Файл: Мазальский, В. Н. Суперфинишные станки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

также перемещается влево, в результате чего масло из гидро­ панели [подводится в левую полость цилиндра 5, перемещая суперфинишную головку влево. Масло из правой полости ци­ линдра через гидропанель уходит к дросселю и на слив.

Далее возвратно-поступательные перемещения головки повто­ ряются в порядке, описанном выше.

Регулирование скорости перемещения производится дроссе­ лем 25, а регулирование величины хода суперфинишной головки — передвижными упорами, расположенными на диске 14.

Механизм осциллирования работает от гидродвигателя в типа Г15-21, вал которого эластичной муфтой связан с валом механизма осциллирования. При включении реверсивного золотника 20 масло поступает к гидродвигателю 8 и приводит его во вращение. На валу механизма осциллирования установлены два эксцент­ рика, эксцентриситеты которых равны и диаметрально противо­ положны. При вращении вала эксцентрики через рычаги передают колебательные движения двум кареткам. На одной каретке уста­ новлена инструментальная головка, на второй — противовес. За один оборот вала гидродвигателя абразивный брусок, закреп­ ленный на штоке инструментальной головки, совершает один двойной ход. Скорость вращения гидродвигателя регулируется путем изменения расхода масла посредством дросселя 7.

Подъем и опускание траверсы с инструментальной головкой для загрузки и разгрузки деталей осуществляется гидроцилинд­ ром 9 и реверсивным золотником 21. Обратный клапан 22 пре­ дохраняет траверсу от самопроизвольного опускания при вы­ ключенном гидроприводе.

Установка инструментальной головки по высоте (на размер обрабатываемой детали) производится рукояткой 10.

Слив масла из гидросистемы осуществляется через теплооб­ менник 30, оснащенный вентилятором 29.

Бабка изделия. Точность шпинделя является важнейшей "ха­ рактеристикой шпиндельного узла, в значительной мере опре­ деляющей точность обработки изделий. Поэтому в суперфиниш­ ных станках шпиндель бабки изделия установлен на высоко­ точных подшипниках качения. В передней опоре шпинделя (рис. 27) применен двухрядный роликовый подшипник типа 3182117 с размерами 85x130x34 мм. Регулирование радиального зазора в роликовом подшипнике производится при помощи уста­ новочного кольца 6, состоящего из двух половин. При установке подшипника обе половинки установочного кольца шлифуются на размер, соответствующий расстоянию от торца внутреннего кольца подшипника до заплечника шпинделя. Такая конструк­ ция установочного кольца позволяет производить регулирование зазора в подшипнике без снятия последнего со шпинделя. Пред­ варительное натяжение роликового подшипника производится перемещением внутреннего кольца на конической шейке шпин­ деля посредством гайки 4 через втулку 5.

76


В задней опоре шпинделя для восприятия радиальных и осевых усилий применен сдвоенный комплект радиально-упор­ ных шариковых подшипников, установленный с небольшим пред­ варительным натягом, величина которого обеспечивается высотой распорного кольца 2.

Смазка к подшипникам поступает от системы смазки станка. Наличие смазки контролируется через глазок на передней стенке корпуса бабки.

Измерение числа оборотов шпинделя осуществляется тахо­

метром, установленным на

передней

стенке

корпуса.

Передача

2

J

4

5

6

Рис. 27. Бабка изделия суперфинишного станка модели 3871Б

вращения от шпинделя на тахометр производится подпружинен­ ным диском 3 и роликом 1, закрепленным на валу тахометра.

В отверстие шпинделя устанавливается жесткий центр с кону­ сом Морзе № 4 или плавающий центр. На переднем конце шпин­ деля закрепляется планшайба с поводком или самоцентрирующий патрон.

Съем роликового подшипника осуществляется гидроразжи­ мом последнего, для чего на переднем конце шпинделя преду­ смотрено резьбовое отверстие 7 для установки масляного насоса.

Привод шпинделя бабки изделия. На рисе28 представлены два варианта исполнения привода.

Привод с бесступенчатым изменением скорости вращения шпин­ деля (рис. 28, а) состоит из вариатора 9 и коробки скоростей 3. Привод со ступенчатым изменением скорости вращения шпин­ деля (рис. 28, 6} состоит из приводного электродвигателя 8, подставки 7 и коробки скоростей 4.

77

Передача вращения на входной вал коробки скоростей и шпин­ дель изделия как в первом, так и во втором случае осуществляется клиновыми ремнями. Натяжение клиноременной передачи про­ изводится натяжными роликами 1 и 5. Установка необходимого числа оборотов шпинделя при черновом режиме в первом испол­ нении производится поворотом маховика 6 вариатора, во втором — подбором пары сменных зубчатых колес. Установка числа оборо­ тов шпинделя при чистовом режиме в обоих исполнениях произ­ водится рукояткой 2 коробки скоростей.

Рис. 28. Приводы шпинделя бабки изделия суперфинншных станков для обра­ ботки в центрах: а—с бесступенчатым изменением скорости вращения шпинделя; б — со ступенчатым изменением скорости вращения шпинделя

Коробка скоростей. На рис. 29 представлена коробка скоростей привода со ступенчатым изменением скорости вращения шпин­ деля. Основное ее отличие от коробки скоростей, применяемой в приводе с бесступенчатым изменением скорости вращения, за­ ключается в наличии дополнительного вала I и пары сменных зубчатых колес z1 и г2. Для удобства установки сменных колес шкив 10 вынесен на заднюю сторону коробки.

Внутри корпуса коробки на валах I— IV расположены три пары цилиндрических зубчатых колес и двойной подвижной

блок (г = 58, 2 =

77). В отдельном отсеке, образованном обой­

мой 1, на консольных концах валов I я II установлены сменные

зубчатые колеса

и г2. Колеса закреплены с помощью гаек и

специальных шайб

2. При замене сменных зубчатых колес необ­

ходимо снять крышку 3.

Автоматическое изменение скорости вращения шпинделя бабки изделия во время обработки производится двумя масляными фрикционными многодисковыми электромагнитными муфтами 5 и 6 с магнитопроводящими дисками и бесконтактным токопроводом типа ЭТМ094А-1. Обоймы муфт с катушками установлены

78


в отверстиях корпуса и закреплены на фланцах 4 и 7. Муфты установлены на гладких валах н связаны с последними шпонками. Наружные диски муфт входят в пазы на венцах зубчатых колес.

Рис. 29. Коробка скоростей суперфинишных станков для обработки в центрах

Переключение кинематической цепи для изменения скорости вращения шпинделя при чистовом режиме осуществляется путем перемещения с помощью поводка 9, на пальце которого закреп­ лен сухарь 5, двойного блока зубчатых колес по шлицевому валу IV.

Смазка электромагнитных муфт производится изнутри за счет подачи масла через отверстия на валу и отверстия или щелевой паз во втулке муфты. Для смазки рекомендуется применять масло индустриальное 20 (ГОСТ 1707—51) или турбинное 22П

79

(ГОСТ 32—53) в количестве не менее 0,014 л/с на каждую муфту. Смазка электромагнитных муфт и зубчатых колес производится централизованно от системы смазки станка.

Инструментальная головка. Приведенная на рис. 30 инстру­ ментальная головка представляет собой гидравлический цилиндр 9

Рис. 30. Инструментальная головка

на штоке 8 которого закреплена державка 12 с абразивными или алмазными брусками. Шток 8 и поршень 7 выполнены раз­ дельно, что обеспечивает свободное перемещение штока и не тре­ бует соблюдения строгой соосности между цилиндром 9 и крыш­ кой 10. Фиксирование положения бруска производится ромбо­ видным пальцем 11. Крепление инструментальной головки на

80

каретке механизма осциллирования производится двумя винтами

ипланкой 6.

Вштоковую полость цилиндра через отверстие 5 постоянно подводится масло, создающее усилие противодавления и удер­ живающее брусок в верхнем положении.

При подаче масла в отверстие 3 золотник 2 поднимается в верх­

нее положение, открывается (опускается) обратный клапан 4 и через отверстия, расположенные на его конусе, масло посту­ пает на торец поршня 7, производя прижим бруска к из­ делию.

Давление в бесштоковой полости постоянно, благодаря чему брусок всегда прижат к детали и «следит» за изменением диаметра детали, обеспечивая равномерный съем припуска.

При обработке изделия, имеющего погрешность формы (оваль­ ность или огранку), брусок выступами неровностей будет отжи­ маться вверх. При этом обратный клапан 4 закрывается, давле­ ние на брусок, а следовательно, и на изделие, увеличивается. В связи с этим увеличивается съем металла и происходит исправле­ ние геометрии детали.

Для того чтобы поднять брусок вверх, необходимо прекратить подачу масла в отверстие 3, а подавать его в отверстие 1. Золот­ ник 2 при этом опускается вниз, нажимает на обратный клапан 4 и открывает его. Этим самым обеспечивается слив масла из бес­ штоковой полости в отверстие 3. Поршень 7 под действием про­ тиводавления поднимается вверх и одновременно поднимает брусок.

Механизм осциллирования. Этот механизм (рис. 31) является унифицированным узлом для станков моделей 3870Б, 3871 Б, 3871 БК и суперфинишной головки СФГ-100. В остальных оте­ чественных суперфинишных станках применяются также подоб­ ные механизмы осциллирования, отличающиеся от вышеприве­ денного только габаритными размерами.

На осциллирующих каретках 3 механизма устанавливается инструментальная головка и противовес. Привод кареток осу­ ществляется двумя эксцентриками 9 и 10, установленными на приводном валу 11. Эксцентрики посредством шатунов 1 и 5 и пальцев 2 и 6 связаны с осциллирующими каретками 3. Эксцен­ триситеты обоих эксцентриков равны по величине, но располо­ жены диаметрально противоположно. Поэтому каретки переме­ щаются в противоположных направлениях и обеспечивают бла­ годаря этому динамическую сбалансированность системы, исклю­ чающую вибрации, передаваемые станку.

Осциллирующие каретки 3 перемещаются по направляю­ щим качения 8 и 12. Регулировка зазора в роликовых направляю­ щих осуществляется клином 7. Величина хода осцилляции равна

3 мм.

Разворот механизма осциллирования при обработке конусов производится относительно центрирующей шейки 4.

6 В . Ң . М азальскиіі

81


к

s

SS03

CD

О

О.CD

S o

4 я

4 я

я я

ЗВ

° X 3 5 я

с о 3

а

82

Смазка направляющих качения производится через мас­ ленки 13. Радиальные подшипники заполнены консистентной смазкой.

Система охлаждения. На всех суперфинишных станках оте­ чественного производства система охлаждения состоит из стан­ ции охлаждения, фильтров тонкой очистки и узла подвода сма­ зочно-охлаждающей жидкости.

Схема системы охлаждения приведена на рис. 32. 4

От самовсасывающего цен­ тробежно-вихревого насоса 4

типа

1СЦВ-1,5М (N

=

0,4 кВт,

п =

1440 об/мин, Q

=

0,4 л/с)

смазочно-охлаждающая

жид­

кость поступает к фильтру тон­ кой очистки 3 типа 2ТФ-5 и да­ лее в зону обработки. Подача смазочно-охлаждающей жидко­ сти на обрабатываемое изделие 7 должна производиться таким образом, чтобы вращающееся изделие затягивало жидкость под абразивный брусок 6. Рас­ ход жидкости регулируется кра­ ном 5.

Отработанная жидкость по­ ступает в приемный патрубок, установленный на магнитном сепараторе 2 типа СМ-2М, и да­

лее в бак. Через предохранительный клапан 1 излишки подавае­ мой насосом жидкости сливаются в бак. Емкость бака — 100 л.

Заливка смазывающе-охлаждающей жидкости производится че­ рез сетчатый фильтр. Перед заливкой жидкость должна быть пред­ варительно профильтрована.

Фильтр тонкой очистки 3 имеет два фильтрующих элемента Л и Б, расположенных в отдельных корпусах, но объединенных общей крышкой, в которой установлен кран В. В крышке фильтра имеются отверстия для выпуска воздуха. В нижней части каждого корпуса расположена пробка для периодического слива отстоя

иосуществления промывок.

Врабочем положении фильтра смазочно-охлаждающая жидкость через кран попадает в оба корпуса фильтра, проходит через фильтрующие шторы и по центральным каналам, образо­ ванным внутренней полостью фильтрующего элемента, посту­ пает к отводящему штуцеру и далее в систему. Фильтрующая штора изготовлена из фильтроткани и имеет вид цилиндра, сло­ женного в восьмигранную гармошку. Это обеспечивает макси­ мальную поверхность фильтрующего элемента при данном объеме.

6*

83