Файл: Будяну, А. Л. Совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Потерн рабочего времени ( %)
Экономия рабочего времени в связи с улучшением организации труда в
1970 г. (в % )
1969 г. |
1970 г. |
х
к я
р*ь
ОО
о о _ я я -
85 =
ДS a f ^
Ц»
я 2>Г
£
*УОt/ go ё.
.=£ <у
^ а в
Таблица 14
ЯЯ2
a. S а |
2 д vн a |
численности .)чел( |
|||
|
|
|
g ^ я о ' |
| |
|
|
|
|
2пос |
|
|
|
|
|
5 о я |
<- |
|
52я :а л с |
j |
|
|||
5 = 4 |
|
|
|
||
* _ |
>,i c * g , |
|
|||
£>я а. |
« g S 5 * |
|
|||
J |
eh |
|
|||
v он |
°г> > 5 |
|
|||
о a g |
= с ё5Ё |
Уменьшение работающих |
|||
СОа «о |
5,- ч< |
||||
v о Ss |
|
||||
QJ |
о |
«о |
О= « О•: |
|
|
S ue; |
я Яга п |
|
|
||
S « о |
|
|
|
||
5= |
отян |
|
|
|
|
£ |
« |
вс |
|
|
|
|
«5 |
О |
|
|
|
Невыходы |
на ра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
боту |
и |
цело- |
|
|
(9,0—7,6) X 100 |
|
|
|
|
|
дневные про |
9,0 |
7,6 |
= 1,52 |
87,9 |
-1,34 |
1789 |
24 |
|||
стои . . . . |
100—7,6 |
|||||||||
Внутрисменные |
2,54 |
1,79 |
(2,54—1.79) X 100 |
|
|
|
|
|
||
простои . |
= 0,76 |
87,9 |
”0,67 |
1813 |
12 |
|||||
|
|
|
|
|
100—1,79 |
|||||
Потери |
рабочего |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
времени |
из-за |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
допущенного бра |
0,18 |
0,12 |
(0,18—0,12) X 100 |
|
|
|
|
|
||
ка продукции . |
= 0,06 |
87,9 |
-0,05 |
1801 |
|
|||||
|
|
|
|
|
100— 0,12 |
37 |
||||
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При определении влияния факторов изменения сред него процента выполнения норм выработки рабочимисделыциками на экономию труда на обследуемом пред приятии были использованы следующие данные:
1. |
Средний процент выполнения .норм |
114,2 |
||
|
выработки в 1969 году |
|||
2. |
Средний процент выполнения норм |
|
||
|
выработки в 1970 |
году |
117,7 |
|
3. |
Прирост |
процента |
выполнения норм |
|
|
„ |
ш ,„ |
осмпл |
117,7X100 ч |
выработки за |
1970 год |
3,5(100 |
------ ПТ2---- |
4.Удельный вес рабочих-сделыциков
вчисленности промышленно-производ
ственного персонала в 1970 году |
57,4 |
5.Влияние повышения процента выпол нения норм выработки на произво
дительность труда в процентах |
2,0 |
|
|
,3,5X57,4, |
|
|
К 100 |
} |
6.Численность работников предприятия
в1970 году, рассчитанная по выра ботке на 1 работающего в 1969 году
за вычетом |
экономии |
труда по |
предыдущим |
факторам |
1800 (чел). |
7.Уменьшение численности работни ков в связи с увеличением сред него процента норм выработки
36 (чел.) |
1800X2 |
|
100 |
|
|
( |
' |
Расчет влияния всех групп факторов на рост произ водительности труда дается ,в итоговой таблице
(табл. 15).
85
|
Уменьшение(—) или |
|
Группы факторов, влияющих на |
(увеличение1-- ) числен работниковности |
|
|
|
|
производительность |
|
|
труда на предприятии |
|
|
1. |
Повышение |
технического |
уровня |
- 2 8 |
|
производства |
................................. |
организации |
|||
И. |
Совершенствование |
— 124 |
|||
производства |
и труда . |
. . . |
|||
111. Изменение объема и структуры |
-4 1 |
||||
производства |
.................................. |
|
|
||
IV. |
Прочие ф а к т о р ы ......................... |
|
|
— |
|
|
|
Итого |
: |
|
-1 9 3 |
Т а б л и ц а |
15 |
|
|
, |
|
|
|
|
Удельныйвес (в % итогук ) |
Прирост( - 1 - ) , сниже- ние(—) производитель |
ноститруда гр(. 2 х гр. 3) |
|
|
О |
|
|
о |
14,5 |
+1,6 |
|
64,2 |
+7,3 |
21,3 +2,4
——
100 |
+ 11,3 |
Анализ фактических данных о |
влиянии |
факторов |
на рост производительности труда |
по всем |
мероприя |
тиям является аналитической базой для плановых рас четов, выявления степени влияния отдельных факторов на общую экономию живого труда.
Кроме того, приведенная методика позволяет со вершенствовать планирование темпов роста производи тельности труда на предприятии, систему материаль ного поощрения, организовать борьбу коллектива на успешное выполнение заданий государственного плана.
86
III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1. Фонды поощрения в планах отраслей промышленности
На XXIV съезде КПСС была поставлена задача дальнейшего совершенствования всех экономических рычагов воздействия на производство, построения сис темы материального стимулирования в прямой зависи мости от выполнения заданий пятилетнего плана. Для решения этих проблем необходимо создание таких эко номических условий, которые бы, «во-первых, побужда ли предприятия брать на себя оптимальные обязатель ства, то есть принимать напряженные планы, более рационально использовать капиталовложения и трудо вые ресурсы, во-вторых, в максимальной мере стиму лировали ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда и, в-третьих, способст
вовали последовательной борьбе за повышение |
качест |
||
ва продукции»1. |
|
|
|
Хозяйственная |
реформа усилила |
связь планирова- |
|
1 «Материалы XXIV |
съезда КПСС». М., |
Политиздат, |
1972, |
стр. 68—69. |
|
|
|
87
ния с экономическим стимулированием. Экономические
стимулы |
стали |
одним из инструментов, способствую |
||
щих разработке |
и |
выполнению 'напряженных |
планов, |
|
лучшему |
учету |
в |
них резервов увеличения |
объема |
производства, повышению его эффективности, реализа ции продукции. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты производственно-хозяйственной деятельно сти промышленных предприятий страны, в том числе и Молдавской ССР за годы восьмой пятилетки.
Вместе с тем обобщение опыта и анализ работы предприятий позволили выявить и недостатки внедряе мой системы стимулирования, что потребовало внесения ряда уточнений в механизм, разработанный на первона чальном этапе проведения хозяйственной реформы.
Система |
экономического |
стимулирования |
не была |
в должной |
мере увязана со |
всей системой |
народно |
хозяйственного и отраслевого планирования. При уста новлении нормативов образования фондов отсутство вала достаточно обоснованная экономическая база. Это зачастую приводило к тому, что рост поощритель ных фондов опережал рост эффективности производст ва, допускалось превышение темпов роста средней за работной платы по сравнению с темпами роста произ водительности труда.
Экономическое стимулирование предприятий осно вано было только на показателях годовых планов. Предприятия не имели утвержденных пятилетних пла нов, стабильных нормативов отчислений в фонды поощрения на все годы пятилетки.
В восьмой пятилетке реформа осуществлялась глав ным образом в первичных звеньях— на предприятиях и не охватила средних звеньев управления.
Не всегда отвечали требованиям хозяйственной ре формы и применявшиеся оценочные показатели произ
88
водственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Слабо стимулировались внедрение новой техники, |
освое |
|
ние новой продукции, рост |
производительности |
труда. |
Имелись недостатки и |
в порядке распределения |
фондов. Их размеры иногда не соответствовали потреб ностям предприятий .в расширенном воспроизводстве и стимулировании повышения его эффективности прежде всего за счет технического прогресса и роста произво дительности труда.
Система поощрения была направлена на наращива ние темпов роста объема реализации и прибыли про тив уровня, достигнутого в предыдущем году, что не всегда способствовало принятию напряженных планов, вскрытию всех резервов в данном плановом периоде. Поощрялось некоторое сокрытие выявленных резер вов для последующего ежегодного наращивания фондов стимулирования.
С целью обеспечения экономически обоснованных пропорций роста фондов поощрения, заработной платы, производительности труда, реализации продукции и при были в девятой пятилетке Совет Министров СССР в июне 1971 года принял Постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулиро вания промышленного производства», в котором наме тил внести ряд изменений в существовавшую методику расчета фондов стимулирования. Были установлены стабильные нормативы отчислений от прибыли в фон ды экономического стимулирования на 1971— 1975 гг. в целом по министерствам и ведомствам, предусматри валось доведение до предприятий плановых размеров этих фондов на все годы пятилетки.
В текущей пятилетке министерства в пределах об щих средств фондов материального поощрения создают резервы для обеспечения стабильности нормативов об
89