Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Такое движение, кроме того, вызывает быстрый износ г10крышек и перерасход топлива.
При движении по грязной дороге нужно стараться ве сти автомобиль по более жидкой грязи. В этом случае ко
леса легче продавливают жидкую грязь до твердого грун та, благодаря чему достигается лучшее сцепление колес
ГруНТОМ.
Осенью и весной в период распутицы, как правило, приходится двигаться по глубокой колее. Из-за неровнос тей автомобиль в пределах колеи часто меняет направле ние движения, его как бы бросает из стороны в сторону, прижимая то к одной, то к другой стенке колеи. Некото рые неопытные водители пытаются удержать автомобиль в состоянии прямолинейного движения с помощью рулево го управления. Это неправильно. В данном случае не сле дует вращать рулевое колесо, так как автомобиль все рав но будет идти по колее, независимо от положения управля
емых колес, а кроме того, резкий |
и |
большой поворот |
||
колес может привести к тому, |
что |
колеса |
автомобиля |
|
выйдут из колеи, в результате |
автомобиль |
развернется |
||
и встанет 'поперек дороги. |
и |
автомобиль |
может за |
|
Если колея очень глубокая |
виснуть на мостах, то двигаться нужно, пропуская колею между колесами.
Небольшой труднопроходимый участок дороги, где нет крупных неровностей, лучше всего преодолевать с ходу. Для этого надо, разогнав автомобиль на второй или треть ей передаче, двигаться с постоянной скоростью при сред ней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Длин ные труднопроходимые участки следует преодолевать бо лее осторожно. Передача должна быть включена та, на которой можно уверенно преодолеть участок без переклю чения передач. Частота вращения коленчатого вала дол жна быть такой, при которой величина пробуксовки колес была бы в пределах 20—30%. Такая пробуксовка дает на ибольшую тягу на колесах на большинстве грунтов. Ес
31
ли автомобиль теряет скорость из-за все увеличивающего ся сопротивления дороги и вот-вот остановится, лучше прекратить движение и отвести автомобиль назад на не сколько метров. Затем, разогнав автомобиль, продолжить движение.
Если автомобиль забуксовал — не торопитесь. Выйди те из машины и оцените обстановку. Наилучший эффект дает так называемая раскачка. Хорошо, если несколько человек помогают раскачивать автомобиль. При раскач ке попеременно включают то первую передачу, то задний
ход или включают |
первую передачу («ли задний ход |
в зависимости от |
обстановки) и периодически включают |
и выключают сцепление. Зависший на мостах автомобиль раскачкой, как правило, с места не стронуть. В этом случае надо с помощью домкрата вывесить глубоко проваливши еся колеса и подложить под них имеющиеся под рукой палки, ветки и т. д. После этого попытаться выехать плавно, увеличивая тяговое усилие на колесах.
При продолжительном движении по тяжелой дороге и при буксовании не допускайте перегревания двигателя. Следите за уровнем воды в радиаторе и ее температурой. При необходимости остановите автомобиль и дайте дви гателю остыть.
Движение по заснеженным дорогам и снежной целине
При движении по накатанной снежной дороге, учи тывая недостаточное сцепление колес со снегом, следует включать передний мост и соблюдать особую осторож ность при торможении; своевременно снижать скорость перед поворотами во избежание возможного заноса, а также перед остановками, чтобы не наехать на остано вившийся впереди автомобиль.
Обледенелая дорога требует от водителя особого уме ния и осторожности, так как при этом значительно. уменьшается сцепление колес автомобиля с дорогой и
32
при торможении намного увеличивается тормозной путь. В результате плохого сцепления колес с дорогой автомо биль теряет управление, а при резком торможении или открытии дроссельной заслонки могут возникнуть боко вое скольжение и занос автомобиля.
При движении по скользкой дороге необходимо соб людать следующие основные правила.
Во избежание заноса автомобиля при торможении не выжимайте педаль сцепления, не тормозите резко, при меняйте торможение двигателем и тормозом одновре менно. Для полной остановки сбросьте газ, а когда обо роты будут минимальными, выключите сцепление и за тормозите ножным тормозом. При этом надо быть вни мательным, так как, несмотря на плавное торможение и сравнительно низкую скорость движения, может про
изойти занос.
Не рекомендуется тормозить на поворотах, особенно ручным тормозом, так как это приводит к блокировке ко лес и как следствие к заносу автомобиля.
В случае возникновения бокового заноса нужно сбро сить газ и одновременно быстро повернуть руль в сторо ну заноса до его прекращения. Когда автомобиль выров
няется, необходимо рулевое колесо повернуть |
в исход |
ное положение и плавно затормозить. Хороший |
эффект |
дает прерывистое торможение, заключающееся в серии
повторных |
нажатий на |
тормозную |
педаль, |
следующих |
друг за другом с частотой одно-два |
нажатия |
в секунду. |
||
Дистанция |
от впереди |
идущего |
транспортного сред |
ства должна быть в 2—3 раза больше, чем на ровной су хой дороге, а также должны быть большими интервалы между параллельно двигающимися транспортными сред ствами.
Небольшие снежные заносы и сугробы лучше преодо левать с ходу, используя инерцию разгона. При большой длине заснеженного участка дороги заранее включайте одну из понижающих передач, чтобы преодолеть этот
33
участок без переключения передач и не останавливаясь. Если двигатель «не тянет», остановитесь, подайте авто мобиль назад, включите понижающую передачу в разда точной коробке и по проложенной колее вновь с разгона двигайтесь вперед. Если колеса начнут буксовать и за рываться в снег, не следует пытаться пробиваться вперед, это может привести к тому, что автомобиль «сядет» на мосты и раму. В данном случае следует лопатой расчис
тить снег перед колесами, подложить солому, ветки |
или |
|
жерди и, |
включая попеременно первую передачу и |
зад |
ний ход, |
раскачать автомобиль и выехать назад. |
Если |
под колесами автомобиля уже образовалась ледяная кор ка и раскачать автомобиль двигателем не удается, то можно рекомендовать раскачку автомобиля на рессорах.
Для этого один или два человека становятся на |
перед |
|
ний (при включении заднего |
хода) или задний |
(при |
включении первой или второй |
передач) бампер и |
раска |
чивают автомобиль на рессорах. Колеса в это время дол жны постоянно вращаться. Такая раскачка разрушает снежный покров под мостами и ледяную корку под ко лесами, и автомобиль приобретает подвижность. Как только автомобиль начнет двигаться, люди должны сос кочить с бампера.
Движение автомобилей УАЗ по снежной целине за висит от глубины снежного покрова и состояния снега. Если под снегом твердый грунт, то автомобиль уверенно преодолевает снег глубиной до 350 мм. Двигаться при этом надо, не допуская крутых поворотов и достаточно энергично, предпочтительно на второй или третьей пере даче на средней частоте вращения коленчатого вала дви
гателя, чтобы можно было преодолевать |
отдельные |
ко |
роткие участки с еще большей толщиной |
снежного |
по |
крова. |
участки можно |
|
Наиболее труднопроходимые снежные |
преодолевать способом «пробивания», который сводится к следующему. Автомобиль с небольшим разгоном про-
34
ходит несколько метров труднопроходимого участка. Пе ред самым концом движения, чтобы не допустить буксо вания, водитель включает сцепление, давая автомобилю пройти последние 1—2 м за счет инерции. Это облегчает отход автомобиля назад для повторного разгона. Затем включают задний ход и автомобиль отводят назад на расстояние, достаточное для повторного разгона. Таким способом можно преодолевать сравнительно небольшие участки снежной целины.
Следует иметь в виду, что на неуплотняющемся сы пучем снегу глубина колеи мало меняется в зависимости от того, нагружен автомобиль или нет, т. е. от общей массы автомобиля. В то же время тяга, развиваемая ко лесами по сцеплению со снегом, существенно меняется в
зависимости от общей массы |
автомобиля. Так, |
напри |
мер, у груженого автомобиля |
тяга, развиваемая |
колеса |
ми на сыпучем снегу, на 20—30% выше, чем у негруже ного. Поэтому при движении по такому снегу предпочти тельней автомобиль загрузить.
Наиболее труден для автомобилей (особенно при низ ких температурах воздуха) полевой снег с несколькими слоями наста по толщине. Такой снег бывает настолько плотным, что хорошо удерживает человека, но не вы держивает автомобиль. Движение по такому снегу воз можно при общей толщине его не более дорожного про света автомобиля. При толщине снежного покрова более 300—350 мм движение часто бывает невозможным, так как автомобиль «повисает» на мостах, а откапывать та кой уплотненный снег очень трудно.
При движении по снегу во всех случаях необходимо использовать колею, так как, помимо уменьшения сопро тивления движению, в этом случае уменьшается опас ность наезда на какие-либо препятствия, скрытые под снегом.
На узких заснеженных дорогах при разъездах со встречным транспортом иногда приходится съезжать в сто
35
рону. Чтобы автомобиль не забуксовал в снегу, надо съез жать на обочину не передним, а задним ходом. Такой маневр облегчает выезд из рыхлого снега. При очень боль шой глубине снега (500 мм и более) съезд с дороги следу ет производить с разгона. При этом, как рекомендова лось ранее, последние 1—2 м должны быть пройдены по ннерцнн при выключенном сцеплении. Это гарантирует надежный возврат на дорогу. Если с одного захода осво бодить дорогу не удается, необходимо использовать спо соб «пробивания».
В районах строительства БАМ в зимний период.доро ги в большинстве случаев прокладывают по льду за мерзших рек — так называемые зимники. При пользова нии такими дорогами необходимо помнить следующее.
При |
значительных |
запасах |
прочности |
льда двигаться |
по нему |
совершенно |
безопасно |
и легко, |
как по грунту. |
Выезжать на лед на автомобилях УАЗ можно при тол щине льда не менее 20 см. Если при съезде на лед нет указаний дорожной службы о допустимой для проезда общей массе автомобиля, то необходимо определить тол щину льда самому, прорубив лунку в нескольких метрах от берега. Измерять толщину льда можно лопатой. Для этого, опустив ее в прорубь, прижимают к стенке лунки и поднимают вверх до упора одной из сторон в нижний край льда. Заметив на лопате, где проходит верхний край льда, лопату вынимают из проруби и замеряют тол щину льда. Хорошо если на лопате заранее нанесены мет ки, например, через 5 см. Для замера можно использо вать коробок спичек, длина которого равна 5 см.
Если, прорубив лед, окажется, что он не лежит на во де, то лучше отыскать другой участок для съезда на лед, чтобы избежать глубоких пустот, в которые может про валиться автомобиль.
При движении по зимнику первый раз надо прояв лять особую осторожность. Толщина льда на реках не одинакова. На участках с быстрым течением, порогах,
36
перекатах вода не замерзает |
даже при сильных |
морозах, |
а если и замерзает, то лед |
держится недолго и |
быстро |
размывается при потеплениях. Поэтому такие места надо избегать. Вблизи опасных и ненадежных мест двигаться необходимо с открытыми дверями, высадив пассажиров. В случае появления трещин и сильного прогиба льда, не обходимо плавно увеличить скорость движения автомо
биля и вывести его из опасного места. |
Останавливаться |
в таких местах ни в коем случае нельзя. |
|
Большую опасность представляет движение автомо биля по льду, покрытому водой в весеннюю пору. Дело в том, что весной лед меняет структуру, происходит его рекристаллизация, снижается прочность льда в 2 и бо
лее раз.
Автомобили УАЗ часто используют для оказания по мощи застрявшим в снегу автомобилям. Помощь оказы вается методом буксирования с помощью троса, реже — выталкиванием. Для этого автомобили имеют спереди буксирные крюки, а сзади буксирные приборы. Несмотря на свою сравнительно небольшую массу, автомобили УАЗ могут с успехом вытаскивать застрявшие автомобили мас сой 3 т и более. При этом вытаскивающий автомобиль дол жен по возможности располагаться на твердом грунте или на проложенной колее. Если колеи нет, то ее надо нака тать повторными проходами. Желательно, чтобы движе ние вытаскивающего автомобиля совпадало с продоль ной осью вытаскиваемого. Чтобы увеличить тягу на коле сах вытаскивающего автомобиля, его надо загрузить (можно больше нормы), включить передний мост и пони жающую передачу в раздаточной коробке. В том случае, если масса автомобиля, которому оказывается помощь, значительно больше массы автомобиля УАЗ и вытащить автомобиль плавной буксировкой не удается, можно по пробовать буксировку с небольшими рывками. Сильные рывки с большого разгона не рекомендуются, так как это приводит к отрыву буксирных крюков или обрыву троса.
37
Движение по заболоченному участку |
|
Автомобили УАЗ способны преодолевать |
небольшие |
заболоченные участки с глубиной болота, не |
превышаю |
щей дорожного просвета автомобиля, а также |
двигаться |
по заболоченному лугу, растительный покров которого не разрушается под колесами автомобиля. Большие болота и мягкий болотный грунт большой глубины, растительный покров которого разрушается под нагрузкой колес автомо биля, являются непроходимыми дя автомобилей всех ма рок, в том числе и УАЗ.
Заболоченные участки, на которых нет дерна и трава растет редко, а также участки, на которых трава имеет бо лее яркую окраску, следует избегать, так как несущая способность грунтов на таких участках очень низкая. Пре одолевать небольшие заболоченные участки необходимо с разгона на второй или третьей передаче и средних часто тах вращения коленчатого вала двигателя с включенным передним мостом.
По заболоченному лугу рекомендуется двигаться по прямой без остановки, не делая крутых поворотов и не допуская буксования колес. Начинать движение нужно плавно, без рывков, включив такую передачу в коробке передач, которая бы обеспечила необходимое тяговое уси лие на ведущих колесах без пробуксовки. Если при дви жении начнется буксование колес, ■следует немедленно выключить сцепление и, переключив передачу на задний ход, выехать назад.
Если буксование повторится при заднем ходе, надо под ложить под колеса хворост, доски и т. п., чтобы увеличить сцепление колес с грунтом и обеспечить движение автомо биля.
Повороты делают плавно, на большом радиусе. Следует
избегать движения |
по колее, проложенной впереди |
иду |
щим автомобилем, |
и пересекать ее. Для остановки |
нуж |
но выбрать пригорок или более сухое место. |
|
38