Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

баллонов, тормозных камер к их кронштейнам

икронштейнов к мостам автомобиля;

10)проверить исправность работы предо­ хранительного клапана пневматической систе­ мы привода тормозов, предназначенного для

предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления воздуха. Клапан установлен на воздушном баллоне. Вначале с помощью мыльной эмульсии прове­ ряется его герметичность.

Для проверки исправности работы предо­ хранительного клапана следует потянуть за его стержень. Если клапан будет выпускать воздух, то он исправен. Затем надо отпустить стержень. Если в этом случае прекратится вы­ пуск воздуха, то клапан работает нормально;

11) проверить, нет ли скопления конденса­ та в воздушных баллонах. С этой целью от­ крывают спускные краны в воздушных балло­ нах (рис. 23). Если конденсат имеется, он вый­ дет вместе с воздушным потоком.

Скопление конденсата в баллонах может привести к его попаданию в рабочие аппараты тормозной системы. Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажнос­ ти воздуха. Наличие большого количества мас­ ла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Зимой нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов, чтобы избежать его замерзания в системе тру­ бопроводов пневматического привода тормо­ зов;

12) проверить, не касаются ли шланги пе-

60

Рис. 23. Спуск конденсата. / — спускной кран.

§1

редних тормозных камер о колеса, повернув колеса до отказа вправо и влево;

13) проверить работу ручного тормоза. При нажатии на рычаг ручного тормоза

правой рукой полное затормаживание должно происходить после перемещения стопорной за­ щелки на четыре-шесть зубьев сектора (при медленном перемещении рычага должно про­ слушиваться четыре-шесть щелчков), а при возвращении рычага в переднее крайнее поло­ жение тормозной барабан должен свободно вращаться, не задевая за колодки тормоза.

В расторможенном состоянии между колод­ ками ручного тормоза и тормозным барабаном должен проходить щуп 0,5 мм.

Уменьшенный зазор вызывает неполное растормаживание автомобиля, а увеличенный зазор повышает рабочий ход рычага и ухудша­ ет торможение;

14) проверить смазку привода ручного тор­ моза.

Трущиеся поверхности шарнирных соедине­ ний тормоза и привода должны быть смазаны отработанным маслом двигателя.

ПОЖАРНЫЙ НАСОС

В настоящее время на всех автонасосах и . автоцистернах для подачи воды (или эмульсии для получения воздушно-механической пены) на пожаротушение применяются центробежные насосы.

При осмотре дополнительной силовой пере­ дачи и пожарного насоса необходимо прове­ рить: .

62


1) надежность крепления насоса к раме, автомобиля;

Пожарные насосы ПН-20, ПН-30, ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ и ПН-40У крепятся в трех точках— на двух лапах, расположенных на приливах корпуса, и на кольцевой опоре. Во всех трех точках крепления установлены резиновые амортизаторы;

2)крепление коробки отбора мощности, промежуточной опоры, фланцев карданных ва­ лов;

3)наличие масла в корпусе промежуточ­

ной опоры.

Уровень масла проверяется через отверстие в корпусе опоры. Признаком недостатка мас­ ла, а, следовательно, и недостаточной смазки подшипников опоры является нагрев корпуса промежуточной опоры, который после работы насоса можно определить наощупь;

4)наличие масла для смазки подшипников вала насоса и сальникового уплотнения.

В насосах ПН-20 и ПН-30 подшипники сма­ зывают через две колпачковые масленки. Од­ новременно через колпачковую масленку сма­ зывается сальниковое уплотнение.

В насосах ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ и ПН-40У подшипники смазываются жидким маслом, за­ литым в масляную ванну насоса. Уровень мас­ ла в ванне определяется щупом с метками, ко­ торый должен доходить до верхней метки.

Сальниковое уплотнение промасливается консистецтной смазкой из колпачковой мас­ ленки; -

5)отсутствие заедания во время открытия

изакрытия задвижек на напорных патрубках,

68

вентилей водопенных коммуникаций и заглуш­ ки на всасывающем патрубке насоса. На кор­ пусе.насоса, всасывающем и выкидных патруб­ ках, вентилях и задвижке, водопенных ком­ муникациях не должно быть грязи, пыли и ржавчины;

6) исправность контрольно-измерительных приборов.

При неработающем насосе стрелки мановакуумметров на всасывающем и напорном пат­ рубках, а также стрелка на тахометре долж­ ны стоять на «О».

Привод тахометра на насосах ПН-20 и ПН30 осуществляется от червячной пары, уста­ новленной на конце вала насоса, с помощью гибкого вала, а на насосах ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ и ПН-40У тахометр укреплен через проставку непосредственно к корпусу привода без гибко­ го вала;

7) отсутствие воды в полости насоса после окончания его работы.

ВАКУУМНАЯ СИСТЕМА

Вакуумная система состоит из газоструй­ ного вакуум-аппарата, трубки к вакуум-клапа­ ну, вакуум-клапана и механизма управления.

При осмотре вакуумной системы необходи­

мо:

1) проверить крепление и состояние газо­ струйного вакуум-аппарата, вакуум-крана, ме­ ханизма управления.

Детали вакуум-аппарата не должны иметь

•нагара и грязи;

2) включит!? и рыключить заслонки газд-


струйного вакуум-аппарата при неработающем двигателе.

В исправном газоструйном вакуум-аппара­ те оси заслонок должны свободно вращаться, а заслонки плотно прилегать к платикам (сед­ ло заслонки) корпуса;

3) проконтролировать состояние прокладок газоструйного вакуум-аппарата, уплотняющих сальниковых набивок.

ПЕНОСМЕСИТЕЛЬ

Входе осмотра проверяется:

1)затяжка всех крепежных точек узлов пеносмесителя;

2)герметичность коммуникаций пеносме­ сителя и надежность всех его соединений.

Вместах соединений трубопровода с пенобаком и пеносмесителем, возле вентилей не должно быть следов просачивания пенообра­ зователя;

3)исправность крана пеносмесителя. Маховичок должен поворачиваться без зае­

даний. Тугое вращение маховичка указывает на плохую смазку или затяжку сальника.

Тугое вращение может также происходить из-за плохой промывки пеносмесителя водой после окончания работы и засорения остатка­ ми пенообразователя крана.

ЦИСТЕРНА И ПЕНОБАК

Необходимо проверить:

1) наличие воды (пенообразователя) в цис терне и пенообразователя в баке;

3— М-255

65

2)надежность закрытия горловины цистер­ ны крышкой и исправность резинового уплот­ нения;

3)отсутствие утечки воды (пенообразова­ теля) из цистерны, пенообразователя из бака;

Особое внимание нужно обратить на места подсоединения водопенных коммуникаций, от­ стойника со сливной пробкой, крепления опор цистерны, кронштейнов для крепления кузова

ит. д.;

4)крепление цистерны к раме шасси авто­ мобиля точек крепления.

У автомобилей на шасси ЗИЛ и ГАЗ-53А цистерны установлены на шести опорах, при­ крепленных стремянками через прокладки к лонжеронам рамы шасси. В местах креплений установлены деревянные бруски;

5)крепление бака для пенообразователя. Бак закреплен хомутами к кронштейнам цис­ терны и к крышке в насосном отсеке.

6)внутреннюю поверхность цистерны, слив всю воду. На внутренней поверхности цистер­ ны не должно быть отслоений и повреждений

лакового покрытия.

Кроме того, осматривается надежность крепления волноломов;

7) у автомобилей на шасси ГАЗ-53А во вре­ мя слива воды из цистерны работу механиче­ ского уровнемера воды в цистерне.

Уровень воды указывается стрелкой, укре­ пленной на конце рычага, по шкале, находя­ щейся на задней стенке цистерны. На втором конце рычага укреплен резиновый поплавок,

6


находящийся внутри цистерны. Стрелка уров­ немера закрыта стеклом.

РУЧНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

'Осмотром проверяют:

1)состояние и исправность трехколенных

выдвижных лестниц.

Тетивы и ступени лестниц не должны иметь дефектов, арматура должна быть надежно за­ крепленной; не допускается появления трещин у гнезд ступеней;

2)выдвижение трехколенных лестниц. Верхнее и среднее колена должны выдвигать­ ся плавно, без заеданий и надежно стопорить­ ся на любой высоте. Самопроизвольное скла­ дывание лестниц не допускается;

3)состояние тетив, ступеней, крюка и тро­ сов штурмовых лестниц. Тетивы и ступени дол­ жны быть без трещин, трос — цельным и на­ ходиться в пазах тетив.

Крюк должен быть без искривлений, погну­ тых и обломанных зубьев, надежно закреплен за ступеньки;

4)проверить состояние и исправность лест­ ниц-палок.

Лестницы должны легко раздвигаться, сво­ бодно, плавно и плотно складываться. В рабо­ чем положении лестницы угол между ступень­ ками и тетивами должен быть прямым;

5)все металлические детали лестниц дол­ жны быть без раковин, следов ржавчины, кро­ ме того, покрыты (кроме крепежных) пентафталевой эмалью, а деревянные детали лест­ ниц — пропитаны натуральной олифой.

67

Трехколенные, штурмовые лестницы и лест­ ницы-палки нельзя использовать при наличии трещин на тетивах и ступенях, ослабляющих детали; при отсутствии шурупов крепления де­ талей; отсутствии башмаков или упоров; ос­ лаблении стяжек в коленах; слабом креплении или повреждении цепи или троса; неисправ­ ности механизма останова;

7) правильность и своевременность испыта­ ния лестниц.

Лестницы испытывают один раз в год и пос­ ле каждого ремонта. Испытание пооизводят с помощью специального станка КСМ-2 (станок Пелиха).

Трехколенную лестницу во время испыта­ ния устанавливают на твердом грунте, выдви­ гают на полную высоту и прислоняют к стене (учебной башни) под углом 75° к горизонтали (земле). Усилие от станка в 100 кг в течение двух минут прикладывается к каждому коле­ ну лестницы (к серединам обеих тетив).

Цепь должна выдерживать натяжение в 200 кг без деформации.

Штурмовую лестницу подвешивают свобод­ но за конец крюка, к ее тетивам на уровне вто­ рой ступени снизу прикладывают усилие в 160 кг в течение двух минут.

После испытания не должно нарушиться крепление крюка, тетивы и ступени не должны иметь трещин и повреждений, а крюк — оста­ точных деформаций.

Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, прислоняя к стене под углом 75° к го­ ризонтали, посередине к.обеим тетивам при-

68


кладывается усилие от станка в 120 кг в тече­ ние двух минут.

После снятия нагрузки лестница должна легко и плотно складываться и не иметь ника­ ких повреждении тетив и ступеней.

ПОЖАРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯСА, ПОЖАРНЫЕ ПОЯСНЫЕ КАРАБИНЫ, СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ

Внешним осмотром необходимо проверить: 1) состояние и исправность пожарного спа­

сательного пояса.

Основными неисправностями, при которых пояс не может эксплуатироваться, являются: повреждение поясной ленты и пряжек для за­ стегивания; надрыв или прорез поясной ленты; повреждение пряжек; отсутствие на заклепках шайб; прорез заклепками поясной ленты;

2) исправность пожарных карабинов.

Для этого пальцем одной руки нажимают на затвор карабина. Затвор должен легко от­ крываться внутрь до соприкосновения со спин­ кой крюка и плотно закрываться под действи­

ем пружины.

Бородка замка должна входить в вырез замка крюка без заеданий, заподлицо приле­ гать по всей поверхности смыкания. Детали шарнирного соединения должны плотно приле­ гать друг к другу и при закрытом замке не образовывать выступающих частей.

Поверхность карабина должна быть глад­ кой, без забоин и трещин;

3) состояние и исправность спасательных веревок.

69