Файл: Ткачук, С. С. Совершенствование кредитования и расчетов снабженческо-сбытовых организаций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
щее время снабженческо-сбытовые организации широко используют возможности получения банковского кредита для устранения финансовых затруднений. Поскольку ис пользование временной финансовой помощи не всегда способствует ускорению оборачиваемости средств, то оказание помощи путем выдачи банковских ссуд будет больше заинтересовывать снабженческо-сбытовые орга низации в мобилизации ресурсов.
Наличие в обороте временно свободных средств спе циальных фондов — нормальное явление и имеет тенден цию к увеличению. В связи с переводом снабженческосбытовых организаций на новые условия планирования и экономического стимулирования у них образуется фонд развития материально-технической базы снабжения, фонд материального поощрения и фонд социально-куль турных мероприятий. Как показывает практика, отчисле ния в фонды за 1965—1971 гг.24 возросли в 4 раза и со ставляют значительную сумму. Временное использова ние этих средств в обороте снабженческо-сбытовых организаций обусловлено существующими формами хо зяйствования и не противоречит требованиям хозяйствен ного расчета.
Средства неиспользованных фондов хранятся на расчетных счетах (за исключением фонда развития материально-технической базы снабжения). Поскольку Госбанк с 1963 г. прекратил начисление процентов по средствам па расчетных счетах, то их накопление не отвечает хозрасчетной заинтересованности снабженче ско-сбытовых организаций. Эти суммы целесообразно направлять на погашение банковского кредита и сни зить уплату процентов. Поэтому мы считаем неприемле мым предложения отдельных экономистов о хранении средств специальных фондов на отдельных счетах в Гос
24 Народное хозяйство СССР в 1922—1972 гг., стр. 726.
42
банке или приравнивать их к устойчивым пассивам и планировать как постоянный источник покрытия норми руемых активов23.
Свободные средства специальных фондов не охваты ваются финансовым и кредитным планированием, а вы ступают как внеплановые источники и могут привести к избытку (по сравнению с плановой потребностью в дан ный момент) всех ресурсов снабженческо-сбытовой орга низации. У нее создается необоснованное финансовое благополучие, хотя часть этих ресурсов оказывается от влеченной в сверхплановые запасы ценностей, дебитор скую задолженность и т. д. Поэтому для повышения эффективности использования всего совокупного фонда оборотных средств следует вовлекать временно свобод ные внутренние ресурсы в определенное плановое русло, не лишая при этом организации возможностей самостоя тельного маневрирования ими. Для решения данного во проса наиболее экономически обосновано использова ние кредита банка, как предлагают Е. Мительман и Н. Лисициан 265 . Использование в хозяйственном обороте внутренних ресурсов должно приводить к сокращению ссудной задолженности, а это значит и общего размера средств, авансируемых государством в плановом поряд ке. В то же время обеспечиваются хозрасчетные интере сы самих хозяйств.
Вопрос о соотношении источников формирования обо ротных средств длительное время обсуждается в печати. Особо возрос интерес к нему в настоящее время, когда
25 |
М. П е ч е н и к. Об |
источниках |
формирования оборотных средств |
|
|
хозорганов. «Деньги |
и кредит», |
1961, № |
5, стр. 38; М. И. Со л о - |
|
п е н к о . Оборотные |
средства в новых условиях планирования н |
||
26 |
экономического стимулирования. Киев, 1968, стр. 37. |
|||
Е. М и т е л ь м а н . |
Проблемы кредитования по специальным ссуд |
|||
|
ным счетам. «Деньги и кредит», |
1969, № |
6, стр. 24; Н. Л и с и ц и |
|
|
ан. Внутренние финансовые ресурсы предприятия и банковский |
|||
|
кредит. «Деньги и кредит», 1969, № 5, стр. 81. |
43
у нас и в других социалистических странах проводится экономическая реформа. Некоторые авторы обосновы вают необходимость перехода к формированию оборот ных средств только за счет кредита 27. Большинство эко номистов28 (а к ним присоединяется и автор данной работы) считают необходимым сохранение собственных оборотных средств.
Увеличение удельного веса кредита в источниках формирования оборотных средств снабженческо-сбыто вых организаций в настоящее время создает материаль ные стимулы для повышения эффективности использо вания оборотных средств. Отличительная особенность новой системы планирования и экономического стиму лирования в материально-техническом снабжении — освобождение снабженческо-сбытовых организаций от оплаты за основные и оборотные средства. Эти ресурсы используются бесплатно, в то время как за заемные средства банк взыскивает проценты. Снабженческо-сбы товые организации непосредственно заинтересованы в целесообразном использовании имеющихся у них собст венных оборотных средств, а также в ускорении возвра та ссуд банка, что приводит к сокращению платы за кредит.
27 И. А. У с а т о в. Хозяйственный расчет и контроль рублем в про мышленности. М., «Финансы», 1968, стр. 51; Ю. П. А в д и я н ц. Кредит и эффективность затрат. Сб. «Эффективность обществен
ного |
производства |
и финансы», вып. II. |
М., «Финансы», 1968, |
||
стр. |
75. |
|
повышении |
роли |
кредита в экономике. |
28 Н. Б а р к о в с к и й. О |
|||||
«Деньги и кредит», |
1966, |
№ 1, стр. |
20. Актуальные экономические |
проблемы коммунистического строительства. Минск, «Вышэйшая школа», 1967, стр. 199—200; В. З а й д е н в а р г . К вопросу о кре дите как едином источнике формирования оборотных средств пред приятий. «Финансы СССР», 1968; № 11, стр. 39—41; Финансы и кредит в условиях хозяйственной реформы. М., «Финансы», 1969,
231—232; И. В. Л е в ч у к . Ссудный фонд и кредит. М., «Финан сы», 1971, стр. 161.
Г л а в а II
КРАТКОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ
1. РАЗВИТИЕ КРЕДИТОВАНИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ограничение на первых этапах после кредитной реформы 1930—1932 гг. банковского кредита преимущественно сезонными объектами кредитования привело к тому, что многие предприятия и организации несезонных отраслей народного хозяйства длительное время не пользовались банковскими ссудами (кроме ссуд под расчетные доку менты в пути и на временные нужды). К таким хозорганам относятся и снабженческо-сбытовые организации, кругооборот средств которых, как правило, не имеет больших сезонных колебаний.
Последующий период развития кредитных отношений Госбанка с народным хозяйством характеризуется зна чительным расширением границ банковского кредита, в том числе и за счет новых объектов кредитования. Зада чи усиления контроля рублем за деятельностью товаро проводящей системы, оздоровление финансового хозяй ства торгующих организаций и отсутствие сверхнорма тивных остатков материальных ценностей обусловили необходимость участия кредита в формировании той части оборотных средств, которая определяется норма тивом. Поэтому с 1933 г. в практику Госбанка вводится
45
новый вид кредитования — по текущему товарообороту, а в 1935 г. был изменен порядок кредитования сельско хозяйственной продукции. Заготовительные организации начали получать банковский кредит, за счет которого производили расчеты с колхозами сразу после приема продукции. Этим обеспечивалась своевременность расче тов за принятую сельскохозяйственную продукцию.
Порядок кредитования снабженческо-сбытовых орга низаций изменился значительно позже — в 1939 г. На основе опыта кредитования других отраслей сферы об ращения в кредитные отношения со снабженческо-сбыто выми организациями начал внедряться принцип участия кредита и собственных оборотных средств в формирова нии нормируемых активов.
Положениями по кредитованию товарооборота снаб женческо-сбытовых организаций, разработанными в 1939 г., долевое участие собственных оборотных средств в покрытии товарных запасов и в оплате расчетных доку ментов за товары было определено в размере 30%, а в остальной части привлекался кредит банка. В последую щем долевое участие собственных оборотных средств было повышено до 50%.
Часть собственных оборотных средств в размере до левого участия кредита банка изымалась и замещалась заемными средствами.
Снабженческо-сбытовым организациям, переводимым на кредитование по товарообороту, открывались специ альные ссудные счета, с которых оплачивались расчет ные документы за поступающие товары. Выручка от реализации товаров зачислялась на расчетные счета Участие собственных оборотных средств в оплате това-
1 Выручка от реализации товаров у торговых и заготовительных ор ганизаций зачислялась непосредственно на специальные ссудные счета.
46
ров осуществлялось посредством внесения на специаль ный ссудный счет плановых платежей, устанавливаемых исходя из месячного планового оборота по реализации товаров и долевого участия собственных оборотных средств в оплате товаров. Плановые платежи взыскива лись ежедневно в пределах свободных средств, имевших ся на расчетном счете. Невнесенная часть на счет просро ченных ссуд не выносилась и к плановому платежу следующего дня не прибавлялась. Уточнение взаимоот ношений по получению и погашению ссуд производилось за регулируемый период (6 или 10 дней).
При регулировании ссудной задолженности Госбанк сравнивал сумму внесенных срочных платежей с суммой долевого участия организации в фактически оплаченных со специального ссудного счета товарах за регулируемый период. Неполностью внесенная сумма взыскивалась, а излишне внесенная возвращалась на расчетный счет. Сумма выданных ссуд на оплату расчетных документов (а после произведенного регулирования она оставалась равной долевому участию кредита банка в сумме опла ченных товаров) оформлялась для погашения срочными обязательствами. Сроки устанавливались в соответствии с плановой оборачиваемостью товаров. Размер выдавае мого кредита не ограничивался лимитом.
Госбанком производилась обязательная проверка обеспечения выданного кредита материальными ценно стями. Норматив собственных оборотных средств в това рах учитывался при расчете обеспечения не в установ ленной плановой сумме, а по удельному весу—в фактиче ских остатках товаров исходя из долевого участия собственных оборотных средств.
Порядок кредитования товарооборота снабженческосбытовых организаций, введенный в 1939 г., дал возмож ность шире вовлекать кредит в оборот, что сказалось на процессе развития методов и объектов прямого банков
47
ского кредитования применительно к особенностям этой отрасли.
Вместе с тем осуществление его на практике помогло выявить ряд существенных недостатков. В частности, к ним относились:
определение долевого участия собственных оборотных средств в оплате товаров и формировании товарных за пасов в процентном отношении приводило либо к исклю чению из оборота части имевшихся ресурсов, либо к по вышенным требованиям, не увязанным с финансовыми возможностями организации;
неудачное решение вопроса о кредитовании сверхнор мативных запасов товаров, которые накапливались как резервные и сезонные. Они кредитовались в пределах устанавливаемых лимитов без учета заполнения общего норматива, что затрудняло осуществление контроля за обеспеченностью кредита;
сложный порядок предоставления, погашения ссуд и регулирования (очень частого) задолженности по специ альному ссудному счету.
Для упорядочения кредитования снабженческо-сбы товых организаций и устранения этих недостатков в 1950 г. были внесены изменения в правила кредитования товарооборота снабженческо-сбытовых организаций. Следует отметить, что основные принципы кредитования, введенные в 1939 г., и сам порядок кредитования не подверглись коренному изменению. Были улучшены условия предоставления кредита снабженческо-сбыто вым организациям.
Участие собственных оборотных средств организаций в оплате товаров и формировании товарного запаса уста навливалось в твердой плановой сумме. Долевое участие собственных оборотных средств в оплате товаров преду сматривалось исходя из плана реализации товаров. Ссу ды под сезонные и сверхнормативные запасы товаров
48
продолжали выдаваться с отдельных ссудных счетов. Суммы ссуд обращались на погашение задолженности по специальному ссудному счету, если имелось превышение контрольной цифры кредита по товарообороту.
Госбанку предоставлялось право в необходимых слу чаях производить отсрочку погашения ссуд сроком до 30 дней. Была введена ежемесячная проверка обеспече ния ссуд на первое число по оперативным сведениям, которые в последующем сверялись с данными по балан су. Обеспечение по всем видам ссуд проверялось раз дельно. Регулируемый период удлинялся до 15 дней. Погашение полученных ссуд производилось в прежнем порядке, т. е. по обязательствам, оформленным в дни регулирования ссудной задолженности на средний пла новый срок оборачиваемости товаров. Сумма платежа по срочному обязательству в день наступления срока предъ являлась ко взысканию. При недостаточности средств на расчетном счете непогашенная часть задолженности по специальному ссудному счету переносилась на счет про сроченных ссуд.
Возникновение у организации просроченной задол женности по ссудам вносило изменения в кредитные от ношения: оплата расчетных документов поставщиков за товары (кроме лесопродукции и некоторых других) со специального ссудного счета прекращалась. Возобновле ние оплаты расчетных документов со специального ссуд ного счета производилось только после погашения про сроченной задолженности по ссудам.
Просроченная задолженность по ссудам у снабжен ческо-сбытовых организаций из-за задержки оплаты счетов покупателями возникала часто. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. «О роли и задачах Государственного банка
СССР» была изменена очередность платежей. Платежи по ссудам Госбанка начали погашаться в 4-й группе
4. Зак. 961 |
49 |