Файл: Гиллер, Е. М. Совершенствование хозяйственного расчета и экономического стимулирования в строительном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к среднесписочному количеству рабочих, занятых на

строительно-монтажных работах.

Механовооружен­

ность — отношением средней стоимости

активной части

основных производственных фондов к количеству

рабо­

чих, занятых на строительно-монтажных

работах.

Фон­

доемкость (фондооснащенность) характеризуется отно­ шением среднегодовой стоимости основных производст­ венных фондов к годовому объему строительно-монтаж-

- ных работ, выполненных собственными силами.

Для характеристики степени использования произ­ водственных фондов строительно-монтажных организа­ ций пользуются коэффициентом общей экономической эффективности использования производственных фон­ дов. Он определяется по отдельным организациям как отношение массы прибыли к сумме среднегодовой стои­ мости основных производственных фондов и нормируе­ мых оборотных средств. Этот показатель рассчитывается по формуле

5 п .ф ф •

где Эц.ф — коэффициент общей экономической эффектив­ ности использования производственных фон­ дов;

П— годовая сумма прибыли;

Ф— среднегодовая стоимость основных производ­

ственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Использование основных фондов характеризуется также коэффициентами использования отдельных видов строительной техники.

Основными мероприятиями по всемерному улучше­ нию использования основных производственных фондов являются: дальнейшая концентрация строительной тех­ ники в специализированных организациях; укрупнение автомобильных хозяйств и централизация перевозок; централизация ремонта; создание сети мощных специа­ лизированных промышленных предприятий по производ­ ству строительных материалов и конструкций.

Важнейшим резервом увеличения времени полезного действия машин является повышение коэффициента смен­ ности.

Основные фонды строительства, так же как и других отраслей народного хозяйства, амортизируются, пзнаши-

40


ваются. Различают физический и моральный износы ос­ новных фондов.

Физический износ основных фондов происходит как в результате интенсивной их эксплуатации, так и под вли­ янием сил природы (атмосферных осадков, солнца, мо­ роза и т. п.). По мере физического износа основные фон­ ды постепенно утрачивают свою стоимость и переносят ее частями на вновь созданный продукт. Физический из­ нос характеризуется двумя показателями: степенью из­ носа, выраженной в процентах, и стоимостью, выражен­ ной в рублях.

Моральный износ заключается в том, что до полного своего физического износа основные фонды оказывают­ ся в известной мере обесцененными. Это происходит в результате технического прогресса (создание новой ма­ шины, более производительной и экономичной в эксплу­ атации), а также снижения издержек производства, ког­ да подобная машина может быть произведена дешевле.

В целях возмещения физического и морального изно­ са основных фондов производятся амортизационные от­ числения по установленным нормам в процентах от стои­ мости основных фондов, которые включаются в себесто­ имость строительно-монтажных работ. Нормы амортиза­ ционных отчислений дифференцированы по группам и видам основных фондов в зависимости от сроков их слу­ жбы и условий эксплуатации.

Оборотные производственные фонды состоят из про­ изводственных запасов (строительных конструкций и де­ талей, основных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, топлива, прочих материалов) и средств в производстве (незавершенное строительство у заказчиков и незавершенное производство у подрядчи­ ков).

Незавершенное строительство составляет наиболее значительную величину в составе производственных обо­ ротных фондов заказчиков.

Затраты на незавершенное строительство, числящие­ ся на балансе заказчиков, относятся на законченное стро­ ительство и включаются в состав основных фондов после полного завершения работ и подписания актов государ­ ственных приемочных комиссий о вводе этих объектов или соответствующего комплекса в эксплуатацию. Не­ завершенное производство строительно-монтажных ра­ бот учитывается на балансе подрдной организации

41

до полного выполнения установленного комплекса стро­ ительных и монтажных работ по объекту или этапу, в зависимости от форм расчетов за выполненные работы.

Наряду с оборотными фондами строительные органи­ зации располагают фондами обращения — средствами в незаконченных расчетах (задолженность заказчиков за выполненные работы и др.) и денежными ресурсами.

Оборотные производственные фонды в стоимостном выражении и фонды обращения составляют оборотные средства подрядных организаций.

Каждой подрядной организации устанавливается пла­ новая сумма оборотных средств (норматив) на уровне минимальной потребности, обеспечивающей бесперебой­ ную работу.

Эффективность использования оборотных средств определяется скоростью их оборачиваемости, имеющей большое народнохозяйственное значение. Ускорение обо­ рачиваемости позволяет выполнять большие по объему строительно-монтажные работы и высвободить из обо­ рота миллионы рублей. Высокая оборачиваемость озна­ чает быстрый возврат в денежной форме авансирован­ ных средств, что дает возможность подрядной организа­ ции своевременно выплачивать заработную плату рабо­ чим и служащим, производить платежи в государствен­ ный бюджет, оплачивать счета поставщиков за строи­ тельные и другие материалы, погашать полученные в банке ссуды.

Показателями использования оборотных средств слу­ жат число их оборотов за год, а также время одного обо­ рота в днях. Число оборотов определяется делением сто­ имости оплаченных заказчиками строительно-монтаж­ ных работ на сумму среднего остатка оборотных средств, которую имела строительная организация в течение го­ да. Время одного оборота в днях можно определить дву­ мя способами: делением количества дней в году на чис­ ло оборотов за этот же период либо делением среднего остатка оборотных средств за год на одинаковую стои­ мость оплаченных заказчиками работ и услуг. Показа­ тель оборачиваемости оборотных средств в днях можно определить по формуле

В ^ ,

Р

где В — время или продолжительность одного оборота в днях;

42


С О

— средний остаток оборотных средств;

Д

— количество дней за соответствующий период

 

(квартал —90, полугодие — 180, год — 360);

Р

— выручка за сданные работы и услуги.

Итоговым показателем ускорения оборачиваемости оборотных средств является сумма их высвобождения из

оборота.

Основными путями ускорения оборачиваемости обо­ ротных средств являются досрочный ввод в эксплуатацию объектов строительства, снижение размеров оборотных средств, применение более прогрессивных форм расчетов.

Производственный цикл в строительстве сокращается прежде всего в результате повышения производительно­ сти труда на основе внедрения и использования новой техники, достижений науки, лучших методов организа­ ции труда.

Важное значение для ускорения оборачиваемости средств имеет сокращение незавершенного производства.

Скорость оборота в сфере производства зависит и от времени нахождения оборотных средств в производствен­ ных запасах. Чем меньше материальные ценности пре­ бывают в производственных запасах, чем скорее перехо­ дят они в сферу производства, тем быстрее при данном объеме и темпе производства их оборачиваемость.

На величину производственных запасов влияет со­ стояние материально-технического снабжения. Правиль­ ное планирование потребности в материальных ресурсах, равномерность их поставки, упорядочение складского хо­ зяйства, экономное расходование товарно-материальных ценностей позволяют значительно уменьшить производ­ ственные запасы.

Большую роль в ускорении оборачиваемости оборот­ ных средств играет сокращение времени их пребывания в сфере обращения.

До последнего времени заинтересованность подряд­ ных организаций в улучшении использования производ­ ственных фондов была недостаточной. Степень их ис­ пользования не влияла на оценку работы коллектива Размеры отчислений от прибыли в бюджет также не за­ висели от величины основных производственных фон­ дов и оборотных средств.

Чтобы повысить эффективность использования произ­ водственных фондов, в строительстве по аналогии с про­ мышленностью и другими отраслями была введена плата

43


в бюджет за находящиеся в распоряжении строительно­ монтажных организаций производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства.

В отличие от других форм отчислений от прибыли в бюджет плата за фонды в большей мере отвечает харак­ теру хозрасчетных отношений в народном хозяйстве, сти­ мулирует рациональное использование производственных фондов, приведение их объема и состава в полное соот­ ветствие с реальными потребностями производства.

Базой для определения платы за основные производ­ ственные фонды служит их первоначальная стоимость без вычета износа.

Для строительно-монтажных организаций, успешно осваивающих новую технику и вновь вводимые в дейст­ вие производственные мощности, установлен ряд льгот. Например, не взимается плата за вновь вводимые основ­ ные производственные фонды, созданные за счет фонда развития производства (в течение двух лет после их вво­ да в действие); за фонды, созданные за счет кредита банка до погашения ссуд. Не взимается плата за соору­ жения, предназначенные для очистки водного и воздуш­ ного бассейнов от вредных отходов производства, за зе­ леные .насаждения, за производственные фонды, закон­ сервированные по решению правительства, и т. д.

Плату за пользование производственными фондами вносят в государственный бюджет строительно-монтаж­ ные организации — владельцы фондов, переведенные на новую систему планирования и экономического стимули­ рования. В их финансовых планах предусматриваются

соответствующие расходы.

Норма платы за производственные фонды по строи­ тельно-монтажным организациям устанавливается в раз­ мере от 2 до 6% среднегодовой стоимости производствен­ ных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Норма платы менее 6% может устанавливаться только для тех строительно-монтажных организаций, у которых уровень прибыли не позволяет ввести плату за фонды в размере предельной нормы (6%).

Строительно-монтажные организации, у которых в случае введения платы за производственные фонды бу­ дет недостаточно прибыли для образования фондов эко­ номического стимулирования, временно могут быть ос­ вобождены от платы за производственные фонды.

44

Плата за пользование производственными фондами повышает экономическую ответственность предприятий, способствует развитию принципов хозяйственного рас­ чета. Введение платы за фонды заставляет каждого хо­ зяйственника, до того как заказать и применять то или иное оборудование, те или иные материалы, тщательно подсчитать, насколько эффективно эти ресурсы будут ис­ пользоваться. Заранее должно быть подсчитано, какую прибыль обеспечит применение нового оборудования (за счет роста объема производства, улучшения качества продукции, снижения затрат на производство), окажется

ли ее достаточно для того, чтобы внести плату за фонды, произвести отчисления в фонды экономического стиму­ лирования.

Первые результаты введения платы за фонды пока­ зывают, что многие строительные организации улучши­ ли использование строительной техники, автотранспорта и мощностей подсобно-вспомогательных производств.

Однако действующая система платы за фонды тре­ бует дальнейшего совершенствования — повышения ее роли в общей сумме платежей подрядных организаций в бюджет, большей дифференциации норм.

V.ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СТИМУЛИРОВАНИЯ

В условиях новой системы планирования и эконо­ мического стимулирования материальная заинтересован­ ность отдельных^работников и всего коллектива в улуч­ шении количественных и качественных показателей под­ рядной организации обеспечивается созданием в строи­ тельно-монтажной организации следующих фондов эко­ номического стимулирования: фонда материального поощрения; фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; фонда развития производ­ ства.

Самым крупным фондом экономического стимулиро­ вания является фонд материального поощрения.

45


Основным источником формирования фонда матери­ ального поощрения является прибыль. В этот фонд на­ ряду с отчислениями от прибыли включаются также по­ лученные от заказчиков средства на премирование работ­ ников за ввод в действие в срок и досрочно производст­ венных мощностей, объектов, а также суммы премий, предназначенные на выплату рабочим по фонду заработ­ ной платы — по сдельно-премиальной, повременно-пре­ миальной и по премиальным системам с доплатами за

качество.

Отчисления от прибыли строительной организации в фонд материального поощрения в полном объеме допу­ скаются только при соблюдении сроков сдачи заказчи­ кам производственных мощностей,, объектов и этапов ра­ бот. При нарушении сроков отчисления уменьшаются в зависимости от длительности задержки сдачи на 15—

50%.

Для создания заинтересованности коллективов под­ рядных организаций в росте производительности труда установлена на 1974—1975 гг. непосредственная зави­ симость между уровнем поощрительных фондов и вы­ полнением заданий по росту производительности труда. При перевыполнении (невыполнении) задания по тем­ пам роста производительности труда, предусмотренного годовым планом, фонд материального поощрения, обра­ зуемый за счет отчислений от прибыли, увеличивается (уменьшается) на 0,2% планового фонда заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, за каждый пункт перевыполнения (невыполнения) задания.

Если при перевыполнении годового задания по про­ изводительности труда одновременно перевыполняются предусмотренные пятилетним планом темпы роста про­ изводительности труда, исчисленные нарастающим ито­ гом к 1970 г., то отчисления в фонд материального поощ­ рения увеличиваются на 0,3% (вместо 0,2%) фонда за­ работной платы за каждый пункт перевыполнения го­ дового задания в пределах перевыполнения пятилетнего плана.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства полностью образуется за счет при­ были.

Фонд развития производстваформируется за счет

46

отчислений от прибыли и части амортизационных отчис­ лений, предназначенных на реновацию.

Вфонд обращаются также суммы, поступающие от реализации выбывшего и излишнего имущества, за вы­ четом из них затрат по реализации. Строительно-монтаж­ ная организация таким образом становится заинтересо­ ванной в максимальном высвобождении ненужных ос­ новных фондов и в приобретении новых основных фон­ дов, обладающих более высокой эффективностью.

Всоответствии с принципами хозяйственной рефор­ мы создание фондов экономического стимулирования не должно привести к потерям для государственного бюд­ жета. Поэтому в первом году перевода подрядных орга­ низаций на новую систему фонды экономического стиму­ лирования создаются не только за счет средств, преду­ смотренных в финансовых планах на соответствующие цели, но также за счет части дополнительной прибыли (до 90%), образуемой в связи с принятием дополнитель­ ных заданий по снижению себестоимости работ.

Получение подрядной организацией дополнительной прибыли требует проведения больших организационно­ технических мероприятий по мобилизации резервов про­ изводства: повышения производительности труда, эко­

номии материалов, внедрения научной организации тру­ да и производства и т. п.

Отчисления от прибыли в фонды экономического сти­ мулирования производятся по нормативам в процентах от суммы расчетной прибыли, т. е. от балансовой прибы­ ли, уменьшенной на сумму платежей за основные произ­ водственные фонды и оборотные средства, а также про­ центов за пользование кредитами банков.

Смысл принятия расчетной прибыли в качестве фон­ дообразующего фактора заключается в том, чтобы под­ рядная организация обеспечивала наиболее эффективное использование основных фондов и оборотных средств, поскольку на величину платежей за фонды (и процентов за банковский кредит) уменьшается балансовая прибыль при определении размера отчислений в фонды экономи­ ческого стимулирования.

Так как прибыль образовывается по мере сдачи за­ казчикам готовых объектов или завершенных этапов ра­ бот, то подрядная строительная организация стремится к скорейшей реализации строительной продукции. Ее ин­ тересы совпадают с интересами государства.

47