Файл: Гиллер, Е. М. Совершенствование хозяйственного расчета и экономического стимулирования в строительном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
нального хозяйств. Как и в других отраслях народного хозяйства, эти расходы производятся за счет прибыли строительных организаций1. Из состава затрат, преду сматривавшихся нормами накладных расходов, исключе ны также расходы на организованный набор рабочих. В необходимых случаях эти затраты покрываются за счет средств, предусматриваемых в сметах к техническому проекту.
В новых нормах накладных расходов учтены затраты на улучшение санитарно-бытового обслуживания рабо чих, усиление геодезических служб, содержание эконо мических лабораторий, выплату стипендий направлен ным на учебу студентам вузов и техникумов, стоимость услуг, оказываемых столовым и буфетам, содержание хозрасчетных главков, затраты на премирование за внед рение новой техники, отчисления профсоюзным организа циям на спортивную и культурно-массовую работу.
Установленные с 1 января 1969 г. средние нормы на кладных расходов на строительные работы для союзных н союзно-республиканских министерств, ведомств и со
юзных республик учитывают отраслевую специфику строящихся объектов и районов деятельности строитель но-монтажных организаций. Союзным министерствам и ведомствам предоставлено право исходя из утвержден ной им средней нормы накладных расходов устанавли вать предельные нормы для входящих в их состав глав ных управлений (а как исключение — для комбинатов и крупных специализированных трестов), что дает воз можность учесть особенности производства работ в от дельных районах и отраслевую специфику строящихся '«бъектов.
Советам министров союзных республик предостав лено право исходя из утвержденных им средних норм на кладных расходов на строительные работы устанавли вать предельные нормы для министерств и ведомств со юзных республик, советов министров автономных рес публик, для исполкомов Советов депутатов трудящихся.
При переходе на новую систему планирования и эко номического стимулирования прибыль подрядных орга низаций становится источником образования фондов эко номического стимулирования, платы за основные произ
1 Возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства в ли
нейном строительстве сохранено в новых нормах накладных рас ходов.
водственные фонды и оборотные средства, уплаты банку процентов за кредит, прироста собственных оборотных средств, покрытия расходов на подготовку и повышение квалификации кадров, возмещение затрат жилищнокоммунального хозяйства, не покрываемых его дохода ми, затрат по хозяйственному содержанию культурнобытовых зданий, переданных профсоюзным организаци ям. Между тем действовавшая до 1 января 1969 г. в строительстве норма плановых накоплений в размере 2,5% сметной стоимости прямых затрат и накладных расходов была недостаточной для успешного проведения хозяйственной реформы в строительстве.
Новая норма плановых накоплений установлена в размере 6% сметной стоимости прямых затрат и наклад ных расходов.
Одним из важнейших условий укрепления хозяйст венного расчета в строительстве является стабильность сметы: смета на строительство должна быть основным и неизменным документом на весь его период. На осно ве сметы должны планироваться капитальные вложе ния, финансироваться строительно-монтажные работы, вестись расчеты между подрядчиками и заказчиками, укрепляться хозяйственный расчет, оцениваться деятель ность строительно-монтажных организаций и организа- ций-заказчиков. После приемки сметы подрядными орга низациями утвержденная стоимость строительства объ екта является окончательной.
Однако, как показал опыт, смета еще не стала окон чательным документом, определяющим стоимость объек та. В процессе строительства сметная стоимость объек тов, особенно промышленных, нередко изменяется в сторону увеличения. Такое положение создает трудно сти у подрядных организаций в выполнении плановых заданий, мешает созданию и рациональному использо ванию фондов экономического стимулирования, приво дит к серьезным нарушениям технологической последова
тельности строительно-монтажных работ.
Анализ допускаемых в сметах к техническим проек там ошибок показал, что причиной примерно 30% оши бок (по сумме) является неправильное составление смет в результате использования не тех расценок и норм, неверной оценки оборудования и материалов, арифмети ческих и других сметно-нормативных просчетов. А ос тальные 70% ошибок в сметах — следствие низкого ка
33
чества технического проекта: неправильного определения объемов работ, пропусков или завышенных подсчетов потребных материалов, изделий и конструкций.
Положительное влияние на стабилизацию сметной стоимости строительства оказывает применение прейску рантных цен, типовых и техно-рабочих проектов на зда ния и сооружения.
Прейскуранты на строительство жилых домов уста новлены в расчете на 1 м2 жилой площади на основании смет, составленных по рабочим чертежам отдельных ти повых проектов.
С 1963 г. получили широкое применение прейскуран ты на строительство зданий культурно-бытового назна чения, просвещения и здравоохранения. В зависимости от назначения зданий прейскуранты разработаны соот ветственно на одного ученика в школе, одну койку в больнице, одного посетителя в лечебном учреждении ам булаторного типа, один килограмм белья в прачечной
ит. д.
Кначалу 1974 г. 68% жилищного строительства и 25% культурно-бытового осуществлялось по прейскуран
там— неизменным, стабильным сметам. В РСФСР по прейскурантам определяется стоимость примерно 80% общего объема строительно-монтажных работ в жилищ ном строительстве, в УССР, Литовской ССР и Таджик ской ССР— около 90%, в Латвийской ССР —около
70% и т. д.
В последние годы начали вводиться прейскуранты на объекты производственного назначения, строящиеся по типовым проектам. Так, в энергетическом строительстве действуют прейскуранты на массовое строительство и монтаж электрических подстанций, воздушных линий электропередачи, городских электрических сетей. В стро ительстве магистральных газонефтепроводов прейску рантами охватывается до 95% всего комплекса работ. Прейскуранты широко применяются в шахтном и сель скохозяйственном строительстве, а также на строитель стве некоторых вспомогательных зданий и сооружений в промышленности.
Широкое применение находят ценники на монтаж оборудования. Они отличаются от сметных норм на строительные работы тем, что содержащиеся в этих нор мативах показатели даются в денежном выражении и учитывают не только прямые затраты, но и накладны?
34
расходы. Эти денники обязательны для всех министерств и ведомств. Они применяются для определения стоимо сти монтажных работ по установке различного техноло гического оборудования и при производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные мон тажные работы.
В целях улучшения сметного дела и расчетов за вы полненные работы в строительстве в 1970 г. утверждены укрупненные ценники по монтажу некоторых видов обо рудования (на 1 агрегат, 1 т и т. п.) и укрупненные смет ные нормы на цехи и комплексы ряда отраслей промыш ленности, учитывающие все затраты, связанные с произ водством монтажа.
Это позволило перейти к твердым прейскурантным ценам на монтаж оборудования различных объектов, входящих в состав промышленных предприятий.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Для укрепления хозяйственного расчета важное зна чение имеет совершенствование форм расчетов с заказ чиками за выполненные работы.
Опыт показал, что система расчетов за выполненные работы, имеющая в своей основе расчеты за закончен ные части отдельных конструктивных элементов и ви дов работ, не стимулирует концентрацию сил и средств на пусковых объектах и быстрейшую сдачу их в эксплу атацию.
Одним из важнейших экономических рычагов по ускорению ввода в действие производственных мощно стей и объектов, снижению объема незавершенного стро ительства и его стоимости является переход на расчеты за законченные объекты или этапы работ. Эти расчеты создают непосредственную заинтересованность подряд ной организации в концентрации сил на небольшом ко личестве одновременно сооружаемых объектов и произ водственных мощностей, приводят к ускорению ввода их
вэксплуатацию.
В1972 г. расчетами за готовые объекты и этапы бы ло охвачено 75,3% оплаченных Стройбанком СССР
строительно-монтажных работ, тогда как в 1965 г. — все го лишь 7,5%. Однако преобладающей формой расчетов в строительстве остаются расчеты за этапы. Расчеты за готовые объекты составляли в 1972 г. лишь 13,2%.
35
Опыт показывает, что наиболее эффективны, с точки зрения ускорения ввода в действие объектов и производ ственных мощностей, расчеты за объект в делом. Систе ма расчетов за этапы не способствует скорейшему вводу объектов в действие, так как она, как правило, не связа на с технологической последовательностью производства работ.
Планирование сдачи работ совокупно по объектам и этапам приводит к тому, что план реализации подрядные организации выполняют за счет увеличения объемов ра бот по сдаваемым этапам при их недовыполнении по пу сковым объектам.
Расчеты без промежуточных платежей повлекли за собой перемещение незавершенного производства с ба ланса заказчиков на баланс строительно-монтажных ор ганизаций. Это привело к значительному увеличению объемов незавершенного строительного производства, от ражаемого в балансах подрядных организаций.
На начало 1973 г. оно составляло почти 9,8 млрд, руб., или 63,4% всех материальных оборотных средств, по сравнению с 0,4 млрд, руб., или 8,1%, на начало 1966 г. По мере перехода только к расчетам за готовые объекты размер незавершенного производства, отража емого на балансах подрядных организаций, возрастет в несколько раз.
В связи с этим возник вопрос об источниках форми рования оборотных средств, вложенных в незавершен ное строительное производство.
До последнего времени плановые затраты по неза вершенному производству строительно-монтажных ра бот подрядных организаций, переведенных на расчеты за полностью законченные строительством объекты или этапы работ, покрываются за счет средств, высвобож дающихся у заказчиков в связи с ликвидацией промежу точных платежей за выполненные работы. Размер средств, передаваемых заказчиками в виде авансов на затраты по незавершенному производству, устанавлива ется при согласовании с подрядной организацией внутрипостроечного титульного списка и заключении годово го договора подряда.
Учреждения банков предоставляют подрядным орга низациям кредит на затраты по незавершенному произ
водству строительно-монтажных работ, осуществляемых в соответствии с планом и установленными сроками сда
36
чи законченных строительством объектов и этапов ра бот, в части, не покрываемой собственными оборотными средствами и авансами, выдаваемыми на эту цель заказ чиками.
Удельный вес собственных оборотных средств в об щем объеме финансирования затрат по незавершенному производству составляет у них 42%, кредиту банка — 40% и аванса заказчика— 18%. В общестроительных ор ганизациях эти величины составляют соответственно 6—8, 16—24 и 68—78%. Практика свидетельствует, что значительный удельный вес аванса заказчика не спо собствует укреплению финансовой дисциплины и не обеспечивает хозяйственной самостоятельности строи тельных организаций, работающих в новых условиях.
Целесообразно, чтобы затраты на незавершенное производство покрывались собственными оборотными средствами с долевым участием кредита банка. Это обес печит подрядным организациям необходимую производ ственную и финансовую самостоятельность, повысит роль банковского кредита и собственных средств под рядных организаций, упростит систему формирования денежных фондов в строительстве.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Со вета Министров СССР от 28 мая 1969 г. проводится эк сперимент по сооружению нескольких предприятий и объектов в ряде отраслей за счет кредита, предоставля емого Стройбанком СССР непосредственно подрядным организациям в размере полной стоимости строитель ства.
Кредит выдается путем оплаты счетов и актов выпол ненных работ за полностью законченные строительством объект или этапы работ. Расчеты между заказчиком и подрядчиком за построенные и подготовленные к выпу ску продукции предприятия или объекты должны произ водиться после приемки их заказчиком. При этом вся экономия против сметы, достигнутая подрядной органи зацией, поступает в ее полное распоряжение, а прибыль, полученная заказчиком от реализации продукции в ре зультате досрочного ввода объекта, передается подряд
ной организации.
Смысл этого эксперимента — повысить заинтересо ванность подрядных организаций в быстрейшем завер шении строительства объектов путем дифференциации
37
процентных ставок за кредит в зависимости от срока задержки ввода объектов в действие.
В 1972—1973 гг. в экспериментальном порядке осу ществлялось строительство лишь нескольких предприя тий. Для обоснованного анализа итогов опыта число предприятий и круг подрядных организаций, участвую щих в их сооружении, необходимо значительно расши
рить.
В апреле 1971 г. Ленинградской областной конторой Стройбанка СССР начат эксперимент по кредитованию затрат всего строительного цикла. В 1973 г. в его прове дение включились еще 15 контор банка.
IV. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
ФОНДЫ
СТРОИТЕЛЬСТВА
И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Для осуществления производственной деятельности строительно-монтажные организации наделяются сред ствами производства. Средства производства, в которые входят средства труда и предметы труда, составляют ве щественное содержание производственных фондов.
Производственные фонды строительно-монтажных ор ганизаций составляют базу их экономической самостоя тельности и являются материальной основой хозяйствен ного расчета.
Производственные фонды подразделяются на произ водственные основные фонды, т. е. принадлежащие стро ительно-монтажной организации средства труда, и про изводственные оборотные фонды, т. е. находящиеся в ее распоряжении предметы труда.
К- Маркс указывал, что «средства производства во всяком процессе труда, при каких бы общественных ус ловиях он ни совершался, всегда разделяются на сред ства труда и предметы труда»1. Различие средств труда и предметов труда свойственно всем общественным фор мациям, оно вытекает из материальных условий произ водства. Но их экономическая природа в различных об
1 К. М а р к о й Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 24, с. 181.
38
щественных формациях не одинакова. Она определяется формой собственности на средства производства. При ка питалистическом способе производства это различие проявляется в форме деления капитала на основной и оборотный. В социалистическом обществе средства про изводства выступают в виде производственных фондов того или иного предприятия, составляя материальную основу их производственной деятельности. В зависимо сти от характера участия в производственном процессе средства труда и предметы труда подразделяются на ос новные и оборотные производственные фонды.
Основные фонды (средства труда) участвуют в про изводственном процессе в течение длительного периода,
сохраняя при этом свою натуральную форму. Они пере носят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу,
апостепенно, частями, по мере износа.
Вотличие от основных оборотные фонды (производ ственные запасы) участвуют в производстве в своей пер
воначальной натуральной форме единовременно и пол ностью потребляются в каждом производственном цик ле, перенося свою полную стоимость на стоимость созда ваемого продукта.
Структура основных производственных фондов зави сит от специализации строительных организаций. В об щестроительных трестах удельный вес строительных ма шин и механизмов, являющихся наиболее активной ча стью основных фондов, составляет примерно 25%, а спе циализированных— 55—60% общей стоимости основных фондов.
Структура основных производственных фондов изме няется в зависимости от технического прогресса, влия ние которого особенно ярко проявляется в тех организа циях, которые внедряют наиболее прогрессивные мето ды строительства, применяют передовую технологию производства, осуществляют специализацию работ.
Основным показателем, характеризующим использо вание основных производственных фондов в строитель стве, является отношение объема выполненных собствен ными силами строительно-монтажных работ в сметных ценах за определенный период к средней стоимости за этот же период основных производственных фондов (фондоотдача).
Фондовооруженность определяют отношением сред негодовой стоимости основных производственных фондов