Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
В. Л. РОХМИСТРОВ
Ярославскчй пединститут
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦПРАКТИКУМА ПО ГИДРОЛОГИИ
Основная цель педагогических институтов, как известно, заключается в подготовке .высококвалифицированных учитель ских кадров для общеобразовательной школы. Преподавание географии' в школе становится все более сложным. Мало до биться глубоких и прочных знаний — столь , же необходимо осуществлять умственное развитие школьников. В географи ческой литературе довольно много статей, методических ру ководств, рассматривающих приемы наблюдения, измерения, фиксации географических объектов, явлений, зато труднее найти пособия, обучающие методике анализа природных ус ловий, специфике обработки собранного материала.
Не ставя перед собой задачи разрешения всех этих проб лем, мы только кратко излагаем опыт проведения кафедрой физической географии Ярославского пединститута спецпрактикума по гидрологии на V курсе географической специаль ности, основная цель которого заключается в углублении знаний студентов по одному из разделов общего землеведе ния, гидрологии, представленного в V—VII классах в курсе географии. Более углубленные знания по гидрологии будущим учителям станут особенно необходимыми во время краеведчес кой работы. Изучению родного края в школе уделяется с каждым годом все больше внимания. Путь пустого созерца ния, бездумного любования природой и бездумных походов ради походов уходит в прошлое. Краеведческая работа осу ществляется под руководством учителя географии, но все еще нередко носит исторический, в лучшем случае экономгеогра-
2G
фическнй характер. Между тем, физическая география имеет не меньше возможности для воспитания у учащихся патрио-' тизма и чувства прекрасного, правильного отношения к при роде, ее ресурсам и их использованию, для привития учащим-, ся ряда полезных умений и навыков.
Спецпрактикум, рассчитанный на 50 учебных часов, пре следует три основных цели: а) выработать у студентов уме ния и навыки определения физико-химических характеристик природной воды; б) научить студентов правильному отбору сходных и различных признаков физико-географических объ ектов и выявлению зависимостей и закономерностей при-, родной среды и их анализа; в) составить методические разра ботки для проведения экскурсий на водоемы и для наблюде ния за водоемами во время школьных походов.
Состав студенческой группы, занимающейся спецпрактикумом по гидрологии, невелик — 8—12 человек. Большее число студентов в группе нежелательно, так как занятия становится проводить крайне трудно, ибо студенты данной специально сти на ! курсе получают недостаточную подготовку по химии.
Первая часть спецпрактикума, самая значительная по времени, охватывает три сезона года — осень, зиму и весну. Это позволяет нам проследить динамику физико-химических характеристик воды в зависимости от сезонных изменений по годы. Занятия четырехчасовые, что соответствует объему выполйяемой работы. Каждый студент получает один—два объ екта для наблюдения, в число которых входят: река Которосль — пробы воды берутся с глубины 0,5 и 8,5 м в 30—50 м от берега; река Волга — пробы с той же глубины и прибли зительно на таком же расстоянии от берега, одна проба бе рется выше впадения реки Которосль, вторая — ниже впаде ния этой реки в 300—500 м; пробы ливневых городских вод; пробы сточных вод авторемонтного предприятия, не имеюще го очистных сооружений; пробы атмосферных осадков на го родской окраине (даче); пробы атмосферных осадков в 20 км от города; пробы воды реки Которосль в 20 км от города;, пробы воды карьеров на торфовыработках. -Пробы в течение ряда лет берутся в одно и то же время, а именно: 20—25 сен тября, 10—15 октября и ноября, 20—25 декабря, 10— 15 фев раля, 5— 10 и 25—30 марта, 3—5 апреля. Таким образом, мы имеем уже пятилетний ряд наблюдений, что позволяет нам
27
производить сравнения и обобщения. Занятия проводятся в специально оборудованной гидрологической лаборатории.
Прежде чем приступить к непосредственным работам, проводим занятия по технике безопасности, технике обраще ния с посудой, технике взятия проб и их консервации, техни ке и методике качественного и количественного анализа при родных вод.
Из физических характеристик нами определяются прозрач ность, взвешенные вещества, осадок и изменение воды при стоянии пробы, цветность, запах, вкус, температура, плот ность (удельный вес), мутность. Методика работы взята из практического руководства А. А. Резникова, Е. П. Муликовской, И. Ю. Соколова (1970). Мутность воды определяется нефелометрическим измерением. С этой целью мы приобрели нефелометр и построили колибровочные кривые. Нефеломет рия дает возможность определять не только мутность, но и размеры частиц взвеси. Так как подобный метод мало приме
ним в "школьных условиях, |
мы используем также и прибли |
женный метод определения мутности по прозрачности. |
|
Из растворенных в воде газов студенты определяют двуокись |
|
углерода (С 02), кислород |
(СЬ) в отдельных случаях—серово |
дород (H2S + HS ) . В связи с тем, что кислород, двуокись угле рода и сероводород могут улетучиться из пробы или появиться в ней, эти вещества мы отбираем в отдельные бутылки и фик сируем, пробы обрабатываем в течение суток. Следует заме тить, что изменение исследуемых веществ в период времени между отбором пробы и ее анализом происходит в неодина ковой степени. Очень быстро изменяются температура воды и pH. Изменение величины pH, содержание карбонатов, сво бодной двуокиси углерода и т. п. веществ вызывают измене ния свойств других компонентов. Некоторые из них могут выделиться в виде осадка или, наоборот, из нерастворенной формы перейти в раствор. Это относится особенно к солям железа, марганца, кальция. Нитраты в отобранной пробе вос станавливаются до нитритов или до аммония, сульфаты — до сульфидов, расходуется кислород или, наоборот, происходит окисление сульфидов, сульфитов, железа (II) и т. д. Железо, медь, марганец, цинк, фосфаты и ряд других веществ могут адсорбироваться на стенках бутыли или выщелачиваться из стекла или пластмассы бутыли. Нельзя указать общее прави ло и в какой срок должно быть осуществлено определение
того или иного компонента. В общем, можно сказать, что чем больше вероятность изменения компонента, подлежащего оп ределению, и чем сильнее вода загрязнена, тем раньше следу ет провести анализ. Применение консервирующих средств полностью не предохраняет вещество от изменения, вследст вие чего мы стремимся сделать анализы в тот же день.
Количественное содержание сероводорода определяется в случае почернения реактивной бумажки, пропитанной раство ром уксуснокислого свинца. Сероводород в подземных водах является продуктом восстановительных процессов, происхо дящих в водных слоях, его наличие в грунтовых водах ука зывает на загрязнение их сточными водами. В поверхностных водах он образуется после израсходования растворенного кислорода на разложение органических веществ. В связи с тем, что сточные неочищенные фенольные воды не консерви руются, мы производим экспресное определение сероводорода. Природные воды при анализе на сероводород мы консервиру ем 10-процентным раствором ацетата кадмия или цинка, ана лиз пробы выполняем в лаборатории по способу определения общего содержания сероводорода и гидросульфид-иона, со отношение форм этих кислот приводится в методическом по собии А. А. Резникова (1970).
Природная вода содержит кислород в равновесной кон центрации, зависящей от атмосферного давления, температу ры и содержания растворенных в воде солей. Отклонение действительной концентрации Ог от равновесной вызываются многими причинами, немалую роль играет загрязнение водо емов органическими и минеральными веществами. Содержа ние О2 имеет значение при оценке качества воды и при конт роле работы станций биологической очистки. Установлено, что дефицит 0 2 в воде влияет на интенсивность обмена веществ, снижает устойчивость рыб ко многим ядам. При содержании Ог в воде, 5 мг/л и меньше происходит массовая гибель рыбы. Химические показатели состояния водоемов по О2 определя ются нами по таблице, приведенной на стр. 415 учебного по собия О. А. Алекина (1970). Определение Ог в природных водах делается по общепринятой методике.
Источником двуокиси углерода являются прежде всего процессы окисления органических веществ. Воды Суши, как правило, имеют большее, чем в атмосфере, парциальное дав ление СОг и поэтому выделяют ее в атмосферу. Содержание
29
С 0 2 в природных водах колеблется от десятых долей до 2— 3 тыс. мг/'л. Определение двуокиси углерода мы производим объемным методом, так как общая минерализация поверх ностных и подземных вод, употребляемых в бытовых целях,
не превышает 1000 мг/'л. |
студенты |
определяют |
аммоний-ион |
|
Йз .макрокомпонентов |
||||
( NH+ ), гидрокарбонат |
(НСО.7) |
и карбонат |
(СОд |
) ионы, |
общую щелочность, общее железо, |
кальций (Са'-’+ ) |
и магний |
(Mg2 1 ) ионы, общую и карбонатную жесткость, нитрат-ион, нитрит-ион, сульфат-ион, хлор-ион, из органических'компо нентов — окисляемость, определяются также pH (прибором pH-340) и электропроводность (термокаппометром, а также рсохордным мостом с ячейкой).
Вторая часть спецпрактикума — отбор признаков—заклю чается в приобретении навыка студентами отбора и класси фикации признаков по сходству и различию. Природные воды анализируются нами 26—30 компонентами, значимость их весьма неравнозначна для различных оценок и,, кроме того, показатели имеют тенденцию изменчивости в зависимости от многих факторов. Используя нормы ГОСТа, мы составили
таблицы, характеризующие качества |
пищевой, |
технической |
воды, качества природных вод для |
рекреационных целей |
|
и т. д. В своем отчете студенты обязаны дать |
обоснованное |
|
заключение о качестве и пригодности |
характеризуемой ими |
воды к той или иной категории, обязаны выяснить и объяс нить причины качественного изменения компонентов воды, дать оценку этим изменениям. Естественно, что подобная ра бота может быть выполнена в случае систематического на блюдения за температурой и давлением воздуха, наблюдения за осадками и динамикой снежного покрова, промерзаемостыо грунта и состоянием ледового покрова водоемов. Отчет сту денты пишут попримерному, заранее разработанному нами плану.
Заключительный этап работы — это' составление методи ческой разработки гидрологических работ, которые можно провести со школьниками во время походов, экскурсий в ус ловиях средней школы. Дается таблица оценки качества во доема в зависимости от его загрязнения. В процессе работы мы использовали следующие литературные источники: Алекин О. А. Основы гидрохимии. «Гидрометоиздат», Л.. 1970;
Кондратьев В. Г. Общая гигиена. «Медицина», М., 1967; Воскресенский Г1. И. Техника лабораторных, работ. «Химия», М., 1966; Лурье Ю. Ю. (ред.) Унифицированные, методы ана лиза вод. «Химия», М., 1971; Метелев В. В., Канаев А. И., А. И,,. Дзасохова Н. Г. Водная токсикология. «Колос», М., 1971; Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. «Химия», Л., 1972; Резников А. А., Муликов- с.кая Е. П., Соколов И. Ю. Методы анализа природных вод. «Недра», М., 1970,
Р. П. МЫШИНСКАЯ
Ленинградский пединститут
СПЕЦКУРСЫ И СПЕЦСЕМИНАРЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Задача спецкурсов по методике преподавания географии— ввести старшекурсников в крут актуальных проблем методи ки и методов Педагогических исследований. Это обеспечивает и углубление знаний студентов по методике преподавания географии, и усиление их интереса к педагогическим наукам и исследованиям.
Спецкурсы знакомят студентов с развитием педагогичес кой мысли в изучении определенных проблем, с-влиянием но вых воззрений на совершенствование процесса обучения. Сту денты убеждаются в необходимости научного подхода к организации процесса обучения, к отбору содержания и мето дов обучения на каждом конкретном уроке. Раскрывая слож ность процесса обучения и управления им, спецкурсы подни мают в глазах студентов престиж педагогической науки — методики преподаваниягеографии.
На кафедре методики преподавания географии Ленинград ского пединститута спецкурсы читаются по следующим проб лемам методики:
1.Проблемное обучение в географии.
2.Проверка знаний учащихся.
3.Межпредметные связи географии и физики.
Привожу примерный план лекций по спецкурсу на тему: «Проверка знаний учащихся».
1. Функции проверки. Методы и формы проверки знаний. Устная проверка.
32
2.Письменная и графическая проверка. Уплотненный
опрос.
3.Система проверки. Роль тематической проверки знаний.
4.Взаимосвязь методов и форм проверки; связь их с со держанием проверяемого материала.
5.Изменение методов и форм проверки в разных классах,
вначале и конце учебного года.
6.Пути совершенствования методики проверки знаний. Тестовая проверка.
7.Оценка знаний учащихся.
8.Методика объективной оценки письменных ответов уча
щихся.
Назначение спецсеминаров по методике преподавания гео графии — привить студентам умения самостоятельной рабо ты с педагогической и методической литературой, развить умение составлять библиографические карточки с аннотаци ями, умение обобщать накопленный опыт работы в школе во время предпрактики (собственный и опыт учителей, чьи уроки посещались), усовершенствовать умение составлять рефераты и делать доклады на определенную методическую тему.
Спецсеминары проводятся по названным выше темам спецкурсов, а также по другим вопросам школьной геогра фии, в частности:
—изучение климата в 5—7 классах;
—изучение полезных ископаемых в 7-ом классе.
Для работы над рефератами по избранной теме студен там предлагается примерно такой план:
1.Значение вопроса.
2.Освещение вопроса в педагогической и методической
литературе. |
|
(своих и учителей, |
|||
3. |
Оценка опыта проведения уроков |
||||
чьи уроки посещались). |
|
|
|
|
|
4. |
Общие требования к методике применения на уроках |
||||
текстовых заданий. |
|
(докладов) |
для сту |
||
Привожу примерные темы рефератов |
|||||
дентов по некоторым спецсеминарам. |
|
|
Р. П. Мы- |
||
I. |
Проверка знаний учащихся (руководитель |
||||
шинская). |
индивидуалной |
и фронтальной про |
|||
1. |
Сочетание устной |
||||
верки |
(отдельные доклады |
по каждому из |
курсов географии |
5—9 классов).
33