Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Анализ данных различных обследований позволяет сде лать вывод о том, что основными факторами, влияющими на объем и характер работ экономической службы И ее структуру, являются следующие: I) количество работающих на предприя тии, в объединении; 2) количество применяемых материалов, сырья, комплектующих изделий для производства продукции; 3) ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции.
Конечно, данные факторы являются определяющими при разработке штатного расписания экономической службы, но периодически с изменением производственных связей и взаимо отношений между предприятиями, объединениями, между объе динением и обществом эти факторы должны подвергаться кор ректировке с учетом изменяющихся условий. Например, прове дение экономической реформы потребовало усиления и расши рения снабженческо-сбытовых и финансовых функций предприя тий, объединений. В свою очередь, пределы расширения этих функций определяются количеством и местонахождением постав щиков сырья, материалов, комплектующих изделий и потреби телей продукции. С переводом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования расширяются до некоторой степени и функции планового отдела (управления): разработка и периодическая корректировка нормативов отчисле ний от прибыли в фонды материального стимулирования и раз вития производства, распределение этих фондов и внедрение хозрасчета.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что механи зация и автоматизация учета, планирования, контроля стирает грани различия между отделами (управлениями) экономической службы по части учета и всевозможных группировок данных и расширяет аналитические функции отделов (управлений) этой службы.
Применение электронно-вычислительных машин в экономи ческих расчетах неизбежно приводит к составлению и накопле нию в вычислительном центре различных нормативных, расце ночных и других данных всех экономических, технических и административных служб предприятия, объединения, комплекса.
Структуру экономической службы предприятий, объединѳ-
134
ь
тав бухгалтерии.
Основанием для включения бухгалтерии в состав экономи ческой службы является содержание и характер выполняемых ею операций. В бухгалтерии обрабатываются данные первичного учета, которые являются исходными для последующих группиро вок их в других экономических службах. Конечно, бухгалтерии предприятий, объединений находятся на особом положении, в отличие от других отделов (управлений). Формы первичных и отчетных документов (систему счетов и формы балансов) для нее разрабатывает ЦСУ совместно, с министерством финансов
СССР. Главный бухгалтер наделен большими правами и полномо чиями, чем начальник какого-либо другого экономического от дела (управления). Но это различие не может служить прегра дой для создания в объединении, комплексе единой системы учета, планирования, контроля.
С учетом вышеизложенного, выполнение функций управле ния экономическим развитием комплекса, возлагается на плано во-экономическую службу, состоящую из следующих управлений: планово-экономического; финансового; бухгалтерского; орга низации труда и заработной платы; организационного развития. Возглавляется служба директором по экономике и управлению. Общая структура этой службы представлена в приложении 3.
В планово-экономическое управление предлагается вклю чить соответствующие подразделения. Специфика их деятельно сти будет состоять в преобладании методологического руко водства, анализа и оценок.
Т ак , в задачи отдела долгосрочного планирования и прогнозирования будут входить:
-анализ тенденций экономического развития комплекса
втесной связи с потребляющими и обеспечивающими отраслями;
-определение экономических задач на относительно боль шую перспективу;
-оценка э- комического уровня комплекса с точки зре ния требований перспективы;
-выявление экономических проблем, решение которых требует разработки долгосрочных целевых программ.
Отдел сводного технико-экономического планирования
135
является основным органом программно-целевого управления разработкой и реализацией текущих планов комплекса.
Планирование экономических показателей очень тесно связано с объемным производственным планированием и отделом комплексного экономического анализа и хозрасчета.
На обычных предприятиях, работающих в системах произ водственных главков, или всесоюзных промышленных объедине ниях, главным средством экономического воздействия на про изводство является регулирование уровня себестоимости про дукции. Эффективность межзаводской кооперации в какой-то степени регулировалась службами сбыта предприятий и управ лялась в основном министерством.
Генеральная дирекция комплекса должна сама управлять хозрасчетными взаимоотношениями своих производственных звеньев, исходя из доминирующей роли интересов комплекса в целом. Поэтому в задачи отдела комплексного экономическо го анализа и хозрасчета, помимо непосредственного контроля за уровнем экономических показателей хозрасчетных производ ственных подразделений, входят также:
-разработка нормативов распределения поощрительных
фондов;
-анализ взаимного влияния кооперирующих предприятий
ипроизводственных объединений на результативность работы друг друга;
-разработка системы экономических санкций за наруше
ние хоздоговорных обязательств внутри комплекса; - планирование и регулирование резервных экономических
фондов для компенсации нарушений рентабельной деятельности предприятий по вине венеральной дирекции.
Отдел комплексного экономического анализа и хозрасче та может осуществлять свои решения только с помощью отдела взаимных расчетов финансового управления.
Деятельность отделов и управлений труда и заработной платы на большинстве действующих предприятий развивается несколько односторонне. Все они по мере возможностей зани маются организацией и планированием заработной платы, а вопросы организации и планирования труда обычно распыляют ся между многими подразделениями. Поэтому в структуре комп-
156
лѳкса создается управление организации труда и заработной платы.
Это главная служба комплекса, которая осуществляет методическое руководство и координирует работу всех звеньев по организации труда и заработной платы, занимается сводным планированием трудовых показателей, возглавляет комплексные целевые программы по повышению производительности труда.
Задача организации труда выполняется силами двух под разделений. Отдел организации трудовых процессов изучает и оценивает уровень организации труда по различным предпри ятиям, обслуживающим подразделениям и звеньям аппарата уп равления; планирует основные трудовые показатели; осущест вляет методическое руководство, координацию и контроль
служб организации труда на предприятиях и в аппарате управ ления; ведет необходимые научные, прикладные исследования.
Отдел нормирования труда выполняет весьма важную роль анализатора всей комплексной деятельности по повышению производительности труда. Он оценивает влияние не только мероприятий, связанных о организацией трудовых процессов, но и изменения технологии, повышения уровня механизации, замены оборудования и материалов и т .п .
Кроме того , отдел нормирования ведет большую методо логическую работу по координации и контролю всей деятельно сти по нормированию труда в комплексе.
Нужно отметить, что если функция организации и механи зации управленческого труда передана управлению организаци онного развития, то нормативная работа должна быть целиком сосредоточена в управлении организации труда, т .е . обосно ванное планирование трудовых показателей возможно только на основе расчета и анализа комплексной трудоемкости. Это оз начает также, что отдел нормирования труда должен занимать ся также и организацией нормирования вспомогательных и об служивающих работ.
Задачи организации и планирования заработной платы выполняются комплексным отделом организации зарплаты, кото рый состоит из двух секторов.
Сектор зарплаты рабочих, инженерно-технических работ ников и служащих занимается всеми вопросами сводного плани-
9-1141
137
рования заработной платы по производствам, службам и про фессиям; анализом всех связанных с этим показателей (в частности, соотношения темпов роста зарплаты и производи тельности труда); методическим руководством работой заво дов и подразделений по внедрению различных форм оплаты труда, тарификации работников; организацией необходимого учета и отчетности.
Для более эффективной организации заработной платы на предприятиях комплекса предлагается создать специаль ный сектор анализа эффективности форм материального сти мулирования и контроля за расходованием зарплаты.
Объективная необходимость централизованной организа ции работы по подготовке коллективных договоров и контролю за их соблюдением, подведению итогов соцсоревнования и решению других вопросов, связанных с трудовыми взаимоотно шениями работающих, обусловливают создание самостоятель ного отдела коллективных договоров и соцсоревнований. Дея тельность этого отдела и его задачи согласовываются с проф союзной организацией в установленном порядке.
Вусловиях комплекса широкий круг функций возлагает ся на финансовое управление.
Уровень централизации финансовой работы зависит от того , какую степень финансово-хозяйственной самостоятельно сти будет решено предоставить заводам. Поэтому в работе представлен лишь один из организационных вариантов финан сового управления.
Всамом общем виде на финансовое управление возла
гается :
- составление финансового плана и контроль за его реа лизацией;
-обеспечение финансами работ по капитальному строи тельству, приобретению оборудования и его капитальному ре монту;
-финансирование производственного процесса и опе
ративный контроль |
за движением оборотных средств; |
- контроль и |
организация поступления финансовых |
средств за реализованную продукцию и услуги;
138
-финансирование непромышленных хозяйств;
-организация и обеспечение кассовых операций с на личными деньгами.
Новым в отечественной практике финансовой работы на предприятиях является создание отдела взаимных расчетов.
В зависимости от организации хозрасчетных отношений между предприятиями комплекса этот отдел может вести учет взаимных поставок и у сл уг, кратковременных кредитов, финан
совых претензий. Отдел взаимных расчетов может также вести учет движения фондов стимулирований, осуществлять их времен ное перераспределение по соглашениям между предприятиями.
В соответствии с финансовым планом комплекса и по ре шениям отдела экономического анализа и хозрасчета (планово экономическое управление) отдел взаимных расчетов может осу ществлять кредитование и выдачу безвозмездных дотаций пред приятиям в счет компенсации за убытки, возникшие по вине, других предприятий или венѳральной дирекции комплекса.
Управление бехгалтерского учета выполняет в целом традиционные функции, связанные с организацией учета движе ния материальных и денежных средств, ведения соответствующей отчетности, составления и анализа сводных балансов. В его составе выделяется специальный отдел методологии и механи зации бухгалтерского учета. На этот отдел возлагаются за дачи обобщения всех директивных и инструктивных материалов вышестоящих органов, разработка методических положений по ведению бухгалтерского учета, анализа и отчетности; коор динация работы по совершенствованию организации бухучета, разработка мероприятий по его механизации и автоматизации.
На службу директора по экономике и управления, поми мо традиционных функций технико-экономического анализа и планирования, организации труда и заработной платы, финан совой работы и бухгалтерского учета, возлагается методиче ское руководство и координация деятельности всех динейнофункциональных блоков комплекса в области совершенствования управления и организационного развития. Такой подход объ ясняется анализом сложившейся практики и методологических основ управления производством.
139
Задачи и структура управления организационного разви тия и информационно-вычислительных систем, выполняющего основную работу по методологическому руководству и коор динации деятельности, связанной с совершенствованием управ ления, изложены в главе П .
Предложенная матричная структура организации системы, высшим органом которой является возглавляемый генеральным директором комитет по АСУ и организационному развитию, позволяет наиболее эффективно распределить ответственность за совершенствование управления между всем высшим руковод ством комплекса, сохранив методологическую и координацион ную роль за специализированным управлением.
Необходимо отметить, что управление организационного развития помимо подразделений, включенных в матричную струк туру» будет иметь постоянные функциональные связи с рядом других подразделений генеральной дирекции, таких, напри мер, как отдел системных исследований, управление стандар тизации, управление производственного проектирования, уп равление организации труда, отдел делопроизводственного обслуживания.Задачи этих подразделений в определенной ча сти кооперируются с задачами управления организационного развития.
Как было сказано выше, в проекте структуры генеральной дирекции комплекса предполагается создать обособленный линейно-функциональный блок подразделений, занятых мате риально-техническим обеспечением комплекса.
Это решение, связанное с разделением выполнения функ ций снабжения и сбыта, обусловлено не только различным ха рактером относящихся к ним задач, но и рядом особенностей промышленного комплекса. Необходимость комплексного реше ния вопросов, связанных с материально-техническим обеспе
чением как основного производства, так |
и вспомогательных |
и обслуживающих хозяйств, стремление к |
осуществлению еди |
ной и скоординированной деятельности по отношению к выше стоящим и плановым органам, а также договорной политики с поставщиками и транспортными организациями заставляют
создать специализированную и централизованную службу матѳ-
140
риальных ресурсов.
В ее задачи входит не только организация и управле ние процессами материально-технического обеспечения всех производств комплекса материальными ресурсами, но и актив ный контроль и регулирование их использования. В принципе служба заместителя директора по материальным ресурсам прев ращается в один из ключевых органов управления оборотными фондами.
Ее организационная структура во многом зависит от рас пределения задач по материально-техническому обеспечению основного и вспомогательного производства, а также от при нятого уровня централизации управления материально-техниче ским снабжением. Организации материального обеспечения ос новного производства отображены в приложении 4
Для решения вопросов комплексной организации матери ально-технического обеспечения создается Управление сводно го планирования. В его задачи входят:
- контроль за уровнем материальных норм и их соблюде
нием;
-определение общей потребности комплекса в материалах
икомплектующих изделиях;
-распределение работ по организации обеспечения между
централизованными управлениями и соответствующими отделами линейно-функциональных блоков;
- контроль за эффективностью работы по материально-тех ническому обеспечению.
Контроль за уровнем норм и их соблюдением возлагается на отдел материальных норм и нормативов.
Его функции складываются из анализа используемых при разработке потребности в материальных ресурсах норм с точ ки зрения соответствия их передовой технологии и организа ции производства; оценки соответствия фактических расхо дов материалов нормативным показателям и выявления причин возникающих отклонений; организации обоснованного нормиро вания расхода материалов во всех производственных звеньях; ведения нормативного хозяйства с помощью информационно вычислительной техники; разработки сводных нормативов по видам изделий и производств.
9 *-П 4 1 |
141 |