Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вал ротора вращается в двух подшипниках качения 30, по обеим сторонам которых установлены манжетные и лаби­ ринтные уплотнения, препятствующие выдавливанию смазки из подшипников. На ступице вала установлены подшипники скольжения' 29, на которых смонтирован корпус 3 ротора. На внутренней поверхности корпуса с помощью пружинных

4 5

Рис. 12. Роторный метатель МР-2В:

1 — вал ротора; 2 — диск; 3 корпус; 4 — направляющее устройство; 5 — кольцо; б — течка; 7 — предохранительная муфта; 8 — кожух; 9 — рама; 10 электродвигатель; / / — петля; 12 — рукоятка; 13 — редуктор; 14 — лыжа; 15 — червяк; 16 — червячное ко­

лесо; /7 — гайка;

18 — вал;

19 — кулачковая

муфта; 20 — тарельчатая пружина;

21 — домкрат; 22,

27 — кронштейны; 23— вкладыш; 24 — ручка; 25 — лопасть; 26 — на­

 

кладка;

28 г— планка; 29,

30 — подшипники.

винтов закреплены вкладыши 23, наплавленные износостой­ ким материалом. В местах стыковки вкладышей предусмотреньГуплотнительные планки.

Корпус с помощью кронштейнов 22 и 27 шарнирно при­ креплен к раме 9, что позволяет поворачивать его вокруг подшипников скольжения 30 с помощью винтового дом­ крата 21. При вращении ручки 24, одеваемой на квадратный хвостовик винта домкрата, происходит ввинчивание или

3*

35

вывинчивание винта из гайки, жестко закрепленной через телескопический кожух винтовой пары с рамой метателя. Вместе с винтом поступательное движение получает и свя­ занный с ним корпус. В результате корпус 3 вместе с за­ крепленным на нем направляющим устройством 4 повора­ чивается на некоторый угол. Тем самым изменяется угол наклона направляющего устройства к горизонтальной пло­ скости и направление полета струи закладочного материала (угол метания).

Конструктивно корпус выполнен разъемным; он состоит из двух половин —верхней и нижней. С одной стороны они соединены между собой на шарнире, а с другой — винтами. Такая конструкция корпуса позволяет легко открывать его при ремонте, а также заменять в нем быстроизнашивающиеся детали. Для этого достаточно отвинтить гайки винтов и откинуть на шарнире верхнюю половину корпуса.

Для поворота метателя в горизонтальной плоскости с целью обслуживания максимальной площади закладывае­ мой камеры его рама 9 вместе с установленными на ней узлами подвешена на корпусе червячного редуктора 13. Он состоит из червяка 15, червячного колеса 16, предохра­ нительной кулачковой муфты 19, прижимаемой к колесу та­ рельчатыми пружинами 20 и гайками 17, и вала 18. При вра­ щении рукоятки 12, насаживаемой на хвостовик червяка, вращение последнего передается червячному колесу 16 и валу 18, который входит в центральное отверстие лыжи 14,

и

метатель поворачивается.

За петли 11, закрепленные

на

лыже, цепляют бульдозер

при перемещении метателя

на новое место установки.

 

Во все подшипники качения и скольжения в предохрани­ тельной муфте, роторе, лыже, домкрате и на промежуточном валу набивают пресс-солидол «С»; подшипники электродви­ гателя смазывают жировой смазкой 1-13.

Перед началом работы на роторном метателе необхо­ димо: убедиться в его исправности и наличии смазки в подшийниках; проверить состояние электрооборудования, кабе­ лей и заземления, надежность крепления узлов. Следует убедиться в отсутствии посторонних предметов в корпусе метателя и после этого проверить вращение ротора путем поворота соединительной муфты; одновременно с этим про­ веряется и работа механизма поворота метателя в лыже.

Во время работы на метателе запрещается: бросать в его течку посторонние предметы; находиться перед направляю­

36


щим аппаратом перед запуском и во время действия; рабо­ тать без ограждающего кожуха; проворачивать ротор за лопасть через окно направляющего аппарата. Перед пуском метателя обязательно нужно подавать звуковой сигнал. После окончания работ необходимо очистить корпус, раму и лыжи метателя от налипшей на них соли.

Условие успешной эксплуатации роторного метателя — своевременная замена быстроизнашиваемых деталей: вкла­

дыши заменяют

при полном

износе

наплавляемого

слоя,

а накладки на

лопастях — при

износе

на высоту до

3 мм.

Сегменты и желоб течки заменяют при образовании в них сквозных раковин.

Изношенные детали ротора заменяют при открытом кор­ пусе. Для снятия вкладышей необходимо предварительно отвернуть крепящие их винты.

Оборудование для транспортирования сухого закладочного материала

Для транспортирования отходов вдоль заклады­ ваемой камеры и подачи их в роторный метатель в закла­ дочном комплексе, используемом на Соликамском руднике для закладки камер на карналитовом пласте «В», применяют конвейер ТЛЗ-1.

Закладочный конвейер ТЛЗ-1 (рис. 13, а) производитель­ ностью 150 т/ч представляет собой обычный ленточный транспортер с канатным ставом. Телескопическая конструк­ ция трубчатых опор 5 конвейера позволяет изменять их

высоту и, следовательно,

высоту

подвески

канатного става

в

пределах

от

0,57

до 2

м. Это дает возможность исполь­

зовать конвейер

в

камерах

со

сложной

гипсометрией

почвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К опорам крепятся верхние и нижние ролики 4, по кото­

рым движется

со

скоростью

1,5

м/с верхняя рабочая 3

и

нижняя

холостая

2

ветви

конвейера.

Лента шириной

650 мм состоит из отдельных отрезков, соединенных шарниоами. Это позволяет ступенчато изменять длину конвейера от 12 до 160 м. Закладываемый материал поступает на кон­ вейер через загрузочный бункер 6, установленный на при­ водной головке 7 конвейера. С разгрузочной головки 1 мате­ риал поступает в течку роторного метателя (рис. 13,6). Привод конвейера осуществляется через редуктор 8 от элек-

37


тродвигателя 9 мощностью 120 кВт. Здесь же установлено натяжное устройство 14, при работе которого с помощью тросов 12 перемещается приводной барабан 11 с катками 10 по направляющим 13. Вес конвейера длиною 160 м состав­ ляет 9,5 т. Камеру конвейером закладывают в отступающем

Рис. 13. Закладочный комплекс, состоящий из ленточного закладочного конвейера ТЛЗ-1 (а) и роторного метателя МР-1 (б).

Конвейер ТЛЗ-1: / — разгрузочная головка; 2 — хо­ лостая ветвь ленты; 3 — рабочая ветвь ленты; 4 — ролики; 5 —опоры; « — загрузочный бункер; 7 — приводная головка; 8 — редуктор; 9 — электродви­ гатель; 10 — каток; 11 — приводной барабан; 12

трос;

13 — направляющие; 14 — натяжное устрой-

'

ство.

10 11 12 13 14

порядке от конца к устью. При этом метатель периодически перемещается по мере заполнения камеры, а вместе с ним производится укорачивание конвейера.

Более совершенная технология закладки и подачи закла­ дочного материала к роторному метателю предусмотрена в закладочном комплексе ЗК-2, в состав которого, помимо роторного метателя МР-2В, входят комплект передвижных ленточных перегружателей ПЛП и бульдозер Д535. Комп­ лекс ЗК-2 предназначен для закладки камер длиной 180 и высотой до 6,5 м на Верхнекамских рудниках.

38

Техническая характеристика перегружателя ПЛП:

Производительность, т / ч ...........................................

300

Длина

между осями

барабанов, м ...................

12,5

Скорость движения

ленты,м / с .............................

2,31

Ширина

ленты, м м

...............................................

650

Высота разгрузки, мм:

 

наибольш ая.........................................................

 

2350

наименьш ая.........................................................

 

1550

Мощность

электродвигателя, к В т ........................

10

Скорость

вращенияэлектродвигателя, об/мин .

1460

Клиренс,

м м ..............................................................

 

300

Габариты,

мм:

 

 

длина

в

рабочем

полож ении........................

13700

длина

в

транспортном положении . . . .

10500

ш и р и н а ...............................................................

 

1785

высота в транспортном положении . . . .

1880

Вес, к

г .......................................................................

 

 

 

2600

Технология закладки камеры заключается в следующем (рис. 14,а). Закладочный материал с ленточного конвейера 7, подвешенного у кровли штрека, через течку 6 поступает на первый передвижной ленточный перегружатель 5, размещен­ ный в горловине камеры. Перегружатель 5 перемещает мате­ риал на перегружатель 4, с которого материал поступает на перегружатель 3 и т. д. Перегружатель 2 подает закладоч­ ный материал в роторный метатель 1. Одновременно ведется закладка двух противоположных камер. Для этого на разгру­ зочной головке конвейера установлены две течки, направлен­ ные в разные стороны. Через течку 8 производится подача закладочного материала на первый перегружатель 10, рас­ положенный в противоположной камере.

Закладочный материал складируют в камере в два этапа: вначале по всей длине камеры насыпают первый слой, высота которого 2 м. Закладка ведется в наступающем по­ рядке от горловины камеры к ее устью. По мере увеличения расстояния в камере на слое отсыпанного материала после­ довательно один за другим устанавливают перегружатели, а также роторный метатель. Перед установкой метателя и перегружателей закладочный материал разравнивают буль­ дозером и затаскивают в камеру перегружатели. Полный комплект комплекса на длину 180 м включает 14 пере­ гружателей.

39



а

m oo

13 12

Рис. 14. Закладка камер комплекэдм ЗК-2.

 

 

а —Схема закладки камер комплексом; б лен­

 

 

точный

передвижной перегружатель ПЛП:

 

 

/ —роторный метатель; 2 — 5, 10 — перегружатели; 6,8 — течки;

 

 

7—подвесной ленточный конвейер; 9 — штрек; / / — разгрузочный

 

 

барабан; 12 — разгрузочная течка; 13 — пружина; 14 — скребок;

 

 

15—ролик; 16 — цепь; 17, 20 — каток; 18—стрела; 19—кронштейн;

 

 

21—фиксатор; 22 рычаг;

23 — ручка; 24 — домкрат; 25 — блок;

29

29

26—промежуточная рама; 27—передний мост; 23-концевая рама;

привода; 33 —задний буксирный прибор; 34

29—приемный бункер; 30—задние колеса; 31—редуктор; 32—рама

приводной барабан; 35 —роликоопора; 36 — лента.

После отсыпки первого слоя камеры закладывают вто­ рой — вплоть до ее кровли. Закладку производят в обратном порядке; при этом по мере сокращения расстояния метатель периодически перемещается в обратном направлении (к гор­ ловине камеры). Перегружатели один за другим из камеры вывозятся бульдозером на штрек. На этом заканчивается закладка данной камеры, и все оборудование перемещается в следующую камеру.

Передвижной ленточный перегружатель ПЛП (рис. 14,6) представляет собой короткий ленточный конвейер, смонти­ рованный на раме, которая опирается на пневмашинную часть. Последнее позволяет перемещать перегружатель по горным выработкам и в камерах, используя для этого тягач,

цепляемый

за передний

или задний буксирный прибор 33.

В отличие от переднего моста 27, задние колеса 30 пере­

гружателя

выполнены

поворотными самоустанавливающи-

мися, что повышает маневренность перегружателя при дви­ жении и обеспечивает возможность поворота его приемного бункера 29 вокруг вертикальной оси. Это необходимо при составлении перегружателей в рабочую конвейерную линию.

Верхняя грузонесущая ветвь ленты 36 движется по трем роликам, закрепленным в роликоопорах 35, нижняя холостая ветвь — по прямым одинарным роликам. Для очистки ленты от налипшего на нее закладочного материала на разгрузоч­ ном барабане 11 перегружателя установлен двойной скре­ бок 14, прижимаемый к барабану пружинами 13. На раз­ грузочной головке конвейера установлены ролики 15, слу­ жащие для центрирования ленты на барабане, и течка 12. Хвостовая ветвь ленты очищается скребком плужкового типа, размещенным недалеко от приводного барабана 34.

Привод конвейера перегружателя осуществляется от электродвигателя типа ВАО-52-4 мощностью 10 кВт через цилиндрический двухступенчатый редуктор РЦД-350 31. Электродвигатель и редуктор установлены на раме 32.

Сварная рама перегружателя состоит из трех частей — концевой 28 и промежуточной 26 стационарных рам, соеди­ ненных между собой болтами, и подвижной стрелы 18. Последняя может перемещаться (выдвигаться или вдви­ гаться) относительно стационарных рам, чем обеспечивается перевод перегружателя соответственно из транспортного

41