Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
При решении логарифмических уравнений -иногда вы годно использовать формулу
|
logaN = \ogamN^. |
(3) |
|
Пример 3. |
Решить уравнение |
|
|
log81 х — 2 log3 х -(- 5 log9 х = |
1,5. |
||
Р е ш е н и е . |
Область допустимых значений неизвестного |
||
х > 0. С помощью формулы |
(3) перепишем уравнение в |
||
виде |
|
|
|
loggiX — 2 log81x4 + |
5 log81A:2 = 1 , 5 |
||
или. |
|
|
|
loggi* — 8 log81 x -|- |
10 log81 x = |
1,5, |
|
отсюда |
|
|
|
|
3 logsi * = |
logsi x = ~ . |
От ве т : x = 9.
Нередко встречалось, что при решении уравнений, со держащих логарифмы с разными основаниями, без всякой к тому надобности делался переход к логарифмам при од ном основании. Например, многие сделали такое преобра зование, решая систему
|
logs (ху) = 5; |
' |
К Я . Т = 1- |
V |
2 |
Здесь логарифмы приводить к одному основанию не
имело смысла. Убедимся в этом. |
|
|
Из второго уравнения |
системы найдем |
|
Подстановка в первое |
уравнение |
дает |
log2 (2х2) = 5; 2х2= 25;, х2 = |
16; х\,2= ± 4. |
25
Очевидно,
Проверкой убеждаемся в правильности полученных решений.
От в е т : (4; 8); ( — 4; — 8).
19. Уравнения и системы уравнений решаются край нерациональными методами.
Примеры.
1) Имеем систему уравнений
I |
л-х --- |
9; |
I |
у Ш |
= 2.г2. |
Абитуриенты решили эту систему следующим образом. Заменили данную систему равносильной ей:
9;
= 2 а 2.
Прологарифмировали каждое из уравнений:
Йз первого уравнения системы нашли
Подстановка во второе уравнение дала
= lg2 ф- 21gx;
26
lg-v(lg 2 + 2 lg 3) — 21g31gx = |
lg 2 lg 3; |
||||||||
|
(lg 2 + |
2 lg 3 — 2 lg 3) lg x = |
lg 2 lg 3; |
||||||
Нашли |
lg 2 lg л: = lg 2 lg 3; |
lg л: = lg 3, |
x = 3. |
||||||
|
lg 9 |
__ |
Ig3* |
_ |
2 lg 3 |
|
_ |
„ |
|
|
У - |
|
|||||||
|
ig з |
- |
lg з |
- |
lg з |
|
|
|
|
О т в е т : x = 3; у — 2. |
|
|
|
|
|
|
|||
Следовало же |
решать |
данную |
систему |
уравнений так. |
|||||
Область |
допустимых |
значений |
х |
и |
у : х > 0 (х Ф 1), |
||||
у — любое действительное |
число (у =#0). |
|
|
||||||
Второе |
уравнение |
системы |
перепишем в виде |
(2xa)^ = 324
или
2У;(х»)а = 324.
Заменив ху на 9, из первого уравнения получим
2у■9а = 324,
отсюда
2* = 4 ; 2> = 22; у = 2.
Подстановка в первое уравнение системы дает
х2 = 9; х — ± . у 9 = ± ; 3.
Значение х — — 3 отбрасываем, так как оно не принад лежит области допустимых значений х.
Итак, х = 3; у — 2.
Надеемся, читатель без труда сможет оценить преиму щество второго способа решения.
2) Система
27
решалась логарифмированием обеих частей каждого урав нения, т. е.
(х — у — 1) lg 3 = lg 1; (* + y)lg9 = lg 729.
Можно решать проще, без логарифмирования. Предста вим систему в виде
| з*-^-1= 30;
\ 9*+г/ = 93,
отсюда
f х — у — 1 = 0; \ х + у = 3,
следовательно,
х= 2; у = 1.
20.Как показывает опыт вступительных экзаменов среди значительной части поступающих в вузы бытует два диаметрально противоположных мнения относительно про верки полученного решения уравнения. Одни считают, что
проверка должна производиться всегда, а |
другие считают |
|
ее необязательной. В действительности же |
проверка в |
од |
них случаях является обязательной и входит в состав |
ре |
|
шения уравнения, а в других случаях она |
совершенно не |
|
нужна. |
|
|
Проверка полученного решения уравнения обычно де лается с целью исключения посторонних корней, которые чаще всего появляются в результате следующих преобра зований:
а) при умножении обеих частей уравнения с дробным членами на общий знаменатель, содержащий неизвестное.
Так, умножив все члены уравнения |
t - -f |
_ |
= 0 |
на (х2—- 1), приобретем посторонний корень х = 1;
28
б) |
|
|
при сокращении дробных |
членов на |
множитель, со |
||||||
держащий |
неизвестное. |
Например, |
сократив |
в уравнении |
|||||||
I 1-----2х = 0 |
дробь на (х — 9), |
получим корень х = 9, |
|||||||||
который |
является |
посторонним; |
|
|
|
|
|||||
в) |
|
|
при взаимном уничтожении подобных членов, содер |
||||||||
жащих |
неизвестное |
(в знаменателе, или под |
знаком ра |
||||||||
дикала, или под знаком логарифма). |
|
|
|
||||||||
Примеры. |
в уравнении |
|
|
|
|
||||||
I) |
Вычеркнув |
|
2 |
|
|
||||||
|
|
|
4л;2' |
|
2 |
,.я , |
|
О |
|
||
|
|
|
Зха |
■х3 + |
3xz |
|
|||||
второй и четвертый члены, |
получим |
|
|
|
|||||||
|
|
|
4х2— Xs = 0; хг = x-z — 0; х3 = 4. |
|
|||||||
Корни |
X! и х2 — посторонние. |
|
|
|
|
||||||
2) |
Вычеркнув |
в уравнении |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
х + 3 У х + 2 + 5 - З у Т + 2 = 0 |
|
|||||||
члены, содержащие радикалы, получим |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
х -f- 5 = 0; х = *— 5. |
|
|
|||||
Корень х — — 5 — посторонний. |
|
|
|
|
|||||||
3) |
Вычеркнув |
в уравнении |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
*2 + 4 ~1£ л: + х — 6 —- j- lg * = 0 |
|
|||||||
второй и пятый члены, |
получим |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
х2+ х — 6 = 0; х1= — 3; х2 = 2. |
||||||||
Корень хх = — 3 — посторонний; |
|
|
|
|
|||||||
г) |
при возведении |
в четную степень обеих частей урав |
|||||||||
нения. |
|
Например, |
при возведении в квадрат обеих частей |
||||||||
уравнения |
] / 2х — 6 + |
]/ х + |
4 = |
5 появляется посторонний |
|||||||
корень х — 165; |
|
|
|
|
|
уравнения |
lg(x — 1) ф- |
||||
д) |
при потенцировании. Так, из |
||||||||||
+ lg(x -[- 1) = 0, |
потенцируя, |
получим |
\gix2— 1) = 0; |
4 В. А. Тупиков |
29 |
л'2— 1 = \\_х — z t.y 2 . Проверкой убеждаемся, что корень
х — — Y 2 — посторонний.
При каждом из указанных преобразований может прои зойти расширение области допустимых значений неизвест ного, что и обусловливает возможность появления посто ронних корней.
Выявление посторонних корней подстановкой их в данное уравнение часто приводит к большим трудностям, а по этому, где возможно, их выявляют анализом уравнения и полученных решений. В частности, корни, не входящие в область допустимых значений неизвестного, следует отбро сить без проверки. К сожалению, многие абитуриенты не знают этого, а поэтому, как правило, не устанавливают область допустимых значений неизвестного. Более того, аби туриенты часто не видят разницы между корнями урав нения и областью допустимых значений неизвестного.
Необходимо знать, что если область допустимых зна чений неизвестного найдена и при решении уравнения по лучены корни, принадлежащие ей, то проверка корней не нужна, если при этом в процессе решения не нарушалась равносильность уравнений. Если же область допустимых значений неизвестного при преобразованиях данного урав нения не меняется, но равносильность по тем или иным причинам нарушается, то в процессе решения могут поя виться посторонние корни или же, наоборот, корни могут оказаться потерянными.
Пример. |
Имеем уравнение |
( |
|
lg2x — l g x = 0. |
(1) |
Область |
допустимых значений |
неизвестного х > 0. |
После сокращения всех членов данного уравнения на lgx получим
IgA: — 1 = 0, |
(2) |
30
откуда
lgje = 1; а: = 10.
При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) потерян корень х — 1, хотя область допустимых значений неизвест ного и осталась прежней.
Если все члены уравнения (2) умножим на lg х, получим уравнение (1). В результате такого преобразования по явится корень х — 1, не удовлетворяющий уравнению (2).
Бывают случаи, |
когда |
трудно |
установить |
область до |
|||||
пустимых |
значений |
неизвестного, |
но |
при |
решении |
явно |
|||
нарушается |
равносильность уравнений. В |
таком случае |
|||||||
проверки не избежать. |
что такие |
преобразования, |
как |
||||||
Следует иметь в виду, |
|||||||||
логарифмирование, |
а также умножение и деление уравне |
||||||||
ния на выражение, |
содержащее |
неизвестное, могут при |
|||||||
вести к сужению области допустимых |
значений неизвест |
||||||||
ного, а значит, и к потере корней. |
|
|
|
|
|
||||
•21. Многие не знают, |
когда |
множеством решений не |
|||||||
равенства |
является |
объединение |
нескольких |
множеств, |
|||||
а когда их |
пересечение. |
Например, |
решение |
неравенства |
х2> 1 некоторыми абитуриентами записывалось в виде Следовало же писать
X2> 1 =>- I X I > 1
или же
х2 > 1= у х < — 1 и л и х > 1.
22. Иногда обе части неравенства умножают на зна менатель, который содержит неизвестное. Этого нельзя де лать, так как неизвестен знак знаменателя.
Например, решая неравенство
31