Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
изделии и направить эти средства на другие первооче редные нужды народного хозяйства. Поэтому, как отме чал в Отчетном докладе на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, актуальнейшей задачей работников про мышленности в новой пятилетке является «существенное повышение качества производимой продукции и, соответ ственно, развитие производств, обеспечивающих решение этой задачи... В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше — это поч ти всегда означает и больше»24. Разрешению проблемы повышения качества изделий в нашей стране способству ют бурное развитие науки и техники и планомерный ха рактер общественного производства.
Выпуск продукции высокого качества обеспечивает ся прежде всего соответствующей техникой. Она должна обеспечивать необходимую точность обработки материа лов и различных физико-химических процессов. Однако самая лучшая техника по мере ее эксплуатации может утратить первоначальный класс точности. Поэтому обыч но на предприятиях осуществляется регулярный лабора торный и другой контроль точности оборудования, ин струментов и приборов.
Во многих отраслях народного хозяйства качество продукции в решающей степени зависит от правильности разработанной технологии производства и от четкости ее исполнения. Малейшие ошибки при проведении химиче ских процессов, сушки, крашения, закалки, варки, вы печки и т. п. могут, как известно, безнадежно испортить материалы или почти готовую продукцию, свести на нет труд многих работников. Например, сложный, высоко производительный станок может оказаться негодным или ненадежным в работе из-за того, что недобросове стно, с отступлением от чертежа сделана какая-то ма ленькая деталь.
Качество продукции во многом зависит от уровня ор ганизации производства. Большую роль здесь, в част ности, играет четко налаженное материально-техниче ское снабжение и взаимодействие всех производственных звеньев предприятия. В этом случае в производстве все гда используются именно те виды сырья, материалы и по луфабрикаты, которые предусмотрены стандартами или
24 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 59.
72
другими нормами, а не заменители, ухудшающие каче ство продукции.
Залогом высокого качества продукции является рит мичная работа предприятий. Один из пороков неритмич ной работы в том именно и состоит, что штурмовщина в конце планового периода, как правило, снижает каче ство продукции. На заводе им. М. Гаджиева, где раньше штурмовщина была обычным явлением, в последние го ды выпуск продукции стал более равномерным, состав
ляя в первой |
декаде 29 — 30%, |
во второй — 32 — 33% |
|||
и в третьей — 37 — 39%. Это |
сразу |
же положительно |
|||
сказалось на |
улучшении качества продукции: брак на |
||||
этом заводе |
стал редким |
явлением, а |
сдача продукции |
||
с первого предъявления |
здесь |
возросла с 87,6% |
в 1966 |
||
году до 97,3% в 1972 году. |
|
качества |
продук |
||
Большое значение для повышения |
ции имеет рост квалификации работников. На передовых предприятиях учитывают этот фактор и организуют мас совое обучение рабочих методам высококачественной ра боты как на постоянно действующих производственно технических курсах, так и путем индивидуального учени чества.
Большое значение для повышения качества продук ции имеет совершенствование службы контроля на пред приятиях. Очень важно, чтобы ОТК были укомплекто ваны высококвалифицированными специалистами, спо собными не только не пропускать продукцию низкого качества, но и проводить профилактику брака непосред ственно на рабочих местах. Предупреждение брака пре дотвратит бесполезную растрату труда, материалов, электроэнергии, позволит повысить фондоотдачу, произ водительность труда, улучшить финансовые показатели работы предприятий.
Повышение качества продукции дополняется и под крепляется системой материального и морального сти мулирования высококачественной работы работников предприятий. Эта система получила большое развитие в условиях хозяйственной реформы, найдя свое отраже ние в разработанных предприятиями новых положениях о премировании работников, ИТР и служащих за увели чение выпуска высококачественной продукции. При этом на ряде предприятий ДАССР надежным источником пре мирования работников за улучшение качества продукции
73
стал фонд материального поощрения, образуемый за счет
прибыли.
Конкретные размеры премий для работников уста новлены в специальных положениях о премировании, разработанных на каждом предприятии применительно к условиям своего производства. Такая премиальная си стема, в частности, была разработана на Махачкалин ской трикотажной фабрике им. Н. К. Крупской, работаю щей в новых условиях хозяйствования с 1967 года.
Премии рабочим здесь за выполнение количествен ных показателей стали выплачиваться только при отсут ствии возврата изделий на переделку. И результаты не замедлили сказаться. Если до перехода на работу по-но вому выпуск трикотажных изделий первого сорта на фабрике не поднимался выше 80 — 84%, то в 1972 году было выпущено первосортной продукции уже более 92%.
На заводе им. М. Гаджиева, где уже более как пять лет внедрена саратовская система, рабочим, сдающим продукцию с первого предъявления, выплачиваются пре мии в размере 40% тарифной ставки. Здесь же рабо чим, заслужившим право направлять выработанную про дукцию на последующие операции или на склад с лич ным клеймом без предъявления службе контроля (а таких рабочих на заводе 115 человек), в дополнение к обычной премии ежемесячно выплачивается 10% тарифной став ки. Предоставление рабочему права иметь личное клей мо является действенной формой морального поощрения.
Девятая пятилетка делает крупный поворот в оценке качественной работы промышленных предприятий. План по качеству приобретает такое же значение, как и план производства. Начиная с 1972 года, министерства и ве домства при разработке заданий предприятиям преду сматривают увеличение объема продукции, выпускаемой со Знаком качества. В плане появился новый показа тель — удельный вес аттестованной продукции. Вводит ся единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП), которая объединяет государствен ную, отраслевую и заводскую аттестацию. Каждое изде лие должно быть отнесено к одной из трех категорий: выс шей, первой и второй. Высшая — это продукция, качество которой соответствует высшим отечественным и зару бежным достижениям, отвечает требованиям перспективных стзндзртов, пєрвзя удовлєтворяющзя всем тре*
74
бованиям действующих стандартов и технических усло вий'. Продукция второй категории подлежит снятию с про изводства или модернизации.
Советские специалисты, занимающиеся проблемами качества, доказали, что качество имеет устойчивую тен денцию к понижению даже при неизменном физическом состоянии изделия. Сохраняя в ряде случаев свои преж ние свойства, продукция может перестать удовлетворять
потребителя, |
который ждет большего, в соответствии |
с растущими |
потребностями и возможностями науки |
и техники. Это положение учтено при разработке правил проведения Государственной аттестации качества про мышленной продукции, которые предусматривают уста новление срока действия высшей и первой категории по товарам народного потребления в течение двух лет, а по остальной продукции — до трех лет. После истечения срока действия категории продукция подвергается по вторной аттестации. При ухудшении качества продукции министерство или Госкомитет стандартов досрочно ли шают предприятие права применять Знак качества.
По результатам аттестации, начиная с 1973 года, к оп товым ценам на продукцию высшей категории устанав ливаются надбавки, а на оптовые цены на продукцию второй категории — скидки. Эти меры направлены на по вышение заинтересованности предприятий в росте объе мов реализации продукции Высшей категории. Кроме то го, с. 1973 года введены коэффициенты к стабильным нор мативам отчислений от прибыли в фонд материального поощрения предприятий в зависимости от качества вы пускаемой продукции.
Наряду с поощрением, большое значение имеет уси ление ответственности предприятий за выпуск морально устаревшей продукции, произведенной с отступлением от стандартов и технических условий. Теперь в случае реа лизации предприятиями и организациями продукции,из готовленной с отступлениями от стандартов и техниче ских условий, вся сумма полученной ими прибыли за эту продукцию изымается в доход бюджета и не включается в отчетные данные о выполнении плана по реализации продукции и прибыли. Например, в 1972 году в Дагеста не местным органом Госстандарта СССР с планов реа лизации предприятий — нарушителей стандартов исклю чена нестандартная продукция на сумму 1410 тыс. рублей,
75
а 267 тыс. рублей прибыли, полученной предприятиями от реализации указанной продукции, перечислены в до ход Госбюджета. Это, понятно, ухудшило экономические результаты деятельности предприятий, уменьшило от числения в поощрительные фонды и вынудило предприя тия принять меры к выпуску доброкачественных из
делий.
Государственный Знак качества впервые был при своен 22 апреля 1967 года электродвигателям новой се рии А2, выпускаемым Московским электромеханическим заводом им. Владимира Ильича. На начало 1974 года этот Знак получило уже более 13 800 изделий. В Дагеста не Знак качества присвоен двадцати двум видам продук ции, в том числе рулевой машине РО-5, выпускаемой за водом им. М. Гаджиева, ворсовым коврам ручной рабо ты, коньякам «КС Кизляр» и «ОС Дагестан» Кизлярского
коньячного комбината и другим.
Присвоение Знака качества дагестанским изделиям свидетельствует о той большой работе, которую провели коллективы указанных выше предприятий, сделавшие не только отличные образцы, но и подготовившие произ водство и все необходимое для того, чтобы обеспечить выпуск стабильной по качеству продукции.
В этом отношении представляет определенный инте рес опыт Махачкалинского завода им. М. Гаджиева по подготовке к аттестации рулевой машины РО-5. В содру жестве со специалистами отдела главного технолога здесь были разработаны и внедрены в производство 250 новых технологических процессов, 750 наименований при способлений режущего и мерительного инструмента. В механическом цехе была создана оперативная группа ответственных специалистов, которая координировала и без промедления решала вопросы, возникающие при выполнении работ. По плану, выработанному группой, изготовление особо ответственных деталей и узлов было поручено наиболее квалифицированным работникам.
В ходе подготовки РО-5 особое внимание было уде лено повышению культуры производства. Руководство цеха совместно с заводской лабораторией НОТ разрабо тало план внедрения научной организации труда, суть которого состояла в том, чтобы создать рабочим условия для хорошей работы.
Активное участие в подготовительной работе приня
76
ли общественные организации завода. В частности, за водской комитет ВЛКСМ организовал в цехах контроль ные посты, которые сигнализировали обо всех упущенн ях или нарушениях графика работы, что позволяло оперативно принимать меры к их устранению.
Как отмечают сами рабочие завода им. М. Гаджиева, присвоение Знака качества РО-5 было обеспечено благо даря осуществлению на заводе комплексных мер, обеспе чивающих высокую культуру производства, внедрение научно-технического прогресса, взаимную поддержку ра ботников цехов и отделов, высокий уровень воспитатель ной работы, повышение ответственности работников и ук репление трудовой и производственной дисциплины.
Конкретной программой мобилизации трудящихся на выполнение решений XXIV съезда КПСС является при нятое в сентябре 1971 года постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистиче ского соревнования». В нем указывается, что в условиях научно-технической революции всемерное улучшение качества продукции является одним из главных направ лений социалистического соревнования. Коллектив ме ханического цеха коммунистического труда завода им. М. Гаджиева, который первым в Махачкале освоил выпуск рулевой машины РО-5 со Знаком качества, вы ступил в январе 1972 года зачинателем соревнования в республике за высокое качество продукции, приняв обязательство наладить за пятилетку выпуск еще двух изделий с Государственным Знаком качества. Обращаясь с письмом ко всем трудящимся республики, работники этого цеха подчеркивали, что «очень важно, чтобы каж дый понимал, что он сам, прежде всего, должен старать ся делать продукцию высококачественной, достойной вы сокого названия «советская».
На ряде предприятий Дагестана многие рабочие про изводят высококачественную продукцию при высоких темпах роста производительности труда. Так, слесарьсборщик завода им. М. Гаджиева А. Чекунов сдает вы работанную продукцию на склад, минуя отдел техниче ского контроля, перевыполняя при этом сменные задания на 150%. На заводе «Дагэлектромаш» третий год рабо тает без ОТК, ставя клеймо на выработанные изделия, электрослесарь, ударник коммунистического труда Р. Га санова. Бригада вальцовщиков цеха № 6 данного завода
77
уже несколько лет работает по доверенности ОТК, давая
всмену 35 —37 станин для генераторов и ежемесячно выполняя план на 150 —: 160%. И что особенно важно:
вэтой бригаде должно работать пять человек, а факти чески работает с общего согласия четыре вальцовщика.
Девиз в бригаде: один за всех, все за одного. И таких пе редовиков на предприятиях Дагестана тысячи.
На Буйнакском агрегатном заводе, работающем по новой системе с 1967 года, уже шесть лет как внедрена саратовская система бездефектного изготовления про дукции и сдачи ее с первого предъявления. В целом это и другие мероприятия, осуществленные коллективом, сэкономили заводу за указанный период более 450 тысяч рублей.
В новых условиях работы повышение качества выра батываемой продукции на предприятиях .Дагестана со четается с освоением и внедрением в производство но вых видов продукции и фасонов. Только трикотажницы
Махачкалы за последние |
пять лет освоили и внедрили |
в производство более 80 |
моделей женского и детского |
белья.
Вместе с тем не все предприятия ДАССР в полной мере используют те большие возможности для повыше ния качества продукции, которые созданы экономиче ской реформой. В первую очередь следует отметить иг норирование отдельными предприятиями такого мощ ного экономического стимула, как премирование рабочих за качественные показатели из фонда материального поощрения, образуемого за счет прибыли. Например, на Буйнакском кожобувном комбинате, работающем в но вых условиях с 1967 года, за все эти годы рабочие ни ра зу не поощрялись за выпуск высококачественной обуви, хотя и неиспользованный остаток фонда материального поощрения, и соотношение между ростом производитель ности труда и заработной платой позволяют это делать в широких масштабах. Такое положение не могло не от разиться на качестве обуви, выпускаемой комбинатом. Здесь первосортная обувь не превышает 77 — 78%, а рекламации торгующих организаций и претензии по купателей ежегодно растут. В частности, в 1969 году штрафы за некачественную обувь на этом комбинате со
ставили 40,9 тыс. рублей, а в 1970 году — 57,2 тыс. рублей.
78
За последние два года работники Государственной инспекции по качеству товаров в торговле три раза пре кращали приемку обуви от Буйнакского кожобувного комбината в торговую сеть, однако его руководство не сделало должных выводов. Пришлось вмешаться Буй накскому горкому КПСС, комитету народного контроля и прокуратуре г. Буйнакска. Бракоделы были строго на казаны: директор комбината Мамаев был освобожден от занимаемой должности, а главный инженер Мыцьг и на чальник отдела технического контроля Резаков осужде ны на один год исправительно-трудовых работ.
Следовало ожидать, что после столь решительных мер качество обуви на комбинате улучшится. Однако за метных улучшений здесь не наблюдается. В первом полу годии 1971 года из проверенных госторгинспекцией 9000 пар обуви было забраковано и снижено в сортности 800 пар, или почти 9%. Это вызвало издание нового приказа о прекращении приемки обуви от комбината, который действовал почти два месяца.
Очень тревожное положение с качеством продукции сложилось в последние годы на Махачкалинском № 1, Кизлярском, Дербентском и Буйнакском, хлебозаводах. Наряду с браком, здесь допускают недовес штучного хлеба от 4 до 15°/о на килограмм. А на многих пекарнях Роспотребсоюза хлеб часто выпекается кислым на вкус, с влажным, липким мякишем, не имеющим должного то варного вида, с подгорелыми корками и крупными боко выми подрывами.
Много нареканий у потребителей в последнее время вызывают швейные изделия Кизлярского комбината бы тового обслуживания, баранки Махачкалинской пекарни Дагпотребсоюза, рыба холодного копчения Крайновского рыбокомбината и другие. В частности, по этой причине торговым организациям было запрещено принимать от названных предприятий продукцию для реализации.
Махачкалинская фабрика модельной обуви, работая в новых условиях хозяйствования с 1967 года, добилась улучшения качества продукции, доведя выпуск перво сортной обуви в 1972 году до 90% против 82% в 1966 го ду. Однако и здесь еще довольно часты случаи выпуска брака, в силу чего фабрика не может избавиться от рек ламаций торгующих организаций и претензий покупате лей за низкое качество обуви. -
79