Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Включать инструмент только тогда, когда он установлен в рабочее положе­ ние, например, при клепке, когда обжим­ ка прижата к заклепке; при отвинчива­

нии гаек, когда ключ

надет на гайку и

Т. д.

часть инструмента

Заменить рабочую

можно только при закрытом вентиле воз­ душной сети.

При всяких п'ерерывах в работе вы­ ключать инструмент (закрывать воздуш­ ный вентиль сети). Запрещается перено­ сить пневматический инструмент, находя­ щийся под давлением.

Во время выполнения таких операций, как клепка, рубка и т. д., надо надевать предохранительные очки.

Электрические и пневматические ин­ струменты разрешается выдавать только лицам, прошедшим инструктаж и знаю­ щим правила обращения с ними.

Правила безопасности при выполнении газосварочных работ

При выполнении газосварочных работ и обслуживании ацетиленовых генерато­ ров газосварщик обязан соблюдать сле­ дующие правила.

73

Перед началом работы надеть средст­ ва индивидуальной защиты: костюм, фар­ тук и рукавицы брезентовые, ботинки.

При обслуживании ацетиленового ге­ нератора надеть сапоги, перчатки резино­ вые, очки защитные. Подготовить рабо­ чее место и проверить исправность газо­ сварочного оборудования.

Во время работы вскрывать барабаны с карбидом кальция можно только в су­ хом помещении при помощи бронзового зубила или специального ножа, в резино­ вых перчатках и защитных очках. Запре­ щается применять для вскрытия бараба­ нов с карбидом паяльные лампы, сталь­ ные зубила, молрток и другие инструмен­ ты, которые могут вызвать искру.

Вскрытые барабаны с остатками кар­ бида кальция плотно закрывают крышка­ ми или мешками с сухим песком (во из­ бежание попадания влаги).

Заполнять генератор и водяной затвор водой только до уровня контрольных кра­ нов.

Запрещается включать генератор при недостатке воды в нем.

Загружают генератор только кусками карбида, размеры которых соответствуют паспортным данным. При этом недопу-

74

стимо использовать в генераторе карбид­ ную пыль.

Запрещается ссыпать карбид в мокрые ящики или корзины, а также открывать крышку загрузочного ящика до полного разложения карбида и выпуска газа из реторты через контрольный кран.

Нельзя превышать норму загрузки ге­ нератора карбидом кальция, а также форсировать газообразование.

Не реже двух раз в смену следует продувать предохранительные клапаны в генераторе среднего давления, перед на­ чалом работы и не реже двух раз в смену проверять уровень жидкости в предохра­ нительном водяном затворе (рис. 8).

Запрещается работать от одного водя­ ного затвора двум сварщикам или резчи­ кам.

В холодное время года после оконча­ ния работы нельзя оставлять, воду в ап­ парате и водяном затворе. Замерзшую воду в ацетиленовых аппаратах и водя­ ном затворе следует отогревать только горячей водой или паром. Запреща­ ется отогревать ацетиленовые генера­ торы и водяные затворы открытым пла­ менем.

Нельзя также оставлять без присмот-

7.5


Рис. 8. Проверка наличия воды в водяном затворе с помощью контрольного крана

ра*ацетиленовый генератор, если в нем имеется газ и неразложившийся карбид.

После окончания работы из ацетиле­ нового генератора надо выпустить газ, очистить его от ила и промыть чистой во-

76

дой. При спуске ила уровень воды конт­ ролировать через смотровое окно.

Получая из склада баллоны с газом, нужно проверить наличие и исправность предохранительного колпака, башмака и заглушки на штуцере вентиля. -

Запрещается транспортировать, под­ нимать и опускать кислородные и ацети­ леновые баллоны подъемными механиз­ мами, а также кантовать и переносить их на плечах. Перевозить кислородные и ацетиленовые баллоны можно только па рессорных транспортных средствах (авто­ мобили, прицепы), а также на специаль­ ных ручных тележках.

При хранении баллоны нужно ставить вертикально, раздельно порожние и на­ полненные, кислородные и ацетилено­ вые.

На сварочных постах баллоны уста­ навливают в вертикальном положении на стеллажах прочной конструкции, присте­ гивая их хомутами к опоре, на расстоя­ нии от отопительных приборов не менее 1 л, а от печей и других тепловых источ­ ников и ацетиленовых генераторов — не менее 5 м (рис. 9).

В летнее время баллоны следует за­ щищать от действия солнечных лучей, а

77

Р и с . 9. У с т а н о в к а б а л л о н о в во врем я св а р ки

в цехах и мастерских — от попадания на вентили машинного масла.

Газосварщик! Помни, что при сопри­ косновении сжатого кислорода, находя­ щегося под давлением, с маслами, жира­ ми и другими органическими веществами происходит окисление их, в результате чего выделяемое тепло разрушает, стенки баллона и может произойти взрыв.

На рабочем месте (сварочном посту) должно находиться не более двух балло­ нов с кислородом.

Перед присоединением кислородного редуктора к баллону необходимо прове­ рить исправность резьбы, накидной гай­ ки, наличие фибровой прокладки, отсут­ ствие на редукторе жира или масла. За­

78

прещается замена фибровой прокладки кожаной или резиновой.

. Для присоединения редукторов к бал­ лонам и для открывания вентиля ацети­ ленового баллона необходимо пользо­ ваться специальными ключами. Крепить редукторы к баллонам следует только при закрытых вентилях.

При продувке вентиль можно откры­ вать не более чем на один оборот шпин­ деля (стоять надо сбоку). В случае само­ возгорания кислородного редуктора не­ медленно закрыть вентиль баллона.

Кислородные и ацетиленовые шланги с внутренним диаметром 12 и 9 мм долж­ ны отвечать требованиям ГОСТа 8313-57, тип «Г» и иметь различную окраску. За­ прещается присоединять к баллону с ки­ слородом ацетиленовый или углекислот­ ный редуктор.

При неисправном редукторе или раз­ битом на нем манометре газосварочные работы немедленно прекратить.

Остаточное давление в ацетиленовых баллонах

Температура, °С

выше 0

0—15

15—25

25—35 ,

Минимально

 

 

 

 

допустимое

0,5

1,0

2,0

3,0

давление, к Г / с м 2

7?.



П р и м е ч а и н е. В исключительных случаях для выполнения разовых работ раз­ решается устанавливать пере­ носные ацетиленовые генерато­ ры в рабочих помещениях, хо­ рошо проветриваемых, объемом не менее 300 м 3. Во время ра­ боты генератора возле него должен находиться неотлучно специально выделенный рабо­ чий.

Запрещается устанавливать ацетиле­ новые генераторы для постоянной или временной работы в действующей котель­ ной, кузнечном отделении, деревообраба­ тывающих цехах, а также вблизи ком­ прессоров и вентиляторов.

При газовой сварке надевают защит­ ные очки закрытого типа со стеклами марки ТС-2, имеющими плотность свето­ фильтров ГС-3 (при работе горелок с рас­ ходом ацетилена .до 750 л/час), ГС-7

(при расходе ацетилена до 2500 л/час)

и

ГС-12 (при

расходе

газа свыше

2500 л/час).

соединения

шлангов

со

Плотность

сварочной аппаратурой проверяют мыль­ ной водой.

Перед тем как зажечь горелку, необ­ ходимо открыть кислородный вентиль, а затем — ацетиленовый; чтобы погасить

80

пламя горелки, сначала следует закрыть ацетиленовый вентиль, а затем — Кисло­ родный. Резак зажигают, пуская сначала режущий кислород, а затем ацетилен; отрегулировав пламя, пускают подогрева­ ющий кислород. Гасят резак в обратном порядке.

При возникновенииобратного удара пламени необходимо перекрыть сначала ацетиленовый, а затем кислородный вен­ тиль. После обратного удара (шипение в горелке) перед тем как зажечь горелку,

еенадо охладить в чистой холодной воде.

Вслучае воспламенения шланга надо перегнуть его возле горящего места (бли­ же к редуктору или газогенератору) и быстро перекрыть вентиль редуктора или газовый кран водяного затвора.

При горячей сварке металла следует надеть асбестовый фартук и две пары брезентовых рукавиц. Сварку цветных металлов и сплавов следует выполнять только под вытяжным зонтом.

Пропуск газа в вентилях горелки уст­ раняется набивкой. В качестве уплотни­ тельной набивки применяют только ас­

бестовый шнур, пропитанный пара­ фином.

К заряженному ацетиленовому гене­

6. 246

81


ратору нельзя подходить с горящей папи­ росой или открытым огнем.

Не допускаются сварочные работы на сосудах, находящихся под давлением. Ремонт (заварку) бензобаков производят только после тщательной промывки их и соответствующей обработки.

Газосварщик! Безопасность во время ремонта бензобаков газовой сваркой мо­ жет быть обеспечена только при полном удалении из них остатков бензина, паров и воздуха. Помни это и строго соблюдай правила безопасности.

Удалять пары бензина из бензобака можно двумя способами:

а) тщательной промывкой или про­ паркой бензобака горячей водой, раство­ ром каустической соды или паром в те­ чение 2 час;

б) продувкой бензобака сухим паром в течение 4 час; удалять из бензобака воздух можно инертными газами — азо­ том, углекислотой.

В практике автотранспортных пред­ приятий для удаления воздуха и паров бензина из бензобаков применяют отра­ ботанные газы от карбюраторных двига­ телей внутреннего сгорания. Для этого существует' особое приспособление, кото­

82

Рис. 10. Удаление воздуха и паров бензина из бензобака с помощью отработанных газов

рое состоит из шлангов, соединяющих за­ вариваемый бензобак с выхлопной тру­ бой (глушителем) двигателя; искрогаси­ теля водяного или сетчатого; металличе­ ского наконечника, предназначенного для

6’

83

подвода отработанных газов в бензобак; стяжных хомутиков (рис. 10).

Удаляют воздух из бензобака в сле­ дующей последовательности: водяной искрогаситель заполняют водой до уров­ ня контрольного крана, т. е. на 2/3 высо­ ты бачка; газоподводящие шланги плот­ но закрепляют стяжными хомутиками на всех соединениях. При запуске двигателя наконечник должен находиться в стороне от бензобака и от легковоспламеняющих­ ся предметов.

После того как двигатель нагреется и начнет устойчиво работать на холостом ходу (500—600 оборотов в минуту), на­ конечник вводят внутрь бензобака. С этого момента начинается вытеснение воздуха из бензобака и заполнение его отработанным газом (углекислотой). При этом для полного вытеснения воздуха из бензобака требуется от 15 до 30 мин, в зависимости от емкости бензобака.

При этом надо иметь ввиду, что на­ полненный отработанным газом бензобак безопасен лишь при условии:

если из него полностью удален воздух и в течение всего времени сварки будет поступать отработанный газ;

если отработанные газы перед запол-

84