Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Г л а в а 3 . СИНТЕЗ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ
§6 . Основная теорема зацепления (Теорема Виллиса)
Те о р е м а. "Нормаль в точке соприкосновения эле
ментов звеньев, образующих высшую пару качения и скольжа-» ния. делит межосевое расстояние на части, обратно пропор циональные угловым скоростям".
Для доказательства теоремы рассмотрим произвольную точку касания "К " сопряженных профилей ск. —сС и J$ -J&
( рис. 17) . Через точку "К " проведем общую нормаль к сопря женным профилям п. - п. и общую касательную “С - Т
Точку "К" можно рассматривать, как две слитных точки — и К ^. Скорости этих точек можно найти из зависимостей:
V, 0К( 10,к) ;
Каждую из этих скоростей разложим на нормальную и каса тельную составляющие:
у |
« v . |
|
+ |
- V |
+ v |
|
Т1 |
v , |
VNE |
V . |
|||
|
N1 |
|
|
ТЕ |
Непременным условием ^ушесгвования зацепления является равенство нормальных составляющих скоростей, т.к . только в этом случае будет обеспечен непрерывность контакта,
т-е- |
. |
A . ' V V |
.В |
противном случае профили будут либо отставать, |
либо внедряться друг в друга. Из выполненных на рис.17 Построений определим нормальные составляющие скоростей.
Рассмотрим для этого дЬе Пары прямоугольных треугольник Ков: '
31
32.-
Из подобия треугольников следует, что;
|
V ,ш . •* № |
|
|
Ун» ш O g N , |
|
|
Откуда получаем» |
|
|
|
|
|
|
VN1 |
|
о , |
к |
|
|
|
v |
8 J ? k * a |
° Л . |
|
|||
« |
0. К |
|
' |
|
||
|
1 |
|
|
|
||
V |
.V, |
O jK |
|
w . |
o s n 2 |
|
ЫЦ |
£ |
|
|
|||
Приравняв правые часТй, |
будем иметь: |
|
||||
|
|
|
- |
O g ^ g .. |
|
|
|
|
« |
е |
O N , |
|
|
Из Подобия треугольников /aO^'N^ P ^ a O^N^P |
имее*'” |
|||||
|
|
Ш |
, |
Q g P |
|
|
|
|
0 , N j |
|
о , р |
|
|
Следовательно, |
|
в |
, |
ЧТО и требовалось |
дока- |
|
зать. |
|
|
|
|
|
|
Точка "Р ", делящей межосейое расстояние |
На |
части, обратно пропорциональные угловым скоростям* явля ется мгновенным центром вращения В относительном движе нии звеньев 1 и 2 и в теории заЦепйения называется п о
л ю с о м з а ц е п л е н и я . Молюс зацепления опреде ляет радиусы—векторы Центроид й относительном движении
звеньев 1 й 2 . |
|
|
( |
W i |
, |
1 . |
С л е д с т в и е ' |
1 . |
МрЙ |
LjQ к jjT |
г |
|
|
полюс зацепления перемешаеТйй по межосевой Линий. |
||||||
С л е д с т в и е |
2 . |
При |
I |
* |
|
Полюс |
зацепления является неподвижной .точкой,-а центроиды пред ставляют собой окружности, называемые Начальными. При передаче вращения начальные окружности перекатываются друг по другу без скоЛЬжёНйй,' все время касаясь в полюсе
33
зацепления " Р ', причем:
cJi
±1
где П |
и Г, 1Л |
радиусы начальных |
окружностей |
V\M |
. WU, |
(начальные радиусы) |
|
|
|
||
С л е д с т в и е |
3 . Произвольно |
выбранному профи |
лю зуба одного колеса соответствует вполне определенный сопряженный профиль зуба парного колеса. При этом сопря женные профили являются взаимоогибаемыми кривыми.
Анализируя значения касательных составляющих скоро стей точки Контакта, можно заметить, что V Tj ^ ■ Это рзначает, что контакт двух Профилей происходит со
скольжением, скорость которого равна: |
$ |
|||
=-V81 |
. Касательные |
составляющие* скоростей |
||
можио определить из тех же треугольников: |
||||
|
V T1 |
KN* |
V ,г& |
J<N| |
или |
|
О, К |
V. |
о , к |
|
|
|
|
Теперь скорбеть скольжений будет!
v t f
Теоретически профильнЫмй кривыми могут быть самые
различные кривые из Ьёмейства рулетт. Практически же вы
бор прбфильйых кривык определяется требованиймй кинемати ческого, fltikaMinledkbt'Oi технологического и эксплуатационного харак+ера. ПоэтоМ)г-й' МаШккостроенйи иепбльзуетея толь-»
- 34 -
|
ко несколько видов кривых, по которым очерчиваются профи |
||||
|
ли зубьев: эвольвента окружности, |
циклоидные кривые, дуга |
|||
, окружности, |
|
|
|
|
|
1 |
Эвольвентное -зацепление, |
предложенное |
в |
1 7 6 4 г . |
|
|
Л.Эйлером, получило в современном машиностроении преиму |
||||
|
щественное распространение. |
|
|
|
|
|
§7 . Эвольвента окружности, ее свойства и уравнения |
||||
|
Если прямая линия перекатывается по окружности без |
||||
|
скольжения, то любая точка этой прямой описывает |
||||
|
э в о л ь в е н т у о к р у ж н о с т и |
(р и с .18 Ь . |
|||
|
Окружность, ПО которой перекатывается прямая |
П ~ ГЬ |
|||
|
образующая йвольвенту, называется |
о с н о в н о й |
|||
|
О х р у Ж Й о С Т Ы О ( |
) . |
|
|
|
-зЬ
■ f
Радиус-вектор ОУ произвольной точки ' У ' эвольвенты равен:
Г*.
|
• р |
* ----------J L — , |
( а ) |
|
|
V |
|
где |
— угол профиля эвольвенты в |
точке гу ', |
|
®г*, |
радиус |
основной окружности |
( основной радиус) |
Углом профиля эвольвенты в данной точкв называется острый угол между касгтельнрй к эвольвенте и радиусомвектором, проведенным в данвую точку.
^Из условия образования эвольвенты следует, что
С С = УС . С ppyroPi сторокы:
с Г с * ^ ( в у |
“ |
у с |
Приравняв правые части, получим:
*
Откуда:
Функция |
t d |
|
получила название |
|
э в о л ь в б Л й О Й |
ф у н к ц и и |
кли И Н В О Л К> |
||
т ы \_П.У’ой-у |
- |
<& ц ' |
• Значения инволют приво |
|
дятся к справочниках. СлейЬвателько, |
|
|||
|
й |
* O l v d U : |
(б) |
|
|
|
Sf |
? |
|
Угол В и |
. назыЙНетсн эвОЛьвёнтным углом Профиля |
в точке 'у*'. Уравнений (а) й. ( б ), рассматриваемые совме-'
стно, |
явлйютсй урабнёйиямй эвольвенты в полярных коорди- |
|
патах |
в параметрической форме (параметр - угол профиля |
|
СС м |
|
) • |
■« 36 ••
Эвольвента является разверткой, основной окружности.
Угол ■?,. » 0 (. |
+ c t |
называемся углом развернутости |
эвольвенты. Ч |
1 |
|
Из условия образования эвольвенты вытекают следующие
еесвойства.
1. Эвольвента начинается на основной окружности (в точке Cq) , где она сопрягается с радиусом. В другую сторо ну эвольвента безгранична. Эвольвента имеет правую и левую
ветви (С Э ^ й С д Э ^ ), 2 . Йормаль к эвольвенте, проведенная в любой ее точ
ке, является касательной к основной окружности, причем точка касания есть центр кривизны, а расстояние по нормаль
от |
эвольвенты |
до точки |
касания - радиус кривизны |
эвольвен |
||
ты |
в |
данной точке ( |
= С У ). |
|
|
|
|
|
3 . Две одноименные эвольвенты одной и |
той |
же окруж |
||
ности |
являются |
э к в и д и с т а н т н ы м и |
(равно |
отстоящими) , Расстояние межйу ними по нормали равно ду ге основной окружности, заключенной Ыёжду началами эволь
вент |
( МУ = |
С 1 С ) . |
|
|
|
, |
|
4 . Форма эвольвенты завиойт только От велйчйны радик |
|||||
са основной |
окружности. В пределе, при |
Р |
ь |
|||
эвольвента |
обращается в прямую линию. |
|
||||
|
8 8 . ЭвольвентНое зацепление и его |
свойства |
||||
|
С в о й с т в о |
1* |
ЁСЛИ профиль зуба одного колеса |
|||
очерчен по эвольвенте, то й п'рофйЛь зуба парного колёса |
||||||
также должен быть эволь.Вентным,. |
|
|
||||
|
Пусть профиль зуба Первого колеса очерчен по эволь |
|||||
венте |
Э . , |
образованной При Перекатываний прямой rt - п |
||||
по основной |
окружности |
В |
, а профиль зуба Парного ко |
леса очерчен по некоторой кривой Пл. Допустим-, что профи ли касаются в произвольной точке *КГ (рйс.3.9). Нетрудно
доказать, что профильная кривая |
зуба |
второго |
коЯеса |
|
должна быть эвольвентой |
основной окружности |
« |
||
Согласно теореме Виллиса, нормаль |
Я. «Чх |
К двум |
||
сопряженным профилям при |
1 |
(U}tt З ь |
Должна Прохо- |
- »7 - -