Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ данных различных обследований позволяет сде­ лать вывод о том, что основными факторами, влияющими на объем и характер работ экономической службы И ее структуру, являются следующие: I) количество работающих на предприя­ тии, в объединении; 2) количество применяемых материалов, сырья, комплектующих изделий для производства продукции; 3) ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции.

Конечно, данные факторы являются определяющими при разработке штатного расписания экономической службы, но периодически с изменением производственных связей и взаимо­ отношений между предприятиями, объединениями, между объе­ динением и обществом эти факторы должны подвергаться кор­ ректировке с учетом изменяющихся условий. Например, прове­ дение экономической реформы потребовало усиления и расши­ рения снабженческо-сбытовых и финансовых функций предприя­ тий, объединений. В свою очередь, пределы расширения этих функций определяются количеством и местонахождением постав­ щиков сырья, материалов, комплектующих изделий и потреби­ телей продукции. С переводом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования расширяются до некоторой степени и функции планового отдела (управления): разработка и периодическая корректировка нормативов отчисле­ ний от прибыли в фонды материального стимулирования и раз­ вития производства, распределение этих фондов и внедрение хозрасчета.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что механи­ зация и автоматизация учета, планирования, контроля стирает грани различия между отделами (управлениями) экономической службы по части учета и всевозможных группировок данных и расширяет аналитические функции отделов (управлений) этой службы.

Применение электронно-вычислительных машин в экономи­ ческих расчетах неизбежно приводит к составлению и накопле­ нию в вычислительном центре различных нормативных, расце­ ночных и других данных всех экономических, технических и административных служб предприятия, объединения, комплекса.

Структуру экономической службы предприятий, объединѳ-

134

ь

тав бухгалтерии.

Основанием для включения бухгалтерии в состав экономи­ ческой службы является содержание и характер выполняемых ею операций. В бухгалтерии обрабатываются данные первичного учета, которые являются исходными для последующих группиро­ вок их в других экономических службах. Конечно, бухгалтерии предприятий, объединений находятся на особом положении, в отличие от других отделов (управлений). Формы первичных и отчетных документов (систему счетов и формы балансов) для нее разрабатывает ЦСУ совместно, с министерством финансов

СССР. Главный бухгалтер наделен большими правами и полномо­ чиями, чем начальник какого-либо другого экономического от­ дела (управления). Но это различие не может служить прегра­ дой для создания в объединении, комплексе единой системы учета, планирования, контроля.

С учетом вышеизложенного, выполнение функций управле­ ния экономическим развитием комплекса, возлагается на плано­ во-экономическую службу, состоящую из следующих управлений: планово-экономического; финансового; бухгалтерского; орга­ низации труда и заработной платы; организационного развития. Возглавляется служба директором по экономике и управлению. Общая структура этой службы представлена в приложении 3.

В планово-экономическое управление предлагается вклю­ чить соответствующие подразделения. Специфика их деятельно­ сти будет состоять в преобладании методологического руко­ водства, анализа и оценок.

Т ак , в задачи отдела долгосрочного планирования и прогнозирования будут входить:

-анализ тенденций экономического развития комплекса

втесной связи с потребляющими и обеспечивающими отраслями;

-определение экономических задач на относительно боль­ шую перспективу;

-оценка э- комического уровня комплекса с точки зре­ ния требований перспективы;

-выявление экономических проблем, решение которых требует разработки долгосрочных целевых программ.

Отдел сводного технико-экономического планирования

135



является основным органом программно-целевого управления разработкой и реализацией текущих планов комплекса.

Планирование экономических показателей очень тесно связано с объемным производственным планированием и отделом комплексного экономического анализа и хозрасчета.

На обычных предприятиях, работающих в системах произ­ водственных главков, или всесоюзных промышленных объедине­ ниях, главным средством экономического воздействия на про­ изводство является регулирование уровня себестоимости про­ дукции. Эффективность межзаводской кооперации в какой-то степени регулировалась службами сбыта предприятий и управ­ лялась в основном министерством.

Генеральная дирекция комплекса должна сама управлять хозрасчетными взаимоотношениями своих производственных звеньев, исходя из доминирующей роли интересов комплекса в целом. Поэтому в задачи отдела комплексного экономическо­ го анализа и хозрасчета, помимо непосредственного контроля за уровнем экономических показателей хозрасчетных производ­ ственных подразделений, входят также:

-разработка нормативов распределения поощрительных

фондов;

-анализ взаимного влияния кооперирующих предприятий

ипроизводственных объединений на результативность работы друг друга;

-разработка системы экономических санкций за наруше­

ние хоздоговорных обязательств внутри комплекса; - планирование и регулирование резервных экономических

фондов для компенсации нарушений рентабельной деятельности предприятий по вине венеральной дирекции.

Отдел комплексного экономического анализа и хозрасче­ та может осуществлять свои решения только с помощью отдела взаимных расчетов финансового управления.

Деятельность отделов и управлений труда и заработной платы на большинстве действующих предприятий развивается несколько односторонне. Все они по мере возможностей зани­ маются организацией и планированием заработной платы, а вопросы организации и планирования труда обычно распыляют­ ся между многими подразделениями. Поэтому в структуре комп-

156

лѳкса создается управление организации труда и заработной платы.

Это главная служба комплекса, которая осуществляет методическое руководство и координирует работу всех звеньев по организации труда и заработной платы, занимается сводным планированием трудовых показателей, возглавляет комплексные целевые программы по повышению производительности труда.

Задача организации труда выполняется силами двух под­ разделений. Отдел организации трудовых процессов изучает и оценивает уровень организации труда по различным предпри­ ятиям, обслуживающим подразделениям и звеньям аппарата уп­ равления; планирует основные трудовые показатели; осущест­ вляет методическое руководство, координацию и контроль

служб организации труда на предприятиях и в аппарате управ­ ления; ведет необходимые научные, прикладные исследования.

Отдел нормирования труда выполняет весьма важную роль анализатора всей комплексной деятельности по повышению производительности труда. Он оценивает влияние не только мероприятий, связанных о организацией трудовых процессов, но и изменения технологии, повышения уровня механизации, замены оборудования и материалов и т .п .

Кроме того , отдел нормирования ведет большую методо­ логическую работу по координации и контролю всей деятельно­ сти по нормированию труда в комплексе.

Нужно отметить, что если функция организации и механи­ зации управленческого труда передана управлению организаци­ онного развития, то нормативная работа должна быть целиком сосредоточена в управлении организации труда, т .е . обосно­ ванное планирование трудовых показателей возможно только на основе расчета и анализа комплексной трудоемкости. Это оз­ начает также, что отдел нормирования труда должен занимать­ ся также и организацией нормирования вспомогательных и об­ служивающих работ.

Задачи организации и планирования заработной платы выполняются комплексным отделом организации зарплаты, кото­ рый состоит из двух секторов.

Сектор зарплаты рабочих, инженерно-технических работ­ ников и служащих занимается всеми вопросами сводного плани-

9-1141

137


рования заработной платы по производствам, службам и про­ фессиям; анализом всех связанных с этим показателей (в частности, соотношения темпов роста зарплаты и производи­ тельности труда); методическим руководством работой заво­ дов и подразделений по внедрению различных форм оплаты труда, тарификации работников; организацией необходимого учета и отчетности.

Для более эффективной организации заработной платы на предприятиях комплекса предлагается создать специаль­ ный сектор анализа эффективности форм материального сти­ мулирования и контроля за расходованием зарплаты.

Объективная необходимость централизованной организа­ ции работы по подготовке коллективных договоров и контролю за их соблюдением, подведению итогов соцсоревнования и решению других вопросов, связанных с трудовыми взаимоотно­ шениями работающих, обусловливают создание самостоятель­ ного отдела коллективных договоров и соцсоревнований. Дея­ тельность этого отдела и его задачи согласовываются с проф­ союзной организацией в установленном порядке.

Вусловиях комплекса широкий круг функций возлагает­ ся на финансовое управление.

Уровень централизации финансовой работы зависит от того , какую степень финансово-хозяйственной самостоятельно­ сти будет решено предоставить заводам. Поэтому в работе представлен лишь один из организационных вариантов финан­ сового управления.

Всамом общем виде на финансовое управление возла­

гается :

- составление финансового плана и контроль за его реа­ лизацией;

-обеспечение финансами работ по капитальному строи­ тельству, приобретению оборудования и его капитальному ре­ монту;

-финансирование производственного процесса и опе­

ративный контроль

за движением оборотных средств;

- контроль и

организация поступления финансовых

средств за реализованную продукцию и услуги;

138

-финансирование непромышленных хозяйств;

-организация и обеспечение кассовых операций с на­ личными деньгами.

Новым в отечественной практике финансовой работы на предприятиях является создание отдела взаимных расчетов.

В зависимости от организации хозрасчетных отношений между предприятиями комплекса этот отдел может вести учет взаимных поставок и у сл уг, кратковременных кредитов, финан­

совых претензий. Отдел взаимных расчетов может также вести учет движения фондов стимулирований, осуществлять их времен­ ное перераспределение по соглашениям между предприятиями.

В соответствии с финансовым планом комплекса и по ре­ шениям отдела экономического анализа и хозрасчета (планово­ экономическое управление) отдел взаимных расчетов может осу­ ществлять кредитование и выдачу безвозмездных дотаций пред­ приятиям в счет компенсации за убытки, возникшие по вине, других предприятий или венѳральной дирекции комплекса.

Управление бехгалтерского учета выполняет в целом традиционные функции, связанные с организацией учета движе­ ния материальных и денежных средств, ведения соответствующей отчетности, составления и анализа сводных балансов. В его составе выделяется специальный отдел методологии и механи­ зации бухгалтерского учета. На этот отдел возлагаются за­ дачи обобщения всех директивных и инструктивных материалов вышестоящих органов, разработка методических положений по ведению бухгалтерского учета, анализа и отчетности; коор­ динация работы по совершенствованию организации бухучета, разработка мероприятий по его механизации и автоматизации.

На службу директора по экономике и управления, поми­ мо традиционных функций технико-экономического анализа и планирования, организации труда и заработной платы, финан­ совой работы и бухгалтерского учета, возлагается методиче­ ское руководство и координация деятельности всех динейнофункциональных блоков комплекса в области совершенствования управления и организационного развития. Такой подход объ­ ясняется анализом сложившейся практики и методологических основ управления производством.

139


Задачи и структура управления организационного разви­ тия и информационно-вычислительных систем, выполняющего основную работу по методологическому руководству и коор­ динации деятельности, связанной с совершенствованием управ­ ления, изложены в главе П .

Предложенная матричная структура организации системы, высшим органом которой является возглавляемый генеральным директором комитет по АСУ и организационному развитию, позволяет наиболее эффективно распределить ответственность за совершенствование управления между всем высшим руковод­ ством комплекса, сохранив методологическую и координацион­ ную роль за специализированным управлением.

Необходимо отметить, что управление организационного развития помимо подразделений, включенных в матричную струк­ туру» будет иметь постоянные функциональные связи с рядом других подразделений генеральной дирекции, таких, напри­ мер, как отдел системных исследований, управление стандар­ тизации, управление производственного проектирования, уп­ равление организации труда, отдел делопроизводственного обслуживания.Задачи этих подразделений в определенной ча­ сти кооперируются с задачами управления организационного развития.

Как было сказано выше, в проекте структуры генеральной дирекции комплекса предполагается создать обособленный линейно-функциональный блок подразделений, занятых мате­ риально-техническим обеспечением комплекса.

Это решение, связанное с разделением выполнения функ­ ций снабжения и сбыта, обусловлено не только различным ха­ рактером относящихся к ним задач, но и рядом особенностей промышленного комплекса. Необходимость комплексного реше­ ния вопросов, связанных с материально-техническим обеспе­

чением как основного производства, так

и вспомогательных

и обслуживающих хозяйств, стремление к

осуществлению еди­

ной и скоординированной деятельности по отношению к выше­ стоящим и плановым органам, а также договорной политики с поставщиками и транспортными организациями заставляют

создать специализированную и централизованную службу матѳ-

140

риальных ресурсов.

В ее задачи входит не только организация и управле­ ние процессами материально-технического обеспечения всех производств комплекса материальными ресурсами, но и актив­ ный контроль и регулирование их использования. В принципе служба заместителя директора по материальным ресурсам прев­ ращается в один из ключевых органов управления оборотными фондами.

Ее организационная структура во многом зависит от рас­ пределения задач по материально-техническому обеспечению основного и вспомогательного производства, а также от при­ нятого уровня централизации управления материально-техниче­ ским снабжением. Организации материального обеспечения ос­ новного производства отображены в приложении 4

Для решения вопросов комплексной организации матери­ ально-технического обеспечения создается Управление сводно­ го планирования. В его задачи входят:

- контроль за уровнем материальных норм и их соблюде­

нием;

-определение общей потребности комплекса в материалах

икомплектующих изделиях;

-распределение работ по организации обеспечения между

централизованными управлениями и соответствующими отделами линейно-функциональных блоков;

- контроль за эффективностью работы по материально-тех­ ническому обеспечению.

Контроль за уровнем норм и их соблюдением возлагается на отдел материальных норм и нормативов.

Его функции складываются из анализа используемых при разработке потребности в материальных ресурсах норм с точ­ ки зрения соответствия их передовой технологии и организа­ ции производства; оценки соответствия фактических расхо­ дов материалов нормативным показателям и выявления причин возникающих отклонений; организации обоснованного нормиро­ вания расхода материалов во всех производственных звеньях; ведения нормативного хозяйства с помощью информационно­ вычислительной техники; разработки сводных нормативов по видам изделий и производств.

9 *-П 4 1

141