Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ния объектов подрядных строительно-монтажных работ и направляют их своим (по подчиненности) вышестоя щим организациям. При этом объемы строительно-мон тажных работ по годам на отдельные стройки и объек ты должны устанавливаться в суммах, обеспечивающих ввод их в эксплуатацию в сроки, предусмотренные нор мами продолжительности строительства.
На основе рассмотренных с заказчиками предложе
ний (заказов) и исходя из структуры намечаемых к |
вы |
||
полнению |
работ и |
производственной мощности |
с |
учетом ее |
развития |
строительно-монтажные организа |
ции-подрядчики разрабатывают проекты планов подряд
ных строительно-монтажных работ и |
направляют их |
в свои вышестоящие организации. В |
представляемых |
проектах планов определяются также объемы и испол нители субподрядных строительно-монтажных работ. Заявки на выполнение субподрядных работ генеральные подрядчики направляют соответствующим субпод рядчикам.
Союзные, союзно-республиканские и республиканские строительные министерства и ведомства рассматривают проекты планов, подготовленные подчиненными им
строительными организациями, и |
составляют |
проекты |
|
сводных планов подрядных работ по министерству или |
|||
ведомству, а Госпланы союзных республик — по |
союз- |
||
I ным республикам в целом. |
|
|
|
При согласовании заказов подрядными организация |
|||
ми и их вышестоящими органами проверяется |
выполне |
||
ние ряда требований, служащих необходимой базой для |
|||
нормального хода строительства. |
Так, например, на |
||
1 сентября года, предшествующего |
плановому, |
на все |
стройки, включенные в план, необходимо иметь в наличии утвержденную техническую документацию, рабочие чер тежи и сметы на объем работ, выполняемый в плановом году; к 15 апреля года, предшествующего плановому,— заказные спецификации для каждого строящегося про изводственного комплекса на все виды оборудования, изготовление которого требует продолжительного вре мени; сроки строительства, распределение капиталь ных вложений и строительно-монтажных работ по годам' могут приниматься лишь при соответствии их нормам продолжительности строительства.
Примерно по такой же схеме разрабатываются пред ложения по объемам работ, выполняемым хозяйствен ным способом.
40
На основе дятилетних планов развития народного хозяйства СССР и анализа предложений (заявок) ми нистерств и ведомств СССР и советов министров союз ных республик Госплан СССР с их участием разраба тывает и утверждает пятилетние планы с разбивкой заданий по годам.
До наступления нового года в годовые задания вно сятся необходимые уточнения и коррективы, обосно вывающие возможности роста производства в резуль тате успешного решения новых экономических и технических проблем. В таком виде задание пятилетки на год утверждается как годовой план.
Исходя из утвержденных Госпланом СССР планов работ, министерства и ведомства СССР, советы минист ров союзных республик, тресты, объединения, комбина ты, главстрои и союзно-республиканские строительные министерства утверждают пятилетние и годовые планы строительного производства и в их составе — планы под рядных работ, корректируя тем самым ранее составлен ные предложения (заявки).
V. ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДРЯДНОЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(Производственно-хозяйственную деятельность строи тельно-монтажных организаций планируют при помощи определенной системы показателей. Эти показатели мо жно разбить на две группы: количественные и качест венные.
Количественные показатели отражают величины про дукции или ресурсов, например ввод в действие объектов строительства или сдачу заказчикам законченных эта пов работ, объемы подлежащих выполнению работ, чис ленность работников, потребность в материальных ре сурсах и т. д.
Качественные показатели характеризуют эффектив ность использования трудовых и материальных произ водственных ресурсов. К качественным показателям от
41
носятся: сумма прибыли и рентабельность, произво дительность труда и снижение себестоимости работ, а также технико-экономические показатели и нормы (нор мы использования машин и механизмов, нормы расхо да строительных материалов и др.), характеризующие эффективность использования тех или иных производст венных ресурсов.
При новой системе планирования и экономического стимулирования существенно изменены количественный состав и содержание показателей, утверждаемых для строительно-монтажных организаций. Эти показатели отражают конечные производственные и финансовые ре зультаты.
Основной показатель плана подрядной строительно монтажной организации по строительному производст ву—это ввод в действие в установленном порядке про изводственных мощностей и объектов строительства в соответствии с утвержденными проектами и титульными списками строек. Показателем плана по строительному производству является объем строительных и монтаж ных работ по объектам или этапам работ, заканчива емым в планируемом году и подлежащим сдаче заказ чику по их сметной стоимости.
В числе показателей плана, утверждаемых подряд ным организациям, сохранен показатель объема строительно-монтажных работ по сметной стоимости (общий объем строительно-монтажных работ, подлежа щих выполнению в текущем году по генеральным до говорам и собственными силами с распределением их
•по заказчикам). Однако этот показатель сообщается как расчетный и не должен служить для оценки дея тельности строительных организаций.
В новых условиях хозяйствования при планировании труда подрядным организациям утверждаются выше стоящими инстанциями темп роста производительности труда и общий годовой фонд заработной платы. Причем в отличие от промышленности в строительстве годовой фонд заработной платы утверждается сверху без поквар тальной разбивки. Это вызвано спецификой строитель ного производства, при которой могут быть различия в требуемых квартальных фондах заработной платы, обу словленные изменения в структуре работ. Поквар тальное распределене годового фонда заработной пла ты производится самими строительно-монтажными ор
42
ганизациями с учетом квартального распределения объемов строительно-монтажных работ, их структуры и других факторов.
■По финансам подрядным организациям вместо пока зателя снижения себестоимости строительно-монтажных работ планируется прибыль. Кроме того, в качестве по казателей, утверждаемых подрядной организации, уста навливают платежи в бюджет и ассигнования из бюдже та. По другим разделам плана вышестоящей организа цией для подрядных организаций утверждается: по соб ственному капитальному строительству — ввод в дейст вие производственных мощностей, объектов и основных фондов за счет централизованных капитальных вложе ний, общий объем централизованных капитальных вло жений, в том числе объем строительно-монтажных ра бот; по внедрению новой техники — задания, связанные с развитием и совершенствованием строительного про изводства; по материально-техническому снабжению — объем поставок материалов, машин, механизмов и других материально-технических ресурсов.
Все другие показатели деятельности подрядных орга низаций расчетные. Они разрабатываются непосредст венно на местах и увязываются с утверждаемыми зада ниями.
Производственно-хозяйственная деятельность строи тельно-монтажных организаций осуществляется на основе перспективных, годовых и оперативных планов.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективные планы капитального |
строительства |
|||
создали |
условия для |
утверждения |
пятилетних планов |
|
каждой |
подрядной |
организации, |
на которую распрост |
раняется действие Положения о социалистическом госу дарственном производственном предприятии.
Пятилетний план строительно-монтажной организа ции, как правило, составляется в два этапа. На первом этапе вышестоящая организация сообщает строительно монтажной организации:
ориентировочные объемы строительно-монтажных работ на пятилетие и по годам;
43
проект стабильных нормативов платы за производ ственные фонды;
проект стабильных нормативов отчислений от при были в фонды экономического стимулирования.
С учетом этих заданий строительно-монтажная орга низация разрабатывает проект пятилетнего плана в полном объеме показателей и представляет его в выше стоящую организацию.
На втором этапе вышестоящая организация утвер ждает для окончательной разработки пятилетнего плана следующие показатели:
перечень важнейших строящихся объектов с указа нием производственных мощностей по этим объектам и сроков ввода их в эксплуатацию;
объем строительно-монтажных работ по объектам или этапам, подлежащим сдаче заказчикам в пятиле тии и по годам, с выделением работ, выполняемых соб ственными силами;
задание по росту производительности труда; общий фонд заработной платы на пятилетие и по
годам;
прибыль, платежи в бюджет и ассигнования из бюд жета на пятилетие и по годам;
стабильные нормативы платы за производственные фонды;
ввод в действие за счет централизованных капиталь ных вложений по собственному строительству производ ственных мощностей, объектов и основных фондов на пятилетие и по годам; общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительномонтажных работ на пятилетие и по годам;
основные задания по развитию и совершествованию строительного производства;
стабильные нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования.
Кроме того, для определения потребности в мате риальных ресурсах, фонде заработной платы и оборот
ных средствах строительно-монтажным |
организациям |
сообщаются расчетные показатели: общий |
и выполня |
емый собственными силами объем подрядных работ. Остальные показатели пятилетнего плана разрабатыва ются строительно-монтажными организациями само стоятельно и утверждению вышестоящей организацией не подлежат.
44
На первом этапе разработки пятилетнего плана строительно-монтажная организация формирует проект производственной программы на основе данных (пред ложений или заказов), которые поступает от предприя тий и организаций-заказчиков. (Последние на основе полученных от вышестоящих организаций контрольных цифр по капитальному строительству составляют заказы на работы, которые подлежат передаче для выполнения подрядным способом. В заказах приводится перечень
предполагаемых строительных объектов, указывается не обходимый объем строительно-монтажных работ, при водятся показатели по вводу в действие объектов, произ водственных мощностей и пусковых комплексов. Указываются также источники финансирования строи тельства и виды подрядных договоров.
В процессе разработки проектов планов учитывается существующая производственная мощность строитель но-монтажных организаций и перспектива ее развития, изучается структура предстоящих работ. Исходя из структуры, определяются объемы работ, намечаемые к передаче специализированным субподрядным организа циям. Заявки на выполнение субподрядных работ ге неральные подрядчики направляют трестам-субпод- рядчикам.
Исходными данными для составления пятилетнего плана строительно-монтажной организации являются:
задания вышестоящей организации по основным по казателям плана (контрольные цифры);
проектно-сметная документация и титульные списки строек;
общеобязательные нормативы, утвержденные в установленном порядке;
нормативы, разрабатываемые строительно-монтаж ной организацией самостоятельно;
прейскуранты, ценники и другие материалы, при меняемые для ценообразования.
В необходимых случаях отдельные показатели пяти летнего плана определяются на основе технико-экономи ческих расчетов по данным соответствующих справочни ков— укрупненных показателей сметной стоимости и расхода ресурсов на строительство зданий и сооружений, справочников проектировщика, механика и других или проектов аналогичных объектов и отчетов об их строи тельстве и т. д.
45
Годовые задания пятилетнего плана устанавливаются по установленным нормативам с учетом намечаемого роста производственной мощности строительно-монтаж ной организации, повышения ее технического уровня, улучшения организации труда, сокращения сроков строительства и других мероприятий, включаемых в раз дел «Техническое развитие и повышение эффективности производства».
Качественные показатели плана (как утверждаемые, так и расчетные) — показатели длительного действия и поэтому, как правило, являются стабильными в течение всего пятилетия.
Нормативы и нормы разрабатываются по годам пя тилетки с учетом мероприятий по внедрению новой тех ники и технологии, совершенствованию организации производства и труда, использованию передового опыта.
Важнейшими задачами строительно-монтажных ор ганизаций при разработке пятилетнего плана являются обеспечение всесторонней интенсификации строительного производства и повышение его эффективности, понима ние под этим сокращения продолжительности строитель ства объектов и роста прибыли за счет снижения издер жек производства. Дальнейшая индустриализация строи тельства, внедрение технического прогресса, научной организации труда, совершенствование планирования и управления строительством, наиболее полное выявление и использование внутренних ресурсов строительного производства — вот основные пути решения этой задачи.
Вышестоящая организация заблаговременно (до начала составления проекта пятилетнего плана) сооб щает строительно-монтажной организации рекоменду емые мероприятия, в области индустриализации строи тельства, прогрессивной организации строительного производства и труда, применения новых эффективных материалов и т. д.
Для более обоснованного выбора наилучшего реше ния возможна вариантная разработка производствен ной программы и других важных технико-экономиче ских показателей. Такая практика подготовки проекта плана повышает надежность всей последующей работы над перспективным планом и облегчает вышестоящей организации возможность рационального решения при утверждении пятилетнего плана строительно-монтажной организации.
46
Пятилетний план строительно-монтажной организа ции состоит из ряда взаимоувязанных разделов. Цент ральный из них — «Производственная программа», опре деляющий количественную и в значительной мере каче ственную сторону производственно-хозяйственной дея тельности, а также содержание всех остальных разде лов пятилетнего плана.
Производственная программа состоит из двух частей: 1) ввод в действие мощностей и объектов, объем строительно-монтажных работ по объектам или этапам, подлежащим сдаче (всего и своими силами), и общий объем строительно-монтажных работ (всего и своими силами); общий объем строительно-монтажных работ по
министерствам и ведомствам-заказчикам;
2) распределение по исполнителям общего объема строительно-монтажных работ и объема по объектам или этапам, подлежащим сдаче заказчикам.
В проекте производственной программы по переходя щим стройкам и объектам, бесспорно подлежащим включению в титульные списки, отдельно подсчитывают ся итоговые показатели по объемам строительно-мон тажных работ, подлежащим сдаче заказчикам по закон ченным объектам или этапам, а также по общим объ емам этих работ с (разбивкой по годам пятилетия.
Отдельные итоги по тем же показателям подсчиты ваются по каждой группе строек и объектов, имеющих разную (по оценке строительно-монтажной организа ции) вероятность включения в титульные списки.
В каждом варианте проекта производственной про граммы неизменными являются перечень и объемы ра бот по переходящим стройкам и объектам, а изменяются показатели по вновь начинаемым стройкам и объектам. Один из вариантов по оценке строительно-монтажной организации избирается в качестве основного.
Для основного варианта производственной програм мы разработка проекта пятилетнего плана ведется в полном объеме разделов и показателей, а для остальных вариантов — в сокращенном объеме.
В производственной программе объемы работ рас пределяются по видам строительства с указанием заказ чиков и важнейших объектов.
Сроки ввода в действие объектов <и мощностей, объ емы строительно-монтажных работ по годам и объектам устанавливаются в соответствии с нормами продолжи-
47
"Гельности строительства объектов и нормами задела, на основе заданий вышестоящей организации, проектов пятилетних планов и титульных списков предприятий и организаций-заказников, проектно-сметной документа ции (в том числе проектов организации строительства).
В программу включаются: объемы строительных и монтажных работ, предусмотренные государственным планом капитальных вложений, включая собственные капитальные вложения; объемы работ, выполняемые за
счет нецентрализованных источников |
финансирования |
капитальных вложений; работы по |
изготовлению на |
строительной площадке нестандаргизированного и ко тельно-вспомогательного оборудования; работы, выпол няемые за счет средств колхозов и кооперативов, средств предприятий, предназначенных на капитальный ре монт зданий и сооружений, а также за счет средств дру гих источников финансирования.
Первоочередному включению в производственную программу подлежат работы, предусмотренные за счет централизованных капитальных вложений.
При распределении объемов строительно-монтажных работ по годам пятилетнего плана и объектам строи тельства предусматривается ритмичная загрузка строи тельно-монтажной организации, полное соответствие объемов строительно-монтажных работ с планами ввода объектов в действие, а также объемы работ по созданию задела в соответствии с плановой продолжительностью строительства объектов.
Для обеспечения нормального хода выполнения пя тилетнего плана к производственной программе прила гается расчет потребности в технической документации по годам пятилетки.
Одним из основных разделов пятилетнего плана строительно-монтажной организации, играющих важную роль в определении качественной стороны ее деятель ности, является план технического развития и повышения эффективности производства». Он разрабатывается по следующим подразделам:
освоение новых видов строительных конструкций и применение новых материалов;
внедрение передовой технологии, организации, меха низации и автоматизации производственных процессов;
внедрение научной организации труда (НОТ); внедрение автоматизированных систем управления и
электронно-вычислительной техники.
48