Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния объектов подрядных строительно-монтажных работ и направляют их своим (по подчиненности) вышестоя­ щим организациям. При этом объемы строительно-мон­ тажных работ по годам на отдельные стройки и объек­ ты должны устанавливаться в суммах, обеспечивающих ввод их в эксплуатацию в сроки, предусмотренные нор­ мами продолжительности строительства.

На основе рассмотренных с заказчиками предложе­

ний (заказов) и исходя из структуры намечаемых к

вы­

полнению

работ и

производственной мощности

с

учетом ее

развития

строительно-монтажные организа­

ции-подрядчики разрабатывают проекты планов подряд­

ных строительно-монтажных работ и

направляют их

в свои вышестоящие организации. В

представляемых

проектах планов определяются также объемы и испол­ нители субподрядных строительно-монтажных работ. Заявки на выполнение субподрядных работ генеральные подрядчики направляют соответствующим субпод­ рядчикам.

Союзные, союзно-республиканские и республиканские строительные министерства и ведомства рассматривают проекты планов, подготовленные подчиненными им

строительными организациями, и

составляют

проекты

сводных планов подрядных работ по министерству или

ведомству, а Госпланы союзных республик — по

союз-

I ным республикам в целом.

 

 

 

При согласовании заказов подрядными организация­

ми и их вышестоящими органами проверяется

выполне­

ние ряда требований, служащих необходимой базой для

нормального хода строительства.

Так, например, на

1 сентября года, предшествующего

плановому,

на все

стройки, включенные в план, необходимо иметь в наличии утвержденную техническую документацию, рабочие чер­ тежи и сметы на объем работ, выполняемый в плановом году; к 15 апреля года, предшествующего плановому,— заказные спецификации для каждого строящегося про­ изводственного комплекса на все виды оборудования, изготовление которого требует продолжительного вре­ мени; сроки строительства, распределение капиталь­ ных вложений и строительно-монтажных работ по годам' могут приниматься лишь при соответствии их нормам продолжительности строительства.

Примерно по такой же схеме разрабатываются пред­ ложения по объемам работ, выполняемым хозяйствен­ ным способом.

40


На основе дятилетних планов развития народного хозяйства СССР и анализа предложений (заявок) ми­ нистерств и ведомств СССР и советов министров союз­ ных республик Госплан СССР с их участием разраба­ тывает и утверждает пятилетние планы с разбивкой заданий по годам.

До наступления нового года в годовые задания вно­ сятся необходимые уточнения и коррективы, обосно­ вывающие возможности роста производства в резуль­ тате успешного решения новых экономических и технических проблем. В таком виде задание пятилетки на год утверждается как годовой план.

Исходя из утвержденных Госпланом СССР планов работ, министерства и ведомства СССР, советы минист­ ров союзных республик, тресты, объединения, комбина­ ты, главстрои и союзно-республиканские строительные министерства утверждают пятилетние и годовые планы строительного производства и в их составе — планы под­ рядных работ, корректируя тем самым ранее составлен­ ные предложения (заявки).

V. ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДРЯДНОЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(Производственно-хозяйственную деятельность строи­ тельно-монтажных организаций планируют при помощи определенной системы показателей. Эти показатели мо­ жно разбить на две группы: количественные и качест­ венные.

Количественные показатели отражают величины про­ дукции или ресурсов, например ввод в действие объектов строительства или сдачу заказчикам законченных эта­ пов работ, объемы подлежащих выполнению работ, чис­ ленность работников, потребность в материальных ре­ сурсах и т. д.

Качественные показатели характеризуют эффектив­ ность использования трудовых и материальных произ­ водственных ресурсов. К качественным показателям от­

41

носятся: сумма прибыли и рентабельность, произво­ дительность труда и снижение себестоимости работ, а также технико-экономические показатели и нормы (нор­ мы использования машин и механизмов, нормы расхо­ да строительных материалов и др.), характеризующие эффективность использования тех или иных производст­ венных ресурсов.

При новой системе планирования и экономического стимулирования существенно изменены количественный состав и содержание показателей, утверждаемых для строительно-монтажных организаций. Эти показатели отражают конечные производственные и финансовые ре­ зультаты.

Основной показатель плана подрядной строительно­ монтажной организации по строительному производст­ ву—это ввод в действие в установленном порядке про­ изводственных мощностей и объектов строительства в соответствии с утвержденными проектами и титульными списками строек. Показателем плана по строительному производству является объем строительных и монтаж­ ных работ по объектам или этапам работ, заканчива­ емым в планируемом году и подлежащим сдаче заказ­ чику по их сметной стоимости.

В числе показателей плана, утверждаемых подряд­ ным организациям, сохранен показатель объема строительно-монтажных работ по сметной стоимости (общий объем строительно-монтажных работ, подлежа­ щих выполнению в текущем году по генеральным до­ говорам и собственными силами с распределением их

•по заказчикам). Однако этот показатель сообщается как расчетный и не должен служить для оценки дея­ тельности строительных организаций.

В новых условиях хозяйствования при планировании труда подрядным организациям утверждаются выше­ стоящими инстанциями темп роста производительности труда и общий годовой фонд заработной платы. Причем в отличие от промышленности в строительстве годовой фонд заработной платы утверждается сверху без поквар­ тальной разбивки. Это вызвано спецификой строитель­ ного производства, при которой могут быть различия в требуемых квартальных фондах заработной платы, обу­ словленные изменения в структуре работ. Поквар­ тальное распределене годового фонда заработной пла­ ты производится самими строительно-монтажными ор­

42


ганизациями с учетом квартального распределения объемов строительно-монтажных работ, их структуры и других факторов.

■По финансам подрядным организациям вместо пока­ зателя снижения себестоимости строительно-монтажных работ планируется прибыль. Кроме того, в качестве по­ казателей, утверждаемых подрядной организации, уста­ навливают платежи в бюджет и ассигнования из бюдже­ та. По другим разделам плана вышестоящей организа­ цией для подрядных организаций утверждается: по соб­ ственному капитальному строительству — ввод в дейст­ вие производственных мощностей, объектов и основных фондов за счет централизованных капитальных вложе­ ний, общий объем централизованных капитальных вло­ жений, в том числе объем строительно-монтажных ра­ бот; по внедрению новой техники — задания, связанные с развитием и совершенствованием строительного про­ изводства; по материально-техническому снабжению — объем поставок материалов, машин, механизмов и других материально-технических ресурсов.

Все другие показатели деятельности подрядных орга­ низаций расчетные. Они разрабатываются непосредст­ венно на местах и увязываются с утверждаемыми зада­ ниями.

Производственно-хозяйственная деятельность строи­ тельно-монтажных организаций осуществляется на основе перспективных, годовых и оперативных планов.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективные планы капитального

строительства

создали

условия для

утверждения

пятилетних планов

каждой

подрядной

организации,

на которую распрост­

раняется действие Положения о социалистическом госу­ дарственном производственном предприятии.

Пятилетний план строительно-монтажной организа­ ции, как правило, составляется в два этапа. На первом этапе вышестоящая организация сообщает строительно­ монтажной организации:

ориентировочные объемы строительно-монтажных работ на пятилетие и по годам;

43

проект стабильных нормативов платы за производ­ ственные фонды;

проект стабильных нормативов отчислений от при­ были в фонды экономического стимулирования.

С учетом этих заданий строительно-монтажная орга­ низация разрабатывает проект пятилетнего плана в полном объеме показателей и представляет его в выше­ стоящую организацию.

На втором этапе вышестоящая организация утвер­ ждает для окончательной разработки пятилетнего плана следующие показатели:

перечень важнейших строящихся объектов с указа­ нием производственных мощностей по этим объектам и сроков ввода их в эксплуатацию;

объем строительно-монтажных работ по объектам или этапам, подлежащим сдаче заказчикам в пятиле­ тии и по годам, с выделением работ, выполняемых соб­ ственными силами;

задание по росту производительности труда; общий фонд заработной платы на пятилетие и по

годам;

прибыль, платежи в бюджет и ассигнования из бюд­ жета на пятилетие и по годам;

стабильные нормативы платы за производственные фонды;

ввод в действие за счет централизованных капиталь­ ных вложений по собственному строительству производ­ ственных мощностей, объектов и основных фондов на пятилетие и по годам; общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительномонтажных работ на пятилетие и по годам;

основные задания по развитию и совершествованию строительного производства;

стабильные нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования.

Кроме того, для определения потребности в мате­ риальных ресурсах, фонде заработной платы и оборот­

ных средствах строительно-монтажным

организациям

сообщаются расчетные показатели: общий

и выполня­

емый собственными силами объем подрядных работ. Остальные показатели пятилетнего плана разрабатыва­ ются строительно-монтажными организациями само­ стоятельно и утверждению вышестоящей организацией не подлежат.

44


На первом этапе разработки пятилетнего плана строительно-монтажная организация формирует проект производственной программы на основе данных (пред­ ложений или заказов), которые поступает от предприя­ тий и организаций-заказчиков. (Последние на основе полученных от вышестоящих организаций контрольных цифр по капитальному строительству составляют заказы на работы, которые подлежат передаче для выполнения подрядным способом. В заказах приводится перечень

предполагаемых строительных объектов, указывается не­ обходимый объем строительно-монтажных работ, при­ водятся показатели по вводу в действие объектов, произ­ водственных мощностей и пусковых комплексов. Указываются также источники финансирования строи­ тельства и виды подрядных договоров.

В процессе разработки проектов планов учитывается существующая производственная мощность строитель­ но-монтажных организаций и перспектива ее развития, изучается структура предстоящих работ. Исходя из структуры, определяются объемы работ, намечаемые к передаче специализированным субподрядным организа­ циям. Заявки на выполнение субподрядных работ ге­ неральные подрядчики направляют трестам-субпод- рядчикам.

Исходными данными для составления пятилетнего плана строительно-монтажной организации являются:

задания вышестоящей организации по основным по­ казателям плана (контрольные цифры);

проектно-сметная документация и титульные списки строек;

общеобязательные нормативы, утвержденные в установленном порядке;

нормативы, разрабатываемые строительно-монтаж­ ной организацией самостоятельно;

прейскуранты, ценники и другие материалы, при­ меняемые для ценообразования.

В необходимых случаях отдельные показатели пяти­ летнего плана определяются на основе технико-экономи­ ческих расчетов по данным соответствующих справочни­ ков— укрупненных показателей сметной стоимости и расхода ресурсов на строительство зданий и сооружений, справочников проектировщика, механика и других или проектов аналогичных объектов и отчетов об их строи­ тельстве и т. д.

45

Годовые задания пятилетнего плана устанавливаются по установленным нормативам с учетом намечаемого роста производственной мощности строительно-монтаж­ ной организации, повышения ее технического уровня, улучшения организации труда, сокращения сроков строительства и других мероприятий, включаемых в раз­ дел «Техническое развитие и повышение эффективности производства».

Качественные показатели плана (как утверждаемые, так и расчетные) — показатели длительного действия и поэтому, как правило, являются стабильными в течение всего пятилетия.

Нормативы и нормы разрабатываются по годам пя­ тилетки с учетом мероприятий по внедрению новой тех­ ники и технологии, совершенствованию организации производства и труда, использованию передового опыта.

Важнейшими задачами строительно-монтажных ор­ ганизаций при разработке пятилетнего плана являются обеспечение всесторонней интенсификации строительного производства и повышение его эффективности, понима­ ние под этим сокращения продолжительности строитель­ ства объектов и роста прибыли за счет снижения издер­ жек производства. Дальнейшая индустриализация строи­ тельства, внедрение технического прогресса, научной организации труда, совершенствование планирования и управления строительством, наиболее полное выявление и использование внутренних ресурсов строительного производства — вот основные пути решения этой задачи.

Вышестоящая организация заблаговременно (до начала составления проекта пятилетнего плана) сооб­ щает строительно-монтажной организации рекоменду­ емые мероприятия, в области индустриализации строи­ тельства, прогрессивной организации строительного производства и труда, применения новых эффективных материалов и т. д.

Для более обоснованного выбора наилучшего реше­ ния возможна вариантная разработка производствен­ ной программы и других важных технико-экономиче­ ских показателей. Такая практика подготовки проекта плана повышает надежность всей последующей работы над перспективным планом и облегчает вышестоящей организации возможность рационального решения при утверждении пятилетнего плана строительно-монтажной организации.

46


Пятилетний план строительно-монтажной организа­ ции состоит из ряда взаимоувязанных разделов. Цент­ ральный из них — «Производственная программа», опре­ деляющий количественную и в значительной мере каче­ ственную сторону производственно-хозяйственной дея­ тельности, а также содержание всех остальных разде­ лов пятилетнего плана.

Производственная программа состоит из двух частей: 1) ввод в действие мощностей и объектов, объем строительно-монтажных работ по объектам или этапам, подлежащим сдаче (всего и своими силами), и общий объем строительно-монтажных работ (всего и своими силами); общий объем строительно-монтажных работ по

министерствам и ведомствам-заказчикам;

2) распределение по исполнителям общего объема строительно-монтажных работ и объема по объектам или этапам, подлежащим сдаче заказчикам.

В проекте производственной программы по переходя­ щим стройкам и объектам, бесспорно подлежащим включению в титульные списки, отдельно подсчитывают­ ся итоговые показатели по объемам строительно-мон­ тажных работ, подлежащим сдаче заказчикам по закон­ ченным объектам или этапам, а также по общим объ­ емам этих работ с (разбивкой по годам пятилетия.

Отдельные итоги по тем же показателям подсчиты­ ваются по каждой группе строек и объектов, имеющих разную (по оценке строительно-монтажной организа­ ции) вероятность включения в титульные списки.

В каждом варианте проекта производственной про­ граммы неизменными являются перечень и объемы ра­ бот по переходящим стройкам и объектам, а изменяются показатели по вновь начинаемым стройкам и объектам. Один из вариантов по оценке строительно-монтажной организации избирается в качестве основного.

Для основного варианта производственной програм­ мы разработка проекта пятилетнего плана ведется в полном объеме разделов и показателей, а для остальных вариантов — в сокращенном объеме.

В производственной программе объемы работ рас­ пределяются по видам строительства с указанием заказ­ чиков и важнейших объектов.

Сроки ввода в действие объектов <и мощностей, объ­ емы строительно-монтажных работ по годам и объектам устанавливаются в соответствии с нормами продолжи-

47

"Гельности строительства объектов и нормами задела, на основе заданий вышестоящей организации, проектов пятилетних планов и титульных списков предприятий и организаций-заказников, проектно-сметной документа­ ции (в том числе проектов организации строительства).

В программу включаются: объемы строительных и монтажных работ, предусмотренные государственным планом капитальных вложений, включая собственные капитальные вложения; объемы работ, выполняемые за

счет нецентрализованных источников

финансирования

капитальных вложений; работы по

изготовлению на

строительной площадке нестандаргизированного и ко­ тельно-вспомогательного оборудования; работы, выпол­ няемые за счет средств колхозов и кооперативов, средств предприятий, предназначенных на капитальный ре­ монт зданий и сооружений, а также за счет средств дру­ гих источников финансирования.

Первоочередному включению в производственную программу подлежат работы, предусмотренные за счет централизованных капитальных вложений.

При распределении объемов строительно-монтажных работ по годам пятилетнего плана и объектам строи­ тельства предусматривается ритмичная загрузка строи­ тельно-монтажной организации, полное соответствие объемов строительно-монтажных работ с планами ввода объектов в действие, а также объемы работ по созданию задела в соответствии с плановой продолжительностью строительства объектов.

Для обеспечения нормального хода выполнения пя­ тилетнего плана к производственной программе прила­ гается расчет потребности в технической документации по годам пятилетки.

Одним из основных разделов пятилетнего плана строительно-монтажной организации, играющих важную роль в определении качественной стороны ее деятель­ ности, является план технического развития и повышения эффективности производства». Он разрабатывается по следующим подразделам:

освоение новых видов строительных конструкций и применение новых материалов;

внедрение передовой технологии, организации, меха­ низации и автоматизации производственных процессов;

внедрение научной организации труда (НОТ); внедрение автоматизированных систем управления и

электронно-вычислительной техники.

48