Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его дей ствительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращает для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отби рают его неорганическое тело, природу»
К. Маркс самым глубоким образом раскрыл сущность отчуждения человека в капиталистическом обществе.
И хотя индустрия развитых капиталистических стран далеко ушла от того машинного производства, современ ником которого был Маркс, однако при этом оно не изменило своей глубинной логики, своей первоначальной конструкции. Напротив, оно в предельно отчетливой форме обнажило ее (например, в условиях поточно-кон вейерного производства).
К. Маркс характеризует машинное производство с
точки зрения положения в нем человека следующим об
разом.
«В мануфактуре и ремесле рабочий заставляет ору дие служить себе, на фабрике он служит машине. Там движение орудия труда исходит от него, здесь он дол жен следовать за движением орудия труда. В мануфак туре рабочие являются членами одного живого механиз ма. На фабрике мертвый механизм существует независи мо от них и они присоединены к нему как живые при датки» 21.
«Машинный труд, до крайности захватывая нервную систему, подавляет многостороннюю игру мускулов и от нимает у человека всякую возможность свободной физи ческой и духовной деятельности. Даже облегчение труда становится средством пытки, потому что машина осво бождает не рабочего от труда, а его труд от всякого со держания 3.
Присущее капиталистическому производству извра щенное отношение, когда не рабочий применяет условия труда, а, наоборот, условия труда применяют рабочего, с развитием машины получает технически осязательную реальность. Машина — средство производства, мате
1K. Маркс и Ф. Энгельс Из ранних произведений. Μ., Госполитиздат, 1956, стр. 566.
2K.Mapκc и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 433—434. 3 Там же, стр. 434.
91
риальный объект —• становится как бы «субъектом» про изводства, а рабочая сила — носитель высших человече ских функций, субъективный фактор производства — пре вращается в «объект», в живой придаток к машине. Раз витие машинных средств производства все больше и больше превращают рабочего в объект, ставя тем самым одновременно и пределы своему развитию.
Труд человека при капитализме лишается всякого со держания, происходит его духовное опустошение. «Физи
ческое» и «духовное» в человеке раздваиваются; духов ное отчуждается от человека-труженика. Это раздвое ние находит внешнее выражение в образовании двух по люсов порожденного машинным производством капита
листического общества:
—духовной опустошенности на стороне основной массы трудящихся,
—сосредоточения духовных потенций на стороне ка питала.
Именно превращение человека в объект производства ставит пределы развитию машинной индустрии. Автома-'
газированное производство, качественно изменяя весь технический базис машинного производства, одновремен но преодолевает «неестественность» положения человека в роли простого физического объекта. В развитом авто матизированном производстве человек перестает быть, выражаясь словами Маркса, агентом производства, все го лишь одним из его условий, и превращается в ор ганизатора и руководителя производственного про
цесса, в субъекта производства в полном смысле слова4. Превращение человека из объекта в субъект связано
с характером, масштабами и направлением опосредо
вания его труда новыми техническими средствами. Син кретическая система машин по своей природе уже не требует опосредования со стороны человека, напротив, она опосредует собой его деятельность. Для положения человека это имело громадное значение прежде всего в том смысле, что отделились условия его труда от усло вий самих производственных процессов, человек «вы шел» из той среды, которая физиологически противо естественна для него. Непосредственный контакт он осу
ществляет |
с подсистемой автоматического регулирова- |
4 См. К. |
Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. II, стр. 213. |
92
иия и па высших стадиях развития автоматизации стоит над ней, выступая по отношению к автоматическому регулятору в роли метарегулятора. Взаимодействие че ловека с машиной-регулятором требует от него функций
высшей нервной деятельности и в первую очередь твор ческого мышления.
В своем развитии автоматизированное производство подводит к необходимости развития человека как само цели. Когда средствами производства становятся мате риализованные научные знания, а с другой стороны, производство требует интеллектуальной деятельности
все более и более высокого уровня, в этих условиях раз
витие человека становится опережающим условием са
мого производства. Заметим в этой связи, что сам по себе процесс труда не может определять личностные ха рактеристики индивида. Личность — совокупность всех общественных отношений, и в этом смысле отношения между людьми по поводу участия их в общественном
труде являются основой, формирующей личность.
По -мере того как происходит все большее и большее
«выведение» |
человека |
из непосредственного процесса |
|
производства, |
его трудовая деятельность |
превращается |
|
в творческое |
решение |
теоретических и |
практических |
проблем духовного и материального производства. Пре одолевается ограниченность материальных источников развития человека. Дальнейший прогресс человека ста новится зависим от познания им самим окружающего его мира, бесконечность которого оборачивается для не
го безграничностью |
его |
собственных потенций5. |
5 «Если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же |
||
иным является богатство, |
как |
не универсальностью потребностей, |
способностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над сила ми природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богат ство, как не абсолютным выявлением творческих дарований чело века, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность раз вития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотноси
тельно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.
Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только
определенности, а производит себя во всей своей целостности, он
не стремится, оставаться чем-то окончательно установившимся, а
находится в абсолютном |
движении |
становления» (К. Маркс и |
Ф. Энгельс. Соч., т. 46, |
ч. I, стр. |
476). |
93
C переходом к автоматизированным системам проис ходит усиление функциональных человеческих связей.
Как это обусловлено самой природой автоматизирован ного производства, преодолевается атомизация структу ры общества предшествующей эпохи, «межчеловеческие» связи становятся более интегрированными. При этом усиление человеческих связей сопровождается измене нием механизмов саморегуляции. Происходит переклю чение механизмов саморегуляции «на отдельные особи».
Возрастает функциональная роль каждого отдельного человека, причем функциональное значение отдельного индивида имеет место не само по себе, а в системе уси лившихся взаимных связей, т. е. как функция единого организма.
Это обстоятельство является объективной основой
для преодоления существовавшей раньше монополии человеческого развития в рамках классовой культу ры. Развитие отдельного индивида становится не обходимым для существования и развития всех ос
тальных.
Человеческая личность представляет собой единство коллективного и индивидуального. Общение и обособле ние человека в единстве представляют собой необходи
мое условие формирования и развития его личности.
Процесс формирования личности начинается с взаимо действия этих двух сторон. В классово антагонистиче ских обществах всегда существовал антагонизм во взаи модействии этих двух сторон формирования личности. Новый технический базис, создаваемый в ходе современ ной научно-технической революции, становится той мате риальной основой, которая позволяет преодолеть как «коллективность» родового строя без индивида-личности,
так и индивидуализм буржуазного общества. Потребность разнообразия людей в высших челове
ческих проявлениях становится потребностью их произ
водственной деятельности (в широком смысле слова). Происходит возрождение человеческой индивидуально сти, и само разнообразие общественных функций требует разнообразия уникальных личностей.
Отсюда возникает специфическая для данных усло
вий проблема типологизации личности и как частный случай — профессиональной типологизации, это стано вится необходимым условием включения «каждого по
94
способностям» в систему общественного разделения тру да без деформации личности отдельного индивида. Воз можным это станет тогда, когда разделение труда не будет выражать различий социально-экономического порядка, а будет лишь одновременным существованием различных конкретных видов труда.
§ 15. Изменение окружающей человека среды
Современная научно-техническая революция вызыва ет настолько значительное изменение условий человече ского существования, что их можно связывать с перехо дом к новой цивилизации. В настоящее время в деятельно
сти человека по изменению среды количественные изме нения перешли в качественные. Техническое преобразова ние людьми окружающей среды оказалось не только со поставимым с воздействием природных сил, но и более су щественным по сравнению с естественными силами. Воз
действие человека на окружающую его среду оказывается настолько сильным, что последняя становится в преоб
ладающей части искусственной, созданной его собствен ным трудом.
Создание искусственной среды — явление чрезвычай но противоречивое. C одной стороны, ее развитие являет ся показателем уровня могущества человека в борьбе с
природой, в преобразовании «изначальной», природной, среды. C другой стороны, искусственное происхождение этой среды содержит в себе опасность ее превращения в «неестественную», поскольку ее создание может про исходить при таких обстоятельствах, когда непосредст венной целью человеческой деятельности не являются
потребности развития личности. Так, искусственная сре да, созданная на основе машинного производства капи талистического общества, возникла «не как результат планомерной деятельности человека, а, скорее, как про дукт его «промышленного» использования. Она далеко не
во всем соответствует природным биологическим и пси хологическим особенностям человека. И если прежде можно было еще вместе с Мефистофелем направить че ловека к нетронутому и вечно зеленеющему древу жиз-
95
ни, то в наши дни круг искусственной цивилизации за мыкается» 6.
Принципиально новый характер материальных средств, с помощью которых люди осуществляют обмен веществ между собой и природой, — средств автомати зированной техники — позволяет изменить роль челове ка в общественном производстве. Человек перестает быть продуктом «промышленного» использования, слугой вещей; напротив, технические средства обслуживают
собой его жизнедеятельность. Речь идет, конечно, о по тенциальной возможности изменения цивилизации.
Окончательное решение этой проблемы будет |
зави |
сеть от тех целей, которые ставит общество в |
своем |
развитии. |
|
Стихийное создание искусственной среды в современ ных условиях научно-технической революции может ока зать деформирующее влияние на человека в гораздо большей степени, чем стихийное развитие искусственной среды эпохи промышленного развития. Ее поражающее воздействие может обнаружиться в том, что ее жертвой станет человек не в роли физического объекта (в сово купности своих физиологических и антропологических характеристик), а человек, выполняющий свои высшие функции.
Характер используемых и управляемых человеком в современной цивилизации сил — ядерная энергия, хи мические процессы, синтез белковых веществ, раскрытие генетического кода, психологическое управление поведе нием живых существ — таков, что они одновременно со держат в себе возможности как беспредельного развития человека, так и его самоуничтожения.
Вот почему социальные проблемы развития оказы ваются такими исключительно острыми по своему значению для современной научно-технической рево люции.
Общество в отличие от предшествующих эпох должно не только дать простор развитию новых производитель ных сил, но и сберечь от разрушения человеческую циви-
6P. P и X т а. Научно-техническая революция и марксизм «Проблемы мира и социализма». № 1. 1967.. стр. 81.
96
лизацйю. Победы техники ке должны быть куплены це ной деградации7.
Сама автоматическая техника может разрабатывать ся в двух вариантах, реализуя инженерно-психологиче ский подход к человеку и собственно «человеческий» — с позиций общей психологии. Технический подход к че
ловеку при создании автоматических средств рано или поздно поставит пределы развитию самой этой техники. Напротив, создание современных автоматических уст
ройств в рамках принципиально иной логической кон цепции— обслуживать человека, раскрывая в нем все
более и более высокие функции, — снимает пределы раз вития этой техники. Историческая миссия коммунисти ческого общества состоит именно в том, что его развитие совпадает с требованиями научно-технического прогрес са: именно «человеческий» вариант развития современ ной техники не наталкивается на пределы человека в роли составной части машины, пусть даже какой угодно сложности.
Современная научно-техническая революция создает предпосылки для органического соединения физических и культурных потенций человека. Она преодолевает сло жившийся в рамках-промышленной цивилизации антаго низм между рабочим и свободным временем. Современ ное производство создает потенциальную возможность увеличения внерабочего времени настолько, что оно при
обретает качество быть свободным и, следовательно,
служить «пространством» для развития человека. C дру гой стороны, увеличение внерабочего времени, досуга,
изолированное от трудовой творческой активности, опас но для развития человека не меньше, чем гипертрофия рабочего времени.
7 В этой связи предостерегающе звучат слова Маркса, сказан ные им более ста лет назад. «В наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд,
приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвест
ные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет, себе природу, человек становится ра бом других людей либо же рабом своей собственной подлости.
Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества». (К- Маркс и Ф. Эн гельс. Соч., т. 12, стр. 4).
7 Е. И. Рузавина |
97 |
В интеграции труда и творчества, физической и ду
ховной деятельности большую роль призвана сыграть культура. В капиталистической 'промышленной цивили зации соответственно полярному раздвоению общества на носителей физических и духовных потенций произо шел разрыв культуры и технической цивилизации. Совре менная техника, опосредующая собой труд человека,
рассчитанная на его высшие психологические функции,
создает не только возможность, но и делает необходи
мой потребностью преодоление этого разрыва. Развитие человека непосредственно определяет темпы и направле ние развития техники современного производства. Обра щенность производства .к культуре, культивирование и развитие сил и способностей человека вызывается объ ективными потребностями самого производства. В совре менную эпоху соединение культуры и труда происходит на более высоком уровне и на более широкой основе,
чем это имело место когда бы то ни было раньше (ска жем, в ремесленном производстве). Если по причинам социально-экономического характера этого смыкания культуры и технической цивилизации не произойдет, то противоречие между ними будет обнаруживаться в бо
лее уродливой и более поражающей человека форме—■
как противоречие «массовой» и «элитарной» культуры.
§ 16. Утилизация достижений научно-технической революции в потреблении
Производство и потребление образуют диалектиче ское единство противоположных сторон общественного
производства, в котором одна сторона предполагает и исключает другую. Движение общественного производ ства предполагает взаимные переходы одного в другое, и в этом смысле потребление есть оборотная сторона производства («производительное потребление» —- «по требительное производство»). Сущность потребления
раскрывается через его функции. Потребление завершает процесс производства (1), дает исходный импульс к его
возобновлению (2) и создает исходные условия для но
вого цикла производства, воссоздавая и развивая его вещественные и личные факторы через производитель ное и непроизводительное потребление (3).
98
Воспроизводство личного фактора имеет наибольшую связь с процессом потребления. Производство (произво дительное потребление) и потребление (непроизводи тельное производство) представляют в известном смысле
тождество. Но в строгом, окончательном, собственном
смысле потребление — это непроизводительное потреб ление вне процесса производства. В свою очередь непро изводительное потребление делится на личное потребле ние и непроизводительное потребление общества. Личное потребление (в индивидуальной и общественной форме) воспроизводит человека. «Потребление порождает спо собности производителя, возбуждая в нем направленную на определенные цели потребность»8.
Изменившиеся в ходе научно-технической революции условия производства не оставляют неизменной и сферу потребления — непроизводительного производства. Вза имосвязь производства и потребления носит двоякий характер. Это связано с тем, что потребление есть одно временно и завершение и мотив производства. «Потреб
ление создает производство в двояком |
отношении: |
1) Тем, что только в потреблении продукт |
становится |
действительно продуктом... 2) Тем, что потребление соз дает потребность в новом производстве, стало быть, иде
альный, внутренне побуждающий мотив производства,
который является его предпосылкой»9.
Одна сторона проблемы состоит в том, что во взаимо действии всех фаз общественного производства какая-то из них является доминирующей по отношению ко всем другим, Б том числе и потреблению, — речь идет о при мате производства. Во-первых, производство доставляет
материальный объект потреблению; во-вторых, произ водство задает форму потребления и, в-третьих, произ водство генерирует новые потребности.
Другая сторона в проблеме связи производства и по требления заключается в том, что потребление создает
потребность в новом производстве, исходный импульс
для производства. И в этой функциональной взаимосвя зи производства и потребления связь идет от потребле ния к производству. Сложность этого аспекта связи про изводства и потребления состоит в том, что стимулирую
8K. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 718.
9 Там же, стр. 717.
7* |
99 |