Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Переднее колесо нужно вывесить и тоже покачать в вертикальной плоскости. Переме щение поворотного кулака относительно бо бышки оси свидетельствует о наличии повы-
Рис. 14. Проверка регулировки подшип ников ступицы переднего колеса.
шейного зазора между ними. Это приводит к увеличению ударных нагрузок на шкворень, к его поломке и в результате — к аварии авто мобиля;
8) балансировку передних колес. Передний
40
мост необходимо вывесить и установить стро го горизонтально. К вращающемуся колесу подвести стержень, касаясь его концом наруж ной поверхности колеса. При биении стержень касается только той части окружности по крышки, которая наиболее удалена от оси вра щения. Максимальный зазор между концом стержня и остальной частью покрышки опре деляет величину радиального биения, которое не должно превышать 1,5 мм.
Боковое биение определяется путем подве дения стержня к боковой поверхности и не должно превышать 2 мм.
На передний мост автомобиля ставят наи более точно сбалансированные колеса. Прове рять точность балансировки колес рекоменду ется на специальном станке (рис. 15).
Увеличенное биение колес приводит к уси ленному износу покрышек, вызывает колеба ния передних колес относительно осей шквор ней, в результате чего нарушается устойчивое движение автомобиля;
9) величину схождения передних колес, ко торая определяется как разность расстояния между ободьями колес сзади и спереди на уровне оси, причем расстояние спереди долж но быть меньше, чем сзади на определенную величину (табл. 6).
Для определения данной величины автомо биль ставят на горизонтальной площадке, пе редние колеса направляют вдоль оси автомо
биля.
Давление в шинах доводят до нормы. Меж ду ободьями с передней стороны колес на вы
41
соте балки передней оси устанавливали' раз движную линейку так, чтобы концы ее цепочек касались пола (рис. 16). Затем автомобиль пе ремещается вперед до положения, в котором линейка, вращаясь вместе с колесами, не ока жется сзади колес на той лее высоте от пола.
Рис. 15. Станок для ба лансировки Колес.
42
Рис. 16. Проверка схождения передних колес:
1 — наконечники линейки; 2 — линейка; -3 — це почки.
Под действием внутренней пружины линейка раздвинется и стрелка укажет на шкале ве личину схождения, которая должна соответ ствовать данным, приведенным в табл. 6.
Таблица 6
Нормальная
Марка автомобиля величина схождения
колес, мм
ГАЗ-51, ГАЗ-53А ..............................
ГАЗ.-63, Г А З - 6 6 ...................................
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 .........................
ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 .........................
ЗИ Л -130 ..................................................
ЗИ Л -131 ..................................................
УРАЛ-375 .............................................
МАЗ-200, МАЗ-205 .........................
1,5—3,0
ьо 0 |
сл о |
сл 0 |
1 |
со о |
|
|
1 |
2,0—5,0 |
|
СЛ 0 |
00 о |
|
1 |
2,0—5,0
3,0—8,0 3,0-5,0
43
Малая или завышенная величина схожде ния колес снижает устойчивость и управляе мость автомобиля, увеличивает износ перед них шин и расход топлива.
ПОДВЕСКА
Входе осмотра необходимо проверить:
1)крепление рессор в стремянках и на пальцах.
Рессоры подвергаются воздействию боль ших нагрузок, так как они воспринимают ко
лебания и толчки колес от неровностей дорог и передают их на подрессоренные части авто мобиля (раму со всеми установленными на ней агрегатами, кузов и кабину). Поэтому рессоры должны быть надежно связаны с мостами с помощью стремянок. Ослабление стремянок вызывает перекосы мостов и ухудшает управ ление автомобилем.
Наличие поломанных листов рессор и ржавчины на них не допускается. Листы и пальцы рессор должны быть смазаны. Смазка рессорных пальцев проверяется нагнетанием универсальной смазки через масленку, кото рая должна сразу же показаться из-под тру щихся поверхностен. Рессорные листы смазы ваются специальной графитной смазкой;
2) надежность крепления амортизаторов на автомобиле и отсутствие течи жидкости. Резер вуар амортизатора заполняется амортизатор ной жидкостью до верхнего обреза заливного отверстия. Избыток жидкости может привести к выталкиванию заглушки и Еыходу резервуа ра из строя.
44
Рис. 17. Ступица балансирной подвески (разрез) автомобиля ЗИЛ-157:
1 *— прокладка; 2 — крышка ступицы; 3 — контр гайка; 4 — замочная шайба; 5 — регулировочная гайка; 6 — упорная шайба; 7 — рессора; 8 — ось; 9 — сальник; 10 — подшипник; 11 — ступица.
45
Во время эксплуатации автомобиля специ альная регулировка амортизатора не требует ся. Для смены жидкости он снимается;
3) на автомобилях с двумя задними моста ми наличие и качество смазки в ступице ба лансирной подвески, для чего нужно отвернуть болты и снять крышку ступицы (рис. 17). Про веряется затяжка гаек шпилек ступицы балан сира. Шпильки должны надежно зажимать в ступице коренной и подкоренной листы рессор. Ослабление гаек шпилек приводит к перекосу среднего и заднего мостов;
4)вращение ступицы (при вывешенной задней части рамы). Она должна свободно вращаться на оси без осевого люфта;
5)состояние реактивных и толкающих штанг. Реактивные и толкающие штанги дол жны быть надежно закреплены и не иметь люфта.
Вмятины на продольных балках рамы в местах перемещения опор верхних реактивных штанг и износ балок вызываются перекосом мостов вследствие слабой затяжки гаек шпи лек ступиц балансира.
ШИНЫ
Необходимо проверить:
1)пробег каждой покрышки по формуляру автомобиля и карточке учета.
Номера покрышек должны соответствовать номерам, указанным в формуляре;
2)шины, ободья и диски колес с целью оп ределения степени износа покрышек, правиль-
46
ность монтажа шин в зависимости от износа рисунка протектора.
Кроме того, проверяют, нет ли в протекто ре, боковинах и между сдвоенными шинами камней, гвоздей, стекла и т. д. Порезы, взду тие шин, износ протектора или боковин до кор да, ржавчины на ободьях колес не допустимы;
\ 3) правильность установки сдвоенных ко лес. Колеса должны устанавливаться так, что-, бы «окна» дисков были совмещены и вентиль выведен в «окно», поскольку это облегчает до ступ к вентилю при замере давления воздуха
вшинах;
4)наличие на всех вентилях металличе ских, резиновых надежных колпачков, предо храняющих от загрязнения и повреждений зо лотники. Замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями, не по зволяющими замерять давление воздуха в ши нах, запрещается;
5)давление воздуха в шинах (полностью остывших) ручным манометром.
Давление воздуха в шинах колес для раз личных марок автомобилей приведено в табл. 7.
Давление воздуха в шине запасного колеса должно быть равно максимальному давлению
вшинах на автомобиле. Давление в сдвоенных
^шинах должно быть одинаковым. Разное внут реннее давление в сдвоенных шинах вызывает перегрузку шины, в которой давление выше. Если в шинах задней тележки трехосного авто мобиля разное внутреннее давление, то во время движения не только перегружаются не которые шины, но и создаются дополнитель-
47
Марка
автомобиля
ГАЗ-51 1 ГАЗ-52 /
ГАЗ-53А . .
ГАЗ-63 . . .
ГАЗ-66 . . .
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 . .
ЗИЛ-130 . .
ЗИЛ-151 . .
ЗИЛ-131 . .
ЗИЛ-157 . .
МАЗ-200 . .
МАЗ-205 . .
УРАЛ-375 . .
Т а б л и ц а 7
Давление воздуха в шинах колес,
кг/см2
переднего моста |
среднего моста |
заднего моста |
запасных |
|
| |
|
|
3,00 ' |
— |
3,50 |
3,50 |
2,80 |
— |
4,30 |
4,30 |
3,00 |
— |
4,00 |
4,00 |
2,80 |
~ |
2,80 |
2,80 |
3,50 |
— |
1,50 |
4,50 |
|
|
|
|
3,50 |
— |
5,30 |
5,30 |
4,50 |
3,00 |
3,00 |
4,50 |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
3,50 |
3,50 |
3,50 |
3,50 |
4,30 |
— |
5,50 |
5,50 |
4,30 |
— |
5,00 |
5,00 |
3,20 |
3,20 |
3,20 |
3,20 |
ные усилия на детали силовой передачи, что недопустимо.
При заниженном внутреннем давлении ши ны деформируются и нагреваются сверх нор мы. А так как нагретая резина хуже сопротив ляется разрыву и износу, шина очень, (рыстрр
изнашивается и повреждается — возникает кольцевой излом каркаса.
Повышенное давление ухудшает амортиза цию автомобиля и ускоряет износ шин;
6) показания манометра пневматической системы регулировки давления воздуха в ши нах автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375.
Нормы давления в шинах для автомобилей ГАЗ-66 — 2,8 кг/см2, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 — 3—3,5; УРАЛ-375 — 2,5—3,2 кг/см2-,
7) крепление запасного колеса и брызгови ков.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рулевое управление — один из наиболее ответственных механизмов автомобиля, обес печивающий устойчивое и безопасное движе ние автомобиля, маневренность и минималь ную отдачу ударов от управляемых колес на рулевое колесо.
При осмотре рулевого управления необхо димо проверить:
1) величину свободного хода рулевого ко леса специальным прибором — люфтомером. Шкала прибора устанавливается захватами на рулевой колонке ниже рулевого колеса. Стрел ку.нужно закрепить на ободе колеса (рис. 18). Поворачивая рулевое колесо, выбирают его
-свободный ход и передвигают шкалу в такое положение, чтобы стрелка оказалась на нуле. Затем рулевое колесо поворачивают в обрат ную сторону на релцчину свободного хода и
49