Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
баллонов, тормозных камер к их кронштейнам
икронштейнов к мостам автомобиля;
10)проверить исправность работы предо хранительного клапана пневматической систе мы привода тормозов, предназначенного для
предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления воздуха. Клапан установлен на воздушном баллоне. Вначале с помощью мыльной эмульсии прове ряется его герметичность.
Для проверки исправности работы предо хранительного клапана следует потянуть за его стержень. Если клапан будет выпускать воздух, то он исправен. Затем надо отпустить стержень. Если в этом случае прекратится вы пуск воздуха, то клапан работает нормально;
11) проверить, нет ли скопления конденса та в воздушных баллонах. С этой целью от крывают спускные краны в воздушных балло нах (рис. 23). Если конденсат имеется, он вый дет вместе с воздушным потоком.
Скопление конденсата в баллонах может привести к его попаданию в рабочие аппараты тормозной системы. Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажнос ти воздуха. Наличие большого количества мас ла в конденсате указывает на неисправность компрессора.
Зимой нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов, чтобы избежать его замерзания в системе тру бопроводов пневматического привода тормо зов;
12) проверить, не касаются ли шланги пе-
60
Рис. 23. Спуск конденсата. / — спускной кран.
§1
редних тормозных камер о колеса, повернув колеса до отказа вправо и влево;
13) проверить работу ручного тормоза. При нажатии на рычаг ручного тормоза
правой рукой полное затормаживание должно происходить после перемещения стопорной за щелки на четыре-шесть зубьев сектора (при медленном перемещении рычага должно про слушиваться четыре-шесть щелчков), а при возвращении рычага в переднее крайнее поло жение тормозной барабан должен свободно вращаться, не задевая за колодки тормоза.
В расторможенном состоянии между колод ками ручного тормоза и тормозным барабаном должен проходить щуп 0,5 мм.
Уменьшенный зазор вызывает неполное растормаживание автомобиля, а увеличенный зазор повышает рабочий ход рычага и ухудша ет торможение;
14) проверить смазку привода ручного тор моза.
Трущиеся поверхности шарнирных соедине ний тормоза и привода должны быть смазаны отработанным маслом двигателя.
ПОЖАРНЫЙ НАСОС
В настоящее время на всех автонасосах и . автоцистернах для подачи воды (или эмульсии для получения воздушно-механической пены) на пожаротушение применяются центробежные насосы.
При осмотре дополнительной силовой пере дачи и пожарного насоса необходимо прове рить: .
62
1) надежность крепления насоса к раме, автомобиля;
Пожарные насосы ПН-20, ПН-30, ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ и ПН-40У крепятся в трех точках— на двух лапах, расположенных на приливах корпуса, и на кольцевой опоре. Во всех трех точках крепления установлены резиновые амортизаторы;
2)крепление коробки отбора мощности, промежуточной опоры, фланцев карданных ва лов;
3)наличие масла в корпусе промежуточ
ной опоры.
Уровень масла проверяется через отверстие в корпусе опоры. Признаком недостатка мас ла, а, следовательно, и недостаточной смазки подшипников опоры является нагрев корпуса промежуточной опоры, который после работы насоса можно определить наощупь;
4)наличие масла для смазки подшипников вала насоса и сальникового уплотнения.
В насосах ПН-20 и ПН-30 подшипники сма зывают через две колпачковые масленки. Од новременно через колпачковую масленку сма зывается сальниковое уплотнение.
В насосах ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ и ПН-40У подшипники смазываются жидким маслом, за литым в масляную ванну насоса. Уровень мас ла в ванне определяется щупом с метками, ко торый должен доходить до верхней метки.
Сальниковое уплотнение промасливается консистецтной смазкой из колпачковой мас ленки; -
5)отсутствие заедания во время открытия
изакрытия задвижек на напорных патрубках,
68
вентилей водопенных коммуникаций и заглуш ки на всасывающем патрубке насоса. На кор пусе.насоса, всасывающем и выкидных патруб ках, вентилях и задвижке, водопенных ком муникациях не должно быть грязи, пыли и ржавчины;
6) исправность контрольно-измерительных приборов.
При неработающем насосе стрелки мановакуумметров на всасывающем и напорном пат рубках, а также стрелка на тахометре долж ны стоять на «О».
Привод тахометра на насосах ПН-20 и ПН30 осуществляется от червячной пары, уста новленной на конце вала насоса, с помощью гибкого вала, а на насосах ПН-ЗОК, ПН-ЗОКФ и ПН-40У тахометр укреплен через проставку непосредственно к корпусу привода без гибко го вала;
7) отсутствие воды в полости насоса после окончания его работы.
ВАКУУМНАЯ СИСТЕМА
Вакуумная система состоит из газоструй ного вакуум-аппарата, трубки к вакуум-клапа ну, вакуум-клапана и механизма управления.
При осмотре вакуумной системы необходи
мо:
1) проверить крепление и состояние газо струйного вакуум-аппарата, вакуум-крана, ме ханизма управления.
Детали вакуум-аппарата не должны иметь
•нагара и грязи;
2) включит!? и рыключить заслонки газд-
струйного вакуум-аппарата при неработающем двигателе.
В исправном газоструйном вакуум-аппара те оси заслонок должны свободно вращаться, а заслонки плотно прилегать к платикам (сед ло заслонки) корпуса;
3) проконтролировать состояние прокладок газоструйного вакуум-аппарата, уплотняющих сальниковых набивок.
ПЕНОСМЕСИТЕЛЬ
Входе осмотра проверяется:
1)затяжка всех крепежных точек узлов пеносмесителя;
2)герметичность коммуникаций пеносме сителя и надежность всех его соединений.
Вместах соединений трубопровода с пенобаком и пеносмесителем, возле вентилей не должно быть следов просачивания пенообра зователя;
3)исправность крана пеносмесителя. Маховичок должен поворачиваться без зае
даний. Тугое вращение маховичка указывает на плохую смазку или затяжку сальника.
Тугое вращение может также происходить из-за плохой промывки пеносмесителя водой после окончания работы и засорения остатка ми пенообразователя крана.
ЦИСТЕРНА И ПЕНОБАК
Необходимо проверить:
1) наличие воды (пенообразователя) в цис терне и пенообразователя в баке;
3— М-255 |
65 |
2)надежность закрытия горловины цистер ны крышкой и исправность резинового уплот нения;
3)отсутствие утечки воды (пенообразова теля) из цистерны, пенообразователя из бака;
Особое внимание нужно обратить на места подсоединения водопенных коммуникаций, от стойника со сливной пробкой, крепления опор цистерны, кронштейнов для крепления кузова
ит. д.;
4)крепление цистерны к раме шасси авто мобиля точек крепления.
У автомобилей на шасси ЗИЛ и ГАЗ-53А цистерны установлены на шести опорах, при крепленных стремянками через прокладки к лонжеронам рамы шасси. В местах креплений установлены деревянные бруски;
5)крепление бака для пенообразователя. Бак закреплен хомутами к кронштейнам цис терны и к крышке в насосном отсеке.
6)внутреннюю поверхность цистерны, слив всю воду. На внутренней поверхности цистер ны не должно быть отслоений и повреждений
лакового покрытия.
Кроме того, осматривается надежность крепления волноломов;
7) у автомобилей на шасси ГАЗ-53А во вре мя слива воды из цистерны работу механиче ского уровнемера воды в цистерне.
Уровень воды указывается стрелкой, укре пленной на конце рычага, по шкале, находя щейся на задней стенке цистерны. На втором конце рычага укреплен резиновый поплавок,
6
находящийся внутри цистерны. Стрелка уров немера закрыта стеклом.
РУЧНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ
'Осмотром проверяют:
1)состояние и исправность трехколенных
выдвижных лестниц.
Тетивы и ступени лестниц не должны иметь дефектов, арматура должна быть надежно за крепленной; не допускается появления трещин у гнезд ступеней;
2)выдвижение трехколенных лестниц. Верхнее и среднее колена должны выдвигать ся плавно, без заеданий и надежно стопорить ся на любой высоте. Самопроизвольное скла дывание лестниц не допускается;
3)состояние тетив, ступеней, крюка и тро сов штурмовых лестниц. Тетивы и ступени дол жны быть без трещин, трос — цельным и на ходиться в пазах тетив.
Крюк должен быть без искривлений, погну тых и обломанных зубьев, надежно закреплен за ступеньки;
4)проверить состояние и исправность лест ниц-палок.
Лестницы должны легко раздвигаться, сво бодно, плавно и плотно складываться. В рабо чем положении лестницы угол между ступень ками и тетивами должен быть прямым;
5)все металлические детали лестниц дол жны быть без раковин, следов ржавчины, кро ме того, покрыты (кроме крепежных) пентафталевой эмалью, а деревянные детали лест ниц — пропитаны натуральной олифой.
67
Трехколенные, штурмовые лестницы и лест ницы-палки нельзя использовать при наличии трещин на тетивах и ступенях, ослабляющих детали; при отсутствии шурупов крепления де талей; отсутствии башмаков или упоров; ос лаблении стяжек в коленах; слабом креплении или повреждении цепи или троса; неисправ ности механизма останова;
7) правильность и своевременность испыта ния лестниц.
Лестницы испытывают один раз в год и пос ле каждого ремонта. Испытание пооизводят с помощью специального станка КСМ-2 (станок Пелиха).
Трехколенную лестницу во время испыта ния устанавливают на твердом грунте, выдви гают на полную высоту и прислоняют к стене (учебной башни) под углом 75° к горизонтали (земле). Усилие от станка в 100 кг в течение двух минут прикладывается к каждому коле ну лестницы (к серединам обеих тетив).
Цепь должна выдерживать натяжение в 200 кг без деформации.
Штурмовую лестницу подвешивают свобод но за конец крюка, к ее тетивам на уровне вто рой ступени снизу прикладывают усилие в 160 кг в течение двух минут.
После испытания не должно нарушиться крепление крюка, тетивы и ступени не должны иметь трещин и повреждений, а крюк — оста точных деформаций.
Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, прислоняя к стене под углом 75° к го ризонтали, посередине к.обеим тетивам при-
68
кладывается усилие от станка в 120 кг в тече ние двух минут.
После снятия нагрузки лестница должна легко и плотно складываться и не иметь ника ких повреждении тетив и ступеней.
ПОЖАРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯСА, ПОЖАРНЫЕ ПОЯСНЫЕ КАРАБИНЫ, СПАСАТЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ
Внешним осмотром необходимо проверить: 1) состояние и исправность пожарного спа
сательного пояса.
Основными неисправностями, при которых пояс не может эксплуатироваться, являются: повреждение поясной ленты и пряжек для за стегивания; надрыв или прорез поясной ленты; повреждение пряжек; отсутствие на заклепках шайб; прорез заклепками поясной ленты;
2) исправность пожарных карабинов.
Для этого пальцем одной руки нажимают на затвор карабина. Затвор должен легко от крываться внутрь до соприкосновения со спин кой крюка и плотно закрываться под действи
ем пружины.
Бородка замка должна входить в вырез замка крюка без заеданий, заподлицо приле гать по всей поверхности смыкания. Детали шарнирного соединения должны плотно приле гать друг к другу и при закрытом замке не образовывать выступающих частей.
Поверхность карабина должна быть глад кой, без забоин и трещин;
3) состояние и исправность спасательных веревок.
69