Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переднее колесо нужно вывесить и тоже покачать в вертикальной плоскости. Переме­ щение поворотного кулака относительно бо­ бышки оси свидетельствует о наличии повы-

Рис. 14. Проверка регулировки подшип­ ников ступицы переднего колеса.

шейного зазора между ними. Это приводит к увеличению ударных нагрузок на шкворень, к его поломке и в результате — к аварии авто­ мобиля;

8) балансировку передних колес. Передний

40

мост необходимо вывесить и установить стро­ го горизонтально. К вращающемуся колесу подвести стержень, касаясь его концом наруж­ ной поверхности колеса. При биении стержень касается только той части окружности по­ крышки, которая наиболее удалена от оси вра­ щения. Максимальный зазор между концом стержня и остальной частью покрышки опре­ деляет величину радиального биения, которое не должно превышать 1,5 мм.

Боковое биение определяется путем подве­ дения стержня к боковой поверхности и не должно превышать 2 мм.

На передний мост автомобиля ставят наи­ более точно сбалансированные колеса. Прове­ рять точность балансировки колес рекоменду­ ется на специальном станке (рис. 15).

Увеличенное биение колес приводит к уси­ ленному износу покрышек, вызывает колеба­ ния передних колес относительно осей шквор­ ней, в результате чего нарушается устойчивое движение автомобиля;

9) величину схождения передних колес, ко торая определяется как разность расстояния между ободьями колес сзади и спереди на уровне оси, причем расстояние спереди долж­ но быть меньше, чем сзади на определенную величину (табл. 6).

Для определения данной величины автомо­ биль ставят на горизонтальной площадке, пе­ редние колеса направляют вдоль оси автомо­

биля.

Давление в шинах доводят до нормы. Меж­ ду ободьями с передней стороны колес на вы­

41

соте балки передней оси устанавливали' раз­ движную линейку так, чтобы концы ее цепочек касались пола (рис. 16). Затем автомобиль пе­ ремещается вперед до положения, в котором линейка, вращаясь вместе с колесами, не ока­ жется сзади колес на той лее высоте от пола.

Рис. 15. Станок для ба­ лансировки Колес.

42


Рис. 16. Проверка схождения передних колес:

1 — наконечники линейки; 2 — линейка; -3 — це­ почки.

Под действием внутренней пружины линейка раздвинется и стрелка укажет на шкале ве­ личину схождения, которая должна соответ­ ствовать данным, приведенным в табл. 6.

Таблица 6

Нормальная

Марка автомобиля величина схождения

колес, мм

ГАЗ-51, ГАЗ-53А ..............................

ГАЗ.-63, Г А З - 6 6 ...................................

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 .........................

ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 .........................

ЗИ Л -130 ..................................................

ЗИ Л -131 ..................................................

УРАЛ-375 .............................................

МАЗ-200, МАЗ-205 .........................

1,5—3,0

ьо 0

сл о

сл 0

1

со о

 

1

2,0—5,0

СЛ 0

00 о

 

1

2,0—5,0

3,0—8,0 3,0-5,0

43


Малая или завышенная величина схожде­ ния колес снижает устойчивость и управляе­ мость автомобиля, увеличивает износ перед­ них шин и расход топлива.

ПОДВЕСКА

Входе осмотра необходимо проверить:

1)крепление рессор в стремянках и на пальцах.

Рессоры подвергаются воздействию боль­ ших нагрузок, так как они воспринимают ко­

лебания и толчки колес от неровностей дорог и передают их на подрессоренные части авто­ мобиля (раму со всеми установленными на ней агрегатами, кузов и кабину). Поэтому рессоры должны быть надежно связаны с мостами с помощью стремянок. Ослабление стремянок вызывает перекосы мостов и ухудшает управ­ ление автомобилем.

Наличие поломанных листов рессор и ржавчины на них не допускается. Листы и пальцы рессор должны быть смазаны. Смазка рессорных пальцев проверяется нагнетанием универсальной смазки через масленку, кото­ рая должна сразу же показаться из-под тру­ щихся поверхностен. Рессорные листы смазы­ ваются специальной графитной смазкой;

2) надежность крепления амортизаторов на автомобиле и отсутствие течи жидкости. Резер­ вуар амортизатора заполняется амортизатор ной жидкостью до верхнего обреза заливного отверстия. Избыток жидкости может привести к выталкиванию заглушки и Еыходу резервуа­ ра из строя.

44

Рис. 17. Ступица балансирной подвески (разрез) автомобиля ЗИЛ-157:

1 *— прокладка; 2 — крышка ступицы; 3 — контр­ гайка; 4 — замочная шайба; 5 — регулировочная гайка; 6 — упорная шайба; 7 — рессора; 8 — ось; 9 — сальник; 10 — подшипник; 11 — ступица.

45

Во время эксплуатации автомобиля специ­ альная регулировка амортизатора не требует­ ся. Для смены жидкости он снимается;

3) на автомобилях с двумя задними моста­ ми наличие и качество смазки в ступице ба­ лансирной подвески, для чего нужно отвернуть болты и снять крышку ступицы (рис. 17). Про­ веряется затяжка гаек шпилек ступицы балан­ сира. Шпильки должны надежно зажимать в ступице коренной и подкоренной листы рессор. Ослабление гаек шпилек приводит к перекосу среднего и заднего мостов;

4)вращение ступицы (при вывешенной задней части рамы). Она должна свободно вращаться на оси без осевого люфта;

5)состояние реактивных и толкающих штанг. Реактивные и толкающие штанги дол­ жны быть надежно закреплены и не иметь люфта.

Вмятины на продольных балках рамы в местах перемещения опор верхних реактивных штанг и износ балок вызываются перекосом мостов вследствие слабой затяжки гаек шпи­ лек ступиц балансира.

ШИНЫ

Необходимо проверить:

1)пробег каждой покрышки по формуляру автомобиля и карточке учета.

Номера покрышек должны соответствовать номерам, указанным в формуляре;

2)шины, ободья и диски колес с целью оп­ ределения степени износа покрышек, правиль-

46


ность монтажа шин в зависимости от износа рисунка протектора.

Кроме того, проверяют, нет ли в протекто­ ре, боковинах и между сдвоенными шинами камней, гвоздей, стекла и т. д. Порезы, взду­ тие шин, износ протектора или боковин до кор­ да, ржавчины на ободьях колес не допустимы;

\ 3) правильность установки сдвоенных ко­ лес. Колеса должны устанавливаться так, что-, бы «окна» дисков были совмещены и вентиль выведен в «окно», поскольку это облегчает до­ ступ к вентилю при замере давления воздуха

вшинах;

4)наличие на всех вентилях металличе­ ских, резиновых надежных колпачков, предо­ храняющих от загрязнения и повреждений зо­ лотники. Замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями, не по­ зволяющими замерять давление воздуха в ши­ нах, запрещается;

5)давление воздуха в шинах (полностью остывших) ручным манометром.

Давление воздуха в шинах колес для раз­ личных марок автомобилей приведено в табл. 7.

Давление воздуха в шине запасного колеса должно быть равно максимальному давлению

вшинах на автомобиле. Давление в сдвоенных

^шинах должно быть одинаковым. Разное внут­ реннее давление в сдвоенных шинах вызывает перегрузку шины, в которой давление выше. Если в шинах задней тележки трехосного авто­ мобиля разное внутреннее давление, то во время движения не только перегружаются не­ которые шины, но и создаются дополнитель-

47

Марка

автомобиля

ГАЗ-51 1 ГАЗ-52 /

ГАЗ-53А . .

ГАЗ-63 . . .

ГАЗ-66 . . .

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 . .

ЗИЛ-130 . .

ЗИЛ-151 . .

ЗИЛ-131 . .

ЗИЛ-157 . .

МАЗ-200 . .

МАЗ-205 . .

УРАЛ-375 . .

Т а б л и ц а 7

Давление воздуха в шинах колес,

кг/см2

переднего моста

среднего моста

заднего моста

запасных

 

|

 

 

3,00 '

3,50

3,50

2,80

4,30

4,30

3,00

4,00

4,00

2,80

~

2,80

2,80

3,50

1,50

4,50

 

 

 

3,50

5,30

5,30

4,50

3,00

3,00

4,50

3,00

3,00

3,00

3,00

3,50

3,50

3,50

3,50

4,30

5,50

5,50

4,30

5,00

5,00

3,20

3,20

3,20

3,20

ные усилия на детали силовой передачи, что недопустимо.

При заниженном внутреннем давлении ши­ ны деформируются и нагреваются сверх нор­ мы. А так как нагретая резина хуже сопротив­ ляется разрыву и износу, шина очень, (рыстрр


изнашивается и повреждается — возникает кольцевой излом каркаса.

Повышенное давление ухудшает амортиза­ цию автомобиля и ускоряет износ шин;

6) показания манометра пневматической системы регулировки давления воздуха в ши­ нах автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375.

Нормы давления в шинах для автомобилей ГАЗ-66 — 2,8 кг/см2, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 — 3—3,5; УРАЛ-375 — 2,5—3,2 кг/см2-,

7) крепление запасного колеса и брызгови­ ков.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление — один из наиболее ответственных механизмов автомобиля, обес­ печивающий устойчивое и безопасное движе­ ние автомобиля, маневренность и минималь­ ную отдачу ударов от управляемых колес на рулевое колесо.

При осмотре рулевого управления необхо­ димо проверить:

1) величину свободного хода рулевого ко­ леса специальным прибором — люфтомером. Шкала прибора устанавливается захватами на рулевой колонке ниже рулевого колеса. Стрел­ ку.нужно закрепить на ободе колеса (рис. 18). Поворачивая рулевое колесо, выбирают его

-свободный ход и передвигают шкалу в такое положение, чтобы стрелка оказалась на нуле. Затем рулевое колесо поворачивают в обрат­ ную сторону на релцчину свободного хода и

49