Файл: Ткачук, С. С. Совершенствование кредитования и расчетов снабженческо-сбытовых организаций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ков и более значительные суммы прироста норматива собственных оборотных средств. Имеется реальная осно ва для погашения ссуд на прирост оборотных средств, которые могут быть выданы отдельными организациями в связи с временным недостатком у них собственной прибыли для формирования возрастающей потребности в средствах.
Сохранение собственных оборотных средств на уров не установленных нормативов зависит в основном от следующих условий: выполнения плана прибыли; свое временного финансирования прироста собственных оборотных средств за счет средств по перераспределе нию; соблюдения финансовой дисциплины, т. е. направ ления средств только на мероприятия, предусмотренные финансовым планом.
Неполучение плановой прибыли сокращает суммы собственных оборотных средств, так как снабженческосбытовая организация должна производить запланиро ванные платежи в бюджет, отчисления в фонды экономи ческого стимулирования, взносы по финансированию ка питальных вложений, передавать средства другим организациям в порядке перераспределения.
Несвоевременное финансирование прироста собствен
ных оборотных средств, излишние платежи в бюджет и |
|
на финансирование капиталовложений, изъятия |
выше |
стоящей организацией и другие причины носят времен |
|
ный характер. Поэтому их следствие — недостаток |
соб |
ственных оборотных средств — тоже временное явление. При урегулировании взаимоотношений с вышестоящей организацией, возврате финансовыми органами переплат в бюджет недостающие суммы восполняются. Вместе с тем даже временное возникновение недостатка собствен ных оборотных средств отрицательно сказывается на финансовой и хозяйственной деятельности каждой снаб женческо-сбытовой организации.
3. |
З г к . 961 |
зз |
|
Вот один из подобных примеров. Главснаб БССР в отдельные периоды несвоевременно перечислял средства управлению «Белхимснабсбыт», Могилевскому и Витеб скому облснабсбытам. Недостаток собственных оборот ных средств в свою очередь явился причиной образова ния необеспеченной задолженности по ссудам.
Существующая в настоящее время методика опреде ления и оценки наличия собственных и приравненных к ним средств имеет существенные недостатки. Размер собственных и приравненных к ним оборотных средств определяется по балансу как разница между имеющими ся источниками собственных и приравненных к ним средств (раздел «А» пассива баланса) и суммой основ ных фондов и внеоборотных активов (раздел «А» актива баланса). При этом не учитывается, что организация в соответствии с финансовым планом должна из собствен ных накоплений создавать специальные фонды, переда вать оборотные средства вышестоящей организации или в порядке перераспределения другим организациям. При невыполнении данных меропрятий средства остаются в обороте хозорганов н считаются их «собственными». Создается видимость финансового благополучия, а впоследствии, после распределения прибыли и выполне ния всех финансовых обязательств, может выявиться недостаток собственных оборотных средств. Нередко хозорганы, не выполняющие своих обязательств, имеют лучшие показатели состояния собственных оборотных средств, нежели хозорганы, которые своевременно вносят все платежи.
Нами произведен расчет состояния собственных обо ротных средств по организациям Главснаба БССР на 1 января 1972 г. с учетом обязательных отчислений от прибыли за 1971 г. Установлено, что у отдельных органи заций, имевших по балансу излишек собственных обо ротных средств (минские облснабсбыт и горснабсбыт,
34
Белрадиоприборснабсбыт), после дополнительных от числений от прибыли в бюджет и на создание фондов образуется недостаток собственных оборотных средств. По Главснабу БССР в целом излишек собственных обо ротных средств числился в сумме 520,8 тыс. руб., а после произведенных отчислений выявился недостаток в сумме 55 тыс. руб. Источником восполнения недостатка собст венных оборотных средств определен резерв временной финансовой помощи.
Для усиления контроля за исполнением финансовых планов следовало бы, на наш взгляд, при определении наличия собственных оборотных средств исключать все ресурсы, которые остаются в обороте вследствие их не своевременного перечисления или взноса.
Источником формирования оборотных средств явля ется также кредиторская задолженность, остающаяся в обороте с момента возникновения платежа до его осуще ствления. Удельный вес этого внепланового источника имеет тенденцию к снижению. Так, на 1 января 1961 г. кредиторская задолженность по стране составляла 20% всех источников формирования оборотных средств, а к началу 1972 г, — 14% 21. За 1966—1971 гг. удельный вес кредиторской задолженности в источниках оборотных средств снабженческо-сбытовых организаций Белорус сии снизился на 0,3%. На 1 января 1972 г, он был равен 13,6%-. Абсолютная сумма кредиторской задолжен ности за этот период увеличилась более чем в
2,4 раза.
Кредиторская задолженность по товарным операциям возникает в результате опережения поступления товара над его оплатой. Она может возникнуть и при задержке
21Народное хозяйство СССР в 1967 г. М., «Статистика», 1968, стр. 862. Народное хозяйство СССР в 1922—1972 гг. М„ «Статистика», 1972,
стр. 471,
35
платежа покупателем в связи с финансовыми затрудне ниями, что должно рассматриваться как нарушение нор мального оборота средств.
Снабженческо-сбытовые организации осуществляют платежи нетоварного характера (взносы в бюджет отчи слений от прибыли, налога с оборота и др.). Суммы от числений от прибыли и налога с оборота, не внесенные в бюджет, временно находятся в обороте и также выступа ют как кредиторская задолженность.
По своему экономическому содержанию кредитор ская задолженность представляет собой внеплановое перераспределение средств, поэтому необходимо доби ваться ее сокращения. Некоторые экономисты22, рас сматривая источники формирования оборотных средств, кредиторскую задолженность наравне с кредитом банка включают в заемные средства. Мы не можем с этим со гласиться, так как банковский кредит и кредиторская задолженность выражают совершенно разные экономи ческие отношения.
В экономической литературе широко распространено мнение о необходимости учета кредиторской задолжен ности в качестве устойчивого пассива, засчитываемого в покрытие норматива собственных оборотных средств. Некоторые авторы ссылаются на опыт многих социали
стических стран. «Постоянная переходящая |
задолжен |
ность,— подчеркивает С. Б. Барнгольц,— как |
источник |
формирования оборотных средств охватывается планиро ванием в ГДР, Чехословакии, Польше, Венгрии более полно, чем в СССР, что усиливает воздействие плана на
?2 М. А. Б а р у н. Справочник по финансово-экономическим расче там. М., «Финансы», 1966, стр. 177; И. Р а т н е р . Оборотные сред ства в системе материально-технического снабжения. «Материаль но-техническое снабжение», 1967, N3 12, стр. 40,
35
формирование оборотных средств и, на наш взгляд, за служивает положительной оценки» 23.
В хозяйственной практике встречаются случаи учета кредиторской задолженности в устойчивых пассивах. До 1955 г. часть кредиторской задолженности учитывалась как источник формирования оборотных средств у всех хозоргапов. Это соответствовало условиям того времени, когда применялась семидневная отсрочка платежа. В расчет принималась задолженность, которая образо валась у снабженческо-сбытовых организаций в резуль тате семидневной отсрочки платежа по иногородним расчетам. С отменой отсрочки платежа кредиторская задолженность поставщикам в составе устойчивых пас сивов планируется только некоторым снабженческо-сбы товым организациям.
По отношению к этим организациям, а в равной сте пени и к предприятиям и организациям других отраслей народного хозяйства учитывать кредиторскую задол женность поставщикам в качестве устойчивого пассива экономически нецелесообразно. Кредиторская задол женность не является устойчивой величиной. Колебания такой задолженности достигали: у Минской металлобазы от 309 тыс. до 1689,7 тыс. руб., у Белмашснабсбыта от 20,1 тыс. до 169,1 тыс. руб., у республиканской базы «Белбытснаба» Министерства бытового обслуживания БССР от 64 тыс. до 382,6 тыс. руб. В условиях включения части кредиторской задолженности в устойчивые пасси вы при кредитовании будет исключаться только креди торская задолженность, превышающая норматив по устойчивым пассивам. На сумму зачтенной в устойчивых пассивах кредиторской задолженности автоматически возрастает задолженность банку по ссудам.
гз С. Б. Б а р н г о л ь ц . Оборотные средства промышленности СССР,
стр. 84.
37
Кроме того, снижение фактического размера креди торской задолженности ниже предусмотренного планом будет обозначать недостаток средств в обороте и может привести к финансовым затруднениям. У предприятий и хозяйственных организаций появится стремление к со хранению кредиторской задолженности в размере, не ниже принятого в качестве источника формирования оборотных средств. Плательщик также не будет заинте ресован в ускорении расчетов.
Высвобождение средств, авансированных для расче тов, может быть достигнуто только при сокращении вза имной задолженности хозяйственных организаций, а эго требует максимального приближения срока платежа к моменту получения продукции.
Следует остановиться на вопросе задолженности бюджету по налогу с оборота, которая временно исполь зуется в обороте организаций. Условия образования ее иные, нежели кредиторской задолженности поставщикам. Если задолженность поставщикам возникает в результа те несовпадения времени поступления товарно-матери альных ценностей и их оплаты, то задолженность по налогу с оборота — в результате несовпадения времени получения в составе выручки налога с оборота и его перечисления в бюджет. Размер и длительность нахож дения в обороте задолженности по налогу с оборота обусловливаются установленным порядком его уплаты в бюджет. Налог с оборота в настоящее время перечисля ется в бюджет ежедневно, раз в 3, 5, 10 дней или в более редкие сроки. Широко практикуется начисление налога с оборота по средним ставкам с последующим перерасче том сумм. В таких условиях размер задолженности по налогу с оборота резко колеблется, а начисление налога с оборота по средним ставкам при изменении ассорти мента реализуемых товаров приводит иногда к перепла те налога с оборота. Поэтому зачет задолженности по
38.
налогу с оборота в устойчивые пассивы также отрица тельно скажется на финансовом состоянии.
Решить вопрос о сокращении размера задолженности по налогу с оборота можно на основе установления более частых, чем сейчас, сроков его взимания: например, взимать налог с оборота не один раз в декаду, а в 5 дней или в более частые сроки в зависимости от суммы пла тежа.
Следует отметить, что задолженность за неоплачен ные товары п но налогу с оборота сокращает на какой-то период потребность в других источниках средств и в пер вую очередь в банковском кредите. Поэтому при опреде лении потребности в заемных средствах надо учитывать задолженность поставщикам и по налогу с оборота.
Прочие источники, в основном свободные средства специальных фондов и временная финансовая помощь, к началу 1972 г. составили 6,7% в формировании оборот ных средств. Образование и использование их имеет оп ределенную специфику и отличия от других источников формирования оборотных средств.
Чтобы ликвидировать временные финансовые затруд нения, возникающие по независящим от хозорганов причинам, в министерствах и ведомствах образуется резерв для оказания временной финансовой помощи. Снабженческо-сбытовые организации, входящие в систе му министерств п ведомств, получают временную финан совую помощь из резерва министерства или ведомства. В Главснабе БССР также существует резерв временной финансовой помощи. Снабженческо-сбытовые организа ции Главснаба БССР, входившие ранее в Совнархоз БССР, временную финансовую помощь из резерва Сов нархоза практически не получали, так как средства дан ного резерва направлялись в основном промышленным предприятиям. В результате этого при реорганизации Совнархоза БССР и выделении снабженческо-сбытовых
39
организаций во вневедомственную систему последние получили совершенно незначительный резерв временной финансовой помощи, остаток которого в Главснабе БССР на конец 1965 г. был равен 89 тыс. руб., или 0,3% к сумме всех источников формирования оборотных средств. По Совнархозу БССР удельный вес этого источ
ника составлял 1,4%. В 1966— 1972 гг. размер |
резерва |
|
для оказания временной |
финансовой помощи по Глав- |
|
снабу БССР увеличился |
за счет отчислений |
низовых |
снабженческо-сбытовых организаций части их сверхпла новой прибыли.
В табл. 4 приведена динамика создания и использо вания резерва для оказания временной финансовой по мощи по Главснабу БССР.
Анализ сложившейся за последние годы практики показывает, что выдачи средств из резерва временной финансовой помощи не стали еще эффективным средст вом обеспечения нормального кругооборота средств снабженческо-сбытовых организаций. Средства выдава лись по недостаточно обоснованным ходатайствам, а иногда и вообще без них. В момент оказания временной финансовой помощи не разрабатываются меры, направ ленные на ликвидацию финансовых затруднений.
Средства из резерва временной финансовой помощи, выдаваемые отдельным организациям, находятся в их обороте длительное время и в какой-то мере превраща ются в постоянный источник формирования оборотных средств, за счет которого покрываются финансовые прорывы, допущенные по вине самих хозорганов. Так, в 1972 г. за некоторыми организациями задолженность числилась свыше двух лет. Длительное время пользуется временной финансовой помощью универсальная база Главснаба Минмонтажспецстроя БССР. За счет резерва временной финансовой помощи в 1972 г. восполнен недо статок собственных оборотных средств многим организа-
40
Т а б л и ц а 4
Данные о состоянии и использовании резерва для оказания
финансовой помощи организациям Главснаба БССР, |
тыс. |
руб. |
||||
|
|
|
|
Г о д ы |
|
|
|
П о к а з а т е л и |
|
1966 |
1969 |
|
|
|
|
|
1971 |
1972 |
||
I. |
Состояние резерва |
начало |
|
|
|
|
|
Остаток резерва на |
|
|
|
|
|
|
года |
|
89 |
449 |
717 |
950 |
|
Поступило на увеличение |
— |
219 |
233 |
214 |
|
в том числе за счет сверхплано |
_ |
|
|
|
||
вой прибыли |
цели |
219 |
233 |
214 |
||
|
Обращено на другие |
3 |
— |
— |
46 |
|
11. |
Остаток фонда на конец года |
86 |
559 |
950 |
1118 |
|
Использование резерва |
|
|
|
|
||
|
Остаток задолженности на |
|
|
|
|
|
|
начало года |
|
3 |
257 |
583 |
629 |
|
Выдано в течение года |
724 |
702 |
605 |
||
|
Возвращено в течение года |
— |
430 |
656 |
379 |
|
|
Остаток задолженности на |
|
|
|
|
|
|
конец года |
|
3 |
551 |
629 |
855 |
|
Свободный остаток резерва |
|
|
|
|
|
|
на конец года |
|
83 |
9 ’ |
321 |
263 |
циям Главснаба БССР. Подобное использование резерва нельзя признать экономически обоснованным.
Обязательным условием дальнейшего улучшения ис пользования резерва временной финансовой помощи должно быть использование средств строго по целевому назначению, разработка конкретных мероприятий по устранению финансовых затруднений, установление твердых сроков возврата, постоянный контроль за вы полнением мероприятий и своевременным возвратом финансовой помощи.
По нашему мнению, надо установить верхнюю грани цу размера фонда временной финансовой помощи в аб солютном или относительном размере, так как в настоя-
41