Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
шению условий труда, ликвидации потерь рабочего вре мени, укреплению производственной и трудовой дисцип лины, снижению текучести рабочих кадров, повышению темпов роста производительности труда (с тем, чтобы прирост объемов строительно-монтажных работ выпол нять без увеличения численности работающих), повыше нию качества выполняемых строительно-монтажных ра бот и выпускаемых конструкций и изделий, сокращению продолжительности и стоимости строительства.
Большое внимание было уделено планированию раз вития мощности строительно-монтажных организаций. Эти планы составлялись в масштабе трестов, главков и министерства в целом на основе перспективного плана подрядных строительно-монтажных работ.
В передовых строительно-монтажных организациях главное внимание при разработке пятилетних планов на 1971—1975 гг. было уделено выявлению резервов строи тельного производства. Всемерное развитие получили ин дивидуальные и коллективные планы повышения произ водительности труда и снижения себестоимости, комп лексные планы использования резервов производства, смотры и конкурсы, создание бригад из инженерно-тех нических работников и рабочих по влиянию и исполь
зованию дополнительных резервов. Как показал опыт, составленные на этой основе планы позволяют правильно определить программу каждому производственному участку с учетом использования всех резервов производ ства, обеспечивать наряду с выполнением заданий на роднохозяйственного плана всемерное повышение техни ческого и экономического уровня строительного произ водства.
Широкое распространение получили передовой опыт разработки коллективных планов повышения производи тельности труда на каждом рабочем месте, создание бригад творческого содружества рабочих и инженернотехнических работников.
Во многих строительных организациях до рабочихсделыциков доведены личные пятилетние планы на 1971—1975 гг. с разбивкой по годам.
Наличие таких перспективных планов у рабочих на каждый год пятилетки и на пятилетку в целом способ ствует повышению производственной активности рабо чих, а также действенности социалистического соревно вания за рост производительности труда и досрочное
54
выполнение годовых и пятилетних планов, так как дает возможность рассчитать рабочему возможный срок вы полнения личных планов и конкретно сформулировать свои обязательства.
До последнего времени в практике социалистического соревнования рабочих за основной показатель, как пра вило, принимался процент выполнения норм выработки, измеряемых затратами труда в нормо-часах. Этот пока затель не отражает ни количественного, ни качествен ного содержания труда. Как показал опыт, высокий процент нередко обеспечивается не за счет увеличения выработки на основных работах, а за счет значительного роста затрат времени на вспомогательных процессах. Э|тот показатель исключает возможность объективной оценки труда рабочих.
Как показывает опыт, наибольшей эффективности в соревновании добиваются те бригады, обязательства ко торых основаны на годовых заданиях по росту произво дительности труда в натуральных измерителях.
Применение натуральных показателей дает возмож ность объективно сравнивать результаты труда бригад и рабочих, выполняющих однородные работы, стимули рует более активный поиск и осуществление мероприя тий по использованию резервов производства.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Составление пятилетнего плана с разбивкой по годам отнюдь не означает ослабления внимания к годовым планам, главной задачей которых является корректиров ка заданий пятилетнего плана с учетом фактического хо да его выполнения, вновь возникающих потребностей и возможностей их удовлетворения.
В отличие от перспективных планов в годовых пла нах дается более глубокая детализация плановых пока зателей, разрабатываются детальные задания по ма териально-техническому снабжению, труду, себестоимос ти, финансам, обеспечивается тщательная увязка зада ний во времени.
Показатели годового народнохозяйственного плана конкретизируются в стройфинпланах, представляющих собой развернутую программу производственно-техни ческой и хозяйственно-финансовой деятельности строи тельной организации.
55
Стройфинплан определяет конечные цели деятель ности строительных организаций, а также ресурсы и мероприятия, необходимые для достижения этих целей.
Одна из важных задач разработки стройфинплана — оптимизация плана строительно-монтажных работ. Кри терием* оптимальности плана строительно-монтажных работ является ввод в действие производственных мощ ностей и объектов в заданные сроки при минимальных издержках материальных ресурсов и затратах труда. Для оптимизации плана строительно-монтажных работ должны быть использованы методы сетевого планирова ния и управления.
Для выявления внутрипроизводственных резервов разработке стройфинплана должен предшествовать тех нико-экономический анализ производственно-хозяйствен ной деятельности строительной организации за преды
дущий период. Необходимо согласовать и взаимно увя зать деятельность отдельных участков и звеньев для вы полнения всех плановых заданий при наименьших зат ратах. Показатели плана должны быть обоснованы тех нико-экономическими расчетами. Соответствующими рас четами должны обосновываться показатели использова ния производственной мощности, численности персонала, себестоимости строительной продукции и т. д. В плане должны быть заложены обоснованные нормы трудовых и материальных затрат, использования машин и меха низмов. Только при соблюдении этих условий может быть обеспечено улучшение количественных и качествен ных показателей производственно-хозяйственной дея тельности строительной организации. В плане необходи мо также указать конкретные пути достижения наме ченных показателей.
Хозяйственная реформа потребовала внесения ряда существенных изменений в методику разработки строй финплана и его показатели.
Научно-исследовательский институт экономики строительства Госстроя СССР составил в 1970 г. «Мето дические рекомендации по разработке производственно экономического плана (стройфинплана) строительно монтажных организаций, переведенных на новую систе му планирования и экономического стимулирования». К рекомендациям приложен комплект форм и расчетов, заполненный на материалах конкретного треста, что об легчает пользование ими.
В целях обоснования и взаимной увязки показателей стройфинплан составляется в два этапа.
На первом этапе строительно-монтажные организа ции разрабатывают проекты стройфинплана на основе перспективных заданий и уточненных контрольных цифр по основным показателям с учетом собственных предло жений, направленных на досрочное выполнение пятилет него плана. На первом этапе определяются прогрессив ные нормы расхода материалов, затрат рабочего време ни и т. д. На этом этапе важно привлечь общественные организации и весь коллектив к активному участию в разработке плана, и прежде всего к выявлению внутри производственных резервов.
Второй этап составления стройфинплана начинается после утверждения государственного плана развития на родного хозяйства и получения от вышестоящей органи зации утвержденных директивных показателей. На этом этапе, с учетом ранее составленного проекта плана, про водится окончательная разработка стройфинплана по всем его показателям.
В ходе подготовки к разработке стройфинплана дол жен выполняться комплекс работ, а именно:
тщательный анализ результатов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности каждого под разделения и строительной организации в целом за год, предшествующий ‘базисному, выявление причин и фак торов, вызывавших отклонение от запланированных за даний;
оценка ожидаемого выполнения основных показате лей плана каждым подразделением и организацией в целом за базисный год (предшествующий планируемо му), выявление причин и факторов, вызывающих откло нение от плановых заданий;
изучение предложений по улучшению организации труда и производства, повышению его эффективности; разработка мероприятий по внедрению новой техники и технологии, повышению уровня механизации, комплек
сной механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствованию систем управления с при менением сетевых графиков планирования и организа ции производства, внедрению научной организации тру да, усилению режима экономии и укреплению хозяй ственного расчета;
пересмотр и уточнение норм использования строи тельных машин и механизмов, норм расхода материалов,
57
топлива, энергии и других производственных ре сурсов.
Разработанный в установленные сроки стройфинплан рассматривается и обсуждается на производственном совещании строительной организации. После обсуждения
ивнесения в необходимых случаях изменений, поправок
идополнений стройфинплан утверждается руководите лем строительной организации.
Вбольшинстве строительных организаций стройфин план состоит из следующих разделов:
1.Производственная программа.
2. План повышения эффективности производства.
3.План по труду и заработной плате.
4.План работы подсобных производств.
5.План материально-технического снабжения.
6.План собственных капитальных вложений.
7.План прибыли и себестоимости строительно-мон тажных работ.
8.План образования и использования фондов эконо мического стимулирования.
9.Финансовый план.
10.Планово-экономические нормативы и нормы. Ведущим разделом стройфинплана является «Произ
водственная программа». Она определяет важнейшие связи строительно-монтажной организации с другими от раслями народного хозяйства по вводу в действие объек тов, по объему строительно-монтажных работ. На дан ных производственной программы основываются пока затели других разделов плана — труд, материально-тех ническое снабжение, финансы и т. п.
Исходными документами для разработки «Произ водственной программы» служат;
перспективный пятилетний план строительно-монтаж ных работ;
план ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства, утвержденный вышестоящей
организацией; |
^ |
договоры подряда и |
внутрипостроечные титульные |
списки; |
*■ |
нормы продолжительности строительства.
При разработке «Производственной программы» оп ределяются следующие показатели:
план ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства;
план сдачи заказчикам строительно-монтажных ра
68
бот по объектам и этапам, заканчиваемым в планируе мом году;
план строительно-монтажных работ по их сметной стоимости.
В «Производственной программе» все объекты груп пируются по различным признакам, а именно:
взависимости от источников финансирования на строящиеся по централизованным капитальным вложе ниям и за счет прочих источников финансирования;
взависимости от принадлежности объектов отдель
ным заказчикам, времени начала строительства и ввода в действие объектов (переходящие, вновь начинаемые, пусковые, задельные), назначения объектов (производ ственные, жилищные, культурно-бытовые и др.), вида договора подряда (по генеральным, субподрядным и прямым договорам).
В программе работ каждой строительной организации следует предусматривать переходящий задел объектов с различной степенью их готовности с тем, чтобы в на чале следующего за планируемым года строительная организация могла работать на полную мощность и иметь достаточный фронт работ для рационального ис пользования рабочих и строительной техники.
Задание по вводу в действие производственных мощ ностей и объектов предусматривается в планах генераль ных подрядчиков, а также субподрядных организаций, осуществляющих монтаж основного технологического оборудования, в соответствии с показателями и сроками
ввода, установленными народнохозяйственным |
планом, |
|
и утвержденными титульными списками строек. |
|
|
Для специализированных |
организаций, выполняю |
|
щих отдельные виды работ |
(без монтажа |
основного |
технологического оборудования), задания по вводу уста навливаются в планах в соответствии со сроками завер шения ими комплексов монтажных и специальных строи тельных работ на вводимых в действие производствен ных мощностях и объектах (определяемыми графиками строительства, согласованными со специализированными организациями и генеральными подрядчиками) и смет ной стоимостью этих комплексов.
Мощности вводимых в действие объектов показыва ются:
по объектам производственного назначения — про изводственная мощность, выраженная в годовом
59