Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ющих неисправность станков по тем или иным причинам. Установка таких приборов в цехе значительно усилила бы контроль за простоями. На каждом станке — ряд кнопок. Начинает ремонт механик или электрик — нажимает со ответствующую кнопку. Время, затраченное им на ремонт, отмечается специальным прибором в диспетчерской. И всегда известно, почему стоял станок, кто ответствен за излишний простой. Это завершило бы систему опера тивного управления в цехе, сделало бы ее более действен ной. Конечно, до определенного этапа, следующего...
Вот и сейчас Комолову предстоит — в который раз вести об этом речь с начальником И В Ц Анатолием Ива новичем Ивановым. В его узком, темноватом кабинете стены увешаны красочными проспектами, планами, гра фиками. На большом листе красиво вырисованы квад ратики, кружочки, вмонтированы фотографии. Четким пунктиром связаны они в единую, целостную картину. Сверху надпись в несколько рядов: «Схема организации управления производством в условиях функционирования комплексной автоматизированной системы управления предприятием».
Комолов присмотрелся. «Да, электроника постепенно охватывает весь завод... Комплексная автоматизирован ная... Замах большой...»
— Работы хватает,— весело согласился Анатолий Иванович, проследив за взглядом Комолова.— Вот пе реедем в новое здание, отдалимся от вас, производствен ников. Чтоб не жали... Общаться будем только посред ством ЭВМ — там много не наговоришь. Да-да, новей шие вычислительные машины подключим. Заполним электроникой весь корпус, все пять тысяч квадратных метров. Побольше бы только знающих работников. Да где их взять? Везде нехватка.
— Из своих растить. Вон как освоился Руденко, отла живая систему в нашем цехе.
50
— Не всякого для этой работы подготовишь на заво де. А Владимир Михайлович Руденко — действительно знающий электронщик. За ним — хорошая теоретическая подготовка. Хоть и молодой инженер, но очень перспек тивный.
— Да, электронная |
машина — это |
не |
обыкновенный |
||
станок.— Комолов знал, |
что говорил, |
сам |
натерпелся с |
||
этой новой техникой.— Но вы-то |
здесь |
с |
первого дня, |
||
психологический барьер прошли... |
|
|
|
|
Иванов сильно потер подбородок широкой ладонью.
— Один барьер я проскочил, это верно, и попал в этот кабинет.— Он усмехнулся.— Началось все... с инфаркта. Начальником цеха конических подшипников был я тогда. Поднялся после болезни, и предложили работу полегче — вычислительный центр. Тогда, в шестьдесят третьем, не те, конечно, масштабы были, действовала на заводе не большая машинно-счетная станция, народу было вдвое меньше, чем сейчас. Дело-то незнакомое, долго отказы вался. Но — убедили.
—И не жалеете?
—Втянулся. Откуда-то силы взялись... Главное — перспектива, видишь производство, каким оно будет зав
тра и послезавтра. Закладываются основы рационального управления: вы нам — точную информацию, мы вам— обоснованные рекомендации.— Иванов с хитрецой взгля нул на собеседника.— Разумеется, сведения из цеха долж ны быть реальными.
Комолов понял намек. Засмеялся.
—Конечно, не иначе! Но для этого надо бы и 'термич
ку снабдить счетчиками. Возможности теперь для этого есть...
—Возможности у нас огромные, что и говорить. Но и хозяйство дай бог...— Анатолий Иванович вытащил из кипы лежащих на столе папок одну, раскрыл ее.— Вот. Один миллион триста тысяч перфокарт отрабатывает
60
наш И ВЦ ежемесячно, полторы тысячи табуляграмм выдает цехам и отделам. И в течение того же месяца — пятьдесят-шестьдесят тысяч различных ' документов, справок, чеков, расчетных листов и другого прочего. Экономьте память!.. А всего двести пятьдесят видов работ.
Он готов был еще перечислять, но Комолов' перебил:
—Сейчас ваша проектно-технологическая служба ведет разработку АСУ в цехе мелких серий. Самый раз нашу систему подтянуть...— Комолов помнил, зачем при шел сюда.
—Создание автоматизированной системы управления на заводе идет строго последовательно, по графику, в
общем комплексе.— Иванов достал еще одну папку.— Вот приказ директора: все новые цехи проектируются с электронной системой управления. А ваш цех уже полу чил свою систему,— он сделал паузу,— первым на заводе. Ну, естественно, кое-что требуется доделать... Вот как эти приборы по причинам простоев. Мы об этом помним. Да и вы не дадите забыть... Считайте, что вашему цеху по везло. Родились вы заново, можно сказать. Первый раз за несколько лет выполняете план, вошли в ритм. Систе ма АЦ -Н , как типовая, может служить образцом для дру гих цехов. Мы отыскиваем оптимальные на сегодня схемы управления. Вот как это сочетание механического и руч ного счета, что у вас в термичке. Со временем, конечно, перейдем на полную автоматизацию...-
—Для нас это время уже пришло...
—Знаете, как говорили древние: «Коль скоро мы не можем сделать все, что желаем, то нужно желать лишь то, что мы можем сделать». У нас отстали тылы. Вот, к примеру, нормативы. Запущены, дальше некуда. Надо менять. А главное, переводить на язык, понятный вы числительной машине. Обширнейший материал по труду, по заработной плате собрать, рассортировать, записать
61
на перфокарты, магнитные ленты... Одних только перфо карт в нормативном бюро подобрано полмиллиона.— Ана толий Иванович тяжело отдышался.— А вы говорите — термичка...
—А будем мы, как на «Фрезере», иметь денежную табуляграмму каждый день?
Анатолий Иванович развел руками.
—Мы не можем позволить себе такую роскошь — занимать дорогое машинное время ежедневным счетом зарплаты. Учтите, у нас народу вчетверо, если не впятеро больше, чем на «Фрезере», соответственно и масштабы производства. А вычислительные машины примерно те же, и время их работы одинаково. На «Фрезере», видимо, машины не так загружены задачами производственного
планирования и учета.
— Говорят, расчет зарплаты оказался спасительным для системы «Фрезер».
— Извините, — Иванов прокашлялся. — Не вижу в этом решения вопроса.—Анатолий Иванович передвинул на столе папки.— Счетчики в цехе дают цифры ежеднев ного производства, и грамотный человек всегда может прикинуть, сколько он заработал.— Он отдышался, по молчал.— Впрочем, ежедневный расчет зарплаты, воз можно, имеет определенный смысл. Хотя бы психологи ческий. Но нет, дорого... Кстати, побывайте сами на «Фрезере», много интересного увидите.
— А все же это — какой-то новый метод воздействия на людей, воспитания даже...— Комолов не раз думал над этим и прикидывал, примеривал, как бы ежедневные ведомости привились в его цехе.— Есть удобство и для бухгалтерии. Все денежные расчеты готовы на любой день...
— Думаю, что в этом нет особой необходимости. Мы считаем зарплату с помощью ЭВМ дважды в месяц, и этого нам достаточно — пока. Нам удалось сократить
62
число бухгалтеров, счетоводов: в цехах теперь Их совсем нет, а в главной бухгалтерии осталось сто десять чело век вместо четырехсот. Это на наш-то завод! Вариант на сегодня оптимальный...
Комолов поднялся из-за стола.
—Анатолий Иванович, а приборы нам все же нужны.., Иванов рассмеялся.
—Настырный вы человек, Комолов.
—Только это и помогает...
—Ладно уж, присоединим вашу термичку к машине. Запись на перфоленту будет подекадная — другой воз можности пока нет. Счетчики электромеханические. По ставите сами?
—Дело привычное.— Комолов улыбнулся.
—Что касается приборов по причинам простоев — не
взыщите.— Анатолий Иванович развел |
руками.— У нас |
их слишком мало — промышленность |
не обеспечивает. |
Сейчас создаем свой образец, в цехе мелких серий Руден ко устанавливает. До вас дойдет очередь, непременно: задание нашего партийного бюро обязывает.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Они прошли нешироким асфальтированным двором, мимо аккуратных газонов и ярких цветочных клумб. Сквозь зеленеющие купы деревьев проглядывали старые заводские постройки.
— Почтенный возраст.— Комолов повел рукой в сто рону зданий.
— Тридцатые годы, как наш ГП З,— раздумчиво про изнес Бриль.— Развернуться здесь трудно.
На завод «Фрезер» они собирались давно. Много слы шали об автоматизированной системе.управления, вве денной здесь. Чуть ли не первая в стране комплексная АСУ, со своим информационно-вычислительным центром,
63
е подсистемами. Было интересно познакомиться с их сти лем работы, перенять опыт. Здесь, на «Фрезере», созда вать систему начали раньше, чем у них, на ГПЗ. Пишут, что на «Фрезере» автоматизированным управлением ох вачен весь завод, различные его подразделения, что
А СУ имеет более полный, |
законченный вид. |
|
Брилю и Комолову было особенно любопытно позна |
||
комиться с подсистемой |
оперативного |
планирования и |
учета — подобная система |
действует и |
у них во втором |
автоматическом цехе. Хотя условия производства на ин струментальном заводе «Фрезер» несколько иные, да и масштабы его значительно меньше, но принципы созда ния А СУ общие. И здесь та же цель — ритмичность про изводства.
Добиться ее на таком предприятии, как «Фрезер»,- не просто. Производство здесь — сложное и ответственное. Не зря называют «Фрезер» основным инструментальным хозяйством страны. Сверла, фрезы, метчики, изготовлен ные на заводе, хорошо известны в промышленности. Без них не обходится ни одна отрасль машиностроения. Ин струментами с маркой «Фрезер» широко пользуются и на ГПЗ.
Изделия пяти тысяч типоразмеров выпускает завод. Более ста пятидесяти миллионов штук режущего инстру мента выходит из его ворот ежегодно. В свою очередь сот ни заводов-поставщиков присылают на подъездные пути инструментального завода составы с сырьем, металлом, различными материалами двадцати тысяч наименований и размеров.
Просто ли переварить всю поступающую информацию и быстро принять самое правильное решение? Насколько это трудно, Бриль и Комолов знали по опыту своего за вода, своего цеха.
...Квадратное здание выпирало своими углами из зе леной листвы. Раскрылись широкие двери, и оттуда живо
64
выкатился приземистый электрокар, загруженный плот ными картонными коробками. Из помещения донесся шум работающих станков.
— Знакомая обстановка,— Комолов уверенно заша гал в глубь цеха.
Сорок четвертый цех — словно «завод в заводе». У не го собственный цикл работ, свои склады, термичка, он не зависит от других производств. Цех выпускает те же сверла, фрезы, метчики, но уменьшенных, миниатюрных размеров. Без этих инструментов немыслимы приборо строение, электроника, часовое дело. Суточная продук ция— 150 тысяч деталей — уместится в несколько ящич ков. Производство — подчас ювелирное. Поэтому всегда в готовности установленные на станках микроскопы.
Начальник цеха Александр Варфоломеевич Рыбак охотно рассказывал о преимуществах новой системы уп равления. Не скрывал и возникающих проблем.
— Суть нашей подсистемы оперативного планирова ния и учета, как и всего комплекса А СУ ,— совершенно четкая обратная связь. Это значит, что вычислительные машины ведут запись каждого отработанного дня, под считывают действительно выполненную работу с тем, чтоб на следующие сутки новое производственное задание уч ло все возникающие изменения. В счетные машины ин формационно-вычислительного центра поступают из це ха данные об изготовленной продукции, о движении материалов, заготовок, о доходах и расходах. Данные обсчитываются, анализируются. Из вы числительного центра передаются в цех оперативные и точные сводки о том, как выполняется план каждым ра бочим, равномерно ли загружены станки, сколько зара ботано денег... Руководителям цеха точно известно, каких деталей не хватает, надо или нет увеличить количество выпускаемой продукции. Знаем и расход фонда заработ ной платы...
у 2 з Заказ 2633 |
65 |
—Каким же путем идет информация от станков?^ спросил Бриль.— Ведь в цехе, у рабочих мест, нет счет чиков...
Александр Варфоломеевич положил на стол несколь ко небольших белых бланков.
—Рабочий наряд?— Комолов придвинулся ближе,
всмотрелся.
— Это— сменно-суточное задание. Рапортом мы его еще называем. От старых нарядов осталось только внеш нее сходство. Те наряды сдавались раз в две недели. Эти рапорты-задания идут каждый день. Новому названию отвечает и более полное содержание. Это — документ од новременно и плановый, и учетный. Задание выдается за годя, чтоб и рабочему, и мастеру хватило времени под готовить инструмент, материалы.
Александр Варфоломеевич разгладил листок, отчер тил на нем твердым ногтем резкую линию.
—Вот здесь отмечается количество запланированной
исделанной продукции. А после того как штамп свой по ставит ОТК и подпишет контролер, задание-рапорт при обретает силу отчетного и денежного документа.
—Но документ идет в вычислительную машину, и в нем не должно быть ошибок, описок... Получается ли так?— в голосе Комолова было сомнение.
— Теперь — получается,— начальник цеха отвечал уверенно.— Каждый знает, что счетная машина в конце концов обнаружит ошибку или приписку. Подведешь се бя, мастера, товарища за соседним станком. К тому же ошибка завтра выплывет в сводке зарплаты.
—Н уда, ежедневная табуляграмма зарплаты,— ожи вился Комолов.
—Да, один из видов обратной связи. И очень важ ный для нас.
Они вышли в цех. Стихал шум станков. Катились по узким проходам верткие электрокары, подвозили
66
Ящики с железными болванками. Заканчивалась смена. В проходе, на самом виду, висела длинная, испещрен ная цифрами «простыня». На белой бумаге — следы ра
бочих пальцев.
— Читана,— усмехнулся Комолов.— Свою строчку ищет каждый.
—Приходит табуляграмма перед сменой,— пояснил Александр Варфоломеевич,— Каждый видит, что он зара ботал вчера, за все дни с начала месяца. Может сравнить
стем, что получил товарищ. Теперь никого не удивляет значительная разница в заработке у одних и других. М а шина ошибиться не может, она подсчитала все точно в соответствии с выработкой.
—Такая каждодневная отчетность воздействует, по жалуй, лучше любого разговора,— сказал Бриль.
—Эти табуляграммы внесли ясность во взаимоотно шения между людьми и производством. Каждый видит
наглядно, во сколько оценивается его труд, без всяких на тяжек и преувеличений.— Александр Варфоломеевич чему-то усмехнулся. — Не сразу привыкли к новому положению. Были недоразумения. Наряды— дело рук человеческих. Всегда возможны невольные ошибки при переписке. А можно и 'просто «дополнить» наряд, припи сав энное количество деталей. Особого искусства здесь не надо.
Запомнился случай с токарем Левой Ольховским. Живой, общительный парень, он всегда выручал цех в горячие дни общественных кампаний. Никогда не отка жет провести на участке политинформацию, всегда готов выступить в прениях на профсоюзном собрании. Только лишь отпросится у мастера на часок-другой — в библио теку, для подготовки. Охотно пойдет к подшефным пи онерам «подогревать контакты». Заслушаешься, когда го ворит о новой технике, о политике или, допустим, о со временной литературе. Связан даже с обществом «Зна
Ч г 3* |
67 |
ние», выступает на других предприятиях. Й все больше в рабочие часы.
Ясно, что выстоять смену у станка ему не хватало вре мени. Однако мастер не считался с такой «мелочью», среднесдельную выводил ему без сомнений.
Но вот стали поступать в цех табуляграммы зарпла ты, и однажды обаятельный парень Лева Ольховский об наружил, что дневной заработок его составил всего пол тора рубля. В другой раз и того меньше — восемьдесят копеек вышло. И в третий, и в четвертый раз... А товари щи за соседними станками вырабатывали шесть-семь рублей изо дня в день, стабильно.
Тогда-то Лева и решил доказать, что токарь он не ху же других и зарабатывать может не меньше. И доказал это не только другим, но и себе самому. Норму он теперь выполняет каждый день, без всяких скидок. Обществен ную работу ведет в свободные от смены часы. Естествен но, количество поручений пришлось сократить.
Примерно та же история приключилась и с наладчи ком Михаилом Гилевым, известным на заводе спортсме ном. Михаил успешно защищал честь «Фрезера» по не скольким видам спорта. Но особенную славу он завое вал у любителей футбола, когда выступил однажды в группе «Б» за команду «Труд»...
Разве можно было не поддержать растущий талант? И как не отпускать этого многообещающего спортсмена на тренировки? Разумеется, зарплату получал он из рас чета среднемесячного...
Теперь эти ребята стоят всю смену у станков и непло хо работают.
Александр Варфоломеевич привел гостей в небольшую отгороженную комнатку. За столом мастер Зинаида Ти мофеевна Кувшинова принимала рапортички о сделанной сегодня работе. Комолов взял один из листков, всмотрел ся в столбик торопливо написанных цифр.
68