Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Требования к вопросам учителя при устной индивиду­ альной и фронтальной проверках.

3.Письменно-графическая проверка. Возможности при­ менения тестовых заданий. (Отдельные доклады по каждому из курсов географии 5—9 классов).

4.Способы проверки знаний карты в курсах физической (или экономической) географии. Возможности применения

тестовых заданий. (

5.Сочетание различных методов и форм проверки знаний на уроках по определенной теме.

6.Тематическая проверка (по теме одного из курсов гео­ графии).

7.Место проверки знаний на уроке (на примере различ­ ных тем любого из курса географии).

8.Требования к заданиям тестового типа, (по курсам фи­ зической или экономической географии).

II. — Изучение климата в школьном курсе географии

(руководитель Е.. Я. Черникова).

Содержание и методы формирования знаний:

1.Об атмосфере.

2.О метеорологических элементах.

3.О погоде.

4.О климате и климатообразующих факторах,

(По каждой теме — проследить развитие знаний учащих­ ся от темы к теме и от класса к классу).

5. Формирование умений при изучении климата в школе. (Показать усложнение умений и развитие самостоятельности учащихся).

6.Практические и самостоятельные работы учащихся при изучении климата.

7.Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении климата.

8.Проблемность при изучении климата.

9.Установление межпредметных связей при изучении кли­

мата (с физикой, природоведением и др.).

9. Эффективные методы и приемы проверки знаний по те­ ме «Климат»..

10. Разные варианты структуры комбинированного урока при изучении климата.

III. — Методика изучения полезных ископаемых в школь-

34


ном курсе физической географии

(руководитель В. А. Ющен­

ко) .

1.Принципы отбора полезных ископаемых для подробного изучения в общем и районном обзоре школьных страновед­ ческих курсов.

2.Содержание и методы изучения генезиса полезных ис­

копаемых.

3. Содержание и методы изучения полезных ископаемых в курсе природоведения и в каждом из курсов географии (по выбору студентов).

4.Методика изучения полезных ископаемых своей облас­ ти (республики, края) в курсе географии 7-го класса.

5.Методика изучения способов добычи и разведки полез­ ных ископаемых.

6.Методика работы с геологической и тектонической кар­ тами при изучении полезных ископаемых; в курсе географии

7-го класса.

7. Содержание, методика проведения и организация вне­ классной работы, по теме «Полезные ископаемые».

Б. В. НУЖДИН

Ярославский пединститут

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ СПЕЦПРАКТИКУМА «ШКОЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ И КАРТОГРАФИЯ»

Факультативные занятия к настоящему времени прочно утвердились в средней школе. В числе их ряд факультативов по географии, и, в частности, курс «Основы топографии и картографии». Появление этого факультативного курса обя­ зано новой школьной программе, по географии в связи с рез­ ко увеличившимся объемом преподаваемого топографо-кар­ тографического материала. Достаточно сказать, что в курсе физической географии V—VII классов почти 1/10 часть вре­ мени (27 уроков из 245 часов) отводится на изучение сведе­ ний, так или иначе касающихся топографии и картографии. Наиболее значительная нагрузка в этом плане приходится на пятый класс, где каждый пятый урок (16 из 70 часов) прово­ дится по топографо-картографическому материалу.

Широко известно утверждение, согласно которому «без карты нет географии». Работа учителя-географа как никако­ го другого преподавателя средней школы тесно связана с картой. Именно она является той основой, на которой, по на­ шему мнению, строится в сознании учащихся все здание школьной географической науки. Поэтому карту, этот фунда­ мент географии, надо и знать основательно. Союз с картой был и будет, очевидно, и впредь залогом успехов в географии. Измерительные и вычислительные работы по карте, создание, съемка простейших планов и вычерчивание карт дают широ­ кий выход школьной географии за пределы учебника. Благо­ даря этому география как предмет школьного обучения ста­ новится живой, более интересной, практически полезной и привлекательной для учеников. Учитель географии должен

36


научить их извлекать основные картографические сведения, понимать, читать п знать карту, чтобы в конечном итоге по­ любить ее как важный и одновременно особый источник по­ лучения объективной информации об окружающем мире.

Основные задачи, стоящие перед руководителем спецпрактнкума «Школьная топография и картография», можно свес­ ти к следующим: во-первых, получение некоторых новых на­ выков и закрепление имеющихся практических умений, необ­ ходимых в работе учителя-географа в области топографо­ картографических сведений; во-вторых, подготовка студентов к ведению аналогичного факультатива в школе с учащимися старших классов. Следует заметить, что методика препода­ вания элементов топографии и картографии в школьном кур­ се географии, так же, как и методика проведения школьного факультатива (не говоря уже о вузовских -спецпрактикумах и спецсеминарах) еще недостаточно разработана в педагогичес­ кой литературе и апробирована в нашей школе. Школьный факультатив (как и вузовский спецпрактикум, например), обязан развивать любознательность и основываться на мак­ симальной заинтересованности учащихся в предмете, ибо доб­ ровольный выбор факультатива (как и спецпрактикума) дол­ жен в процессе его проведения подкрепиться интересным сообщаемым материалом, чтобы подвести учащегося в конеч­ ном итоге к увлеченности географической наукой. Эта задача, как и две предыдущие, представляется нам задачей исклю­ чительной важности.

В соответствии с разработанным нами ■ и утвержденным кафедрой физической географии Ярославского пединститута планом спецпрактикума первые занятия посвящаются разбо­ ру основных требований к топографо-картографическим зна­ ниям учащихся в соответствии со школьными программами по географии и по факультативу. На занятиях дается обзор учебников с учетом особенностей их топографо-картографичес­ кого содержания, анализируется объем этого материала, ука­ зывается на наиболее вероятные трудности, которые могут встать перед учителем, и намечаются основные пути их прео­ доления. Подробно останавливаемся на научно-популярной и учебно-методической литературе, изданной по топографии и картографии за последние 5—7 лет; проводится анализ ста­ тей, опубликованных в журнале «География в школе» за этот же период. В лекциях затрагиваются вопросы истории зарож-

37

Дения топографии и картографии, говорится о том, как изме­ ряли и открывали Земной шар, о современных методах соз­ дания карт, об аэрофотосъемке, и популярно рассказывается о космической геодезии, о сущности и особенностях карты, о видах картографических произведений и их использовании в средней школе. Планом спецпрактикума предусмотрена воз­ можность постановки лекций, а также практических занятий по темам, которые могут быть предложены самими слушате­ лями.

На лабораторных занятиях студенты делают рефераты научно-популярной и учебно-методической литературы, выпи­ сывают методические рекомендации по конкретным вопросам топографо-картографического содержания школьного курса географии. Они знакомятся с наглядными пособиями, мы рас­ сказываем им о новых, даются советы по самостоятельному изготовлению некоторых из них (таблиц, макетов, планов, карт, диафильмов и цветных диапозитивов) в условиях сред­ ней школы. Рассматриваем спектрозональные и аэрофото­ снимки, пытаемся дешифрировать их, ведем разговор о при­ менении аэрометодов в географии. На занятиях разбираем содержание темы «Карты и работа с ними» в курсе физичес­ кой географии СССР: разбиваем материал на уроки, методи­ чески разрабатываем их, решаем задачи н выполняем упраж­ нения, проводим открытые уроки с последующим обсуждени­ ем их. Практические полевые работы включают в себя съемку местности (в том числе — глазомерную, компасную и перспек­ тивную), не требующую сложных геодезических инструмен­ тов. Обстоятельно изучаем способы ориентирования на мест­ ности без помощи карты, знакомимся с видами и с условия­ ми спортивных соревнований по ориентированию.

При проведении спецпрактикума особо подчеркивается возможность использования опыта, умений и топографических знаний учителя-географа в практической работе в школе: во время экскурсий, походов, при изучении и картографировании окрестностей школы, на пионерских слетах и во время турист­ ских и других спортивных соревнованиях. Мы -не сомневаем­ ся в том, что успех школьного топографо-картографического образования в значительной степени зависит от учителя, от его теоретической подготовки и от желания заниматься не­ легким, но вместе с тем благодатным факультативом «Осно­ вы' топографии и картографии».

38


И. к. ОРФАНОВ

Горьковский пединститут

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ И ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

За последние годы в соответствии с учебным планом на кафедрах физической и экономической географии Горьковско­ го пединститута для студентов V курса были поставлены спе­ циальные лекционные курсы и практикумы.

По кафедре экономической географии студенты прослуша­ ли спецкурсы «Вопросы географии населения», «Вопросы эко­ номической и политической географии стран Ближнего Вос­ тока» и «Внеклассная работа по географии в школе»; по ка­ федре физической географии — «Топонимика», «Физическая география Горьковской области» и «Топография».

В связи с введением в новый учебный план обязательного предмета «География населения» с 1974 года запланировали постановку спецкурса «Основы экономики отраслей народно­ го хозяйства», тематически связанного со школьным факуль­ тативом.

Тематика спецпрактикумов не совпадает со спецкурсами. Так, по физической географии спецпрактикумы посвящены изучению карты в школе, природным ландшафтам Горьков­ ской области; по экономической географии — проблемам больших городов СССР, проблемам промышленных узлов

СССР, проблемам городских агломераций СССР и мира, школьным географическим вечерам. Наиболее удачные сту­

денческие доклады на спецпрактикумах затем

выдвигались

на итоговые студенческие научные конференции.

шире исполь­

Специальные занятия позволяют студентам

зовать. творческое начало в самостоятельном изучении пред-

39


метов, что имеет очень большое значение для дальнейшей работы учителя.

Недостатком в организации специальных занятий следует считать ограничение принципа-добровольности при записи сту­ дентов на тот или иной вид занятий.

В работе с учительством кафедры тесно сотрудничают с областным институтом усовершенствования учителей. Методы и формы совместной работы разнообразны.

Около 10 лет Горьковский институт шефствовал над учи­ телями Дальне-Константиновского района, куда системати­ чески выезжали 'преподаватели с лекциями по актуальным вопросам науки, с консультациями по вопросам методики преподавания. Один раз в год учителя района коллективно приезжали в институт.

С 1972—73 учебного года институт взял шефство над один­ надцатью районами северной зоны области. В дни зимних школьных каникул ведущие преподаватели и профессора вы­ езжают в два северных города области, Семенов и Урень, в которые собираются все учителя из окружающих районов. Они прослушивают лекции о новых научных проблемах и кон­ сультируются по вопросам методики преподавания.

Волго-Вятским книжным издательством выпущено школь­ ное учебное пособие по географии Горьковской области, под­ готовленное доцентом Л. Л. Трубе в соавторстве с учителем А. Ф. Шубиным;

Кафедрами систематически выпускаются «Ученые запис­ ки» (серия «География»), которые успешно распространяют­ ся среди учителей Горьковской области, поскольку в этих изданиях находится нужный для них материал.

Непосредственно перед школьниками в лектории област­ ного планетария, а также выступая среди населения через общество «Знание», работники кафедр систематически чита­ ют лекции и проводят беседы с географической тематикой. В Горьковском телецентре ежегодно проводятся при участии преподавателей географических кафедр краеведческие олим­ пиады школ области.

Активно участвуют работники кафедр в областных педаго­ гических чтениях, на которых выступают сами преподаватели института и подготовленные ими учителя.

Научно-методическая и краеведческая работа учителей находит обсуждение на краеведческих областных симпозиумах,

40

регулярно проводимых под руководством Горьковского отде­ ла Географического Общества СССР, основное ядро которого представлено профессорско-преподавательским составом ка­ федр пединститута.

Особенно тесно сотрудничают кафедры с институтом усо­ вершенствования учителей. Для учителей города Горького проведены творческие семинары по проблемам «Активные методы работы при изучении географии в 9 классе», «Поста­ новка практических работ в 8 классе», «Изучение карты в школе».

Для учителей города и области ежегодно организуются подготовительные занятия по проведению шкальных .факуль­

тативов по топографии, геологии

и основам экономики от-

раслей промышленностн.

 

учителей города

На курсах повышения квалификации

('ежемесячно в методические дни)

и области

(в летние школь­

ные каникулы) преподаватели кафедр читают циклы лекций, проводят практические занятия и руководят полевыми, прак­ тиками.

За последние три года, в связи с введением новых учеб­ ных пособий в школьном преподавании, кафедрами были про­ ведены циклы занятий с учителями. Они были организованы для городских учителей в г. Горьком, а на базе райцентров окружающих районов в Павлове, Кстове, Семенове, Заволжье для куста сельских учителей. Эти занятия проводились один

раз в месяц.

учителя постоянно

получают индивидуальные

Наконец,

консультации

при посещении кафедр и кабинетов института,

а также используют для своей

работы наглядные пособия,

созданные студентами на факультативном практикуме.