемые в хозяйственном обороте (свободные средства специальных фондов, вре менная финансовая помощь и др.).
Соотношение между источниками формирования обо ротных средств снабженческо-сбытовых организаций Белоруссии характеризуется данными табл. 3.
Структура источников формирования оборотных средств в 1966—1970 гг. претерпела качественные изме нения. Значительно повысился удельный вес заемных средств при снижении удельного веса собственных и при равненных к ним средств. Такая тенденция специфична не только для снабженческо-сбытовых организаций. По вышение удельного веса кредита в составе источников оборотных средств наблюдается в промышленности и ряде других отраслей народного хозяйства, Для снаб-
27
Таблица 3
Источники формирования оборотных средств снабженческо- |
|
|||
сбытовых организаций Белорусской |
ССР |
|
|
|
(на начало года), % к итогу |
|
|
|
|
|
|
Г о д ы |
|
|
|
|
|
|
И з м е н е н и я |
П о к а з а т е л и |
|
|
|
(плюс, |
1966 |
1969 |
1971 |
1972 |
м и н у с ) |
Собственные и приравнен
ные к ним средства |
4 8 , 7 |
3 5 , 2 |
2 9 , 4 |
2 8 , 4 |
—2 0 |
, 3 |
|
Заемные средства |
(ссуды |
|
|
|
|
|
|
банка) |
3 4 , 6 |
4 8 , 2 |
5 1 , 7 |
5 1 , 3 |
+ |
16,7 |
|
Кредиторская задолжен |
|
|
|
|
|
|
|
ность |
1 3, 9 |
12,8 |
13,0 |
1 3 , 6 |
- |
0 |
, 3 |
Специальные средства и |
|
|
|
|
|
|
|
другие источники |
2 , 8 |
3 , 8 |
5 , 9 |
6 , 7 |
+ 3 |
, 9 |
женческо-сбытовых организаций характерен высокий темп роста кредитных вложений. Так, если за 1966— 1971 гг. краткосрочные кредитные вложения в народное
хозяйство БССР |
увеличились с 1542 млн. до 2753 млн. |
||
руб., или в 1,8 раза, то размер ссуд, |
предоставленных |
||
Госбанком организациям снабжения н |
сбыта, |
возрос с |
|
48 млн. до 169,3 млн. руб., или в 3,5 раза 18. |
оптовой |
||
Проведение |
мероприятий по организации |
||
торговли средствами производства и связанное |
с этим |
увеличение товарных запасов и складского товарооборо та вызвало дополнительную потребность в оборотных средствах, которая в основной сумме покрывалась бан ковским кредитом.
По нашему мнению, для укрепления хозрасчета необ ходимо обеспечить высокое участие собственных и при
18 В связи с переводом на кредитование по товарообороту в 1967— 1968 гг. сумма изъятых собственных средств, замещенных креди том банка, составляет 6,5 млн. руб.
28
равненных к ним оборотных средств в составе источников формирования. При незначительном удельном весе соб ственных средств организации не будут заинтересованы в обеспечении их сохранности, так как иммобилизован ные оборотные средства легко могут быть замещены дру гими внеплановыми источниками. Доля собственных обо ротных средств должна быть настолько значительной, чтобы невыполнение плана по их приросту или их отвле чение из оборота оказывало существенное влияние на финансовое состояние.
Многие снабженческо-сбытовые организации респуб лики не располагают необходимыми собственными обо ротными средствами, что отрицательно сказывается на укреплении хозрасчета. Например, Республиканской универсальной базе Главснаба Министерства монтаж ных и специальных работ БССР норматив собственных оборотных средств на 1 января 1973 г. установлен в раз мере, составляющем только 10,2% общей потребности в оборотных средствах. Недостаточный уровень собствен ных и приравненных к ним средств отмечается в ряде организаций Главснаба БССР и других систем.
В последние годы проведены мероприятия по упоря дочению, нормирования оборотных средств. Этому спо собствовало принятие Советом Министров СССР в янва ре 1962 г. постановления «Об улучшении нормирования оборотных средств государственных предприятий и организаций» и утверждение «Основных положений о нормировании оборотных средств государственных пред приятий и организаций» 19. В Основных положениях ука зывается, что главной задачей нормирования оборотных средств является разработка непосредственно на каждом предприятии и в организации экономически обоснован-
19 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам
(1917—-1967 гг.), т. 5. М„ Политиздат, 1968,
29
ных нормативов собственных оборотных средств, обеспе чивающих при минимальном размере средств беспере бойный процесс производства и реализации продукции и осуществление расчетов в установленные сроки.
Однако разработка экономически обоснованных нор мативов для снабженческо-сбытовых организаций в сущ ности еще не начата. Нормативы собственных оборотных средств.и товарных запасов определяются вышестоящи ми звеньями без участия снабженческо-сбытовых органи заций, без обоснованных расчетов действительной по требности.
Основной удельный вес в нормируемых оборотных средствах снабженческо-сбытовых организаций состав ляют товарные запасы. Поэтому установление экономи чески обоснованного норматива по товарным запасам является решающим при исчислении норматива собст венных оборотных средств снабженческо-сбытовой орга низации. Норматив товарных запасов в настоящее время планируется как средняя и расчетная величина. За осно ву расчета принимаются плановый среднедневной това рооборот и дни запаса. На практике вопросы планиро вания собственных оборотных средств решаются исходя из финансовых возможностей вышестоящей организации. О научной обоснованности планового размера собствен ных оборотных средств при этом не может быть и речи.
Научно-исследовательским институтом экономики и организации материально-технического снабжения раз работана «Типовая методика нормирования товарных запасов сырья и материалов на базах и складах снаб женческо-сбытовых организаций Госснаба СССР». В ней показано, как рассчитывать нормативы запасов в днях и количественном выражении по отдельным товарам или укрупненным группам в их натуральных показателях (тоннах, метрах и т. д.). Но в методике ничего не гово рится об определении норматива оборотных средств в то-
30
варпых запасах. В соответствии с методикой материаль ные ценности, находящиеся в пути, в состав запасов на базах не входят.. Оборотные средства снабженческо-сбы товым организациям необходимы не только для формиро вания складского запаса товаров, но и для оплаты расчет ных документов за отгруженные товары, находящиеся в пути. Вложения оборотных средств в связи с нахождени ем товаров в пути и в неоформленных отгрузках состави ли на 1 января 1973 г. 11,1% всех нормированных средств Главспаба БССР. Поэтому норматив товарных запасов, рассчитанный по методике, будет значительно отклонять ся от действительной потребности в оборотных средствах (собственных и заемных) на создание товарных запасов.
Однако, несмотря надо что Типовая методика издана более пяти лет тому назад, нормативы товарных запасов продолжают определяться расчетным путем.
В настоящее время в условиях расширения обслужи вания потребителей через склады и мелкооптовые мага зины и проводимой концентрации материальных запасов в системе материально-технического снабжения установ ление экономически обоснованных нормативов товарных
запасов и собственных оборотных средств для всех снабженческо-сбытовых организаций крайне необходи мо. Это — основа налаживания нормальных кредитнорасчетных отношений снабженческо-сбытовых организа ций с Госбанком. Недостаток собственных оборотных средств влияет па кредитные отношения, так как снаб женческо-сбытовые организации в таких случаях предъ являют повышенные требования на кредит. В этом отно шении характерны показатели по организациям Главснаба БССР. При незначительном увеличении в период за 1966— 1972 гг. ненормнруемых средств потребность в источниках для создания нормированных запасов (в основном товаров) за данное время возросла в 4,4 раза. Дополнительная потребность в оборотных средствах по-
31
крывалась в основном за счет кредита. Сумма предо ставленного кредита возросла в 15 раз, при увеличении собственных оборотных средств — в 1,9 раза. Кроме кре дита, по товарообороту организациям выдавались целе вые ссуды под сверхнормативные запасы товаров, задол женность по которым на 1 января составила: в 1967 г.—
760 тыс., в 1968 г. — 8400 тыс., в |
1969 г. — 3980 тыс., в |
1971 г.—' 1645 тыс., в 1972 г,— 1700 тыс, в 1973 г,— |
|
1500 тыс. руб. |
|
Для налаживания нормальной оптовой торговли |
|
средствами производства в системе |
материально-техни |
ческого снабжения п в дальнейшем будут накапливаться необходимые материальные ресурсы. Создание экономи чески обоснованного размера запасов средств производ ства в сфере обращения и улучшения за счет этого обслуживания потребителей способствуют относитель ному высвобождению средств в другихотраслях мате риального производства. Следовательно, дополнитель ные оборотные средства, необходимые снабженческосбытовым организациям, для покрытия прироста товарных запасов, могут быть выделены посредством их межотраслевого перераспределения или предоставления целевых ссуд на прирост норматива с последующим по
гашением ссуд за счет прибыли от |
увеличения товаро |
|||
оборота. |
|
|
|
рента |
Организации снабжения и сбыта в основном |
||||
бельны. В 1970 г. в Белорусской |
ССР |
они |
получили |
|
101,1 млн. руб. прибыли, что в 3,3 раза |
больше, |
чем в |
||
1965 г .20 Важную роль в этом сыграло |
изменение опто |
|||
вых цен, упорядочение наценок по отдельным |
снабжен |
ческо-сбытовым организациям.
Существующий размер прибыли позволяет, по наше му мнению, финансировать за счет собственных источни
20 Народное хозяйство Белорусской ССР в 1970 году, стр. 34.
32