Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
повышение уровня хозяйственного руководства и пла нирования.
Расчеты эффективности на всех стадиях составления планов необходимо производить раздельно по строитель ству новых предприятий, расширению и реконструкции действующих, проведению организационно-хозяйствен ных мероприятий по улучшению использования и повы шению отдачи имеющихся производственных основных фондов, по поддержанию мощностей на действующих предприятиях.
Для обобщения экономической характеристики ре зультатов капитального строительства необходимо ши рокое использование показателей эффективности капи тальных вложений. Госпланом СССР, Госстроем СССР
и Академией наук СССР в соответствии с поручением Совета Министров СССР в 1969 г. утверждена новая типовая методика определения экономической эффектив ности капитальных вложений, которая установила пере чень применяемых показателей и основные методы их расчета.
Методическими указаниями к разработке Государст венных планов развития народного хозяйства СССР
предусмотрены измерители эффективности капитальных вложений.
Удельные капитальные вложения представляют собой затраты на создание основных фондов, рассчитанные на единицу вновь созданной мощности или на единицу при роста готовой продукции.
Для снижения удельных капитальных вложений в предприятия следует проектировать и сооружать их без излишеств с учетом наиболее прогрессивной технологии, новейшей техники, механизации и автоматизации. Объ емно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений должны быть рациональными и экономич ными.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Важнейшим условием повышения научной обоснован ности и установления необходимых пропорций планов является улучшение их нормативной базы.
Система нормативов для обоснования планов по ка
26
питальному строительству охватывает основные стороны строительного процесса: его длительность, размер зат рат и их эффективность, характеристику вводимых в
действие мощностей и непроизводственных объектов. Для определения сроков ввода в действие производ
ственных мощностей и объектов непроизводственного на значения установлены нормы продолжительности строи тельства предприятий, пусковых комплексов, а также от дельных зданий и сооружений. На основе этих норм определяются сроки ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, жилых и культурно-бытовых объектов; распределяются капиталь ные вложения по годам строительства; устанавливается правильное соотношение между объемом капиталовло жений, вводом в действие объектов и объемами незавер шенного строительства, составляются планы обеспечения строительства материалами, изделиями и технологиче ским оборудованием. Эти нормы служат также основа нием для разработки проектов организации строительст ва и проектов производства работ. В нормах продолжи тельности строительства учитывается весь период от начала подготовительных работ до сдачи объекта в экс плуатацию при полном выполнении работ, предусмот ренных проектом стройки или входящих в состав пуско вого комплекса.
Нормы продолжительности строительства впервые были опубликованы в 1956 г. Под влиянием техническо го прогресса сроки строительства зданий и сооружений постоянно сокращаются. В связи с этим нормы продол жительности периодически пересматриваются. В настоя щее время действуют нормы продолжительности строи тельства предприятий, зданий и сооружений, утвержден ные Госпланом СССР и Госстроем СССР в 1972 г.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании плани рования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного произ водства» подчеркивается необходимость соблюдения норм продолжительности строительства и нормативов заделов в строительстве, начиная с государственного плана и кончая титульными списками, а также усиление контроля банка за применением этих норм. Этим поста новлением установлено, что с 1970 г. финансирование вновь начинаемых строек производственного назначе ния и с 1971 г. — вновь начинаемых объектов на пере
27
ходящих стройках может осуществляться при условии, когда объемы капитальных вложений по годам строи* тельства предусмотрены в титульных списках в соответ ствии с установленными нормами продолжительности строительства и нормативами заделов в строительстве.
Как показал опыт, министерства и ведомства-заказ чики зачастую формально относятся и к нормам продол жительности строительства. Несоответствие между нор мативными сроками продолжительности строительства и устанавливаемыми в планах капитальных вложений вы зывает неоправданное затягивание строительства и за мораживание средств, вкладываемых в капитальное строительство.
Важное значение имеет применение плановых нор мативов задела.
Нормами устанавливается величина задела, которая должна быть образована к началу каждого планового периода.
Первые нормативы задела были разработаны по жи лищному строительству. Они устанавливаются в зави симости от типа, этажности и объема зданий в процен тах от сметной стоимости объектов, которые должны быть введены в эксплуатацию в следующем году, а так же в процентах от жилой площади тех же объектов.
Величина задела зависит от объема работ, продол жительности строительства и распределения плана вво да в действие жилой площади по кварталам года и мо жет быть представлена в виде формулы
|
о |
__ Bj Кг В ; Къ Bs Кз -f- |
Kt |
|
|
||
|
|
~ |
,100 |
• |
|
|
|
где 3 — задел |
в процентах от сметной стоимости объек |
||||||
Вь В2, |
тов, |
намечаемых |
к |
вводу в |
следующем |
году; |
|
В5, В4— удельный вес ввода жилой площади по |
|||||||
К\, К2, |
|
кварталам года; |
|
|
к |
||
Кз, К4— необходимая |
готовность объектов |
||||||
|
|
концу года, обеспечивающая их ввод в |
|||||
|
|
соответствующих |
кварталах |
(в |
% |
||
|
|
сметной |
стоимости |
объектов на осно |
|||
|
|
вании норм СН 104-70). |
|
|
Нормативы задела предназначены для использования при расчетах задела в строительно-монтажных органи зациях, а также для определения его размера при пла нировании капитального строительства (в разрезе от
28
раслей, подотраслей). Планирование заделов на основе утвержденных норм позволяет ограничивать рост объе мов незавершенного строительства и служит правовой основой для обеспечения средствами необходимого за дела в строительстве. Однако опыт показал, что норма тивы задела так же, как и нормы продолжительности строительства, еще не стали для всех обязательными.
При народнохозяйственном планировании использу ются нормативы удельных капитальных вложений. Под ними понимаются капитальные затраты, приходящиеся на единицу вновь создаваемой производственной мощно сти. Нормативы удельных капитальных вложений раз работаны по отраслям народного хозяйства и промыш ленности.
Объемы капитальных вложений для ввода в действие новых мощностей определяются на основе использова ния нормативов удельных капитальных вложений на единицу вводимой мощности. Полученные в результате предварительных расчетов объемы капитальных вложе ний на развитие отрасли в последующем уточняются на основе прямых расчетов по титульным спискам.
Основанием для планирования объемов производства продукции в период освоения проектных мощностей, расчета ресурсов, необходимых для полного освоения проектных мощностей, определения льгот по плате за производственные фонды служат нормы освоения про ектной мощности предприятия.
К числу обязательных норм, которые применяются при планировании строительства, относятся также прей скурантные цены на объекты массового производства, нормативы фондооснащенности строящихся предприя тий и строительных организаций и др.
ТИТУЛЬНЫЕ списки
Важнейшими документами плана капитальных вло жений являются титульные списки строек. Они конкре тизируют задания по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов. В соответствии с этим в титульных списках указываются: наименование строек и место строительства, сроки строительства, проектная мощность, сметная стоимость, объем капитальных вло жений и размер ввода в действие производственных мощностей и основных фондов на весь период с разбив кой по годам.4
4 Зак. 349 |
29 |
Чтобы избежать распыления капитальных вложений и сконцентрировать их на пусковых стройках, в титуль ные списки в первую очередь включаются переходящие стройки и лишь затем новые. Кроме того, в них включа ются только те стройки, которые до начала планового года обеспечены рабочими чертежами, комплектовочны ми ведомостями на оборудование и другие изделия.
По вновь начинаемым стройкам производственного назначения сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше ти тульные списки утверждаются Советом Министров СССР
по представлению Госплана СССР, а стройкам сметной стоимостью до 3 млн. руб. в зависимости от подчиненно сти— министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.
Титульные списки крупных переходящих строек пролзводственного назначения, подчиненных министерствам
иведомствам СССР, утверждаются ими по согласованию
сГоспланом СССР. Этот порядок распространяется на стройки черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, угольной и
газовой промышленности, энергетики и по транспорту нефти и нефтепродуктов сметной стоимостью 25 млн. руб. и выше, а также на стройки других отраслей промышлен ности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли сметной стоимостью 5 млн. руб. и выше.
Советы министров союзных республик утверждают титульные списки переходящих строек производственно го назначения всех отраслей (по подведомственному рес публикам хозяйству) сметной стоимостью 5 млн. руб. и более по согласованию с Госпланом СССР.
По вновь начинаемым и переходящим стройкам, сметная стоимость которых ниже названных пределов, порядок утверждения титульных списков устанавливают министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик.
В последние годы роль титульных списков значитель но повышена. Составленные на основе проектно-сметной документации с разбивкой по годам объемов капиталь ных вложений в соответствии с нормами продолжитель ности строительства титульные списки являются обяза тельными основными плановыми документами для пла нирующих организаций, предприятий-заказчиков, под рядных организаций и финансирующих органов. На их основании осуществляется планирование подрядных строительно-монтажных работ, материально-техническо-
30
/
го обеспечения и финансирование строительства. Они яв ляются исходным документом для заключения догово ров подряда, выделения фондов на материально-техни ческие ресурсы, открытия финансирования и предостав ления кредитов банком.
Титульные списки строек производственного назна чения, разработанные на основе проектов и смет с рас пределением заданий по вводу в действие мощностей, основных фондов, капитальных вложений строительно монтажных работ по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства, стали неизменным плановым документом на весь период строительства.
Детализация титульных списков строек происходит при составлении так называемых внутрипостроечных ти тульных списков. Стройки, особенно производственного назначения, включают ряд объектов, насчитывающий иногда несколько десятков. Их перечень по каждой стройке и показатели приводятся во внутрипостроечном титульном списке.
Внутрипостроечныс титульные списки утверждаются непосредственно руководителями предприятий (строекзаказчиков) по согласованию с подрядчиками. К числу основных данных внутрипостроечных титульных списков относятся: сметная стоимость, годовой объем капиталь ных вложений с выделением стоимости сдаваемого в монтаж оборудования и строительно-монтажных работ, ввод в действие мощностей и основных фондов, сроки ввода — все это по каждому объекту в отдельности. Кро ме того, из общего объема капитальных вложений в ти тулах выделяется их объем по заказчику (застройщику) и отдельно по подрядчику в той части затрат, которые относятся к созданию строительного задела. При этом по всем объектам устанавливается объем незавершенно го производства на начало и конец года, изменение его величины (увеличение или уменьшение) за год.
Титульные списки содержат согласованные с гене ральным подрядчиком задания по объему строительномонтажных работ.
Внутрипостроечный титульный список составляется заказчиком совместно с генеральным подрядчиком и утверждается в установленном порядке по каждой строй ке, включенной в план капитального строительства и имеющей утвержденный сводный сметно-финансовый расчет. Генеральный подрядчик согласовывает с субпод рядными организациями предусматриваемые внутрипо-
4* Зак, 349 |
31 |