Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

§ 1 3 . Подрезание зубьев, Наименьшее

ЧНСДО

 

 

 

 

зубьев, свободное от подрезания

 

 

 

 

 

Ранее было установлено, что соприкосновение двух

 

эвольвент возможно лишь на л'инии зацепления

( § 8 ,

свойства

3 ) ,

Вне линии зацепления эвольвенты п ер есек у тся

и возни-

кает

интерференция зубьев.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В станочном зацепценин Интерференции приводит к

 

подрезанию зуба У оснонанич (при внешнем зацеплении).

1-1

Это

явление наблюднетси тогда, когда

граничная прямая

у вершин зубьев реЙИИ пересекает линию зацепления

 

за

 

предельной точкой N

. При этом

точка

пересечения

Q

 

(рис. 2 7) оказывается вне отрезка

PN

 

и радиус

кривиз­

ны в граничной точке

р ^

■= ЫО < 0

 

. В

этом

случае

срезается часть эвольвенты у основания зуба

(р и с .3 1 ),

что

приводит к ослаблению зуба и уменьшению коэффициента

 

перекрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подрезания не будет, если

 

 

 

активная

линия зацепления

не

 

 

 

будет

выходить за предельную

 

 

 

точку линии зацепления, т.е .

 

 

 

PN * Р а .

Таким образом,

 

 

 

для определения наименьшего

 

 

 

числа

зубьев

£

 

,

кото­

 

 

 

рое

будет

свободно от

подре­

 

 

 

зания профиля, рассмотрим

 

 

 

 

предельный

случай, •цогда

 

 

 

 

 

- 0

 

,

т.е .

 

 

 

 

 

 

 

. .

Oia.’-x'lm

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« P i

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

% min-

 

 

 

 

 

 

 

п 5

m

 

 

 

Тогда

 

-

 

 

х )

 

 

 

 

 

 

^ m in.

 

 

 

 

 

 

 

 

b in 2-оС

'

 

 

 

 

* 59 -


rrxitx, называется наименьшим числом зубьев. свобохЦ

ным от подпезания.

В случае нарезания колес без смещения (X = О) реечным инструментом со стандартными параметрами

1 и ск, = 2 0

получим:

 

 

 

Z h а

&-1

ъw /7зубье&.

m in .

з{лЛ сС

d in Z O

§ 1 4 . Определение коэффициента наименьшего смешения исходного контура. Применение зубчатых

колес со смешением

Подрезание профиля зуба при нарезании колес с числом зубьев Ъ <■ 2. можно устранить путем соответст­

вующего выбора коэффициента смещения исходного контура. Для определения коэффициента наименьшего смещения, ■

при котором отсутствует подрезание, рассмотрим предель­ ный случай, когда радиус кривизны эвольвенты в граничной

точке

профиля

р

(

=

 

О (так

же,

как и при нахожде­

нии

Н. гт^

гг

).

F

дем

считать,

что

X

=

X f ^ f x

:

 

 

 

г

S i n d

( h q

"

 

 

_ q

 

 

 

 

S i n d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

Z

 

 

 

*т.1гг

 

 

 

 

 

 

Г -

г

 

,

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

при

нарезании колеса

с

числом

i

^ Z.n a^rl

подрезание устраняется,

 

если коэффициент

X >

X m in

При нарезании колеса стандартным инструментом с парамет­

рами

а

= 1

с к * 2 0

 

 

 

- ho -



к

гтып.

Ч-%0583Ь или к

=

 

ггшг

 

К смещению исходного контура при изготовлении зуб­

чатых колес приходится прибегать, исходя из следующих соображений:

1 . Для повышения изгибной прочности и получения рав­

нопрочной пары, что достигается увеличением толщины

зубьев

на делительных окружностях и у основания.

2 .

Для повышения контактной прочности, что достига­

ется увеличением радиуса кривизны профиля в полюсе зацеп­ ления,

3 . Для уменьшения износа и повышения долговечности зубьев, что достигается уменьшением удельных скольжений И выравниванием их значений у парных колес.

4 . Для устранения подрезания зубьев при нарезании

колес с

числом £ 4.

£

. _

Г*

ГГ

 

 

о . Для получения заданного межосевого расстояния

пары колес при нарезании Их стандартным инструментом.

6 .

При ремонте

оборудования, Когда одно из колес па-*

ры заменить невозможно.

§ 1 6 . Окружная толщина зуба на делительной и заданной окружностях. Явление заострения зубьев

Длй определения окружной толщины зуба на делитель­ ном диаметре рассмотрим два положения йсходнога контура при нарезаний Колеса без смешения и со смешением

(X > О).- В первом случае Делйтельная окружность перека­ тывается без скольЖеййя По делиТельйоЙ прямой рейки, а

во втором случае -

по начальной.

 

При Нарезаний колеса бёз смешения окружная толшнна

нарезаемого зуба по

делительной окружности 8

равна

окружной ширине виадйны:

 

61 -


д е л и т х л Ь н а р о к р у ж н о с т ь

Р'йр.32

Если же колесо нарезается со смещением (X > О ), то окружная толщина зуба на делительном диаметре будет больше нормальной иги нарезанной с отрицательным Сме­ щением. Эту толи ну легко определить из рис.3 2 :

S -(^f- +2хi^d) rrv

 

Для вывода формулы, по которой можно будет опреде­

лить

окружную толщину зуба

S ц

на заданном диамет­

ре (

 

) ,

проведем ось

симметрии зуба (р й с.З З ),

на­

несем окружности: основную ( Tf ^

},

делительную (

“t ),

вершин {

1 £

) И произвольную

( 1 у

) .

 

 

УгЛовые

толщины зубьев

по

делительной окружности .

заданного

диаметра обозначим соответственно 2 Ф

и

2 Ч уу .

Из рис.3 3

видно,

что: 0

+ Ч'и * 0 + т .

 

Углы

Ф

и

Ц/

можно определить, как

 

 

 

Ц /, f - 4 -

и ы * 1 l s i i L .

 

62 -