Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное уравнение решается иначе. Если логарифмы

чисел по основанию

10

равны,

то равны и сами числа,

т. е. х2 = 81, откуда

х =

r t 9.

 

16. При решении уравнения

 

(3

 

19)2 =

10000

многие писали

 

 

 

3°’5* + 3 8 - 3 ^ + 361 = 10000.и т. д.

Здесь, во-первых, без надобности левая часть возве­ дена в квадрат, во-вторых, допущена ошибка при возве-

дении в степень 3

о кх

 

как правильно

 

’ , так

 

 

 

^2 Y 0,5.Vy2

д2/0,5л:

 

 

Как же следовало решать данное уравнение?

 

Извлекая корень

из обеих частей

уравнения, получим

 

 

3Ко'5* + 1 9 =

100

 

 

(в правой части нельзя писать ±

100,

так как

сумма по­

ложительных чисел отрицательной быть не может), откуда

 

^ V 0,5*

g | ■ g V 0,5*

g4

 

 

1/0,5л: = 4;

0,5л: = 1 6 ; х = 32.

 

Проверкой

убеждаемся,

что

х =

32 — корень

уравнения.

17.

Значительная

часть ошибок при решении логариф

мических уравнений является результатом нарушения правил потенцирования и действий над логарифмами.

Примеры.

 

 

1) Из уравнения

log4(10 —л)

2 log, 4

bg4 4 -}-

получают

k>gi*

l°g4*

 

 

4 [(10 — x) x\ =

16 — x.

20


Здесь частное логарифмов ошибочно заменено логариф­ мом разности.

2) Уравнение

log3* ■log3 (За-) = loga (81а)

решалось так:

log3а2) = log3(81а);

За2 = 81а;

а= 27.

Врешении допущены две грубые ошибки. Во-первых, произведение логарифмов двух чисел заменено логарифмом произведения этих чисел; во вторых, при решении уравне­

ния За2 = 81

потерян

корень а = 0;

правда,

этот

корень

не является корнем данного уравнения,

но,

к сожалению,

абитуриенты

этого не отмечают. Решение данного уравне­

ния должно быть следующим:

область допустимых

значе­

ний неизвестного а > 0;

 

 

 

 

 

 

log3A (log33 + log3A) = log3 81 +

log3a;

 

 

logsA(l +

log3x) =

log334-f log3A;

 

 

log3A +

logaA = 41og,3 +

logaA;

 

 

 

 

log3A =

4; log3A = ±

2;

 

 

 

ax= 32= 9; a2= 3-2 =

 

 

 

 

Ответ:

a2 = 9; a2 =

-i-.

 

 

 

 

 

3) Уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

lg2 +

lg (4*~2+

9) =

1+ lg (2*-2+

1)

 

переписывалось

в виде

 

 

 

 

 

 

 

2

+ 4х-2+ 9 =

10 + 2*~2+ 1.

 

 

Здесь логарифмы чисел незаконно приравнены к самим числам.

21


Данное уравнение решается так:

lg[2(4*-2 -f 9)l = lgll0(2* -2+ l ) ] ,

отсюда

2 (4х-2 + 9) = 10 (2*“ 2 + 1) и т. д.

4) Решение уравнения

4* — 5* = 0

записывалось в виде

lg (4* — 5*) = 0; л: lg 4 — х lg 5 == 0; х (lg 4 — lg 5) = 0;

х = 0.

Ответ получен правильный, но решение порочно. Мо­ жет возникнуть вопрос: «Почему же решение порочно, если ответ верный?» В решении допущены две ошибки. Вопервых, при логарифмировании уравнения 4х — 5* = 0 IgO принят равным нулю, а в действительности он не суще­ ствует; во-азторых, почленно прологарифмирована разность (4х — 5х). Одна ошибка исключила другую и получился пра­ вильный ответ. Покажем, как надо решать данное уравнение:

Деление уравнения на 5х возможно, так как ни при каком значении х степень 5х ф 0. Далее,

Степени числа

равны, значит, равны и показатели

этих степеней. Итак, х = 0.

Уравнение, конечно, можно решить и с помощью ло­ гарифмирования. Логарифмируя равенство

22

получим.

х lg 4 = х lg 5,

отсюда

x (lg 4 — lg 5) = 0; x = 0.

18. Обычно у поступающих в вузы вызывают большие затруднения действия над логарифмами с разными основа­ ниями, так как абитуриенты либо не знают, либо не умеют пользоваться формулами:

loga N =

log& Af

( 1 )

 

 

log* a ’

 

где a > 0; b > 0; N > 0;

а ф 1; Ь ф 1;

 

1о^

= 1 Б ^Г -

. f 2)

Последняя формула является следствием формулы (1). Незнание формул (1) и (2) приводило к тому, что решения уравнений, содержащих логарифмы, зачастую выполнялись крайне нерационально или с грубыми ошибками. Учитывая это, приведем полное решение некоторых уравнений, пред­ лагавшихся на вступительных экзаменах.

Пример 1. Решить уравнение

log25 logs* logs* — (2 — log62) log2x log35 =

0.

Р е ш е н и е .

Область допустимых

значений

неизвест­

ного х > 0. Пользуясь формулой (1),

перепишем

уравнение

в виде

 

 

log2x- logg5

 

log25 • logs*

log2*

loga2

= 0.

log25

log23

log25

 

log23

 

После упрощений

получим

 

 

 

logs* +

log2x (1 — 2 log25) =

0;

 

 

log2x (log2x -f 1 — 21og25) =

0;

 

23


отсюда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

log2x =

0;

хх = 2° =

1;

 

 

 

 

2)

log2x +

1 — 21og25 =

0; log2x =

log225 — log22;

 

 

 

log2A; =

 

 

25

x2 =

12,5.

 

 

 

 

log2—g-;

 

От в е т : xx = 1; x2 — 12,5.

 

 

 

 

Пример 2. Решить уравнение

 

 

 

 

 

 

 

(logx5 +

2) logix =

1.

 

Р е ш е н и е .

Область

допустимых

значений

неизвестно­

го х > 0 (х ф 1).

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь формулой

(2),

перепишем уравнение

 

 

 

(log' 5 +

2) ' i

^

1-

 

Освобождаясь от дроби,

получим

 

 

или

 

 

log,5 +

2 =

log*5

 

 

 

 

log?5 — log^.5 — 2 =

0,

 

отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

log,5 =

(logA5)i =

2;

(log,5)„ = -

1.

Имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

x2= 5,

xx = У 5 (учитывая

область допустимых зна­

чений х, отрицательное значение корня не берем);

2)

х~ 1=

5,

х2 —

Проверка

показывает,

что значе­

ния хх и х2 удовлетворяют уравнению.

 

О т в е т :

хх — У 5; х2 = -g-.

 

 

 

 

24