Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в баке тщательно протереть ветошью, смоченной в керосине;

загрязненные обтирочные материалы собрать в металлическое ведро с, крыш­

кой;

у

по окончании

работ тщательно вы­

мыть руки керосином, а затем лицо и ру­ ки водой с мылом.

Дозаправка автомобилей этилирован­ ным бензином водителем в пути. При до­ заправке автомобиля в пути водитель обязан пользоваться насосом со шлангом или сифонной трубкой, снабженной рези­ новой грушей. При этом запрещается производить подсос бензина ртом с по­ мощью резиновой трубки. При дозаправ­ ке водитель обязан пользоваться перчат­ ками, находиться с подветренной сторо­ ны.

Водители, работающие на автомоби­ лях, двигатели которых заправляются этилированным бензином, должны иметь также шланг с сифоном-насосом для пе­ рекачки бензина, нарукавники, перчатки, бачок с керосином емкостью 0,5—1 л, мы­ ло.

Водитель, помни! Смоченные этилиро­ ванным бензином тара, обтирочные ма­ териалы, полы, стены и т. д., если они не

36

продегазированы в течение 15 мин после заправки, могут длительное время оста­ ваться источником отравления.

Дегазация помещений и оборудова­ ния, загрязненных этилированным бензи­ ном. Пропитанная этилированным бензи­ ном поверхность заправочных площадок, полов, профилактория, мастерских и т. д. покрывается слоем хлорной извести (1 часть извести, 3—5 частей воды или хлор­ ной воды) или дихлорамином (1,5%-ный раствор в бензине); через 20 мин этот слой удаляют при помощи опилок, а затем промывают водой. Обезвреживать этилированный бензин сухой хлорной из­ вестью запрещается.

Загрязненную поверхность металличе­ ских частей оборудования и автомобилей обтирают (обмывают) керосином, после чего протирают ветошью.

Обезвреживание тары Первый способ. После освобождения

бензина тара подвергается продувке су­ хим паром в течение часа, затем тщатель­ но промывается насыщенным водным раствором хлорной извести и чистой во­ дой.

Второй способ. В бочку емкостью 250 л наливают 10 л керосина, после чего

37

ее закупоривают и перекатывают из сто­ роны в сторону в течение 10 мин так, что­ бы вся внутренняя поверхность была пол­ ностью обмыта. После двукратной внут­ ренней промывки бочку очищают кероси­ ном с наружной стороны.

Запрещается применять цистерны и тару из-под этилированного бензина для перевозки и хранения пищевых продук­ тов.

Обезвреживание спецодежды. Для удаления паров тетраэтилсвинца хлопча­ тобумажную спецодежду проветривают на открытом воздухе, в изолирошанном вентилируемом помещении или в хоро­ шо вентилируемом вытяжном шкафу в течение двух часов.

После этого спецодежду необходимо дважды замочить в 10%-ном растворе хо­ зяйственного мыла, а затем стирать обыч­ ным способом. Стирка спецодежды в пра­ чечных должна быть механизирована. Ре­ монтировать спецодежду разрешается только после ее стирки.

Резиновая спецодежда и средства ин­ дивидуальной защиты (сапоги, перчатки, фартуки и. т. ,д.) обезвреживают путем нанесения кашицы хлорной извести (1 часть извести на 2—3 части воды) или

38


вымачивания в насыщенной хлорной во­ де, после чего обильно обмывают чистой водой.

• Строгое соблюдение указанных пра­ вил гарантирует безопасную работу с этилированным бензином.

Правила безопасности при эксплуатации автомобильных кранов

К управлению автокранами допуска­ ются водители, прошедшие обучение по специальной программе и сдавшие экза­ мены квалификационной комиссии.

Машинист автокрана отвечает за без­ аварийную работу техники, сохранность грузов, безопасность труда стропальщи­ ков и других рабочих, а также за пожар­ ную безопасность.

Машинист автокрана обязан: перед началом работы проверить состояние ав -' токрана и исправность всех механизмов; знать заранее характер предстоящих

работ; перед началом той или иной операции

дать сигнал; не начинать грузовых операций, не

убедившись в безопасности окружающих лиц;

39


следить за работой стропальщиков и не включать механизмов автокрана без их сигнала;

принимать сигналы к работе только от одного стропалыцика-сигналыцика; ава­ рийный сигнал «стоп» принимать от лю­ бого лица, подающего его;

во время подготовки груза к подъему следить за креплением его стропами и не допускать подъема плохо закрепленных грузов;

поднять груз на высоту 0,5 м, затем остановить его и убедиться, держат ли тормоза, хорошо ли подвешен груз, устой­ чив ли кран, затем продолжать подъем;

при подъеме груза, вес которого при­ ближается к предельному для данного вылета стрелы, предварительно припод­ нять этот груз на 10 см, проверить устой­ чивость автокрана и только после этого продолжать подъем;

укладывать грузы на подвижной со­ став и на стеллажи равномерно на все стороны;

груз опускать плавно;

уходя с автокрана, опустить стрелу до транспортного положения, выключить двигатель, затормозить автомобиль.

40

Машинисту крана запрещается: поднимать грузы, вес которых превы­

шает грузоподъемность автокрана;

• работать при силе ветра выше 7 бал­ лов (по 12-балльной морской шкале);

работать при неисправном освещении автокрана или недостаточной освещенно­ сти рабочей площадки;

подтягивать груз к автокрану; подтягивать груз поворотом стрелы; резко тормозить при подъеме или опу­

скании груза при повороте крановой ус­ тановки;

поднимать груз неустановленного ве­ са, засыпанный землей или какими-либо предметами, примерзший к земле или к другому предмету;

вытаскивать из земли столбы, сваи, шпунты и т. п’.;

проносить грузы над людьми; работать с канатом, имеющим вмяти­

ны, обрывы хотя бы одной пряди или обо­ рванных проволок больше, чем это допу­ скается;

работать под линиями электропередач без особого на то разрешения.

Работа на автокране вблизи линий электропередач разрешается в том слу­ чае, если расстояние между стрелой кра-

41

на при наибольшем ее вылете и ближай­ шим проводом линии электропередачи по горизонтали будет не менее:

напряжение ли-

до

11—20

35—'МО

154

220

нии электропере­

 

 

 

 

 

дачи, к в

1,5

2

4

5

6

расстояние, м

В случае невозможности соблюдения этого требования работа автокрана под линиями электропередач не допускается.

Правила безопасности при эксплуатации специализированного автотранспорта

Водители, обслуживающие специали­ зированный транспорт, обязаны пройти специальный курс обучения.

При работе на мёталловозе необходи­ мо соблюдать следующие правила:

перед началом работы проверить ис­ правность полуприцепа, отсутствие меха­ нических повреждений;

перевозка людей на полуприцепе за­ прещается;

не разрешается производить погрузку металла, если пальцы фиксаторов не за­ няли исходное положение;

при погрузке водитель должен сле­ дить за плавным, без ударов опусканием металла на коники полуприцепа;

43


металл перевозить только в связанном состоянии;

перед выгрузкой металла необходимо убедиться в отсутствии людей в зоне вы­ грузки;

запрещается разгружать4 металловоз на ходу, производить осмотр, регулиров­ ку или мелкий ремонт во время погрузки; при обнаружении каких-либо неис­ правностей в процессе разгрузки водите­ лю запрещается принимать меры для их устранения; в этом случае разгрузку сле­ дует производить краном, особое внима­

ние обращая на безопасность работ; после окончания технического обслу­

живания или ремонта следует проверить работу коников без груза не менее 3 раз;

запрещается работать на полуприце­ пе: водителям, не прошедшим курс обу­ чения; при наличии утечек воздуха из пневмосистемы; при неисправном кране управления; при ослабленной пружине пальца-фиксатора; при наличии в пнев­ мосистеме автомобиля-тягача неисправ­ ностей или повреждений, не обеспечиваю­ щих нормального давления воздуха.

При работе на цементовозе необходи­ мо соблюдать следующие правила.

43

Автоцементовоз имеет большие габа­ риты и значительный вес, поэтому при движении нужно соблюдать особую осто­ рожность.

Не превышать скорость и резко не тор­ мозить, так как при этом может произой­ ти занос и опрокидывание цистерны-по­ луприцепа.

Запускать автоцементовоз в работу можно только убедившись в его полной исправности.

Открывать верхний люк разрешается только при выключенном компрессоре и отсутствии давления в цистерне.

Запрещается открывать люки и разъ­ единять шланги, когда цистерна находит­ ся под давлением.

Не разрешается повышать давление в цистерне свыше 2,5 кГ/см2 (в случае необ­ ходимости, спуск давления из цистерны осуществляют через аварийный кран, расположенный рядом с загрузочным лю­ ком).

Давление полного срабатывания пре­ дохранительного клапана должно быть равно 1,5 кПсм2.

Работать с неисправным манометром строго запрещается.

44

Цистерну на опорные стойки можно ставить только на ровной поверхности, на твердый грунт или 'специальные проклад­ ки. •

Сцепку и расцепку производить толь­ ко при заторможенной цистерне и малой скорости тягача. Запрещается произво­ дить сцепку и расцепку на скользкой по­ верхности и на льду.

При работе на автомуковозе необхо­ димо соблюдать следующие правила:

предохранительный клапан должен быть оттарирован и срабатывать при дав­ лении не более 1,5 кГ1см2\

при возникновении в процессе раз­ грузки пробки в материалопроводе кате­ горически запрещается поднимать давле­ ние в цистерне выше 1,5 кГ1см2; в этом случае необходимо остановить компрес­ сор, спустить давление в цистернах через кран и прочистить материалопровод;

манометры, установленные на автомуковозе,- должны быть испытаны и оп­ ломбированы и проходить регулярные испытания;

запрещается открывать крышку за­ грузочного люка, когда цистерна нахо­ дится под давлением.

45


Глава II. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Соблюдение правил техники безопасности при постановке автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта

К техническому обслуживанию и ре­ монту автомобилей допускаются только хорошо обученные слесари, водители ав­ томобилей, электрики,, аккумуляторщики и другие рабочие.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится в особо отве­ денных для этого местах, оборудованных устройствами, необходимыми для выпол­ нения ремонтных работ (осмотровой ка­ навой, подъемником, эстакадой, поворот­ ным стендом и т. д.), а также прибора­ ми, приспособлениями, инвентарем и транспортными механизмами.

Техническое обслуживание (ТО-1 или ТО-2) и ремонты автомобилей необходи­ мо проводить в закрытых и отапливаемых

вхолодное время года помещениях.

Впомещениях для технического об-

46

служивания автомобилей используют как прямоточную, так и тупиковую расста­ новку автомобилей. В целях создания безопасных условий труда в зонах техни­ ческого обслуживания и ремонта необхо­ димо соблюдать следующие расстоя­ ния:'

между бортами автомобилей на по­ стах технического обслуживания — 2 м; между автомобилями, стоящими один

за другим,—1 м; между автомобилем и стеной или ста­

ционарным технологическим оборудова­ нием—1,5 м;

между автомобилем и наружными во­ ротами, расположенными против поста,— 1,5 м.

Расположение рабочих мест в поме­ щениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей должйо исклю­ чать возможность случайных наездов на работающих. Кроме того, необходимо строго следить за тем, чтобы ширина про­ езда соответствовала установленным нор­ мам.

Запрещается ставить автомобиль на пост технического обслуживания и ремон­ та без соответствующего разрешения. Ра­ ботник, под руководством которого осу-

47

ществляется заезд автомобиля на пост, обязан находиться сбоку автомобиля.

Автомобили, направляемые па посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

После заезда на пост технического об­ служивания или ремонта следует прове­ рить правильность установки автомобиля относительно направляющих реборд и обеспечить устойчивость его, затормозить ручным тормозом, подложить упорные клинья под колеса и на руль прикрепить табличку с надписью: «Двигатель не за­ пускать — работают люди».

При обслуживании автомобиля, уста­ новленного на подъемнике, необходимо укрепить на механизме управления подъ­ емником табличку с надписью: «Не тро­ гать — под автомобилем работают лю­ ди».

Правила безопасности при проверке технического состояния автомобиля и его агрегатов

Техническое состояние автомобиля и егр агрегатов при выпуске на линию и по возвращении проверяют при неработаю-

48