Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
КУВ-3. Его, как правило, подвешивают на стенке выработки неподалеку от лебедки. В случае дистанционного управления на лебедке устанавливают рычажный механизм, связываю щий тормоз фрикциона с сервотормозом; при этом ручной тормоз 2 барабана раскрывается, а предохранительный тор моз фиксируется болтом в отключенном положении.
При дистанционном управлении лебедкой работа маши ниста заключается лишь в попеременном нажатии кнопок поста КУВ-3. Для подтягива ния состава кнопкой «Вперед» включают двигатель; одновре менно автоматически вклю чается тормоз фрикциона 1 и на барабан начинает наматы ваться канат. Останавливают барабан нажатием кнопки «Стоп». Запуск (на 2—3 с)
двигателя в обратном направ лении приводит к автоматиче скому раскрытию тормоза фрикциона и к освобождению барабана, что позволяет после остановки двигателя свободно смотать канат с барабана на небольшую длину (смотать слабину). Такой прием приме няют во избежание зашкивле-
ния каната на барабане при остановке двигателя, а также с целью исключения натяжения каната при погрузке руды в вагон.
Вышеописанные операции по дистанционному управле нию лебедкой последовательно повторяют при подтягивании состава на длину одной вагонетки до окончания загрузки всего состава. После этого двигатель лебедки отключают, а барабан растормаживают. Затем машинист отцепляет канат от груженого состава и растягивает его, свободно сматывая с барабана вдоль выработки. По прибытии сле дующего порожнего состава к нему цепляют канат и далее операции повторяют в той же последовательности. При ис пользовании двух маневровых лебедок для протяжки соста вов отпадает необходимость в разматывании и растягивании каната. Необходимо лишь производить прицепку к составу канатов от обеих лебедок.
29
Работа маневровой лебедки связана с перемещением1 тяжелых грузов. Поэтому во избежание возникновения ава рий и несчастных случаев машинист должен хорошо знать правила управления лебедкой и ее обслуживания. Запре щается:
включать электродвигатель, если тормоза барабана и фрикциона полностью затянуты;
включать электродвигатель и затягивать до отказа тор моз фрикциона, если тормоз барабана уже затянут;
включать электродвигатель кнопкой «Назад» и затяги вать полностью тормоз фрикциона при включенном предо хранительном тормозе;
трогать трос или движущиеся части лебедки во время ее работы.
Перед началом каждой смены следует: проверять на дежность крепления лебедки, отдельных ее узлов и каната на барабане; наличие масла в редукторе и подшипниках и отсутствие течи масла из них; исправность работы раз личных ее механизмов. Во время работы ролики при сопри
косновении с канатом должны вращаться, а |
витки каната |
по ширине барабана должны укладываться |
равномерно. |
При сматывании каната с барабана необходимо следить, чтобы на нем оставалось не менее 3—4 витков.
В процессе эксплуатации надо периодически очищать лебедку от грязи. Для того чтобы к лебедке можно было подойти с трех сторон, свободное пространство около нее не должно быть загромождено посторонними предметами. Особое внимание необходимо уделять регулировке тормоз ной системы лебедки и ее смазке, что в основном определяет долговечную безаварийную работу.
Длительная работа на лебедке приводит к износу тор мозных лент, шкивов, шарнирных соединений и появлению непредусмотренных зазоров между сопрягаемыми деталями, что вызывает уменьшение усилия на канате. По этой при чине тормоза надо периодически регулировать. Ленты под тягивают ввинчиванием шарнирного болта тормозов, при этом зазор между лентой и тормозной поверхностью должен быть равномерным по всей окружности, чтобы барабан легко вращался вручную при сматывании каната. Правиль ность регулировки рычажного механизма проверяют, под
вешивая на конце рукоятки тормоза груз весом |
10—12 кг: |
если ручка запирает тормоз (переходит через |
мертвую |
точку), значит механизм отрегулирован правильно. |
|
30
Пружина ленты сервотормоза должна быть поджата на столько, чтобы при включении механизма дистанционного управления происходило полное запирание отрегулирован ного тормоза фрикциона.
Вредуктор лебедки ЛВД-2 через пробку, расположенную
вверхней его части, заливают 4 л масла индустриального 45. Уровень масла в редукторе контролируют по риске, нане
сенной на кронштейне. Свежее масло заливают один раз в 6 месяцев. Пополняют запас масла по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 месяца. Сливают масло из редук тора через нижнюю сливную пробку. Маслом того же сорта с помощью масленки смазывают один раз в 5 дней шкив сервотормоза и шарнирные соединения тяг и собачек. В ро ликоподшипники барабана, шарикоподшипник кронштейна и подшипники скольжения направляющих роликов набивают пресс-солидол «С», а в подшипники качения электродвига теля — смазку ЦИАТИМ.
В случае перемещения по рельсовым путям отдельных вагонеток или составов рабочий, обслуживающий маневро вую лебедку помимо управления его обязан обеспечить нормальное передвижение вагонеток. Для контроля за дви жением последних необходимо, чтобы весь путь их движения был достаточно освещен, а рельсовые пути очищены от породы и посторонних предметов. При дистанционном управ лении лебедкой около нее должен быть вывешен плакат «Лебедка работает на дистанционном управлении». Около рабочего места устанавливают сигнальную сирену для по дачи звукового сигнала перед пуском лебедки. Если рабочие места машиниста лебедки и, например, скрепериста, бун керовщика достаточно удалены друг от друга, между ними должна обеспечиваться звуковая и световая сигнализации для своевременного включения и выключения лебедки в на чале и конце погрузки вагонеток.
До начала перемещения состава лебедкой необходимо проверить исправность всех вагонеток. О неисправных ваго нетках сообщают горному мастеру. На борту таких вагоне ток делают надпись «Неисправен» и отцепляют от состава. При наличии в вагонетках посторонних предметов (куски
каната, |
доски и пр.) вагоны должны быть очищены от них. |
В процессе работы необходимо соблюдать следующие |
|
условия. |
Следить, чтобы вагонетки загружались полностью, но не |
1. |
через край; разравнивать руду в вагонетках только лопатой.
31-
2. Очищать по мере надобности рельсовые пути от про сыпавшейся руды; следить, чтобы на пути движения вагоне ток не было людей.
3. Поднимать сошедшие с рельсов вагонетки только с помощью домкратов или самосвалов; «забурившуюся» при этом вагонетку предварительно отсоединяют от состава, а с обеих ее сторон на рельсовом пути устанавливают тор моза, чтобы предотвратить ее движение.
4.Производить торможение вагонеток, находясь сбоку их
ипользуясь деревянными тормозами длиной не менее 1 м или специальными тормозными башмаками.
5.Для сцепки-расцепки вагонеток применять только спе циальные крючки; при этом рабочий должен стоять сбоку вагонетки, одной рукой держаться за ее кузов, а другой про изводить сцепку-расцепку так, чтобы голова рабочего не на ходилась между вагонетками; в процессе сцепки-расцепки при наличии троллейных проводов не касаться их и подво дящих кабелей.
6.Запрещается ездить на вагонетках и переходить между ними как во время движения, так и при стоянках, прика саться к канату во время его движения. По окончании
работы необходимо зачистить рельсовые пути от просыпав шейся руды. О всех неисправностях и неполадках в течение смены, а также происшедших несчастных случаях следует немедленно доложить горному мастеру.
Глава ЗАКЛАДОЧНЫЕ III РАБОТЫ
Сухую механическую закладку применяют до статочно давно и раньше для этого использовали скрепер ные лебедки. Последние растаскивали закладочный мате риал по камере, постепенно заполняя ее от конца к началу. Отходы подавали к устью камеры вагонетками или скрепер ной лебедкой, в зависимости от принятой на данном руднике технологии закладочных работ и имеющихся средств транс порта.
Учитывая все возрастающий объем закладочных работ, в последние годы институтом «Пермгипрогормаш» созданы специальные закладочные комплексы. К их числу относится закладочный комплекс, эксплуатируемый на Соликамском руднике и состоящий из роторного метателя МР-1 и ленточ ного конвейера ТЛЗ-1, и закладочный комплекс ЗК-2, в который входят роторный метатель МР-2В, комплект пере движных ленточных перегружателей ПЛП и бульдозер Д535.
Роторные метатели
Роторный метатель, входящий в закладочный комплекс, осуществляет собственно закладку — заполнение выработанного пространства отходами производства. Прин цип работы его состоит в том, что он придает закладочному материалу первоначальную большую скорость, с которой и мечет его на определенное расстояние и высоту в пределах выработанного пространства.
В настоящее время созданы несколько модификаций ро торных метателей, конструктивно близких друг другу и отли чающихся производительностью, мощностью привода, габа ритами и весом. В табл. 3 приводятся основные параметры
этих |
метателей. |
|
|
Приведем описание конструкции и принципа работы |
|||
модернизированной |
модели |
роторного метателя МР-2В |
|
(рис. |
12). Рабочий |
орган |
метателя — ротор. На валу 1 |
3—302 |
33 |
ротора жестко посажены диск 2 и кольцо 5, соединяющиеся между собой двенадцатью лопастями 25, которые крепятся к диску и кольцу болтами. Во избежание быстрого износа
Т а б л и ц а |
3. |
Техническая характеристика роторных метателей |
||||
|
|
|
|
Тип метателей |
|
|
|
|
Показатель |
|
МР-1 |
МР-2В |
МР-5 |
|
|
|
|
|||
Производительность, т/ч . |
. . . . |
150 |
300 |
750 |
||
Угол |
метания, |
мате- |
0—45 |
10-55 |
0—45 |
|
Максимальная |
70 |
70 |
70 |
|||
риала, м м |
|
|||||
Дальность |
метания ..................., м |
|
25-30 |
25—30 |
25—30- |
|
Скорость вылета материала, м/с |
20 |
20 |
20 |
|||
Угол |
поворота |
в плане, |
360 |
360 |
360 |
|
г р а д у с ы .......................................... |
|
|||||
Диаметр ротора ........................, м м |
|
653 |
653 |
1210 |
||
Количество |
лопаток ..................., шт |
кВт . . |
12 |
12 |
14 |
|
Мощность электропривода, |
32 |
110 |
202,2 |
|||
Габариты, |
мм: |
|
2180 |
|
3300 |
|
длина |
.......................................... |
|
2680 |
|||
ширина ........................................... |
|
1100 |
1405 |
2200 |
||
в ы с о та ........................................... |
|
1250 |
1600 |
2350 |
||
Вес, |
т .................................................... |
|
|
1,8 |
3,2 |
7,0 |
рабочие |
поверхности |
лопастей |
защищены |
накладками 26т |
а торцовые поверхности диска и кольца — специальными сег ментами из износостойкой стали. На наружных цилиндриче ских поверхностях диска и кольца наплавлен слой износо стойкого материала — релита.
Вращение валу ротора передается от тихоходного» элек тродвигателя 10 через предохранительную муфту 7, закры тую кожухом 8 *. Закладочный материал поступает в ротор через течку 6, захватывается лопастями и под действием: центробежной силы с большой скоростью (20 м/с) выбрасы вается через направляющее устройство 4.
* В более ранних конструкциях роторных метателей (МР-1, МР-2,. МР-5) привод ротора производится от быстроходных ^электродвигателей (1485 об/мин) через одноступенчатый цилиндрический "редуктор с пере даточным отношением 2,5.
34