Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ющих неисправность станков по тем или иным причинам. Установка таких приборов в цехе значительно усилила бы контроль за простоями. На каждом станке — ряд кнопок. Начинает ремонт механик или электрик — нажимает со­ ответствующую кнопку. Время, затраченное им на ремонт, отмечается специальным прибором в диспетчерской. И всегда известно, почему стоял станок, кто ответствен за излишний простой. Это завершило бы систему опера­ тивного управления в цехе, сделало бы ее более действен­ ной. Конечно, до определенного этапа, следующего...

Вот и сейчас Комолову предстоит — в который раз­ вести об этом речь с начальником И В Ц Анатолием Ива­ новичем Ивановым. В его узком, темноватом кабинете стены увешаны красочными проспектами, планами, гра­ фиками. На большом листе красиво вырисованы квад­ ратики, кружочки, вмонтированы фотографии. Четким пунктиром связаны они в единую, целостную картину. Сверху надпись в несколько рядов: «Схема организации управления производством в условиях функционирования комплексной автоматизированной системы управления предприятием».

Комолов присмотрелся. «Да, электроника постепенно охватывает весь завод... Комплексная автоматизирован­ ная... Замах большой...»

— Работы хватает,— весело согласился Анатолий Иванович, проследив за взглядом Комолова.— Вот пе­ реедем в новое здание, отдалимся от вас, производствен­ ников. Чтоб не жали... Общаться будем только посред­ ством ЭВМ — там много не наговоришь. Да-да, новей­ шие вычислительные машины подключим. Заполним электроникой весь корпус, все пять тысяч квадратных метров. Побольше бы только знающих работников. Да где их взять? Везде нехватка.

— Из своих растить. Вон как освоился Руденко, отла­ живая систему в нашем цехе.

50

— Не всякого для этой работы подготовишь на заво­ де. А Владимир Михайлович Руденко — действительно знающий электронщик. За ним — хорошая теоретическая подготовка. Хоть и молодой инженер, но очень перспек­ тивный.

— Да, электронная

машина — это

не

обыкновенный

станок.— Комолов знал,

что говорил,

сам

натерпелся с

этой новой техникой.— Но вы-то

здесь

с

первого дня,

психологический барьер прошли...

 

 

 

 

Иванов сильно потер подбородок широкой ладонью.

— Один барьер я проскочил, это верно, и попал в этот кабинет.— Он усмехнулся.— Началось все... с инфаркта. Начальником цеха конических подшипников был я тогда. Поднялся после болезни, и предложили работу полегче — вычислительный центр. Тогда, в шестьдесят третьем, не те, конечно, масштабы были, действовала на заводе не­ большая машинно-счетная станция, народу было вдвое меньше, чем сейчас. Дело-то незнакомое, долго отказы­ вался. Но — убедили.

И не жалеете?

Втянулся. Откуда-то силы взялись... Главное — перспектива, видишь производство, каким оно будет зав­

тра и послезавтра. Закладываются основы рационального управления: вы нам — точную информацию, мы вам— обоснованные рекомендации.— Иванов с хитрецой взгля­ нул на собеседника.— Разумеется, сведения из цеха долж­ ны быть реальными.

Комолов понял намек. Засмеялся.

Конечно, не иначе! Но для этого надо бы и 'термич­

ку снабдить счетчиками. Возможности теперь для этого есть...

Возможности у нас огромные, что и говорить. Но и хозяйство дай бог...— Анатолий Иванович вытащил из кипы лежащих на столе папок одну, раскрыл ее.— Вот. Один миллион триста тысяч перфокарт отрабатывает

60


наш И ВЦ ежемесячно, полторы тысячи табуляграмм выдает цехам и отделам. И в течение того же месяца — пятьдесят-шестьдесят тысяч различных ' документов, справок, чеков, расчетных листов и другого прочего. Экономьте память!.. А всего двести пятьдесят видов работ.

Он готов был еще перечислять, но Комолов' перебил:

Сейчас ваша проектно-технологическая служба ведет разработку АСУ в цехе мелких серий. Самый раз нашу систему подтянуть...— Комолов помнил, зачем при­ шел сюда.

Создание автоматизированной системы управления на заводе идет строго последовательно, по графику, в

общем комплексе.— Иванов достал еще одну папку.— Вот приказ директора: все новые цехи проектируются с электронной системой управления. А ваш цех уже полу­ чил свою систему,— он сделал паузу,— первым на заводе. Ну, естественно, кое-что требуется доделать... Вот как эти приборы по причинам простоев. Мы об этом помним. Да и вы не дадите забыть... Считайте, что вашему цеху по­ везло. Родились вы заново, можно сказать. Первый раз за несколько лет выполняете план, вошли в ритм. Систе­ ма АЦ -Н , как типовая, может служить образцом для дру­ гих цехов. Мы отыскиваем оптимальные на сегодня схемы управления. Вот как это сочетание механического и руч­ ного счета, что у вас в термичке. Со временем, конечно, перейдем на полную автоматизацию...-

Для нас это время уже пришло...

Знаете, как говорили древние: «Коль скоро мы не можем сделать все, что желаем, то нужно желать лишь то, что мы можем сделать». У нас отстали тылы. Вот, к примеру, нормативы. Запущены, дальше некуда. Надо менять. А главное, переводить на язык, понятный вы­ числительной машине. Обширнейший материал по труду, по заработной плате собрать, рассортировать, записать

61

на перфокарты, магнитные ленты... Одних только перфо­ карт в нормативном бюро подобрано полмиллиона.— Ана­ толий Иванович тяжело отдышался.— А вы говорите — термичка...

А будем мы, как на «Фрезере», иметь денежную табуляграмму каждый день?

Анатолий Иванович развел руками.

Мы не можем позволить себе такую роскошь — занимать дорогое машинное время ежедневным счетом зарплаты. Учтите, у нас народу вчетверо, если не впятеро больше, чем на «Фрезере», соответственно и масштабы производства. А вычислительные машины примерно те же, и время их работы одинаково. На «Фрезере», видимо, машины не так загружены задачами производственного

планирования и учета.

— Говорят, расчет зарплаты оказался спасительным для системы «Фрезер».

— Извините, — Иванов прокашлялся. — Не вижу в этом решения вопроса.—Анатолий Иванович передвинул на столе папки.— Счетчики в цехе дают цифры ежеднев­ ного производства, и грамотный человек всегда может прикинуть, сколько он заработал.— Он отдышался, по­ молчал.— Впрочем, ежедневный расчет зарплаты, воз­ можно, имеет определенный смысл. Хотя бы психологи­ ческий. Но нет, дорого... Кстати, побывайте сами на «Фрезере», много интересного увидите.

— А все же это — какой-то новый метод воздействия на людей, воспитания даже...— Комолов не раз думал над этим и прикидывал, примеривал, как бы ежедневные ведомости привились в его цехе.— Есть удобство и для бухгалтерии. Все денежные расчеты готовы на любой день...

— Думаю, что в этом нет особой необходимости. Мы считаем зарплату с помощью ЭВМ дважды в месяц, и этого нам достаточно — пока. Нам удалось сократить

62


число бухгалтеров, счетоводов: в цехах теперь Их совсем нет, а в главной бухгалтерии осталось сто десять чело­ век вместо четырехсот. Это на наш-то завод! Вариант на сегодня оптимальный...

Комолов поднялся из-за стола.

Анатолий Иванович, а приборы нам все же нужны.., Иванов рассмеялся.

Настырный вы человек, Комолов.

Только это и помогает...

Ладно уж, присоединим вашу термичку к машине. Запись на перфоленту будет подекадная — другой воз­ можности пока нет. Счетчики электромеханические. По­ ставите сами?

Дело привычное.— Комолов улыбнулся.

Что касается приборов по причинам простоев — не

взыщите.— Анатолий Иванович развел

руками.— У нас

их слишком мало — промышленность

не обеспечивает.

Сейчас создаем свой образец, в цехе мелких серий Руден­ ко устанавливает. До вас дойдет очередь, непременно: задание нашего партийного бюро обязывает.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Они прошли нешироким асфальтированным двором, мимо аккуратных газонов и ярких цветочных клумб. Сквозь зеленеющие купы деревьев проглядывали старые заводские постройки.

— Почтенный возраст.— Комолов повел рукой в сто­ рону зданий.

— Тридцатые годы, как наш ГП З,— раздумчиво про­ изнес Бриль.— Развернуться здесь трудно.

На завод «Фрезер» они собирались давно. Много слы­ шали об автоматизированной системе.управления, вве­ денной здесь. Чуть ли не первая в стране комплексная АСУ, со своим информационно-вычислительным центром,

63

е подсистемами. Было интересно познакомиться с их сти­ лем работы, перенять опыт. Здесь, на «Фрезере», созда­ вать систему начали раньше, чем у них, на ГПЗ. Пишут, что на «Фрезере» автоматизированным управлением ох­ вачен весь завод, различные его подразделения, что

А СУ имеет более полный,

законченный вид.

Брилю и Комолову было особенно любопытно позна­

комиться с подсистемой

оперативного

планирования и

учета — подобная система

действует и

у них во втором

автоматическом цехе. Хотя условия производства на ин­ струментальном заводе «Фрезер» несколько иные, да и масштабы его значительно меньше, но принципы созда­ ния А СУ общие. И здесь та же цель — ритмичность про­ изводства.

Добиться ее на таком предприятии, как «Фрезер»,- не просто. Производство здесь — сложное и ответственное. Не зря называют «Фрезер» основным инструментальным хозяйством страны. Сверла, фрезы, метчики, изготовлен­ ные на заводе, хорошо известны в промышленности. Без них не обходится ни одна отрасль машиностроения. Ин­ струментами с маркой «Фрезер» широко пользуются и на ГПЗ.

Изделия пяти тысяч типоразмеров выпускает завод. Более ста пятидесяти миллионов штук режущего инстру­ мента выходит из его ворот ежегодно. В свою очередь сот­ ни заводов-поставщиков присылают на подъездные пути инструментального завода составы с сырьем, металлом, различными материалами двадцати тысяч наименований и размеров.

Просто ли переварить всю поступающую информацию и быстро принять самое правильное решение? Насколько это трудно, Бриль и Комолов знали по опыту своего за­ вода, своего цеха.

...Квадратное здание выпирало своими углами из зе­ леной листвы. Раскрылись широкие двери, и оттуда живо

64


выкатился приземистый электрокар, загруженный плот­ ными картонными коробками. Из помещения донесся шум работающих станков.

— Знакомая обстановка,— Комолов уверенно заша­ гал в глубь цеха.

Сорок четвертый цех — словно «завод в заводе». У не­ го собственный цикл работ, свои склады, термичка, он не зависит от других производств. Цех выпускает те же сверла, фрезы, метчики, но уменьшенных, миниатюрных размеров. Без этих инструментов немыслимы приборо­ строение, электроника, часовое дело. Суточная продук­ ция— 150 тысяч деталей — уместится в несколько ящич­ ков. Производство — подчас ювелирное. Поэтому всегда в готовности установленные на станках микроскопы.

Начальник цеха Александр Варфоломеевич Рыбак охотно рассказывал о преимуществах новой системы уп­ равления. Не скрывал и возникающих проблем.

— Суть нашей подсистемы оперативного планирова­ ния и учета, как и всего комплекса А СУ ,— совершенно четкая обратная связь. Это значит, что вычислительные машины ведут запись каждого отработанного дня, под­ считывают действительно выполненную работу с тем, чтоб на следующие сутки новое производственное задание уч­ ло все возникающие изменения. В счетные машины ин­ формационно-вычислительного центра поступают из це­ ха данные об изготовленной продукции, о движении материалов, заготовок, о доходах и расходах. Данные обсчитываются, анализируются. Из вы­ числительного центра передаются в цех оперативные и точные сводки о том, как выполняется план каждым ра­ бочим, равномерно ли загружены станки, сколько зара­ ботано денег... Руководителям цеха точно известно, каких деталей не хватает, надо или нет увеличить количество выпускаемой продукции. Знаем и расход фонда заработ­ ной платы...

у 2 з Заказ 2633

65

Каким же путем идет информация от станков?^ спросил Бриль.— Ведь в цехе, у рабочих мест, нет счет­ чиков...

Александр Варфоломеевич положил на стол несколь­ ко небольших белых бланков.

Рабочий наряд?— Комолов придвинулся ближе,

всмотрелся.

— Это— сменно-суточное задание. Рапортом мы его еще называем. От старых нарядов осталось только внеш­ нее сходство. Те наряды сдавались раз в две недели. Эти рапорты-задания идут каждый день. Новому названию отвечает и более полное содержание. Это — документ од­ новременно и плановый, и учетный. Задание выдается за­ годя, чтоб и рабочему, и мастеру хватило времени под­ готовить инструмент, материалы.

Александр Варфоломеевич разгладил листок, отчер­ тил на нем твердым ногтем резкую линию.

Вот здесь отмечается количество запланированной

исделанной продукции. А после того как штамп свой по­ ставит ОТК и подпишет контролер, задание-рапорт при­ обретает силу отчетного и денежного документа.

Но документ идет в вычислительную машину, и в нем не должно быть ошибок, описок... Получается ли так?— в голосе Комолова было сомнение.

— Теперь — получается,— начальник цеха отвечал уверенно.— Каждый знает, что счетная машина в конце концов обнаружит ошибку или приписку. Подведешь се­ бя, мастера, товарища за соседним станком. К тому же ошибка завтра выплывет в сводке зарплаты.

Н уда, ежедневная табуляграмма зарплаты,— ожи­ вился Комолов.

Да, один из видов обратной связи. И очень важ­ ный для нас.

Они вышли в цех. Стихал шум станков. Катились по узким проходам верткие электрокары, подвозили

66


Ящики с железными болванками. Заканчивалась смена. В проходе, на самом виду, висела длинная, испещрен­ ная цифрами «простыня». На белой бумаге — следы ра­

бочих пальцев.

— Читана,— усмехнулся Комолов.— Свою строчку ищет каждый.

Приходит табуляграмма перед сменой,— пояснил Александр Варфоломеевич,— Каждый видит, что он зара­ ботал вчера, за все дни с начала месяца. Может сравнить

стем, что получил товарищ. Теперь никого не удивляет значительная разница в заработке у одних и других. М а­ шина ошибиться не может, она подсчитала все точно в соответствии с выработкой.

Такая каждодневная отчетность воздействует, по­ жалуй, лучше любого разговора,— сказал Бриль.

Эти табуляграммы внесли ясность во взаимоотно­ шения между людьми и производством. Каждый видит

наглядно, во сколько оценивается его труд, без всяких на­ тяжек и преувеличений.— Александр Варфоломеевич чему-то усмехнулся. — Не сразу привыкли к новому положению. Были недоразумения. Наряды— дело рук человеческих. Всегда возможны невольные ошибки при переписке. А можно и 'просто «дополнить» наряд, припи­ сав энное количество деталей. Особого искусства здесь не надо.

Запомнился случай с токарем Левой Ольховским. Живой, общительный парень, он всегда выручал цех в горячие дни общественных кампаний. Никогда не отка­ жет провести на участке политинформацию, всегда готов выступить в прениях на профсоюзном собрании. Только лишь отпросится у мастера на часок-другой — в библио­ теку, для подготовки. Охотно пойдет к подшефным пи­ онерам «подогревать контакты». Заслушаешься, когда го­ ворит о новой технике, о политике или, допустим, о со­ временной литературе. Связан даже с обществом «Зна­

Ч г 3*

67

ние», выступает на других предприятиях. Й все больше в рабочие часы.

Ясно, что выстоять смену у станка ему не хватало вре­ мени. Однако мастер не считался с такой «мелочью», среднесдельную выводил ему без сомнений.

Но вот стали поступать в цех табуляграммы зарпла­ ты, и однажды обаятельный парень Лева Ольховский об­ наружил, что дневной заработок его составил всего пол­ тора рубля. В другой раз и того меньше — восемьдесят копеек вышло. И в третий, и в четвертый раз... А товари­ щи за соседними станками вырабатывали шесть-семь рублей изо дня в день, стабильно.

Тогда-то Лева и решил доказать, что токарь он не ху­ же других и зарабатывать может не меньше. И доказал это не только другим, но и себе самому. Норму он теперь выполняет каждый день, без всяких скидок. Обществен­ ную работу ведет в свободные от смены часы. Естествен­ но, количество поручений пришлось сократить.

Примерно та же история приключилась и с наладчи­ ком Михаилом Гилевым, известным на заводе спортсме­ ном. Михаил успешно защищал честь «Фрезера» по не­ скольким видам спорта. Но особенную славу он завое­ вал у любителей футбола, когда выступил однажды в группе «Б» за команду «Труд»...

Разве можно было не поддержать растущий талант? И как не отпускать этого многообещающего спортсмена на тренировки? Разумеется, зарплату получал он из рас­ чета среднемесячного...

Теперь эти ребята стоят всю смену у станков и непло­ хо работают.

Александр Варфоломеевич привел гостей в небольшую отгороженную комнатку. За столом мастер Зинаида Ти­ мофеевна Кувшинова принимала рапортички о сделанной сегодня работе. Комолов взял один из листков, всмотрел­ ся в столбик торопливо написанных цифр.

68