Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Л. РОХМИСТРОВ

Ярославскчй пединститут

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦПРАКТИКУМА ПО ГИДРОЛОГИИ

Основная цель педагогических институтов, как известно, заключается в подготовке .высококвалифицированных учитель­ ских кадров для общеобразовательной школы. Преподавание географии' в школе становится все более сложным. Мало до­ биться глубоких и прочных знаний — столь , же необходимо осуществлять умственное развитие школьников. В географи­ ческой литературе довольно много статей, методических ру­ ководств, рассматривающих приемы наблюдения, измерения, фиксации географических объектов, явлений, зато труднее найти пособия, обучающие методике анализа природных ус­ ловий, специфике обработки собранного материала.

Не ставя перед собой задачи разрешения всех этих проб­ лем, мы только кратко излагаем опыт проведения кафедрой физической географии Ярославского пединститута спецпрактикума по гидрологии на V курсе географической специаль­ ности, основная цель которого заключается в углублении знаний студентов по одному из разделов общего землеведе­ ния, гидрологии, представленного в V—VII классах в курсе географии. Более углубленные знания по гидрологии будущим учителям станут особенно необходимыми во время краеведчес­ кой работы. Изучению родного края в школе уделяется с каждым годом все больше внимания. Путь пустого созерца­ ния, бездумного любования природой и бездумных походов ради походов уходит в прошлое. Краеведческая работа осу­ ществляется под руководством учителя географии, но все еще нередко носит исторический, в лучшем случае экономгеогра-

2G

фическнй характер. Между тем, физическая география имеет не меньше возможности для воспитания у учащихся патрио-' тизма и чувства прекрасного, правильного отношения к при­ роде, ее ресурсам и их использованию, для привития учащим-, ся ряда полезных умений и навыков.

Спецпрактикум, рассчитанный на 50 учебных часов, пре­ следует три основных цели: а) выработать у студентов уме­ ния и навыки определения физико-химических характеристик природной воды; б) научить студентов правильному отбору сходных и различных признаков физико-географических объ­ ектов и выявлению зависимостей и закономерностей при-, родной среды и их анализа; в) составить методические разра­ ботки для проведения экскурсий на водоемы и для наблюде­ ния за водоемами во время школьных походов.

Состав студенческой группы, занимающейся спецпрактикумом по гидрологии, невелик — 8—12 человек. Большее число студентов в группе нежелательно, так как занятия становится проводить крайне трудно, ибо студенты данной специально­ сти на ! курсе получают недостаточную подготовку по химии.

Первая часть спецпрактикума, самая значительная по времени, охватывает три сезона года — осень, зиму и весну. Это позволяет нам проследить динамику физико-химических характеристик воды в зависимости от сезонных изменений по­ годы. Занятия четырехчасовые, что соответствует объему выполйяемой работы. Каждый студент получает один—два объ­ екта для наблюдения, в число которых входят: река Которосль — пробы воды берутся с глубины 0,5 и 8,5 м в 30—50 м от берега; река Волга — пробы с той же глубины и прибли­ зительно на таком же расстоянии от берега, одна проба бе­ рется выше впадения реки Которосль, вторая — ниже впаде­ ния этой реки в 300—500 м; пробы ливневых городских вод; пробы сточных вод авторемонтного предприятия, не имеюще­ го очистных сооружений; пробы атмосферных осадков на го­ родской окраине (даче); пробы атмосферных осадков в 20 км от города; пробы воды реки Которосль в 20 км от города;, пробы воды карьеров на торфовыработках. -Пробы в течение ряда лет берутся в одно и то же время, а именно: 20—25 сен­ тября, 10—15 октября и ноября, 20—25 декабря, 10— 15 фев­ раля, 5— 10 и 25—30 марта, 3—5 апреля. Таким образом, мы имеем уже пятилетний ряд наблюдений, что позволяет нам

27


производить сравнения и обобщения. Занятия проводятся в специально оборудованной гидрологической лаборатории.

Прежде чем приступить к непосредственным работам, проводим занятия по технике безопасности, технике обраще­ ния с посудой, технике взятия проб и их консервации, техни­ ке и методике качественного и количественного анализа при­ родных вод.

Из физических характеристик нами определяются прозрач­ ность, взвешенные вещества, осадок и изменение воды при стоянии пробы, цветность, запах, вкус, температура, плот­ ность (удельный вес), мутность. Методика работы взята из практического руководства А. А. Резникова, Е. П. Муликовской, И. Ю. Соколова (1970). Мутность воды определяется нефелометрическим измерением. С этой целью мы приобрели нефелометр и построили колибровочные кривые. Нефеломет­ рия дает возможность определять не только мутность, но и размеры частиц взвеси. Так как подобный метод мало приме­

ним в "школьных условиях,

мы используем также и прибли­

женный метод определения мутности по прозрачности.

Из растворенных в воде газов студенты определяют двуокись

углерода (С 02), кислород

(СЬ) в отдельных случаях—серово­

дород (H2S + HS ) . В связи с тем, что кислород, двуокись угле­ рода и сероводород могут улетучиться из пробы или появиться в ней, эти вещества мы отбираем в отдельные бутылки и фик­ сируем, пробы обрабатываем в течение суток. Следует заме­ тить, что изменение исследуемых веществ в период времени между отбором пробы и ее анализом происходит в неодина­ ковой степени. Очень быстро изменяются температура воды и pH. Изменение величины pH, содержание карбонатов, сво­ бодной двуокиси углерода и т. п. веществ вызывают измене­ ния свойств других компонентов. Некоторые из них могут выделиться в виде осадка или, наоборот, из нерастворенной формы перейти в раствор. Это относится особенно к солям железа, марганца, кальция. Нитраты в отобранной пробе вос­ станавливаются до нитритов или до аммония, сульфаты — до сульфидов, расходуется кислород или, наоборот, происходит окисление сульфидов, сульфитов, железа (II) и т. д. Железо, медь, марганец, цинк, фосфаты и ряд других веществ могут адсорбироваться на стенках бутыли или выщелачиваться из стекла или пластмассы бутыли. Нельзя указать общее прави­ ло и в какой срок должно быть осуществлено определение


того или иного компонента. В общем, можно сказать, что чем больше вероятность изменения компонента, подлежащего оп­ ределению, и чем сильнее вода загрязнена, тем раньше следу­ ет провести анализ. Применение консервирующих средств полностью не предохраняет вещество от изменения, вследст­ вие чего мы стремимся сделать анализы в тот же день.

Количественное содержание сероводорода определяется в случае почернения реактивной бумажки, пропитанной раство­ ром уксуснокислого свинца. Сероводород в подземных водах является продуктом восстановительных процессов, происхо­ дящих в водных слоях, его наличие в грунтовых водах ука­ зывает на загрязнение их сточными водами. В поверхностных водах он образуется после израсходования растворенного кислорода на разложение органических веществ. В связи с тем, что сточные неочищенные фенольные воды не консерви­ руются, мы производим экспресное определение сероводорода. Природные воды при анализе на сероводород мы консервиру­ ем 10-процентным раствором ацетата кадмия или цинка, ана­ лиз пробы выполняем в лаборатории по способу определения общего содержания сероводорода и гидросульфид-иона, со­ отношение форм этих кислот приводится в методическом по­ собии А. А. Резникова (1970).

Природная вода содержит кислород в равновесной кон­ центрации, зависящей от атмосферного давления, температу­ ры и содержания растворенных в воде солей. Отклонение действительной концентрации Ог от равновесной вызываются многими причинами, немалую роль играет загрязнение водо­ емов органическими и минеральными веществами. Содержа­ ние О2 имеет значение при оценке качества воды и при конт­ роле работы станций биологической очистки. Установлено, что дефицит 0 2 в воде влияет на интенсивность обмена веществ, снижает устойчивость рыб ко многим ядам. При содержании Ог в воде, 5 мг/л и меньше происходит массовая гибель рыбы. Химические показатели состояния водоемов по О2 определя­ ются нами по таблице, приведенной на стр. 415 учебного по­ собия О. А. Алекина (1970). Определение Ог в природных водах делается по общепринятой методике.

Источником двуокиси углерода являются прежде всего процессы окисления органических веществ. Воды Суши, как правило, имеют большее, чем в атмосфере, парциальное дав­ ление СОг и поэтому выделяют ее в атмосферу. Содержание

29


С 0 2 в природных водах колеблется от десятых долей до 2— 3 тыс. мг/'л. Определение двуокиси углерода мы производим объемным методом, так как общая минерализация поверх­ ностных и подземных вод, употребляемых в бытовых целях,

не превышает 1000 мг/'л.

студенты

определяют

аммоний-ион

Йз .макрокомпонентов

( NH+ ), гидрокарбонат

(НСО.7)

и карбонат

(СОд

) ионы,

общую щелочность, общее железо,

кальций (Са'-’+ )

и магний

(Mg2 1 ) ионы, общую и карбонатную жесткость, нитрат-ион, нитрит-ион, сульфат-ион, хлор-ион, из органических'компо­ нентов — окисляемость, определяются также pH (прибором pH-340) и электропроводность (термокаппометром, а также рсохордным мостом с ячейкой).

Вторая часть спецпрактикума — отбор признаков—заклю­ чается в приобретении навыка студентами отбора и класси­ фикации признаков по сходству и различию. Природные воды анализируются нами 26—30 компонентами, значимость их весьма неравнозначна для различных оценок и,, кроме того, показатели имеют тенденцию изменчивости в зависимости от многих факторов. Используя нормы ГОСТа, мы составили

таблицы, характеризующие качества

пищевой,

технической

воды, качества природных вод для

рекреационных целей

и т. д. В своем отчете студенты обязаны дать

обоснованное

заключение о качестве и пригодности

характеризуемой ими

воды к той или иной категории, обязаны выяснить и объяс­ нить причины качественного изменения компонентов воды, дать оценку этим изменениям. Естественно, что подобная ра­ бота может быть выполнена в случае систематического на­ блюдения за температурой и давлением воздуха, наблюдения за осадками и динамикой снежного покрова, промерзаемостыо грунта и состоянием ледового покрова водоемов. Отчет сту­ денты пишут попримерному, заранее разработанному нами плану.

Заключительный этап работы — это' составление методи­ ческой разработки гидрологических работ, которые можно провести со школьниками во время походов, экскурсий в ус­ ловиях средней школы. Дается таблица оценки качества во­ доема в зависимости от его загрязнения. В процессе работы мы использовали следующие литературные источники: Алекин О. А. Основы гидрохимии. «Гидрометоиздат», Л.. 1970;


Кондратьев В. Г. Общая гигиена. «Медицина», М., 1967; Воскресенский Г1. И. Техника лабораторных, работ. «Химия», М., 1966; Лурье Ю. Ю. (ред.) Унифицированные, методы ана­ лиза вод. «Химия», М., 1971; Метелев В. В., Канаев А. И., А. И,,. Дзасохова Н. Г. Водная токсикология. «Колос», М., 1971; Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. «Химия», Л., 1972; Резников А. А., Муликов- с.кая Е. П., Соколов И. Ю. Методы анализа природных вод. «Недра», М., 1970,

Р. П. МЫШИНСКАЯ

Ленинградский пединститут

СПЕЦКУРСЫ И СПЕЦСЕМИНАРЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

Задача спецкурсов по методике преподавания географии— ввести старшекурсников в крут актуальных проблем методи­ ки и методов Педагогических исследований. Это обеспечивает и углубление знаний студентов по методике преподавания географии, и усиление их интереса к педагогическим наукам и исследованиям.

Спецкурсы знакомят студентов с развитием педагогичес­ кой мысли в изучении определенных проблем, с-влиянием но­ вых воззрений на совершенствование процесса обучения. Сту­ денты убеждаются в необходимости научного подхода к организации процесса обучения, к отбору содержания и мето­ дов обучения на каждом конкретном уроке. Раскрывая слож­ ность процесса обучения и управления им, спецкурсы подни­ мают в глазах студентов престиж педагогической науки — методики преподаваниягеографии.

На кафедре методики преподавания географии Ленинград­ ского пединститута спецкурсы читаются по следующим проб­ лемам методики:

1.Проблемное обучение в географии.

2.Проверка знаний учащихся.

3.Межпредметные связи географии и физики.

Привожу примерный план лекций по спецкурсу на тему: «Проверка знаний учащихся».

1. Функции проверки. Методы и формы проверки знаний. Устная проверка.

32

2.Письменная и графическая проверка. Уплотненный

опрос.

3.Система проверки. Роль тематической проверки знаний.

4.Взаимосвязь методов и форм проверки; связь их с со­ держанием проверяемого материала.

5.Изменение методов и форм проверки в разных классах,

вначале и конце учебного года.

6.Пути совершенствования методики проверки знаний. Тестовая проверка.

7.Оценка знаний учащихся.

8.Методика объективной оценки письменных ответов уча­

щихся.

Назначение спецсеминаров по методике преподавания гео­ графии — привить студентам умения самостоятельной рабо­ ты с педагогической и методической литературой, развить умение составлять библиографические карточки с аннотаци­ ями, умение обобщать накопленный опыт работы в школе во время предпрактики (собственный и опыт учителей, чьи уроки посещались), усовершенствовать умение составлять рефераты и делать доклады на определенную методическую тему.

Спецсеминары проводятся по названным выше темам спецкурсов, а также по другим вопросам школьной геогра­ фии, в частности:

изучение климата в 5—7 классах;

изучение полезных ископаемых в 7-ом классе.

Для работы над рефератами по избранной теме студен­ там предлагается примерно такой план:

1.Значение вопроса.

2.Освещение вопроса в педагогической и методической

литературе.

 

(своих и учителей,

3.

Оценка опыта проведения уроков

чьи уроки посещались).

 

 

 

 

4.

Общие требования к методике применения на уроках

текстовых заданий.

 

(докладов)

для сту­

Привожу примерные темы рефератов

дентов по некоторым спецсеминарам.

 

 

Р. П. Мы-

I.

Проверка знаний учащихся (руководитель

шинская).

индивидуалной

и фронтальной про­

1.

Сочетание устной

верки

(отдельные доклады

по каждому из

курсов географии

5—9 классов).

33