Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 11. Схемы управления лебед­ кой при работе на горизонтальной
выработке:
I — тормоз фрикциона; г — ручной тормоз барабана; 3 — педаль управления предохранительным стопором; 4 — ре­ версивный магнитный пускатель; 5 — трехкнопочный пост управления.

КУВ-3. Его, как правило, подвешивают на стенке выработки неподалеку от лебедки. В случае дистанционного управления на лебедке устанавливают рычажный механизм, связываю­ щий тормоз фрикциона с сервотормозом; при этом ручной тормоз 2 барабана раскрывается, а предохранительный тор­ моз фиксируется болтом в отключенном положении.

При дистанционном управлении лебедкой работа маши­ ниста заключается лишь в попеременном нажатии кнопок поста КУВ-3. Для подтягива­ ния состава кнопкой «Вперед» включают двигатель; одновре­ менно автоматически вклю­ чается тормоз фрикциона 1 и на барабан начинает наматы­ ваться канат. Останавливают барабан нажатием кнопки «Стоп». Запуск (на 2—3 с)

двигателя в обратном направ­ лении приводит к автоматиче­ скому раскрытию тормоза фрикциона и к освобождению барабана, что позволяет после остановки двигателя свободно смотать канат с барабана на небольшую длину (смотать слабину). Такой прием приме­ няют во избежание зашкивле-

ния каната на барабане при остановке двигателя, а также с целью исключения натяжения каната при погрузке руды в вагон.

Вышеописанные операции по дистанционному управле­ нию лебедкой последовательно повторяют при подтягивании состава на длину одной вагонетки до окончания загрузки всего состава. После этого двигатель лебедки отключают, а барабан растормаживают. Затем машинист отцепляет канат от груженого состава и растягивает его, свободно сматывая с барабана вдоль выработки. По прибытии сле­ дующего порожнего состава к нему цепляют канат и далее операции повторяют в той же последовательности. При ис­ пользовании двух маневровых лебедок для протяжки соста­ вов отпадает необходимость в разматывании и растягивании каната. Необходимо лишь производить прицепку к составу канатов от обеих лебедок.

29


Работа маневровой лебедки связана с перемещением1 тяжелых грузов. Поэтому во избежание возникновения ава­ рий и несчастных случаев машинист должен хорошо знать правила управления лебедкой и ее обслуживания. Запре­ щается:

включать электродвигатель, если тормоза барабана и фрикциона полностью затянуты;

включать электродвигатель и затягивать до отказа тор­ моз фрикциона, если тормоз барабана уже затянут;

включать электродвигатель кнопкой «Назад» и затяги­ вать полностью тормоз фрикциона при включенном предо­ хранительном тормозе;

трогать трос или движущиеся части лебедки во время ее работы.

Перед началом каждой смены следует: проверять на­ дежность крепления лебедки, отдельных ее узлов и каната на барабане; наличие масла в редукторе и подшипниках и отсутствие течи масла из них; исправность работы раз­ личных ее механизмов. Во время работы ролики при сопри­

косновении с канатом должны вращаться, а

витки каната

по ширине барабана должны укладываться

равномерно.

При сматывании каната с барабана необходимо следить, чтобы на нем оставалось не менее 3—4 витков.

В процессе эксплуатации надо периодически очищать лебедку от грязи. Для того чтобы к лебедке можно было подойти с трех сторон, свободное пространство около нее не должно быть загромождено посторонними предметами. Особое внимание необходимо уделять регулировке тормоз­ ной системы лебедки и ее смазке, что в основном определяет долговечную безаварийную работу.

Длительная работа на лебедке приводит к износу тор­ мозных лент, шкивов, шарнирных соединений и появлению непредусмотренных зазоров между сопрягаемыми деталями, что вызывает уменьшение усилия на канате. По этой при­ чине тормоза надо периодически регулировать. Ленты под­ тягивают ввинчиванием шарнирного болта тормозов, при этом зазор между лентой и тормозной поверхностью должен быть равномерным по всей окружности, чтобы барабан легко вращался вручную при сматывании каната. Правиль­ ность регулировки рычажного механизма проверяют, под­

вешивая на конце рукоятки тормоза груз весом

10—12 кг:

если ручка запирает тормоз (переходит через

мертвую

точку), значит механизм отрегулирован правильно.

 

30


Пружина ленты сервотормоза должна быть поджата на­ столько, чтобы при включении механизма дистанционного управления происходило полное запирание отрегулирован­ ного тормоза фрикциона.

Вредуктор лебедки ЛВД-2 через пробку, расположенную

вверхней его части, заливают 4 л масла индустриального 45. Уровень масла в редукторе контролируют по риске, нане­

сенной на кронштейне. Свежее масло заливают один раз в 6 месяцев. Пополняют запас масла по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 месяца. Сливают масло из редук­ тора через нижнюю сливную пробку. Маслом того же сорта с помощью масленки смазывают один раз в 5 дней шкив сервотормоза и шарнирные соединения тяг и собачек. В ро­ ликоподшипники барабана, шарикоподшипник кронштейна и подшипники скольжения направляющих роликов набивают пресс-солидол «С», а в подшипники качения электродвига­ теля — смазку ЦИАТИМ.

В случае перемещения по рельсовым путям отдельных вагонеток или составов рабочий, обслуживающий маневро­ вую лебедку помимо управления его обязан обеспечить нормальное передвижение вагонеток. Для контроля за дви­ жением последних необходимо, чтобы весь путь их движения был достаточно освещен, а рельсовые пути очищены от породы и посторонних предметов. При дистанционном управ­ лении лебедкой около нее должен быть вывешен плакат «Лебедка работает на дистанционном управлении». Около рабочего места устанавливают сигнальную сирену для по­ дачи звукового сигнала перед пуском лебедки. Если рабочие места машиниста лебедки и, например, скрепериста, бун­ керовщика достаточно удалены друг от друга, между ними должна обеспечиваться звуковая и световая сигнализации для своевременного включения и выключения лебедки в на­ чале и конце погрузки вагонеток.

До начала перемещения состава лебедкой необходимо проверить исправность всех вагонеток. О неисправных ваго­ нетках сообщают горному мастеру. На борту таких вагоне­ ток делают надпись «Неисправен» и отцепляют от состава. При наличии в вагонетках посторонних предметов (куски

каната,

доски и пр.) вагоны должны быть очищены от них.

В процессе работы необходимо соблюдать следующие

условия.

Следить, чтобы вагонетки загружались полностью, но не

1.

через край; разравнивать руду в вагонетках только лопатой.

31-


2. Очищать по мере надобности рельсовые пути от про­ сыпавшейся руды; следить, чтобы на пути движения вагоне­ ток не было людей.

3. Поднимать сошедшие с рельсов вагонетки только с помощью домкратов или самосвалов; «забурившуюся» при этом вагонетку предварительно отсоединяют от состава, а с обеих ее сторон на рельсовом пути устанавливают тор­ моза, чтобы предотвратить ее движение.

4.Производить торможение вагонеток, находясь сбоку их

ипользуясь деревянными тормозами длиной не менее 1 м или специальными тормозными башмаками.

5.Для сцепки-расцепки вагонеток применять только спе­ циальные крючки; при этом рабочий должен стоять сбоку вагонетки, одной рукой держаться за ее кузов, а другой про­ изводить сцепку-расцепку так, чтобы голова рабочего не на­ ходилась между вагонетками; в процессе сцепки-расцепки при наличии троллейных проводов не касаться их и подво­ дящих кабелей.

6.Запрещается ездить на вагонетках и переходить между ними как во время движения, так и при стоянках, прика­ саться к канату во время его движения. По окончании

работы необходимо зачистить рельсовые пути от просыпав­ шейся руды. О всех неисправностях и неполадках в течение смены, а также происшедших несчастных случаях следует немедленно доложить горному мастеру.

Глава ЗАКЛАДОЧНЫЕ III РАБОТЫ

Сухую механическую закладку применяют до­ статочно давно и раньше для этого использовали скрепер­ ные лебедки. Последние растаскивали закладочный мате­ риал по камере, постепенно заполняя ее от конца к началу. Отходы подавали к устью камеры вагонетками или скрепер­ ной лебедкой, в зависимости от принятой на данном руднике технологии закладочных работ и имеющихся средств транс­ порта.

Учитывая все возрастающий объем закладочных работ, в последние годы институтом «Пермгипрогормаш» созданы специальные закладочные комплексы. К их числу относится закладочный комплекс, эксплуатируемый на Соликамском руднике и состоящий из роторного метателя МР-1 и ленточ­ ного конвейера ТЛЗ-1, и закладочный комплекс ЗК-2, в который входят роторный метатель МР-2В, комплект пере­ движных ленточных перегружателей ПЛП и бульдозер Д535.

Роторные метатели

Роторный метатель, входящий в закладочный комплекс, осуществляет собственно закладку — заполнение выработанного пространства отходами производства. Прин­ цип работы его состоит в том, что он придает закладочному материалу первоначальную большую скорость, с которой и мечет его на определенное расстояние и высоту в пределах выработанного пространства.

В настоящее время созданы несколько модификаций ро­ торных метателей, конструктивно близких друг другу и отли­ чающихся производительностью, мощностью привода, габа­ ритами и весом. В табл. 3 приводятся основные параметры

этих

метателей.

 

 

Приведем описание конструкции и принципа работы

модернизированной

модели

роторного метателя МР-2В

(рис.

12). Рабочий

орган

метателя — ротор. На валу 1

3—302

33


ротора жестко посажены диск 2 и кольцо 5, соединяющиеся между собой двенадцатью лопастями 25, которые крепятся к диску и кольцу болтами. Во избежание быстрого износа

Т а б л и ц а

3.

Техническая характеристика роторных метателей

 

 

 

 

Тип метателей

 

 

 

Показатель

 

МР-1

МР-2В

МР-5

 

 

 

 

Производительность, т/ч .

. . . .

150

300

750

Угол

метания,

мате-

0—45

10-55

0—45

Максимальная

70

70

70

риала, м м

 

Дальность

метания ..................., м

 

25-30

25—30

25—30-

Скорость вылета материала, м/с

20

20

20

Угол

поворота

в плане,

360

360

360

г р а д у с ы ..........................................

 

Диаметр ротора ........................, м м

 

653

653

1210

Количество

лопаток ..................., шт

кВт . .

12

12

14

Мощность электропривода,

32

110

202,2

Габариты,

мм:

 

2180

 

3300

длина

..........................................

 

2680

ширина ...........................................

 

1100

1405

2200

в ы с о та ...........................................

 

1250

1600

2350

Вес,

т ....................................................

 

 

1,8

3,2

7,0

рабочие

поверхности

лопастей

защищены

накладками 26т

а торцовые поверхности диска и кольца — специальными сег­ ментами из износостойкой стали. На наружных цилиндриче­ ских поверхностях диска и кольца наплавлен слой износо­ стойкого материала — релита.

Вращение валу ротора передается от тихоходного» элек­ тродвигателя 10 через предохранительную муфту 7, закры­ тую кожухом 8 *. Закладочный материал поступает в ротор через течку 6, захватывается лопастями и под действием: центробежной силы с большой скоростью (20 м/с) выбрасы­ вается через направляющее устройство 4.

* В более ранних конструкциях роторных метателей (МР-1, МР-2,. МР-5) привод ротора производится от быстроходных ^электродвигателей (1485 об/мин) через одноступенчатый цилиндрический "редуктор с пере­ даточным отношением 2,5.

34