Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Планирование всех мероприятий сопровождается разработкой технико-экономических показателей, харак теризующих повышение технического уровня строитель ного производства, улучшение использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов.
Разрабатываемые мероприятия технического разви тия и повышения эффективности строительного произ водства направлены на достижение такого технического и организационного уровня строительного производства,
который обеспечивал бы |
выполнение заданий и |
пока |
зателей пятилетнего плана, |
используя достижения |
тех |
нического прогресса и передовой опыт.
По всем включенным в план мероприятиям выпол няются расчеты экономической эффективности. В резуль тате проведения расчетов определяется эффективность мероприятий как для самой организации, так и для на родного хозяйства.
В соответствии с этим применяются следующие пока затели для оценки экономической эффективности:
годовой экономический эффект по приведенным зат ратам;
снижение себестоимости • строительно-монтажных работ;
сокращение трудовых затрат.
Разработка плана «Технического развития и повыше ния эффективности производства» завершается обобще нием всех основных показателей технико-экономической эффективности намеченных мероприятий путем состав ления сводного расчета, итоги которого учитываются в соответствующих таблицах плана.
Пятилетний план строительно-монтажной организа ции содержит раздел «Потребность в материалах, конст рукциях и деталях».
Потребность в материалах на пятилетний период рассчитывается по укрупненной номенклатуре, исходя из норм их расхода на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, а по жилищному строительству — на 1000 м2 об щей площади вводимого в эксплуатацию жилья.
Этот расчет является ориентировочным и не исклю чает необходимости в специфицировании ежегодных планов снабжения.
Отдельный расчет по материалам, конструкциям и деталям, потребность в которых удовлетворяется за счет производства собственных подсобных предприятий, слу
49
жит основой для определения |
необходимого |
развития |
|
этих предприятий. |
плана — «Труд и зара |
||
Важный раздел пятилетнего |
|||
ботная плата». Основой его разработки |
являются про |
||
изводственная программа, план технического |
развития |
||
и повышения эффективности производства, |
нормативы |
||
затрат труда. |
|
|
плате со |
Пятилетний план по труду и заработной |
|||
ставляется по следующим показателям: |
повышение |
||
производительности труда, численность |
работающих и |
||
фонд заработной платы. |
|
|
|
Рост производительности труда и его факторы опре деляют возможности роста средней заработной платы. Поэтому разработка плана по труду должна начинаться с расчетов возможного роста производительности труда.
Пятилетний план содержит раздел «Развитие мощ ности строительно-монтажной организации».
Планирование развития мощности строительно-мон тажных организаций должно обеспечить своевременную подготовку подрядных организаций и выполнение зада ний по вводу в действие производственных мощностей, жилой площади и других объектов, устанавливаемых перспективными планами капитального строительства.
Важное место в пятилетием плане уделяется |
плани |
|||
рованию собственных капитальных вложений. |
1 |
|||
Основным показателем |
«Плана собственного |
капи |
||
тального |
строительства» |
является |
задание по вводу в |
|
действие |
мощностей и основных |
фондов, объем |
капи |
тальных вложений и строительно-монтажных работ. Кроме того, предусматривается показатель по объему незавершенного строительства.
В состав плана собственного капитального строи тельства строительно-монтажной организации включа ются работы, финансируемые за счет различных источ ников: государственные капитальные вложения, кредит банка, фонд развития производства и т. п.
Основными исходными данными для составления плана собственного капитального строительства явля ются:
расчеты развития мощности подсобных производств, обслуживающих хозяйств и жилого фонда;
проектно-сметная документация по объектам собст венного строительства;
титульные списки; показатели удельных капитальных вложений;
50
затраты по строительству аналогичных объектов; расчеты потребности в основных производственных фондах строительства (с выделением потребности в
строительных машинах и инструменте); нормативы продолжительности строительства, за
дела и др.
Распределение объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ по годам пятилетки произ водится в соответствии с нормами продолжительности строительства и нормами задела.
На всех стадиях составления плана собственных ка питальных вложений должны производиться расчеты экономической эффективности капитальных вложений в соответствии с типовой методикой определения экономи ческой эффективности капитальных вложений.
Усиление роли прибыли в развитии строительного производства, экономическом стимулировании коллекти вов и каждого работника требует включения в пятилет ний план специального раздела «Прибыль и снижение себестоимости».
Размер снижения себестоимости строительно-монтаж ных работ складывается из величины снижения себестои мости, достигнутой к началу планируемого периода, и размера дополнительного снижения (увеличения) себе стоимости в планируемом периоде за счет влияния основ ных технико-экономических факторов.
Уровень снижения себестоимости, достигнутой к на чалу планируемого года, определяется на основе данных статистической отчетности. При этом сложившийся уро вень себестоимости должен быть проанализирован для определения возможностей его дальнейшего снабжения в плановом порядке.
Важное место в пятилетием плане занимает раздел «Фонды экономического стимулирования».
Планирование фондов экономического стимулирова ния (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства) основывается на долговременных норма тивах отчислений от прибыли.
Темпы роста фондов стимулирования, образуемых за счет отчислений от прибыли, не должны опережать тем пов роста балансовой прибыли.
Каждый фонд в части, образуемой за счет отчисле ний от расчетной прибыли, планируется на пятилетие с
51
распределением по годам. При этом должна преду сматриваться возрастающая по годам роль фондов сти мулирования, что возможно только при существующем росте расчетной и всей (балансовой) прибыли.
При составлении пятилетнего плана строительно-мон тажная организация разрабатывает также укрупненную смету расхода средств отдельно по каждому фонду эко номического стимулирования.
Необходимость тщательной взаимоувязки основных разделов плана с финансовыми ресурсами, а также опре деления финансовых взаимоотношений с вышестоящими организациями вызывает необходимость разработки пятилетнего финансового плана строительно-монтажной организации.
«Финансовый план» разрабатывается в виде баланса доходов и расходов по годам пятилетки на основе всех разделов плана.
В отличие от годового в пятилетием финансовом пла не применяются более укрупненные методы расчета от дельных статей. При этом отдельные статьи доходов и расходов там, где отсутствуют исходные данные, опре деляются ориентировочно и в течение пятилетия уточ няются.
Составная часть пятилетних планов строительно-мон тажных организаций — это планы социального развития.
Социальное планирование осуществляется по пяти важнейшим разделам: изменение социальной структуры производственного коллектива, совершенствование ус ловий труда и его охраны, повышение жизненного уровня работников, коммунистическое воспитание трудящихся, совершенствование социально-психологических отноше ний в коллектииве.
«План социального развития» включает комплекс мероприятий, направленных на повышение квалифика ции и общеобразовательного уровня работников, сохра нение трудоспособности и укрепление их здоровья, улуч шение социально-культурных и жилищно-бытовых усло вий, способствующих росту производительности труда к всестороннему развитию личности.
Все мероприятия, предусмотренные в плане социаль ного развития, должны быть полностью обеспечены не обходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. По каждому мероприятию, включаемому в план социального развития, должны быть указаны кон кретные исполнители.
62
В планах социального развития ряда строительных организаций большое внимание уделено использованию свободного нерабочего времени, росту числа занимаю щихся в коллективах художественной самодеятельности, в группах здоровья и т. д. Предусмотрено проведение комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В планы включено строительство спортив ных и туристических баз. Большое место занимают ме роприятия, способствующие улучшению культурно-быто вых и жилищных условий работающих. Источником средств при этом являются средства фонда социально культурных мероприятий и жилищного строительства, образуемого за счет прибыли.
Пятилетний план завершается пояснительной запис кой, в которой излагаются мотивированные обоснования
расчетов и величин показателей, принятыхв плане. В за писке, кроме того, показываются пути и средства совер шенствования работы строительно-монтажной органи зации.
В процессе подготовки и составления проекта плана на 1971—1975 гг. многие строительно-монтажные орга низации проделали большую работу по повышению уров ня обоснованности планов, выявлению и использованию резервов повышения эффективности строительного про изводства.
Составлению планов предшествовала тщательная подготовка совместно с предприятиями-заказчиками титульных списков. Для уменьшения объема незавер шенного строительства в планах предусматривалось со средоточение капитальных вложений, материальных ре сурсов и финансовых средств на строительстве пусковых
иважнейших объектов, комплексов, не допуская их рас пыления по многочисленным, одновременно строящимся объектам; широкое применение поточных и индустриаль ных методов в строительном производстве; комплектное
исвоевременное обеспечение пусковых объектов обору дованием; применение наиболее прогрессивных и эконо мичных проектов для строительства.
Были разработаны мероприятия по специализации и кооперированию, сокращению объемов незавершенного строительства, определены основные организационно технические мероприятия, обеспечивающие снижение из держек строительного производства.
Впятилетних планах предусмотрены мероприятия по широкому внедрению научной организации труда, улуч-
53