Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Цели различаются и по уровням управления, при этом цели нижестоящего уровня являются следствием достижения целей вышестоящего уровня. Например, от выполнения прог рамм, заданий предприятиями комплекса зависит достижение целей комплекса в целом.
Одновременно с разработкой целей решается проблема совмещения целей, программ, задач комплекса с собственно имманентными целями, программами, задачами отдельных пред приятий и подразделений комплекса.
Из всех аспектов процесса управления наиболее важны ми для руководителя являются выработка целей, организация и поддержание эффективного взаимодействия всех подразде лений и служб органа управления, ибо научно обоснованный план не реализуется, если рассогласованными будут дейст вия участников процесса управления. Согласованность дей
ствий возникает, как правило, вокруг целей, программ, за |
|
||||||||||
дач. |
На |
процесс функционирования объекта |
и структуру уп- I |
|
|||||||
равления наряду с целями оказывают влияние и функции уп- | |
|
||||||||||
равления. |
Функции |
управления - |
это |
особый |
вид |
управленче |
|
||||
ской деятельности,. |
продукт процесса |
разделения |
труда и |
|
|||||||
специализации в |
сфере |
|
OQ |
/ |
|
|
|
||||
управления |
. |
|
|
* |
|||||||
|
Предварительная |
классификация |
функции управления, их |
||||||||
различных комбинаций и проявлений в |
практической деятель- |
і |
|||||||||
носги - |
это необходимое условие |
моделирования |
системы ор- |
• |
|||||||
ганов |
управления. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Функции управления определяют задачи органов управ |
|
|||||||||
ления. Задачи - |
субъективное преломление |
объективных функ |
|
||||||||
ций, |
т .е . |
в каждый момент задачи отражают |
наши |
знания, |
|
||||||
представления о содержании тех или иных функций управле |
|
||||||||||
ния, о возможностях их практической |
реализации |
на каждом |
|
||||||||
из уровней общественного производства. В каждый данный |
|
||||||||||
момент, |
исходя |
из |
объективных условий и субъективного их |
|
29/ »органы управления социалистическим общественным производством". М ., 1972, стр.6»
38
понимания, люди ставят перед собой определенные задачи, цели, для выполнения которых создаются соответствующие ор ганы управления.
По проблеме классификации функций управления имеютоя -
различные точки зрения |
з0Л Разделяя |
взгляд профессора |
||
Г .Х .П опова, |
мы |
считаем, |
что в практике функции управления |
|
проявляются |
в |
различных |
комбинациях. |
Например, функция |
планирования реализуется в комплексе по следующим направ лениям: по объектам планирования /производственная прог
рамма, капитальное |
строительство, труд и зарплата, наука |
|
и техника |
и т .п ./ ; |
по уровням планирования /комплекс,пред |
приятие, |
цех и т.л®/; по стадиям производственного процес |
са /производство, материально-техническое снабжение„ сбыт, финансы/; по времени /декада, месяц, квартал и т .д ./ .
Соответственно и органы, реализующие эту функцию, должны иметь структуру, которая отражала бы процесс плани- , рования по объектам, уровням, стадиям и времени. "Характер организации всякого учреждения естественно и неизбежно оп ределяется содержанием деятельности этого учреждения" 3* Л В зависимости от многих факторов функции управления .рас пределяются между органами управления, а в случае необхо димости возможно их перераспределение между различными оргавани управления.
Управление в целом как единство воех других функций
называется руководством |
. К функции руководства отно |
|
3®/ См. О .В .Козлова, И.Н.Кузнецов. Научные основы |
уп |
|
равления производством. М ., |
"Экономика", 1970, с т р .62; |
"Ад |
министративное право". И ., "Юридическая литература", 1968,
стр .8 7 ; Ю.М.Козлов. |
Управление |
народным хозяйством |
СССР, |
|||
ч . І , |
изд-во МГУ, 1969, стр .77 ; |
"Основы организации |
|
управ |
||
ления |
промышленным |
объединением и предприятием". |
М .,. "Эко |
|||
номика", |
1971, с т р .77 . |
|
|
|
||
|
З І ^ |
В.И.Ленин. |
П о л в .со б р .со ч ., т .6 , стр .9 9 . |
|
"Эко |
|
|
32^ Г .Х .П о п ов . |
Проблемы теории управления. М ., |
||||
номика", |
1970, стр.125 . |
|
|
|
39
сятся и наиболее важные из отдельных функций, например, целѳустановленке, контроль. Организация самой управлявшей системы также является функцией руководства.
Таким образом, функция руководства это как бы мозг других функций управления. Все прочие функции управления
иразличные их комбинации можно назвать специальными функ циями. Такими функциями будет учет , управление финансами
иуправление качеством.
Структура управления - это форма процесса разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Структуре органа управления - это организационная форма реализации функций управления. Каждый орган управления или система органов выступают как узел концентрации той или иной совокупности функций управления. Органы управления имеют структуру, соответствующую функциям этого органа.
Чем выше органы управления, тем шире и важнее у них функция координации, шире круг вопросов, решаемых данными
органами, объемнее номенклатура |
решаемых проблем и т . д . , |
т .е . комплекснее должен быть его |
подход к проблемам управ |
ления.
Функции управления внутренне присущи общественному производству. В реальной жизни они проявляются в форме объ ективных требований, предъявляемых к тому или иному органу управления и в форме задач этих органов. В развитии функ ций управления имеется своя закономерность. В частности, роль и значение функций прогнозирования, перспективного планирования и координации возрастает по мере продвижения вверх по иерархической лестнице органов управления, а роль функций оперативного и текущего планирования возрастает у органов низших ступеней иерархической лестницы.
По мере расширения масштабов управления организацион ная структура усложняется, линии вертикального подчинения растягиваются, а горизонтальные связи усложняются.
Поиски оптимальных масштабов управления /структур управления/ приводят к выводу о необходимости разбивки /разделения/ крупного объекта управления на ряд самостоя
40
тельных подъобъектов /организационных единиц/.
Разбивка /разделение/ крупного объекта на ряд само стоятельных объектов требуют делегирования компетенции, прав соответствующему органу управления новой организаци онной единицы /подобъекта/ как в сфере производства, сбы та продукции, так и в ответственности за результаты дея тельности соответствующего органа управления.
Нормальное функционирование системы управления комп лексом во многом определяется организационной структурой аппарата управления.
Управленческая деятельность вносит организующее нача ло в характер использования объективных законов, присущих общественному производству, оказывает воздействие на все его стороны, интегрируя их в единое целое в процессе реа лизации цели. Она начинается с определения целей, крите рия развития, с разработки способов реализации поставлен ных целей.
Цели, функции,, принципы и методы управления в сово купности формируют определяющие черты механизма управле ния социалистическим производством. Этот механизм харак теризует содержание управленческой деятельности, направ ленной на реализацию требований объективных законов, при сущих социалистическому производству.
Для КамАЗа характерны особенности, исключающие исполь эование традиционного подхода к формированию структуры уп равления на основе типовых штатов и сложившегося в течении десятилетий набора функциональных и линейных органов. Сюда не могут быть механически перенесены общепринятые структу ры управления даже крупных предприятий нашей страны. Не представляется возможным и скопировать для этого комплек са структуру управления корпораций промышленно развитых капиталистических стран, поскольку имеются коренные раз личия в системах организации планирования, снабжения, от
раслевого |
управления, |
реализации |
продукции |
и т .п . КамАЗ |
как объект |
управления |
имеет специфические |
особенности: |
|
а/ наиболее высокий уровень |
концентрации машиностро |
41
ительного производства; б/ наиболее полное сочетание специализации и коопери
рования заготовительных, обрабатывающих и сборочных произ
водств |
в рамках одного комплекса; |
|
в/ высокий уровень технического оснащения производст |
||
ва на |
базе высокопроизводительного, в том числе и импорт |
|
ного, |
оборудования, |
устройств и точных приборов; |
г/ органическая |
взаимосвязь техники производства и |
техники управления этим производством на основе использо вания автоматизированных систем управления;
д/ наиболее законченная и разветвленная система обслу живания производства на современной индустриальной основе; е/ уникальность комплекса /беспрецендентная в мировой
практике концентрация производственных мощностей на одной промышленной площадке; отдельные заводы не имеют себе рав
ных |
не |
только в СССР, но и за рубежом; высокая |
концентра |
ция |
объема, номенклатуры и каналов прохождения |
информации |
|
в рамках одного промышленного комплекса/; |
|
||
|
ж/ |
проектируемые экономические показатели значитель |
|
но выше средних общесоюзных по автомобилестроению; |
|||
|
з/ |
замкнутость производственного цикла в пределах от |
|
дельных |
предприятий, входящих в комплекс, их предметное по |
строение и наделение всеми видами ресурсов в условиях круп ных масштабов производства предопределяют глубину и полно ту хозрасчетных отношений;
и/ положение КамАЗа во взаимоотношениях с отраслевым министерством, планирующими, снабженческими и другими хо зяйственными органами предполагает двухзвенную систему уп равления и наделение этого комплекса статусом Всесоюзного государственного промышленного объединения;
к/ возникает объект іеная необходимость органической увязки и совместного решения производственно-технических и снабженческо-сбытовых задач в условиях нового промышлен ного района страны;
л/ КамАЗ - это формируемая организация, не обременен ная сложившимися традициями и "технологией" управления, ко
42
торые обычно при переходе на прогрессивные формы и методы требуют ломки, нелегких перестроек, преодоления "психоло гического" барьера кадров и т .п . Именно в этих условиях есть все возможности внедрять с меньшими потерями и в бо лее короткие сроки научные принципы организации управле ния.
Особенности КамАЗа как объекта управления потребова ли выработки определенных принципов, которые могут быть ре ализованы в организационной структуре комплекса. Эти прин ципы должны отражать как современный уровень науки управ ления, так и накопленный в настоящее время отечественный и зарубежный опыт управления в условиях крупномасштабного производства и научно-технического прогресса.
Процесс управления в объединении и на предприятии осу- I ществляет линейный персонал и функциональный аппарат, т .е . специалисты функциональных подразделений. По форме, "про цедуре" и перечню работ процесс управления объединением в основном совпадает с процессом управления на предприятии. Однако имеются и некоторые различия. Отраслевое производст венное объединение представляет собой совокупность предпри ятий, как правило, одной отрасли, связанных между собой производственной кооперацией и объединенных для изготовле ния конечной продукции соответствующей номенклатуры.
На уровне объединения процесс управления разнообраз нее по форме и содержанию. По сравнению с предприятиями в объединении усложняется объем и характер работы аппарата управления, происходит трансформация целей народного хозяй ства и отрасли в цель объединения и его заводов, появля ется ряд новых функций, таких как функция перспективного технического развития объединения, изучение потребительско го спроса, рациональная организация техобслуживания продук ции и т .д . На уровне объединений появляется и возрастает удельный вес функций, не связанных с организацией непосред ственного производства /проведение прикладных исследований, нормализация, унификация, стандартизация и т .д ./ , повыша ется роль таких функций, как координация, перспективное пла
43
нирование, прогнозирование.
Важную роль в организации управления комплексом игра ет обеспечение правильных пропорций между такими этапѳми управления, как прогнозирование, перспективное и текущее планирование. Современная организация планирования в комп лексе должна обеспечить непрерывность этого процесса. Вы полнение этой задачи возможно лишь при наличии системы пла нов, которая включвет пятилетний план /с разбивкой по го
дам/ |
как основную |
форму планирования |
деятельности комплек |
с а , |
годовой план, |
устанавливаемый на |
основе заданий пяти- |
летвего плана, учитывающий дополнительно выделенные резер вы и потребности и долгосрочный прогноз, определяющий глав ное направление развития объединения.
Превращение группы предприятий в единый организацион
но-технический и хозяйственный |
комплекс - это |
задача, тре |
|
бующая совершенствования не только структуры |
и функций, но |
||
и методов управления комплексом и его отдельными |
предпри |
||
ятиями. В частности, внедрение |
полного хозрасчете |
возмож |
|
но осуществить лишь в условиях |
единого комплекса, а не сум |
||
мы практически самостоятельных |
предприятий. |
|
|