Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Боковое ребро правильной треугольной пирамид равное а, наклонено к плоскости основания под углом а. Определить объем пирамиды.

В а р и а н т 15 (Рижское высшее командно-инженерное училище

имени Маршала Советского Союза Бирюзова С. С.)

1. Двое разносчиков продали различное количество яблок, но получили поровну денег. Если бы первый про­ дал свои яблоки по цене второго, то получил бы 80 коп., а если бы второй продал свои яблоки по цене первого, то

получил бы 1 р.

25 к.

Сколько яблок продал каждый,

если второй продал на 12 яблок больше первого?

2.

Привести к

виду,

удобному для логарифмирования,

 

 

1 + sin а +

cos а +

tg а.

3.

Решить систему уравнений

 

 

 

{У f

l g * = i ;

 

 

 

1

х у = —

 

 

 

I

*

100-

ромб со стороной а.

4.

Основанием

пирамиды служит

Две боковые грани пирамиды перпендикулярны к плоскости основания и образуют между собой тупой угол (5; две дру­ гие боковые грани наклонены к плоскости основания под углом а. Найти боковую поверхность пирамиды.

В а р и а н т 16 (Военная инженерная академия имени Ф. Э. Дзержинского)

1. Перевозка 1 т груза между двумя городами по ж лезной дороге обходится на 20 коп. дороже, чем водным путем. Сколько тонн груза можно перевезти из одного го­ рода в другой по железной дороге за 1000 руб., если вод­

66


ным

путем за эту же

сумму

можно перевезти на 250 т

груза

больше?

 

 

2.

Упростить выражение

 

 

/ У х 3у X

1

 

 

\ y r - y j 4У '1 = 1 (Vху + У у)

 

х + У— { х У х + . у У у ) { У х + / « / ) 1

3.

Решить уравнение

 

 

tg х +

tg =

sin Зх cos х.

4. В основании прямого параллелепипеда лежит парал­ лелограмм с тупым углом а и сторонами а и Ь. Меньшая диагональ параллелепипеда равна большей диагонали осно­ вания. Определить объем параллелепипеда.

Приложение 2

ОБРАЗЦЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

Билет № 1

1. Комплексные числа в алгебраической форме и четыре действия над ними. Тригонометрическая форма комплекс­ ного числа.

2. Теорема Пифагора и ее доказательство (алгебраиче­ ское).

3. Вывести формулы синуса суммы и разности двух углов.

Билет № 2

1.Геометрическая прогрессия. Формула любого члена геометрической прогрессии и суммы ее членов.

2.Теорема об объеме пирамиды.

3.Тригонометрические функции двойного угла.

67

Билет № 3

1.Зависимость между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.

2.Теорема о площади боковой поверхности призмы.

3.Радианная мера угла. Соотношение между градусной

ирадианной мерами углов.

Билет № 4

1.Показательная функция, ее свойства и график.

2.Теорема о биссектрисе внутреннего угла треуголь­

ника.

3.Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

Билет № 5

1.Теорема о трех перпендикулярах.

2.Исследование системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.

3.Указать область определения функции

У —

1

,

v~—

— +

V sin х.

J

у sin х

1

r

Билет № 6

1.Теорема косинусов и ее доказательство.

2.Общие свойства логарифмов.

3.Параллелограмм с острым углом ср при основании описан около круга радиуса г. Определить значение угла <р, при котором площадь параллелограмма имеет наименьшую величину.

68


Билет № 7

1.Двугранные углы. Измерение двугранных углов. Перпендикулярные плоскости. Признак перпендикулярно­ сти двух плоскостей.

2.Преобразование в произведение суммы и разности двух тангенсов.

3.Решить уравнение

| х2 - Зх - 7 1= Зх.

Билет № 8

1.Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

2.Теорема об объеме усеченного конуса.

3.Решить неравенство

 

cos2x + 2cos х > 0.

 

Билет № 9

1. Теоремы о перпендикуляре, опущенном из вершины

угла

на гипотенузу.

2.

Функция у = cos х, ее свойства и график.

3.

Решить систему уравнений

 

| log2 (ху) = 5;

10g± f =:!•

I2

4.Найти период функций

у== sin4x.

Билет № 10

1. Доказать, что

sin a sin Р = -j- [cos (а — Р) — cos (а + Р)].

69


2.Уравнения. Понятие об эквивалентности уравнений. Основные свойства уравнений.

3.Решить неравенство

| х2341 — — 3 1< 2.

4. Образующая конуса наклонена к плоскости основ ния под углом а. Под каким углом наклонена к плоскости основания плоскость, проходящая через две образующие, составляющие угол (3.

Билет № 11

1.Общие свойства неравенства. Решение неравенств первой степени с одним неизвестным.

2.Окружность. Формула длины окружности.

3.В правильной четырехугольной пирамиде боковое реб­ ро образует с плоскостью основания угол а. Найти дву­ гранный угол при боковом ребре.

4.Решить уравнение

Билет № 12

1. Теорема синусов и ее доказательство.

Свойства средней линии треугольника и трапеции. 3. Решить графически систему уравнений '

х+ у + 5 — 0; ху + 36 = 0.

4.В шар радиуса г вписан цилиндр, диагональ осевог сечения которого наклонена к плоскости основания под углом а. Найти боковую поверхность цилиндра.

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ВАРИАНТЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ С РЕШЕНИЯМИ

 

 

 

 

 

В а р и а н т

1

 

 

1.

Упростить выражение

 

 

 

 

 

j_

 

__________

 

 

 

 

 

х 4 —1

Y х — 2 |/7 + 1

 

+ 3, если х > 0 .

 

 

4-

 

’ V T - 2 V T +1

 

 

 

 

 

ж4 4-1

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е ш е н и е .

 

 

 

 

 

 

 

 

V T -1

V

(Ух -

I)8

,

 

f r 7 - l ) \ V x - l ]

'

Ух + 1 '. (V T -1 )3 ^

 

( V 7 + i ) ( V 7 - i f

 

 

1

I

 

[

4,

если

ж >

1;

 

=

Ух — 1

+ 3 =

I 2,

если

0 <

х < 1;

 

 

 

 

 

I

не имеет смысла, если х =

1.

О т в е т .

4,

если

 

 

1; 2,

если

0<^ л : < 1; не

имеет

смысла, если

х = 1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Решить уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

log#(4* +

4) =

* + log,(2*H + 3).

 

Р е ш е н и е.

Область допустимых значений неизвестно­

го — оо <[ х <у оо.

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение можно записать в виде

 

 

 

log2 (4* + 4) =

log32- +

log3 (2*+> + 3).

 

Потенцируя,

получим

 

 

 

 

 

 

 

отсюда

log, (4*+4)

=

log, [2х (2*+ Ч -3)1,

 

 

4х -f- 4 — 2х(2*+' +

3);

 

 

 

 

 

 

 

 

22х +

4 = 22х-2 +

3-2*;

 

 

 

 

2** +

3 - 2 * - 4

=

0.

 

71


Положив —■z,

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

г2 +

3z — 4 = 0; zx =

— 4; z2 =

1.

 

 

Очевидно, 2х ф — 4.

Следовательно,

 

 

 

 

 

2* =

1,

2* — 2°,

х = 0.

 

 

 

При

преобразовании

 

исходного

уравнения

в

процессе

его решения мы производили потенцирование,

однако при

этом область допустимых значений

неизвестного

не изме-.

нилась;

полученное

уравнение

является

равносильным

данному. В связи с этим проверка корня путем подстанов­ ки его в данное уравнение не является составной частью решения уравнения, а поэтому ее не производим.

От в е т : х = 0.

3.Решить систему уравнений

I

tgx + c t g #

=

2;

1

ctg x +

tg у =

2.

Р е ш е н и е . Перепишем

 

данную

систему уравнений в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

t g

*

+

^

=

2;

 

^

+

tgi/ =

2.

Освобождаясь от дробей, получим

| tg х tg у + 1 = 2tg у,

\ t g x t g z / + 1 = 2tgх.

Вычитая из первого уравнения второе, находим

tg У — tg х = 0 или tg х = tg у.

Тангенсы двух углов равны, следовательно,

х у — kn, х = у + kn.

72