Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

1

)

дИть через неподвижный полЮф *Р \ Но тек как кривея

— эвольвенте, то '|тЙ ртТфому свойству эвольвенты нор»

 

маль к ней касается основной

окружности радиуса г .^ .

 

Значит, нормаль К ■ П

занимает неизменное положен

38

ние на плоскости, при Этом она отстоит от точки

на

постоянном расстоянии O^N 2 *

Следовательно, эта

нормаль

является касательной

к окружности радиуса г g^

 

Таким образом,

прямая

П - PV

является нормалью

к профилю rig

(поскольку касающиеся профили имеют общую

нормаль) и одновременно касается окружности радиуса п

Значит, кривая

обладает свойствами

эвольвенты

этой

окружности.

 

 

 

 

 

Св о й с т в о 2 . Звольвентное зацепление обеспе­ чивает передачу вращения с постоянным передаточным отно­ шением. Это свойство вытекает из того, что общая нор­ маль к сопряженным профилям является касательной к обеил/ основным окружностям и прохбдит через полюс ' Р ', зани­ мающий постоянное положение на межосевой линии.

Св о й с т в о 3 . В эвольвентном зацеплении линией

зацепления является прямая

N,

..

,

общая касатель­

ная к основным окружностям.

Ng. - Я

 

 

 

Линией зацепления ( Nil

 

. ) Называется тра­

ектория общей точки контакта зубьев

п р и

её

движении отно­

сительно неподвижного звена зубчатой передачи. Поскольку эвольвента — кривая, ограниченная с одной

стороны, и точка контакта 'К ' перемешается по эвольвенте, то касание ..друх эвольвентнь!х профилей возможно на участке N , N ^ . За пределами этого участка основная теорема зацепления не выполняется И правильность зацепления нару­

шается. За предельными точками линии зацепления ( N ^ и N1,, ) профили парных зубьев пересекаются и возникает явление интерференций (см . § 1 2 ) . Прямолинейность линии

зацепления обусловливает постоянное направление давления

одного зуба на другой. ..

 

Участок га в '

(р и с.19)

Линии зацепления, заключенный

между

окружностями вершин

зубьев, называется активной

линией

зацепления

( ав - j e t

) . ЭвольВентные профили ка­

саются только на этом участие, причем контактируют друг

с другом части профилей . б.( и ^ i называемые активными профилями. Верхние точки активных профилей е^ и е2 лежат на окружностях вершйн зубьев, а нижние, точки

^и f £ получаются при пересечении профилейокруж­

ностями радиусов — Q^a ...и О ^ в ..

^


В точке

' а ' ножка зуба

к®леса

1 войдет

в зацепление

с головкой зуба колеса 2 , а в точке

" в ' головка зуба коле­

са 1 выйдет

из зацеплений с

ножкой

колеса 2 .

Таким обра­

зом, у ведущего колеса точка контакта перемещается от основания к вершине зуба, а у ведомого, наоборот, от вер­ шины к основанию.

С в о й с т в о 4 . Эвольвентное зацепление характеризуется постоянством угла зацепления. Углом зацепле­ ния называется угол { оС ^ ’) между линией зацепления и перпендикуляром к межосевой линий. Угол зацепления равен

углу

профиля эвольвент на начальных окружностях (радиусов

г ,,

и К , *

).

 

 

С в о й с т в о

5 . Общая Точка контакта зубьев в

эвольвентном зацеплении перемещается по линии зацепления с постоянной скоростью. Из теоремы Виллиса следует, что нормальные составляющие окружных скоростей точек контак­ та обоих 'профилей должны быть равны между собою, т.е .

 

Ц 01Ч г<г40Л

ил” ‘Ji rV

" J8 i' V

Значит,

3 V n£

. Следовательно,

все точки линии

зацепления имеют Одинаковую скорость

,

направленную

вдоль ЛИНИИ'зацепления,

(

 

 

С в о й с т в о

б ,

Г1рй Изменении межосевого рас­

стояний В эвольйентИоМ зацеплении Передаточное отношение

не изменяется. Из

а 0 , Р

находим за­

висимость между начальными й основными радиусами:

W1

CdSdL;

w* -

Следовательно, ПередатойНОё ЬТношекИе мЬЖНо выразить, как

ts 4* i i

Ы

Так как осйоВНЫе радиусы Г» ^ И являются • постоянными для ДайнЫк кЬлес (их Величины определяются



в процессе изготовления), то из приведенного соотношения следует справедливость шестого свойства.

Постоянство передаточного отношения при отступлении от расчетного межосевого расстояния явпяетсй важным по­ ложительным свойством эвольвейтного зацепления, так как этим исключается влияние мойтажных погрешностей.

 

Получим формулу для опраДОэлейия МежосевогО расстоят

ния.

Делительные радиусы р ^

 

можно выразить

 

 

 

 

и г 6Z

.Я.

через основные

Р ^

(йй уравнения эвольвенты)',’

 

 

 

 

* £ £ L_

U Па * Л б д _ )

 

 

 

 

COSdt

л

COSck

где

оС =:

2 0 °

угол профиля эвоЯьвейт на делительных

окружностях.

Тогда

начальный радиусы

будут:

wl 1 COSoCw .

P

-

^6*

COS Л

-----XSl_

, „ -----------i -_ .

wa.

 

c o $ ^

' 2

Межосевое расстояние прй внешнем зацеплении:

 

: Р

+ Г

*

 

ccs<k

а W

( r ,

*cL

w<

wg,

 

tesoe* ~ eosdL

 

 

 

 

 

w

т ( 2 ) 4 %д,) C05<*

COSoC w

Сумма радиусов делительных окружностей а - •+ . называется Делительным межосевым расстоянием. Разности

называется воспринимаемым смещением,

О- w “

отношение

г - т .

называется коэффициентом воспринимаемого смешения.

- 41 -


Коэффициент воспринимаемого рмешення "у"' может быть

больше нуля, меньше нуля или равен нулю,

 

Случай,

когда

у

= О)'характерец тем, что <XW

- <Х

o l w во L >

., *

*

Г1, *

, т .е . делительные

окруж­

ности одновременно является й начальными, а межосевое расстояние равно целительному Межосевому расстоянию.

§9 , Качественные показатели зубчатого зацепления

К качественным показателям относятся коэффициент пе^ рекрытия и удельное скольжение, которые дают возможность оценить проектируемую передачу как в отношении плавности и бесшумности ее работы, так и в отношении износа поверх-’ ности зубьев. Такая оценка Особенно важна при выборе оптимальных коэффициентов смешения Проектируемой переда­ чи.

А. Коэффициент перекрытия < Век, ). Вычертим Профи-

ли зубьев сопряженных колес в двух положениях - Начала и конца зацепления (рИ с,20),

Зацепление сопряженных Профилей начнется в точке 'а* активной линии ЗацёпленИя. В этой тючке Ножкг зуба перво­

го Колеса (точкой -Is,

) войдет

В соприкосновение с голов»!*

кой зуба второго колеса

(точкой

fi ^ ), Закончится зацепле­

ние этой пары профилей в таЧке "в", где головка зуба перво­

го колеса (

) Выйдет Из зацепления с ножкой второго

( f

).

НепрерывносФЬ передачи вращения будет в

том случае, когда До Выхода йа ааиёПленйй Первой йары контаКтЙруюШЙх Профилей в заПёПЛёййе ВоЙДеТ следующая Пара, т.е. будет проиехойиФь перекрытие Зацеплений. Угол поворо­ та зубчатого колеса от Положении входа в зацепление его профиля До выхода из.зацеплекия Называется у г л о м п е р е к р Ы т .й я ( ^ ) * Перекрытие зацеплений•будет

в Фом случае, когда уГол перекрытии будет больше углового шага. Отношение урла цераквыткз. зубчатого колеса к его угловому шагу ВазЫваегоЯ ковФфццйеитом Перекрытия; '