Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его дей­ ствительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращает для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отби­ рают его неорганическое тело, природу»

К. Маркс самым глубоким образом раскрыл сущность отчуждения человека в капиталистическом обществе.

И хотя индустрия развитых капиталистических стран далеко ушла от того машинного производства, современ­ ником которого был Маркс, однако при этом оно не изменило своей глубинной логики, своей первоначальной конструкции. Напротив, оно в предельно отчетливой форме обнажило ее (например, в условиях поточно-кон­ вейерного производства).

К. Маркс характеризует машинное производство с

точки зрения положения в нем человека следующим об­

разом.

«В мануфактуре и ремесле рабочий заставляет ору­ дие служить себе, на фабрике он служит машине. Там движение орудия труда исходит от него, здесь он дол­ жен следовать за движением орудия труда. В мануфак­ туре рабочие являются членами одного живого механиз­ ма. На фабрике мертвый механизм существует независи­ мо от них и они присоединены к нему как живые при­ датки» 21.

«Машинный труд, до крайности захватывая нервную систему, подавляет многостороннюю игру мускулов и от­ нимает у человека всякую возможность свободной физи­ ческой и духовной деятельности. Даже облегчение труда становится средством пытки, потому что машина осво­ бождает не рабочего от труда, а его труд от всякого со­ держания 3.

Присущее капиталистическому производству извра­ щенное отношение, когда не рабочий применяет условия труда, а, наоборот, условия труда применяют рабочего, с развитием машины получает технически осязательную реальность. Машина — средство производства, мате­

1K. Маркс и Ф. Энгельс Из ранних произведений. Μ., Госполитиздат, 1956, стр. 566.

2K.Mapκc и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 433—434. 3 Там же, стр. 434.

91

риальный объект —• становится как бы «субъектом» про­ изводства, а рабочая сила — носитель высших человече­ ских функций, субъективный фактор производства — пре­ вращается в «объект», в живой придаток к машине. Раз­ витие машинных средств производства все больше и больше превращают рабочего в объект, ставя тем самым одновременно и пределы своему развитию.

Труд человека при капитализме лишается всякого со­ держания, происходит его духовное опустошение. «Физи­

ческое» и «духовное» в человеке раздваиваются; духов­ ное отчуждается от человека-труженика. Это раздвое­ ние находит внешнее выражение в образовании двух по­ люсов порожденного машинным производством капита­

листического общества:

духовной опустошенности на стороне основной массы трудящихся,

сосредоточения духовных потенций на стороне ка­ питала.

Именно превращение человека в объект производства ставит пределы развитию машинной индустрии. Автома-'

газированное производство, качественно изменяя весь технический базис машинного производства, одновремен­ но преодолевает «неестественность» положения человека в роли простого физического объекта. В развитом авто­ матизированном производстве человек перестает быть, выражаясь словами Маркса, агентом производства, все­ го лишь одним из его условий, и превращается в ор­ ганизатора и руководителя производственного про­

цесса, в субъекта производства в полном смысле слова4. Превращение человека из объекта в субъект связано

с характером, масштабами и направлением опосредо­

вания его труда новыми техническими средствами. Син­ кретическая система машин по своей природе уже не требует опосредования со стороны человека, напротив, она опосредует собой его деятельность. Для положения человека это имело громадное значение прежде всего в том смысле, что отделились условия его труда от усло­ вий самих производственных процессов, человек «вы­ шел» из той среды, которая физиологически противо­ естественна для него. Непосредственный контакт он осу­

ществляет

с подсистемой автоматического регулирова-

4 См. К.

Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. II, стр. 213.

92


иия и па высших стадиях развития автоматизации стоит над ней, выступая по отношению к автоматическому регулятору в роли метарегулятора. Взаимодействие че­ ловека с машиной-регулятором требует от него функций

высшей нервной деятельности и в первую очередь твор­ ческого мышления.

В своем развитии автоматизированное производство подводит к необходимости развития человека как само­ цели. Когда средствами производства становятся мате­ риализованные научные знания, а с другой стороны, производство требует интеллектуальной деятельности

все более и более высокого уровня, в этих условиях раз­

витие человека становится опережающим условием са­

мого производства. Заметим в этой связи, что сам по себе процесс труда не может определять личностные ха­ рактеристики индивида. Личность — совокупность всех общественных отношений, и в этом смысле отношения между людьми по поводу участия их в общественном

труде являются основой, формирующей личность.

По -мере того как происходит все большее и большее

«выведение»

человека

из непосредственного процесса

производства,

его трудовая деятельность

превращается

в творческое

решение

теоретических и

практических

проблем духовного и материального производства. Пре­ одолевается ограниченность материальных источников развития человека. Дальнейший прогресс человека ста­ новится зависим от познания им самим окружающего его мира, бесконечность которого оборачивается для не­

го безграничностью

его

собственных потенций5.

5 «Если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же

иным является богатство,

как

не универсальностью потребностей,

способностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над сила­ ми природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богат­ ство, как не абсолютным выявлением творческих дарований чело­ века, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность раз­ вития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотноси­

тельно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.

Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только

определенности, а производит себя во всей своей целостности, он

не стремится, оставаться чем-то окончательно установившимся, а

находится в абсолютном

движении

становления» (К. Маркс и

Ф. Энгельс. Соч., т. 46,

ч. I, стр.

476).

93


C переходом к автоматизированным системам проис­ ходит усиление функциональных человеческих связей.

Как это обусловлено самой природой автоматизирован­ ного производства, преодолевается атомизация структу­ ры общества предшествующей эпохи, «межчеловеческие» связи становятся более интегрированными. При этом усиление человеческих связей сопровождается измене­ нием механизмов саморегуляции. Происходит переклю­ чение механизмов саморегуляции «на отдельные особи».

Возрастает функциональная роль каждого отдельного человека, причем функциональное значение отдельного индивида имеет место не само по себе, а в системе уси­ лившихся взаимных связей, т. е. как функция единого организма.

Это обстоятельство является объективной основой

для преодоления существовавшей раньше монополии человеческого развития в рамках классовой культу­ ры. Развитие отдельного индивида становится не­ обходимым для существования и развития всех ос­

тальных.

Человеческая личность представляет собой единство коллективного и индивидуального. Общение и обособле­ ние человека в единстве представляют собой необходи­

мое условие формирования и развития его личности.

Процесс формирования личности начинается с взаимо­ действия этих двух сторон. В классово антагонистиче­ ских обществах всегда существовал антагонизм во взаи­ модействии этих двух сторон формирования личности. Новый технический базис, создаваемый в ходе современ­ ной научно-технической революции, становится той мате­ риальной основой, которая позволяет преодолеть как «коллективность» родового строя без индивида-личности,

так и индивидуализм буржуазного общества. Потребность разнообразия людей в высших челове­

ческих проявлениях становится потребностью их произ­

водственной деятельности (в широком смысле слова). Происходит возрождение человеческой индивидуально­ сти, и само разнообразие общественных функций требует разнообразия уникальных личностей.

Отсюда возникает специфическая для данных усло­

вий проблема типологизации личности и как частный случай — профессиональной типологизации, это стано­ вится необходимым условием включения «каждого по

94

способностям» в систему общественного разделения тру­ да без деформации личности отдельного индивида. Воз­ можным это станет тогда, когда разделение труда не будет выражать различий социально-экономического порядка, а будет лишь одновременным существованием различных конкретных видов труда.

§ 15. Изменение окружающей человека среды

Современная научно-техническая революция вызыва­ ет настолько значительное изменение условий человече­ ского существования, что их можно связывать с перехо­ дом к новой цивилизации. В настоящее время в деятельно­

сти человека по изменению среды количественные изме­ нения перешли в качественные. Техническое преобразова­ ние людьми окружающей среды оказалось не только со­ поставимым с воздействием природных сил, но и более су­ щественным по сравнению с естественными силами. Воз­

действие человека на окружающую его среду оказывается настолько сильным, что последняя становится в преоб­

ладающей части искусственной, созданной его собствен­ ным трудом.

Создание искусственной среды — явление чрезвычай­ но противоречивое. C одной стороны, ее развитие являет­ ся показателем уровня могущества человека в борьбе с

природой, в преобразовании «изначальной», природной, среды. C другой стороны, искусственное происхождение этой среды содержит в себе опасность ее превращения в «неестественную», поскольку ее создание может про­ исходить при таких обстоятельствах, когда непосредст­ венной целью человеческой деятельности не являются

потребности развития личности. Так, искусственная сре­ да, созданная на основе машинного производства капи­ талистического общества, возникла «не как результат планомерной деятельности человека, а, скорее, как про­ дукт его «промышленного» использования. Она далеко не

во всем соответствует природным биологическим и пси­ хологическим особенностям человека. И если прежде можно было еще вместе с Мефистофелем направить че­ ловека к нетронутому и вечно зеленеющему древу жиз-

95


ни, то в наши дни круг искусственной цивилизации за­ мыкается» 6.

Принципиально новый характер материальных средств, с помощью которых люди осуществляют обмен веществ между собой и природой, — средств автомати­ зированной техники — позволяет изменить роль челове­ ка в общественном производстве. Человек перестает быть продуктом «промышленного» использования, слугой вещей; напротив, технические средства обслуживают

собой его жизнедеятельность. Речь идет, конечно, о по­ тенциальной возможности изменения цивилизации.

Окончательное решение этой проблемы будет

зави­

сеть от тех целей, которые ставит общество в

своем

развитии.

 

Стихийное создание искусственной среды в современ­ ных условиях научно-технической революции может ока­ зать деформирующее влияние на человека в гораздо большей степени, чем стихийное развитие искусственной среды эпохи промышленного развития. Ее поражающее воздействие может обнаружиться в том, что ее жертвой станет человек не в роли физического объекта (в сово­ купности своих физиологических и антропологических характеристик), а человек, выполняющий свои высшие функции.

Характер используемых и управляемых человеком в современной цивилизации сил — ядерная энергия, хи­ мические процессы, синтез белковых веществ, раскрытие генетического кода, психологическое управление поведе­ нием живых существ — таков, что они одновременно со­ держат в себе возможности как беспредельного развития человека, так и его самоуничтожения.

Вот почему социальные проблемы развития оказы­ ваются такими исключительно острыми по своему значению для современной научно-технической рево­ люции.

Общество в отличие от предшествующих эпох должно не только дать простор развитию новых производитель­ ных сил, но и сберечь от разрушения человеческую циви-

6P. P и X т а. Научно-техническая революция и марксизм «Проблемы мира и социализма». № 1. 1967.. стр. 81.

96

лизацйю. Победы техники ке должны быть куплены це­ ной деградации7.

Сама автоматическая техника может разрабатывать­ ся в двух вариантах, реализуя инженерно-психологиче­ ский подход к человеку и собственно «человеческий» — с позиций общей психологии. Технический подход к че­

ловеку при создании автоматических средств рано или поздно поставит пределы развитию самой этой техники. Напротив, создание современных автоматических уст­

ройств в рамках принципиально иной логической кон­ цепции— обслуживать человека, раскрывая в нем все

более и более высокие функции, — снимает пределы раз­ вития этой техники. Историческая миссия коммунисти­ ческого общества состоит именно в том, что его развитие совпадает с требованиями научно-технического прогрес­ са: именно «человеческий» вариант развития современ­ ной техники не наталкивается на пределы человека в роли составной части машины, пусть даже какой угодно сложности.

Современная научно-техническая революция создает предпосылки для органического соединения физических и культурных потенций человека. Она преодолевает сло­ жившийся в рамках-промышленной цивилизации антаго­ низм между рабочим и свободным временем. Современ­ ное производство создает потенциальную возможность увеличения внерабочего времени настолько, что оно при­

обретает качество быть свободным и, следовательно,

служить «пространством» для развития человека. C дру­ гой стороны, увеличение внерабочего времени, досуга,

изолированное от трудовой творческой активности, опас­ но для развития человека не меньше, чем гипертрофия рабочего времени.

7 В этой связи предостерегающе звучат слова Маркса, сказан­ ные им более ста лет назад. «В наше время все как бы чревато своей противоположностью. Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд,

приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвест­

ные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет, себе природу, человек становится ра­ бом других людей либо же рабом своей собственной подлости.

Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества». (К- Маркс и Ф. Эн­ гельс. Соч., т. 12, стр. 4).

7 Е. И. Рузавина

97


В интеграции труда и творчества, физической и ду­

ховной деятельности большую роль призвана сыграть культура. В капиталистической 'промышленной цивили­ зации соответственно полярному раздвоению общества на носителей физических и духовных потенций произо­ шел разрыв культуры и технической цивилизации. Совре­ менная техника, опосредующая собой труд человека,

рассчитанная на его высшие психологические функции,

создает не только возможность, но и делает необходи­

мой потребностью преодоление этого разрыва. Развитие человека непосредственно определяет темпы и направле­ ние развития техники современного производства. Обра­ щенность производства .к культуре, культивирование и развитие сил и способностей человека вызывается объ­ ективными потребностями самого производства. В совре­ менную эпоху соединение культуры и труда происходит на более высоком уровне и на более широкой основе,

чем это имело место когда бы то ни было раньше (ска­ жем, в ремесленном производстве). Если по причинам социально-экономического характера этого смыкания культуры и технической цивилизации не произойдет, то противоречие между ними будет обнаруживаться в бо­

лее уродливой и более поражающей человека форме—■

как противоречие «массовой» и «элитарной» культуры.

§ 16. Утилизация достижений научно-технической революции в потреблении

Производство и потребление образуют диалектиче­ ское единство противоположных сторон общественного

производства, в котором одна сторона предполагает и исключает другую. Движение общественного производ­ ства предполагает взаимные переходы одного в другое, и в этом смысле потребление есть оборотная сторона производства («производительное потребление» —- «по­ требительное производство»). Сущность потребления

раскрывается через его функции. Потребление завершает процесс производства (1), дает исходный импульс к его

возобновлению (2) и создает исходные условия для но­

вого цикла производства, воссоздавая и развивая его вещественные и личные факторы через производитель­ ное и непроизводительное потребление (3).

98

Воспроизводство личного фактора имеет наибольшую связь с процессом потребления. Производство (произво­ дительное потребление) и потребление (непроизводи­ тельное производство) представляют в известном смысле

тождество. Но в строгом, окончательном, собственном

смысле потребление — это непроизводительное потреб­ ление вне процесса производства. В свою очередь непро­ изводительное потребление делится на личное потребле­ ние и непроизводительное потребление общества. Личное потребление (в индивидуальной и общественной форме) воспроизводит человека. «Потребление порождает спо­ собности производителя, возбуждая в нем направленную на определенные цели потребность»8.

Изменившиеся в ходе научно-технической революции условия производства не оставляют неизменной и сферу потребления — непроизводительного производства. Вза­ имосвязь производства и потребления носит двоякий характер. Это связано с тем, что потребление есть одно­ временно и завершение и мотив производства. «Потреб­

ление создает производство в двояком

отношении:

1) Тем, что только в потреблении продукт

становится

действительно продуктом... 2) Тем, что потребление соз­ дает потребность в новом производстве, стало быть, иде­

альный, внутренне побуждающий мотив производства,

который является его предпосылкой»9.

Одна сторона проблемы состоит в том, что во взаимо­ действии всех фаз общественного производства какая-то из них является доминирующей по отношению ко всем другим, Б том числе и потреблению, — речь идет о при­ мате производства. Во-первых, производство доставляет

материальный объект потреблению; во-вторых, произ­ водство задает форму потребления и, в-третьих, произ­ водство генерирует новые потребности.

Другая сторона в проблеме связи производства и по­ требления заключается в том, что потребление создает

потребность в новом производстве, исходный импульс

для производства. И в этой функциональной взаимосвя­ зи производства и потребления связь идет от потребле­ ния к производству. Сложность этого аспекта связи про­ изводства и потребления состоит в том, что стимулирую­

8K. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 718.

9 Там же, стр. 717.

7*

99