Файл: Варфоломеев, В. П. Технический прогресс и хозрасчет на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прибыли. Общая сумма убытков от освоения в 1968— 1969 годы составила 13498,8 тысячи рублей. За это же время от реализации было получено 734,3 тысячи руб­ лей прибыли.

Анализ экономического освоения производств по­ зволил:

определить фактическую экономическую эффек­ тивность производств;

установить степень новизны выпускаемой про­ дукции, в соответствии с чем строить систему матери­ ального поощрения работников этих производств;

•— наметить комплекс экономических мер по повы­ шению эффективности экономического освоения новых производств;

облегчить решение проблем, связанных с перс­ пективами экономического развития производств на химкомбинате.

Подготовка кадров для новых производств

. В современных условиях сокращение сроков освое­ ния новых производств во многом обусловливается уровнем организации набора и подготовки кадров, осо­ бенно рабочих. Сейчас при наличии большого количест­ ва, квалифицированных кадров освоение традиционной техники и технологии должно осуществляться, как пра­ вило, в процессе пусконаладочных работ. Теперь, ко­ гда на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в СССР работает около 4 миллио­ нов специалистов с высшим и специальным средним об­ разованием, когда училища и школы профессиональнотехнического образования ежегодно выпускают свыше 1 миллиона квалифицированных рабочих, особый пери­ од освоения должен в принципе требоваться лишь при внедрении принципиально новой и более сложной тех­

66

ники. Однако и в том и другом случаях одинаково важно, чтобы одновременно с созданием новых видов производства и техники и строительством новых пред­ приятий, оснащаемых новой техникой, в обязательном порядке была заблаговременно организована подго­ товка соответствующих кадров для предстоящей рабо­ ты по освоению новой техники.

Примером успешной подготовки кадров может быть производство капролактама из бензола на Новокеме­ ровском химкомбинате. Оно было сдано в эксплуата­ цию в конце 1968. года. Подготовка кадров для этого производства в значительной степени облегчалась на­ личием на комбинате производства капролактама из анилина, которое выпускало продукцию уже в течение пяти лет. Поэтому везде, где не было принципиальных различий в обслуживании отдельных технологических схем и оборудования, инженерно-технические работни­ ки и производственные рабочие приобретали необходи­ мые навыки работы на этом производстве.

Так, цех лактама производства капролактама из ани­ лина, имеющий примерно такую же технологическую схему, как и цех производства капролактама из аналина, служил базой для подготовки эксплуатационного персо­ нала нового цеха. На производстве капролактама из анилина прошли стажировку также рабочие некоторых профессий цехов гидрирования, окисления и ректи­ фикации.

Если какие-либо особенности технологического про­ цесса не позволяли использовать для обучения дейст­ вующее производство, инженерно-технические рабо;ни­ ки и основные производственные рабочие направлялись учиться в другие города. Например, на Щекинском хим­ комбинате полтора месяца проходили стажировку техно­ логи, заведующие лабораториями, начальники и мастера смен, старшие аппаратчики цехов гидрирования бензола, окисления и ректификации.

5 *

67


Кроме того, подбор эксплуатационного персонала для нового производства был начат задолго до его пу- ,ска (инженерно-технических работников стали наби­ рать в январе 1967 года, а основных производственных рабочих —в сентябре того же года, то есть во время строительства корпусов и монтажа оборудования). Это позволило осуществлять контроль за качеством выпол­

нения

строительно-монтажных работ,

своевременно

 

 

 

 

Таблица 12

 

Темпы н а б о р а и

по д го то вки

к ад р о в

 

(в п р о ц ен тах о т зап л ан и р о ван н о й

чи слен н ости )

 

 

 

Г о д ы

 

 

1966

1967

1968

Инженерно-технические работ

31,0

81,7

100,0

н и к и ...................................

Рабочие

............................

0,4

62,1

100,0

выявлять и устранять дефекты в проектно-технической документации. Например, в цехе лактама по согласо­ ванию с проектными организациями была усовершенст­ вована стадия перегруппировки циклогексаноноксима в лактам (вместо ранее предусматривавшихся пяти агре­ гатов перегруппировки были смонтированы два, ко большей производительности).

Такая организация набора и подготовки кадров по­ зволила освоить новую технологию производства из бензола на 4 месяца раньше срока, установленного Ми­

нистерством

химической

промышленности

СССР, а

также освоить проектную

производственную

мощность

и сократить

продолжительность освоения

проектных

технико-экономических показателей.

 

68


Однако, несмотря на то, что на комбинате были созданы все условия для обучения работников, эффек­ тивность подготовки снижалась из-за текучести кадров

в период подготовки. Так,

в 1966 году коэффициент

текучести составлял 13,9, а в

1967 году— 12,8 процен­

та. Основными причинами

увольнений работников в

этот период были низкая заработная плата, недостат­ ки в организации труда, отсутствие жилья.

Одной из основных причин увольнения была сравни­ тельно низкая заработная плата рабочих в период их обучения. Так, средняя заработная плата рабочих про­ изводства капролактама из бензола в 1967 году была ниже на 40 процентов, чем рабочих на действующих производствах.

Хуже была организована работа по набору и под­ готовке кадров для производства диметилформамвда. Это производство находится в стадии освоения. Первая партия готовой продукции была получена в марте 1970 года. Подобное производство осваивалось впервые в Союзе на Новокемеров^ком хим1Ком!бинате и шосткинском химическом заводе «Химреактив». Это произ­ водство на последнем предприятии работает на другом сырье, вследствие чего имеются различия и в техноло­ гических схемах.

Отсутствие родственных предприятий осложнило подготовку кадров.

С учетом окончательно запланированного срока нау­ чала пусконаладочных работ, который в основном изза задержки поставки оборудования снежнянским за­ водом «Химмаш» был перенесен, отдел подготовки кад­

ров

составил

график

набора и обучения

кадров

для

этого

производства.

Он

предусматривал

подготовку

кадров для всех основных

рабочих

мест,

опоеделен-

ных штатным

расписанием, с учетом времени

найма,

места, времени и продолжительности стажировки.

В

частности, график предусматривал

закончить

сгажи-

69


ройку инженерно-технических работников и основных производственных рабочих за три месяца до окончания строительно-монтажных работ. Однако, учитывая сро­ ки и продолжительность стажировки и увязывая их со сроком окончания строительно-монтажных работ, со­ ставленный график не учитывал времени начала мон­ тажа оборудования. А это фактически должно было стать основой для составления всего графика.

К монтажу основного оборудования и аппаратуры приступили в мае 1968 года. К этому времени не было начато комплектование инженерно-технических работ­ ников и рабочих.

При рассмотрении табл. 13, характеризующей темпы набора и подготовки ИТР и рабочих производства диметилформамида в соответствии с графиком, видно, что сроки укомплектованности штатов инженерно-техниче­ ских работников и основных производственных рабо­ чих приходятся на апрель 1969 года, то есть на 11 месяцев позднее начала монтажа основного оборудова­ ния, а планируемые сроки 100-процентной комплекта­

ции вспомогательных

рабочих приходятся на

июнь

.1969 года,

то есть 13 месяцев спустя после начала'

мон­

тажа оборудования.

сроки

набора, предусмотренные

Таким

образом,

графиком,

исключали

участие

персонала производства

вмонтаже оборудования. Участие эксплуатационников

вмонтаже оборудования, как правило, сокращает сро­ ки пусконаладочных работ, способствует оперативному

•выявлению и устранению неисправностей, что в конеч­ ном счете сокращает сроки технического освоения.

Однако даже и этот график набора, несовершенный с точки зрения увязки сроков начала монтажа обору­ дования и начала набора рабочей силы, был сорван. Так, например, к срокам окончания комплектации шта­ тов, предусмотренных графиком, фактическая числен­ ность по категориям работников составила: ИТР —46,

7 0


основных производственных рабочих — 22,7, вспомога- тельных рабочих— 13 процентов. Таким образом, если бы были соблюдены плановые сроки окончания строи­ тельно-монтажных работ, укомплектованность произ­ водства кадрами составила бы лишь 67 процентов.

В октябре 1969 года в период перевода производст­ ва на основную деятельность штаты были укомплекто­ ваны следующим образом: инженерно-технические ра­ ботники— 83, основные рабочие — 82,5, вспомогатель­ ные рабочие — 59,4 процента.

Срыв сроков набора рабочей силы для производства диметилформамида явился основной причиной срыва графика подготовки кадров. Несмотря на недостаточ­ ность времени подготовки ИТР и рабочих, предусмот­ ренного графиком, реальное соблюдение этих сроков позволило бы в значительной мере обеспечить про­ изводство диметилформамида к моменту пуска квали­ фицированными и подготовленными кадрами.

Подготовка кадров должна была осуществляться по программам, разработанным и утвержденным руковод­ ством производства.

По окончании обучения предусматривалась сдача

•экзаменов комиссии, состоящей из ведущих специалис­ тов производства.

Для обучения, изучения технологии, обмена опытом план предусматривал места стажировки в действующих цехах и производствах комбината: цехи карбамида, ги­ дрирования, нитрита аммония. Кроме того, график пре­ дусматривал стажировку 12 инженерно-технических работников и 18 основных рабочих в Германской Демо­ кратической Республике и. на шосткинеком химиче­ ском заводе «Химреактив».

К моменту пуска 7 инженерно-технических работни­ ков прошли стажировку на родственных предприятиях и в цехах химкомбината, 41 рабочий основных произ­ водственных профессий и 8 —вспомогательных. >Про-

71

 

 

 

Т ем пы

н аб о р а

и обучения

 

Л ^

о

Декабрь

 

 

Январь

 

н 5

1969 г.

 

 

1969 г.

 

о- о

£

 

 

Категории работающих

о з

£

 

 

 

 

и н У

 

 

 

 

 

к; я

5

 

 

 

 

 

о э

П

числ.

 

числ.

 

 

■£

и

%

%

 

 

 

У с о.

 

 

 

 

 

 

 

 

И Т Р

..............................

24

 

6

25

 

12

 

50

 

О сновны е

рабочие

75

 

 

 

 

В сп ом огат. рабочи е .

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф актически е

тем пы

н аб о р а

и

 

 

 

Декабрь

Январь

Февраль

 

Март

 

 

 

 

1968

г.

1969 г.

1969 г.

 

1969 г.

 

Категории работающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

числ. '

%

числ.

%

числ.

%

числ.

%

И Т Р

..............................

2

8,3

2

8,3

3

12,5

5

20,8

О сновны е

рабочи е

2

2,6

В сп ом огат. рабочи е .

цент работников, прошедших стажировку, от фактиче­ ской численности к моменту пуска по категориям ра­

ботников

составил: ИТР — 35

процентов,

основные

производственные

 

рабочие — 66,1;

вспомогательных

профессий — 25 процентов.

Общий

процент

'Прошед­

ших стажировку

от фактической

численности

работни­

ков, принимавших

участие

в пуске

производства, со­

ставил 49,1.

 

работников,

прошедших

стажи­

Низкий

процент

ровку к моменту

пуска,

объяснялся рядом

причин.

Таблица 13

рабочи х, предусм отрен н ы е

граф и ком

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

Март

 

 

Апрель

 

Май

 

Июнь

 

1969 г.

1969 г.

 

 

1969 г.

 

1969 г.

 

1969 г.

числ.

%

числ.

 

%

числ.

%

числ.

 

%

числ.

%

14

58

19

 

79

 

24

100

 

— ■

 

 

 

 

18

24

63

 

84

 

75

100

 

 

 

 

 

4

 

7,4

27

50

31

 

57

54

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

обучен и я И Т Р и

рабо чи х

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Май

 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

1969 г.

1969 г.

 

1969 г.

1969 г.

1969 г.

1969 г.

числ.

 

числ.

%

числ.

% числ.

% числ.

% числ.

%

11

46

13

54,2

 

16

65,5

18

75

19

79

20

83

17

22,7

21

28

 

52

69,4

54

72,2

63

84

62

82,5

 

59,4

 

---- ,

2

3,7

 

11

20,4

13

24

20

37

32

Прежде всего, как отмечалось выше, был сорван гра­ фик набора, с которым был увязан график обучения. Основными причинами низких темпов набора рабочей силы явились: а) общий дефицит рабочей силы в вос­ точных районах страны; б) существующая практика комплектования персонала новых производств выпуск­ никами средних школ, техникумов, профессиональнотехнических училищ, сроки выпуска которых относятся к июню месяцу. Так, с мая по июль 1969 года числен-

72

73