Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изделии и направить эти средства на другие первооче­ редные нужды народного хозяйства. Поэтому, как отме­ чал в Отчетном докладе на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, актуальнейшей задачей работников про­ мышленности в новой пятилетке является «существенное повышение качества производимой продукции и, соответ­ ственно, развитие производств, обеспечивающих решение этой задачи... В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше — это поч­ ти всегда означает и больше»24. Разрешению проблемы повышения качества изделий в нашей стране способству­ ют бурное развитие науки и техники и планомерный ха­ рактер общественного производства.

Выпуск продукции высокого качества обеспечивает­ ся прежде всего соответствующей техникой. Она должна обеспечивать необходимую точность обработки материа­ лов и различных физико-химических процессов. Однако самая лучшая техника по мере ее эксплуатации может утратить первоначальный класс точности. Поэтому обыч­ но на предприятиях осуществляется регулярный лабора­ торный и другой контроль точности оборудования, ин­ струментов и приборов.

Во многих отраслях народного хозяйства качество продукции в решающей степени зависит от правильности разработанной технологии производства и от четкости ее исполнения. Малейшие ошибки при проведении химиче­ ских процессов, сушки, крашения, закалки, варки, вы­ печки и т. п. могут, как известно, безнадежно испортить материалы или почти готовую продукцию, свести на нет труд многих работников. Например, сложный, высоко­ производительный станок может оказаться негодным или ненадежным в работе из-за того, что недобросове­ стно, с отступлением от чертежа сделана какая-то ма­ ленькая деталь.

Качество продукции во многом зависит от уровня ор­ ганизации производства. Большую роль здесь, в част­ ности, играет четко налаженное материально-техниче­ ское снабжение и взаимодействие всех производственных звеньев предприятия. В этом случае в производстве все­ гда используются именно те виды сырья, материалы и по­ луфабрикаты, которые предусмотрены стандартами или

24 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 59.

72

другими нормами, а не заменители, ухудшающие каче­ ство продукции.

Залогом высокого качества продукции является рит­ мичная работа предприятий. Один из пороков неритмич­ ной работы в том именно и состоит, что штурмовщина в конце планового периода, как правило, снижает каче­ ство продукции. На заводе им. М. Гаджиева, где раньше штурмовщина была обычным явлением, в последние го­ ды выпуск продукции стал более равномерным, состав­

ляя в первой

декаде 29 — 30%,

во второй — 32 — 33%

и в третьей — 37 — 39%. Это

сразу

же положительно

сказалось на

улучшении качества продукции: брак на

этом заводе

стал редким

явлением, а

сдача продукции

с первого предъявления

здесь

возросла с 87,6%

в 1966

году до 97,3% в 1972 году.

 

качества

продук­

Большое значение для повышения

ции имеет рост квалификации работников. На передовых предприятиях учитывают этот фактор и организуют мас­ совое обучение рабочих методам высококачественной ра­ боты как на постоянно действующих производственно­ технических курсах, так и путем индивидуального учени­ чества.

Большое значение для повышения качества продук­ ции имеет совершенствование службы контроля на пред­ приятиях. Очень важно, чтобы ОТК были укомплекто­ ваны высококвалифицированными специалистами, спо­ собными не только не пропускать продукцию низкого качества, но и проводить профилактику брака непосред­ ственно на рабочих местах. Предупреждение брака пре­ дотвратит бесполезную растрату труда, материалов, электроэнергии, позволит повысить фондоотдачу, произ­ водительность труда, улучшить финансовые показатели работы предприятий.

Повышение качества продукции дополняется и под­ крепляется системой материального и морального сти­ мулирования высококачественной работы работников предприятий. Эта система получила большое развитие в условиях хозяйственной реформы, найдя свое отраже­ ние в разработанных предприятиями новых положениях о премировании работников, ИТР и служащих за увели­ чение выпуска высококачественной продукции. При этом на ряде предприятий ДАССР надежным источником пре­ мирования работников за улучшение качества продукции

73


стал фонд материального поощрения, образуемый за счет

прибыли.

Конкретные размеры премий для работников уста­ новлены в специальных положениях о премировании, разработанных на каждом предприятии применительно к условиям своего производства. Такая премиальная си­ стема, в частности, была разработана на Махачкалин­ ской трикотажной фабрике им. Н. К. Крупской, работаю­ щей в новых условиях хозяйствования с 1967 года.

Премии рабочим здесь за выполнение количествен­ ных показателей стали выплачиваться только при отсут­ ствии возврата изделий на переделку. И результаты не замедлили сказаться. Если до перехода на работу по-но­ вому выпуск трикотажных изделий первого сорта на фабрике не поднимался выше 80 — 84%, то в 1972 году было выпущено первосортной продукции уже более 92%.

На заводе им. М. Гаджиева, где уже более как пять лет внедрена саратовская система, рабочим, сдающим продукцию с первого предъявления, выплачиваются пре­ мии в размере 40% тарифной ставки. Здесь же рабо­ чим, заслужившим право направлять выработанную про­ дукцию на последующие операции или на склад с лич­ ным клеймом без предъявления службе контроля (а таких рабочих на заводе 115 человек), в дополнение к обычной премии ежемесячно выплачивается 10% тарифной став­ ки. Предоставление рабочему права иметь личное клей­ мо является действенной формой морального поощрения.

Девятая пятилетка делает крупный поворот в оценке качественной работы промышленных предприятий. План по качеству приобретает такое же значение, как и план производства. Начиная с 1972 года, министерства и ве­ домства при разработке заданий предприятиям преду­ сматривают увеличение объема продукции, выпускаемой со Знаком качества. В плане появился новый показа­ тель — удельный вес аттестованной продукции. Вводит­ ся единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП), которая объединяет государствен­ ную, отраслевую и заводскую аттестацию. Каждое изде­ лие должно быть отнесено к одной из трех категорий: выс­ шей, первой и второй. Высшая — это продукция, качество которой соответствует высшим отечественным и зару­ бежным достижениям, отвечает требованиям перспективных стзндзртов, пєрвзя удовлєтворяющзя всем тре*

74

бованиям действующих стандартов и технических усло­ вий'. Продукция второй категории подлежит снятию с про­ изводства или модернизации.

Советские специалисты, занимающиеся проблемами качества, доказали, что качество имеет устойчивую тен­ денцию к понижению даже при неизменном физическом состоянии изделия. Сохраняя в ряде случаев свои преж­ ние свойства, продукция может перестать удовлетворять

потребителя,

который ждет большего, в соответствии

с растущими

потребностями и возможностями науки

и техники. Это положение учтено при разработке правил проведения Государственной аттестации качества про­ мышленной продукции, которые предусматривают уста­ новление срока действия высшей и первой категории по товарам народного потребления в течение двух лет, а по остальной продукции — до трех лет. После истечения срока действия категории продукция подвергается по­ вторной аттестации. При ухудшении качества продукции министерство или Госкомитет стандартов досрочно ли­ шают предприятие права применять Знак качества.

По результатам аттестации, начиная с 1973 года, к оп­ товым ценам на продукцию высшей категории устанав­ ливаются надбавки, а на оптовые цены на продукцию второй категории — скидки. Эти меры направлены на по­ вышение заинтересованности предприятий в росте объе­ мов реализации продукции Высшей категории. Кроме то­ го, с. 1973 года введены коэффициенты к стабильным нор­ мативам отчислений от прибыли в фонд материального поощрения предприятий в зависимости от качества вы­ пускаемой продукции.

Наряду с поощрением, большое значение имеет уси­ ление ответственности предприятий за выпуск морально устаревшей продукции, произведенной с отступлением от стандартов и технических условий. Теперь в случае реа­ лизации предприятиями и организациями продукции,из­ готовленной с отступлениями от стандартов и техниче­ ских условий, вся сумма полученной ими прибыли за эту продукцию изымается в доход бюджета и не включается в отчетные данные о выполнении плана по реализации продукции и прибыли. Например, в 1972 году в Дагеста­ не местным органом Госстандарта СССР с планов реа­ лизации предприятий — нарушителей стандартов исклю­ чена нестандартная продукция на сумму 1410 тыс. рублей,

75


а 267 тыс. рублей прибыли, полученной предприятиями от реализации указанной продукции, перечислены в до­ ход Госбюджета. Это, понятно, ухудшило экономические результаты деятельности предприятий, уменьшило от­ числения в поощрительные фонды и вынудило предприя­ тия принять меры к выпуску доброкачественных из­

делий.

Государственный Знак качества впервые был при­ своен 22 апреля 1967 года электродвигателям новой се­ рии А2, выпускаемым Московским электромеханическим заводом им. Владимира Ильича. На начало 1974 года этот Знак получило уже более 13 800 изделий. В Дагеста­ не Знак качества присвоен двадцати двум видам продук­ ции, в том числе рулевой машине РО-5, выпускаемой за­ водом им. М. Гаджиева, ворсовым коврам ручной рабо­ ты, коньякам «КС Кизляр» и «ОС Дагестан» Кизлярского

коньячного комбината и другим.

Присвоение Знака качества дагестанским изделиям свидетельствует о той большой работе, которую провели коллективы указанных выше предприятий, сделавшие не только отличные образцы, но и подготовившие произ­ водство и все необходимое для того, чтобы обеспечить выпуск стабильной по качеству продукции.

В этом отношении представляет определенный инте­ рес опыт Махачкалинского завода им. М. Гаджиева по подготовке к аттестации рулевой машины РО-5. В содру­ жестве со специалистами отдела главного технолога здесь были разработаны и внедрены в производство 250 новых технологических процессов, 750 наименований при­ способлений режущего и мерительного инструмента. В механическом цехе была создана оперативная группа ответственных специалистов, которая координировала и без промедления решала вопросы, возникающие при выполнении работ. По плану, выработанному группой, изготовление особо ответственных деталей и узлов было поручено наиболее квалифицированным работникам.

В ходе подготовки РО-5 особое внимание было уде­ лено повышению культуры производства. Руководство цеха совместно с заводской лабораторией НОТ разрабо­ тало план внедрения научной организации труда, суть которого состояла в том, чтобы создать рабочим условия для хорошей работы.

Активное участие в подготовительной работе приня­

76

ли общественные организации завода. В частности, за­ водской комитет ВЛКСМ организовал в цехах контроль­ ные посты, которые сигнализировали обо всех упущенн­ ях или нарушениях графика работы, что позволяло оперативно принимать меры к их устранению.

Как отмечают сами рабочие завода им. М. Гаджиева, присвоение Знака качества РО-5 было обеспечено благо­ даря осуществлению на заводе комплексных мер, обеспе­ чивающих высокую культуру производства, внедрение научно-технического прогресса, взаимную поддержку ра­ ботников цехов и отделов, высокий уровень воспитатель­ ной работы, повышение ответственности работников и ук­ репление трудовой и производственной дисциплины.

Конкретной программой мобилизации трудящихся на выполнение решений XXIV съезда КПСС является при­ нятое в сентябре 1971 года постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистиче­ ского соревнования». В нем указывается, что в условиях научно-технической революции всемерное улучшение качества продукции является одним из главных направ­ лений социалистического соревнования. Коллектив ме­ ханического цеха коммунистического труда завода им. М. Гаджиева, который первым в Махачкале освоил выпуск рулевой машины РО-5 со Знаком качества, вы­ ступил в январе 1972 года зачинателем соревнования в республике за высокое качество продукции, приняв обязательство наладить за пятилетку выпуск еще двух изделий с Государственным Знаком качества. Обращаясь с письмом ко всем трудящимся республики, работники этого цеха подчеркивали, что «очень важно, чтобы каж­ дый понимал, что он сам, прежде всего, должен старать­ ся делать продукцию высококачественной, достойной вы­ сокого названия «советская».

На ряде предприятий Дагестана многие рабочие про­ изводят высококачественную продукцию при высоких темпах роста производительности труда. Так, слесарьсборщик завода им. М. Гаджиева А. Чекунов сдает вы­ работанную продукцию на склад, минуя отдел техниче­ ского контроля, перевыполняя при этом сменные задания на 150%. На заводе «Дагэлектромаш» третий год рабо­ тает без ОТК, ставя клеймо на выработанные изделия, электрослесарь, ударник коммунистического труда Р. Га­ санова. Бригада вальцовщиков цеха № 6 данного завода

77


уже несколько лет работает по доверенности ОТК, давая

всмену 35 —37 станин для генераторов и ежемесячно выполняя план на 150 —: 160%. И что особенно важно:

вэтой бригаде должно работать пять человек, а факти­ чески работает с общего согласия четыре вальцовщика.

Девиз в бригаде: один за всех, все за одного. И таких пе­ редовиков на предприятиях Дагестана тысячи.

На Буйнакском агрегатном заводе, работающем по новой системе с 1967 года, уже шесть лет как внедрена саратовская система бездефектного изготовления про­ дукции и сдачи ее с первого предъявления. В целом это и другие мероприятия, осуществленные коллективом, сэкономили заводу за указанный период более 450 тысяч рублей.

В новых условиях работы повышение качества выра­ батываемой продукции на предприятиях .Дагестана со­ четается с освоением и внедрением в производство но­ вых видов продукции и фасонов. Только трикотажницы

Махачкалы за последние

пять лет освоили и внедрили

в производство более 80

моделей женского и детского

белья.

Вместе с тем не все предприятия ДАССР в полной мере используют те большие возможности для повыше­ ния качества продукции, которые созданы экономиче­ ской реформой. В первую очередь следует отметить иг­ норирование отдельными предприятиями такого мощ­ ного экономического стимула, как премирование рабочих за качественные показатели из фонда материального поощрения, образуемого за счет прибыли. Например, на Буйнакском кожобувном комбинате, работающем в но­ вых условиях с 1967 года, за все эти годы рабочие ни ра­ зу не поощрялись за выпуск высококачественной обуви, хотя и неиспользованный остаток фонда материального поощрения, и соотношение между ростом производитель­ ности труда и заработной платой позволяют это делать в широких масштабах. Такое положение не могло не от­ разиться на качестве обуви, выпускаемой комбинатом. Здесь первосортная обувь не превышает 77 — 78%, а рекламации торгующих организаций и претензии по­ купателей ежегодно растут. В частности, в 1969 году штрафы за некачественную обувь на этом комбинате со­

ставили 40,9 тыс. рублей, а в 1970 году — 57,2 тыс. рублей.

78


За последние два года работники Государственной инспекции по качеству товаров в торговле три раза пре­ кращали приемку обуви от Буйнакского кожобувного комбината в торговую сеть, однако его руководство не сделало должных выводов. Пришлось вмешаться Буй­ накскому горкому КПСС, комитету народного контроля и прокуратуре г. Буйнакска. Бракоделы были строго на­ казаны: директор комбината Мамаев был освобожден от занимаемой должности, а главный инженер Мыцьг и на­ чальник отдела технического контроля Резаков осужде­ ны на один год исправительно-трудовых работ.

Следовало ожидать, что после столь решительных мер качество обуви на комбинате улучшится. Однако за­ метных улучшений здесь не наблюдается. В первом полу­ годии 1971 года из проверенных госторгинспекцией 9000 пар обуви было забраковано и снижено в сортности 800 пар, или почти 9%. Это вызвало издание нового приказа о прекращении приемки обуви от комбината, который действовал почти два месяца.

Очень тревожное положение с качеством продукции сложилось в последние годы на Махачкалинском № 1, Кизлярском, Дербентском и Буйнакском, хлебозаводах. Наряду с браком, здесь допускают недовес штучного хлеба от 4 до 15°/о на килограмм. А на многих пекарнях Роспотребсоюза хлеб часто выпекается кислым на вкус, с влажным, липким мякишем, не имеющим должного то­ варного вида, с подгорелыми корками и крупными боко­ выми подрывами.

Много нареканий у потребителей в последнее время вызывают швейные изделия Кизлярского комбината бы­ тового обслуживания, баранки Махачкалинской пекарни Дагпотребсоюза, рыба холодного копчения Крайновского рыбокомбината и другие. В частности, по этой причине торговым организациям было запрещено принимать от названных предприятий продукцию для реализации.

Махачкалинская фабрика модельной обуви, работая в новых условиях хозяйствования с 1967 года, добилась улучшения качества продукции, доведя выпуск перво­ сортной обуви в 1972 году до 90% против 82% в 1966 го­ ду. Однако и здесь еще довольно часты случаи выпуска брака, в силу чего фабрика не может избавиться от рек­ ламаций торгующих организаций и претензий покупате­ лей за низкое качество обуви. -

79