Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое движение, кроме того, вызывает быстрый износ г10крышек и перерасход топлива.

При движении по грязной дороге нужно стараться ве­ сти автомобиль по более жидкой грязи. В этом случае ко­

леса легче продавливают жидкую грязь до твердого грун­ та, благодаря чему достигается лучшее сцепление колес

ГруНТОМ.

Осенью и весной в период распутицы, как правило, приходится двигаться по глубокой колее. Из-за неровнос­ тей автомобиль в пределах колеи часто меняет направле­ ние движения, его как бы бросает из стороны в сторону, прижимая то к одной, то к другой стенке колеи. Некото­ рые неопытные водители пытаются удержать автомобиль в состоянии прямолинейного движения с помощью рулево­ го управления. Это неправильно. В данном случае не сле­ дует вращать рулевое колесо, так как автомобиль все рав­ но будет идти по колее, независимо от положения управля­

емых колес, а кроме того, резкий

и

большой поворот

колес может привести к тому,

что

колеса

автомобиля

выйдут из колеи, в результате

автомобиль

развернется

и встанет 'поперек дороги.

и

автомобиль

может за­

Если колея очень глубокая

виснуть на мостах, то двигаться нужно, пропуская колею между колесами.

Небольшой труднопроходимый участок дороги, где нет крупных неровностей, лучше всего преодолевать с ходу. Для этого надо, разогнав автомобиль на второй или треть­ ей передаче, двигаться с постоянной скоростью при сред­ ней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Длин­ ные труднопроходимые участки следует преодолевать бо­ лее осторожно. Передача должна быть включена та, на которой можно уверенно преодолеть участок без переклю­ чения передач. Частота вращения коленчатого вала дол­ жна быть такой, при которой величина пробуксовки колес была бы в пределах 20—30%. Такая пробуксовка дает на­ ибольшую тягу на колесах на большинстве грунтов. Ес­

31


ли автомобиль теряет скорость из-за все увеличивающего­ ся сопротивления дороги и вот-вот остановится, лучше прекратить движение и отвести автомобиль назад на не­ сколько метров. Затем, разогнав автомобиль, продолжить движение.

Если автомобиль забуксовал — не торопитесь. Выйди­ те из машины и оцените обстановку. Наилучший эффект дает так называемая раскачка. Хорошо, если несколько человек помогают раскачивать автомобиль. При раскач­ ке попеременно включают то первую передачу, то задний

ход или включают

первую передачу («ли задний ход

в зависимости от

обстановки) и периодически включают

и выключают сцепление. Зависший на мостах автомобиль раскачкой, как правило, с места не стронуть. В этом случае надо с помощью домкрата вывесить глубоко проваливши­ еся колеса и подложить под них имеющиеся под рукой палки, ветки и т. д. После этого попытаться выехать плавно, увеличивая тяговое усилие на колесах.

При продолжительном движении по тяжелой дороге и при буксовании не допускайте перегревания двигателя. Следите за уровнем воды в радиаторе и ее температурой. При необходимости остановите автомобиль и дайте дви­ гателю остыть.

Движение по заснеженным дорогам и снежной целине

При движении по накатанной снежной дороге, учи­ тывая недостаточное сцепление колес со снегом, следует включать передний мост и соблюдать особую осторож­ ность при торможении; своевременно снижать скорость перед поворотами во избежание возможного заноса, а также перед остановками, чтобы не наехать на остано­ вившийся впереди автомобиль.

Обледенелая дорога требует от водителя особого уме­ ния и осторожности, так как при этом значительно. уменьшается сцепление колес автомобиля с дорогой и

32

при торможении намного увеличивается тормозной путь. В результате плохого сцепления колес с дорогой автомо­ биль теряет управление, а при резком торможении или открытии дроссельной заслонки могут возникнуть боко­ вое скольжение и занос автомобиля.

При движении по скользкой дороге необходимо соб­ людать следующие основные правила.

Во избежание заноса автомобиля при торможении не выжимайте педаль сцепления, не тормозите резко, при­ меняйте торможение двигателем и тормозом одновре­ менно. Для полной остановки сбросьте газ, а когда обо­ роты будут минимальными, выключите сцепление и за­ тормозите ножным тормозом. При этом надо быть вни­ мательным, так как, несмотря на плавное торможение и сравнительно низкую скорость движения, может про­

изойти занос.

Не рекомендуется тормозить на поворотах, особенно ручным тормозом, так как это приводит к блокировке ко­ лес и как следствие к заносу автомобиля.

В случае возникновения бокового заноса нужно сбро­ сить газ и одновременно быстро повернуть руль в сторо­ ну заноса до его прекращения. Когда автомобиль выров­

няется, необходимо рулевое колесо повернуть

в исход­

ное положение и плавно затормозить. Хороший

эффект

дает прерывистое торможение, заключающееся в серии

повторных

нажатий на

тормозную

педаль,

следующих

друг за другом с частотой одно-два

нажатия

в секунду.

Дистанция

от впереди

идущего

транспортного сред­

ства должна быть в 2—3 раза больше, чем на ровной су­ хой дороге, а также должны быть большими интервалы между параллельно двигающимися транспортными сред­ ствами.

Небольшие снежные заносы и сугробы лучше преодо­ левать с ходу, используя инерцию разгона. При большой длине заснеженного участка дороги заранее включайте одну из понижающих передач, чтобы преодолеть этот

33


участок без переключения передач и не останавливаясь. Если двигатель «не тянет», остановитесь, подайте авто­ мобиль назад, включите понижающую передачу в разда­ точной коробке и по проложенной колее вновь с разгона двигайтесь вперед. Если колеса начнут буксовать и за­ рываться в снег, не следует пытаться пробиваться вперед, это может привести к тому, что автомобиль «сядет» на мосты и раму. В данном случае следует лопатой расчис­

тить снег перед колесами, подложить солому, ветки

или

жерди и,

включая попеременно первую передачу и

зад­

ний ход,

раскачать автомобиль и выехать назад.

Если

под колесами автомобиля уже образовалась ледяная кор­ ка и раскачать автомобиль двигателем не удается, то можно рекомендовать раскачку автомобиля на рессорах.

Для этого один или два человека становятся на

перед­

ний (при включении заднего

хода) или задний

(при

включении первой или второй

передач) бампер и

раска­

чивают автомобиль на рессорах. Колеса в это время дол­ жны постоянно вращаться. Такая раскачка разрушает снежный покров под мостами и ледяную корку под ко­ лесами, и автомобиль приобретает подвижность. Как только автомобиль начнет двигаться, люди должны сос­ кочить с бампера.

Движение автомобилей УАЗ по снежной целине за­ висит от глубины снежного покрова и состояния снега. Если под снегом твердый грунт, то автомобиль уверенно преодолевает снег глубиной до 350 мм. Двигаться при этом надо, не допуская крутых поворотов и достаточно энергично, предпочтительно на второй или третьей пере­ даче на средней частоте вращения коленчатого вала дви­

гателя, чтобы можно было преодолевать

отдельные

ко­

роткие участки с еще большей толщиной

снежного

по­

крова.

участки можно

Наиболее труднопроходимые снежные

преодолевать способом «пробивания», который сводится к следующему. Автомобиль с небольшим разгоном про-

34


ходит несколько метров труднопроходимого участка. Пе­ ред самым концом движения, чтобы не допустить буксо­ вания, водитель включает сцепление, давая автомобилю пройти последние 1—2 м за счет инерции. Это облегчает отход автомобиля назад для повторного разгона. Затем включают задний ход и автомобиль отводят назад на расстояние, достаточное для повторного разгона. Таким способом можно преодолевать сравнительно небольшие участки снежной целины.

Следует иметь в виду, что на неуплотняющемся сы­ пучем снегу глубина колеи мало меняется в зависимости от того, нагружен автомобиль или нет, т. е. от общей массы автомобиля. В то же время тяга, развиваемая ко­ лесами по сцеплению со снегом, существенно меняется в

зависимости от общей массы

автомобиля. Так,

напри­

мер, у груженого автомобиля

тяга, развиваемая

колеса­

ми на сыпучем снегу, на 20—30% выше, чем у негруже­ ного. Поэтому при движении по такому снегу предпочти­ тельней автомобиль загрузить.

Наиболее труден для автомобилей (особенно при низ­ ких температурах воздуха) полевой снег с несколькими слоями наста по толщине. Такой снег бывает настолько плотным, что хорошо удерживает человека, но не вы­ держивает автомобиль. Движение по такому снегу воз­ можно при общей толщине его не более дорожного про­ света автомобиля. При толщине снежного покрова более 300—350 мм движение часто бывает невозможным, так как автомобиль «повисает» на мостах, а откапывать та­ кой уплотненный снег очень трудно.

При движении по снегу во всех случаях необходимо использовать колею, так как, помимо уменьшения сопро­ тивления движению, в этом случае уменьшается опас­ ность наезда на какие-либо препятствия, скрытые под снегом.

На узких заснеженных дорогах при разъездах со встречным транспортом иногда приходится съезжать в сто­

35

рону. Чтобы автомобиль не забуксовал в снегу, надо съез­ жать на обочину не передним, а задним ходом. Такой маневр облегчает выезд из рыхлого снега. При очень боль­ шой глубине снега (500 мм и более) съезд с дороги следу­ ет производить с разгона. При этом, как рекомендова­ лось ранее, последние 1—2 м должны быть пройдены по ннерцнн при выключенном сцеплении. Это гарантирует надежный возврат на дорогу. Если с одного захода осво­ бодить дорогу не удается, необходимо использовать спо­ соб «пробивания».

В районах строительства БАМ в зимний период.доро­ ги в большинстве случаев прокладывают по льду за­ мерзших рек — так называемые зимники. При пользова­ нии такими дорогами необходимо помнить следующее.

При

значительных

запасах

прочности

льда двигаться

по нему

совершенно

безопасно

и легко,

как по грунту.

Выезжать на лед на автомобилях УАЗ можно при тол­ щине льда не менее 20 см. Если при съезде на лед нет указаний дорожной службы о допустимой для проезда общей массе автомобиля, то необходимо определить тол­ щину льда самому, прорубив лунку в нескольких метрах от берега. Измерять толщину льда можно лопатой. Для этого, опустив ее в прорубь, прижимают к стенке лунки и поднимают вверх до упора одной из сторон в нижний край льда. Заметив на лопате, где проходит верхний край льда, лопату вынимают из проруби и замеряют тол­ щину льда. Хорошо если на лопате заранее нанесены мет­ ки, например, через 5 см. Для замера можно использо­ вать коробок спичек, длина которого равна 5 см.

Если, прорубив лед, окажется, что он не лежит на во­ де, то лучше отыскать другой участок для съезда на лед, чтобы избежать глубоких пустот, в которые может про­ валиться автомобиль.

При движении по зимнику первый раз надо прояв­ лять особую осторожность. Толщина льда на реках не одинакова. На участках с быстрым течением, порогах,

36


перекатах вода не замерзает

даже при сильных

морозах,

а если и замерзает, то лед

держится недолго и

быстро

размывается при потеплениях. Поэтому такие места надо избегать. Вблизи опасных и ненадежных мест двигаться необходимо с открытыми дверями, высадив пассажиров. В случае появления трещин и сильного прогиба льда, не­ обходимо плавно увеличить скорость движения автомо­

биля и вывести его из опасного места.

Останавливаться

в таких местах ни в коем случае нельзя.

 

Большую опасность представляет движение автомо­ биля по льду, покрытому водой в весеннюю пору. Дело в том, что весной лед меняет структуру, происходит его рекристаллизация, снижается прочность льда в 2 и бо­

лее раз.

Автомобили УАЗ часто используют для оказания по­ мощи застрявшим в снегу автомобилям. Помощь оказы­ вается методом буксирования с помощью троса, реже — выталкиванием. Для этого автомобили имеют спереди буксирные крюки, а сзади буксирные приборы. Несмотря на свою сравнительно небольшую массу, автомобили УАЗ могут с успехом вытаскивать застрявшие автомобили мас­ сой 3 т и более. При этом вытаскивающий автомобиль дол­ жен по возможности располагаться на твердом грунте или на проложенной колее. Если колеи нет, то ее надо нака­ тать повторными проходами. Желательно, чтобы движе­ ние вытаскивающего автомобиля совпадало с продоль­ ной осью вытаскиваемого. Чтобы увеличить тягу на коле­ сах вытаскивающего автомобиля, его надо загрузить (можно больше нормы), включить передний мост и пони­ жающую передачу в раздаточной коробке. В том случае, если масса автомобиля, которому оказывается помощь, значительно больше массы автомобиля УАЗ и вытащить автомобиль плавной буксировкой не удается, можно по­ пробовать буксировку с небольшими рывками. Сильные рывки с большого разгона не рекомендуются, так как это приводит к отрыву буксирных крюков или обрыву троса.

37

Движение по заболоченному участку

 

Автомобили УАЗ способны преодолевать

небольшие

заболоченные участки с глубиной болота, не

превышаю­

щей дорожного просвета автомобиля, а также

двигаться

по заболоченному лугу, растительный покров которого не разрушается под колесами автомобиля. Большие болота и мягкий болотный грунт большой глубины, растительный покров которого разрушается под нагрузкой колес автомо­ биля, являются непроходимыми дя автомобилей всех ма­ рок, в том числе и УАЗ.

Заболоченные участки, на которых нет дерна и трава растет редко, а также участки, на которых трава имеет бо­ лее яркую окраску, следует избегать, так как несущая способность грунтов на таких участках очень низкая. Пре­ одолевать небольшие заболоченные участки необходимо с разгона на второй или третьей передаче и средних часто­ тах вращения коленчатого вала двигателя с включенным передним мостом.

По заболоченному лугу рекомендуется двигаться по прямой без остановки, не делая крутых поворотов и не допуская буксования колес. Начинать движение нужно плавно, без рывков, включив такую передачу в коробке передач, которая бы обеспечила необходимое тяговое уси­ лие на ведущих колесах без пробуксовки. Если при дви­ жении начнется буксование колес, ■следует немедленно выключить сцепление и, переключив передачу на задний ход, выехать назад.

Если буксование повторится при заднем ходе, надо под­ ложить под колеса хворост, доски и т. п., чтобы увеличить сцепление колес с грунтом и обеспечить движение автомо­ биля.

Повороты делают плавно, на большом радиусе. Следует

избегать движения

по колее, проложенной впереди

иду­

щим автомобилем,

и пересекать ее. Для остановки

нуж­

но выбрать пригорок или более сухое место.

 

38