Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рабочем положении стопорится зубчатым колесом, зубча­ той гребенкой и гидроцилиндром, укрепленным на раме 19, а также упором в почву через гидравлические опоры 18, выдвигаемые на расстояние до 400 мм. На поворотной колонке установлены ограничители поворота колонки и фик­ сирующее кольцо, позволяющее поворачивать опоры машины на угол ±60°.

В верхней части поворотной колонки расположены стрела 10 и два гидроцилиндра 29, осуществляющие подъем стрелы на величину до 500 мм. Стрела представляет собой

сварную

металлоконструкцию,

к

которой

с одной стороны

крепятся

электродвигатель 12

и

редуктор 16 привода бара,

а с другой — гидроцилиндры поворота бара

30. Штоки гидро­

цилиндров присоединены к цепи бара, которая через при­ водную звездочку бара, установленную в седле последнего, поворачивает бар относительно стрелы на 22(У. С помощью электродвигателя 12 типа ВАО-71-42 и цилиндроконического редуктора 16 через приводную и натяжную 15 звездочки осуществляется привод девятилинейной уравновешенной ре­ жущей цепи 13 бара, заимствованной от врубовой машины «Урал-33». Бар может быть оснащен головками, позволяю­

щими изменять

ширину вруба в пределах

до

140 мм.

На конце бара

может быть закреплен крюк

для

подъема

грузов до 1000 кг.

Таким образом, конструкция навесного агрегата машины позволяет с помощью комплекта гидроцилиндров поднимать и поворачивать режущий бар в любой плоскости, что обеспе­ чивает производство вруба в любом направлении по всему периметру выработки шириной не менее 3,2 м и высотой до 4,5 м. С помощью бара можно проходить в почве рассоло­ сборные канавки, а также срезать неровности почвы.

Зачистка и планировка почвы производится закрепленным на раме ходовой тележки отвалом бульдозера 23, выдвиже­ ние и поворот которого осуществляются с помощью двух гидроцилиндров 22. Лебедка 25, установленная на правом борту гусеничной тележки, служит для транспортирования грузов по горизонтальным и вертикальным выработкам. Вращение со скоростью 21—22,5 об/мин передается барабану лебедки от коробки передач редуктора хода через цилиндро­ конический редуктор и два карданных вала автомобильного типа. Тормоз лебедки—ленточный с автоматическим вклю­ чением с помощью обгонной муфты. Управление — ручное, посредством рычагов и тяг.

.48


Электрооборудование машины МГ помимо трех электро­ двигателей привода гусеничного хода, бара и маслостанции, а также магнитной станции управления и кабельного бара­ бана включает: взрывобезопасный магнитный пускатель ПМВИ-23М; искробезопасное реле времени РВН-300; четыре осветительных фары ФВУ-3; сирену ВСС-3; аппарат бескон­ тактной коммутации АБК.-25; реверсивную муфту МР-5М; два блока (БУВ-4) и два поста (КУВ) управления. В комп­ лект машины входит также ручное электросверло СЭР-19М,

используемое в

случае необходимости бурения шнуров

в кровле почвы или стенках выработки.

Перечисленное

оборудование обеспечивает: включение,

выключение и реверс двигателей машины и ручного электро­ сверла; подачу с определенной выдержкой во времени пре­ дупредительного сигнала перед включением механизмов; местное освещение на машине; питание цепей управления, сигнализации и освещения; автоматическое отключение дви­ гателей при их опрокидывании или несостоявшемся запуске и защиту электрооборудования от токов короткого замыка­ ния и течки.

Важнейшая часть машины — гидрооборудование, обеспе­ чивающее привод кабельного барабана и гидроцилиндров. Помимо упомянутых гидродвигателя, маслонасосов и гидро­ цилиндров различного назначения в состав гидрооборудова­ ния входят: маслобак с фильтром; гидроусилитель и гидро­ аппаратура. Последняя включает в себя гидрораспредели­

тели, дроссели,

обратные и предохранительные клапаны

и манометры.

насос НШ-10, получающий вращение от

Шестеренный

редуктора привода хода, нагнетает рабочую жидкость гидро­ системы —- масло индустриальное 30 — в гидроусилитель.

Основной радиально-поршневой насос Н-403 подает масло в две напорные линии. Одна из них служит для подвода рабочей жидкости к клапану кабельного барабана и далее к гидромотору, а также для подпитки через обратные кла­ паны штоковых полостей двух спаренных гидроцилиндров поворота бара. При этом кабель наматывается на барабан. Когда кабель сматывается с барабана, гидродвигатель работает в режиме насоса, при котором засасывается масло из сливной магистрали и подается к клапану барабана. Давление в системе повышается, что приводит к автомати­ ческому переключению золотника клапана и перекрытию его. В результате рабочая жидкость от насоса и гидромотора

4—302

49



(через клапан, регулирующий усилие разматывания кабеля)' идет на слив. По второй напорной линии масло подается к трем распределителям, служащим для управления гидро­ цилиндрами, подъема бульдозера, стопора и опор, подъема стрелы, поворотов колонки и бара.

В распределителе для управления первыми гидроцилинд­ рами встроен предохранительный клапан для защиты гидро­ системы от перегрузок. В напорных линиях, питающих последние гидроцилиндры, включен дроссель переменной производительности. При регулировании его изменяется ко­ личество масла, подаваемого к гидроцилиндрам, и, следо­ вательно, скорость перемещения стрелы, колонки и бара. На штоковых полостях этих гидроцилиндров установлены

дроссели постоянного расхода.

и

опоры

Для обеспечения жесткой фиксации стрелы

в требуемом положении в гидроцилиндрах опор

и

переме­

щения стрелы установлены гидрозамки. На гидроцилиндрах перемещения стрелы установлен обратный клапан. При опус­ кании стрелы клапан закрыт и рабочая жидкость подается через дроссель постоянного расхода. При подъеме стрелы клапан открыт и жидкость поступает в гидроцилиндры через него, минуя дроссель.

Гидросистема позволяет увеличивать скорость переме­ щения механизмов, что осуществляется при остановленной машине. Для этого служит золотник, отключающий кабель­ ный барабан и объединяющий обе напорные магистралиСлив масла из гидросистемы происходит по сливной маги­ страли через фильтр в бак.

Органы управления машиной сосредоточены на пультах управления 7, установленных в кабине 6. Последняя закреп­ лена на левом борту ходовой тележки и обтянута металли­ ческой сеткой. Внутри кабины имеется кресло 5 для маши­ ниста, закрываемое сверху металлическим козырьком.

При эксплуатации машины МГ необходимо руководство­ ваться общими правилами по уходу за любой машиной,

атакже правилами обслуживания электрооборудования

лебедок, кабельных барабанов и гусеничных тележек — узлов, заимствованных из других или аналогичных им по принципу работы машин. Эти правила достаточно подробно изложены в соответствующих разделах данной брошюры

ив других брошюрах настоящего цикла учебных пособий. Кроме того, специфические особенности конструкции

машины МГ и условий ее работы предъявляют доиолнитель-

50


ные требования к машинисту при обслуживании этой машины.

1. При подтеме грузов и прорезании вруба необходимо использовать гидравлические опоры; бульдозерный отвал машины должен быть опущен на почву; следует избегать резких внезапных включений механизмов; запрещается стоять в зоне работы бара и под стрелой навесного агрегата.

2. После окончания работы необходимо освободить крюк от груза или вывести бар из вруба и отключить электро­ энергию; при перерыве работы более чем на 5—10 мин сле­ дует остановить электродвигатели и затормозить все меха­ низмы.

3.Перед началом передвижения машины навесной агре­ гат надо установить в транспортное положение (см. рис. 16), запас кабеля уложить на кабельный барабан, а рычаги управления ходовой частью, лебедкой и гидрооборудованием установить в нейтральных или нерабочих положениях.

4.При движении машины по выработке необходимо соблюдать безопасные зазоры между машиной и стенками выработки; запрещается перемещать машины с грузом на стреле; оставлять машину во время движения, а также находиться между движущейся машиной и стенкой выра­

ботки.

5.Спуск или подъем машины по выработкам с уклоном 9—10° следует производить на одной передаче (желательно на первой) без переключения с одной передачи на другую; если такая необходимость возникает, следует предвари­ тельно остановить машину и затормозить гусеницы, оттянув до отказа оба рычага поворота и поставив их на защелки; при спуске с уклона управление муфтами поворота должно быть обратным, т. е. для поворота влево нужно оттягивать правый рычаг и наоборот.

6.При работе лебедки и кабельного барабана необхо­

димо следить

за правильностью намотки троса или кабеля

на барабан;

запрещается подвигать движущийся трос

руками.

 

7. В случае внезапного прекращения подачи электро­ энергии следует затормозить с помощью обоих фрикционов ходовую часть, поставить рычаги управления на защелки, а рукоятки в нейтральное положение: при взрывных работах машину необходимо отвести на безопасное расстояние, а кабель следует защитить.

4*

51