Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При решении логарифмических уравнений -иногда вы­ годно использовать формулу

 

logaN = \ogamN^.

(3)

Пример 3.

Решить уравнение

 

log81 х — 2 log3 х -(- 5 log9 х =

1,5.

Р е ш е н и е .

Область допустимых значений неизвестного

х > 0. С помощью формулы

(3) перепишем уравнение в

виде

 

 

 

loggiX — 2 log81x4 +

5 log81A:2 = 1 , 5

или.

 

 

 

loggi* — 8 log81 x -|-

10 log81 x =

1,5,

отсюда

 

 

 

 

3 logsi * =

logsi x = ~ .

От ве т : x = 9.

Нередко встречалось, что при решении уравнений, со­ держащих логарифмы с разными основаниями, без всякой к тому надобности делался переход к логарифмам при од­ ном основании. Например, многие сделали такое преобра­ зование, решая систему

 

logs (ху) = 5;

'

К Я . Т = 1-

V

2

Здесь логарифмы приводить к одному основанию не

имело смысла. Убедимся в этом.

 

Из второго уравнения

системы найдем

Подстановка в первое

уравнение

дает

log2 (2х2) = 5; 2х2= 25;, х2 =

16; х\,2= ± 4.

25


Очевидно,

Проверкой убеждаемся в правильности полученных решений.

От в е т : (4; 8); ( — 4; — 8).

19. Уравнения и системы уравнений решаются край нерациональными методами.

Примеры.

1) Имеем систему уравнений

I

л-х ---

9;

I

у Ш

= 2.г2.

Абитуриенты решили эту систему следующим образом. Заменили данную систему равносильной ей:

9;

= 2 а 2.

Прологарифмировали каждое из уравнений:

Йз первого уравнения системы нашли

Подстановка во второе уравнение дала

= lg2 ф- 21gx;

26

lg-v(lg 2 + 2 lg 3) — 21g31gx =

lg 2 lg 3;

 

(lg 2 +

2 lg 3 — 2 lg 3) lg x =

lg 2 lg 3;

Нашли

lg 2 lg л: = lg 2 lg 3;

lg л: = lg 3,

x = 3.

 

lg 9

__

Ig3*

_

2 lg 3

 

_

 

У -

 

 

ig з

-

lg з

-

lg з

 

 

 

О т в е т : x = 3; у — 2.

 

 

 

 

 

 

Следовало же

решать

данную

систему

уравнений так.

Область

допустимых

значений

х

и

у : х > 0 (х Ф 1),

у — любое действительное

число =#0).

 

 

Второе

уравнение

системы

перепишем в виде

(2xa)^ = 324

или

2У;(х»)а = 324.

Заменив ху на 9, из первого уравнения получим

2у9а = 324,

отсюда

2* = 4 ; 2> = 22; у = 2.

Подстановка в первое уравнение системы дает

х2 = 9; х — ± . у 9 = ± ; 3.

Значение х — — 3 отбрасываем, так как оно не принад­ лежит области допустимых значений х.

Итак, х = 3; у — 2.

Надеемся, читатель без труда сможет оценить преиму­ щество второго способа решения.

2) Система

27


решалась логарифмированием обеих частей каждого урав­ нения, т. е.

(х — у — 1) lg 3 = lg 1; (* + y)lg9 = lg 729.

Можно решать проще, без логарифмирования. Предста­ вим систему в виде

| з*-^-1= 30;

\ 9*+г/ = 93,

отсюда

f х — у — 1 = 0; \ х + у = 3,

следовательно,

х= 2; у = 1.

20.Как показывает опыт вступительных экзаменов среди значительной части поступающих в вузы бытует два диаметрально противоположных мнения относительно про­ верки полученного решения уравнения. Одни считают, что

проверка должна производиться всегда, а

другие считают

ее необязательной. В действительности же

проверка в

од­

них случаях является обязательной и входит в состав

ре­

шения уравнения, а в других случаях она

совершенно не

нужна.

 

 

Проверка полученного решения уравнения обычно де­ лается с целью исключения посторонних корней, которые чаще всего появляются в результате следующих преобра­ зований:

а) при умножении обеих частей уравнения с дробным членами на общий знаменатель, содержащий неизвестное.

Так, умножив все члены уравнения

t - -f

_

= 0

на (х2—- 1), приобретем посторонний корень х = 1;

28

б)

 

 

при сокращении дробных

членов на

множитель, со­

держащий

неизвестное.

Например,

сократив

в уравнении

I 1-----2х = 0

дробь на — 9),

получим корень х = 9,

который

является

посторонним;

 

 

 

 

в)

 

 

при взаимном уничтожении подобных членов, содер­

жащих

неизвестное

(в знаменателе, или под

знаком ра­

дикала, или под знаком логарифма).

 

 

 

Примеры.

в уравнении

 

 

 

 

I)

Вычеркнув

 

2

 

 

 

 

 

4л;2'

 

2

,.я ,

 

О

 

 

 

 

Зха

■х3 +

3xz

 

второй и четвертый члены,

получим

 

 

 

 

 

 

4х2Xs = 0; хг = x-z — 0; х3 = 4.

 

Корни

X! и х2 — посторонние.

 

 

 

 

2)

Вычеркнув

в уравнении

 

 

 

 

 

 

 

х + 3 У х + 2 + 5 - З у Т + 2 = 0

 

члены, содержащие радикалы, получим

 

 

 

 

 

 

х -f- 5 = 0; х = *— 5.

 

 

Корень х — — 5 — посторонний.

 

 

 

 

3)

Вычеркнув

в уравнении

 

 

 

 

 

 

 

*2 + 4 ~1£ л: + х — 6 —- j- lg * = 0

 

второй и пятый члены,

получим

 

 

 

 

 

 

 

х2+ х — 6 = 0; х1= — 3; х2 = 2.

Корень хх = — 3 — посторонний;

 

 

 

 

г)

при возведении

в четную степень обеих частей урав­

нения.

 

Например,

при возведении в квадрат обеих частей

уравнения

] / 2х — 6 +

]/ х +

4 =

5 появляется посторонний

корень х — 165;

 

 

 

 

 

уравнения

lg(x — 1) ф-

д)

при потенцировании. Так, из

+ lg(x -[- 1) = 0,

потенцируя,

получим

\gix2— 1) = 0;

4 В. А. Тупиков

29



л'2— 1 = \\_х — z t.y 2 . Проверкой убеждаемся, что корень

х — Y 2 — посторонний.

При каждом из указанных преобразований может прои­ зойти расширение области допустимых значений неизвест­ ного, что и обусловливает возможность появления посто­ ронних корней.

Выявление посторонних корней подстановкой их в данное уравнение часто приводит к большим трудностям, а по­ этому, где возможно, их выявляют анализом уравнения и полученных решений. В частности, корни, не входящие в область допустимых значений неизвестного, следует отбро­ сить без проверки. К сожалению, многие абитуриенты не знают этого, а поэтому, как правило, не устанавливают область допустимых значений неизвестного. Более того, аби­ туриенты часто не видят разницы между корнями урав­ нения и областью допустимых значений неизвестного.

Необходимо знать, что если область допустимых зна­ чений неизвестного найдена и при решении уравнения по­ лучены корни, принадлежащие ей, то проверка корней не нужна, если при этом в процессе решения не нарушалась равносильность уравнений. Если же область допустимых значений неизвестного при преобразованиях данного урав­ нения не меняется, но равносильность по тем или иным причинам нарушается, то в процессе решения могут поя­ виться посторонние корни или же, наоборот, корни могут оказаться потерянными.

Пример.

Имеем уравнение

(

 

lg2x — l g x = 0.

(1)

Область

допустимых значений

неизвестного х > 0.

После сокращения всех членов данного уравнения на lgx получим

IgA: — 1 = 0,

(2)

30

откуда

lgje = 1; а: = 10.

При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) потерян корень х — 1, хотя область допустимых значений неизвест­ ного и осталась прежней.

Если все члены уравнения (2) умножим на lg х, получим уравнение (1). В результате такого преобразования по­ явится корень х — 1, не удовлетворяющий уравнению (2).

Бывают случаи,

когда

трудно

установить

область до­

пустимых

значений

неизвестного,

но

при

решении

явно

нарушается

равносильность уравнений. В

таком случае

проверки не избежать.

что такие

преобразования,

как

Следует иметь в виду,

логарифмирование,

а также умножение и деление уравне­

ния на выражение,

содержащее

неизвестное, могут при­

вести к сужению области допустимых

значений неизвест­

ного, а значит, и к потере корней.

 

 

 

 

 

•21. Многие не знают,

когда

множеством решений не­

равенства

является

объединение

нескольких

множеств,

а когда их

пересечение.

Например,

решение

неравенства

х2> 1 некоторыми абитуриентами записывалось в виде Следовало же писать

X2> 1 =>- I X I > 1

или же

х2 > 1= у х < — 1 и л и х > 1.

22. Иногда обе части неравенства умножают на зна­ менатель, который содержит неизвестное. Этого нельзя де­ лать, так как неизвестен знак знаменателя.

Например, решая неравенство

31