Файл: Савченко, С. М. Комплексная механизация работ с зерном и тарными грузами обзорная информация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

формы и автомобиля вытесняется в маслобак. Бортооткрыватель поднимает борт.

После опускания платформы в горизонтальное положение сра­ батывают конечные выключатели, электромагнит крана управле­ ния выключается. При помощи пружины плунжер крана управле­ ния возвращается в первоначальное положение. Автомобиль съез­ жает 'с платформы, и автомобилеразгрузчик готов к следующему циклу работы.

На хлебоприемных предприятиях для механизации работ по за­ грузке железнодорожных вагонов зерном применяются различные конструкции вагоноразгрузчиков. Наиболее ранние конструкции этих'механизмов имели в качестве рабочих органов ленточные бросателц и крыльчатки, которые обычно монтируют на ленточных транспортерах.

На хлебоприемных пунктах все еще эксплуатируется большое количество вагонозагрузчиков различных конструкций:. ТМЗ, УВЗ, шнековые ленточные, катучие агрегаты и др.

Технико-эксплуатационные данные этого оборудования хотя и улучшились в результате внедрения ряда предложений, внесенных рационализаторами и изобретателями, но в настоящее время не соответствуют возросшим требованиям.

Все большее количество элеваторов осуществляет загрузку зер­ на в вагоны через отпускные трубы и люки в крыше вагона.

Для погрузки зерна через люки в крыше вагонов из элеваторов, механизированных складоз и сушильно-очистительных башен ГИ Промзернотароект запроектировал специальные отпускные устрой­ ства, имеющие по четыре отпускные трубы. Расстояние между трубами берется в зависимости от расстояния между осями люков

вкрыше вагонов.

Вэлеваторах верхние части этих труб соединяют с отпускными отсеками или с самотеком из-под весов рабочей башни, а при по­

грузке зерна из складов — с самотеком из отпускной нории. Каж­

дая труба отпускного устройства

состоит из двух частей — верхней

и нижней.

 

надета

Нижняя труба имеет несколько больший диаметр, она

на верхнюю трубу, и ее можно

поднимать по последней

вверх и

опускать вниз; при опускании она входит внутрь вагона через люк в ег о крыше Подъем п опускание нижней трубы производятся при помощи реверсивных электродвигателей мощностью 1 кет с элек­ тротормозом. Ход нижней трубы при опускании в люк вагона огра­ ничивается зондом-ограничителем, который надевается на ее ниж­ ний конец.

Для удобства и безопасности обслуживания отпускного устрой­ ства делается вспомогательная площадка на высоте 4,! м от голов­ ки рельсов подъездного пути.

Зерно из железнодорожных вагонов на хлебоприемных пунк­ тах выгружается в основном с помощью стационарных механиче­ ских лопат и вагоноразгрузчиков различных конструкций, среди которых распространение получил передвижной вагоноразгрузчик BP-VI, состоящий из -сдвоенной фрикционной лебедки с двумя ло-

10


патами и ленточного транспортера. Механические лопаты н вагоно­ разгрузчики BP-VI лишь частично механизируют операции выгруз­ ки зерна. Для их обслуживания требуется тяжелый ручной труд.

При выгрузке зерна из железнодорожных вагонов на отдельных пунктах применяются стационарные вагоноразгрузчики ВУС-6 (конструкции Учакина).

Производительность перечисленных вагоноразгрузчиков не пре­ вышает 70—90 т/час.

Высокую производительность имеет инерционная вагонсразгрузочная установка, разработанная Центральным научно-исследова­ тельским институтом Министерства путей сообщения, которая впер­ вые была установлена на Московском мелькомбинате № 4.

Работа установки основана на принципе качания груженого ва­ гона, когда на зерно действуют силы инерции, при этом зерно, по­ лучая ускорение, перемещается к средней части вагона и высыпает­ ся через открытую дверь в приемное устройство. Выгрузка зерна из вагонов при помощи этой машины полностью механизирована.

Инерционные вагоноразгрузчики предназначены главным обра­ зом для установки на хлебоприемных предприятиях, принимающих большое количество зерна с железной дороги. Обслуживают его два человека: оператор у пульта управления и подсобный рабо­ чий.

На ряде хлебоприемных предприятий для выгрузки зерна из вагонов применяют передвижные пневматические установки ТПЗ, Е-50 и др.

Работы по загрузке зерна в суда и баржи на многих хлебопри­ емных пунктах осуществляются с использованием в основном про­ стейших средств механизации.

Для механизации работ по загрузке зерном подпалубных про­ странств судов и барж, без ручного разравнивания зерна, Одес­ ским СКВ разработана конструкция зернометателей ТЗР-100 и ТЗР-200 производительностью до 200 г/час при скорости выбрасы­ вания зерна \Ъм!сек.

При .выгрузке зерна из судов на хлебоприемных предприятиях значительное 'распространение получили плавучие пневматические перегружатели конструкции ГИ Промзернопроект.

Преимущества плавучего перегружателя заключаются в том, что он обеспечивает при любых навигационных горизонтах раз­ грузку различных речных еудов, взвешивание зерна и отходов, транспортирование зерна с перегружателя до береговых приемных сооружений.

Плавучий перегружатель оснащен автоматическими и блокиро­ вочными устройствами. Управление всеми машинами и механизма­ ми осуществляется централизованно с диспетчерского пульта.

На отдельных предприятиях (в Томске, Омске и Барнауле) работают плавучие пневматические перегружатели зерна, серийно выпускаемые Новосибирским речным портом по проекту Новоси­ бирского проектно-конструкторского бюро Министерства речного флота РСФСР. Такие перегружатели состоят из понтона, на кото­ ром смонтированы производственное помещение и открытая рабо-

U


чая башня в средней части судна. На перегружателе установлены три горизонтальных быстроходных ротационных вакуум-насоса; применена новая конструкция шарнира для присоединения подвиж­ ного зернопровода к разгрузителю; компактно размещено обору­ дование, что позволяет управлять его работой одно.му человеку.

Применяются также плавучие перегружатели и других конст­ рукций, которые отличаются от типового перегружателя ГИ Промзернопроект как по своей мощности, так и по количеству, произво­ дительности и типу воздуходувных машин, месту их расположения, а также способу очистки воздуха, числу приемных башен, зерно­ проводов и по друг'им признакам.

Широкое применение для выгрузки зерна из судов получили стационарные пневматические перегружатели, приемные башни ко­

торых располагаются на отдельно стоящих причальных

опорах'

или на набережных. При расположении приемных башен на

набе­

режных в них, как правило, размещают все необходимое оборудо­ вание: турбонасосную станцию, трансформаторную подстанцию, фильтровое отделение, склад пыли, приемное оборудование и весы для взвешивания приемного зерна.

Стационарные установки пневматического транспорта, зерна, применяемые на хлебоприемных пунктах, отличаются друг от дру­ га производительностью, зависящей от количества и мощности воздуходувных машин, количеством приемных башен, расстоянием между ними и их расположением, расположением зданий — турбонасосной станции, трансформаторной подстанции, фильтрового от­ деления, пылевой камеры и перевесочной башни, системой блоки­ ровки установок между собой и со зданиями хлебоприемного пред­ приятия.

На отдельных элеваторах имеются стационарные пневматиче­ ские установки для зерна ТУП производительностью 80 т/час Одес­ ского завода «Продмаш». Такие установки предназначены для вы­ грузки зерна из барж и железнодорожных вагонов и могут быть установлены также на плавучих понтонах.

Применение пневматических перегружателей и пневмоустановок для выгрузки зерна из судов и вагонов облегчает труд рабочих, улучшает санитарно-гигиенические условия труда, качество зерна, дает возможность 'выгружать зерно при любой погоде.

В числе нового оборудования для механизации работ по вы­ грузке зерна из железнодорожных вагонов следует отметить эф­ фективный вагоноразгрузчик конструкции М. Е. Хахулина. Он со­ стоит из сварной рамы, перемещающейся по направляющим пло­ щадки обслуживания вдоль фронта разгрузки железнодорожных вагонов. На раме смонтирована тележка, с помощью которой раз­ грузчик перемещается по направляющим перпендикулярно про­ дольной оси вагона.

На тележке находятся: пантограф, на последних звеньях кото­ рого как с левой, так и с правой стороны укреплены рабочие орга­ ны вагоноразгрузчика; по два спаренных скребковых транспорте­ ра-питателя шириной 1 м; винтовой и скребковый (подающий) транспортеры и лотки.

12


Поскольку подающий транспортер направляет зерно в лоток под углом наклона от 30 до 90°, он заключен в металлический ко­ жух. Скребки для транспортеров изготовлены из прорезиненной ленты. Привод рабочих органов, изменение их угла наклона, раз­ движка пантографа и перемещение разгрузчика осуществляются с помощью девяти электродвигателей с редукторами общей мощно­ стью 19,5 кет.

Вагоноразгрузчиком управляет оператор с пульта, вынесенного в сторону от места выгрузки на 4 м. Контроль за работой разгруз­ чика ведется по показаниям сигнальных ламп на пульте. Для кон­ троля за работой отдельных рабочих органов установлены ампер­ метры. Пульт управления размещен в застекленной кабине, из ко­ торой можно осуществлять и визуальный контроль. В кабине уста­ новлен телефон для связи с диспетчером пульта управления элева­ тора. В холодное время года кабина отапливается.

Железнодорожный вагон разгружается следующим образом. Специальной выдвижной штангой, закрепленной на раме разгруз­ чика, открывается-дверь вагона. Электротельфером открывавюя люк хлебного щита и последний убирается. В вагонах с самоуплот­ няющимися дверьми, без хлебных щитов, эта операция упрощается.

При сжатом до предела пантографе и поднятых скребковых транспортерах разгрузчик вводится внутрь вагона. Включаются в работу шнеки и скреоковые транспортеры, -,с помощью которых зерно выгружается из центральной части вагона в приемный бун­ кер. После того как ось разгрузчика совпадет с продольной осью вагона, автоматически отключается привод тележки, скребковые транспортеры опускаются до 45° и пантограф постепенно разжи­ мается, перемещая рабочие органы вдоль железнодорожного ва­ гона.

После окончания разгрузки пантограф сжимается, при этом скребковые транспортеры продолжают зачищать пол вагона, а специальные скребки из прорезиненной ленты сгребают остатки зерна из углов к дверному проему. Разгрузчик выводится из вагона.

Применение вагоноразгрузчика позволило разгружать вагоны без простоев. При норме разгрузки железнодорожного вагона гру­ зоподъемностью 62 т за 42 мин. на выгрузку зерна затрачивается 35 мин., включая открывание дверей и уборку остатков зерна в ва­ гоне.

К конструктивным недостаткам вагоноразгрузчика следует отне­ сти его негабаритность. Площадки типовых приемных устройств, размещенных между железнодорожными путями, имеют по проек­ ту ширину 3600 мм, а вагоноразгрузчик— 3800 мм, поэтому ширину разгрузчика следует уменьшить на 200—250 мм.

Вагоноразгрузчик М. Е. Хахулина удобен и прост в эксплуата­ ции. Его целесообразно применять на хлебоприемных предприя­ тиях для вытрузки зерна из железнодорожных вагонов, а если уст­ ранить пылеобразование, то и для выгрузки комбикормов и отру­ бей. ,

В течение длительного времени трудоемкие процессы с тарными грузами механизировали главным образом стационарными и пере-

3-277

13


движными ленточными транспортерами, обеспечивающими гори­ зонтальное или наклонное перемещение мешков; а также средства­

ми малой механизации: тачками,

лотками, приемными столами

и т. д. Наиболее же трудоемкие

и тяжелые работы — укладка

мешков в штабеля в складах, разборка штабелей, погрузка меш­ ков на автомобили, в железнодорожные вагоны и суда, а также вы­ грузка из них — комплексно механизированы сравнительно недав­ но в результате разработки и внедрения пакетоформирующих ма­ шин в сочетании с автопогрузчиками.

В настоящее время в народном хозяйстве завершается переход на выпуск ряда товаров (в том числе крупы и муки) в мешках ем­ костью не более 50 кг.

Испытания, проведенные ВНИИЗ, показали, что пакетоформи­ рующие машины РК-ХХ, РК-34, ЧММ-60 и ЧМ-50 легко приспосо­ бить для формирования пакетов из мешков емкостью 50 кг. За по­ следнее время проделана значительная работа по созданию, пакето­ формирующих машин, применение которых в сочетании с автопо­ грузчиками позволяет полностью механизировать внутрискладские и некоторые погрузочно-разгрузочные работы, что резко повышает производительность и улучшает условия труда рабочих, занятых на этих операциях.

На хлебоприемных предприятиях с небольшим количеством тарных грузов значительный экономический эффект при облегчении труда и повышении его производительности дает применение срав­ нительно простых схем механизации, что подтверждается опытом многих предприятий.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ с тарны­ ми грузами на хлебоприемных и зерноперерабатывающих пред­ приятиях в настоящее время определяется отношением объемов ра­ бот, выполняемых е использованием механизмов, к общему их объе­ му. Если один из элементов работы, в погрузочно-разгрузочной опе­ рации выполнен механизированным способом, то операция счи­ тается полностью механизированной, несмотря на то, что на неко­ торых этапах использован ручной труд. Такое определение уровня механизации не отражает действительного положения, так как на большинстве вспомогательных и части основных работ применяет­ ся много ручного труда, а существующая методика не отвечает со­ стоянию технического уровня хлебоприемного предприятия.

Для оценки современного состояния техники и технологии ме­ ханизации работ с тарными грузами ниже рассматриваются суще­ ствующие средства для формирования штабелей и пакетов и уст­ ройства и приспособления облегчающие операции с тарными грузами.

На предприятиях отрасли одной из основных операций при ме­ ханизации работ с тарными грузами является формирование на поддонах пакетов из стандартных мешков с готовой продукцией. В настоящее время на хлебоприемных' и зерноперерабатывающих предприятиях находится в эксплуатации около 500 штабеле- и па­ кетоформирующих установок разных типов.

14